Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие электронной демократии в регионах ПФО

Работа №64311

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы71
Год сдачи2015
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Электронная демократия: основные концепции и законодательство ... 11
1.1 Основные концепции электронной демократии 11
1.2 Электронная демократия: электронное правительство, открытое
правительство, открытое законодательство 17
Глава 2. Законодательная база электронной демократии на федеральном и региональном уровнях 21
2.1 Федеральные программы и законодательство 21
2.2 Законодательство субъектов РФ 32
Глава 3. Электронная демократия в субъектах Приволжского федерального округа 36
3.1 Основания для сравнения и критерии оценки субъектов 36
3.2 Низкая эффективность механизмов электронной демократии 39
3.3 Удовлетворительная эффективность механизмов электронной демократии 45
3.4 Высокая эффективность механизмов электронной демократии 51
Заключение 57
Список источников и литературы 60
Приложения 71


Привлечение основной массы населения к участию в политическом процессе страны и предоставление ему необходимой объективной информации о существующих политических курсах всегда являлось одной из главных проблем демократических режимов. Тем не менее, в последние десятилетия в жизни общества возрастает роль Интернета, который, в свою очередь, приводит к возникновению такого явления, как электронная демократия. С каждым годом она играет всё большую роль в политических процессах демократических стран, что обусловлено следующими факторами:
1) Доступ к альтернативной информации.
«На самом деле удивительно, что в XVIII и XIX вв. в США уже всенародно выбирали президента... Это сейчас мы можем зайти в Интернет и прочитать прессу со всего мира. Тогда все было иначе: была своя деревенская газета, и максимум раз в неделю в деревню привозили что-то федеральное, как это сейчас называют. Дальше человек оставался заложником того, что ему принесли» . Радио и телевидение, появившиеся в XX в. также увеличили объем информации, получаемый индивидами, однако, они не решили главной проблемы: люди по-прежнему могли получать лишь ту информацию, которую им предоставляли. Более того, на примере исторического опыта мы можем видеть, что данное развитие СМИ, напротив, приводило к возникновению тоталитарных и авторитарных режимов по всему миру, что говорит о том, что оно не могло решить проблему доступа граждан к информации, так как использовалось в основном в пропагандистских целях. Ценность интернет- пространства, которое начало теснить традиционные СМИ лишь на рубеже XX и XXI вв., заключается в том, что индивид теперь получает доступ к информации практически со всего мира, что позволяет ему самостоятельно формировать отношение к текущему политическому курсу страны рационально.
2) Расширение возможностей влияния на политический процесс.
«Формы электронной демократии - е-голосование, e-петиции, е-протесты и т. д. - способствуют качественному расширению участия граждан в политике, тем самым подтверждая эффективность и целесообразность реализации концепции е-демократии на практике» . Как уже упоминалось ранее, основной проблемой демократии всегда оставался вопрос о привлечении к политическому процессу основной массы населения. Во многих странах создаются сервисы, позволяющие обычным индивидам влиять на процессы принятия решений. В качестве примеров можно привести программу «We the People» , действующую в Америке и программу «Российская общественная инициатива» , действующую в России. Оба данных сервиса схожи по своему предназначению: любой гражданин страны может оставить на сайте свою петицию, и, в том случае, если она наберёт определённое количество голосов, она будет рассмотрена. Мы можем констатировать, что теперь, благодаря данным программам практически каждый индивид может участвовать в политическом процессе государства, не обладая при этом определёнными привилегиями. С этой возможностью связан ряд проблем, таких как недоступность Интернета определённым регионам и группам лиц, однако сама тенденция расширения возможностей влияния на политический курс государства позволяет говорить о положительном влиянии электронной демократии на демократию в целом.
3) Возможность самоорганизации индивидов.
