Развитие электронной демократии в регионах ПФО
|
Введение 3
Глава 1. Электронная демократия: основные концепции и законодательство ... 11
1.1 Основные концепции электронной демократии 11
1.2 Электронная демократия: электронное правительство, открытое
правительство, открытое законодательство 17
Глава 2. Законодательная база электронной демократии на федеральном и региональном уровнях 21
2.1 Федеральные программы и законодательство 21
2.2 Законодательство субъектов РФ 32
Глава 3. Электронная демократия в субъектах Приволжского федерального округа 36
3.1 Основания для сравнения и критерии оценки субъектов 36
3.2 Низкая эффективность механизмов электронной демократии 39
3.3 Удовлетворительная эффективность механизмов электронной демократии 45
3.4 Высокая эффективность механизмов электронной демократии 51
Заключение 57
Список источников и литературы 60
Приложения 71
Глава 1. Электронная демократия: основные концепции и законодательство ... 11
1.1 Основные концепции электронной демократии 11
1.2 Электронная демократия: электронное правительство, открытое
правительство, открытое законодательство 17
Глава 2. Законодательная база электронной демократии на федеральном и региональном уровнях 21
2.1 Федеральные программы и законодательство 21
2.2 Законодательство субъектов РФ 32
Глава 3. Электронная демократия в субъектах Приволжского федерального округа 36
3.1 Основания для сравнения и критерии оценки субъектов 36
3.2 Низкая эффективность механизмов электронной демократии 39
3.3 Удовлетворительная эффективность механизмов электронной демократии 45
3.4 Высокая эффективность механизмов электронной демократии 51
Заключение 57
Список источников и литературы 60
Приложения 71
Привлечение основной массы населения к участию в политическом процессе страны и предоставление ему необходимой объективной информации о существующих политических курсах всегда являлось одной из главных проблем демократических режимов. Тем не менее, в последние десятилетия в жизни общества возрастает роль Интернета, который, в свою очередь, приводит к возникновению такого явления, как электронная демократия. С каждым годом она играет всё большую роль в политических процессах демократических стран, что обусловлено следующими факторами:
1) Доступ к альтернативной информации.
«На самом деле удивительно, что в XVIII и XIX вв. в США уже всенародно выбирали президента... Это сейчас мы можем зайти в Интернет и прочитать прессу со всего мира. Тогда все было иначе: была своя деревенская газета, и максимум раз в неделю в деревню привозили что-то федеральное, как это сейчас называют. Дальше человек оставался заложником того, что ему принесли» . Радио и телевидение, появившиеся в XX в. также увеличили объем информации, получаемый индивидами, однако, они не решили главной проблемы: люди по-прежнему могли получать лишь ту информацию, которую им предоставляли. Более того, на примере исторического опыта мы можем видеть, что данное развитие СМИ, напротив, приводило к возникновению тоталитарных и авторитарных режимов по всему миру, что говорит о том, что оно не могло решить проблему доступа граждан к информации, так как использовалось в основном в пропагандистских целях. Ценность интернет- пространства, которое начало теснить традиционные СМИ лишь на рубеже XX и XXI вв., заключается в том, что индивид теперь получает доступ к информации практически со всего мира, что позволяет ему самостоятельно формировать отношение к текущему политическому курсу страны рационально.
2) Расширение возможностей влияния на политический процесс.
«Формы электронной демократии - е-голосование, e-петиции, е-протесты и т. д. - способствуют качественному расширению участия граждан в политике, тем самым подтверждая эффективность и целесообразность реализации концепции е-демократии на практике» . Как уже упоминалось ранее, основной проблемой демократии всегда оставался вопрос о привлечении к политическому процессу основной массы населения. Во многих странах создаются сервисы, позволяющие обычным индивидам влиять на процессы принятия решений. В качестве примеров можно привести программу «We the People» , действующую в Америке и программу «Российская общественная инициатива» , действующую в России. Оба данных сервиса схожи по своему предназначению: любой гражданин страны может оставить на сайте свою петицию, и, в том случае, если она наберёт определённое количество голосов, она будет рассмотрена. Мы можем констатировать, что теперь, благодаря данным программам практически каждый индивид может участвовать в политическом процессе государства, не обладая при этом определёнными привилегиями. С этой возможностью связан ряд проблем, таких как недоступность Интернета определённым регионам и группам лиц, однако сама тенденция расширения возможностей влияния на политический курс государства позволяет говорить о положительном влиянии электронной демократии на демократию в целом.
