ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Оборотные средства, как объект управления 8
1.2 Управление оборотными средствами организации 17
1.3 Показатели оценки и использования оборотных средств организации 31
1.4 Сравнение отечественных и зарубежных подходов к управлению оборотными
средствами организации 35
Выводы по разделу один 40
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ ООО ТОРГОВЫЙ
ДОМ «ЛЕОПАК» 41
2.1 Краткая характеристика ООО Торговый Дом «Леопак» 41
2.2 Оценка состояния оборотных средств организации 44
2.2.1 Анализ баланса 44
2.2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности 48
2.2.3 Анализ финансовой устойчивости 51
2.2.4 Анализ деловой активности 53
2.2.5 Анализ оборотных средств 55
2.3 Оценка управления оборотными средствами организации 58
Выводы по разделу два 65
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ «ЛЕОПАК» 69
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию управления оборотными
средствами организации 69
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 74
Выводы по разделу три 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 90
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А. - Каталог Торговый Дом «Леопак» 94
Приложение Б. - Бухгалтерский баланс ООО Торговый Дом «Леопак» за 2012¬2014 гг 95
Приложение В. - Отчёт о финансовых результатах ООО Торговый Дом «Леопак» за 2012-2014 гг
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что от обеспеченности оборотными средствами, от их структуры и уровня использования во многом зависят эффективность функционирования и финансовая устойчивость предприятия, поэтому в систему управления оборотными средствами вместе с планированием, нормированием и учетом входит регулярный анализ их состава, динамики, соответствия потребностям текущей производственно-хозяйственной деятельности, эффективности.
Совершенствование механизма управления оборотными средствами предприятия является одним из главных факторов повышения экономической эффективности производства на современном этапе развития производства.
В условиях социально-экономической нестабильности и изменчивости рыночной инфраструктуры важное место в текущей повседневной работе финансового менеджера занимает управление оборотными средствами, потому что именно здесь кроются основные причины успехов и неудач всех производственно-коммерческих операций организации.
В конечном итоге, рациональное использование оборотных средств в условиях их хронического дефицита является одним из приоритетных направлений деятельности предприятия в настоящее время.
Научная постановка и разработка отдельных сторон исследуемой проблемы нашла свое отражение в работах отечественных и зарубежных ученых- экономистов: Д. Ван Хорна, М.И. Ливина, Д.С. Молякова, Г.Б. Поляка, Р.С. Сайфулина, Е.С. Стояновой и других.
Теоретические и практические разработки вышеуказанных авторов относятся в основном к предприятиям, функционирующим в относительно стабильной и предсказуемой экономической среде, в то время как проблемы управления оборотными средствами в условиях кризиса и определенные трудности с реализацией этих разработок в реальной хозяйственной практике обусловили весьма ограниченное применение зарубежных методик в российских условиях.
Объектом выпускной квалификационной работы является ООО Торговый Дом «Леопак».
Предметом исследования является управление оборотными средствами ООО Торговый Дом «Леопак».
Цель выпускной квалификационной работы: разработка рекомендаций по совершенствованию управления оборотными средствами ООО Торговый Дом «Леопак».
Исходя из указанной цели, задачами являются:
1) раскрыть теоретические аспекты назначения, управления и использования оборотных средств;
2) рассмотреть показатели состояния и использования оборотных средств предприятия;
3) сравнить отечественные и зарубежные подходы к управлению оборотными средствами организации;
4) дать краткую организационно-экономическую характеристику ООО Торговый Дом «Леопак»;
5) провести анализ состояния оборотных средств организации;
6) оценить эффективность управления оборотными средствами организации;
7) разработать рекомендации по совершенствованию управления оборотными средствами ООО Торговый Дом «Леопак»;
8) рассчитать экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Цель и задачи работы определили ее структуру, которая состоит из введения, трех глав и заключения, списка литературы и приложений.
Первая глава раскрывает теоретические и методологические аспекты, назначения и управления оборотных средств предприятия.
