Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНИЗАЦИИ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА

Работа №64624

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международное публичное право

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость3950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
421
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И СТАТУСНЫЕ
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО
ДОГОВОРА 7
1.1. Предпосылки создания и история развития организации
Североатлантического договора 7
1.2. Структурные и телеологические основы деятельности НАТО 20
ГЛАВА II. ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАТО 43
2.1. Партнерство и сотрудничество 43
2.2. Сдерживание, оборона и кризисное регулирование 52
2.3. Миротворческие операции 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 82

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В настоящее время в мире функционирует множество международных организаций, чья деятельность направлена на разрешение вопросов, касающихся всех сфер человеческой жизнедеятельности, как экономической, так и политической. Согласно приведенному в базе данных перечню международных организаций их насчитывается 54, среди которых Европейский Союз, Совет Европы, Содружество Независимых Государств, Шанхайская Организация Сотрудничества, Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе и т.д. Наиболее острыми являются проблемы войны и мира, гонки вооружений, разоружения и разрешения военных конфликтов. Заботясь о безопасности своей страны, государства приходят к согласию о необходимости создания военно-политических организаций, которой и является организация Североатлантического договора (далее - НАТО).
НАТО была создана 4 апреля 1949 г. Ее участники решили объединить свои силы с целью сохранения мира и безопасности, а также реализации коллективной безопасности. Основная цель НАТО - обеспечение свободы и безопасности всех своих членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами ООН, а также направление всех своих действий на упрочение мира в Европе и сохранение стратегического равновесия.
Североатлантический альянс является основным средством участия Соединенных Штатов Америки в вопросах европейской безопасности.
К настоящему времени участниками НАТО являются 29 государств, среди которых политически влиятельные, с хорошо развитой экономикой и сильные в военном отношении. В их числе и ядерные державы (США, Великобритания, Франция) - постоянные члены Совета Безопасности ООН, что играет очень важную роль в вопросе определения сущности данной организации.
Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний день созданная в 1949 г. организация Североатлантического договора претерпела большое количество эволюционных изменений, превратившись из исключительно оборонительного союза в глобальную организацию безопасности с развитой инфраструктурой, которая осуществляет свою деятельность вопреки нормам и принципам международного права. Все это содержит потенциальную угрозу международному миру и безопасности, чем и вызван большой интерес к исследованию и анализу институционального статуса НАТО и основ ее деятельности.
Помимо этого, сегодня одной из обсуждаемых тем на мировой политической арене является расширение альянса. Проведение политики, предшествующей принятию новых членов организации, а также последствия увеличения числа членов НАТО вызывают сдвиги в геополитической картине мира, а ее внешняя политика затрагивает интересы практически всех акторов международных отношений. В связи с этим к деятельности организации приковано внимание всего мирового сообщества.
Объектом исследования выступили международно-правовые
отношения, складывающиеся по поводу реализации деятельности организацией Североатлантического договора.
Предметом исследования явились международно-правовые нормы, регламентирующие статус организации Североатлантического договора и ее роль в обеспечении европейской безопасности.
Цель работы состоит в анализе правовых основ и практики деятельности организации Североатлантического договора, а также выявлении ее роли в обеспечении европейской безопасности.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
- исследовать предпосылки создания и история развития организации Североатлантического договора;
- раскрыть структурные и телеологические основы деятельности
НАТО;
- рассмотреть партнерство и сотрудничество как формы деятельности НАТО;
- проанализировать порядок реализации сдерживания, обороны и кризисного регулирования в рамках форм деятельности НАТО;
- установить значение миротворческих операций с участием НАТО;
- сформулировать предложения, направленные на разрешение несоответствия деятельности НАТО международному праву, а также основным принципам и нормам, которые закреплены в ее учредительных документах.
Методологической основой в работе послужил современный методологический инструментарий, концептуальные подходы к исследованию данной темы, выработанные юридической наукой.
