Введение 3
Глава 1. Теоретические основы судебной автотехнической эксперти- зы 7
1.1. Понятие и виды судебной автотехнической экспертизы 7
1.2. Назначение и производство судебной автотехнической экспертизы 10
1.3. Понятие безопасности движения, причины и виды дорожно-транспортных происшествий 26
Глава 2. Исследование дорожно-транспортных происшествий с наез- дом на пешехода 34
2.1. Особенности расследования наездов на пешеходов 34
2.2. Методика исследования наезда транспортного средства на пешехода…36
2.3. Классификация травм при столкновении автомобиля с пешеходом 43
Глава 3. Предотвращение дорожно-транспортных происшествий с наездом на пешехода 59
3.1. Безопасные скорости движения транспортного средства 59
3.2. Определение технической возможности транспортного средства предотвра- тить наезд на пешехода 63
Заключение 75
Библиографический список использованной литературы 81
Актуальность темы исследования. Нет сомнений в том, что в условиях высоких темпов автомобилизации России вопрос обеспечения безопасности дорожного движения является чрезвычайно актуальной социально- экономической проблемой. Как следует из сообщения одного из руководителей департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ, ежегодные потери российской экономики от последствий дорожных аварий составляют 2,4% – 2,6% внутреннего валового продукта. За последние 10 лет в России произошло около 2 миллионов дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли более 300 тысяч человек и почти 2,2 миллиона пострадали.
Здесь же отметим, что в 2016году в Российской Федерации произошло
203 597 (+ 1,9%) дорожно-транспортных происшествия, в результате которых
погибли 27 991 (+ 0,1%) человек, а 258 618 (+ 2,7%) человека получили ранения. Число ДТП с участием детей увеличилось на 3,1% и составило 20 879, в результате чего 940 (- 0,4%) детей погибло, а 22 016 (+3,6%) детей получили ранения.
С участием пешеходов произошло 47 тысяч дорожно-транспортных происшествия (-7.4%), из них 46 тысяч - это наезд на пешеходов (-7.6%). Как обычно по статистике, в большинстве случаев наезд был совершен по вине водителей, 26 570 ДТП (-4%), в 19 537 случаях (-11.2%) пешеходы сами спровоцировали ДТП. На пешеходных переходах было совершено 16 168 ДТП с участием пешеходов.
За этот же период времени в Белгородской области зарегистрировано
1 369 (- 6,9%) дорожно-транспортных происшествий, при этом погибло 285 (-
1,4%) и ранено 1 577 (- 11,4%) человек1.
Выступая 8 февраля 2015 года на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел РФ Владимир Путин отметил, что несмотря на
1 Официальный сайт ГИБДД РФ.: URL: http://www.gibdd.ru/news/39/2615864 (дата обращения: 20.04.2017).
принимаемые меры, в том числе в рамках федеральной и региональных целевых программ, по-прежнему сложной остается ситуация на дорогах. Мы как-то фиксировали с вами улучшение этой ситуации пару-тройку лет назад – отмечает президент. Вместе с тем сегодня люди серьезно обеспокоены ростом ДТП с участием нетрезвых водителей. Да и вообще посмотрите – многие из вас, конечно, специалисты, работают в этой сфере, знают ситуацию, но я напомню тем, кто не в курсе: в 2015 году зарегистрировано 203,6 тысячи ДТП, в которых погибли 28 тысяч человек, ранены 258,6 тысячи человек. Это почти как сводки из района боевых действий.
Кроме того – говорит далее В.В. Путин, надо продумать меры, в том числе организационные и технические, повышающие эффективность проверок водителей, одновременно шире использовать новейшую технику и инновационные технологии для предупреждения ДТП.
Расследование и судебное разбирательство уголовных дел по фактам ДТП требуют комплексного использования специальных технических знаний, охватывающих всю совокупность взаимодействующих элементов «водитель – автомобиль – дорога – среда», из которой складывается процесс дорожного движения в целом. В большинстве случаев состав преступления, связанного с ДТП, может быть установлен только после тщательного осмотра места происшествия, сбора фактических данных дорожно-транспортного происшествия, назначения и производства судебной автотехнической экспертизы. Таким образом, эффективность расследования уголовных дел указанной категории зачастую находится в прямой зависимости от исследования следовой картины на месте ДТП, своевременного проведения автотехнической экспертизы, правильности вопросов, поставленных перед экспертом, полноты и достоверности экспертного исследования всего комплекса данных происшествия. Ошибки, допускаемые при этом, приводят к принятию необоснованных процессуальных решений, а неполнота и плохой сбор исходных данных порождают необходимость проведения дополнительных либо повторных экспертиз, что в конечном итоге приводит к нарушению
процессуальных сроков, нарушению законности и обоснованным жалобам потерпевших. Совокупность указанных обстоятельств и предопределила выбор темы настоящего дипломного исследования ее актуальность.
