Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ и КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Работа №64479
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметбиология
Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 6
1.1 Формы использования информационно-коммуникационных технологий
на уроках биологии 6
1.2 Возможности применения Интернет-ресурсов на уроках биологии 14
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 26
ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИКТ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 27
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования по применению ИКТ на уроках биологии 27
2.2 Методические рекомендации по применению ИКТ на уроках биологии 32
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 55

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям обучающихся. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ).
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Роль наглядности в преподавании биологии общепризнана, наглядность обучения - это один из основных принципов дидактики. Необходимость конкретно¬чувственной опоры была обоснована еще Я.А. Каменским и развита К.Д. Ушинским. Актуальны мысли последнего о роли наглядности в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся.
Информатизация учебного курса биологии осуществляется, главным образом, в форме внедрения средств новых информационных технологий, в том числе мультимедийных пособий.
Информационные технологии используются в моделировании, конструировании и анализе предметных информационных сред, их содержательной и дидактической компоненты. Конструирование информационных предметных сред - принципиально новая задача методики преподавания, требующая специальных знаний в области дидактики, психологии, управления. На современном этапе развития общества и образования ощущается недостаток методических разработок по применению ИКТ на уроках биологии. Исходя из выше сказанного нами сформулирована тема исследования: «Методика применения ИКТ на уроках биологии».
Цель исследования: изучение особенностей методики применения
информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии в общеобразовательной школе.
В соответствии с поставленной целью нами сформулированы следующие задачи:
1. изучить формы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии;
2. проанализировать возможности применения Интернет-ресурсов на уроках биологии;
3. организовать и провести эмпирическое исследование по применению ИКТ на уроках биологии;
4. разработать рекомендации по применению ИКТ на уроках биологии. Предметом исследования является образовательный процесс в общеобразовательной школе.
Объектом исследования является методика применения ИКТ на уроках биологии.
Гипотеза исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии будет эффективным, если использовать разнообразные возможности информационно-коммуникационных технологий.
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- теоретически обоснованные методы исследования (анализ, синтез, обобщение, систематизация);
- эмпирические методы (проектирование, педагогический эксперимент, проведение контрольных срезов);
- социологические методы (тестирование, прогнозирование);
- систематические методы обработки результатов;
-диагностический метод (наблюдение).
Практическая значимость исследования состоит в том, что для образовательного процесса по биологии разработаны дополнительные наглядные средства обучения по разделу «Общая биология» 10-11 класс для обобщения и закрепления знаний обучающихся, которые могут быть использованы в практике обучения.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Компьютер дает возможность демонстрировать организмы, их строение, жизнедеятельность и взаимоотношения с другими организмами. Использовать это можно на всех этапах урока, и при объяснении нового материала, и при закреплении, и для контроля знаний. Причем, на каждом этапе урока предоставляется возможность огромного выбора материала.
Главное при использовании электронных учебников - соблюдение санитарно-гигиенических норм при работе на компьютере, и не увлекаться чрезмерным использованием компьютера на уроке во вред здоровью ребенка.
Поэтому здоровьесберегающим технологиям я стараюсь отводить важное место в преподавании своего предмета.
В жизни чаще востребованы творческие личности, поэтому личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании не просто слова. Постоянно работая над собой, совершенствуя свой профессиональный уровень, я в своих учениках стремлюсь развивать личность.
Стараюсь рассмотреть в каждом из своих учеников его достоинства. Верю в то, что каждый ребенок талантлив.
Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием
эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся.
Только творческий учитель на основе использования информационных технологий способен организовать современный урок, таким образом, когда организация познавательной деятельности учащихся носит технологический, развивающий эффект.
Информационные технологии позволяют осуществить этот переход, т.к. появляется потребность для более широкой дифференциации, индивидуализации и интеграции образовательного процесса. Новые возможности для организации систематического контроля над усвоением учебной информации не только через различные виды тестирования, но и подготовки таких видов заданий, которые позволяют видеть результат сразу после его выполнения, переводят образовательный процесс на более высокий уровень.
