Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема определения международно-правового режима Каспийского моря (90-е гг. XX в. - начало XXI в.)

Работа №90136

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы71
Год сдачи2020
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
111
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Каспийское море как объекта межгосударственных правоотношений до распада СССР 11
1.1. Складывание правового статуса Каспийского моря в исторической
ретроспективе 11
1.2. Международная договорная практика и проблемы международно-правового статуса Каспийского моря 22
Глава 2. Современное состояние проблемы правового статуса Каспийского моря 29
2.1 Позиции прикаспийских государств относительно правового статуса
Каспийского моря после распада СССР 29
2.2 Современное состояние вопроса международно-правового статуса
Каспия 35
Глава 3. Направления совершенствования режима Каспийского моря 57
3.1 Международно-правовой режим использования и защиты природных
ресурсов Каспийского моря 57
3.2 Транспортная политика прибрежных государств в аспекте
международно-правового статуса Каспийского моря 63
Заключение 73
Список источников и литературы 76

Актуальность темы исследования. Более 80-ти лет в бассейне Каспийского моря сохранялся стабильный политический компромисс между СССР и Ираном - двумя прикаспийскими государствами, использующими этот бассейн. После распада СССР Азербайджан, Казахстан и Туркменистан заявили о себе, по правопреемству, как полноправные участники международно-правового режима Каспийского моря и были признаны таковыми. В это же период США объявили Каспийский регион зоной своих национальных интересов, а некоторые другие европейские государства - о намерении участвовать в разработке углеводородных ресурсов. Отвечая на эти притязания, Россия завила, что Каспийский регион - зона национальных интересов России, а право пользования Каспийским морем принадлежит только прикаспийским государствам. Это утверждение оправдано исторически сложившимся географическим и геополитическим положением России как государства, в которое входили все территории новых независимых прикаспийских государств и все минеральные ископаемые разрабатывались русскими промышленниками, а сложившиеся связи сохранились после распада Советского союза и продолжали развиваться дальше.
Несмотря на все вышеизложенное, новые суверенные прикаспийские государства сразу же заявили о том, что не признают юридическую силу российско-персидских и советско-иранских договоров 1921-1940 годов определяющих статус и режим Каспия, поскольку положения этих договоров ущемляют их законные права на использование бассейна этого моря, т.к. якобы закрепляют права только России и Ирана. При этом новые прикаспийские государства предпринимали попытки изменить в одностороннем порядке исторически сложившийся статус Каспия. Такая позиция неправомерна, поскольку до заключения нового многостороннего соглашения прибрежных государств-правопреемников действующие международные договоры должны полностью сохранять свою силу в соответствии с Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года.
В настоящее время конкуренция прикаспийских государств особенно остро проявляется в энергетической сфере, т.е. в основном в установлении контроля над энергоносителями. Первоочередной задачей прикаспийских стран, по нашему мнению, является поиск путей обеспечения своих собственных национальных интересов без ущемления интересов каждого из пяти прикаспийских государств. Решение этих проблем непосредственно зависит от того, насколько эффективно, на согласованной основе, удастся урегулировать на межгосударственном уровне вопрос о статусе и режиме Каспийского моря.
В современных условиях, когда установление правового статуса Каспия - задача ближайшего времени, другим направлением взаимодействия прикаспийских государств становится вопрос развития многогранного международного экономического сотрудничества, в частности по вопросам добычи газа и минеральных ресурсов, судоходства и рыболовства, защиты окружающей среды. Именно поэтому в диссертации особое внимание уделяется этим вопросам.
Проблема определения правового статуса и режима международного экономического сотрудничества в отношении водных пространств и недр Каспийского моря остается, таким образом, стратегически важным вопросом для Российской Федерации, которая, в первую очередь, заинтересована в развитии Каспийского региона за счет сохранения и умножения его природных богатств и за счет использования географического положения Каспийского моря для развития судоходства, с учетом наиболее эффективного решения вопроса о транспортном коридоре Север - Юг.
Степень научной разработанности темы исследования. Несмотря на то, что тема правового статуса Каспийского моря достаточно широко освещается в средствах массовой информации и на международных конференциях, однако следует отметить, что в науке в большей мере рассматриваются лишь геополитические и геоэкономические аспекты проблемы, чем международно-правовые.
