Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПО ДЕЛАМ О ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ

Работа №71829

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

криминалистика

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
278
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТРАНСПОРТНОЙ ТРАСОЛОГИИ 7
Предмет, объекты и задачи диагностических исследований в транспортной трасологии 7
Классификация дорожно-транспортных происшествий. Виды столкновений транспортных средств 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТРАНСПОРТНОЙ ТРАСОЛОГИИ 28
Криминалистическая характеристика механизма дорожно-транспортного происшествия 28
Современные возможности исследования повреждений транспортных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность темы исследования. За последнее десятилетие в Российской Федерации резко увеличилась численность автомобилей как отечественного, так и зарубежного производства. Количество зарегистрированных транспортных средств на территории Российской Федерации на 2016 год составило 50812132 единиц. Возрастание численности транспортных средств ежегодно составляет от 7 % до 12,5 %. В связи с этим наблюдается увеличение количества дорожно-транспортных происшествий. Так, по сравнению с 2015 годом увеличение ДТП составило 6,2%, количество наездов на пешеходов увеличилось на 7,4 %.1 Анализ обстоятельств ДТП свидетельствует о том, что водители - участники наезда - достаточно часто скрываются с места происшествия, тем самым совершая действия, предусмотренные статьей 125 УК РФ и статьей 12.27 ч. 2 КоАП РФ. Из общего количества дорожно-транспортных происшествий связанных с тяжкими телесными повреждениями или смертью лиц, за 2016 год в 23,7% случаев водители скрывались с места ДТП.
В подобных случаях транспортное средство, с участием которого совершено ДТП, как правило, отсутствует. Данное обстоятельство затрудняет установление истины по делам о дорожно-транспортных происшествиях, и как следствие этого требует повышенного внимания к производству осмотра места ДТП, выявления комплекса следов и полной фиксации обстановки места происшествия.
Однако, несмотря на рост вышеуказанных правонарушений в практической деятельности органов внутренних дел, экспертно- криминалистическое сопровождение осмотров мест дорожно-транспортных происшествий не всегда эффективно, допускается множество просчетов, приводящих, как к неправильной оценке и интерпретации обнаруженных следов, так и к невозможности обнаружить информативные следы, имеющие отношение к исследуемому ДТП. Некачественно проведенный осмотр места ДТП в последующем приводит к снижению результативности транспортно- трасологических и автотехнических экспертиз.
В сложившейся ситуации важным фактором, способствующим повышению результативности экспертного сопровождения раскрытия и расследования преступлений и правонарушений данной категории, являются профессиональные навыки эксперта-трасолога. В экспертной практике имеется потребность в сотрудниках, специализирующихся в области исследования следов столкновения транспортных средств на месте дорожно- транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика).
Вместе с тем специалисты, имеющие специальные знания в области автотехники, редко участвуют в осмотре места происшествия, а выполнение автотехнических экспертиз в связи с большой загруженностью экспертов, как правило, связано с превышением сроков ее производства, что приводит к увеличению сроков расследования.
Следует учесть, что многие вопросы, не связанные с физико- математическими расчетами и оценкой действий водителя, могут эффективно решаться экспертом-трасологом в ходе выполнения первоначальной транспортно-трасологической экспертизы. Однако в настоящее время вопросы по установлению механизма ДТП или его отдельных стадий, места столкновения транспортных средств, условий и последовательности образования повреждений на элементах автомобиля, относятся к предмету исследования автотехнической экспертизы.
В связи с этим исследование, прежде всего, ориентировано на установление современных возможностей диагностических транспортно- трасологических исследований в работе эксперта-трасолога.
Назрела необходимость разработки новых технологий диагностических исследований по делам о дорожно-транспортных происшествиях, которые пополнят методическую базу науки трасологии и будут способствовать расширению круга объектов исследования и объема реализуемых задач транспортно-трасологической экспертизы, которая в отличие от традиционного вида экспертизы обладает специфическими особенностями при ее проведении.
Изложенные выше обстоятельства определили актуальность темы исследования.
Объектом исследования является экспертная деятельность, связанная с производством диагностических транспортно-трасологических исследований в современных условиях и направленная на раскрытие, расследование преступлений и правонарушений.
Предметом исследования являются закономерности, связанные с образованием следов в процессе дорожно-транспортного происшествия и отображением в них признаков, характеризующих механизм следообразования, а также организационно-методические основы судебно- экспертной деятельности по их исследованию.
Целью исследования является анализ научных и методических основ, а также практики производства диагностических транспортно- трасологических исследований с учетом современного состояния и возможностей данного рода исследований.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1. Изучить понятие транспортной трасологии, а также определить предмет и объект диагностических транспортно-трасологических исследований.
2. Рассмотреть классификацию видов столкновений транспортных средств.
3. Проанализировать современные возможности исследования отделившихся частей транспортных средств, обнаруженных на месте дорожно-транспортного происшествия, в целях решения диагностических транспортно-трасологических задач.