3) Возможность самоорганизации индивидов.
Интернет позволяет не только вовлечь отдельных индивидов в политический процесс, он также позволяет им более эффективно самоорганизовываться для решения определённых задач. Так, например, оппозиция в РФ использовала данный инструмент для организации протестных движений в 2011-2012 гг. Интернет позволил эффективно вывести митинги за пределы Московской области. Кроме того, в предыдущей работе мною уже упоминался тот факт, что большинство лидеров оппозиции, в частности Навальный А. А. используют Internet-пространство, как главный инструмент информирования своих сторонников. Всё это говорит как о важности электронной демократии, так и о практической актуальности данной темы.
4) Возможность получения государственных услуг гражданами через Интернет.
Важно также упомянуть и тот факт, что электронная демократия позволяет облегчить многие бюрократические процедуры: часть услуг, предоставляемых государственными органами, теперь можно получить в режиме online. Это существенно упрощает процесс взаимодействия индивидов с властью, что положительно сказывается на уровне доверия граждан к государству и к демократии.
5) Влияние электронной демократии на региональные политические процессы.
Кроме того, электронная демократия интересна и с той точки зрения, что её функционирование в различных регионах достаточно неоднородно. На фоне некоторых процессов, таких как глобализация и интеграция между странами, электронная демократия наоборот подчёркивает неоднородность территориальных образований даже в рамках одной страны.
Если перейти к научной актуальности, то можно увидеть, что данная проблема уже рассматривалась некоторыми отечественными учёными. Под авторством Дрожжинова В.И. в 2002 г. вышла одна из первых российских работ по данной тематике, в которой было дано одно из первых определений электронной демократии, в котором она понимается как «использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и информационной инфраструктуры для развития и усиления демократических институтов и расширения участия граждан в общественной и политической деятельности» . Волков и Крашенинников развили данный концепт и в 2011 г. представили книгу «Облачная демократия» , в которой были рассмотрены перспективы развития института выборов и принципов демократии при помощи информационных технологий. Сама облачная демократия понимается ими как демократия, при которой значительную роль в политических процессах будут играть информационно-коммуникационные технологии и в контексте их работы данное понятие тождественно понятию электронная демократия. Западными учёными, также были проанализированы различные подходы к определению понятия «электронная демократия». В частности, Стивен Клифт в своей работе разделяет такие понятия, как «электронная демократия» и «электронное правительство». Однако в целом, многие работы, которые, так или иначе, касаются электронной демократии, остаются на достаточно абстрактном уровне.
Стоит отметить, что мало внимания уделяется сравнительным исследованиям, в работах преобладает метод case-study, который с одной стороны, позволяет получить неплохую теоретическую базу, но с другой, не учитывает особых случаев и возможность применения электронной демократии в определённых кейсах. Поэтому, для проведения исследования по данной теме, которое будет актуально с научной точки зрения, следует применить метод кросс-регионального сравнения. Кроме того, само исследование ориентировано на региональный уровень, поскольку вопрос функционирования электронной демократии на федеральном уровне достаточно часто поднимался в научной повестке отечественными авторами (Дрожжинов В.И., Волков Л. и Крашенников Ф. и другие). Вместе с тем, мало внимания уделяется региональным особенностям и тому как реальная политическая ситуация в каком-либо субъекте может повлиять на развитие таких новых явлений, как электронная демократия.
В научной повестке сегодня наиболее остро стоят следующие вопросы: «От чего зависит функционирование политических институтов электронной демократии?», «Обеспечивает ли электронная демократия развитие основных демократических принципов?», «Подвержен ли импорт механизмов электронной демократии тому же влиянию, что и импорт реальных политических институтов?», «Какова специфика функционирования механизмов электронной демократии в регионах?».
В данной работе проанализировано функционирование электронной демократии в части субъектов Приволжского федерального округа Российской Федерации. Основаниями для сравнения данных кейсов являются следующие факты: все субъекты обладают высокой долей городского населения, в субъектах преобладает работоспособное население, субъекты обладают высокими экономическими показателями, все субъекты относятся к единому округу. Более подробно данные основания расписаны в третьей главе выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования является региональная электронная демократия, предметом - особенности функционирования основных механизмов электронной демократии на региональном уровне на примере субъектов РФ, а именно в субъектах Приволжского федерального округа.