Если обратиться к международно-правовой науке советского периода, то следует назвать диссертационное исследование юриста-международника из Азербайджана Р.Ф. Мамедова «Международно-правовой режим Каспийского моря».1 В данном исследовании, которое проводилось в 1989 г., предлагается рассматривать Каспийское море как пограничное озеро, к которому не применяются нормы международного морского права и обосновывается необходимость делимитации Каспийского моря по линии Астара - Гасан-Кули. В развитии положений действующих советско- иранских договоров Мамедовым предлагается установить разрешительный порядок захода судов одного государства в воды другого, относящиеся к его внутренним водам. Эти положения не отвечают реальной обстановке в современном мире и требуют новых подходов к затрагивавшимся в диссертации проблемам.
Отдельные аспекты юридического статуса Каспия рассматривались в трудах советских юристов А.Т. Уусталя и А.Н. Николаева, которые в пятидесятые годы в своем исследовании также пришли к выводу, что Каспийское море является пограничным озером, а не замкнутым морем, и что следовало бы подчинить его правовому режиму пограничных озер, и в соответствии с этим разделить на советский и иранский участки. Причем в своем исследовании необходимость отнесения Каспия к пограничному озеру они обосновывали, прежде всего, политическими критериями и интересами безопасности СССР.
Проблемы правового статуса Каспийского моря исследовались в трудах российских ученых Ю.Г. Барсегова, С.Б. Дьяченко, Ю.Е.Федорова, К.А. Бекяшева, А.Н. Вылегжанина, Ю.Н. Мерзлякова, С.А. Гуреева, И.Н.Тарасовой.
Особо следует отметить книгу «Море проблем. Опыт системного исследования Каспийского региона», в которой обобщены материалы большого числа исследователей, а автором международно-правового раздела является профессор А.Н. Вылегжанин. Вопросам исследования статуса Каспия уделяется определенное внимание в книге С.А. Гуреева и И.Н. Тарасовой «Международное речное право».
Среди иностранных исследователей, занимающихся правовыми проблемами Каспийского моря, следует назвать английского ученого У. Батлера, иранского юриста М. Р. Дабири и итальянского юриста-международника С. Романо.
Объектом исследования являются международные отношения в Прикаспийском регионе в конце XX - начале XXI вв.
Предметом исследования составляют вопросы определения нового международно-правового статуса Каспийского моря.
Цель диссертации - анализ проблемы определения правового статуса Каспийского моря после распада Советского союза
Поставленная диссертантом цель определила следующие задачи исследования:
- проанализировать исторические этапы формирования статуса Каспийского моря на основе договоров, заключенных в период XVII - XX веков;
- выявить основные позиции прикаспийских государств, выдвинутые после 1991 года в отношении статуса Каспия;
- проанализировать современный правовой режим Каспийского моря;
- провести анализ направлений экономического сотрудничества прикаспийских государств: торгового судоходства, добычи рыбных и минеральных ресурсов и некоторых других проблем международного экономического сотрудничества в Каспийском море.
Методологическая и теоретическая база магистерской диссертации
Методологическую основу исследования составил диалектический метод научного познания объективного мира и вытекающие из него методы: теоретического анализа, системно-структурный, логико-юридический, историко-правовой, сравнительного анализа результатов исследований, проведенных другими авторами по вопросам, близким к разрабатываемой проблеме.
Известный отечественный исследователь П.А. Цыганков считает теорию игр одним из наиболее распространенных методов анализа процесса принятия решений в международных отношениях. В зависимости от того, насколько глубоко и достоверно применение теории игр позволяет улучшить наше понимание природы международных отношений, можно выделить следующие основные формы ее применения в анализе международных процессов.
Теория игр вполне может быть совместима и со структурным подходом к международной политике. Как общетеоретический подход к международной политике она предполагает мотивированное поведение в отсутствие наднациональных институтов власти. Таким образом, она подчеркивает фундаментальные свойства анархии в международных отношениях и использование различных конфигураций национальных интересов и политических обстоятельств в ситуациях международного сотрудничества и конфликтов. Теория игр вполне может быть использован в данной данной работе, исходя из стратегий нескольких сторон по отношению правового статуса Каспийского моря.
Анализ источниковой базы.