В основе исследования лежит исторический проблемно-хронологический анализ создания и развития НАТО, что позволило комплексно исследовать проблемы деятельности и взаимодействия с другими участниками международных отношений, а также обозначить перспективы для их разрешения.
Использовался метод структурно-функционального анализа, посредством которого были исследованы такие механизмы как партнерство и сотрудничество, выявлен факт их использования в качестве одного из направлений деятельности.
В процессе написания работы были также использованы следующие методы исследования: системно-структурный, сравнительно-правовой,
формально-юридический, историко-правовой, социологический,
статистический и др.
Теоретическую основу исследования составили следующие научные разработки таких ученых как В.А. Абрамов, А.С. Айтманбетова, И.Г. Барауля, О.В. Валецкий, А.Г. Гасюк, Е.Ю. Гуськова, Н.И. Егорова, С.М. Ермаков, В.Н. Злобин, В.В. Золотухин, С.Ю. Кашкин, Е.С. Коренев, В.С. Котляр, С.О. Кривошонок, М.А. Кукарцева, Ж. Монне, А.А. Морару, М. Тахир, В.О. Печатное, Е.А. Рябов, О.А. Тимакова, А.В. Торкунов, Д.В. Тренин, А.В. Чаевич, А.В. Шишло, В.В. Штоль, Х.А. Шреплер, Д.А. Яскович и др.
Правовую основу данной работы составили Устав Организации Объединенных Наций, Североатлантический пакт, Римская декларация сессии Совета НАТО о мире и сотрудничестве и другие документы, имеющие отношение к статусу и формам деятельности организации Североатлантического договора.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованных правовых источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги исследования на тему «Международно-правовой статус Организации Североатлантического договора (НАТО)», необходимо следуют его ключевые выводы и предложения.
Эволюция стратегического планирования и динамика исторической конъюнктуры на протяжении всего периода существования НАТО позволяют выделить четыре этапа развития организации:
- 1949-1991 гг. - «холодная война»;
- 1991-1999 гг. - действий НАТО по расколу и уничтожению Югославии;
- 2001-2003 гг. - изменения архитектуры безопасности в мире после событий 11 сентября 2001 г., фактическая оккупация НАТО Афганистана и Ирака;
- 2003-2012 гг. - помощь в подготовке Грузией войны на Кавказе против Южной Осетии и Абхазии (2008 г.), проведение спецслужбами НАТО операций по свержению правительств Туниса, Египта, Йемена конфликтами низкой интенсивности, по военному свержению режимов в Ливии и попытки смены власти в Сирии при помощи поддержки радикальной оппозиции (2011 - 2012 гг.);
- 2013-2014 гг. - политический кризис на Украине и, как следствие, приостановка любого гражданского и военного сотрудничества с Российской Федерацией;
- 2015 г. - настоящее время - демонстрация учений, наращивание военного потенциала, развертывание военного контингента на территориях союзников, в том числе вблизи границ Российской Федерацией.
На сегодняшний день анализ складывающихся международных отношений позволяет сделать вывод о необходимом поиске новой эффективной системы безопасности, которую намерены возглавить участники альянса, превратив НАТО в основной институт, отвечающий за урегулирование кризисов практически во всех регионах мира.
С этой целью в 2010 г. была разработана новая Стратегическая концепция блока, которая посредством широкого спектра задач позволила расширить не только предметную, но и территориальную юрисдикцию альянса, что вопреки заявленным целям и принципам, на которых основывается существование организации, позволяет НАТО де-факто осуществлять свою деятельность на глобальном уровне и присвоить себе статус международного актора. В пользу этого говорит следующее.
