Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УСТАНОВЛЕНИЕ МЕХАНИЗМА ДОРОЖНО- ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ С УЧАСТИЕМ МОТОЦИКЛА

Работа №72930

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

криминалистика

Объем работы93
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
240
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 6
Виды, цели и задачи судебной автотехнической экспертизы 6
Назначение и порядок производства судебной автотехнической экспертизы 10
Понятие и классификация дорожно-транспортных происшествий 17
ГЛАВА II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 25
Классификация мототранспортных средств 25
Понятие и виды мотоциклов 32
Конструктивные особенности мотоциклов 39
ГЛАВА III. МЕТОДИКА УСТАНОВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМА ДОРОЖНО-ТРАСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ С УЧАСТИЕМ МОТОЦИКЛА 46
Методы расчета скорости движения мотоцикла 46
Исследование механизма взаимодействия мотоцикла с транспортными средствами при столкновении и наезде на мотоциклиста 50
Исследование взаимодействия мотоцикла и пешехода при наезде 61
Исследование механизма опрокидывания мотоцикла в связи с потерей устойчивости 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 83


Актуальность темы исследования. Согласно данным Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), за 2017 год в Белгородской области совершено 1397 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), из которых 30 – с участием мотоциклистов, что составляет 2,1% от общего числа ДТП. Число погибших мотоциклистов при этом составляет 20% от числа дорожно-транспортных происшествий с их участием. Общее число погибших водителей других транспортных средств не превышает 12%. В 2016 году в Белгородской области зарегистрировано 33 ДТП с участием мотоциклистов, при этом ДТП с летальным исходом составили 21%, а в 2015 году – 29 ДТП и 17% погибших.
Необходимо отметить, что статистика мотоаварий со смертельным исходом водителей мотоциклов остается достаточно стабильной. Из всех попавших в аварию мотоциклистов погибает каждый пятый. При этом водители спортивных мотоциклов погибают в 4 раза чаще, чем водители других видов мототранспорта2.
Количество проводимых в экспертных учреждениях автотехнических экспертиз в рамках данной категории участников дорожного движения небольшое, ввиду невысокого процента ДТП. Перед экспертами не стоит задача совершенствования уже существующих методик проведения расчетов при ДТП с участием мотоциклистов, поэтому зачастую расчеты выполняются с использованием коэффициентов, не соответствующих техническим характеристикам современных мототранспортных средств, а экспертные выводы составляются на основе внутреннего убеждения эксперта- автотехника.
Совокупность указанных обстоятельств и предопределила выбор темы настоящего дипломного исследования и ее актуальность.
Объектом исследования являются теоретические и практические аспекты применения расчетных методик установления механизма ДТП с участием мотоцикла с учетом его современных конструктивных особенностей.
Предметом исследования являются объективные закономерности использования общепринятой методики для установления механизма ДТП с участием мотоцикла в процессе проведения автотехнической экспертизы, порядок ее назначения, современные возможности, научное обоснование и практическая реализация.
Целью исследования является анализ и обобщение расчетных методик установления механизма ДТП с участием мотоцикла.
В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
- изучить виды, особенности назначения и порядок производства судебной автотехнической экспертизы;
- проанализировать понятие и имеющуюся классификацию дорожно- транспортных происшествий;
- рассмотреть классификацию и технические характеристики мототранспортных средств;
- изучить виды мотоциклов и рассмотреть их конструктивные особенности;
- провести анализ методик установления механизма дорожно- транспортного происшествия с участием мотоцикла.
Теоретическую базу исследования составили работы ученых в области автотехники, криминалистики, судебной экспертизы, судебной трасологии и уголовного процесса: Т.В. Аверьяновой, В.Д. Балакина, В.А. Бекасова, Р.С. Белкина, Б.Е. Боровского, Я.В. Васильева, Э.Р. Домке, С.А. Евтюкова, С.С. Евтюкова, В.А. Иларионова, Ю.Г. Корухова, Н.М. Кристи, Ю.Б. Суворова, В.А. Пучкина и др., а также зарубежных специалистов, среди которых: W. Bartlett, J. Daily, H.H. Hurt, B.F. McNally, J.V Ouellet, N.S. Shigemura, D.R. Thom и др.
