Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АССОЦИАТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗА СЕВЕРА У ЯКУТОВ, РУССКИХ И ФРАНЦУЗОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «КОЛЫМСКИЕ РАССКАЗЫ» В.Т. ШАЛАМОВА)

Работа №64886

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

французский язык

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
418
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА МИРА 6
1.1. Определение понятий «языковое сознание» и «образ мира» 6
1.2. Восприятие художественного текста 11
1.3. Ассоциативный эксперимент 14
1.4. Метод семантического гештальта 17
ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 18
ГЛАВА II. МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗА СЕВЕРА У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЯКУТСКОЙ, РУССКОЙ И ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫХ ОБЩЕСТВ 20
2.1. Выявление ключевых единиц и проведение свободного ассоциативного
эксперимента 20
2.2. Сопоставительно-сравнительный анализ полученных ассоциативных
полей 23
2.2.1. Моделирование читательской проекции 47
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64


«Север» является неотъемлемой частью образа мира для каждой отдельной культуры. Так для одних, Север - это величественные горы, огромные ледники и хвойные леса, а для других, он простирается обширной степью, где бесконечно дует обжигающий лицо ветер. Северу было посвящено огромное количество научных исследований в совершенно разных направлениях. Но в силу суровых климатических условий, возможность для изучения Севера у человечества появилась только в начале прошлого века, и того, что первыми исследователями северных широт являются ученые- путешественники из западных стран, возникает некая упрощённая комбинация образов и ассоциаций о Севере, редко учитывающая точку зрения народов, проживающих на данной территории. Ввиду этого, образ Севера является интересным и актуальным на сегодняшний день, при исследовании которого у нас появляется возможность понять общее и специфическое в восприятии Севера у якутов, русских и французов.
Обращение к творчеству В.Т. Шаламова вызвано тем, что в его произведении «Колымские рассказы» описание Севера предстает в широких перспективах. Север в культурном ландшафте России выступает как воплощение мощи и природного богатства, и как место ссылки, каторги, страдания и неволи, являясь «царской тюрьмой» и местом трудовых лагерей ГУЛАГ во время сталинских репрессий (30-60-е гг. ХХ века). Так, в произведении «Колымские рассказы» Север представляет собой, с одной стороны, боль, тоску и одиночество, а с другой - величие, могущество и красоту, сочетая повседневную жизнь, обычаи, ландшафт, климат и природу сурового края.
Объект исследования: образ Севера у носителей якутской, русской и французской культур.
Предмет исследования: содержание ассоциативных полей трех лингвокультурных обществ - якутов, русских и французов.
Цель нашей работы заключается в ассоциативном моделировании образа Севера на материале восприятия отрывков из произведения В.Т. Шаламова «Колымские рассказы», среди представителей трех культур - якутской (тюркской), русской (восточноевропейской) и французской (западноевропейской). В результате выявить общее и специфичное в образах мира, в частности - севера.
В связи с этим, выявляются следующие задачи:
- Изучение теоретико - методологической литературы по языковому сознанию, образу мира, восприятию текста, ассоциативному моделированию.
- Проведение эмпирического исследования на восприятие образа Севера в текстах оригинала и перевода на французский язык.
- Ассоциативное моделирование образа Севера у представителей якутской, русской и французской культур, выявление общего и специфического в образах мира представителей трех культур.
В данном исследовании, нами были использованы следующие методы и методологические подходы: методика восприятия текстов (Л.Н. Мурзин, А.С. Штерн), «читательская проекция» (когнитивно-эмотивная интерпретация ситуации) Н.А. Рубакина, метод свободного ассоциирования, метод семантического гештальта (Ю.Н. Караулов), сравнительно-сопоставительный анализ.
Теоретическая значимость данной работы заключается в выявлении общего и специфического в образах мира, в частности, образа Севера у якутов, русских и французов. В результате чего, появится определенный вклад в дальнейшее развитие в теории межкультурного общения, и получение новой информации об этнокультурных особенностях языкового сознания народов нашего мира.
Практическая значимость данной работы выражается в возможном использовании полученных материалов ассоциативного эксперимента в будущих исследованиях для добавления, изменения или сопоставления данных, отображающих этнокультурные особенности в восприятии мира.
