Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы и перспективы международного сотрудничества в Антарктике

Работа №96025

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

реклама и связи с общественностью

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Особенности международно-правового статуса Антарктики... 8
1.1. История освоения Антарктики и столкновение международных
интересов 8
1.2. Система международных соглашений об Антарктике 17
1.3. Деятельность мирового сообщества по укреплению международно-правового режима Антарктики 28
Глава 2. Современные тенденции в развитии правового статуса Антарктики 39
2.1. Россия как ведущая сила в сохранении правового статуса Антарктики..39
2.2. Интересы ведущих государств мира в Антарктике 48
2.3. Взаимодействие ведущих государств мира в Антарктике в 2019-2030 гг.:
ситуационный анализ 55
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 73
Приложения 79


Антарктика является уникальным примером эффективной системы международного совместного управления конкретным регионом, где все государства имеют одинаковые права на его развитие и несут одинаковую ответственность за его судьбу. Однако в последние годы возобновились разговоры о возможности территориального разделения Антарктического региона.
Создание системы Договора об Антарктике позволило объявить Южный полярный регион зоной мира, где запрещено размещать военные базы, проводить маневры и испытывать любые виды оружия. В результате Антарктида стала огромным заповедником, площадкой для укрепления международного научного сотрудничества. В то же время в статье отмечается, что территориальные претензии ряда государств Антарктики были лишь заморожены, но не денонсированы. В современных условиях возрастает угроза возобновления борьбы за разделение континента, богатого полезными ископаемыми и пресноводными ресурсами, что чревато обострением старых и возникновением новых межгосударственных конфликтов. Основным средством для предотвращения такого развития событий, по мнению автора, был и остается Договор об Антарктике, который нуждается в дальнейшем развитии и укреплении.
Антарктический регион традиционно находится на периферии международных отношений. В настоящее время ситуация меняется и Антарктида становится объектом пристального внимания со стороны различных государств (главным образом Антарктики). Эксперты отмечают новый рост интереса ведущих держав к проблеме разделения Южного полярного региона [Копылов, Мохаммад, 2009; Корзун, 2009; Лукин, 2014; Брейди, 2013]. Таким образом, данная тема является актуальной на сегодняшний день.
Объектом исследования является Антарктический регион в современной системе международных отношений.
Предметом исследования является международное сотрудничество в Антарктике в постбиполярный период.
Территориально-хронологические рамки исследования.
Исследование обращено к биполярной системе международных отношений 1959-1991 гг., а также хронологические рамки исследования охватывают период постбиполярной системы международных отношений с 1991 г. по настоящее время. В контексте этого конфликта изучалась политика таких стран, как СССР-России, США, Великобритании, Франции, Японии и др.
Степень изучения темы. Теоретической основой данного исследования явились научные работы российских ученых-специалистов в области международного права, таких как Абашидзе Ю. Г. Барсегов, К. А. Бекяшев, Д. К. Бекяшев, Р. М. Валеев, В. М. Векслер, М. Е. Волосов, В. В. Голицын, Г. М. Гуслицер, В. Н.Гуцуляк, В. Н. Дурденевский, Ю. Н. Жданов, Г. В. Игнатенко, Яковлев и др.
Также были использованы научные труды специалистов различных наук, посвященных Антарктике, таких как В. Д. Клоков, Е. С. Короткевич, В. В. Лукин, В. Н. Помелов, Л. М. Саватюгин, С. Б. Славич и др.
Данная проблема изучается как отечественными, так и зарубежными авторами. Так, среди отечественных авторов, разрабатывающих проблемы и перспективы международного сотрудничества в Антарктиде можно назвать - В. В. Лукин, Н. в. Прокопенко, И. И. Скрипник, С. Филатов, К. Н. Карташов и другие.
Например, В. В. Лукин в своей работе «Система Договора об Антарктике: правовые акты, комментарии» [Россия в глобальной политике. 2017. № 5] исследуется правовая система, образованная Договором об
Антарктике 1959 года, дается подробное описание принципов и структуры системы Договора об Антарктике, разъясняется механизм ее функционирования.
Автор также представляет материалы по хронологии формирования системы Договора об Антарктике, членству и статусу государств, входящих в систему.
Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Наталья Прокопенко в научной работе «Проблема международно-правового регулирования рекреационной деятельности в Арктике и Антарктике» [Управление океаном. 2017. № 1]. Статья посвящена вопросам, возникающим в правовом регулировании рекреационной деятельности в полярных регионах, и решению проблем, возникающих в связи с неэффективностью данного регулирования. Особое внимание уделяется рекреационной деятельности в полярных регионах, туристической деятельности в полярных зонах, правовому регулированию туризма в Арктике и Антарктике, безопасности пассажиров.
Специальные международные механизмы, по теме диплома рассматриваются Скрипник Иван Иванович - доцент кафедры международного права, кандидат юридических наук в своей статье «Международный механизм соблюдения государствами обязательств по управлению охраняемыми природными территориями» [Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические Науки. 2018. № 7]. В статье рассматриваются основные международные соглашения и программы, направленные на защиту национальных и трансграничных охраняемых природных территорий. В соответствии с положениями этих соглашений и программ были определены специальные международные механизмы для обеспечения выполнения государствами своих обязательств.
Целью исследования является изучение и анализ проблем и перспектив международного сотрудничества в Антарктиде.
Исходя из этой цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучение истории освоения Антарктики и столкновения международных интересов;
2. Описание системы международных соглашений по Антарктике;
3. Рассмотрение деятельности мирового сообщества по укреплению международно-правового режима Антарктики;
4. Изучение России как ведущей силы в поддержании правового статуса Антарктиды;
5. Выявление интересов ведущих государств мира в Антарктике;
6. Проанализировать взаимодействие ведущих государств мира в Антарктике в 2019-2030 годах.
Источниковую базу можно разделить на несколько групп:
1) официальные документы, законодательные акты;
2) специальная учебно-правовая литература;
3) материалы периодических изданий.
Первая группа источников включает международно -правовую базу, сборники документов ООН, а также официальные документы других государств (США, СССР-Россия, Англия, Франция и др.).
Вторая группа источников включает источники правового и образовательного характера по теме диплома.
Третью группу источников составили периодические издания. Их исследование позволило изучить реакцию общественности на международную политику, проводимую лидерами государств.
Методы, используемые при написании работы - анализ, синтез, описание, причинно-следственный анализ, ситуационный анализ, метод контент-анализа. При рассмотрении литературы по данной теме были использованы методы анализа и синтеза. Причинно-следственный анализ использовался при рассмотрении ключевых событий, их предпосылок и последствий. Описание использовалось при раскрытии исторической информации. При разработке сценариев дальнейшего развития событий использовался метод ситуационного анализа по методу Примакова и Хрусталева. Метод контент-анализа использовался при изучении публикаций по теме диплома в периодических изданиях за период 2016-2018 гг.
Структура работы состоит из введения, двух глав (6 параграфов с выводами по каждому из них), заключения, списка источников и литературы, приложений.
В первом параграфе первой главы рассказывается об истории освоения Антарктики и столкновении международных интересов. Второй параграф первой главы посвящен системе международных соглашений по Антарктике. В третьем разделе описывается деятельность международного сообщества по укреплению международно-правового режима Антарктики.
В первом параграфе второй главы описывается Россия как ведущая сила в поддержании правового статуса Антарктиды. Второй раздел второй главы посвящен интересам ведущих государств мира в Антарктике. Третий параграф второй главы посвящен ситуационному анализу взаимодействия ведущих государств мира в Антарктиде в 2019-2030.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, мы провели исторический экскурс в историю международно-правового сотрудничества по проблемам Антарктического континента, предоставили обзор современной международной ситуации, провели ситуационный анализ по проблемам и перспективам международного сотрудничества в Антарктике.
Нынешняя ситуация наглядно демонстрирует нам нынешние территориальные и политические разногласия, которые связаны с историей развития региона. Правовое значение договора об Антарктике, заключенного в середине XX века, неизменно доказывает нам его важность и необходимость для регулирования правовых норм, указывая тем самым на определенный правовой статус.
В процессе исследования мы узнали, что территориальные претензии, предъявляемые в разное время странами (США, Великобританией, Новой Зеландией, СССР/Россией и т.д.), являются препятствием для мирного международного сотрудничества и противоречат интересам многих стран мира. На данный момент отсутствие территориальных владений какой -либо страны в Антарктике благотворно сказывается на исследовательской деятельности в регионе. Но, в то же время, растущая геополитическая напряженность не исключают демилитаризации региона. Австралия и Новая Зеландия активно выступают за это.
Таким образом, исходя из давних отношений этих стран и принимая во внимание общие стратегические интересы, все это вместе может поставить под угрозу безопасность шестого континента на Земле.
