Разработка бизнес-плана открытия стоматологической клиники в г.Снежинске
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ 8
Бизнес-план и его роль в развитии предприятий 8
Содержание и разработка разделов бизнес-плана 15
Оценка показателей экономической эффективности проекта 22
2. АНАЛИЗ РЫНКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ 29
Анализ рынка стоматологических услуг за рубежом 29
Анализ рынка стоматологических услуг в России 35
Анализ рынка стоматологических услуг в Челябинской области 41
3. РАЗРАБОТКА И ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТКРЫТИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ «MAGICAL DENT» В
ПРИГОРОДНОМ ПОСЕЛКЕ Г.СНЕЖИНСК 49
Резюме 49
Маркетинговый план 49
Производственный план 57
Организационный план 59
Финансовый план 66
Оценка эффективности экономических показателей 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ 8
Бизнес-план и его роль в развитии предприятий 8
Содержание и разработка разделов бизнес-плана 15
Оценка показателей экономической эффективности проекта 22
2. АНАЛИЗ РЫНКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ 29
Анализ рынка стоматологических услуг за рубежом 29
Анализ рынка стоматологических услуг в России 35
Анализ рынка стоматологических услуг в Челябинской области 41
3. РАЗРАБОТКА И ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТКРЫТИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ «MAGICAL DENT» В
ПРИГОРОДНОМ ПОСЕЛКЕ Г.СНЕЖИНСК 49
Резюме 49
Маркетинговый план 49
Производственный план 57
Организационный план 59
Финансовый план 66
Оценка эффективности экономических показателей 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Сегодня открытие собственной стоматологической клиники все также актуально, но упор необходимо делать на грамотную разработку бизнес - планирования.
Процесс планирования позволяет увидеть весь комплекс будущих операций предпринимательской деятельности и предвосхитить то, что может случиться. Особенно важно планирование в коммерческой деятельности, где требуются предвидение в долгосрочной перспективе и предварительные разработки, предшествующие первым шагам предприятия. Составление и реализация плана - непрерывный процесс.
Бизнес-план включает разработку целей и задач, которые ставятся перед предприятием на ближайшую и дальнейшую перспективу, оценку текущего состояния экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и информацию о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции, а также раскрывается возможность показать выгодность предполагаемого проекта и впоследствии привлечь возможных контрагентов, потенциальных финансовых партнеров.
Всё вышеизложенное, определяет актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Если рассматривать степень разработанности проблемы, то по вопросу составления бизнес-плана для стоматологических клиник посвящено небольшое количество научных публикаций. К ним можно отнести работы таких авторов, как: В.В. Акимова, В.В. Бойко, В.А. Глущенко, К.Е. Моисеева,
В.Г. Пузырева, В.К. Юрьева и других. Общие вопросы разработки бизнес- планирования рассматривали такие авторы, как: А.Н. Беличко, Г.А. Берл, П.С. Киршнер, И.В. Липсиц, Л.Ф. Сухова, Н.А. Чернова, В.Ф. Шудра и другие.
Но в тоже время, несмотря на значительный прогресс необходимо отметить, что методические и научно-прикладные аспекты составления бизнес- плана применительно к стоматологическим клиникам требуют, на мой взгляд,
дальнейшего развития и совершенствования. Достаточно указать, что на данных предприятиях практика составления проектов (бизнес-планов) практически отсутствует. Это связанно с трудностями, возникающими при определении себестоимости и экономической эффективности проектов и отсутствием информационно-справочной базы для бизнес-планирования.
Целью выпускной квалификационной работы является организация разработки бизнес-плана стоматологического кабинета.
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области бизнес-планирования, нормативно-правовые документы, использованные для реализации создания нового предприятия - стоматологического кабинета.
Объектом выпускной квалификационной работы является процесс разработки бизнес-плана.
Предметом выпускной квалификационной работы является разработка бизнес-плана стоматологического кабинета в г. Снежинск «32 Норма».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы бизнес-планирования, раскрыть понятие бизнес-планирования, обосновать его роль в развитии предприятий;
2. Охарактеризовать особенности разработки бизнес-планирования для стоматологического кабинета;
3. Проанализировать типичные ошибки при планировании и открытии стоматологического кабинета;
4. Разработать бизнес-план для нового стоматологического кабинета в г. Снежинск «Magical Dent».
