Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Работа №64094

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
323
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Дидактические и методические условия формирования коммуникативных навыков учащихся старших классов на уроках английского языка при обучении говорению 7
1.1. Дидактические условия формирования коммуникативных навыков 7
1.2. Методические условия формирования коммуникативных навыков 13
1.3. Сущность метода проектов и ее возможности в формировании коммуникативных навыков в старших классах средней школы 21
Выводы по главе I 30
Глава II. Технология использования метода проектов в формировании коммуникативных навыков на старшем этапе обучения иностранному языку в средней школы 33
2.1. Анализ опыта работы учителей по формированию коммуникативной
компетенции учащихся старших классов средней школы в процессе выполнения проектов 33
2.2. Задачи, принципы, содержание, формы и методы формирования коммуникативных навыков у старшеклассников классов при выполнении проектов 44
2.3. Психолого-педагогические и организационные условия эффективного формирования коммуникативных навыков у учащихся старших классов в процессе проектной деятельности 47
Выводы по главе II 51
Заключение 55
Список использованной литературы 60
Приложения 64


Актуальность проблемы исследования. Одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка [27, с. 103]. Творческий учитель английского языка всегда ищет пути эффективного обучения, лишённого рутинности, ищет новые средства создания мотивации к изучению предмета и построению «живого» урока, на котором творят все: и дети, и учитель [21, с. 64]. Важно подобрать такой метод, который будет подходить возрастным особенностям и интересам обучающихся. К счастью, педагоги и ученые предлагают множество методов и способов сделать свой урок интересным, полезным, запоминающимся. В качестве эффективного средства решения этой задачи себя зарекомендовал метод проектной деятельности.
В настоящее время на уроках английского языка школа должна не только готовить ребенка к жизни, а стать уже той жизнью, где дети должны приобретать жизненный опыт не в вымышленных, а в реальных ситуациях. Хорошим методом для приобретения опыта в реальной ситуации могут стать метод проектов, в процессе которого, обучающиеся могут применять теоретические знания на практике.
Обучение коммуникации на иностранном языке интересует многих педагогов. Активным исследованием занимаются О.А. Артемьева [5], Л.В. Зенина [9], О.Н. Жидкова [9], Е.В. Стрижова [9], и д.р..
Проблема исследования заключается в том, чтобы определить дидактические и методологические условия формирования
коммуникативных навыков.
Недостаточная изученность возможностей проектной деятельности в формировании коммуникативных навыков учеников обусловили выбор темы настоящего исследования «Проблемы использования метода проектов при обучении говорению на старшем этапе средней школы»
Объектом исследования является процесс обучения говорению на старшем этапе при организации проектов.
Предметом исследования является метод проектов как эффективное средство повышения интереса к изучению английского языка, а также наибольшему усвоению лексики.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать
методологические условия формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка на старшем этапе в процессе проектной деятельности.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
1. выявить дидактические и методические условия формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка на старшем этапе
2. изучить и обобщить опыт учителей и педагогов, применяющих метод проектов на уроках английского языка с целью повышения коммуникативных навыков;
3. определить задачи, принципы, содержание, формы и методы развития коммуникативных навыков у учащихся старших классов при выполнении проектов;
4. выявить психолого-педагогические и организационные условия эффективного формирования у старшеклассников коммуникативных навыков в процессе организации проектной деятельности на уроках английского языка.
Для реализации поставленной цели использовались следующие научно¬педагогические методы исследования:
- методы теоретического исследования: системный подход,
теоретический анализ, сравнение.
- методы эмпирического исследования: наблюдение, анализ.
База исследования: работа учителей школ: МБОУ «Арская СОШ № 1» Арского МР РТ, МБОУ «Арская СОШ № 2» Арского МР РТ, МБОУ «Арская СОШ № Гимназия № 5» Арского МР РТ; 22 учителя английского языка.
Новизна исследования состоит в том, что были выявлены психолого¬педагогические и организационные условия, способствующие повышению эффективности формирования коммуникативных навыков у
старшеклассников в процессе проектной деятельности на уроках английского языка.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были рассмотрены дидактические и методологические условия формирования коммуникативных навыков, а также были определены возможности проектной деятельности в формировании навыков говорения на уроках английского языка.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы учителями английского языка в процессе формирования коммуникативных навыков учеников в ходе организации их проектной деятельности. Кроме этого были проанализированы потенциальные возможности УМК «English 10-11» под редакцией В.П. Кузовлева [2] для организации проектной деятельности на уроках.
Исследование проходило в три этапа:
I этап (август-октябрь 2016 г.) - сбор и обработка информации для теоретической главы, сбор литературы, постановка цели, задач, исследования, определение актуальности исследования.