Интернет позволяет не только вовлечь отдельных индивидов в политический процесс, он также позволяет им более эффективно самоорганизовываться для решения определённых задач. Так, например, оппозиция в РФ использовала данный инструмент для организации протестных движений в 2011-2012 гг. Интернет позволил эффективно вывести митинги за пределы Московской области. Кроме того, в предыдущей работе мною уже упоминался тот факт, что большинство лидеров оппозиции, в частности Навальный А. А. используют Internet-пространство, как главный инструмент информирования своих сторонников. Всё это говорит как о важности электронной демократии, так и о практической актуальности данной темы.
4) Возможность получения государственных услуг гражданами через Интернет.
Важно также упомянуть и тот факт, что электронная демократия позволяет облегчить многие бюрократические процедуры: часть услуг, предоставляемых государственными органами, теперь можно получить в режиме online. Это существенно упрощает процесс взаимодействия индивидов с властью, что положительно сказывается на уровне доверия граждан к государству и к демократии.
5) Влияние электронной демократии на региональные политические процессы.
Кроме того, электронная демократия интересна и с той точки зрения, что её функционирование в различных регионах достаточно неоднородно. На фоне некоторых процессов, таких как глобализация и интеграция между странами, электронная демократия наоборот подчёркивает неоднородность территориальных образований даже в рамках одной страны.
Если перейти к научной актуальности, то можно увидеть, что данная проблема уже рассматривалась некоторыми отечественными учёными. Под авторством Дрожжинова В.И. в 2002 г. вышла одна из первых российских работ по данной тематике, в которой было дано одно из первых определений электронной демократии, в котором она понимается как «использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и информационной инфраструктуры для развития и усиления демократических институтов и расширения участия граждан в общественной и политической деятельности» . Волков и Крашенинников развили данный концепт и в 2011 г. представили книгу «Облачная демократия» , в которой были рассмотрены перспективы развития института выборов и принципов демократии при помощи информационных технологий. Сама облачная демократия понимается ими как демократия, при которой значительную роль в политических процессах будут играть информационно-коммуникационные технологии и в контексте их работы данное понятие тождественно понятию электронная демократия. Западными учёными, также были проанализированы различные подходы к определению понятия «электронная демократия». В частности, Стивен Клифт в своей работе разделяет такие понятия, как «электронная демократия» и «электронное правительство». Однако в целом, многие работы, которые, так или иначе, касаются электронной демократии, остаются на достаточно абстрактном уровне.
Стоит отметить, что мало внимания уделяется сравнительным исследованиям, в работах преобладает метод case-study, который с одной стороны, позволяет получить неплохую теоретическую базу, но с другой, не учитывает особых случаев и возможность применения электронной демократии в определённых кейсах. Поэтому, для проведения исследования по данной теме, которое будет актуально с научной точки зрения, следует применить метод кросс-регионального сравнения. Кроме того, само исследование ориентировано на региональный уровень, поскольку вопрос функционирования электронной демократии на федеральном уровне достаточно часто поднимался в научной повестке отечественными авторами (Дрожжинов В.И., Волков Л. и Крашенников Ф. и другие). Вместе с тем, мало внимания уделяется региональным особенностям и тому как реальная политическая ситуация в каком-либо субъекте может повлиять на развитие таких новых явлений, как электронная демократия.
В научной повестке сегодня наиболее остро стоят следующие вопросы: «От чего зависит функционирование политических институтов электронной демократии?», «Обеспечивает ли электронная демократия развитие основных демократических принципов?», «Подвержен ли импорт механизмов электронной демократии тому же влиянию, что и импорт реальных политических институтов?», «Какова специфика функционирования механизмов электронной демократии в регионах?».
В данной работе проанализировано функционирование электронной демократии в части субъектов Приволжского федерального округа Российской Федерации. Основаниями для сравнения данных кейсов являются следующие факты: все субъекты обладают высокой долей городского населения, в субъектах преобладает работоспособное население, субъекты обладают высокими экономическими показателями, все субъекты относятся к единому округу. Более подробно данные основания расписаны в третьей главе выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования является региональная электронная демократия, предметом - особенности функционирования основных механизмов электронной демократии на региональном уровне на примере субъектов РФ, а именно в субъектах Приволжского федерального округа.