Методы исследования: опрос, беседа, сбор, анализ, изучение и обобщение научной литературы, управленческое обследование, наблюдение, сравнение полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: проанализировать теоретико-методологические основы бизнес-планирования стоматологической клиники; разработать бизнес-план стоматологической клиники.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы и рекомендации могут быть использованы для разработки бизнес - планирования новой стоматологической клиники.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами, поставленными и решенными в ходе исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, цели, задачи исследования, определение границ исследования, предполагаемые методы и способы достижения поставленных целей и задач.
В первой главе рассматривается сущность бизнес планирования, а также его роль в развитии предприятия, анализируются особенности разработки бизнес - планирования для стоматологического кабинета; исследуется системный подход к качеству стоматологической помощи.
Во второй главе рассматривается рынок стоматологических услуг в мире, в России и в Челябинской области в частности. Разрабатывается и изучается разработка бизнес-модели стоматологического кабинета, анализируются следующие аспекты: выбор помещения стоматологического кабинета; ценообразование в стоматологии; структура и содержание бизнес-плана стоматологического кабинета; регистрация и открытие клиники. В данной главе анализируются 10 ошибок, которые характерны для открытия стоматологической клиники или кабинета.
В третьей главе разрабатывается бизнес-план нового стоматологического кабинета «Magical Dent» в г. Снежинск, определяется эффективность бизнес - проекта.
В заключении подводится итог всей проделанной работы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
Бизнес-план и его роль в развитии предприятий
Бизнес-план - это документ, который анализирует рынок, возможные риски и технологию работы, ищет способы решения проблем и отвечает на вопрос: «Стоит ли вкладывать деньги в этот проект, и принесет ли он доходы, которые окупят затраты в определенные сроки?». Для ответа на этот вопрос почти каждая крупная компания имеет специалистов, ответственных за инвестиционный и финансовый анализ, перспективное развитие. Специалисты этого профиля, как правило, входят в состав отдельных групп, имеющих «выход» на уровень руководства [73].
Бизнес-план - необходимый в рыночных условиях инструмент технического, организационно-экономического, финансового, управленческого обоснования дела, включая взаимоотношения с банками и инвестиционными, сбытовыми организациями, посредниками и потребителями. Это основной документ, на основании которого инвесторы дают деньги [72].
Бизнес-план является комплексным документом, который обосновывает и оценивает проект с позиции всех главных признаков, отличающих проект как стратегическое решение от текущих управленческих мероприятий. «Проект» обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для создания новых продуктов или услуг. Новизна и неповторимость проекта ограничена временными рамками, за пределами которых проект теряет свою ценность, становится невостребованным внешней средой. Каждый проект несет в себе целенаправленные изменения среды, в которой он осуществляется. Безусловно, для создания и реализации проектов требуются ограниченные ресурсы: трудовые, материальные, финансовые, технические [39]. Причины, обусловившие такое внимание к этой области бизнес-планирования: рост конкуренции, падение нормы прибыли, стремление руководства организаций к стабильности и снижению риска.
Планирование - это процесс подготовки решений о целях, средствах и действиях работников путем сравнительной оценки различных вариантов действий в ожидаемых условиях. Задача планирования - определить с помощью анализа направления развития организации, возможности исполнения ресурсов для повышения эффективности производства [3].
Как вид управленческой деятельности планирование широко распространено в производстве. Оно обеспечивает целенаправленность и согласованность всех участников производственного процесса. Результатом планирования является составление плана. Отличительной чертой плана - конкретность показателей, их определенность во времени и в количестве. Бизнес-план для непроизводственных организаций отличается тем, что вместо развернутого плана производства в нем кратко излагается планируемый перечень услуг или работ, которые будут предоставляться. Далее, наличие лицензий и сертификатов, позволяющих вести конкретный вид деятельности. Вместо производственного плана, в бизнес-плане непроизводственной организации отражается оперативный план. Он позволяет оценить помещения и ресурсы, необходимые для реализации бизнеса. Рассчитаны все экономические показатели, потребность в материалах, рабочей силе. Остальные разделы плана разрабатываются аналогично планам производственных организаций [16].
