Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи умения употреблять предлоги посредством театральных игрушек

Работа №111203

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
68
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи умения употреблять предлоги посредством театральных игрушек
1.1.Психолого-педагогические основы формирования умения
употреблять предлоги у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.2.Влияние театральной игрушки на формирование умения
употреблять предлоги у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования у детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи умения употреблять предлоги посредством театральных игрушек
2.1Выявление уровня сформированности умения употреблять предлоги
у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
2.2Разработка и апробирование методики формирования у детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи умения употреблять предлоги посредством театральных игрушек
2.3Динамика развития уровня сформированности умения употреблять
предлоги у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

На протяжении всех этапов формирования дошкольной педагогики вопрос умения правильно применять предлоги в речи детей занимала существенное место. Собственно дошкольный возраст считается подходящим для улучшения формирования речи, накопления умения правильно использовать предлоги.
По взгляду Н.В. Серебряковой и Р.И. Лалаевой, грамматические формы словообразования, словоизменения проявляются у дошкольников с общим недоразвитием речи в том же порядке, что и при нормальном развитии речи. Оригинальность в овладении грамматического строя речи проходит в более медленном темпе изучения, в неблагозвучии формирования синтаксической и морфологической систем речи, формально-языковых и семантических компонентов, в искажении всеобщего вида развития речи.
У большого количества дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается аномалии во владении падежами и собственно от этого дошкольник неверно применяет предлоги. В самостоятельной речи дети используют простые нераспространенные предложения, но и в этом случае у дошкольников часто наблюдаются ошибки при использовании предлогов и падежных окончаний. Потому при формировании грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи существенную роль выполняет работа по усвоению и закреплению использования предлогов в речи.
Проблемы в образовании разнообразных сторон речи формирует основательные преграды для благополучного овладения дошкольником с общим недоразвитием речи образовательного материала по чтению, так как проявляются плохо сформированными практические обобщения, какие у дошкольника с нормальным речевым развитием формируются задолго до перехода из ДОО в школу. После того, как ребенок приходит в школу, дети с
общим недоразвитием речи он может плохо учиться из-за того, что у них есть проблемы развития.
Вопрос формирования в умении точно применять предлоги занимает существенное место в современной логопедии.
Оригинальность изучения грамматического строя речи проходит у дошкольников с общим недоразвитием речи в более медленном темпе изучения, в дисгармонии формирования систем языка, в изменения общей картины речевого формирования (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.П. Глухов, Л.Р, Лалаева, Г.В. Гуровец, Н.В. Серебрякова).
Меньше освоенной считается вопрос усвоения дошкольниками с общим недоразвитием речи некоторых разделов грамматики, а именно: правильного применения предлогов в речи. В трудах Р.Е. Левиной, Н.С. Жуковой, С.Н. Шаховской, И.К. Колповской при общем недоразвитии речи отмечается неверное использование предлогов в устной речи дошкольников.
Актуальность исследования состоит в том, что у дошкольников с общим недоразвитием речи часто встречаются различные аграмматизмы (ошибки) при применении предлогов. Потому нужна целенаправленная, регулярная образовательная деятельность для того, чтобы преодолеть данные ошибки у дошкольников. Аграмматизмы часто встречаются у дошкольников с общим недоразвитием речи разнообразного генеза. Как представляет практика, дошкольники с общим недоразвитием речи, в особенности если недостаток содержит дизартрический компонент, как правило, ощущают проблемы, которые связаны с ориентацией во внешней среде. Из этого вытекает несформированность пространственных понятий и, поэтому, появляются проблемы формирования умения, верно, использовать грамматические формы (существительных с предлогами), которые выражают данные отношения.
Существенным средством формирования и развития дошкольника считаются театрализованные игрушки, потому, что игра - это основной вид деятельности дошкольников, а театр - это самый демократичный и 5
доступный вид искусства, который дозволяет разрешить многие злободневные вопросы психологии и педагогики, которые связаны с формированием речи.
Возможности в формировании речи у дошкольников с общим недоразвитием речи у театральной игрушки достаточно велики. Используя театральные игрушки, дошкольники имеют возможности знакомиться с внешним миром посредством образов, красок, звуков, а правильно установленные вопросы помогают дошкольникам размышлять, подвергать анализу, производить обобщения и выводы. С интеллектуальным формированием тесно связано и формированием речи. Театральная игрушка сможет помочь разрешить одну из основных задач в развитии речи - формирование умения верно применять предлоги в речи. Осуществляемая роль, выговариваемые реплики ставят дошкольника перед выбором понятно, отчетливо, ясно говорить или не делать этого. Как правило, ребенку хочется, чтобы его понимали правильно и поэтому у него совершенствуется речь, в том числе и умение употреблять предлоги.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена не разработанностью проблемы формирования умения употреблять предлоги у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством театральной игрушки.
Исходя из вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования умения употреблять предлоги у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи и недостаточным использованием театральной игрушки в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова возможность формирования умения употреблять предлоги у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством театральной игрушки.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи умения употреблять предлоги посредством театральных игрушек».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи умения употреблять предлоги посредством театральных игрушек.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи умения употреблять предлоги .
Предмет исследования: театральные игрушки как средство формирования у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи умения употреблять предлоги.
Гипотеза исследования: формирование у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи умения употреблять предлоги посредством театральных игрушек будет эффективно, если:
-определено содержание работы по формированию предложно- падежных конструкций в соответствии с речевым развитием дошкольников 6-7 лет;
-выстроена последовательность работы по освоению групп предлогов, объединенных по лексическому значению;
-разработаны игры и упражнения с театральной игрушкой по каждой группе предлогов.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические основы у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи умения употреблять предлоги посредством театральных игрушек.
2.Выявить уровень формирования у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи умения употреблять предлоги .
3.Разработать и апробировать методику формирования у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи умения употреблять предлоги посредством театральных игрушек.
Для достижения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности); эмпирические (эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), беседа, наблюдение); методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретической основой исследования являются:
-исследования в области развития речи и речевого общения у детей 67 лет с общим недоразвитием речи (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин);
-исследования в области грамматического строя и формирования умения употреблять предлоги у детей с общим недоразвитием речи в онтогенезе (А.Н. Гвоздева, В.В. Гербовой, А.А.Леонтьева, Т.А.Марковой, Ф.А.Сохина, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконина);
-исследования об использовании театральной игрушки в формировании формирования развития речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования театрализованных игрушек в процессе формирования умения употреблять предлоги у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования:
-теоретически проанализировано влияние театральной игрушки на формирование умения употреблять предлоги у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
- разработана методика формирования умения употреблять предлоги у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством театральной игрушки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные нами игры с театральными игрушками для формирования умения употреблять предлоги у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством театральной игрушки могут быть использованы в образовательном процессе дошкольной образовательной организации для проведения образовательной деятельности у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Экспериментальной базой исследования явилась Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Планета детства «Лада» д/с № 203 «Алиса», г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 20 детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (4 6 источников), приложения. Работа содержит 14 таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема формирования умения употреблять предлоги у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством театральной игрушки считается актуальной в настоящее время. Изучения ученых Ф.А. Сохина и А.М. Шахнарович обосновали, что изучение грамматического строя языка определяется развитием системы языка, созданной на генерализации, рассмотрении и анализе взаимодействия речи.
Проблемы формирования у детей умения употреблять предлоги у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи изучались: Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой и другими. Нарушения употребления предлогов считается определенным типом ошибки грамматики речи, какие обнаруживаются в том случае, когда выявляется несформированность операции грамматического
структурирования (отталкиваясь от модели развития речевого высказывания А.А. Леонтьева и Т.В. Ахутиной). У дошкольников с общим недоразвитием речи как правило существует проблема дифференциации грамматических форм, предпочтение грамматической формы из всего парадигматического ряда.
Выявление уровня сформированности умения употреблять предлоги у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи показало, что 50% детей имеют низкий уровень сформированности умения употреблять предлоги. Это связано с тем, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются проблемы в правильном построении предложно-падежных конструкций.
Формирование у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи умения употреблять предлоги посредством театральной игрушки возможно, если:
-подобраны театральные игрушки в соответствии с уровнем сформированности умения употреблять предлоги, возможными для освоения в этом возрасте;
-разработаны задания с театральными игрушками, включающие ситуацию не только для слухоречевого развития, но и развития зрительной памяти детей;
-обеспечена доступность театральных игрушек для самостоятельной деятельности детей.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность проведенной работы с использованием театральных игрушек и положительную динамику в сформированности умения употреблять предлоги у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. После проведенного формирующего этапа в группе увеличилось количество детей с высоким уровнем (30 %) по всем показателям, детей с низким уровнем
сформированности умения употреблять предлоги стало меньше на 40%.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод об эффективности разработанной методики формирования умения употреблять предлоги у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством театральной игрушки.