Целью работы является определение специфики функционирования региональной электронной демократии на примере её реализации в субъектах РФ, в ПФО, для выявления перспектив её развития.
В связи с этим, перед нами встают следующие задачи:
1) Рассмотреть различные подходы к понятию электронная демократия.
2) Выявить структурные элементы электронной демократии.
3) Проанализировать региональное законодательство, касающееся развития электронной демократии.
4) Определить уровень развития механизмов электронной демократии на региональном уровне, в субъектах РФ и перспективы их дальнейшего функционирования.
Главы данной работы ориентированы на задачи. В первой главе «Электронная демократия: основные концепции и законодательство» рассматриваются работы отечественных (Дрожжинов В. И., Волков Л. М., Крашенинников Ф. Г., Вершинин М. С., Харченко И. З., Нисневич Ю. А.) и зарубежных (Клифт С., Коритникова Н. В.) авторов и их теории электронной демократии, определяется, как соотносится электронная демократия и её составные части в виде электронного правительства, открытого правительства и открытого законодательства. Во второй главе «Законодательная база электронной демократии на региональном и федеральном уровнях» рассматриваются нормативно-правовые акты субъектов, касающиеся шагов по внедрению и развитию электронной демократии. Во третьей главе «Электронная демократия в субъектах Приволжского Федерального округа» рассматриваются особенности функционирования электронной демократии субъектах Приволжского федерального округа и выявляются перспективы развития данного концепта.
В качестве методологической основы исследования используется теорию облачной демократии Волкова Л.М. и Крашенникова Ф.Г., поскольку она является одной из наиболее современных теорий и учитывает специфику функционирования электронной демократии в рассматриваемых случаях, а также возможности современных информационно-коммуникационных технологий. В данной теории выделяются основные черты электронной демократии на основе которых даётся определение самому концепту. Также, для лучшего понимания ситуации в регионах следует учитывать теорию Нисневич Ю.А., в которой электронная демократия рассматривается как система реорганизации государственного управления, а система органов государственной власти становится сервисной организацией. Использование данного концепта будет более релевантным в исследовании функционирования электронной демократии в субъектах РФ.
Основным методом данной работы является метод кросс-регионального сравнения: используется стратегия сравнения группы объектов, схожих по ряду показателей.
В работе использовались следующие группы источников:
1) Законодательные акты РФ, касающиеся внедрения основных механизмов электронной демократии в политическую сферу страны в целом и субъектов ПФО в частности.
2) Сайты, которые представляют собой механизмы электронной демократии и демонстрируют одну из сторон функционирования электронной демократии в рассматриваемых кейсах.
При написании данной работы были использованы две основные группы литературы. Первая - это труды, в которых отражены отечественные теории электронной демократии. Она представлена такими авторами, как Дрожжинов В.И., Волков Л.М., Крашенинников Ф.Г., Нисневич Ю.А. - данная группа позволяет определить специфику функционирования электронной демократии в РФ и странах СНГ, а также получить необходимый категориальный аппарат для проведения исследования. Вторая - это работы, которые дают нам критерии для проведения сравнительного исследования. В первую очередь, они позволяют определить составные части электронной демократии, такие как электронное правительство, открытое правительство и открытое законодательство. Также в них раскрываются основные стадии коммуникационного взаимодействия органов власти с населением. В частности, к этой группе можно отнести работы под авторством И.З. Харченко, С. Клифта, Ю.С. Попкова, В.И. Тищенко.
1) Доступ к альтернативной информации.
«На самом деле удивительно, что в XVIII и XIX вв. в США уже всенародно выбирали президента... Это сейчас мы можем зайти в Интернет и прочитать прессу со всего мира. Тогда все было иначе: была своя деревенская газета, и максимум раз в неделю в деревню привозили что-то федеральное, как это сейчас называют. Дальше человек оставался заложником того, что ему принесли» . Радио и телевидение, появившиеся в XX в. также увеличили объем информации, получаемый индивидами, однако, они не решили главной проблемы: люди по-прежнему могли получать лишь ту информацию, которую им предоставляли. Более того, на примере исторического опыта мы можем видеть, что данное развитие СМИ, напротив, приводило к возникновению тоталитарных и авторитарных режимов по всему миру, что говорит о том, что оно не могло решить проблему доступа граждан к информации, так как использовалось в основном в пропагандистских целях. Ценность интернет- пространства, которое начало теснить традиционные СМИ лишь на рубеже XX и XXI вв., заключается в том, что индивид теперь получает доступ к информации практически со всего мира, что позволяет ему самостоятельно формировать отношение к текущему политическому курсу страны рационально.