Отметим тот факт, что, несмотря на территориальные претензии государств Антарктики, трудно назвать страну, которая имела бы наибольшие перспективы в осуществлении своих претензий при условии прекращения действия договора об Антарктике. В исследовании были рассмотрены несколько сценариев, связанных с территориальными 68
претензиями в регионе. Наиболее реалистичным и желательным является соблюдение условий договора об Антарктике и сохранение «статус -кво» всех заинтересованных сторон.
Что касается практической части исследования, то мы сосредоточились на позиции России и США, поскольку эти государства оказывают существенное влияние на существующий международно-правовой режим. Россия подчеркивает необходимость развития и продолжения исследовательской деятельности на континенте с использованием всех процедур и механизмов, предусмотренных в системе Договора об Антарктике.
В работе были предприняты попытки анализа и прогнозирования мировых сценариев по проблеме территориальных претензий и в области международного сотрудничества ведущих стран мира. Наиболее желательным, реальным и вероятным, по нашему мнению, сценарий, основанный на полном соблюдении Договора об Антарктике, который подробно рассматривает ситуацию «статус-кво». Соблюдение «статус-кво» явно сказывается на мирном урегулировании конфликтов между странами, которые более или менее пытаются предъявить территориальные претензии. Следует отметить, что при дальнейшем развитии и совершенствовании режима управления этой территорией следует учитывать все правила, принятые в рамках настоящего Соглашения.
В то же время, несмотря на обострение нынешней международной напряженности, Россия выступает за поддержание международного правового сотрудничества в регионе, в том числе с партнерами из Антарктической программы США.
В плане Соединенных Штатов, можно утверждать следующее, а именно, что эта страна не готова признать территориальные претензии других государств, в то же время оставляя за собой право активно участвовать в проектной деятельности, направленной на исследования и использование ресурсов Антарктики в будущем.
Следует отметить, что сегодня Антарктический регион является уникальным примером международного совместного управления, а именно системой, в которой все государства мира имеют равные права на развитие континента и несут одинаковую ответственность за его будущее. Но, к сожалению, учитывая меняющуюся глобальную политическую ситуацию, сценарии развития могут измениться, и не исключено, что будет поднят вопрос о территориальном делении региона.
Что касается перспектив в плане международного сотрудничества, то хочется верить, что научно - техническая революция между странами, направленная на одну цель - развитие Антарктики, послужит главным фактором, стимулирующим согласованные нормы и правила в регионе.
Именно соблюдение всех мировых норм, закрепленных в договоре об Антарктике, доказывает высокий статус и уровень цивилизации мирового сообщества. Благодаря договору международное сообщество добилось «замораживания» территориальных претензий, и если произойдет «оттепель», это будет означать огромный шаг назад от решения глобальных проблем современности. Проанализировав ситуацию, можно сказать, что на данный момент нет оснований для такого поворота событий.
В этой связи можно утверждать, что гарантия возобновления и удовлетворения территориальных претензий является хорошо скоординированным механизмом международно-правовой системы и режимом научных исследований в области использования и освоения ресурсов Антарктики как основы современного правового статуса Антарктики.
Сегодня Антарктида является самым открытым континентом для научных исследований для всех государств мира, и, к сожалению, ряд государств используют и прикрываются этой законной деятельностью и превышают утвержденные нормы добычи морских ресурсов. Немаловажным является и тот факт, что ученые прогнозируют не позднее 2050 года в мировых планах заложено открытие пробной добычи нефти, а это значит, что через 10 лет на континенте начнется активное геологическое развитие.
Учитывая этот факт, существует два пути развития правового статуса Антарктиды: первый-признание ее объектом общего пользования наследия человечества. Второй - ради безопасности будущих поколений, необходимо объединить усилия мирового сообщества, направленные на укрепление международно-правового режима региона.
Условия, при которых указанная цель может быть достигнута:
1. Полное соблюдение Договора об Антарктике и всех других международно-правовых документов в области Антарктического сотрудничества;
2. Немедленного реагирования и укрепление международно-правовой ответственности государств за нарушения правового режима региона;
3. Бдительность и контроль за всей деятельностью, осуществляемой в Антарктике;
4. Назначение ответственных физических и юридических лиц за соблюдение международно-правового режима и для деятельности государств;
5. Консультативное совещание, специальный комитет по антарктическим исследованиям (СКАР), Комитет по охране окружающей среды (КЭП), Организация Объединенных Наций и т.д.