Как правило, руководители предприятий видят решение возникающих проблем в повышении эффективности управления, использовании современных (или, по крайней мере, относительно новых) технологий и подходов, автоматизации отдельных управленческих функций. Здесь не обойтись без грамотно составленного плана, который позволит предвосхитить возможные ожидаемые риски и предотвратить их. Одной из современных технологий в области управления организацией является бизнес-планирование. В рыночной экономике существует очень много методов и версий написания бизнес-планов. Они имеют свои особенности в зависимости от планируемой сферы деятельности предприятия. Нельзя говорить о том, что бизнес-планирование посвящено только созданию конечного продукта под названием «бизнес-план» [44]. Несомненно, его методы находят применение при решении задач, возникающих в ходе этого процесса.
В плановой работе предприятия существуют принципы планирования, основные из которых были разработаны Анри Файолем [24]. К ним относятся: единство, непрерывность, гибкость и точность. Принцип единства предполагает, что задачи каждого отдела (подразделения) на предприятии должны быть неразрывно связаны между собой и направлены на достижение общей цели. Непрерывность плана означает, что на каждом предприятии процесс планирования должен осуществляться непрерывно и постоянно. Принцип гибкости предполагает изменение плановой стратегии в зависимости от ситуации на рынке и экономической ситуации в стране (регионе). Предприятие должно уметь оперативно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды [23]. Принцип точности предполагает составление бизнес - плана с такой точностью, которая только возможна на данный момент и, как следствие, целесообразна. Планирование основано на соединении целей организации и ее подразделений со средствами для их достижения. Вместе с тем планирование косвенно является инструментом контроля, так как оно не только устанавливает цели, нормативы и эталоны деятельности, но и определяет границы отклонений от норм, нарушение которых обусловливает принятие координирующих решений [70].
В ведении любого бизнеса есть своя философия: как только мы достигли цели, цель становится средством. При достижении одной цели мы одной ногой уже шагнули на следующую. Для достижения наших целей нужен четкий план, подкрепленный не одним только энтузиазмом и жизненным опытом, но и основывающийся на научных познаниях. Именно для этого и нужно владеть методами бизнес-планирования, которые используются для разрешения широкого круга проблем. Это проблемы, как правило, связанные с долгосрочным планированием: освоение новых сфер производственной или коммерческой деятельности, слияние с другими фирмами или их приобретение, разработка долгосрочных программ развития. Существуют также и бизнес-планы, нацеленные на стратегическое, краткосрочное и текущее планирование [65].
Методы планирования - это технический прием (процедура), имеющая существенное значение для успешного решения плановых задач. В практике современного планирования методы могут использоваться как по отдельности, так и в комплексе. Не все методы сочетаются друг с другом, ведь целесообразность использования тех или иных методов зависит от разработанных задач [55].
Директивное планирование предполагает обязательный характер выполнения плана, жесткую централизацию и полную ответственность за выполнение плана. Издаются соответствующие документы, после чего идет реализация плана с применением мер административного и другого воздействия на исполнителей [48].
Индикативное планирование противоположно директивному. Этот метод планирования является наиболее распространенной формой государственного управления макроэкономическим развитием. Данный метод не носит обязательный характер, то есть является рекомендательным. Выступает в качестве инструмента развития экономики на краткосрочные периоды [46].
Стратегическое планирование направлено на существование предприятия в будущем, на принятие стратегических решений и методы их реализации, рассчитанные на долгосрочный период. Осуществляется на основе построения будущего развития государства и предполагает подготовку решений в виде программ и прогнозов на основе непрерывного контроля. Ввиду того, что у каждого предприятия стратегия индивидуальная, то такое планирование придает организации неповторимость и определенность действий. В среднем продолжительность стратегического плана составляет от 10 до 15 лет, а затем концепция подлежит изменению в зависимости от экономической ситуации в стране (регионе) [21]. Длительность планового периода определяется некоторыми факторами: продвижениями в науке и технике, изменением спроса среди потребителей на данный продукт (услугу).