Объектом исследования являются теоретические и практическое аспекты применения специальных знаний в области автотехники, проведения судебной автотехнической экспертизы в процессе раскрытия и расследования преступлений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями.
Предметом исследования являются объективные причины наездов транспортных средств на пешеходов, а также закономерности, характеризующие предмет, объекты, задачи, порядок назначения и производства экспертного исследования, современные возможности автотехнической экспертизы, ее научное обоснование и практическая реализация.
Цель и задачи исследования. Дипломное исследование предпринято с целью комплексного изучения теоретических и практических аспектов реализации автотехнической экспертизы в процессе раскрытия и расследования преступлений, связанных с ДТП, современными возможностями данной экспертизы, в частности в области обеспечения безопасности дорожного движения и изучении методики экспертных исследований связанных с наездом на пешехода.
В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы судебной автотехнической экспертизы, такие как: понятие и виды судебной автотехнической экспертизы, производство судебной автотехнической экспертизы, понятие безопасности движения и причины и виды дорожно-транспортных происшествий.
2) Изучить особенности расследования наездов на пешеходов.
3) Освоить методику исследования наезда транспортного средства на пешехода.
4) Классифицировать травмы, полученные при наезде автомобиля на пешехода.
5) Определить техническую возможность транспортного средства предотвратить наезд на пешехода.
Теоретическую базу исследования составили работы ученых в области криминалистики, судебной автотехнической экспертизы, судебной трасологии и уголовного процесса: Т.В. Аверьяновой, Р.С. Белкина, М.Г. Богатырева, А.Ф. Волынского, Б.М. Комаринца, В.Е. Корноухова, Ю.Г. Корухова, И.Ф. Крылова, Н.П. Майлис, B.C. Митричева, С.М. Потапова, С.И. Поташника, Е.Р. Россинской, Н.А. Селиванова, П.С. Семеновского, Б.И. Шевченко, И.Н. Якимова и др.
А также труды А.Н. Дворкиной, Э.Р. Домке, Ф.И. Ермакова, Л.А. Иванова, С.И. Новикова, Н.П. Яблокова и других ученых, посвященные проблемам расследования преступлений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями.
Методологической основой данного исследования является диалектико- материалистический метод. В ходе исследования использовались также иные общенаучные и частные методы, в том числе методы абстрагирования, системного и структурного подходов, а также исторический, формально- логический, сравнительно-правовой, метод системного анализа, технико- юридический метод и другие. Указанные методы использовались в сочетании с широко применяемыми для познания основных закономерностей возникновения и развития правовых явлений логическими приемами – анализом, синтезом, дедукцией, индукцией и гипотезой.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», иные федеральные законы, нормативные акты Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ, регламентирующие предмет исследования.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Итогами нашего дипломного исследования могут быть следующие положения.
1. Были рассмотрены теоретические основы судебной автотехнической экспертизы. Такие как, понятие и виды судебной автотехнической экспертизы. Автотехническая экспертиза (АТЭ) - специальное компетентное исследование технического состояния автомобильной техники (частей, механизмов) с целью ответа на точно сформулированный вопрос, требующее специальных знаний и представления мотивированного заключения.
Автотехническая экспертиза как род инженерно-транспортной экспертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам. С учетом предмета доказывания и содержания специальных познаний в САТЭ выделятся следующие виды:
1. Экспертиза обстоятельств ДТП;
2. Экспертиза технического состояния ТС;
3. Экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.
4. Инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП.
Экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.
Экспертиза технического состояния ТС включает экспертное исследование технического состояния ТС, их систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях установления их работоспособности, причин и времени возникновения неисправностей, а также возможности их обнаружения.
Экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП фактически включает в себя два независимых вида САТЭ. При этом, судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), это комплексное трасолого-автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и характера движения относительно расположения ТС, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установления места столкновения (удара), наезда, опрокидывания.