Целью работы является определение специфики функционирования региональной электронной демократии на примере её реализации в субъектах РФ, в ПФО, для выявления перспектив её развития.
В связи с этим, перед нами встают следующие задачи:
1) Рассмотреть различные подходы к понятию электронная демократия.
2) Выявить структурные элементы электронной демократии.
3) Проанализировать региональное законодательство, касающееся развития электронной демократии.
4) Определить уровень развития механизмов электронной демократии на региональном уровне, в субъектах РФ и перспективы их дальнейшего функционирования.
Главы данной работы ориентированы на задачи. В первой главе «Электронная демократия: основные концепции и законодательство» рассматриваются работы отечественных (Дрожжинов В. И., Волков Л. М., Крашенинников Ф. Г., Вершинин М. С., Харченко И. З., Нисневич Ю. А.) и зарубежных (Клифт С., Коритникова Н. В.) авторов и их теории электронной демократии, определяется, как соотносится электронная демократия и её составные части в виде электронного правительства, открытого правительства и открытого законодательства. Во второй главе «Законодательная база электронной демократии на региональном и федеральном уровнях» рассматриваются нормативно-правовые акты субъектов, касающиеся шагов по внедрению и развитию электронной демократии. Во третьей главе «Электронная демократия в субъектах Приволжского Федерального округа» рассматриваются особенности функционирования электронной демократии субъектах Приволжского федерального округа и выявляются перспективы развития данного концепта.
В качестве методологической основы исследования используется теорию облачной демократии Волкова Л.М. и Крашенникова Ф.Г., поскольку она является одной из наиболее современных теорий и учитывает специфику функционирования электронной демократии в рассматриваемых случаях, а также возможности современных информационно-коммуникационных технологий. В данной теории выделяются основные черты электронной демократии на основе которых даётся определение самому концепту. Также, для лучшего понимания ситуации в регионах следует учитывать теорию Нисневич Ю.А., в которой электронная демократия рассматривается как система реорганизации государственного управления, а система органов государственной власти становится сервисной организацией. Использование данного концепта будет более релевантным в исследовании функционирования электронной демократии в субъектах РФ.
Основным методом данной работы является метод кросс-регионального сравнения: используется стратегия сравнения группы объектов, схожих по ряду показателей.
В работе использовались следующие группы источников:
1) Законодательные акты РФ, касающиеся внедрения основных механизмов электронной демократии в политическую сферу страны в целом и субъектов ПФО в частности.
2) Сайты, которые представляют собой механизмы электронной демократии и демонстрируют одну из сторон функционирования электронной демократии в рассматриваемых кейсах.
При написании данной работы были использованы две основные группы литературы. Первая - это труды, в которых отражены отечественные теории электронной демократии. Она представлена такими авторами, как Дрожжинов В.И., Волков Л.М., Крашенинников Ф.Г., Нисневич Ю.А. - данная группа позволяет определить специфику функционирования электронной демократии в РФ и странах СНГ, а также получить необходимый категориальный аппарат для проведения исследования. Вторая - это работы, которые дают нам критерии для проведения сравнительного исследования. В первую очередь, они позволяют определить составные части электронной демократии, такие как электронное правительство, открытое правительство и открытое законодательство. Также в них раскрываются основные стадии коммуникационного взаимодействия органов власти с населением. В частности, к этой группе можно отнести работы под авторством И.З. Харченко, С. Клифта, Ю.С. Попкова, В.И. Тищенко.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Как мы можем видеть, правительство Российской Федерации стремится увеличить роль электронной демократии в политических процессах страны, о чём говорят федеральная программа «Информационное общество» и Федеральный закон от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ . Объём выпускной квалификационной работы не позволяет в полной мере раскрыть всех особенностей её функционирования и охватить большее количество субъектов. Тем не менее, в рамках данной работы, были проанализированы теории электронной демократии, представленные трудами Дрожжинова В.И., Волкова Л.М., Крашенинникова Ф.Г., Вершинина М.С., Харченко И.З., Нисневич Ю.А., исходя из которых, электронная демократия была определена как механизм, позволяющий гражданам получать актуальную информацию о деятельности органов власти и влиять на них, а также привлекающий новых акторов в политический процесс.