Во-первых, широкомасштабный подход альянса к определению угроз военного и мирного времени, который также отражен в новой стратегии, позволяет интерпретировать любое несанкционированное действие по всему миру, как действие, если не направленное против, то представляющее потенциальную опасность для НАТО. Такая трансформация политики организации позволяет ей быть участником любого конфликта, который согласно учредительным документам может и не находиться в зоне ее ответственности. Таким образом НАТО реализует одно из своих направлений деятельности как кризисное реагирование с целью превентивной нейтрализации любых возможных и перспективных видов угроз по всему миру, но по факту это всего лишь повод для интервенции с тем, чтобы установить лояльный, а главное - выгодный альянсу режим.
Во-вторых, политика партнёрства служит доступом к системам военного планирования стран-партнеров, что позволяет непосредственно задавать курс проводимым в них реформам в военной сфере посредством инструментов «Плана действий партнерства по строительству оборонных институтов». В сущности, это контроль альянса над оборонными институтами стран-партнёров.
В-третьих, возможность проведения совместных коалиционных операций со странами-партнерами, которая явилась результатом достижения оперативной совместимости стран-членов и стран-партнеров. Это обуславливает участие блока в военных действиях далеко за пределами его зоны ответственности. Отметим, что такая совместимость достигается путем приведения вооруженных сил стран-партнёров в полное соответствие со стандартами НАТО, а также переход на западные вооружения и военные технологии.
В-четвертых, подготовка военных кадров по стандартизированным программам в учебных заведениях НАТО. Такие программы и основанные на них многонациональные учения улучшают имидж блока через разъяснение его деятельности, а также способствуют созданию слоя лояльных альянсу граждан во многих странах, которые в перспективе смогут занять руководящие должности в министерствах обороны и генеральных штабах своих стран.
Но как долго мировое сообщество намерено бездействовать и принимать такую незаконную, не отвечающую принципам и нормам международного права, деятельность альянса? Как мы знаем, первоначальный текст Вашингтонского договора был ратифицирован парламентами всех стран-членов НАТО, а ст. 12 предусматривает, что для пересмотра положений договора необходимо проведение специальных консультаций. Но такие консультации проведены не были, поэтому формально договор пересмотрен или дополнен новыми обязательствами его участников, не был.
Ввиду сказанного, необходимо провести пересмотр положений не только Вашингтонского договора, но и иных учредительных документов организации на соответствие их друг другу, а также нормам международного права с тем, чтобы продолжение существования организации Североатлантического договора имело легитимный характер.
Помимо этого, по нашему мнению, необходимо ужесточить ответственность региональных организаций, в частности НАТО, за деятельность, подменяющую ООН, а именно за самостоятельное принятие решений в той части, в которой необходима санкция со стороны руководящих органов ООН. Примером могут послужить миротворческие операции, проводимые организацией. Так вопиющим случаем незаконной
деятельности альянса является нанесение ракетных ударов по Сирии США, Францией и Великобританией без санкции Совета Безопасности ООН в ночь на 14 апреля 2018 года.
По-нашему мнению, ряду проблем способствует отсутствие четко сформулированной нормативно-правовой базы миротворчества.
Возможность свободного толкования и апеллирование данным понятием позволяет закладывать в эту категорию выгодное для организации значение для достижения тех или иных целей, которые прямо или косвенно противоречат нормам и принципам международного права, вследствие чего общие гуманитарные цели уходят на второй план или просто исчезают. При этом миротворческие силы блока, по сути, превратились в военный инструмент глобальной политики Соединенных Штатов, зачастую приводящий к еще большему внутриполитическому кризису в стране и появлению все новых рисков международного характера.
Полагаем, что устранению незаконной интервенции и иных способов вмешательства в дела, относящиеся к внутренней компетенции государств, будет способствовать нормативно-правовое закрепление таких категорий как «миротворчество», «миротворческая операция», а также конкретных мероприятий, проводимых с целью поддержания международного мира и безопасности и восстановления уже нарушенного порядка. Предлагаем следующее определение миротворческой операции: это совокупность политико-дипломатических, военных и иных форм коллективной международной деятельности, осуществляемой по решению и под руководством Совета Безопасности ООН или региональных структур безопасности, действующих в соответствии с Уставом ООН, направленной на разрешение конфликтов, предотвращение их эскалации, прекращение или недопущение военных действий, обеспечение правопорядка в зоне конфликта, проведение гуманитарных акций, восстановление нарушенных конфликтом социальных и политических сфер, а также систем жизнеобеспечения.