Инженерно-психофизиологическая экспертиза водителя ТС - вид САТЭ, связанный с экспертным исследованием индивидуальных психофизиологических особенностей водителя на момент обследования, а также проявляющихся в различные периоды жизни обстоятельств психологического характера, которые могли способствовать возникновению ДТП, условий, в которых действовали водитель и другие участники ДТП непосредственно в момент происшествия, психических компонентов действий водителя (других участников происшествия), а также сведений о профессиональной деятельности водителя в целом и о ДТС, предшествовавшей ДТП.
Производство судебной автотехнической экспертизы. Для производства судебной автотехнической экспертизы в распоряжении эксперта должны быть предоставлены материалы, достаточные для полного и объективного исследования.
К этим материалам относятся:
1) постановление следователя о назначении экспертизы;
2) протокол осмотра ДТП;
3) схема ДТП;
4) протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства;
5) справка по ДТП.
Экспертные исследования представляют собой сочетания логического анализа и инженерных расчетов. В зависимости от вида ДТП, его сложности и вопросов, поставленных на разрешение, исследования могут иметь различных характер. В большинстве случаев процесс производства судебной автотехниче- ской экспертизы можно разделить на следующие этапы:
1) ознакомление с постановлением, изучение материалов дела, уяснение предстоящей задачи;
2) экспертиза и оценка исходных данных;
3) построение информационной модели исследуемого ДТП;
4) проведение расчетов, составление графиков и схем;
5) оценка проведенных исследований, уточнение первоначальной модели
ДТП;
6) формулировка выводов;
7) составление и оформление заключения эксперта.
Понятие безопасности движения, причины дорожно-транспортных
происшествий. Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно- транспортных происшествий и их последствий.
Причины дорожно-транспортных происшествий подразделяются на субъективные и объективные.
К субъективным причинам относятся:
• нарушение Правил дорожного движения (ПДД) водителем, пешеходом, пассажиром, иным участником дорожного движения;
• нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.
Объективными причинами считаются:
• недостатки в планировании улиц и автодорог;
• освещенность проезжей части в темное время суток; состояние дорожного покрытия; различные средства регулирования, в том числе дорожные знаки; тормозные, маневренные и другие свойства автомобилей.
2. Была изучена методика исследования наезда транспортного средства на пешехода. Исследование приходится начинать с анализа схемы с места ДТП и построения масштабной схемы. Весьма ответственным является задача определения положений пешехода и автомобиля в момент наезда (первого контакта). Если на месте ДТП имелись и зафиксированы на схеме следы скольжения шин, то по вмятинам на автомобиле и травмам пешехода поперечная координата места наезда SП определяется с достаточной точностью. После уточнения положений ТС и пешехода в момент наезда требуется определить их взаимное положение в момент объективной опасности. Этот момент часто определяется и указывается следствием и судом. Он обычно связан с началом движения пешехода по проезжей части и приближением его к полосе движения ТС, не замечая последнего, или же с началом нелогичных действий пешехода (внезапное изменение скорости, направления и траектории). Но на основе расчетов и графических построений, а также следственным экспериментом (вместе со следователем) эксперт может выявить этот момент
более обоснованно, чем по показаниям.
Далее ведется расчет основных показателей времени, скорости и расстояний во время ДТП. Расчеты начинают с определения времени движения пешехода с момента опасности до места наезда. Затем определяют расстояние удаления автомобиля к месту наезда. Для решения главного вопроса о наличии или отсутствии у водителя технической возможности предотвратить наезд своевременным торможением предварительно сравнивают время движения пешехода в опасной зоне с суммарным временем до начала торможения ТС.
Была дана классификация травм, полученных пешеходом при столкновением с транспортным средством. Существует четыре фазы наезда на пешехода, первая фаза характеризуется столкновением частей движущегося автомобиля с пешеходом, вторая - падением пешехода на автомобиль, третья - отбрасыванием его на землю, и четвертая - скольжением тела по поверхности дороги. В первой фазе возникают повреждения от удара автомобилем и значительного общего сотрясения тела, вызванного этим ударом, во второй - от
вторичного удара об автомобиль и сотрясения, в третьей - от сотрясения и удара о покрытие дороги и в четвертой - от трения о покрытие дороги.
Установлено, что чаще всего серьезным травмам подвержены: голова, грудная клетка, кости нижних конечностей и внутренние органы. Самые обширные и опасные для жизни травмы пешеход получает в первой и третьей фазах столкновения с автомобилем. Степень травмирования пешехода автомобилем, само собой, зависит от скорости движения, как автомобиля, так и пешехода. Поэтому выбор безопасных скоростей движения для предотвращения наезда на пешехода являются главными задачами для всех участников движения.