Вторая глава построена на данных бухгалтерской отчетности ООО Торговый Дом «Леопак» и содержит в себе анализ оборотных средств, оценку эффективности их использования.
Третья глава является проектной. В ней разработаны мероприятия, направленные на повышение результативности управления оборотными средствами ООО Торговый Дом «Леопак», рассчитана их экономическая эффективность.
В выпускной квалификационной работе использованы следующие методы исследования: системный подход; сравнительный анализ; методика непосредственной количественной оценки.
Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы послужили положения, изложенные в трудах российских ученых экономистов и финансистов, таких как: В.Р. Бланк, Л.Т. Гиляровская, В.М. Глазунов, О.В. Ефимова, В.В. Ковалев, Л.В. Никифорова, Г.В. Савицкая, Л.Г. Скамай, Е.С. Стоянова, А.Д. Шеремет.
В качестве источников написания работы использовались законодательные и правовые акты, официальная бухгалтерская отчетность ООО Торговый Дом «Леопак» за 2012-2014 гг.; публикации в периодической печати и ресурсы Интернета.
Практическая значимость исследования: результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы в текущей финансовой деятельности ООО Торговый Дом «Леопак» с целью ускорения оборачиваемости оборотных средств, снижения их размеров за счет частичного высвобождения и вовлечения в повторный оборот, что должно способствовать достижению экономического эффекта.
Достигнута цель выпускной квалификационной работы - разработаны мероприятия по совершенствованию управления оборотными средствами ООО Торговый Дом «Леопак». Решены задачи: раскрыты теоретические аспекты назначения, управления и использования оборотных средств; рассмотрены показатели состояния и использования оборотных средств предприятия; дана краткая организационно-экономическая характеристика ООО Торговый Дом «Леопак»; проведен анализ состояния оборотных средств организации; оценена эффективность управления оборотными средствами «Леопак»; разработаны рекомендации по совершенствованию управления оборотными средствами ООО Торговый Дом «Леопак»; рассчитана экономическая эффективность предложенных мероприятий.
Оборотные средства организации представляют собой стоимостную оценку оборотных производственных фондов и фондов обращения.
Политика управления оборотными средствами организации разрабатывается по следующим основным стадиям: анализ оборотных средств организации в предшествующем периоде; выбор политики формирования средств организации (теория финансового менеджмента рассматривает три принципиальных подхода к политике формирования оборотных средств организации - консервативный, умеренный и агрессивный); оптимизация объема оборотных средств; оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных средств; обеспечение необходимой ликвидности оборотных средств; обеспечение необходимой рентабельности оборотных средств; выбор форм и источников финансирования оборотных средств. Целью управления оборотными средствами организации является обеспечение непрерывного кругооборота производства, обеспечение эффективного удовлетворения спроса покупателей. Задачи управления оборотными средствами: ускорение оборачиваемости оборотного капитала; сокращение затрат по всем стадиям кругооборота; обеспечение непрерывного кругооборота.
Основными показателями эффективности использования оборотных средств на предприятии являются коэффициент оборачиваемости оборотных средств и длительность одного оборота, рентабельность оборотных средств.
ООО Торговый Дом «Леопак» зарегистрировано в 1996 г. в г. Екатеринбург. Стратегические задачи: создание оптимальной продуктовой линейки, имеющей четкое эмоциональное и ценовое позиционирование; создать максимальную представленность продукции (дистрибуцию) во всех ключевых каналах сбыта (сети, неорганизованная розница). Организационная структура Торгового Дома отражает функции, которые призвано выполнять торговое предприятие. Используется линейно-функциональная организационная структура.