4. Рассмотреть актуальные вопросы применения метода компьютерного моделирования при решении диагностических транспортно- трасологических задач.
Теоретическую основу составили труды ученых в области криминалистики и судебной экспертизы: Аверьяновой Т.В., Белкина Р.С., Булатова А.И., Винберга А.И., Волынского А.Ф., Грановского Г.Л., Зуева Е.И., Корухова Ю.Г., Лаврова В.П., Малаховской Н.А., Майлис Н.П., Орлова Ю.К., Россинской Е.Р., Снеткова В.А., Сегая М. Я., Соколовой О.А., Суворова Ю.Б., Шевченко Б.И., Шляхова А.Р. и других. В области расследования обстоятельств дорожно-транспортных происшествий и организации производства экспертиз: Городокина В.А., Демидовой Т.В., Евтюкова С.С., Коссовича А.А., Крикунова Ю.И., Путивка С.Н., Ремизова С.М., Рыжикова С.Л., Фокиной Е.В. и других.
Методологической основой исследования является диалектический метод, а также общие и частные научные методы: логический, сравнительно- правовой, системно-структурный и другие. В ходе исследования были использованы также методы сравнения, анализа, синтеза, обобщения, специальные научные методы сравнительно-правового анализа.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно- процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ, федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, в т.ч. регламентирующие работу экспертно-криминалистических подразделений МВД России и учреждений Минюста России.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выполненное исследование теоретических и практических аспектов современных диагностических транспортно-трасологических исследований позволяет сформулировать следующие выводы, предложения и рекомендации:
Изучены понятия предмета и объекта диагностических транспортно- трасологических исследований:
Предметом диагностических транспортно-трасологических исследований являются фактические данные, позволяющие определить свойства и механизм события на основе анализа закономерностей отображения признаков транспортного средства в следах (предметах, объектах) вещной обстановки в целях установления обстоятельств дорожно- транспортного происшествия.
Объектом диагностических транспортно-трасологических исследований являются транспортные средства, пешеходы, предметы окружающей обстановки, сохранившие на себе следовую информацию о дорожно-транспортном происшествии, материалы уголовного дела, а так же информационно-справочные данные (информационно-поисковые системы), позволяющие установить обстоятельства происшествия.
2. Проанализирована классификация частных диагностических транспортно-трасологических задач, предложенная Ю. Г. Коруховым. Вследствие чего уточнена вторая группа данной классификации –
«Диагностирование следов отдельных деталей и выступающих частей ТС». Предложено исследовать не только следы отделившихся деталей и выступающих частей ТС, но и непосредственно сами части и механизмы транспортных средств, отделившихся при дорожно-транспортном происшествии.
В большей мере это относится к пластиковым (полимерным) элементам кузовов автомобилей, а также элементам остекления (фары, стёкла, зеркала), исследование которых позволяет установить не только механизм образования повреждений, но и вид, модель, марку транспортного средства.
3. В целях решения диагностических задач, при производстве транспортно-трасологических экспертиз, предложено использовать информацию о дорожно-транспортном происшествии, полученную при помощи видеорегистраторов и тахографов, оснащенных навигационными системами ГЛОНАСС или GPS, устанавливаемых на транспортные средства.
Изучением вопроса исследования отделившихся частей современных транспортных средств установлены закономерности их маркирования предприятиями – изготовителями. На предприятии они маркируются определенным образом, в соответствии с используемой информационно- поисковой системой. Так же используются технологии индивидуального маркирования системами «Дата Дот» и «Литэкс». Это позволяет экспертным путем установить тип, модель, конструктивные характеристики скрывшегося с места дорожно-транспортного происшествия транспортного средства.
Вышесказанное положено в основу методических рекомендаций по исследованию отделившихся частей современных транспортных средств, обнаруженных на месте ДТП, в целях решения диагностических транспортно-трасологических задач.
4. Определены возможности методов моделирования в целях уточнения (верификации) механизма дорожно-транспортного происшествия как в целом, так его отдельных стадий. Вследствие чего проведён анализ возможностей компьютерного моделирования по делам о дорожно- транспортных происшествиях в экспертных подразделениях. Установлено, что в качестве компьютерного моделирования возможно успешно использовать программу «Карат-3» (Германия) и автоматической идентификационной системы определения столкновения «АИ Монитор» (Россия), позволяющих объективизировать выводы эксперта. В работе подробно изложены основные параметры работы данных программ.
Применение метода моделирования, в изложенных выше программах, позволяет утверждать, что отечественная разработка (система автоматической регистрации момента столкновения «АИ Монитор»), является наиболее перспективной среди прочих зарубежных программ («SMAC», «PC-Crash», «Carat-3», Virtul Crah-3 и пр.). Это обусловлено, прежде всего, возможностью фиксации параметров движения и расположения ТС в момент столкновения, непосредственно с объекта, участвовавшего в ДТП (т.е. с автомобиля).



Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7- ФКЗ, от 05.02.2014№ 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / ИПС «Консультант плюс».
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря
2001 г. №174-ФЗ (ред. от 17.04.2017) / ИПС «Консультант плюс».
О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2001 №73-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // ИПС «Консультант плюс».


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