3. И в завершении был рассмотрен вопрос о предотвращении наезда автомобиля на пешехода. Рассматривая безопасные скорости автомобиля и действия водителя, следует указать, что, как правило, у пешехода гораздо больше шансов увидеть приближающийся автомобиль, чем у водителя заметить пешехода, так как параметры внешней информативности автомобиля (размеры, шумность, сигнализация) в несколько раз выше, чем у человека. Кроме того, пешеход может значительно легче изменить направление и скорость движения и оградить тем самым себя от опасности, чем любое транспортное средство. Однако приходится считаться с непреложным фактом: если произошел наезд транспортного средства на пешехода, то независимо от действий и состояния пешехода в положении подозреваемого (а затем и обвиняемого) прежде всего оказывается водитель. Причина такого подхода к оценке ДТП в известной мере объясняется установившимся мнением, согласно которому водитель управляет
«источником повышенной опасности», т. е. таким предметом, который, будучи приведен в движение, проявляет свойства, исключающие возможность остановить предмет и прервать его движение. Такое мнение об автомобиле во многом напоминает печально известный английский закон XIX в., согласно которому перед поездом должен был бежать человек с красным флагом и криками предупреждать население о «приближающейся опасности».
Определить условия, при которых может избежать наезда пешеход, дви-
жущийся прямолинейно с постоянной скоростью к направлению движения ав- томобиля. Движение автомобиля также считаем прямолинейным и равномер- ным.
Очевидно, пешеход может обеспечить собственную безопасность двумя способами: либо двигаться сравнительно медленно, чтобы автомобиль успел проехать мимо него, не задев, либо, напротив, двигаться максимально быстро, чтобы успеть пройти перед автомобилем.
Водитель должен быть готовым к любым неожиданным действиям со стороны пешеходов. Особое внимание необходимо уделять детям, людям пре- клонного возраста, лицам, находящимся в состоянии опьянения. Отдельные не- дисциплинированные пешеходы, нарушающие правила, пересекают проезжую часть в не установленных местах от близко идущего транспорта. В этих случаях водителю следует быть предельно внимательным, выдержанным и доброжела- тельным по отношению к ним.
При подъезде к опасным участкам дороги рекомендуется снизить ско- рость и быть готовым, в случае необходимости, безопасно для пешеходов про- ехать этот участок дороги. В местах расположения остановок маршрутных транспортных средств общего пользования возможен частый выход пешеходов на проезжую часть, особенно при остановке автобуса, троллейбуса или трамвая. В этих случаях водителю следует снизить скорость, увеличив боковой интервал между стоящим маршрутным транспортным средством и быть гото- вому к неожиданному выходу пешеходов на проезжую часть. Подъезжая к пе- рекрестку, нужно помнить, что на этих участках возможно частое появление пешеходов. При поворотах на перекрестке необходимо уступить дорогу пеше- ходу, не забывая о том, что в момент поворота пешеход своевременно может не
заметить приближающийся автомобиль.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп.) // Российская газета. 25 декабря 1993. № 237.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №
63-ФЗ (ред. от 29.12.2009) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996.
№ 25, ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 21.02.2010) // Собрание законодательства РФ от 24.12.2001 г. № 52 (ч.1) ст. 4921.
4. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ (ред. от 30.12.2001) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Рос- сийской Федерации» // Российская газета. 2001. № 106. 05 июня.
5. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О безопасности дорожного движения» // Российская газета. 1995. № 245. 26 декабря.
6. «Инструкция по организации производства судебных экспер- тиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Мини- стерства юстиции Российской Федерации». Утверждена приказом Мини- стерства юстиции Российской Федерации от 20 декабря 2002 года № 347
// Российская газета. 2003. № 5. 10 января.
Учебники, монографии, пособия
7. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. 2-е изд. доп.
/ Р.С. Белкин. – М.: 2000. - 592 с.
8. Бекасов В.А. Автотехническая экспертиза / В.А. Бекасов, Г.Я. Боград, Б.Л. Зотов, Г.Г. Индиченко. – М.: 1967. – 319 с.
9. Бирюков Б.М. Дорожно-транспортное происшествие. Соци- альные и правовые аспекты / Б.М. Бирюков. – М.: 1998. – 220 c.
10. Грановский Г.Л. Основы трасологии. Общая часть / Г.Л. Гра- новский. – М.: 1965. – 148 c.
11. Грановский Г.Л. Основы трасологии. Особенная часть / Г.Л. Грановский. – М.: 1974. – 180 c.