На основе стратегического планирования формируется долгосрочное планирование с расчетом на ближайшие 3-5 лет. Как следствие, долгосрочное планирование не может учесть всех нюансов, возникающих на пути хозяйственной деятельности предприятия, и поэтому возникает потребность в краткосрочном планировании. Такое планирование дает предприятию
конкретный план на 1-3 года [27]. При этом, для первого года основные показатели рекомендуется представлять в помесячной разбивке, для второго - в квартальной, и лишь начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями [36]. Все это делается для того, чтобы плановые показатели могли оценивать изменения во внешней среде с экономической, политической, технической точки зрения, и предприятие оставалось конкурентоспособным. В связи с тем, что ситуация на рынке может изменяться слишком скоротечно, существует текущее планирование. В основном, оно составляется на год, учитывая величину и характер спроса, покупательную способность, актуализируя предложение с учетом этих факторов. Следует отметить, что бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомендуется на 2-3 года: на период реализации стратегического проекта [10].
Бизнес-планирование лучше всего характеризуется термином «анализ управленческих решений». Именно задача принятия решений (или выбора способов действий) является главной для всех подобных исследований. В настоящее время нет ни одной формы планирования в чистом виде. Все они дополняют друг друга [58].
Если проект создается и реализуется в конкурентной среде, то для обоснования его эффективности требуется разработка бизнес-плана. Составление бизнес-плана (в сочетании с принятием соответствующих решений на всех этапах его составления), который был бы одновременно реальным и экономически выгодным, является задачей далеко не из легких. В условиях отсутствия конкуренции инициатор проекта ограничивается технико-экономическим обоснованием.
Процесс планирования позволяет увидеть весь комплекс будущих операций предпринимательской деятельности и предвосхитить то, что может случиться. Особенно важно планирование в коммерческой деятельности, где требуются предвидение в долгосрочной перспективе и предварительные разработки, предшествующие первым шагам предприятия. Составление и реализация плана - непрерывный процесс.
Бизнес-план включает разработку целей и задач, которые ставятся перед предприятием на ближайшую и дальнейшую перспективу, оценку текущего состояния экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и информацию о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции, а также раскрывается возможность показать выгодность предполагаемого проекта и впоследствии привлечь возможных контрагентов, потенциальных финансовых партнеров.
Всё вышеизложенное, определяет актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Если рассматривать степень разработанности проблемы, то по вопросу составления бизнес-плана для стоматологических клиник посвящено небольшое количество научных публикаций. К ним можно отнести работы таких авторов, как: В.В. Акимова, В.В. Бойко, В.А. Глущенко, К.Е. Моисеева,
В.Г. Пузырева, В.К. Юрьева и других. Общие вопросы разработки бизнес- планирования рассматривали такие авторы, как: А.Н. Беличко, Г.А. Берл, П.С. Киршнер, И.В. Липсиц, Л.Ф. Сухова, Н.А. Чернова, В.Ф. Шудра и другие.
Но в тоже время, несмотря на значительный прогресс необходимо отметить, что методические и научно-прикладные аспекты составления бизнес- плана применительно к стоматологическим клиникам требуют, на мой взгляд,
дальнейшего развития и совершенствования. Достаточно указать, что на данных предприятиях практика составления проектов (бизнес-планов) практически отсутствует. Это связанно с трудностями, возникающими при определении себестоимости и экономической эффективности проектов и отсутствием информационно-справочной базы для бизнес-планирования.
Целью выпускной квалификационной работы является организация разработки бизнес-плана стоматологического кабинета.
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области бизнес-планирования, нормативно-правовые документы, использованные для реализации создания нового предприятия - стоматологического кабинета.
Объектом выпускной квалификационной работы является процесс разработки бизнес-плана.
Предметом выпускной квалификационной работы является разработка бизнес-плана стоматологического кабинета в г. Снежинск «32 Норма».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы бизнес-планирования, раскрыть понятие бизнес-планирования, обосновать его роль в развитии предприятий;
2. Охарактеризовать особенности разработки бизнес-планирования для стоматологического кабинета;
3. Проанализировать типичные ошибки при планировании и открытии стоматологического кабинета;
4. Разработать бизнес-план для нового стоматологического кабинета в г. Снежинск «Magical Dent».