Основным методом данного исследования является диалектико- материалистический метод. В ходе исследования использовались также иные общенаучные и частные методы, в том числе методы абстрагирования, системного и структурного подходов, а также исторический, формально- логический, сравнительно-правовой, метод системного анализа, технико- юридический метод и другие. Указанные методы использовались в сочетании с широко применяемыми для познания основных закономерностей возникновения и развития правовых явлений логическими приемами – анализом, синтезом, дедукцией, индукцией и гипотезой.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, постановления Правительства РФ, регламентирующие предмет исследования.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Судебная автотехническая экспертиза – это род судебной инженерно- транспортной экспертизы, суть которой состоит в экспертном исследовании и установлении механизма дорожно-транспортного происшествия и его обстоятельств, технического состояния транспортных средств и дороги, психофизиологических характеристик его участников.
В зависимости от решения конкретных экспертных задач выделяют следующие виды САТЭ: экспертное исследование обстоятельств ДТП или ситуалогическая экспертиза; экспертное исследование технического состояния ТС или технико-диагностическая экспертиза; экспертное исследование следов на ТС, месте происшествия, вещной обстановки или транспортно-трасологическая экспертиза; экспертное исследование водителей ТС и других участников движения или судебная инженерно- психофизиологическая экспертиза участников движения; экспертное исследование дороги, дорожных условий на участке ДТП или судебная автодорожная экспертиза.
Проанализировав классификацию дорожно-транспортных происшествий, мы считаем, что аварии с участием мотоцикла следует рассматривать как отдельную категорию ДТП, т.к. мотоцикл отличается от остального автомобильного транспорта конструктивными особенностями, аэродинамическими характеристиками и правилами управления.
Нами предложены следующие виды дорожно-транспортных происшествий с участием мотоцикла:
- столкновение мотоцикла с другими транспортными средствами;
- наезд на мотоциклиста;
- наезд мотоцикла на пешехода;
- опрокидывание в связи с потерей устойчивости.
Мотоциклы относят к мототранспортным средствам категории L3, которые классифицируются в соответствии с ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения».
Все детали и узлы мотоцикла составляют его конструктивные части: двигатель, силовую передачу, ходовую часть, органы управления, электрооборудование и боковую коляску (при наличии).
При написании дипломной работы были рассмотрены имеющиеся методы расчета скорости движения мотоцикла и методики установления механизма дорожно-транспортного происшествия с его участием.
Используемые сегодня в российской экспертной практике методы расчётного определения скоростей мотоцикла при ДТП были разработаны в последней четверти прошлого века и во многом не учитывают произошедшие к настоящему времени изменения как в конструкции транспортных средств и в дорожной среде, так и в развитии информационных технологий, обеспечивающих сегодня возможность оперативного и достоверного моделирования самых сложных дорожно- транспортных ситуаций (установление затрат энергии на деформацию транспортных средств, определение фактических траекторий перемещений транспортных средств, определение скоростей движения объектов исследования к моменту контакта и их пространственное положение в заданный момент времени до столкновения). В связи с этим, совершенствование научно-методического аппарата оценки скоростного фактора в направлении более детального учёта всех обстоятельств происшествия при проведении дорожно-транспортных экспертиз является актуальной научной задачей.
При реконструкции механизма ДТП с участием мотоцикла в настоящий момент существует серьезный изъян в части определения причинно- следственной связи между действиями мотоциклистов и самим ДТП, в частности возникает проблема установки фактической скорости движения мотоциклов к моменту их вступления в контактно-следовое взаимодействие (столкновение), а также определения параметров замедления и торможения мотоциклов, что существенно влияет на качество расчетов, производимых экспертами по анализу ДТП. Вследствие этого возникает неполнота и неполноценность исследования механизма таких ДТП, так как в большинстве случаев, вопрос о скорости движения мотоциклов остается не исследованным (в случае если не зафиксированы следы торможения мотоциклов либо их нет вообще) или расчет скорости позволяет определить только минимальное, но не фактическое значение.