2) Расширение возможностей влияния на политический процесс.
«Формы электронной демократии - е-голосование, e-петиции, е-протесты и т. д. - способствуют качественному расширению участия граждан в политике, тем самым подтверждая эффективность и целесообразность реализации концепции е-демократии на практике» . Как уже упоминалось ранее, основной проблемой демократии всегда оставался вопрос о привлечении к политическому процессу основной массы населения. Во многих странах создаются сервисы, позволяющие обычным индивидам влиять на процессы принятия решений. В качестве примеров можно привести программу «We the People» , действующую в Америке и программу «Российская общественная инициатива» , действующую в России. Оба данных сервиса схожи по своему предназначению: любой гражданин страны может оставить на сайте свою петицию, и, в том случае, если она наберёт определённое количество голосов, она будет рассмотрена. Мы можем констатировать, что теперь, благодаря данным программам практически каждый индивид может участвовать в политическом процессе государства, не обладая при этом определёнными привилегиями. С этой возможностью связан ряд проблем, таких как недоступность Интернета определённым регионам и группам лиц, однако сама тенденция расширения возможностей влияния на политический курс государства позволяет говорить о положительном влиянии электронной демократии на демократию в целом.
3) Возможность самоорганизации индивидов.
Интернет позволяет не только вовлечь отдельных индивидов в политический процесс, он также позволяет им более эффективно самоорганизовываться для решения определённых задач. Так, например, оппозиция в РФ использовала данный инструмент для организации протестных движений в 2011-2012 гг. Интернет позволил эффективно вывести митинги за пределы Московской области. Кроме того, в предыдущей работе мною уже упоминался тот факт, что большинство лидеров оппозиции, в частности Навальный А. А. используют Internet-пространство, как главный инструмент информирования своих сторонников. Всё это говорит как о важности электронной демократии, так и о практической актуальности данной темы.
4) Возможность получения государственных услуг гражданами через Интернет.
Важно также упомянуть и тот факт, что электронная демократия позволяет облегчить многие бюрократические процедуры: часть услуг, предоставляемых государственными органами, теперь можно получить в режиме online. Это существенно упрощает процесс взаимодействия индивидов с властью, что положительно сказывается на уровне доверия граждан к государству и к демократии.
5) Влияние электронной демократии на региональные политические процессы.
Кроме того, электронная демократия интересна и с той точки зрения, что её функционирование в различных регионах достаточно неоднородно. На фоне некоторых процессов, таких как глобализация и интеграция между странами, электронная демократия наоборот подчёркивает неоднородность территориальных образований даже в рамках одной страны.
Если перейти к научной актуальности, то можно увидеть, что данная проблема уже рассматривалась некоторыми отечественными учёными. Под авторством Дрожжинова В.И. в 2002 г. вышла одна из первых российских работ по данной тематике, в которой было дано одно из первых определений электронной демократии, в котором она понимается как «использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и информационной инфраструктуры для развития и усиления демократических институтов и расширения участия граждан в общественной и политической деятельности» . Волков и Крашенинников развили данный концепт и в 2011 г. представили книгу «Облачная демократия» , в которой были рассмотрены перспективы развития института выборов и принципов демократии при помощи информационных технологий. Сама облачная демократия понимается ими как демократия, при которой значительную роль в политических процессах будут играть информационно-коммуникационные технологии и в контексте их работы данное понятие тождественно понятию электронная демократия. Западными учёными, также были проанализированы различные подходы к определению понятия «электронная демократия». В частности, Стивен Клифт в своей работе разделяет такие понятия, как «электронная демократия» и «электронное правительство». Однако в целом, многие работы, которые, так или иначе, касаются электронной демократии, остаются на достаточно абстрактном уровне.
