Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние игры на развитие воображения детей дошкольного возраста с ЗПР (Специальная психология и педагогика, Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №47842

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы35
Год сдачи2018
Стоимость300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
271
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Констатирующий эксперимент проводился на базе детского сада компенсирующего вида № 268 «Елочка» г. Омска. В эксперименте принимали участие дошкольники старшей коррекционной группы в возрасте 6-7 лет в количестве 10 человек – 6 мальчиков и 4 девочки.
Есть много приложений.
Введение 3
1 Теоретические подходы к изучению процесса воображения дошкольников с задержкой психического развития 5
1.1 Особенности развития воображения старших дошкольников с ЗПР 5
1.2 Значение игры в развитии воображения дошкольников с ЗПР 9
2 Анализ развития воображения старших дошкольников с ЗПР 14
2.1 Организация исследования 14
2.2 Методы и методики исследования 16
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента. 21
Заключение 26
Список использованных источников 28
Приложение А 30
Приложение Б 31
Приложение В 33
Приложение Г 34
Приложение Д 35

Актуальность исследования. Наблюдается проблема роста численности детей с задержкой психического развития (ЗПР) на текущем этапе развития образования. У дошкольников, относящихся к этой категории, возникают трудности предупреждения и преодоления школьной дезадаптации, под которой подразумеваются низкая успеваемость, сложности взаимоотношений с окружающими, отклонения от норм поведения. Актуальность проблемы развития воображения у детей связана с тем, что этот психический процесс представляет собой неотъемлемую часть любой формы творческой деятельности человека, а также его поведения в целом.
Общее становление личности ребенка приходится на дошкольное детство, в это же время закладываются основы для его развития в будущем. Согласно исследованиям Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, О. М. Дьяченко и др., воображение является не только предпосылкой глубокого понимания учебного материала, но и условием творческого преобразования знаний, которыми обладают дети. Тем не менее, вопросы, связанные с воображением детей с задержкой психического развития проработаны мало, обобщающие работы публикуются без таких разделов.
Проблема исследования. Развитие воображения старших дошкольников с ЗПР с использованием развивающих игр - одно из условий готовности к обучению в школе, однако технология данного процесса все еще разработана слабо.
Предмет исследования. Особенности использования развивающих игр, которые способствуют развитию воображения у старших дошкольников с ЗПР.
Объект исследования. Особенности развития воображения старших дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования. Выявить особенности влияния игры на развитие воображения у старших дошкольников с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Изучить основные особенности развития воображения старших дошкольников с ЗПР;
2. Раскрыть значение игры в развитии воображения дошкольников с ЗПР;
3. Провести анализ особенностей развития воображения старших дошкольников с задержкой психического развития.
В ходе исследования применялись как теоретические, так и практические методы исследования. К первым относится изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым – наблюдение за детьми, беседы, констатирующий эксперимент, статистические методы обработки материалов.
Организация и база проведения исследования. Экспериментальной базой исследования являлся детский сад компенсирующего вида № 268 «Елочка» г. Омска.
Исследование проводилось в 2017 году в два этапа:
1. Изучение и анализ психолого-педагогический литературы по проблеме исследования. Определение целей, объекта, задач.
2. Проведение и анализ констатирующего эксперимента.
В эксперименте принимали участие 10 детей, все из которых обладают диагнозом «задержка психического развития». При комплектовании экспериментальной группы учитывались: однотипный характер клинической формы ЗПР и возраст детей.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка литературы, приложения, которое включает 4 таблицы, 1 рисунок к методикам.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный в данной работе эксперимент выявил достаточно низкий уровень развития воображения у дошкольников с ЗПР. Такой показатель связан прежде всего с отсутствием творческого начала и других негативных особенностей воображения данной категории детей. Однако, систематически используя комплекс специализированных игр с рекомендациями по их применению, возможно развивать воображение детям с ЗПР.
Анализ теоретической базы в ходе выполнения работы позволяет сделать вывод о том, что проблема совершенствования процесса воображения у дошкольников с задержкой психического развития посредством использования игр мало изучена.
Благодаря данной работе, сведения и свойственные черты воображения старших дошкольников с задержкой психического развития можно обобщить. Помимо этого, раскрываются особенности неполноценности формирования процесса воображения у таких детей. Также эта работа позволяет сравнить их с детьми, которые развиваются нормально.
Можно отметить, что цель экспериментальной работы была достигнута, так как с помощью проведенного исследования установлены характерные особенности воображения детей с задержкой психического развития. Во второй главе работы отражены итоги и результаты, полученные при проведении экспериментально-опытного исследования. Согласно этим данным, дошкольникам с задержкой психического развития уровень в основном свойственен низкий уровень развития воображения, чему соответствует слабовыраженный положительный мотивационно-потребностный компонент в творческой деятельности, отсутствие самостоятельности самовыражения, а также слабость детализации образов. У детей возникали трудности в ходе выполнения творческих заданий, где необходимо изменять, комбинировать заданный сюжет. Также они испытывали сложности с заданиями на создание собственных замыслов и их реализацию.
Воображение находится на низком уровне развития в связи с органическими или функциональными нарушениями. Детям с задержкой психического развития нелегко использовать образы памяти и восприятия, у них наблюдается нарушение целостности создания образа, также не выполняется регулирующая функция речи. У большего количества детей отмечаются недостатки зрительно-двигательной координации, узость объема восприятия, трудность узнавания предметов в необычном положении.
Дошкольникам с ЗПР для того чтобы начать выполнять задание после того, как получена инструкция, необходимо больше времени. Задания, в которых требуется включение воображения на материале, они выполняют хуже. По этой причине дети не всегда получают непосредственный интерес.
Стимулировать формирование воображения у детей старшего дошкольного возраста реально и необходимо. Это касается, как здоровых детей, так и тех, кто имеет нарушения слуха, зрения или задержку в развитии. При этом важно верно разрабатывать программы и подбирать подходящие, приносящие результат упражнения. Необходима связь между воображением ребенка-дошкольника и его жизнью. Воображение должно быть ее творческим отражением.
Таким образом, необходимо использование развивающих игр для оптимизации процесса воображения у детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что воображение активизируется и проявляется в наиболее ярких формах именно в игре.