Также, в рамках данного исследования были выделены основные элементы электронной демократии, а именно: электронное правительство, открытое правительство, открытое законодательство. Были рассмотрены основные программы и концепции федерального уровня, затрагивающие внедрение основных механизмов электронной демократии в политическое поле страны. Проведено исследование нормативно-правовой базы регионов и её соотношения с законодательными актами федерального уровня. Исходя из этих элементов были определены параметры сравнения на основе которых было проведено бинарное кросс-региональное исследование электронной демократии в субъектах Приволжского федерального округа. В ходе сравнительного анализа каждый субъект получил свою оценку уровня электронной демократии. Кроме того, был проведён анализ услуг, которые можно получить через сайты органов государственной власти, на основании чего были выставлены дополнительные баллы. Максимальный балл был получен тремя субъектами: республикой Татарстан, республикой Удмуртия и Пермским краем. Неплохие показатели в вопросе электронной демократии также имеют Кировская область и Оренбургская область и, в то время, как наихудший результат продемонстрировала Саратовская область. Средний уровень внедрённости механизмов электронной демократии в ПФО получился равным 1,964 из 3.
У большинства Интернет-ресурсов не было проблем с контекстуальным наполнением: на большинстве сайтов, за очень редким исключением,
присутствовала необходимая нормативно-правовая база и информация о деятельности органа власти.
Вместе с тем, прослеживается явная тенденция игнорирования механизма обратной связи: на большинстве сайтов возможность подачи обращения является чистой формальностью, поскольку не представлены какие-либо результаты работы сервиса или же данная услуга отсутствует в принципе. Это, в свою очередь, является основным критерием, из-за которого механизмы электронной демократии работают достаточно неэффективно.
Кроме того, список услуг, которые граждане РФ и жители субъектов ПФО, могут получить через сайты органов власти достаточно скуден. Только два субъекта имеют сайт, который предоставляет возможность получения большей части государственных услуг в режиме online. Часть субъектов либо ограничиваются ссылками на сайты федеральных органов, либо услуги, которые возможно получить через их сайты органов власти, находятся в достаточно узком спектре. Однако большинство субъектов просто предоставляют информацию о том, как получить ту или иную услугу, но не дают возможности как-то повлиять на этот процесс с помощью интернета.
Всё это привело к тому, что электронная демократия стала достаточно формальным институтом. С одной стороны, она приносит некоторые бенефиции гражданам в виде информации и доступа к основным нормативно-правовым актам. С другой, на сегодняшний день она не даёт возможности как- либо кардинально влиять на политические процессы как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Исходя из этого, был сделан вывод о том, что для повышения эффективности работы электронной демократии, органам власти всех субъектов следует работать над улучшением механизма обратной связи, а именно, делать его более прозрачным и эффективным. Эта мера повысят уровень доверия граждан к электронной демократии, что благоприятно скажется на её перспективах в ПФО.
Также, следует переходить от сугубо информативного наполнения сайтов и наполнять их функциями, которые реально помогали бы гражданам в вопросе получения тех или иных государственных услуг по примеру сайтов Татарстана и Удмуртии.
Кроме того, ряду субъектов, получивших низкую оценку следует перерабатывать структуру сайта, упрощать доступ к информации и повышать открытость сайта путём размещения большего количества данных об органе власти и его сотрудниках.