Внедрение информационно-педагогических технологий, системный подход к организации работы с информацией позволяет решить множество проблем, а творческий подход определяется научным выбором лучшего из возможного. Осознанное использование приемов педагогических техник необходимо не только учителю, но и учащимся, что необходима адаптация учащихся к новым методам работы с информацией. И когда технологическая культура учащихся повышается вместе с учительской, учитель становится организатором учебного процесса, познавательной активности учащихся. Тогда нет места пассивности на уроке ни одной из сторон взаимодействия, и деятельностный подход становится основным в ходе обретения знаний.
Разработка урока с использованием информационных технологий возможна лишь при наличии электронного ресурса. Электронные образовательные ресурсы - облегчают подготовку и проведение уроков учителем и учениками как в домашних условиях, так условиях школы, а также способствуют развитию самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Применение ИКТ в учебном
процессе способствует повышению эффективности урока, наглядности преподавания, интереса учащихся к предмету, осознанности в овладении программным материалом, что доказывает проведенный нами педагогический эксперимент.
Нами была проведена экспериментальная работа на базе средней общеобразовательной школы № 1 города Елабуга в период с сентября 2016 года по апрель 2017 года, были определены контрольная и
экспериментальная группы. Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, обучающий и контрольный этап. После проведения анализа отметок по предмету на выявление уже имеющихся знаний у обучающихся были получены следующие результаты: высокий уровень в контрольной группе составил 20 %, а в экспериментальной группе - 22 %; средний уровень в контрольной группе составил 52 %, в экспериментальной группе - 48 %; низкий уровень в контрольной группе составил 28 %, в экспериментальной группе - 30 %. На втором этапе исследования в экспериментальной группе учащихся применялся наглядный материал и задания в сети Интернет, которые способствовали более полному усвоению нового материала и повышению уровня и качества знаний обучающихся. Наглядный материал применялся на всех этапах урока: на этапе изучения нового материала (как самостоятельно, так и с помощью учителя), на этапе закрепления изученного материала и на этапе проверки знаний обучающихся. В контрольной группе учащихся обучение проводилось традиционно. После проведения эксперимента уровень знаний учащихся изменился следующим образом: высокий уровень в экспериментальной группе составляет 36 %, по сравнению с контрольной группой, у которой высокий уровень составляет 24% (разница 12 %); средний уровень в
экспериментальной группе составляет - 46 %, а низкий всего лишь 18%, тогда как в контрольной группе средний уровень составляет 54 %, а низкий уровень 22 %. Следовательно, гипотеза, выдвинутая нами в начале
исследования, подтверждена.



1. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования // Школьные технологии. - 2001. - №3.
2. Апатова Н.В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в США. - М. -1994. - 37 с.
3. Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании». — М., 2003.
4. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». - Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». - 2003. - С. 68-70.
5. Браун Ю.С. Модульное обучение мультимедийным технологиям // Информатика и образование. - 2000. - №2. - C. 71-77.
6. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность личностно-ориентированного обучения //Педагогика. - 2003.- № 4.
7. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе// Педагогика. - 2003. - №10. - С.8-14
8. Борис С.И., Хаппаков Н.К. Возможности использования электронных изданий на уроках биологии // Первое сентября. Биология. - 2005.- № 6 - 7.
9. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной
компетентности педагога//Педагогика. - 2003. - №10. - С.51-55
10. Воронин Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе предметной подготовки учителя //Педагогика. - 2003. - №8. -С.53-59
11. Власова И.А. Стимулирование интереса учащихся к учебной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - №3. - С.47¬51
12. Вострокнутов И.Е. Гомогенность и агрессивность визуальной среды в программных средствах учебного назначения // Педагогическая информатика. -1997. - № 4. - С. 43-50.
13. Высоцкий И.Р. Компьютер в образовании. // Информатика и образование.- 2000.- №5.- с. 86-87
14. Гилева Г.Г. Медиаобразование и биология: первые шаги //Биология в школе.- 1998, № 2. - С.36
15. Гешунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 264 с.