Методы исследования: опрос, беседа, сбор, анализ, изучение и обобщение научной литературы, управленческое обследование, наблюдение, сравнение полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: проанализировать теоретико-методологические основы бизнес-планирования стоматологической клиники; разработать бизнес-план стоматологической клиники.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы и рекомендации могут быть использованы для разработки бизнес - планирования новой стоматологической клиники.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами, поставленными и решенными в ходе исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, цели, задачи исследования, определение границ исследования, предполагаемые методы и способы достижения поставленных целей и задач.
В первой главе рассматривается сущность бизнес планирования, а также его роль в развитии предприятия, анализируются особенности разработки бизнес - планирования для стоматологического кабинета; исследуется системный подход к качеству стоматологической помощи.
Во второй главе рассматривается рынок стоматологических услуг в мире, в России и в Челябинской области в частности. Разрабатывается и изучается разработка бизнес-модели стоматологического кабинета, анализируются следующие аспекты: выбор помещения стоматологического кабинета; ценообразование в стоматологии; структура и содержание бизнес-плана стоматологического кабинета; регистрация и открытие клиники. В данной главе анализируются 10 ошибок, которые характерны для открытия стоматологической клиники или кабинета.
В третьей главе разрабатывается бизнес-план нового стоматологического кабинета «Magical Dent» в г. Снежинск, определяется эффективность бизнес - проекта.
В заключении подводится итог всей проделанной работы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
Бизнес-план и его роль в развитии предприятий
Бизнес-план - это документ, который анализирует рынок, возможные риски и технологию работы, ищет способы решения проблем и отвечает на вопрос: «Стоит ли вкладывать деньги в этот проект, и принесет ли он доходы, которые окупят затраты в определенные сроки?». Для ответа на этот вопрос почти каждая крупная компания имеет специалистов, ответственных за инвестиционный и финансовый анализ, перспективное развитие. Специалисты этого профиля, как правило, входят в состав отдельных групп, имеющих «выход» на уровень руководства [73].
Бизнес-план - необходимый в рыночных условиях инструмент технического, организационно-экономического, финансового, управленческого обоснования дела, включая взаимоотношения с банками и инвестиционными, сбытовыми организациями, посредниками и потребителями. Это основной документ, на основании которого инвесторы дают деньги [72].
Бизнес-план является комплексным документом, который обосновывает и оценивает проект с позиции всех главных признаков, отличающих проект как стратегическое решение от текущих управленческих мероприятий. «Проект» обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для создания новых продуктов или услуг. Новизна и неповторимость проекта ограничена временными рамками, за пределами которых проект теряет свою ценность, становится невостребованным внешней средой. Каждый проект несет в себе целенаправленные изменения среды, в которой он осуществляется. Безусловно, для создания и реализации проектов требуются ограниченные ресурсы: трудовые, материальные, финансовые, технические [39]. Причины, обусловившие такое внимание к этой области бизнес-планирования: рост конкуренции, падение нормы прибыли, стремление руководства организаций к стабильности и снижению риска.
Планирование - это процесс подготовки решений о целях, средствах и действиях работников путем сравнительной оценки различных вариантов действий в ожидаемых условиях. Задача планирования - определить с помощью анализа направления развития организации, возможности исполнения ресурсов для повышения эффективности производства [3].
Как вид управленческой деятельности планирование широко распространено в производстве. Оно обеспечивает целенаправленность и согласованность всех участников производственного процесса. Результатом планирования является составление плана. Отличительной чертой плана - конкретность показателей, их определенность во времени и в количестве. Бизнес-план для непроизводственных организаций отличается тем, что вместо развернутого плана производства в нем кратко излагается планируемый перечень услуг или работ, которые будут предоставляться. Далее, наличие лицензий и сертификатов, позволяющих вести конкретный вид деятельности. Вместо производственного плана, в бизнес-плане непроизводственной организации отражается оперативный план. Он позволяет оценить помещения и ресурсы, необходимые для реализации бизнеса. Рассчитаны все экономические показатели, потребность в материалах, рабочей силе. Остальные разделы плана разрабатываются аналогично планам производственных организаций [16].