Таким образом, констатируем, что НАТО - это закрытый военно-политическим блок с ограниченным членством. Следовательно, НАТО не имеет права представлять интересы международного сообщества или осуществлять военные операции за пределами своей ответственности без санкции Совета Безопасности ООН иначе как по просьбе правительств этих стран или в ответ на агрессию с их стороны против членов НАТО. Поэтому альянс не имеет никаких законных оснований претендовать на роль глобальной военно-политической организации, а реализуемая им политика по установлению нового миропорядка, обеспечивающего безопасность и защиту интересов стран блока, должна быть в срочном порядке пересмотрена и приведена в соответствие с Уставом ООН и ее учредительными документами.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско
26.06.1945 г.) // Действующее международное право. Т. 1. - М.:
Московский независимый институт международного права, 1996.
2. Конвенция о режиме проливов (заключена в г. Монтре 20.07.1936 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. IX. - М., 1938.
3. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (Принята 24.10.1970 г. Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Действующее международное право. Т. 1. - М.: Московский независимый институт международного права, 1996.
4. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1975. - № 33.
5. Резолюция СБ ООН № 713 от 25 сентября 1991 г. // https://documents- dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/597/33/IMG/NR059733.pdf?Open Element (дата обращения 12 января 2018 г.).
6. Резолюцией СБ ООН № 757 от 30 мая 1992 г. // https://documents-dds- ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/012/64/IMG/NR001264.pdf?Open Element (дата обращения 12 января 2018 г.).
7. Резолюцией СБ ООН № 816 от 31 марта 1993 г. // https://documents-dds- ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N93/187/19/IMG/N9318719.pdf?OpenElemen t (дата обращения 12 января 2018 г.).
8. Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом (Пакт Молотова - Риббентропа) (Подписан в г. Москве 23.08.1939 г.) // Ведомости ВС СССР. - 1939, 13 декабря.
9. Англо-Американская декларация (Атлантическая хартия) (Принята
14.08.1941 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и
конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XI. - М., 1955.
10. Североатлантический пакт (заключен в г. Вашингтоне 04.04.1949 г.) // Действующее международное право. Т. 2. - М.: Московский независимый институт международного права, 1997.
11. Римская декларация сессии Совета НАТО о мире и сотрудничестве (Принята в г. Риме 07-08.11.1991 г.) // Действующее международное право. Т. 2. - М.: Московский независимый институт международного права,1997.
12. Партнерство ради мира: рамочный документ (Принят в г. Брюсселе 10.01.1994 г. на встрече глав государств и правительств стран-членов НАТО) // Дипломатический вестник. - 1994. - № 13-14.
13. Силы реагирования НАТО // Брифинг НАТО, май 2004. NATO Public Diplomacy Division. Brussels. Belgium.
14. Коммюнике Варшавского саммита (выпущено главами государств и правительств, участвовавшими в заседании Североатлантического совета в Варшаве 8-9 июля 2016 года) от 9 июля 2016 г. // https: //www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_133169.htm?selectedLoca le=en (дата обращения 6 февраля 2018 г.).
Научная и учебная литература
1. Абрамов В.А. Международный терроризм: проблемы борьбы и трансграничного сотрудничества // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - 2004. - Т. 4. - № 2. безопасности. - М., 2005.
3. Барауля И.Г., Золотухин В.В., Кривошонок С.О., Морару А.А. Способы проведения операций ОВС НАТО в локальных войнах и региональных конфликтах на рубеже XX-XXI веков. // Вестник Науки и творчества. - 2016. - № 11 (11).
4. Валецкий О.В. Югославская война 1991-1995 гг. - М.: Крафт+, 2011.