I. Источники:
1.1. Нормативно-правовые акты
1) Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_86005 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения 27.11.2013).
2) Концепция формирования механизма публичного представления
предложений граждан Российской Федерации с использованием
информационно-телекоммуникационной сети „Интернет^ для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан Российской Федерации в течение одного года [Электронный ресурс]. URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 1 34466 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения
27.11.2013) .
3) "Методические рекомендации по публикации открытых данных
государственными органами и органами местного самоуправления и технические требования к публикации открытых данных" (утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 04.06.2013 N 4) [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=153543;dst=0;ts =6B6813ACB39A04F10BAC65B5DEBCD9D7;rnd=0.9445809028257331 //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения
27.11.2013) .
4) Постановление Правительства Кировской области от 21.03.2014 №
254/216 URL: [Электронный ресурс]. URL:
http://www.kirovreg.ru/publ/AkOUP.nsf/62bd0840256f32bcc3257149006da49f/e008 2b81656cdc2d44257ca800291e2f?OpenDocument (дата обращения 10.10.14).
5) Постановление Правительства Нижегородской области от 31.10.13 N 800 «Об утверждении государственной программы «Информационное общество Нижегородской области (2014-2017 годы)» [Электронный ресурс]. URL: http://www.mininform-nnov.ru/?id=1784 (дата обращения 10.10.14).
6) Постановление Правительства Оренбургской области от 09.07.2012 №
593-п «Об утверждении концепции по информированию населения Оренбургской области о положениях Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»» [Электронный ресурс]. URL: http://files.orenburg-gov.ru/NPA/09/02_09_2.53.5_593-
%D0%BF_09.07.2012_1.pdf (дата обращения 10.10.14).
7) Постановление Правительства Пензенской области от 30.08.2013 №639-пП Об информационной системе «Веб-портал Правительства, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области» [Электронный ресурс]. URL: http://www.penza.ru/files/penza.ru/npa/pp/639-pp.pdf (дата обращения 10.10.14).
8) Постановление Правительства Пермского края от 25.09.2013 N 1270-п
«Об утверждении государственной программы Пермского края «Развитие информационного общества» [Электронный ресурс]. URL:
http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW368;n=68910 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения 27.03.2014).
9) Проект концепции открытых данных [Электронный ресурс]. URL: http://большоеправительство.рф/upload/iblock/25b/25b9134b8a07433477b5ae82c1 34ed5b.pdf (дата обращения 27.11.14).
10) Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 N 1815-р (ред. от
22.11.2013) "О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154886 //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения
25.12.2013) .
11) Постановление Правительства Республики Башкортостан от 20 июля
2012 года № 251. [Электронный ресурс]. URL:
https:ZZwww.bashkortostan.ru/telecommunicationsZi (дата обращения 10.10.14).
12) Постановление Правительства Республики Марий Эл № 110Z769 от
06.11.2014 года» [Электронный ресурс]. URL: mari-
el.izbirkom.ru/etcZ112_769_1.doc (дата обращения 10.10.14).
13) Постановление Правительства Республики Мордовия от 23 сентября
2013 г. N 421. [Электронный ресурс]. URL: http:ZZwww.e-mordovia.ru/file/60434 (дата обращения 10.10.14).
14) Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 N 861 (ред. от
28.10.2013) "О федеральных государственных информационных системах,
обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)" [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154064;dst=0;ts =68AE9A6803F94A20E933A74F5AA018B3 ;rnd=0.11019800957420789 //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения 05.12.2013).
15) Постановление Правительства РФ от 26.07.2012 N 773 (ред. от
17.04.2013) "О Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства" (вместе с "Положением о Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства") [Электронный ресурс]. URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=145377;dst=0;ts =6B6813ACB39A04F10BAC65B5DEBCD9D7;rnd=0.3219446507567 //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения 05.12.2013).
16) Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. № 1576 [Электронный ресурс]. URL: city.tambov.gov.ru/it/doc/npa/ukaz1576.rtf (дата обращения 10.10.14).