Источниковой базой диссертационного исследования явились советско-иранские договоры (1921 и 1940 кг.), региональные и универсальные договоры по вопросам различных аспектов экономического сотрудничества прикаспийских государств, другие международные акты по вопросам использования морских пространств и внутренних водных между народного, обеспечения безопасности, охраны окружающей среды и делимитации Каспия, проект соглашения по вопросам торгового судоходства, национальное законодательство прикаспийских стран по этим проблемам. (нужны сноски на конкретные документы
До возникновения региональной проблемы определения территориально-правового статуса Каспийского моря, он регулировался соглашениями заключенными между Советским Союзом и Ираном. Поэтому анализ нормативно-правовой базы советского времени является отправной точной в понимании причин возникновения проблемы после распада СССР и подходов стран Прикаспийского региона к ее решению. «Советско-иранский договор о дружбе» от 26 февраля 1921 года стал первым равноправным договором в истории взаимоотношений двух стран. Впервые вопрос о статусе Каспия был решен с точки зрения принципов современного международного права, а не колониального как это было зафиксировано в Гюлистанском мирном договоре 1813 г., по которому Россия получила исключительное право на плавание ее военных кораблей по Каспию.
Договор 1921 г. провозглашал равные права сторон на судоходство и пользование ресурсами Каспия, но делал его закрытым для третьих стран. Договор 1940 г. развил принципы, провозглашенные в договоре 1921 г. и подчеркивал, что только корабли, принадлежащие двум прибрежным государствам, имеют право плавать по Каспийскому морю. При этом Каспий явно понимался как объект общего пользования прикаспийских государств: СССР и Ирана, делимитации национальных зон осуществлено не было.
Для анализа проблемы правового статуса Каспия и прав прикаспийских государств в его отношении необходимо привлекать действующие международные конвенции, регулирующие вопросы морского и ручного права. Так, Конвенция ООН по морскому праву (UNCLOS) 1982 г., с изменениями от 23.07.1994 рассматривалась как одна из правовых основ для определения статуса Каспия после распада СССР.
«Конвенция о правовом статусе Каспийского моря» от 12 августа 2018 в городе Актау, республики Казахстан. Принят Государственной Думой 19 сентября 2019 года. Одобрен Советом Федерации 25 сентября 2019 года. Ратифицирована
Федеральным законом от 01.10.2019 N 329-ФЗ. Подписан Президентом Российской Федерации В.В.Путиным. Москва. Кремль.
Научная новизна работы заключается в том, что проблемы международного экономического сотрудничества прикаспийских государств по обозначенным выше направлениям, после распада СССР, впервые подвергаются комплексному исследованию с учетом правового статуса Каспийского моря и режима его использования. Вносимые автором предложения учитывают политические, экономические и природоресурсные интересы России.
Практическая значимость результатов исследования. Результаты исследования, полученные автором, могут быть использованы:
- в практической работе ведомств и организаций, занимающихся
проблемами Каспийского моря.
- при обосновании позиции Российской Федерации в процессе
подготовки рекомендаций относительно правового статуса и правового режима Каспийского моря.
- в учебном процессе при преподавании курса международного
морского права, международного речного права и международного публичного права в целом.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сегодня сотрудничество прикаспийских государств может осуществляться в рамках уже существующих международных организаций, таких как СНГ и ШОС, однако создание организации сотрудничества стран прикаспийского региона облегчит заключение пятистороннего договора. Сегодня все прикаспийские государства являются «потенциальными» участниками такого договора. Очевидно, в договоре о правовом статусе Каспия должны участвовать все прикаспийские государства. Если мы воспользуемся классификацией профессора И.И. Лукашука потенциальных участников международного договора, то прикаспийские государства мы отнесем к необходимым, важным и наиболее заинтересованным участникам.
Необходимые участники - это государства, без участия которых договор не может быть заключен или теряет смысл и не может быть реализован. Так, необходимыми участниками договора о нераспространении ядерного оружия являются ядерные державы, договора о режиме космического пространства - космические державы. К юридически необходимым участникам относится наиболее заинтересованное государство, т.е. такое, проблемы которого являются основным предметом договорного урегулирования. Важные участники - государства, от участия которых зависит эффективность договора. Таким образом, для эффективной реализации договора о правовом статусе Каспия необходимо согласование воль и интересов всех прикаспийских государств. Декларация является первым международным документом универсального характера, направленным на урегулирование международно-правого статуса Каспийского моря. Предполагается, что позднее положения Декларации будут закреплены в Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, открытой для участия всех прикаспийских государств и других заинтересованных государств.