В первой главе описана теоретическая часть данного исследования: определение и анализ некоторых понятий, таких как: «языковое сознание» и «образ мира», методика восприятия текста читателем, метод семантического гештальта и метод свободного ассоциирования.
Эмпирическая часть исследования состоит из нескольких этапов:
1) восприятие текста произведения в оригинале и в его переводе тремя группами - якутами, русскими и французами, благодаря чему проводится выделения определенных ключевых единиц, отображающих образ Севера;
2) ассоциативный эксперимент на материале списка частотных ключевых единиц;
3) моделирование образа Севера у трех групп, и их сравнение для определения общих и специфичных черт.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках данного исследования были изучены следующие задачи:
1. Изучена теоретико-методологической литература по языковому сознанию, образу мира и ассоциативному моделированию. Понятие «языковое сознание» по сей день остается актуальной проблемой исследования в области психолингвистики. Понятие «языковое сознание», является неотъемлемой частью образа мира, который, в свою очередь, складывается за счет индивидуального опыта и передающихся знаний в определенной социальной группе. На сегодняшний день, самым эффективным способом исследования данной проблемы является ассоциативный эксперимент, с помощью которого удается со ставить ассоциативное поле определенного ключевого слова (слова-стимула), разбить полученные данные на ядерную и периферийные зоны. После чего, можно сказать, что данное ассоциативное поле становится неким «окном» для познания образа мира в сознании другого человека или группы людей. Исследования в области языкового сознания и образа мира, помогает выявить этнокультурные особенности того или иного представителя культуры, и вероятно в будущем, позволит из бежать недопонимания в межкультурной коммуникации.
2. Проведено эмпирическое исследование на восприятие образа Севера в текстах оригинала и перевода на французский язык. Для выявления ключевых единиц для проведения ассоциативного эксперимента, нами был использован экспериментально-статистический метод, предложенный Л.Н. Мурзиным и А.С. Штерн. Так было выявлено 10 ключевых единиц в каждой группе испытуемых (Итого 30).
3. Ассоциативное моделирование образа Севера у представителей якутской, русской и французской культур, выявление общего и специфического в образах мира представителей трех культур.
В ассоциативном моделировании образа Севера у трех лингвокультурных обществ, в качестве инструмента были использованы ядерные зоны ассоциативных полей ключевых слов-стимулов в языковом сознании якутов, русских и французов.
По итогам проделанной работы, мы пришли к следующим выводам:
1. Восприятие Севера в языковом сознании якутов, русских и французов отличается, но тем не менее ассоциативное моделирование образа Севера у якутских и русских реципиентов имеют общие тенденции развития, что обусловлено их общими географическими, территориально-целостными, социально и историко - культурными условиями проживания. У западноевропейской французской культуры мы наблюдаем иное восприятие образа Севера. Это объясняется тем, что языковое сознание - это способ овнешнения образа мира, который индивидуален у каждой отдельной социальной группы людей, и отражение окружающего мира определенного человека или общества.
2. Схожие реакции на слова-стимулы якутов, русских и французов, объясняются универсальными общечеловеческими ценностями, которые в 21-ом веке сильно распространились и продолжают распространяться дальше по средство интернета, социальных сетей и средств массовой информации, которые являются уникальной точкой соприко сновения разных этносов, проживающих на других концах земного шара.
3. Слово-стимул является либо абстрактной сущностью, либо первородной вещью, с которой сталкиваются обе культуры.
Следует отметить, что не смотря на то, что три группы испытуемых по- разному описывают образ Севера, объединяя полученные данные из языкового сознания якутов, русских и французов, у нас появляется возможность в полной мере увидеть всю широту значений описаний севера.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что в некоторых словах-стимулах, ассоциативные поля якутов и русских имели что-то общее, если речь шла об абстрактных или первородных вещах в таких, как: «холод, вода, счастье, радость, болезнь и год». Соответственно, быт и культура якутов и русских, проживающих вместе в течение столетий, перекликаются объединенные природно-климатическими условиями Севера. Для французской западноевропейской культуры образ Севера предстает как пустыня, горы и Арктические регионы, с преобладанием стереотипности представлений о Севере как «тюрьмы» (ГУЛАГ). Таким образом, языковое сознание - это своего рода отражение реальной действительности, каким-то определенным человеком, национальностью или группой людей.