Снижение совокупного капитала за 2013 г. на 277 тыс. руб. и увеличение на 52 тыс. руб. за 2014 г. привело к общему снижению в 225 тыс. руб. Основными источниками финансовых ресурсов коммерческой организации являются заемные средства, доля которых снизилась за 2014 г. на 12,8 % и достигла 60,7 %. Доля собственных средств, наоборот, повысилась на 12,8 % и составила 39,3 %, что говорит о положительной динамике развития Торгового Дома. Общая сумма капитала и резервов выросла на 40,1 %, что в сумме составило 71 тыс. руб. Это произошло за счет повышения нераспределенной прибыли. Большая часть финансовых ресурсов организации вложена в оборотные активы (обусловлено спецификой деятельности Торгового Дома - преобладание оборотных активов в структуре баланса), доля которых за истекший период возросла на 13,4 % и достигла 94 % общей суммы хозяйственных средств. Это произошло в основном за счет снижения дебиторской задолженности на 98 тыс. руб. и повышения денежных средств на 44 тыс. руб. Анализ абсолютной ликвидности баланса показал, что баланс не ликвидный. По рассчитанным показателям относительной ликвидности можно сделать вывод, что ООО «Леопак» является платежеспособным. В качестве рекомендаций можно предложить повышать долю собственного капитала. Финансовое состояние анализируемого предприятия на 2012 г. относилось к неустойчивому, а к 2014 г. приблизилось к устойчивому финансовому состоянию. Предприятию необходимо вводить в оборот 88
собственные основные средства и уменьшать долю заемных средств. Практически все анализируемые коэффициенты оборачиваемости (количественная характеристика деловой активности) увеличиваются в динамике, кроме коэффициента оборачиваемости собственного капитала: за 2013 г. снижение на 3,419, за 2014 г. на 2,069, всего на 5,488. Соответственно все анализируемые периоды оборота снижаются, кроме периода оборота собственного капитала, период за 2012-2014 гг. увеличился на 19,4 дн. Оборотные средства ООО Торговый Дом «Леопак» представлены «Запасы и затраты», «Дебиторская задолженность», «Денежные средства. В структуре оборотных средств значительно увеличилась доля запасов и затрат - на 23,9 % или на 65 тыс. руб. Остальные статьи изменились менее значительно, так дебиторская задолженность сократилась на 8,8 % или на 96 тыс. руб., денежные средства сократились на 15,1 % или на 175 тыс. руб. В статье «Запасов и затраты» строка 1210 бухгалтерского баланса отражена информация о материалах, товарах, готовой продукции и незавершенном производстве, хозяйственном инвентаре, недорогой офисной мебели, канцтоварах и другом имуществе организации, не списанном на конец отчетного периода. ООО Торговый Дом «Леопак» показывает по строке 1210 транспортные расходы, которые относятся к остатку нереализованных товаров. В учетной политике не предусмотрено, что транспортные расходы включаются в себестоимость приобретенных товаров. Для отражения в балансе остатков готовой продукции и товаров в строку 1210 переносят дебетовый остаток по счетам 41 «Товары». В структуре запасов и затрат наблюдаем, что остатки готовая продукция сократились на 4,5 %, но в абсолютном измерении увеличились на 46 тыс. руб., транспортные расходы увеличились на 0,1 % или на 9 тыс. руб., другое имущество увеличилось на 2,4 % или на 65 тыс. руб.
большими темпами, чем выручка (115,0 %) - положительный фактор развития предприятия. Анализ коэффициентов оборачиваемости оборотных средств показал, что эффективно используются следующие оборотные средства: «Дебиторская задолженность» - увеличение коэффициента на 9,668 и «Денежные средства» - увеличение коэффициента на 4,828, соответственно период 1 оборота снижается: «Дебиторская задолженность» - снижение 1 оборота на 32,4 дн. и «Денежные средства» - снижение 1 оборота на 59,5 дн. Наиболее неэффективно используется «Другое имущество» - снижение коэффициента на 172,977, соответственно период 1 оборота увеличивается на 1,7 дн. Абсолютное высвобождение (вовлечение) оборотных средств: 2013 г. 263 тыс. руб. - высвобождение; 2014 г. 57 тыс. руб. - вовлечение. Относительное высвобождение (вовлечение) оборотных средств: 2013 г. 183 тыс. руб. - высвобождение; 2014 г. 59 тыс. руб. - высвобождение. Высвобождение оборотных средств происходит при ускорении оборачиваемости с ростом объема производства, следовательно у ООО Торговый Дом «Леопак» экономия оборотных средств за 2012-2014 гг. составила 242 тыс. руб. Рентабельность продаж за исследуемый период увеличилась на 5,4 п/п; рентабельность основной деятельности на 6,7 п/п; рентабельность активов на 18,9 п/п; финансовая рентабельность на 4,5 п/п. За 2014 г. темп роста прибыли 175,3 % выше темпа роста выручки 131,7 %, но темпа роста выручки превышает темп роста капитала 113,0 %, что означает выполнение «Золотого правила бизнеса». Можно сделать вывод об эффективном управлении оборотными средствами в ООО Торговый Дом «Леопак» за 2012-2014 гг.
