Дизайн повсюду: будь то ручка, стул, интернет-магазин, электронная книга, интернет СМИ или плитка в супермаркете (да, даже она не возникла самостоятельно). В идеальном мире, где производители заботятся о потребителях и мыслят не только в категориях прибыли, но и пользы миру, любой продукт, наверное, с точки зрения дизайна выполнял бы две функции - обеспечивал максимальное удобство в эксплуатации для максимально широко числа пользователей (вне зависимости от - левша или права, подросток или взрослый, и т. д.), реализовывал функцию отстройки от конкурентов (иначе зачем покупать продукт?). Первая функция есть определение юзабилити простыми словами. Международный стандарт юзабилити ISO 9241-11 определяет данный термин так: “Степень, в которой продукт может быть использован конкретным пользователем в конкретном контексте для конкретных целей эффективно и с чувством удовлетворенности” (англ.“ Extent to which a product can be used by specified users to achieve specified goals with effectiveness, efficiency and satisfaction in a specified context of use ”) . Хотя стандарт был разработан не для веб-среды, он актуален и для виртуальной реальности.
Дональд А. Норман в книге “Дизайн привычных вещей ” приводит много примеров функциональных проблем оффлайн-устройств, причина возникновения которых в стремлении дизайнеров к эстетическому совершенству и внешнему изяществу в ущерб удобству эксплуатации. Стремясь показать силу дизайна, Норман в том числе рассказывает об исследованиях серьезных чрезвычайных ситуаций (на взлетной полосе, промышленных предприятиях и др.), произошедших по вышеуказанной причине. “Технологии меняются быстро, люди - медленно”, - утверждает автор. Действительно, как бы не совершенствовались технологии, если идея продукта не понятна, а функционал не удобен в использовании - продукт вряд ли будет успешен. Разве что производитель является монополистом на рынке.
Вопрос юзабилити актуален для каждого онлайн-сервиса вне зависимости от продукта: eCommerce проектам важно работать в этом направлении для увеличения конверсий на каждом этапе воронки продаж и как следствие росту выручки; перед контентными сайтами, предоставляющими полностью или частично материалы за подписку, стоит та же задача; онлайн-медиа, чья экономическая эффективность зависит от рекламы, заинтересованы в лояльности и вовлеченности пользователей, высоком показателе retention, поскольку если не будет аудитории - не будет и рекламодателей; аналогичными причинами обсуловлен интерес к данному вопросу у социальных сетей, и т.д.
Что охватывает тема юзабилити, какую ценность приносит бренду, зачем интересоваться этим вопросом и кто за это отвечает в IT компаниях, а также лучше практики в сфере онлайн-медиа рассмотрим подробнее в данной работе.
UX не ограничивается эстетическими вопросами дизайна онлайн-сервиса, а являясь результатом в том числе аналитики, UX рождается там, где встречаются максимально простое и эффективное для пользователя воплощения решения задач бизнес-модели и бизнес-направлений развития сервиса. Роль SEO продвижения и учета юзабилити при индексации поисковыми системами в работе не рассмотрена намеренно, поскольку алгоритмы постоянно изменяются и степень влияния дизайна на индексацию в том числе.