1. Андрианова, Е.И. О развитии двигательной памяти у детей с задержкой психического развития с помощью игр и игровых упражнений // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2015. - №88. – С. 17-19.
2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 199 с.
3. Гасанова, Д. И. Игра в развитии познавательной сферы / Д. И. Гасанова. – Саратов : Вузовское образование, 2014. - 74 с
4. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова. - М.: Сфера, 2013. - 176 c.
5. Запорожец А.В., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов/А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин. - М.:Просвещение, 2004. - С.70.
6. Кожина, О. И., Харитонова, Е. А. Особенности воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития// Перспективы науки и образования. – 2014. - №2. – С. 126-128.
7. Кондратьева О. А., Юрина Н. С. Изучение гендерных особенностей воображения старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 116–120.
8. Кравцова Е. Развитие воображения/Е.Кравцова//Дошкольное воспитание. -2005. -№ 12. - С. 17.
9. Кравцова Е.Е. Неклассическая психология Л.С. Выготского / Е.Е. Кравцова // Национальный психологический журнал. – 2012(б). – № 1(7) – С. 61-67.
10. Максименко Н.В. Влияние народной педагогики на развитие творческих способностей старших дошкольников / Н.В. Максименко // Детский сад от А до Я. – 2015. – № 4 (76). – С. 49
11. Медведева Е.А. Коррекционная технология формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с ЗПР в театрализованных играх//Восп. и обуч. детей с нарушениями развития –М.: Просвещение –2002 - №3 С. 24-29.
12. Поваляева И. Ш., Маркова С. В. Особенности развития воображения у младших школьников с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1911–1915
13. Смирнова Е. О. Психология и педагогика игры : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 223 с.
14. Специальная психология: учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова (соавт. Поляков А.М., Горудко Т.В., Гаврилко Т.И., Винникова Е.А.). — Минск: Выш. шк., 2012. – 511 с.
15. Ткачева, М. С., Хилько, М. Е. Возрастная психология : конспект лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. – 200 с.
16. Фомина, Д.А. Развитие эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в игровой деятельности // Инновационная наука. – 2015. - №5. – С. 265-267.
17. Хорькова, А.С. Влияние коррекционно-развивающих подвижных игр на детей с отклонениями интеллектуального развития // Вестник Югорского государственного университета. – 2017 г. Выпуск 1. С. 154-157


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