Управление оборотными средствами напрямую связано с коммерческой деятельностью торговой организации. В торговом предприятии коммерческая деятельность непосредственно влияет и на его экономические результаты, и на социальную эффективность торговли в целом. Составляющие эффективности управления во многом зависят от организации коммерческой деятельности и ее результатов, так как при осуществлении коммерческих операций формируются товарооборот, доходы, ассортимент товаров, проверяется их качество. Ускорение оборачиваемости оборотных средств является первоочередной задачей предприятий в современных условиях и достигается различными путями. Ускорение оборачиваемости позволяет торговому предприятию существенно снизить потребность в них, так как между скоростью оборота этих активов и их размером существует обратно пропорциональная зависимость. Регулируя состав оборотных средств по периоду их обращения, можно добиться ускорения оборачиваемости на торговом предприятии. В целях ускорения оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы, предприятию рекомендуется: по возможности расширить торговые площади; усовершенствовать систему привлечения клиентов; усовершенствовать систему работы с существующими клиентами; для повышения эффективности деятельности торговой организации ей необходима разработка и введение в действие инновации, применение которой обеспечило бы улучшение результатов его работы. Сокращение периода оборачиваемости оборотных средств - важнейшее направление финансового управления, ведущее к повышению эффективности использования оборотных средств и увеличению их отдачи.
Выявленные проблемы при анализе оборотных средств ООО Торговый Дом «Леопак»: трудности с расчетами по обязательствам в долгосрочном периоде - коэффициент текущей ликвидности ниже нормативного значения; низкая рентабельность активов; увеличивается период оборота транспортных расходов и другого имущества; темп роста коммерческих расходов 170 %, что оказывает отрицательное влияние на чистую прибыль - доля чистой прибыли в структуре отчета о финансовых результатах 5-9 %. Предложения для повышения эффективности управления оборотными средствами ООО Торговый Дом «Леопак»: сокращение периода обращения оборотных средств путем увеличения объемов продаж. Для увеличения объемов продаж ООО «Леопак» может освоить новых сегменты рынка, расширить границы рынка, либо осуществить «проникновение» на существующий рынок.
Для повышения эффективности управления оборотными средствами ООО Торговый Дом «Леопак» необходим проект позиционирования и продвижения бренда.
Проект позиционирования и продвижения бренда Торгового Дома путем глубокого проникновения на рынок позволит увеличить объем продаж.
Рассмотрим три сценария изменения объема продаж (выручки): оптимистичный, вероятный и пессимистичный. Так при оптимистичном сценарии, выручка за 2016 г. составит 1 760 тыс. руб., за 2017 г. 2 060 тыс. руб., за 2018 г. 2 409 тыс. руб.; при вероятном сценарии выручка за 2016 г. составит 1 600 тыс. руб., за 2017 г. 1 872 тыс. руб., за 2018 г. 2 190 тыс. руб.; при пессимистичном сценарии выручка за 2016 г. составит 1 440 тыс. руб., за 2017 г. 1 685 тыс. руб., за 2018 г. 1 971 тыс. руб.
Чистая прибыль при наиболее вероятном сценарии с учетом маркетинговых затрат составляет за 2016 г. 138 тыс. руб.; 2017 г. 187 тыс. руб.; 2018 г. 237 тыс. руб.