17) Указ Президента РФ от 08.02.2012 N 150 «О рабочей группе по
подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы «Открытое правительство» [Электронный ресурс]. URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=524364;dst=0;ts= 68AE9A6803F94A20E933A74F5AA018B3;rnd=0.7872547492360367 //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения
05.12.2013).
18) Указ Президента РФ № 601 от 7 мая 2012 года «Об основных
направлениях совершенствования системы государственного управления». [Электронный ресурс]. URL: http: //base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;b ase=LAW;n=129336;dst=0;ts=643B89D69CD5DD1BC08FC7EA76F0605B;rnd=0.1 617240788144052 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата
обращения 27.11.2013).
19) Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об
обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156022/?frame=2 //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения 27.03.2014).
1.2. Интернет источники
1) АН-online [Электронный ресурс]. http://argumenti.ru (дата обращения
25.12.13) .
2) Атлас Приволжского федерального округа [Электронный ресурс]. URL: http://www.unn.runnet.ru/map_volga/ (дата обращения 02.04.14).
3) Ведомости [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru (дата обращения 25.12.13).
4) Газета.ру [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.rushtml (дата обращения 25.12.13).
5) Ежедневная общенациональная деловая газета «Коммерсантъ». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/daily (дата обращения 17.03.14).
6) Известия. [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.ru (дата обращения 17.03.14).
7) Медведев Д.А. Россия вперёд! [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/news/5413 (дата обращения 23.02.14).
8) Минкомсвязь России [Электронный ресурс]. URL: http://minsvyaz.ru (дата обращения 05.12.14).
9) Независимый форум о Российской общественной инициативе [Электронный ресурс]. URL: http://oroi.ru (дата обращения 06.12.13).
10) Независимая газета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru (дата обращения 17.03.14).
11) Новая газета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.novayagazeta.ru (дата обращения 17.03.14).
12) Открытое правительство [Электронный ресурс]. URL: http://большоеправительство.рф/ (дата обращения 27.11.13).
13) Полит.ру [Электронный ресурс]. URL: http://polit.ru (дата обращения
27.11.13) .
14) Портал государственных услуг Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.gosuslugi.ru (дата обращения 03.12.13).
15) Портал государственных и муниципальных услуг Республики
Татарстан [Электронный ресурс]. URL: https://uslugi.tatarstan.ru/ (дата
обращения 10.11.14).
16) Проявление электронной демократии на региональном уровне
управления. [Электронный ресурс]. URL: http://www.repetitora.com/proyavlenie- elektronnoj-demokratii-na-regionalnom-urovni-upravleniya (дата обращения
10.10.14) .
17) Региональный портал государственных и муниципальных услуг
Удмуртской Республики [Электронный ресурс]. URL:
http://услуги.удмуртия.рф/ (дата обращения 02.11.14).
18) Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru (дата обращения 17.03.14).
19) Российская общественная инициатива [Электронный ресурс]. URL: https://www.roi.ru/ (дата обращения 02.11.13).
20) Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 02.04.14).
21) Фонд свободы информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.svobodainfo.org/ru (дата обращения 27.11.13).
22) Число пользователей мобильного Интернета со смартфонов в РФ в 2012 г. выросло на 90%, до 22,5 млн. [Электронный ресурс]. URL: http://rosinvest.com/novosti/1014281 (дата обращения 16.03.14).
23) Что такое модернизация и как её понимает президент Медведев.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.liberty.ru/Themes/CHto-takoe-
modernizaciya-i-kak-ee-ponimaet-prezident-Medvedev (дата обращения 23.02.14).
24) CNews. В России растёт число владельцев ПК. [Электронный ресурс]. URL: http://rnd.cnews.ru/news/top/index_science.shtmU2010/07/30/403189 (дата обращения 15.03.14).