Стоит отметить, что мало внимания уделяется сравнительным исследованиям, в работах преобладает метод case-study, который с одной стороны, позволяет получить неплохую теоретическую базу, но с другой, не учитывает особых случаев и возможность применения электронной демократии в определённых кейсах. Поэтому, для проведения исследования по данной теме, которое будет актуально с научной точки зрения, следует применить метод кросс-регионального сравнения. Кроме того, само исследование ориентировано на региональный уровень, поскольку вопрос функционирования электронной демократии на федеральном уровне достаточно часто поднимался в научной повестке отечественными авторами (Дрожжинов В.И., Волков Л. и Крашенников Ф. и другие). Вместе с тем, мало внимания уделяется региональным особенностям и тому как реальная политическая ситуация в каком-либо субъекте может повлиять на развитие таких новых явлений, как электронная демократия.
В научной повестке сегодня наиболее остро стоят следующие вопросы: «От чего зависит функционирование политических институтов электронной демократии?», «Обеспечивает ли электронная демократия развитие основных демократических принципов?», «Подвержен ли импорт механизмов электронной демократии тому же влиянию, что и импорт реальных политических институтов?», «Какова специфика функционирования механизмов электронной демократии в регионах?».
В данной работе проанализировано функционирование электронной демократии в части субъектов Приволжского федерального округа Российской Федерации. Основаниями для сравнения данных кейсов являются следующие факты: все субъекты обладают высокой долей городского населения, в субъектах преобладает работоспособное население, субъекты обладают высокими экономическими показателями, все субъекты относятся к единому округу. Более подробно данные основания расписаны в третьей главе выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования является региональная электронная демократия, предметом - особенности функционирования основных механизмов электронной демократии на региональном уровне на примере субъектов РФ, а именно в субъектах Приволжского федерального округа.
Целью работы является определение специфики функционирования региональной электронной демократии на примере её реализации в субъектах РФ, в ПФО, для выявления перспектив её развития.
В связи с этим, перед нами встают следующие задачи:
1) Рассмотреть различные подходы к понятию электронная демократия.
2) Выявить структурные элементы электронной демократии.
3) Проанализировать региональное законодательство, касающееся развития электронной демократии.
4) Определить уровень развития механизмов электронной демократии на региональном уровне, в субъектах РФ и перспективы их дальнейшего функционирования.
Главы данной работы ориентированы на задачи. В первой главе «Электронная демократия: основные концепции и законодательство» рассматриваются работы отечественных (Дрожжинов В. И., Волков Л. М., Крашенинников Ф. Г., Вершинин М. С., Харченко И. З., Нисневич Ю. А.) и зарубежных (Клифт С., Коритникова Н. В.) авторов и их теории электронной демократии, определяется, как соотносится электронная демократия и её составные части в виде электронного правительства, открытого правительства и открытого законодательства. Во второй главе «Законодательная база электронной демократии на региональном и федеральном уровнях» рассматриваются нормативно-правовые акты субъектов, касающиеся шагов по внедрению и развитию электронной демократии. Во третьей главе «Электронная демократия в субъектах Приволжского Федерального округа» рассматриваются особенности функционирования электронной демократии субъектах Приволжского федерального округа и выявляются перспективы развития данного концепта.
В качестве методологической основы исследования используется теорию облачной демократии Волкова Л.М. и Крашенникова Ф.Г., поскольку она является одной из наиболее современных теорий и учитывает специфику функционирования электронной демократии в рассматриваемых случаях, а также возможности современных информационно-коммуникационных технологий. В данной теории выделяются основные черты электронной демократии на основе которых даётся определение самому концепту. Также, для лучшего понимания ситуации в регионах следует учитывать теорию Нисневич Ю.А., в которой электронная демократия рассматривается как система реорганизации государственного управления, а система органов государственной власти становится сервисной организацией. Использование данного концепта будет более релевантным в исследовании функционирования электронной демократии в субъектах РФ.
Основным методом данной работы является метод кросс-регионального сравнения: используется стратегия сравнения группы объектов, схожих по ряду показателей.
В работе использовались следующие группы источников:
1) Законодательные акты РФ, касающиеся внедрения основных механизмов электронной демократии в политическую сферу страны в целом и субъектов ПФО в частности.
2) Сайты, которые представляют собой механизмы электронной демократии и демонстрируют одну из сторон функционирования электронной демократии в рассматриваемых кейсах.