1.Алексеева, М.М. Диагностическое задание развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Логос, 2013. - 400с.
2.Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова. - М. : Инфра-М, 2014. - 254с.
3.Арушанова, А.Г. Развитие связной речи. [Текст]: книга для педагогов /А.Г. Арушанова, М. : Мозаика - Синтез, 2013. - 286с.
4.Бойкова, С.В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР [Текст] / С.В. Бойкова // Логопед в детском саду. -
2013.- № 3. - C. 42-48.
5.Бородич, А.М. Диагностическое задание развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. - М. : Логос, 2013. - 136с.
6.Ванюхина, Г.А. Истоки качества связной речи дошкольников с системными речевыми нарушениями [Текст] /Г.А. Ванюхина // Логопед. -
2014.- № 5. - C. 18-25
7.Выготский, Л.С. Детская речь [Текст] /Л.С. Выготский.- М. : Логос, 2012.-420 с.
8.Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2013. - №6.- С. 62 - 68.
9.Газина, О. Играя, изучаем [Текст] /О. Газина // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 7. - С. 14-17.
10.Галигузова, Л.Н. Речевые нарушения у дошкольников [Текст]: метод. Пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений / Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик. - М. : Логос, 2014. - 159с.
11.Генинг, М. Г., Воспитание у дошкольников правильной речи [Текст] / М.Г. Генинг, Н. А. Герман. -Спб. : Питер, 2013. - 214с.
12.Генинг, М.Г. Обучение дошкольников правильной речи [Текст] / М.Г. Генинг. - Чебоксары : Альфа, 2012. - 197с.
13.Гербова, В.В. Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе 2-4 лет. [Текст]: книга для воспит. / В.В. Гербова.- М. : ВЛАДОС, 2012. - 54с.
14.Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] /Р.И. Жуковская. - М. : ЮНИТИ, 2014. - 189с.
15.Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.- Екатеринбург, 2015. - 356с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