Современное экономическое развитие требует эффективного выхода на мировые рынки. Современная система безопасности требует диверсифицированных путей доставки товаров. Сухопутные страны находятся в неблагоприятном положении, так как они не имеют прямого и, следовательно, безопасного выхода к открытым морям, через которые осуществляется большая часть международной торговли. Для сухопутных стран чтобы доставить свою продукцию зарубежным покупателям и импортировать необходимые товары из-за границы, неизбежно пересечение территории хотя бы одного соседнего государства. Это увеличивает стоимость международных торговых операций и затраты времени. И поэтому , чтобы иметь беспрепятственный доступ как к импортным и экспортным рынкам, так и к открытым морям, для таких стран очень важно обратить особое внимание на организацию эффективных по стоимости и времени транзитных маршрутов в сотрудничестве со своими соседями.
В свете этого пять сухопутных центральноазиатских государств и Азербайджан обречены сотрудничать в сфере транспортировки как для поставок своих энергетических ресурсов на мировые рынки, так и для выхода на крупные международные рынки для удовлетворения своих потребностей в импорте и экспорте. Реализовано и находится в стадии рассмотрения большое количество проектов, связанных с транспортировкой нефти и газа. За последние годы проведена реконструкция портов, железных дорог и автомагистралей, раскрывающая транспортный потенциал сухопутного Азербайджана и его центральноазиатских соседей. На сегодняшний день нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан служит одним из важных маршрутов экспорта туркменской нефти, и в будущем Казахстан также может возобновить перекачку своей нефти по этому трубопроводу. Азербайджан, Турция и ЕС ведут переговоры с Туркменистаном, проявившим интерес к присоединению к Южному газовому коридору через Азербайджан.
Еще одним приоритетом для стран данного региона должно быть стремление стать важным транзитным маршрутом для торговли между Азией и Европой через организацию торгового коридора Южный Кавказ - Центральная Азия по Каспийскому морю. Этот процесс был запущен в 1993 году подписанием договора ТРАСЕКА. Сейчас, с завершением строительства железной дороги Баку - Тбилиси - Карс, соединяющей Азербайджан с Турцией, и морского порта Алят, связывающего Азербайджан с центральноазиатскими портами, а также модернизацией портов Актау и Туркменбаши на восточном берегу Каспия, в регионе ожидается появление конкурентоспособного маршрута для транспортировки большого количества товаров в направлении Восток - Запад.
Дальнейшее развитие институциональной структуры для создания региональных схем сотрудничества и устранение барьеров в отношении различных видов экономической деятельности, особенно транснациональных перевозок, тоже было бы взаимовыгодным. Хотя в регионе модернизируется инфраструктура, различия в транспортном законодательстве и утеря координации в сотрудничестве между соответствующими структурами в странах региона снижают эффективность регионального транспортного коридора, создавая излишние задержки поставкам грузов. Согласование и гармонизация законодательств, повышение уровня коммуникации и сотрудничества среди стран - участниц коридора позволит увеличить скорость перевозок по данному маршруту, что является одним из наиболее значимых преимуществ для транспортных коридоров. Снижение тарифов на транспортные услуги на всем протяжении коридора и их максимальная стандартизация всеми государствами-участниками также могут сделать этот маршрут более привлекательным. Сокращение дохода в результате снижения тарифов будет компенсироваться в будущем за счет увеличения объемов перевозимых товаров.



1. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (Принята в г. Рио-де-Жанейро 14.06.1992)
2. Декларация Азербайджанской Республики, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана( Принята в г. Тегеране 16.10.2007)
3. Договор о торговле и мореплавании между Союзом Советских Социалистических Республик и Ираном, от 25 марта 1940 года в г.Тегеране. URL:http: //docs.cntd.ru/document/901861932
4. Документы внешней политики. Т. 10. М., 1965. С. 357-358.
5. Назарбаев, Н. Как нам поделить Каспий / Н. Назарбаев // Известия: деловая газета. - 03.10.2012. :http://www.izvestia.ru/news/267931
6. Постановление Правительства РФ от 23.08.2014 N 843 "О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Протокола о внесении изменений в Протокол к Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 г."
7. Распоряжение Президента РФ от 10.09.2014 N 294-рп "О подписании Протокола о внесении изменения в Протокол к Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 г."
8. Советско-иранский договор о дружбе, от 26 февраля 1921 года, Москва. Интернет-ресурс:http://istmat.info/node/46893
9. Советско-иранские отношения в договорах, конвенциях и соглашениях МИД СССР. М., 1946.