Прогноз оборачиваемости показывает, что даже при пессимистичном сценарии коэффициенты оборачиваемости увеличиваются, оборачиваемость оборотных средств ускоряется, эффективность использования повышается. Прогноз коэффициентов оборачиваемости оборотных средств при наиболее вероятном сценарии показал, что эффективность использования оборотных средств увеличивается. У всех коэффициентов отмечено увеличение в динамике.
Прогноз показателей рентабельности свидетельствует о повышении эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО «Леопак». Можно сделать вывод, что предложенные рекомендации позволили повысить эффективность управления оборотными средствами ООО Торговый Дом «Леопак» в прогнозный период.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Гарант: версия от 12.11.2015
2 Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Гарант: версия от 12.11.2015
3 Федеральный закон Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью №14-ФЗ от 08.02.1998 г. (в ред. от 29.06.2015 г.) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система Гарант: версия от 12.11.2015
4 Баканов, М. И., Сергеев, Э. А. Анализ эффективности использования
оборотных средств [Текст] / М. И. Баканов, Э. А. Сергеев. - М.: Финансы и
статистика, 2012. - 386 с.
5 Балабанов, И. Т. Основы финансового менеджмента [Текст] / И. Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика. 2010. - 279 с.
6 Баскакова, О. В., Сейко, Л. Ф. Экономика предприятия (организации) [Текст] / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М: Дашков и К, 2013. - 372 с.
7 Богатко, А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта [Текст] / А. Н. Богатко. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 208 с.
8 Бочаров, В. В. Управление денежным оборотом предприятий и корпораций [Текст] / В. В. Бочаров. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 156 с.
9 Брусов, П. Н. Финансовый менеджмент: Долгосрочная финансовая политика. Инвестиции [Текст] / П. Н. Брусов, Т. В. Филатова. - М.: КноРус, 2014. - 304 с.
10 Володин, А. А. Управление финансами (финансы предприятия) [Текст] / А. А. Володин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 288 с.
11 Гиляровская, Л. Т. Экономический анализ [Текст] / Л. Т. Гиляровская. - М.: ЮНИТИ. 2011. - 615 с.
12 Горелик, О. М. Производственный менеджмент: принятие и реализация управленческих решений [Текст] / О. М. Горелик. - М.: КНОРУС, 2015. - 270 с.
13 Дашков, Л. П. Коммерция и технология торговли [Текст] / Л. П Дашков.
- М.: ДеКА, 2013. - 415 с.
14 Едронова, В. Н., Мизиковский, Е. А. Учет и анализ финансовых активов [Текст] / В. Н. Едронова, Е. А. Мизиковский. - М.: Финансы и статистика, 2012.
- 443 с.
15 Екимова, К. В., Савельева, И. П., Кардапольцев, К. В. Финансовый менеджмент [Текст] / К. В. Екимова, И. П. Савельева, К. В. Кардапольцев. - М.: Юрайт , 2014. - 380 с.
16 Зуб, А. А. Стратегический менеджмент. Учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / А. А. Зуб. - М.: Юрайт, 2015 - 375 с.
17Кандалинцев, В. Г. Сбалансированное управление предприятием [Текст] / В. Г. Кандалинцев. - М.: КНОРУС, 2012. - 324 с.
18 Казакова, Н. А. Экономический анализ: теория и практика [Текст] / Н. А. Казакова // Бухгалтерский учет. - 2012. - № 7. - С. 58-59.
19 Карасева, И. М., Ревякина, М. А. Финансовый менеджмент [Текст] / И. М. Карасева, М. А. Ревякина. - М.: Омега-Л, 2011. - 335 с.
20 Клочкова, Е. Н., Кузнецов, В. И., Платонова, Т. Е. Экономика предприятия [Текст] / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. - М.: Юрайт, 2014. - 448 с
21 Ковалев, В. В. Курс финансового менеджмента [Текст] / В. В. Ковалев. - М.: Проспект, 2012. - 507 с.