Безусловно, огромный шаг в этом направлении должен быть сделан в области создания системы особо охраняемых территорий Антарктиды, в рамках которой необходимо принять оперативные меры по недопущению нарушений правового режима региона.
Предлагаемые меры включают укрепление международно-правового режима Антарктики, способствующего расширению деятельности, уже осуществляемой странами региона, и деятельности, которая будет осуществляться в будущем, что оставляет меньше места для территориальных претензий. Исходя из этого, можно предположить, что на данный момент есть основания предполагать, что из состояния «замороженности» они постепенно переходят в состояние «нереализованности», что означало бы необратимость международно - правового статуса Антарктиды.
Очень важно понимать, что на данный момент, как бы мировое сообщество ни пыталось сохранить Антарктический регион в его первоначальном виде, это желание, безусловно, очень желательно, но в то же время оно утопично. Время не стоит на месте, исследовательский процесс вносит свои коррективы на глобальном уровне. Очень трудно сдержать научный аппетит стран к ресурсам Антарктики.
Время не стоит на месте, и вполне возможно, в будущем (условно обозначим временные рамки - через 50 лет) будет создан инновационный правовой документ - аналог действующему Договору об Антарктике, который будет четко и строго регулировать международные отношения в области сотрудничества по вопросам антарктического региона на взаимовыгодных условиях и во благо человечества.
Поэтому необходим в полной мере разработанные перспективные программы и жесткий контроль в целях обеспечения безопасности деятельности в Антарктике во избежание проблем в интересах всего человечества. При реализации такого статуса как объекта общего наследия человечества необходимо учитывать все факты. Антарктика является хорошим примером тесного международно-правового сотрудничества в решении проблем этой территории.



1. Абашидзе А. Х., Солнцев А. М. Усиление экологической ответственности в системе Договора об Антарктике (на пути к международному полярному году (2017 - 2018)) // Государство и право. 2018. № 10. С. 62.
2. Авхадеев В. Р. Антарктика и концепция общего наследия
человечества [Электронный ресурс] // Социально-экономические и
технические системы: электронное периодическое издание. URL: http://east- front.narod.ru/memo/latchford.htm (дата обращения: 03.06.2019).
3. Авхадеев В. Р. Современные тенденции в развитии международно-правового статуса Антарктики / В. Р. Авхадеев // «Чёрные дыры» в Российском законодательстве. Юридический журнал («Black Holes» in Russian Legislation). 2017. № 2. С. 413 - 414.
4. Авхадеев В. Р. Соотношение международно-правового статуса Антарктики и концепции Общего наследия человечества / В. Р. Авхадеев // Туризм: право и экономика. 2016. № 5. С. 41 - 44.
5. Богданова Э.Ю. Процедура оценки воздействия на окружающую среду важнейший инструмент защиты Антарктики// Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2016. №3. С. 75-79.
6. Бордунов В.Д. Бирюков М.М. Ашавский Б. М.: Международное право. 2012. 254 с.
7. Венская конвенция об охране озонового слоя // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Власов В. Р. Договор об Антарктике 1959 г. / В. Р. Власов // Юридические науки. 2015. № 1. С. 187 - 189.
9. Воронова И.П. Исторические аспекты становления международных отношений в сфере открытия, освоения и исследования Антарктики / И.П. Воронова // Материалы итоговой научной конференции. 16 февраля 2006 г. Филиал Казанского государственного университета в г. Набережные Челны / Автор-составитель: Э. Ф. Назмеев. - Казань : Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина. 2012. С. 106 - 108.
10. Гаврилова С.Д. История развития и современные аспекты международно-правового статуса Антарктики / С.Д. Гаврилова // Вопросы гуманитарных наук. 2016. № 3. С. 268.
11. Грозных И.А. История открытия и освоения Антарктики / И.А. Грозных // Аспирант и соискатель. 2016. № 1. С. 19 - 22.
12. Гуцуляк Василий Николаевич. Мировой океан: международно - правовой режим// Государство и право. 2018. №4. С. 76-82.
13. Декларация о принципах международного права. // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
14. Договор об Антарктике 1959 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXII. М., 1967. С. 233 - 239.
15. Договор об Антарктике от 1 декабря1959 года, вступил в силу 23 июня 1961 года. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document (дата обращения: 03.06.2019)
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