25) We the People [Электронный ресурс]. URL:
https://petitions.whitehouse.gov (дата обращения 02.11.13).
1.3. Сайты органов государственной власти
1) Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. URL: http://www.gsrb.ru (дата обращения 02.11.14).
2) Государственное Собрание Республики Марий Эл [Электронный ресурс]. URL: http://www.parliament.mari.ru/ (дата обращения 03.11.14).
3) Государственное Собрание Республики Мордовия [Электронный ресурс]. URL: http://www.gsrm.ru/ (дата обращения 03.11.14).
4) Государственный Совет Республики Татарстан [Электронный ресурс]. URL: http://www.gossov.tatarstan.ru/ (дата обращения 10.11.14).
5) Государственный Совет Удмуртской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://www.udmgossovet.ru/ (дата обращения 12.11.14).
6) Губернатор и Правительство Ульяновской области [Электронный ресурс]. URL: http://ulgov.ru/ (дата обращения 01.06.14).
7) Законодательное Собрание Кировской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.zsko.ru/ (дата обращения 02.04.14).
8) Законодательное Собрание Нижегородской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.zsno.ru/ (дата обращения 05.04.14).
9) Законодательное Собрание Оренбургской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.zaksob.ru/mylaw.aspx (дата обращения 05.04.14).
10) Законодательное Собрание Пензенской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.zspo.ru/ (дата обращения 02.04.14).
11) Законодательное Собрание Пермского края [Электронный ресурс]. URL: http://www.zsperm.ru/ (дата обращения 02.04.14).
12) Законодательное Собрание Ульяновской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.zsuo.ru/ (дата обращения 01.06.14).
13) Интернет-портал Самарской Губернской Думы [Электронный ресурс]. URL: http://samgd.ru/main/ (дата обращения 20.05.14).
14) Кабинет Министров Республики Татарстан [Электронный ресурс]. URL: http://prav.tatarstan.ru/ (дата обращения 10.11.14).
15) Официальный портал органов власти Чувашской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://gov.cap.ru/ (дата обращения 12.11.14).
16) Пермский региональный сервер [Электронный ресурс]. URL: http://reception.permkrai.ru/ (дата обращения 02.04.14).
17) Портал правительства Пермского края [Электронный ресурс]. URL: http://www.permkrai.ru/ (дата обращения 02.04.14).
18) Правительство Кировской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.kirovreg.ru/ (дата обращения 02.04.14).
19) Правительство Нижегородской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.government-nnov.ru/ (дата обращения 05.04.14).
20) Правительство Оренбургской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/regportal/Main.html (дата обращения 02.04.14).
21) Правительство Пензенской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.penza.ru/ (дата обращения 02.04.14).
22) Правительство Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. URL: http://pravitelstvorb.ru/ (дата обращения 02.11.14).
23) Правительство Республики Марий Эл [Электронный ресурс]. URL: http://марийэл.рф/Pages/main.aspx (дата обращения 02.05.14).
24) Правительство Республики Мордовия [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-mordovia.ru/ (дата обращения 03.11.14).
25) Правительство Самарской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.samregion.ru// (дата обращения 20.05.14).
26) Правительство Саратовской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.saratov.gov.ru/ (дата обращения 02.04.14).
27) Правительство Удмуртской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://www.udmurt.ru/ (дата обращения 12.11.14).
28) Саратовская областная Дума [Электронный ресурс]. URL:
http://www.srd.ru/ (дата обращения 02.04.14).
II. Литература:
1) Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. 1992. № 4.
2) Баталов Э. Политическая культура России сквозь призму civic culture // Pro et Contra. 2002. № 3.
3) Беккер Т. Гражданская власть и трансформация современной демократии [Электронный ресурс]. URL:http://dialogs.org.ua/ru/cross/page761.ht ml (дата обращения 25.11.13).
4) Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном
обществе: перспективные направления исследований [Электронный ресурс]. URL: http://www.russcomm.ru/rca_biblio/v/vershinin02.shtml (дата обращения
25.11.13).