II этап (ноябрь-декабрь 2016 г.) - оформление теоретических глав исследования, изучение дидактических и методологических условий для формирования коммуникативных навыков обучающихся средних классов.
III этап (январь-июнь 2017 г.) - анализ УМК«English10-11» под ред. В.П. Кузовлева на наличие проектных работ, а также проведение
7 эксперимента с целью определения влияния организации проектов на формирование коммуникативных навыков.
Структура исследования состоит из: введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование коммуникативных навыков старшеклассников необходимо, как и в начальных и средних классах. Выявление дидактических и методических условий формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка на старшем этапе способствует тщательной подготовке учителя и лучшего понимания учениками необходимости учиться говорить. В ходе нашей работы были решены следующие задачи исследования:
1. Обобщены дидактические и методические условия формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка на старшем этапе.
2. Изучен и обобщен опыт учителей и педагогов, применяющих метод проектов на уроках английского языка с целью повышения коммуникативных навыков.
3. Определены задачи, принципы, содержание, формы и методы развития коммуникативных навыков у учащихся старших классов при выполнении проектов.
4. Выявлены психолого-педагогические и организационные условия эффективного формирования у старшеклассников коммуникативных навыков в процессе организации проектной деятельности на уроках английского языка.
Подробнее рассмотрим, что было нами сделано в рамках определенных нами задач.
1. Под фразой «учиться говорить», мы предполагаем знание грамматики, владение большим количеством лексики и хорошее произношение. Как мы уже отметили в основе говорения лежат: произносительные; лексические; грамматические навыки. Развитие всех трех навыков требует применения определенных упражнения:
Ряд упражнений, проводимых на этом этапе, смогут поспособствовать постановке правильного произношения.
- Упражнение на тренировку ритмико-интонационных навыков. Именно отсутствие данной группы навыков выдает нас как иностранцев. Научиться правильно интонировать предложение всегда сложнее. К сожалению, в школе этому навыку не уделяют должного внимания.
- упражнения на отработку слухо-произносительных навыков;
- упражнения на отработку фонетических навыков;
- флешкарты; заполни рисунки словами; соотнеси картинки и слова / выражения; опиши рисунки одним словом; word-web; ментальные карты; синквейны; кластеры; синонимы / антонимы; словообразование; подобрать словосочетания к предложенным словам; соотнести начало и конец идиом, пословиц и поговорок; подобрать или придумать заголовок к картинке и т.д.
Данные упражнения могут помочь ученику слышать и говорить так, чтобы его понимали. Определенные готовые фразы могут помочь сделать разговор более живым и гладким. Включение в активный словарь речевые клише, вводные фразы, идиомы, пословицы позволит красиво говорить, и не иметь литературный стиль разговора.
Применение сформированных навыков говорения, необходимо начать в какой либо деятельности. Мы предположили, что метод проектов имеет все возможности для формирования коммуникативных навыков в живой разговорной среде. Создание проектов проходит в три этапа: подготовка проекта, защита, оценка. На этапе подготовки ученики накапливают знания и информацию по теме проекта с помощью: интервью, просмотр видео-роликов, прочтения статей, книг, биографий, дискуссий и т.д. На этапе защиты старшеклассники могут предложить: презентации, буклеты, стенгазеты, ролевые игры, драматизацию, круглые столы и т.д. На этапе оценки: обсуждения, анализ. Проблемными моментами организации проектов на уроках в старшем классе могут быть: мало количества часов в учебном плане на проектную деятельность, наличие проектов в УМК и распределение этих часов в рабочей программе, недостаточная языковая подготовка старшеклассников для общения на иностранном языке во время выполнения проектов.
2. С целью выявления проблем при организации проектов мы изучили опыт работы учителей и педагогов, применяющих метод проектов на уроках английского языка с целью повышения коммуникативных навыков. По итогам анкетирования большинство учителей трех школ Арского района РТ, заполнивших анкету, ответили следующим образом:
- в рабочих программах старших классов проектным работам уделено больше 5 уроков;
- многие учителя (25%) не дополняют темы проектных работ, пользуются только вариантами, предложенными в учебнике;
- наиболее частыми формами презентации проектных работ являются рефераты и драматизация;
- 75% учителей отводят себе роль учителя-консультанта, 20% - роль учителя-практика и 5% видят в себе учителя эксперта;
- 90% учителей организуют проектную деятельность в группах, 10% - индивидуально;
- больше половины учителей считают, что старшеклассникам необходимо выполнять проектные работы, т.к. считают, что это формирует их коммуникативные навыки;
- большинство учителей формируют у старшеклассников умения видеть проблему, ставить задачи и находить нестандартные методы решения проблемы посредством выполнения проектных работ;
- низкая мотивация к выполнению заданий на коммуникацию является главной проблемой большинства учителей;
- 75% учителей заранее разрабатывают критерии оценивания проектных работ.