В действующей экспертной практике анализа ДТП при проведении расчетов продолжают использоваться оценки времени нарастания замедления и установившегося замедления для мотоциклов отечественного производства прошлых лет, которые на сегодняшний день по возрасту практически не участвуют в дорожном движении. Данные обстоятельства требуют переработки, уточнения и формирования обновленной расчетной базы оценки процессов торможения мотоциклов с целью повышения достоверности такой оценки при проведении экспертизы ДТП – для задач установления соответствия либо несоответствия действий водителей требованиям правил дорожного движения, обоснования причин возникновения аварийных ситуаций, оценки наличия либо отсутствия технической возможности у водителя мотоцикла предотвратить ДТП. Решение всех перечисленных задач может быть обеспечено отсутствующими в настоящее время эффективными методиками их расчетной (количественной) оценки.
Мы считаем, что с учетом конструктивных особенностей современных мотоциклов следует:
- разработать новые методические рекомендации по расчету скоростного режима мототранспортных средств либо усовершенствовать уже имеющиеся методики.
- провести исследования для установления экспериментально- расчетных значений, используемых при выполнении автотехнической экспертизы.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с посл. изм. от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ и от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 2009. Вып. 4. – Ст. 445.
2. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31 мая 2001 г. №73-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2001. – Вып. 23. – Ст. 2291.
3. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" // Собрание законодательства РФ, 1995. – Вып. 50. – Ст. 4873.
5. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 "О Правилах дорожного движения" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993. – Вып. 47. – Ст. 4531.
6. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2008 № Ф04-6437/2008 (14507-А70-11) по делу № А70-470/11-2008 // СПС
«КонсультантПлюс».
7. Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации. – М.: Информавтодор, 1998.– 25 с.
8. ГОСТ Р 41.60-2001 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двухколесных мотоциклов и мопедов в отношении органов управления, приводимых в действие водителем, включая обозначение органов управления, контрольных приборов и индикаторов» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 29.03.2001
№ 145-ст) // СПС «КонсультантПлюс».
9. ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 07.05.2003 № 139-ст) // СПС «КонсультантПлюс».
Учебники, учебные пособия, монографии, справочники
10. Балакин В.Д. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Омск: СибАДИ, 2010. – 136 с.
11. Балакин В.Д. Экспертное исследование столкновений автотранспортных средств: Методические указания к практическим занятиям по дисциплинам «Расследование и экспертиза ДТП» и «Экспертиза ДТП». – Омск: Изд-во СибАДИ, 2006. – 48 с.
12. Бекасов В.А., Боград Г.Я., Золотов Б.Л., Индиченко Г.Г. Автотехническая экспертиза. М.: Издательство «Юридическая литература», 1967. – 255 с.
13. Брылев И.С. Реконструкция ДТП по параметрам процесса торможения двухколесных механических транспортных средств: Дисс. канд. тех. наук: 05.22.10 / СПбГАСУ. СПб, 2015. – 159 с.
14. Виноградов В.В. Учебник военного водителя. Часть 2. Правила дорожного движения, основы управления транспортным средством и безопасность движения. Вождение автомобилей. – Рязань: Узоречье, 2002. – 603 с.
15. Дворкин А.И. Осмотр места происшествия: Практическое пособие.
– М.: Юристъ, 2001. – 336 с.
16. Домке Э.Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий. Учебное пособие. Пенза: ПГУАС, 2005. – 260 с.
17. Домке Э.Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий: учебник для вузов. – М.: Академия, 2009. – 288 с.
18. Жигарев Ф.М., Карзинкин С.И. Мотоциклы. М.: Воениздат, 1986. –370 с.
19. Евтюков С.С. Оценка скорости транспортных средств при проведении дорожно-транспортных экспертиз: Дисс. канд. тех. наук: 05.22.10 / СПбГАСУ. СПб, 2014. – 173 с.
20. Евтюков С.А., Васильев Я.В. ДТП: Расследование, реконструкция и экспертиза – СПб.: Издательство ДНК, 2008. – 392 с.
