Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Современные технологии обучения грамматике английского языка в общеобразовательной школе

Работа №15564

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

английский язык

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1518
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Преподавание грамматики английского языка 7
1.1. Теоретические аспекты обучения грамматики 7
1.2. Роль грамматики в обучении иностранного языка 17
Выводы по 1 главе 19
Глава 2. Современные технологии обучения грамматике английского языка 21
2.1. Анализ методов обучения грамматике в общеобразовательной школе 21
2.2. Современные технологии обучения грамматики иностранного языка. 27
Вывод по 2 главе 55
Заключение 57
Библиографический список 60
Приложения 64
Приложение 1. Примеры констатирующего и контрольного среза 64
Приложение 2. Система грамматических упражнений 66
Приложение 3. Урок по теме much / many 79
Приложение 4. Анкета для учителей 86


В начале XXI столетия многократно увеличился поток печатной информации на иностранных языках, открылся доступ к зарубежным печатным изданиям, передающим огромное количество информации, являющейся познавательной для учащихся школ и, в первую очередь, для старшеклассников, многие из которых стремятся получить достаточные знания для того, чтобы ориентироваться в аутентичной иноязычной среде. В этой связи встает проблема обучения быстрому и качественному извлечению необходимой информации. Учитель призван сформулировать у учащихся способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур. Это возможно при условии прочного овладения учащимися иноязычными языковыми средствами, важное место среди которых принадлежит грамматике. Обучение грамматическому оформлению речевого высказывания является одним из необходимых условий практического овладения иностранным языком.
Коммуникативная природа языка все еще остается не до конца познанным явлением. Согласно тенденции при обучении иностранным языкам с самого начала моделируется «книжный» вариант формулирования замысла, что не только лишает речь необходимой естественности, но и затрудняет процесс практического формирования и формулирования мысли на иностранном языке. Изучение естественных процессов грамматического конструирования высказывания при овладении не только родным, но и иностранным языком позволяет повысить эффективность обучения иноязычной грамматике с самого начала овладения ею, придать естественность высказываниям учащихся в учебных условиях на основе грамматики разговорного языка.
Как показывают исследования и опыт практикующих учителей, введение, закрепление и активизация грамматического материала лишь на коммуникативной основе не обеспечивают прочных знаний правил формообразования и формоупотребления и не гарантируют безошибочной речи. В связи с этим перед исследователями стоит задача разработки комплексного подхода к обучению грамматике, подхода коммуникативно-когнитивного, который определил отбор содержания обучения грамматике для старшей школьной ступени, обеспечивающей возможность общения на иностранном языке, а также прочные знания грамматических явлений за счет выполнения особым образом организованных упражнений. Таким образом, актуальность темы данного исследования обусловлена возросшими требованиями к качеству обучения иностранному языку с целью более раннего выхода на общение, с одной стороны, и неразработанностью вопросов, связанных с проблемой развития и совершенствования грамматических навыков, с другой.
Объектом данного исследования выступают грамматические навыки.
Предмет исследования - процесс обучения грамматике в условиях средней школы.
Целью данного исследования является изучение теоретических предпосылок и методических основ использования современных технологий в процессе обучения грамматике в средней школе.
Для достижения поставленной в ходе исследования нами решались следующие практические задачи:
- определить теоретические основы обучения грамматике;
- охарактеризовать психологические особенности формирования речевого грамматического навыка как одну из составляющих лингвистической компетенции;
- описать принципы формирования речевого грамматического навыка;
- охарактеризовать комплекс упражнений по совершенствованию речевых грамматических навыков учащихся.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: обобщение опыта отечественной и зарубежной школ в области исследования; изучение опыта преподавания грамматики и наблюдение за процессом развития и совершенствования грамматических навыков, опытное обучение.