Как правило, руководители предприятий видят решение возникающих проблем в повышении эффективности управления, использовании современных (или, по крайней мере, относительно новых) технологий и подходов, автоматизации отдельных управленческих функций. Здесь не обойтись без грамотно составленного плана, который позволит предвосхитить возможные ожидаемые риски и предотвратить их. Одной из современных технологий в области управления организацией является бизнес-планирование. В рыночной экономике существует очень много методов и версий написания бизнес-планов. Они имеют свои особенности в зависимости от планируемой сферы деятельности предприятия. Нельзя говорить о том, что бизнес-планирование посвящено только созданию конечного продукта под названием «бизнес-план» [44]. Несомненно, его методы находят применение при решении задач, возникающих в ходе этого процесса.
В плановой работе предприятия существуют принципы планирования, основные из которых были разработаны Анри Файолем [24]. К ним относятся: единство, непрерывность, гибкость и точность. Принцип единства предполагает, что задачи каждого отдела (подразделения) на предприятии должны быть неразрывно связаны между собой и направлены на достижение общей цели. Непрерывность плана означает, что на каждом предприятии процесс планирования должен осуществляться непрерывно и постоянно. Принцип гибкости предполагает изменение плановой стратегии в зависимости от ситуации на рынке и экономической ситуации в стране (регионе). Предприятие должно уметь оперативно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды [23]. Принцип точности предполагает составление бизнес - плана с такой точностью, которая только возможна на данный момент и, как следствие, целесообразна. Планирование основано на соединении целей организации и ее подразделений со средствами для их достижения. Вместе с тем планирование косвенно является инструментом контроля, так как оно не только устанавливает цели, нормативы и эталоны деятельности, но и определяет границы отклонений от норм, нарушение которых обусловливает принятие координирующих решений [70].
В ведении любого бизнеса есть своя философия: как только мы достигли цели, цель становится средством. При достижении одной цели мы одной ногой уже шагнули на следующую. Для достижения наших целей нужен четкий план, подкрепленный не одним только энтузиазмом и жизненным опытом, но и основывающийся на научных познаниях. Именно для этого и нужно владеть методами бизнес-планирования, которые используются для разрешения широкого круга проблем. Это проблемы, как правило, связанные с долгосрочным планированием: освоение новых сфер производственной или коммерческой деятельности, слияние с другими фирмами или их приобретение, разработка долгосрочных программ развития. Существуют также и бизнес-планы, нацеленные на стратегическое, краткосрочное и текущее планирование [65].
Методы планирования - это технический прием (процедура), имеющая существенное значение для успешного решения плановых задач. В практике современного планирования методы могут использоваться как по отдельности, так и в комплексе. Не все методы сочетаются друг с другом, ведь целесообразность использования тех или иных методов зависит от разработанных задач [55].
Директивное планирование предполагает обязательный характер выполнения плана, жесткую централизацию и полную ответственность за выполнение плана. Издаются соответствующие документы, после чего идет реализация плана с применением мер административного и другого воздействия на исполнителей [48].
Индикативное планирование противоположно директивному. Этот метод планирования является наиболее распространенной формой государственного управления макроэкономическим развитием. Данный метод не носит обязательный характер, то есть является рекомендательным. Выступает в качестве инструмента развития экономики на краткосрочные периоды [46].
Стратегическое планирование направлено на существование предприятия в будущем, на принятие стратегических решений и методы их реализации, рассчитанные на долгосрочный период. Осуществляется на основе построения будущего развития государства и предполагает подготовку решений в виде программ и прогнозов на основе непрерывного контроля. Ввиду того, что у каждого предприятия стратегия индивидуальная, то такое планирование придает организации неповторимость и определенность действий. В среднем продолжительность стратегического плана составляет от 10 до 15 лет, а затем концепция подлежит изменению в зависимости от экономической ситуации в стране (регионе) [21]. Длительность планового периода определяется некоторыми факторами: продвижениями в науке и технике, изменением спроса среди потребителей на данный продукт (услугу).