10. Советско-иранские отношения в договорах, конвенциях и соглашениях МИД СССР. М., 1956. Т. 1-4. Т.2. С. 5.
11. Совместное заявление о принципах сотрудничества на Каспийском море.
9 января 2001 г. // Президент России: официальный сайт. - URL:
http://archive.kremlin.ru/events/articles/2001/01/130538/133273.shtml
12. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование" (Заключено в г. Москве 06.07.1998)
13. Соглашение между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря (Заключено в г. Москве 23.09.2002)
14. Соглашение между Российской Федерацией, Азербайджанской Республикой и Республикой Казахстан о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря" (Заключено в г. Алма-Ате 14.05.2003)
15. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование"( Заключено в г. Москве 06.07.1998)
16. Стокгольмская декларация (Принята в г. Стокгольме 16.06.1972 на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды)
17. Туркманчайский договор между Россией и Ираном от 22 февраля 1828 года // URL:http : //www.hrono s. km.ru/dokum/ruper1828. html
18. Конституция Азербайджанской Республики // Официальный сайт
Посольства Российской Федерации в Азербайджанской Республике. -
Режим доступа:http : //www.embrus-az.com/az konstitut.html
19. Конвенция ООН по морскому праву, 10 декабря . // Действующее международное право. М., 1997.1982 г
Литература
20. Абишев А.Е. Каспий: нефть и политика. Центр внешней политики и анализа. Алматы, 2012.
21. Абишев А.Е. Каспий: нефть и политика. Центр внешней политики и
анализа. Алматы, 2012.
22. Александров А. К вопросу о статусе Каспийского и Азовского морей. Морской сборник №2. 1995.
23. Арабаджан З.А. Иран: Противостояние империям. 1918-1941. М., 1996.
24. Барсегов Ю.Г. Каспий в международном праве и мировой политике. М., 1998.
25. Бекяшев К.А. Международное публичное право, М.: Прогресс, 2010.
26. Военно-морской международно-правовой справочник / Сост. В.А. Белли. Кн.2. М., 1966
27. Военно-морской международный справочник. М., 1956
28. Выступление А. В. Смирнова на Международной конференции «Каспий: правовые проблемы»: материалы Международной конференции «Каспий: правовые проблемы» // Международная жизнь. - 2012. - № 4.
29. Глазунов Г.А. Международное морское право. Справочник. М., 1985
30. Гюль К.К. Из истории географических исследований Каспийского моря. // http: //www.azerizv.az/article. php?id=53 5&print= 1
31. Гюль К.К. Каспийское море. Баку, 1956. С. 17.
32. Иванащенко Л.А. Международно-правовой режим закрытых морей // Военно-морской международно-правовой справочник. М., 1966. С. 130.
33. Каламкарян, Р. А. Эстоппель в международном публичном праве / Р. А. Каламкарян. - М., 2011. - С. 3 - 4, 227 - 228.
34. Калюжный В. Медлить с определением статуса Каспия опасно. // Независимая газета.-2001.- вып. 10-02
35. Калюжный, В. И. Делим дно - вода общая / В. И. Калюжный: материалы
Международной конференции «Каспий: правовые проблемы» //
Международная жизнь. - 2012. - № 4.
36. Калюжный, В. И. Медлить с определением статуса Каспия опасно / В. И.
Калюжный // Независимая газета. - 02.10.2001. - Режим доступа:
http://www.ng.ru/economics/2001-10-02/3 kaluzhny.html
37. Калюжный, В. И. Политики на Каспии меньше не стало. Теперь она более конструктивна / В. И. Калюжный // Нефтегазовая вертикаль. - 2012. - № 13.
38. Камаровский Л.А., Ульяницкий В.А. Международное право. М., 1908. С.79.
39. Каспийская нефть и международная безопасность. - Вып. 2 // Материалы Международной конференции. - М.: Федерация мира и согласия, 2014.
40. Кепбанов Ё.А. Правовой статус Каспийского моря и региональная безопасность // Московский журнал.
41. Ковалев А.А. Современное международное морское право и практика его применения. М., 2003.
42. Ковалев А. А. Современное международное морское право и практика его применения / А. А. Ковалев. - М.: Научная книга, 2013.