Теоретическая значимость работы состоит в теоретическом обосновании необходимости обучения учащихся грамматике, разработке методических основ использования современных технологий в обучении грамматике.
Практическая значимость работы определяется возможностью использовать материалы и результаты исследования в практической преподавательской деятельности, а также в качестве вспомогательного материала в курсе методики преподавания иностранных языков.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложением.
Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируются цель и задачи.
Первая глава посвящена теоретическим основам обучения грамматике.
Во второй главе описаны приемы включения современных технологий в процесс обучения грамматике.
Результаты исследования формулируются в заключении.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель данного исследования состояла в изучении теоретических предпосылок и методических основ использования современных технологий в процессе обучения грамматике в средней школе. Изучив методическую и научную литературу по теме работы, проведя анкетирование учителей и опытное обучение, мы пришли к следующим выводам:
В содержании обучения выделяют три компонента: лингвистический; психологический; методологический. В процессе обучения иноязычной грамматике в условиях средней школы учет лингвистического компонента обучения заключается в правильном отборе грамматического материала, подлежащего усвоению. Психологический компонент реализуется в учете этапов формирования и совершенствования грамматических навыков в процессе обучения учащихся иноязычной грамматике.
Грамматический материал, подлежащий усвоению отбирается, исходя из принципов коммуникативного обучения иностранным языкам: речемыслительной активности; индивидуализации; функциональности; ситуативности; новизны.
Результаты анкетирования учителей английского языка свидетельствуют о том, что последние используют разнообразие обучающих технологий и методов преимущественно в средних и старших классах. На второй и третьей ступенях школьного обучения они используют такие технологии, как проектное обучение, здоровьесберегающие технологии, информационно-компьютерные технологии, технологию критического мышления. Среди методов, используемых на уроках в средних и старших классах, были отнесены частично-поисковый, реже кейс-метод и метод дебатов. При этом важно отметить, что указанные технологии и методы обучения иностранному языку направлены преимущественно на развитие навыков говорения (монологической и диалогической речи), а также отработку лексического и грамматического материала в совокупности.
Грамматический материал, как правило, объясняется учителями при помощи правил и демонстрации функционирования нового грамматического материала в речи.
В результате наблюдения за педагогическим процессом в МБОУ СОШ № 34 мы пришли к выводу о том, что процесс обучения грамматическим навыкам характеризуется тем, что он проходит ряд этапов, каждый из которых призван решить определенную учебную задачу. Этапы обучения навыкам соответствуют психологическим фазам формирования навыков и включают в себя: подготовительный, элементарный, совмещающий, этап систематизирующего обобщения и включения грамматических навыков в речевую деятельность.
В результате наблюдения за педагогическим процессом в МБОУ СОШ № 34 мы пришли к выводу о том, что процесс обучения грамматическим навыкам характеризуется тем, что он проходит ряд этапов, каждый из которых призван решить определенную учебную задачу. Этапы обучения навыкам соответствуют психологическим фазам формирования навыков и включают в себя: подготовительный, элементарный, совмещающий, этап систематизирующего обобщения и включения грамматических навыков в речевую деятельность.
Результаты экспериментально-опытной работы показали, что использование грамматических игр в сочетании с ИКТ в процессе преподавания английского языка является эффективным методом запоминания грамматических единиц и конструкций. Частое повторение одних и тех же слов и фраз позволяет обучаемым запомнить их значение и случаи употребления, а также способствует прочному закреплению усвоенной грамматики в памяти. Полученные результаты подтвердили гипотезу о том, что эффективность формирования грамматических навыков у младших школьников повышается за счет использования специально разработанной системы работы с включением грамматических игр и ИКТ, построенная с учетом этапов усвоения грамматики и операционной структуры грамматического навыка.