На основе стратегического планирования формируется долгосрочное планирование с расчетом на ближайшие 3-5 лет. Как следствие, долгосрочное планирование не может учесть всех нюансов, возникающих на пути хозяйственной деятельности предприятия, и поэтому возникает потребность в краткосрочном планировании. Такое планирование дает предприятию
конкретный план на 1-3 года [27]. При этом, для первого года основные показатели рекомендуется представлять в помесячной разбивке, для второго - в квартальной, и лишь начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями [36]. Все это делается для того, чтобы плановые показатели могли оценивать изменения во внешней среде с экономической, политической, технической точки зрения, и предприятие оставалось конкурентоспособным. В связи с тем, что ситуация на рынке может изменяться слишком скоротечно, существует текущее планирование. В основном, оно составляется на год, учитывая величину и характер спроса, покупательную способность, актуализируя предложение с учетом этих факторов. Следует отметить, что бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомендуется на 2-3 года: на период реализации стратегического проекта [10].
Бизнес-планирование лучше всего характеризуется термином «анализ управленческих решений». Именно задача принятия решений (или выбора способов действий) является главной для всех подобных исследований. В настоящее время нет ни одной формы планирования в чистом виде. Все они дополняют друг друга [58].
Если проект создается и реализуется в конкурентной среде, то для обоснования его эффективности требуется разработка бизнес-плана. Составление бизнес-плана (в сочетании с принятием соответствующих решений на всех этапах его составления), который был бы одновременно реальным и экономически выгодным, является задачей далеко не из легких. В условиях отсутствия конкуренции инициатор проекта ограничивается технико-экономическим обоснованием.
Подводя итог разработке бизнес-плана открытия стоматологической клиники в г. Снежинск, можно сказать, что в условиях конкуренции любая компания стремится упрочить свои позиции на рынке и оперативно реагировать на его изменяющиеся условия. Нами была выбрана достойная маркетинговая стратегия, которая заключается в активной рекламе и постоянном напоминании о существовании данной стоматологической клиники.
В данной работе был проведен анализ рынка медицинских услуг в области стоматологии во всем мире на сегодняшний день, и в частности, в России и Челябинской области. Были выявлены все возможные риски и угрозы для данного предприятия, и пути их обхода.
Стоит отметить, что все рассчитанные в работе показатели экономической эффективности отражали целесообразность открытия данного бизнеса. Стоматологическая клиника «Magicai Dent» способна принести высокий доход со сроком окупаемости 2 года и 4 месяца и быть достойным конкурентом на рынке стоматологических услуг в Снежинске.
Проведенный анализ чувствительности позволил пронаблюдать, что зависимость прогнозируемого дохода прослеживается от цен на услуги и объема оказываемых услуг. Это означает, что во избежание потери высоких показателей эффективности предприятию необходимо формировать постоянную клиентскую базу, расширять ее, а также следить за качеством предоставляемых услуг.
Открытие стоматологии в коттеджном поселке рентабельно и не представляет сильной опасности для вновь открывающегося бизнеса, т.к. эта часть города активно застраивается и вскоре будет освоена жителями наряду с городскими предприятиями.
В данной работе был проведен анализ рынка медицинских услуг в области стоматологии во всем мире на сегодняшний день, и в частности, в России и Челябинской области. Были выявлены все возможные риски и угрозы для данного предприятия, и пути их обхода.
Стоит отметить, что все рассчитанные в работе показатели экономической эффективности отражали целесообразность открытия данного бизнеса. Стоматологическая клиника «Magicai Dent» способна принести высокий доход со сроком окупаемости 2 года и 4 месяца и быть достойным конкурентом на рынке стоматологических услуг в Снежинске.
Проведенный анализ чувствительности позволил пронаблюдать, что зависимость прогнозируемого дохода прослеживается от цен на услуги и объема оказываемых услуг. Это означает, что во избежание потери высоких показателей эффективности предприятию необходимо формировать постоянную клиентскую базу, расширять ее, а также следить за качеством предоставляемых услуг.
Открытие стоматологии в коттеджном поселке рентабельно и не представляет сильной опасности для вновь открывающегося бизнеса, т.к. эта часть города активно застраивается и вскоре будет освоена жителями наряду с городскими предприятиями.
Подобные работы
- Разработка бизнес-плана открытия стоматологической клиники в г. Снежинске
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017