1. Алферова, Ю.И. Профессионально-маркированные компоненты языкового сознания: дис. ...канд. филол. наук / Ю.И. Алферова. - Омск, 2005. - 182 с.
2. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня / Под ред. С.В. Сыпченко Томск: Изд-во Томского университета, 1992. - 186 с.
3. Букарева Ю.В. Лингвистические основы понимания текста / Ю.В. Букарева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, 2015. Вып. № 2 (2), - С. 343-346.
4. Выговская Д.Г. Ассоциативный эксперимент как один из методов в психолингвистике, Челябинск, Наука ЮУрГУ: материалы 66-й научной конференции Секции социально-гуманитарных наук
5. Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления // Вопросы психологии. 1977. № 4. С. 95-101.
6. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. Третье, переработанное и дополненное издание. — Издательство "Лабиринт", М., 2001. — 304 с.
7. Горошко, Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента / Е.И. Горошко. - Харьков; М.: Изд. Группа «РА - Каравелла», 2001. - 94-320 с.
8. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов — М.: ACT: Астрель, 2005. — 299-351 с.
9. Закорко С.В. Свободный ассоциативный эксперимент как основной метод психолингвистического исследования
10. Залевская, А.А. Введение в психолингвистику: учебник / А.А. Залевская. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. - 106-382 с.
11. Залевская А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. - М.: Гнозис, 2005.
12. Залевская, А.А. Текст и его понимание: монография [Текст] / А.А. Залевская. - Тверь: Тверской гос. ун-т, 2001. - 3-177 с.
13. Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. М.: МГУ, 1976. 71-308 с.
14. Караулов Ю.Н. Ассоциативный анализ: новый подход к интерпретации худ. текста // Материалы IX конгресса МАПРЯЛ, Братислава. М., 1999
15. Караулов Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной цепи // Языковое сознание и образ мира. Сборник статей / Отв. Ред. Уфимцева Н.В. — М., 2000. — С. 191-106.
16. Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: МГУ, 1996. 186-245 с.
17. Кузина О.А. Семантический гештальт как способ выявления этнокультурной специфики языкового сознания
18. Купина Н.А. Смысл художественного текста и аспекты лингвосмыслового анализа / Н.А. Купина. Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 160 с.
19. Курганова Н.И. Образ мира с позиций этнопсихолингвистики
20. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студ. высших
учеб. заведений. - 4-е изд., испр. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия» 2005.
21. Леонтьев А.А. Языковое сознание и образ мира // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. - М.: Институт языкознания РАН, 1993. - С. 16-21.
22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. / А.Н. Леонтьев. - М.: Полизтиздат литература, 1977. - 304 с.
23. Лурия А. Р Язык и сознание. Под редакцией Е. Д. Хомской. Изд-во Моск. ун-та, 1979, 320 с
24. Марковина И.Ю. Перевод как этнопсихолингвистический феномен // Вопросы психолингвистики 49-51 с.
25. Метельская Л.Н. Этнопсихолингвистические особенности восприятия художественного текста на иностранном языке / Л.Н. Метельская // Филологические науки в МГИМО: Сборник научных трудов. No 33(48). - М.: МГИМО-Университет, 2008. - С. 34-40.
26. Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 172 с.
27. Рубакин, Н.А. Психология читателя и книги. Краткое введение в библиологическую психологию / Н. А. Рубакин; вступительная статья, критический очерк и комментарии А. А. Леонтьева и Ю. А. Сорокина. - М.: Книга, 1977. 262 с.
28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989.
29. Тарасов, Е.Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания / Е.Ф. Тарасов // Языковое сознание и образ мира: сб. ст. / отв. ред. Н.В. Уфимцева. - М., 2000. - С. 24-32.
30. Тарасов Е.Ф. Методологические проблемы языкового сознания // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации "Языковое сознание". - М.: Институт Языкознания АН СССР, 1988. - С. 176-177.
31. Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение - новая онтология анализа
сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания / Под ред. Н.В. Уфимцевой. М.: Институт языкознания РАН, 1996. - С. 7-22.
32. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику: Курс лекций. - Л. В. Сахарный. Изд-во Ленингр. ун-та. 1989. - 185 с.
33. Смирнов С.Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов // А.Н. Леонтьев и современная психология. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1983. - С. 149-155.
34. Смирнов С.Д. Психология образа: Проблема активности психического отражения. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1985.
35. Сорокин, Ю.А. Почему живут и умирают книги? [Текст] / Ю.А. Сорокин. - М.: Педагогика, 1991. - 160 с.
36. Сорокин Ю. А. Психолингвистические аспекты изучения текста [Текст] / Ю.А. Сорокин. - М., 1985.
37. Сорокин Ю.А., Марковина И.Ю. Национально-культурная специфика художественного текста // Конспект лекций. М., 1989. 71-102.
38. Уфимцева Н.В. Языковое сознание и образ мира славян // Языковое сознание и образ мира: сб. Ст. М., 2000 С. 207-219
39. Уфимцева Н.В. Языковое сознание - Образ мира - Языковая картина мира // Вопросы психолингвистики
40. Уфимцева Н.В. Языковое сознание: динамика и вариативность. - М., Калуга: Институт языкознания РАН (ИП ШИЛИН И. В.), 2011. - с. 252.
41. Фрумкина Р.М. Психолингвистика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 92-320 с.
42. Шаламов В.Т. Колымские рассказы. - Нью-Йорк: изд. «Новый журнал», 1966.
43. Юнг, К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К.Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк; сост. В.В. Зеленский, А.М. Руткевич. - М.: Мартис, 1997. - 320 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