22 Ковалев, В. В. Ковалев, В. П. Финансы организаций (предприятий) [Текст] / В. В. Ковалев, В. П. Ковалев. - М.: Проспект, 2011. - 524 с.
23 Кондраков, Н. П. Бухгалтерский учет [Текст] / Н. П. Кондраков. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 640 с
24 Лиференко, Г. Н. Финансовый анализ предприятия [Текст] / Г. Н. Лиференко. - М.: Экзамен, 2012. - 160 с.
25 Лысенко, Д. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст] / Д. В. Лысенко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 319 с.
26 Маркарьян, Э. А., Герасименко, Г. П. Финансовый анализ [Текст] / Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко. - М.: ФБК-Пресс, 2011. - 224 с.
27 Мануилов, А. А. Торговые отношения на современном рынке [Текст] / А. А. Мануилов. - М.: Дело, 2014. - 411 с.
28 Молибог, Т. А. Комплексный экономический анализ финисово-
хозяйственной деятельности организации [Текст] / Т. А. Молиблг. - М.:
ВЛАДОС, 2014. - 383 с.
29 Памбухчиянц, В. И. Организация, технология и проектирование торговых предприятий [Текст] / В. И. Памбухчиянц. - М.: ИВЦ, 2013. - 378 с.
30 Панков, Д. А., Современные методы анализа финансового положения [Текст] / Д. А. Панков. - М.: Аналитика-Пресс, 2014. - 385 с.
31 Пястолов, С. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / С. М. Пястолов. - М.: Академия, 2013. - 361 с.
32 Савицкая, Г. В. Экономический анализ [Текст] / Г. В. Савицкая. - М.: Новое знание, 2012. - 284 с.
33 Скамай, Л. Г. Экономический анализ деятельности предприятий [Текст] / Л. Г. Скамай. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 296 с.
34 Стоянова, Е. С. Финансовый менеджмент [Текст] / Е. С. Стоянова. - М.: Перспектива, 2012. - 312 с.
35 Стоянова, Е. С., Быкова, Е. В., Бланк, И. А. Управление оборотным капиталом [Текст] / Е. С. Стоянова, Е. В. Быкова, И. А. Бланк. - М.: Перспектива, 2014. - 263 с.
36 Суша, Г. З. Экономика предприятия [Текст] / Г. З. Суша. - М.: Новое знание, 2015. - 384 с.
37 Чурилов, С. В. Анализ собственного оборотного капитала [Текст] / С. В. Чурилов // Бухгалтерский учет. - 2014. - № 11. - С. 76-78.
38 Холт, Р. Н. Основы финансового менеджмента [Текст] / Р. Н. Холт. - М.: Дело, 2013. - 472 с.
39 Хотинская, Г. И., Харитонова, Т. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / Г. И. Хотинская, Т. В. Харитонова. - М.: Дело и Сервис,
2015. - 355 с.
40 Хрипач, В. Я., Суша, Г. З, Оноприенко, Г. К. Экономика предприятия [Текст] / В. Я. Хрипач, Г. З. Суша, Г. К. Оноприенко. - Мн.: Экономпресс, 2010. - 464 с.
41 Шеремет, А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности [Текст] / А. Д. Шеремет. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 325 с.
42 Шеремет, А. Д. Экономика предприятия [Текст] / А. Д. Шеремет. - М.: ИНФРА-М.: 2011. - 333 с.
43 Шеремет, А. Д., Ионова, А. Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ [Текст] / А. Д. Шеремет, А. Ф. Ионова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 326 с.
44 Шохин, Е. И. Финансовый менеджмент [Текст] / Е. И. Шохин. - М.: ФБК- ПРЕСС, 2011. - 301 с.
45 Экономика и финансы предприятия / под ред. Т.С. Новашиной. - М.: Синергия, 2014. - 344 с.
46 http://market.leopak.ruОфициальный сайт Торгового Дома «Леопак» - [Электронный ресурс] - Загл. с экрана.