5) Волков Д.А. Протестное движение в России в конце 2011-2012гг: Истоки, Динамика, результаты [Электронный ресурс]. URL: http://www.levada.ru/books/protestnoe-dvizhenie-v-rossii-v-kontse-2011 -2012-gg (дата обращения 02.11.12).
6) Волков Л. Путинским петициям - путинский подсчёт голосов! [Электронный ресурс]. URL: http://leonwolf.livejournal.com/497261.html (дата обращения 06.12.13).
7) Волков Л., Крашенинников Ф. Облачная демократия [Электронный ресурс]. URL: http://cdem.ru/ (дата обращения 01.11.13).
8) Грачёв М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. М.: Прометей, 2004. 328 с.
9) Дрожжинов В.И. Электронное правительство // Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт / под ред. В.И. Дрожжинова. М.: Эко-Трендз, 2002. С. 11-88.
10) Дрожжинов В.И., Штрик А.А. Электронная демократия и поддерживающие её технологии [Электронный ресурс]. URL: http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&d=light&id_sec=179&i d_thesis=6992&r=thesisDesc (дата обращения 15.11.13).
11) Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: учеб. пособие. М., 2004. С.63.
12) Массух И.О «накрутке голосов» [Электронный ресурс]. URL: http://massuh.livejournal.com/6344.html (дата обращения 06.12.13).
13) Нисневич Ю.А. Информационно-коммуникационная стабилизация
политической системы [Электронный ресурс]. URL:
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=97565#1 (дата обращения 05.10.14).
14) Пикулькин А.В. Система государственного управления. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/upravlenie-6/index.htm (дата обращения 25.03.14).
15) Поляк Ю. Электронная демократия: вид сверху. [Электронный ресурс]. URL:http://www.aselibrary.ru/digital_resources/journal/irr/irr2725/irr27253 582/irr272535823584/irr2725358235843591/ (дата обращения 10.10.14).
16) Попков Ю.С., Тищенко В.И. Виртуальные сообщества в структуре власти (методологические аспекты). М., 2004.
17) Почепцов Г.Г. Информационная политика [Электронный ресурс]. http://uchebnikionline.ru/politologia/informatsiyna_politika_- _pocheptsov_gg/programa_elektronna_ukrayina_proekt.htm (дата обращения 25.12.13).
18) Путин В.В. Демократия и качество государства. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1866753 (дата обращения 27.11.13).
19) Руткаускайте М.В. Информатизация российского политического пространства как следствие модернизационной политики государства // Материалы II-й Всероссийской (с международным участием) заочной научно-практической конференции «Государство и общество в России на разных этапах ее политического развития». 15 марта 2011 года.
20) Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце XX века/Пер. с англ. Л. Ю. Пантиной. М. :РОССПЭН, 2003.
21) Харченко И.З. Электронная демократия как модель улучшения политического участия граждан: зарубежный опыт // Вестник Пермского государственного университета. 2013. № 3.
22) Шафигуллин Р.М. Виртуальное пространство РФ - теория и практика [Электронный ресурс]. URL: http://pgfriends.do.am/_fi77/ - --.docx (дата обращения 03.11.12).
23) Береза А. В. Парадокс посредника у запровадженн електронно! демократ!! // Держава i право. 2011. Вип. №51. С.710-713.
24) Дубов Д.В., Дубова С.В. Основи електронного урядування:
Навчальний пос!бник. К.: Центр навчально! лггератури, 2006. 136 с.
25) Коритшкова Н.В. Напрями впливу Хнтернет-технологш на полггичне життя суспльства // Украшський сощум. 2007. № 2. С.139-148.
26) Clift S. E-Governance to E-Democracy: Progress in Australia and New Zealand [Электронный ресурс]. URL:http://www.publicus.net/articles/aunzedem.ht ml (дата обращения 03.11.13).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