При написании данной работы были использованы две основные группы литературы. Первая - это труды, в которых отражены отечественные теории электронной демократии. Она представлена такими авторами, как Дрожжинов В.И., Волков Л.М., Крашенинников Ф.Г., Нисневич Ю.А. - данная группа позволяет определить специфику функционирования электронной демократии в РФ и странах СНГ, а также получить необходимый категориальный аппарат для проведения исследования. Вторая - это работы, которые дают нам критерии для проведения сравнительного исследования. В первую очередь, они позволяют определить составные части электронной демократии, такие как электронное правительство, открытое правительство и открытое законодательство. Также в них раскрываются основные стадии коммуникационного взаимодействия органов власти с населением. В частности, к этой группе можно отнести работы под авторством И.З. Харченко, С. Клифта, Ю.С. Попкова, В.И. Тищенко.
Как мы можем видеть, правительство Российской Федерации стремится увеличить роль электронной демократии в политических процессах страны, о чём говорят федеральная программа «Информационное общество» и Федеральный закон от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ . Объём выпускной квалификационной работы не позволяет в полной мере раскрыть всех особенностей её функционирования и охватить большее количество субъектов. Тем не менее, в рамках данной работы, были проанализированы теории электронной демократии, представленные трудами Дрожжинова В.И., Волкова Л.М., Крашенинникова Ф.Г., Вершинина М.С., Харченко И.З., Нисневич Ю.А., исходя из которых, электронная демократия была определена как механизм, позволяющий гражданам получать актуальную информацию о деятельности органов власти и влиять на них, а также привлекающий новых акторов в политический процесс.
Также, в рамках данного исследования были выделены основные элементы электронной демократии, а именно: электронное правительство, открытое правительство, открытое законодательство. Были рассмотрены основные программы и концепции федерального уровня, затрагивающие внедрение основных механизмов электронной демократии в политическое поле страны. Проведено исследование нормативно-правовой базы регионов и её соотношения с законодательными актами федерального уровня. Исходя из этих элементов были определены параметры сравнения на основе которых было проведено бинарное кросс-региональное исследование электронной демократии в субъектах Приволжского федерального округа. В ходе сравнительного анализа каждый субъект получил свою оценку уровня электронной демократии. Кроме того, был проведён анализ услуг, которые можно получить через сайты органов государственной власти, на основании чего были выставлены дополнительные баллы. Максимальный балл был получен тремя субъектами: республикой Татарстан, республикой Удмуртия и Пермским краем. Неплохие показатели в вопросе электронной демократии также имеют Кировская область и Оренбургская область и, в то время, как наихудший результат продемонстрировала Саратовская область. Средний уровень внедрённости механизмов электронной демократии в ПФО получился равным 1,964 из 3.
У большинства Интернет-ресурсов не было проблем с контекстуальным наполнением: на большинстве сайтов, за очень редким исключением,
присутствовала необходимая нормативно-правовая база и информация о деятельности органа власти.
Вместе с тем, прослеживается явная тенденция игнорирования механизма обратной связи: на большинстве сайтов возможность подачи обращения является чистой формальностью, поскольку не представлены какие-либо результаты работы сервиса или же данная услуга отсутствует в принципе. Это, в свою очередь, является основным критерием, из-за которого механизмы электронной демократии работают достаточно неэффективно.
Кроме того, список услуг, которые граждане РФ и жители субъектов ПФО, могут получить через сайты органов власти достаточно скуден. Только два субъекта имеют сайт, который предоставляет возможность получения большей части государственных услуг в режиме online. Часть субъектов либо ограничиваются ссылками на сайты федеральных органов, либо услуги, которые возможно получить через их сайты органов власти, находятся в достаточно узком спектре. Однако большинство субъектов просто предоставляют информацию о том, как получить ту или иную услугу, но не дают возможности как-то повлиять на этот процесс с помощью интернета.
Всё это привело к тому, что электронная демократия стала достаточно формальным институтом. С одной стороны, она приносит некоторые бенефиции гражданам в виде информации и доступа к основным нормативно-правовым актам. С другой, на сегодняшний день она не даёт возможности как- либо кардинально влиять на политические процессы как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Исходя из этого, был сделан вывод о том, что для повышения эффективности работы электронной демократии, органам власти всех субъектов следует работать над улучшением механизма обратной связи, а именно, делать его более прозрачным и эффективным. Эта мера повысят уровень доверия граждан к электронной демократии, что благоприятно скажется на её перспективах в ПФО.