5. Гасюк А.Г. Блок раздумал расширяться // Российская газета. - 2012. - №5788 (115).
6. Гуськова Е.Ю. Агрессия НАТО против Югославии в 1999 году и процесс мирного урегулирования. - М.: Индрик, 2013.
7. Егорова Н.И. Военно-политическая интеграция стран Запада и реакция СССР (1947-1953 гг.) // Рос. акад. наук. Ин-т всеобщей истории. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
8. Ермаков С.М. Куда ведет «умная оборона» НАТО? // Проблемы национальной стратегии. - 2012. - № 5 (14).
9. Злобин В.Н. Неизвестные американские архивные материалы о выступлении У. Черчилля 5.III.1946 // Новая и новейшая история. - 2000. - № 2.
10. Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование: монография / отв. ред. С.Ю. Кашкин. - М.: Проспект, 2015.
11. Коренев Е. С. Операции НАТО в Боснии и Герцеговине в контексте реализации региональной стратегии Альянса на Балканах в 1990-2000-е гг. // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. - 2017. - Т. 17. Вып. 2.
12. Котляр B.C. Эволюция стратегической доктрины НАТО // Современная Европа. - 2004. - № 2.
13. Кукарцева М.А., Рябов Е.А. «Восточное партнерство» и перспективы расширения Евросоюза // Обозреватель - Observer. - 2014. - № 3.
14. Монне Ж. Реальность и политика. Мемуары. - М., 2001.
15. Мухамат Тахир Глобальная и региональная система коллективной безопасности. - М., 2005.
16. НАТО: Справочник. - Brussels, Belgium, 2006.
17. О «длинной телеграмме» Дж. Кеннана см. Кеннан Дж. Дипломатия Второй Мировой войны глазами американского посла в СССР Джорджа Кеннана. - М., 2002.
18. Печатнов В.О. От Союза к вражде (советско-американские отношения в 1945-1946 гг.) // Холодная война. Факты. События. 1945-1963. - М., 2003.
19. Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / под ред. Д.В. Тренина. - М.: S&P, 2000.
20. Силы реагирования НАТО // Брифинг НАТО, май 2004. NATO Public Diplomacy Division. Brussels. Belgium.
21. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия, 1973-1982. - Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН, 1962.
22. Тимакова О.А. Программы партнерства НАТО и планы глобального доминирования альянса // Обозреватель - Observer. - 2015. - № 3 (302).
23. Торкунов А.В. Современные международные отношения и Мировая политика. - М.: Просвещение, 2004.
24. Чаевич А.В. СНГ: формирование коллективной безопасности // Свободная мысль - XXI век. - 2002.
25. Шреплер Х.А. Международные экономические организации. Справочник. - М., 2007.
26. Штоль В.В. Новая парадигма НАТО в эпоху глобализации. - М.: Научная книга, 2003.
27. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-ХХ века. - М., 2001.
28. Яскович Д.А. Эволюция стратегических концепций НАТО в постсоветский период: формирование стратегии продвижения на Восток. - Тамбов: Грамота, 2017.
Интернет-ресурсы
1. http:ZZtass.ru/politika/4373772(дата обращения 4 февраля 2018г.).
2. https://inosmi.ru/politic/20170602/239496006.html(дата обращения 4 февраля 2018г.).
3. https://ria.ru/syria/20171024/1507429112.html(дата обращения 4 февраля 2018г.).
4. https://www.rbc.ru(дата обращения 4 февраля 2018г.).
5. http://afghanistan.ru(дата обращения 6 февраля 2018 г.)
6. https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_119353 (дата обращения 10
февраля 2018 г.).
7. http://www.conventions.ru/int_org/(дата обращения 10 апреля 2018 г.).
8. Шишло А.В. НАТО начинает в Афганистане небоевую миссию «Решительная поддержка» // ТАСС - Новости в России и в мире. - Брюссель, 2015; http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1682351(дата обращения 6 февраля 2018 г.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