43. Королев А. Каспийский муссон. В Москве состоялось очередное заседание «каспийской пятерки» / А. Королев // ЦентрАзия: сайт. 22.07.2011. -http://www.centrasia.ru/newsA.php7stM311325560
44. Лидеры прикаспийских государств приняли итоговую декларацию. // Сегодня, 16 Октября 2007. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.segodnya.ua/world/lidery-prikacpijckikh-hocudarctv-prinjali-ЙО^УН]u-deklaratsiju.html
45. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов; ИГПРАН - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2010.
46. Лысинов В.П. Персидский поход Петра 1 в 1722-1723 гг. М., 1951.
47. Мамедов Р. Международно-правовой статус Каспийского моря: вчера, сегодня, завтра (вопросы теории и практики). // Центральная Азия и Кавказ. Общественно-аналитический журнал. 2010.№2 (8)
48. Мамедов Р. Ф. Конвенция по международно-правовому статусу Каспийского моря - веление времени // Каспийский диалог - 3: мат. Междунар. конф.; под ред. М. Е. Шайхутдинова. - Алматы: ИМЭП, 2015. - URL: http://iwep.kz/starivsite/images/document/books%20of%20IWEP/Caspian%20dialogue-3.pdf
49. Мартене Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Издание пятое. Санкт- Петербург, 1904. Том. I. С. 385.
50. Молодцов С.В. Международное морское право. М., 1987. С. 187-188.
51. Парвизпур Б.Х. СССР-Иран: Возникновение и развитие добрососедских отношений и сотрудничества, 1917-1927 гг. Опыт историко-правового исследования. Тбилиси, 1977. С. 20-22.
52. Проблема правового статуса Каспийского моря во внешней политике
прикаспийских государств. Вестник КазГУ. Серия международные
отношения и международное право. Алматы, 2010, № 1 (3).
53. Пустовойтова Е. Битва за Каспий / Е. Пустовайтова // СТОЛЕТИЕ:
информационное агентство. 03.09.2011. - Режим доступа:
http://www.stoletie.ru/geopolitika/bitva za kaspij 2011-11-03.htm
54. Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря исполняется год // Всемирный фонд дикой природы (WWF). 12.08.2007. - Режим доступа:http://www.wwf.rU/resources/news/article/3174/part1/
55. Саваськов П. В. Правовой режим Каспийского моря / П. В. Саваськов // Южный фланг СНГ. Центральная Азия - Каспий - Кавказ: возможности и вызовы для России; под ред. М. М. Наринского, А. В. Мальгина. - М.: МГИМО (У) МИД России; АНО «ИНО-Центр; Логос, 2013.
56. Саммит в Тегеране, или визит президента России в Иран. URL: https://cvberleninka.ru/article/n/sammit-v-tegerane-ili-vizit-prezidenta-rossii-v-iran/viewer
57. Семедов С.А. Международно-правовой статус Каспийского моря // Обозреватель - Observer. 2009.- № 4. С.112
58. Семедов С. А. Международно-правовой статус Каспийского моря //
Обозреватель - Observer. - 2015. - № 4. - С. 75.
59. Советское морское право / Под ред. В.Ф. Мещеры. М.,1980. С. 66.
60. Федоров Ю.Е. Правовой статус Каспийского моря. М., Исследование ЦМИ МГИМО, 2013, № 8, с. 3
61. Харрази, К. Перспективный взгляд на энергетические режимы [Текст выступления на заседании открытия седьмой конференции Центральной Азии и Кавказа] // Аму-Дарья, Иранский журнал по изучению Центральной Азии и Кавказа. - 2014. - № 17.
62. Шестопалов В.Я. Персидский залив: проблема континентального шельфа . М., 1982. С. 73.
63. Шумилов В.М.: Международное право. - М: РГ-Пресс, 2012
64. Экология Каспийского моря находится в критическом состоянии,
предостерегают эксперты // PenzaNews: информационное агентство. -
08.02.2012. -http://penzanews.ru/opinion/55078-2012
65. Bernard H.Oxman. Caspian Sea or Lake: What difference does it make? //
Caspian Crossroads Magazine // URL
http: //www.ourworld.compuserve.com/homepages/usazerb/ 141.htm
66. Cheterian Vicken. Sea or Lake: A Major Issue for Russia // URL: http://www.ceri-sciencespo.com/publica/cemoti/textes23/cheterian.pdf.
67. Mohammad Reza Djalili. Mer Caspienne: perspectives iraniennes // Cahiers d'etutes sur la Mediterranee orientale et le monde turco-iranien. № 23. 1997. P. 127.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