1. Азимов, Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) [Текст]/ Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - СПб. : Златоуст, 1997. - 472 с.
2. Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам [Текст]/ И.Л. Бим. - М. : Высшая школа, 1991. - 319 с.
3. Бим, И.Л. Немецкий язык: Базовый курс: Концепция, программа[Текст]/ И.Л. Бим. - М.: Новая школа, 1995. - 128 с.
4. Витлин, Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков[Текст]/Ж.А. Витлин / /Иностранные языки в школе, 2000. - № 5. - С. 22-25
5. Горлова, Н.А. Оценка качества и эффективности УМК по иностранным языкам[Текст]/ Н.А.Горлова // Иностранные языки в школе, 2005. - № 8. - С. 19-27
6. Иевлева, 3.Н. Методика преподавания грамматики в практическом курсе русского языка для иностранцев [Текст]/ З.Н. Иевлева. - М.: «Русский язык», 1981. - 144 с.
7. Казнина, Т.В. Дифференцированное обучение грамматике английского языка учащихся пятого класса средней школы : дис.канд. педаг. наук [Текст]/ Т.В. Казнина. - Екатеринбург, 2010. - 172 с.
8. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии [Текст]/ М.В. Кларин. - Рига : Пед. центр «Эксперимент», 1995. - 176 с.
9. Колкова, М.К.Проблемы формирования грамматических навыков с точки зрения коммуникативно-когнитивной грамматики[Текст]/ М.К. Колкова, Л.А. // Новые направления в методике преподавания иностранных языков // Межвуз. Сб.науч. тр. - СПб.: Образование, 1992. - С.123-128
10. Кульневич, С.В. Педагогика личности от концепции до технологий[Текст] / С.В. Кульневич. - Ростов н/Д: Учитель, 2001. - 160 с.
11. Мальцев, В.В. Дидактический потенциал использования компьютерно-опосредованной коммуникации в расширении форматов иноязычного взаимодействия, учащихся при обучении иностранному языку в неязыковом ВУЗе [Текст]/ В.В. Мальцев [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
www.elib.bsu.by/bitstream/123456789/150680/1/maltsev_Lang _2015.pdf - Дата доступа: 10.12.2017
12. Методика преподавания иностранного языка: учеб. пособие [Текст]/ Т.П. Леонтьева [и др.]; под общ. ред. Т.П. Леонтьевой. - 2-е изд., испр. - Минск: Вышэйшая школа, 2016. - 239 с.
13. Мильруд, Р.П. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике[Текст]/ Р.П. Мильруд //Иностранные языки в школе, 2002. - № 2. - C.6-12
14. Миньяр-Белоручев, Р.К. Примитивная грамматика для изучающих иностранный язык[Текст]/ Р.К.Миньяр-Белоручев //Иностранные языки в школе, 2000. - № 4. - C.27-29
15. Миролюбов, А.А. Проблемы обучения грамматике и фонетике иностранных языков[Текст]/ А.А. Миролюбов. - М.:МИОО, 2006. - 345 c.
16. Миролюбова А.А. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку[Текст]/ А.А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 1999. -112 с.
17. Назарова, Т.М. Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников средствами дидактических игр: на примере учебного предмета «Иностранный язык» : дис... канд. педагог. наук [Текст]/ Т.М. Назарова. - М., 2002. - 155 с.
18. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие[Текст]/Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф.Будько, С.И.Петрова. - Минск: Вышэйшая школа, 2001. - 528c.
19. Павлова, Е.А. Коммуникативный подход в обучении грамматике [Текст] / Е.А. Павлова // Иностранные языки в школе. - 2008. - №6. - С. 33-40.
20. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст]/ Е.И. Пассов. - М. : Просвещение, 1991. - 223 с.
21. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования [Текст]/ К.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. - М. : Русский язык. Курсы, 2010. - 568 с.
22. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст]/ [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).
23. Рогова, Г.В. Методика обучения английском языку на начальном этапе в средней школе[Текст] / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. - М. : Просвещение, 1988. - 224 с.
24. Селевко, Г.К. Игровые технологии [Текст]/ Г.К.Селевко //Школьные технологии: науч.-практ. журн. школ, технолога (завуча). - М.: НИИ школ. Технологий. - 2006 - № 4. - С. 23-32.
25. Сергеева, И.А. Дидактическая игра в процессе формирования у младших школьников учебных умений и навыков: Дисс... канд. пед. наук[Текст]/ И.А. Сергеева. - М., 1998. - 234 с.
26. Ситнов, Ю.А. Коммуникативно-когнитивный подход к развитию
грамматической компетенции студентов-лингвистов (на материале сложных грамматических явлений испанского языка): дис ... докт. педагог. наук[Текст] / Ю.А. Ситнов. - Пятигорск, 2005. - 345 л.
27. Современные языки: изучение, преподавание, оценка. «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком». Проект 2[Текст]. - Страсбург, 1996. - 145 с.
28. Совет по культурному сотрудничеству. Комитет по образованию[Текст]. - Страсбург, 1996. - 145 с.
29. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Департамент по языковой политике [Текст]. - Страстбург, 2001 / Перевод под общ. ред. проф. К. М. Ирисхановой. М.: МГЛУ, 2005. - 248 с.
30. Соловова, E.H. Методика обучения иностранным языкам [Текст]/ Е.Н. Соловова. - М. : Просвещение, 2005. - 239 с.
31. Стуруа, М.В. Методика обучения практической грамматике русского языка слушателей полиэтнических групп подготовительных факультетов технических вузов: дис.канд. педаг. наук [Текст]/ М.В. Стуруа. - М., 2004. - 218 с.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования[Текст] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬНр://минобрнауки.рф/документы/938
33. Широкова, Л.А. Обучение грамматике на начальном этапе средней школы на коммуникативно-когнитивной основе: на материале английского языка : дис. канд. педаг. наук [Текст]/ Л.А. Широкова. - СПб., 2000. - 182 с.
34. Swain, M. Bilingual Schooling [Текст] / M. Swain. - Toronto, Ontario Institute for Studies, 1972. - 102 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