21. Евтюков С.А., Васильев Я.В. Экспертиза ДТП: Методы и технологии. – СПб.: СПГАСУ, 2012. – 310 с.
22. Иваницкий С.Ю. Мотоцикл. Конструкция, теория, расчет. М.: МАШГИЗ, 1988. – 502 с.
23. Иваницкий С.Ю. Мотоцикл. Конструкция, теория, расчет. – М.: Машиностроение, 1991. – 408 с.
24. Корухов Ю.Г. Современные возможности судебных экспертиз. Методическое пособие для экспертов, следователей и судей. – М.: Триада-Х, 2000. – 262 с.
25. Корухов Ю.Г. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях (диагностические исследования). Часть 1. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Библиотека эксперта, 2006. – 149 с.
26. Корухов Ю.Г. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП (диагностические исследования). Часть 2. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Библиотека эксперта, 2006. – 170 с.
27. Коссович А.А. Вопросы назначения и производства автотехнической экспертизы. – М.: Следователь, 2007. – 315 с.
28. Ксенофонтов И.В. Основы управления мотоциклом и безопасность движения. Учебник водителя транспортных средств категории «А». – М.: ООО «Издательство «За рулем», 2014. – 80 с.
29. Ксенофонтов И.В. Устройство и техническое обслуживание мотоциклов. Учебник водителя транспортных средств категории «А». – М.: ЗАО «КЖИ «За рулем», 2004. – 128 с.
30. Муханов А.И. Судебно-медицинская диагностика повреждений тупыми предметами. – М.: Медицина, 2001. – 241 с.
31. Назарко С.А. Исследование столкновений автомобилей на перекрёстке: Методические указания к курсовой работе по дисциплинам
«Экспертиза ДТП» и «Расследование и экспертиза ДТП». – Омск: СибАДИ, 2009. – 63 с.
32. Пучкин В.А. Основы экспертного анализа дорожно-транспортных происшествий: База данных. Экспертная техника. Методы решений. – Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. – 400 с.
33. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. – М.: Норма, 2005. – 656 с.
34. Суворов Ю.Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза: Учеб. пособие для вузов. – М.: Экзамен, 2004. – 208 с.
35. Тусупбекова М.М., Камышанский Е.К., Дусмаилов Р.М. Судебно- медицинская экспертиза мотоциклетной травмы. Учебное пособие. – Караганда: КГМУ, 2012. – 24 с.
36. Шутов А.И., Загородний Н.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий: Учеб. пособие. – Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2007. – 99 с.
Статьи
37. Власюк И.В. Некоторые аспекты мототравмы водителя и пассажира
// Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. – №11. –
Хабаровск, 2010. С. 119-122.
38. Евтюков С.А., Брылев И.С. Совершенствование методики расчета скорости двухколесных транспортных средств при реконструкции ДТП // Zeszyty Naukowe Politechniki Częstochowskiej. Budownictwo. Z. 21(171). – Czestochowa, 2015. P. 51-58.
Интернет – источники
39. http://www.gibdd.ru/info/stat/ (31.05.2018)
40. Официальный сайт МФР. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mfr.ru/documents/ministry/ (03.06.2018)
Иностранная литература
41. Hurt H.H., Ouellet J.V., Thom D.R. Motorcycle Accident Cause Factors and Identification of Countermeasures. Volume 1: Technical Report. – LA: Traffic Safety Center, University of Southern California, 1981. – 425 p.
42. McNally B.F., Bartlett W. 20th Annual Special Problems in Traffic Crash Reconstruction at the Institute of Police Technology and Management, University of North Florida, Jacksonville, Florida, April 15-19, 2002. – 33 p.
43. Teoh E.R., Campbell M. Role of motorcycle type in fatal motorcycle crashes. – Arlington, VA: Insurance Institute for Highway Safety, 2010. – 17 p.
44. Wiercinskiego J. Wypadki drogowe – elementy analizy technicznej i opiniowania. – Warszawa, WKL, 1985. – 238 s.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