дало следующие результаты.
Можно сделать вывод: В целом учителя относятся к проекту положительно, однако не все отдают предпочтение этому методу, т.к. большинство учителей сами не компетентны в этом вопросе.
3. Изучив ответы учителей, нами были определены следующие задачи организации проектной деятельности в старших классах:
- формирование коммуникативных навыков и навыков выступлений перед зрителями;
- планирование деятельности каждого участника группы, постановка цели и прогнозирование конечного результата;
- анализ своей работы (развивать креативное и творческое мышление);
- организация работы в группе;
- повышение интереса к исследовательской работе;
- формирование позитивного отношения к выполнению работы.
Принципами организации проектной деятельности в старших классах с целью повышения творческой активности учащихся могут быть следующие:
- тема проектной работы должна заинтересовать учеников;
- проектная работа должна быть посильной для выполнения (по времени и по материалам);
- должны быть созданы условия для успешного выполнения проектной работы;
- необходимо проводить подготовительный этап с самого начала изучения главы (сбор информации, определение цели и предвидение конечного результата);
- на уроках выполнять задания, для лучшего осознания темы проекта и идеи его выполнения;
- оформление конечного результата в нетрадиционной форме (видеофильм, реклама, презентация, игра и т.д.);
- участие каждого члена группы в равных количествах
- введение дневника или подготовительного листа к проекту.
4. Достижение высоких результатов в обучении в целом зависит от наличия определенных психолого-педагогических условий. Мы выделили психологические, педагогические и организационные условия эффективного развития творческих старшеклассников в процессе проектной деятельности.
Психологические условия: направленность проектной деятельности на развитие творческих способностей учащихся; учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; наличие доброжелательной атмосферы на уроке.
Педагогические условия: гуманизация отношений участников проектной деятельности; поощрение инициативы ученика; наличие у учащихся знаний по теме проектной работы; организация творческих вечеров; разнообразие форм работы на уроке: использование творческих заданий.
Организационные условия: доступность информации; создание благоприятного интерьера рабочего места; наличие достаточного количества времени.
Соблюдение данных психолого-педагогических условий смогут в полной мере раскрыть творческий потенциал учащихся и самого учителя. Всесторонний подход к развитию творческих способностей учащихся, требует организации определенных упражнений на развитие этих способностей на уроках или во внеурочное время.
Таким образом, мы можем сказать, что в школах необходимо работать над проектами, т.к. проектная деятельность может стать хорошей возможностью формирования коммуникативных навыков не только старшеклассников, но и самого педагога. Кроме этого, ученики смогут чувствовать себя уверенно и в студенческие годы и не раз прибегать к знаниям, которые получи в школе. Работая в тандеме с учащимися, учитель получает возможность не только научить учащихся. Но и сам может у них чему-нибудь поучиться. В современном мире технологий, люди не успевают научиться пользоваться информационными технологиями. Организация сетевых проектов и участие в них может открыть мир интернета с иной стороны.
Проектная деятельность может дать возможность идее вырастить на высокие уровни. Школьный проект может стать хорошей возможностью для реализации в обществе, и наоборот общественные проблемы могут помочь с идеей для творческих проектов. Учителям необходимо принять требование времени и растить в школах учеников, способных творчески мыслить, создавать что-то новое, полезное для общества.


1. Азимов Е.Г. Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. - М: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Английский язык 10-11: учебник / В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа [и др.]. - М.: Просвещение, 2010. - 351 с.
3. Английский язык 6: учебник / В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа [и др.]. - М.: Просвещение, 2013. - 129 с.
4. Андреев И.В. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.
5. Артемьева О. А. Новые подходы в обучении английскому языку: учебно¬ролевые игры и проекты профессиональной направленности // Вестник ТГТУ. - Тамбов: 2005. - №4 - С. 992-1000.
6. Биболетова М.З. Английский с удовольствием: учебник для 8 классов. - М.: Титул, 2008. - 156 с.
7. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
8. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого- педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 208 с.
9. Зенина Л.В., Жидкова О.Н., Стрижова Е.В., Нисилевич А.Б., Герасименко Т.Л. Опыт использования ролевых игр в процессе обучения иностранному языку // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №6 (25) С.168.
10. Зиятдинова Е. В. Метод проектов как эффективное средство формирования коммуникативной компетенции учащихся профильных классов общеобразовательных учреждений // Вестник Башкирск. ун-та. - Уфа: - 2010. №1 С.229-235.
11. Иванова С. Ю., Капура Н. В. Ролевая игра как прием управления процессом обучения китайских студентов английскому языку // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - Тула: 2012. №1-2 С.460-465.
12. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.
13. Колесов А.В. Использование проектных технологий в современном образовании // Преподаватель XXI век. - 2008. - № 2. - С. 21-23.
14. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. - СПб.: КАРО, 2015. - 128 с.
15. Криуля Е.И. Технология проектного обучения // Педагогика и современность. - Таганрог. - 2013. - № 5. - С. 121-124.
16. Куркова С.В. Проектная технология на уроке английского языка // Инновационные проекты и программы в образовании. - Белгород. - 2010. - № 4. - С. 62-64.
17. Леви М. Гениальность на заказ. Легкий способ поиска нестандартных решений и идей / пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. - 224 с.
18. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / под ред. А.В. Леонтовича. - 2-е изд. - М.: ВАКО, 2016. - 160 с.
19. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие для студ. учреждений высш. образования. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 160 с.
20. Миненкова М. Ю. Игра как один из видов деятельности на уроках английского языка // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. №21 С.129-131.
21. Михайленко М. Е., Машевская С. М. Драматические игры на уроках английского языка // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №7-2 С.64-66.
22. Михайлов Б. А, Ломова И. А., Трунин В.В. Формирование
коммуникативных компетенций у студентов при помощи новых педагогических технологий // Ученые записки университета Лесгафта. -
2011. №9 С.107-109.
23. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 3¬е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.
24. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
25. Солонцова Л.П. Современная методика обучения иностранным языкам. - Павлодар: ПГПИ, 2009. - 126 с.
26. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: учебное пособие. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. - 64 с.
27. Утепкалиева А.Ж. Расширение значения использования ролевых игр на уроках английского языка // Вестник ЧелГУ. 2014. №13 (342) С. 103-105.
28. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты. - Волгоград: Учитель, 2015. - 154 с.
29. Фомина Ж.В., Кулакова А.Б. Развитие творческих способностей
учащихся // Вопросы территориального развития. - Вологда. - 2014. - №
1(11). - С. 1-9.
30. Щекотихина И.В. Владение сельскими школьниками технологией проектной деятельности. // Герценовские чтения. Начальное образование. - СПб., 2015. Т. 6. - № 1. - С. 73-77.
31. Щукин А.Н., Фролова Г.М. Методика преподавания иностранных языков: учебник для студ. учреждений высш. образования. - М.: Академия, 2015. - 288 с.
32. Colombo M. Teaching English language learners. - Los Angeles: SAGE. -
2012. - 261 p.
33. Kooper J. Classroom teaching Skills. - Boston: Wadsworth, 2011. - 390 p.
34. Robertson C. Action Plan for Teachers. A guide to teaching English. - London: BBC World Service, 2000. - 45 p.
35. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н. Методические
рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по английскому языку [Электронный ресурс]. URL: http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1472644724
/angliyskiy yazyk.pdf (Дата обращения: 15.03.2017).
36. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089) [Электронный ресурс]. URL: http://minobr.gov-murman.ru/files/Pr 1089.pdf (Дата обращения: 25.02.2017).
37. Образовательный сайт «Лингвалео» [Электронный ресурс]. URL: http://lingualeo.com/ru/r (Дата обращения: 08.04.2017).
38. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.) [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2365 (Дата обращения: 18.02.2017).
39. Английский язык. Рабочие программы [Электронный ресурс]. URL:
http: //www.school-russia.prosv.ru/umk/we/info .aspx? ob no=20651 (Дата
обращения: 28.03.2017).
40. Английские коммуникативные клише [Электронный ресурс]. URL: http://engblog.ru/communicative-cliche (Дата обращения: 12.01.2017).
41. Вводные фразы и выражения на английском [Электронный ресурс]. URL: http://engclub.pro/razgovornik/1078.html (Дата обращения: 17.01.2017).
42. Закон «Об образовании в Российской Федерации»: [Электронный ресурс]. URL: http: //zakonobobrazovanii .ru/ (дата обращения: 10.10.2016).
43. Свистунова Е.А. Технология проектного обучения: принципы,
особенности, характеристики // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 9. - С. 290-296. [Электронный ресурс].
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=1012 (дата обращения: 27.05.2017).
44. Репеева Т.И. [Электронный ресурс]. URL: https: //videouroki. net/
razrabotki/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-formirovaniya-kommunikativnykh -universalnykh-uchebnykh-deystviy-na-urokakh-angliyskogo-yazyka-pri-pere khode-na-fgos.html (дата обращения: 27.04.2017).
45. Пархун Л. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uchportal.ru/publ/23-1 - 0-6287 (дата обращения: 17.03.2017).
46. Толковый словарь Ожегова: [Электронный ресурс]. URL:
http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=33352 (дата обращения: 15.01.2017)
47. Национальная психологическая энциклопедия: [Электронный ресурс]. URL: http://vocabulary.ru/termin/uslovija.html (дата обращения: 17.01.2017).
48. Микалко М. Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно: [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 23.03.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