16. Григорьев С.Г.Создание и использование образовательных электронных изданий и ресурсов.// Учебно-методическое пособие. Алматы: КазНПУ, - 2006.-136 с.
17. Гутгарц Р.Д., Чебышева В.П. Компьютерная технология обучения. // Информатика и образование.-2000.- №5.- с. 44-45
18. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. - 2004. - №3.
19. Зайцева О.Б. Информационная компетентность учителя образовательной области «технология»//Педагогика. - 2004. - №7. - С.17-23
20. Китов Р.Д. Информатика и информатизация// Информатика. - 2004. - №17. - С. 12-16.
21. Коротков А.М. Компьютерное обучение: система и среда. // Информатика и образование. - 2000. - №2. - с. 35-38.
22. Корнер Т.В., Смирнов В.А, Проблемный семинар как форма обучения учителей использованию ЭВТ в преподавании биологии // Биология в школе. - 1990. - №4.
23. Молочков В.П. Наглядность как принцип
обучения//Информатика и образование. - 2004. - №3. - С.20-25.
24. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
25. Огородников Е.В. Резервы системы компьютерных средств обучения в школе: (естественно-математические предметы)/ РАН ин-т средств обучения. - М.: 1993. - 84 с.
26. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении // М.: «Про-пресс». - 1998. - 226 с.
27. Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии // Биология в школе. -2002.- № 2. - С.30
28. Поздняк С.Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. -№3. - С.52-56
29. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 272 с.
30. Полат Е.С. Телекоммуникации в школе // Информатика и образование. - 1993. - №1. - С. 50-57.
31. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 205 с.
32. Роберт И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. - М..- 1994. - 54 с.
33. Роберт И.В. Экспертно-аналитическая оценка качества программных средств учебного назначения // Педагогическая информатика. - 1993. - №1. - С. 54-62.
34. Ротмистров Н.Ю. Мультимедиа в образовании // Информатика и образование. - 1994. - № 4. - С. 89-96.
35. Рубцов В.В. и др. Компьютер как средство учебного моделирования // Информатика и образование. -1987. - № 5. - С.8-13.
36. Христочевский С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии. // Информатика и образование. - 2000.- №2. - С.71-77.
37. Розов Н.Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы // Информатика.- №6.- 2005. С.26-29
38. Селевко Г. Учитель проектирует компьютерный урок // Журнал «Народное образование». -2005г.- №8 -С.140.
39. Смирнов В.А. Пути использования персонального компьютера // Биология в школе. -1995.- №6.
40. Смирнов В.А. Компьютеризация: от энтузиаста-учителя к коллективу единомышленников. - Народное образование, 1992.
41. Смирнов В.А., Соломин В.П. ЭВТ на уроках биологии. Учебное пособие. - СПб.: Образование.-1997.
42. Средства обучения: Информационно-методический сборник/ Ин¬т средств обучения РАО - М., 1993. - 87 с.
43. Тирас Х.П. Компьютерная биология в школе - вполне возможная реальность // Компьютерные учебные программы.- 1999. -№ 3.
44. Торхова А.В. Индивидуальный стиль деятельности учителя// Педагогика. - 2003. - №6. - С.59-66
45. Трошина М.Г. Развитие творческих способностей в процессе многоуровневого обучения// Образование в современной школе. - 2001. - №3. С. 51-55
46. Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология.- 2003.- № 27-28.
47. Хуторской А. Ключевые компетенции личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование. - 2003. - 2. - С.58-64
48. Фалина И.Н. Современные педагогические технологии и частные методики обучения информатике//Информатика. - 2001. - № 41. С.2-6
49. Фалина И.Н., Мохова М.Н. Использование активных методов обучения на уроках информатики//Информатика. - 2006. - №9. - С.3-8
50. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь.- 1996.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2021 Cервис помощи студентам в выполнении работ
.