12. Данилов Е.П. Справочник адвоката. Автомобильные дела: ад- министративные, уголовные, гражданские, экспертизы. 3-е изд., испр. / Е.П. Данилов. – М.: 2005. – 256 c.
13. Домке Э.Р. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. Примеры и задачи: Учебное пособие. – Пенза: 2002. – 260 с.
14. Завидов Б.Д. Комментарий к правилам организации и прове- дения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обяза- тельного страхования гражданской ответственности владельца транс- портного средства / Б.Д. Завидов. – М.: 2004. – 30 c.
15. Заключения экспертов-автотехников (материалы научно- исследовательской лаборатории автотехнических экспертиз) / Ответ. ред. И.Е. Воронин. – М.: 1999. – 63 c.
16. Зорин Р.Г. Защита по уголовным делам о дорожно-транспорт- ных происшествиях / Р.Г. Зорин. – Минск: 2009. – 145 c.
17. Зуев Е.И. Трасологические исследования по делам о дорожно- транспортных происшествиях / И.Е. Зуев, В.Е. Капитонов. – М.: 2008. – 261 c.
18. Иванов Л.А. Подготовка материалов для автотехнических и трасологических экспертиз. При расследовании автотранспортных про- исшествий / Л.А. Иванов. – Саратов: 2005. – 20 c.
19. Иларионов В.А. Экспертный анализ наезда автомобиля на пешехода / Иларионов В.А. – М.: 1990. – 35 c.
20. Кустанович С. Д. Судебно-медицинская трасология / С.Д. Ку- станович. – М.: 1975. – 167 c.
21. Майлис Н.П. Судебно-трасологическая экспертиза. Учебно- метод. пособие для экспертов / Н.П. Майлис. – М.: 2000. – 272 c.
22. Осмотр места происшествия: Практическое пособие / Под ред. А.И. Дворкина. – М.: 2001. – 336 c.
23. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Вопро- сы безопасности дорожного движения. Порядок возмещения мате- риального ущерба и морального вреда / Под общей ред. В.А. Алферова, В.А. Федорова. – М.: 1998. – 123 c.
24. Расследование дорожно-транспортных происшествий. 2-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. В.А. Федорова, Б.Я. Гаврилова. – М.: 2003. – 941 c.
25. Розенблит С.Я. Применение научно-технических средств при расследовании автотранспортных происшествий / С.Я. Розенблит. – М.: 1995. – 377 c.
26. Романов Н.С. Автотехническая экспертиза как способ уста- новления обстоятельств, относящихся к механизму дорожно- транспортного происшествия / Н.С. Романов. – Киев: 1988. – 60 c.
27. Руне Э. Справочник по безопасности дорожного движения /
Научн. ред. В.В. Сильянов. – М.: 2001. – 255 c.
28. Селиванов Н.А. и др. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Справочно-методическое пособие. – М.: 1998. – 410 c.
29. Словарь основных терминов судебной автотехнической экс- пертизы / Ответ. ред. А.К. Педенчук. – М.: 1988. – 66 c.
30. Современные возможности судебной экспертизы. Методиче- ское пособие для экспертов, следователей и судей / Под ред. Ю.Г. Кору- хова. – М.: 2000. – 236 c.
31. Суворов Ю.Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза. Судебно-экспертная оценка действий водителей и других лиц, ответ- ственных за обеспечение безопасности дорожного движения, на участках ДТП: Учеб. пособие для вузов / Ю.Б. Суворов. – М .: 2004. – 208 c.
32. Шевченко Б.И. Теоретические основы трасологической иден- тификации в криминалистике / Б.И. Шевченко. – М.: 1975. – 686 c.
33. Якимов О.Ю. Дорожно-транспортные происшествия: часто задаваемые вопросы, образцы документов / О.Ю. Якимов. – М.: 2005. – 180 c.
Статьи
34. Дорожная война // Белгородские известия. № 46. 13 марта
2009 г.
35. Кондратьев В.А. К вопросу о предмете судебной дорожно- транспортной экспертизы // Судебная экспертиза. 2004. № 1. С. 85.
36. Суворов Ю.Б., Мельников С.Е., Семенченко П.И. Экспертное исследование причинно-следственных связей применительно к ДТП // Судебная экспертиза. 2007. № 3. С. 5.
Электронные источники
37. Статистика ДТП в России за период 2015 – 2016 года от 30 декабря 2016 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт ГИБДД РФ [сайт]. – Режим доступа: URL: http://www.gibdd.ru/news/39/2615864