Также, следует переходить от сугубо информативного наполнения сайтов и наполнять их функциями, которые реально помогали бы гражданам в вопросе получения тех или иных государственных услуг по примеру сайтов Татарстана и Удмуртии.
Кроме того, ряду субъектов, получивших низкую оценку следует перерабатывать структуру сайта, упрощать доступ к информации и повышать открытость сайта путём размещения большего количества данных об органе власти и его сотрудниках.
Также, в рамках данного исследования были выделены основные элементы электронной демократии, а именно: электронное правительство, открытое правительство, открытое законодательство. Были рассмотрены основные программы и концепции федерального уровня, затрагивающие внедрение основных механизмов электронной демократии в политическое поле страны. Проведено исследование нормативно-правовой базы регионов и её соотношения с законодательными актами федерального уровня. Исходя из этих элементов были определены параметры сравнения на основе которых было проведено бинарное кросс-региональное исследование электронной демократии в субъектах Приволжского федерального округа. В ходе сравнительного анализа каждый субъект получил свою оценку уровня электронной демократии. Кроме того, был проведён анализ услуг, которые можно получить через сайты органов государственной власти, на основании чего были выставлены дополнительные баллы. Максимальный балл был получен тремя субъектами: республикой Татарстан, республикой Удмуртия и Пермским краем. Неплохие показатели в вопросе электронной демократии также имеют Кировская область и Оренбургская область и, в то время, как наихудший результат продемонстрировала Саратовская область. Средний уровень внедрённости механизмов электронной демократии в ПФО получился равным 1,964 из 3.
У большинства Интернет-ресурсов не было проблем с контекстуальным наполнением: на большинстве сайтов, за очень редким исключением,
присутствовала необходимая нормативно-правовая база и информация о деятельности органа власти.
Вместе с тем, прослеживается явная тенденция игнорирования механизма обратной связи: на большинстве сайтов возможность подачи обращения является чистой формальностью, поскольку не представлены какие-либо результаты работы сервиса или же данная услуга отсутствует в принципе. Это, в свою очередь, является основным критерием, из-за которого механизмы электронной демократии работают достаточно неэффективно.
Кроме того, список услуг, которые граждане РФ и жители субъектов ПФО, могут получить через сайты органов власти достаточно скуден. Только два субъекта имеют сайт, который предоставляет возможность получения большей части государственных услуг в режиме online. Часть субъектов либо ограничиваются ссылками на сайты федеральных органов, либо услуги, которые возможно получить через их сайты органов власти, находятся в достаточно узком спектре. Однако большинство субъектов просто предоставляют информацию о том, как получить ту или иную услугу, но не дают возможности как-то повлиять на этот процесс с помощью интернета.
Всё это привело к тому, что электронная демократия стала достаточно формальным институтом. С одной стороны, она приносит некоторые бенефиции гражданам в виде информации и доступа к основным нормативно-правовым актам. С другой, на сегодняшний день она не даёт возможности как- либо кардинально влиять на политические процессы как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Исходя из этого, был сделан вывод о том, что для повышения эффективности работы электронной демократии, органам власти всех субъектов следует работать над улучшением механизма обратной связи, а именно, делать его более прозрачным и эффективным. Эта мера повысят уровень доверия граждан к электронной демократии, что благоприятно скажется на её перспективах в ПФО.
Также, следует переходить от сугубо информативного наполнения сайтов и наполнять их функциями, которые реально помогали бы гражданам в вопросе получения тех или иных государственных услуг по примеру сайтов Татарстана и Удмуртии.
Кроме того, ряду субъектов, получивших низкую оценку следует перерабатывать структуру сайта, упрощать доступ к информации и повышать открытость сайта путём размещения большего количества данных об органе власти и его сотрудниках.
Подобные работы
- Электронное правительство как инструмент взаимодействия власти, бизнеса и общества: региональный аспект
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ ПФО И ЦФО: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО
ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2017 - КОНЦЕПЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА И ПУТИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДНЕГО КЛАССА И ЕГО РОЛЬ В
ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Антикоррупционная политика в регионах Приволжского федерального округа: современное состояние и направления совершенствования
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФЕНОМЕН ДОМИНИРУЮЩЕЙ ПАРТИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие информационного пространства города: проблемы и перспективы
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2016




