Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Этнокультуралъные различия социальных установках между русскими и татарами

Работа №63882

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

этнография, этнология и антропология

Объем работы55
Год сдачи2016
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
141
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I.Теоретико-методологические аспекты изучения этнокультуралъных
различий в социальных установках между русскими и татарами 6
1.1.Проблема этнокультуральных различий в психологии 6
1-2. Социальная установка как предмет исследования в
этнопсихологии 7
1.3. Некоторые аспекты психологических различий между русским и
татарским этносом 23
Глава 2. Эмпирическое исследование 29
2.1. Описание выборки и организация исследования 29
2.2. Используемые методики
2.3. Результаты исследования
Заключение
Список литературы


Актуальность исследования. Для нынешней России, во всем многообразии населяющего ее территории этносов, говорить об этничности в частности не приходится. И особенно остро здесь поднимается такая проблематика современного общества, как межэтническое взаимодействие, а также вопросы ее интеграции на фоне социальных преобразований в стране и усиления нестабильности экономики.
Под интеграцией в данном случае мы хотим подчеркнуть именно взаимодействие различных этнических групп общества на почве благоприятных достижимых для обеих сторон целей, в процессе которых данные этнические группы или слои общества устанавливают между собой положительную поведенческую, когнитивную и психоэмоциональную связь, которая обеспечивает стабильное равновесие любой системы. Объединение людей для обладания различными материальными, духовными ценностями или культурной целостностью чаще всего осуществляется на основе этнической общности.
Этнический - (от греч. Ethnos - народ) связанный с принадлежностью к какому-нибудь народу, с его культурой. Этнические элементы. Этнический состав. Этнические коллективы. [Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: В 4-х т./ Под. ред. Д. Н. Ушакова. - М.: ОГИЗ «Советская Энциклопедия», 1935-1940.].
Говоря о России, как о государстве, история которой уходит глубоко в века, нельзя не вспомнить слова Н. А. Бердяева, который говорил о том, что «Россия - самая нешовинистическая страна в мире, и национализм у нас всегда производит впечатление чего-то нерусского, наносного, какой-то неметчины» [Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990]. Однако говорить о том, что в стране полностью отсутствовала или отсутствует национальная рознь, нельзя. По словам В. Г. Крысько [Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. М, 2002.], в дореволюционной тогда еще России начисто отсутствовала межнациональная рознь и народы, входящие в ее состав, довольно мирно уживались друг с другом. В период распада Советского Союза и в связи с этим наметившийся социальнополитический кризис в стране, привели к тому, что в дружественной и сплоченной стране произошло обострение межнациональной неприязни. Страна, в которой долгое время могли мирно уживаться более 100 наций и народностей, находилась на грани подрыва экономики и национальной безопасности.
В современной России, по утверждению многих исследователей, на сегодняшний день в целом складывается довольно благоприятная ситуация и характеризуется она довольно терпимой толерантностью различных народов по отношению друг к другу. Как утверждает Л. М. Дробижева, «в социальной политике нового государства этнический принцип не присутствует. [...] Россия стала этнически более однородным государством, а этнические проблемы стали часто восприниматься обществом как проблемы взаимоотношений с мигрантами [...]. [Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / Авт. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. - М.: Academia, 2002. - 480 с. - с.8-9].
На основании кросскультурного исследования народов Татарстана, проведенного Т. Н. Башировой и И. М. Юсуповым [Баширова Т. Н., Юсупов И. М. Этнопсихологическое взаимопринятие народов Татарстана // Этническое самосознание и кросскультурное взаимодействие народов Поволжья. Казань, 2003. С. 25-286], можно сделать вывод о том, что народностей, проживающих на этой территории, отсутствуют какие-либо межэтнические распри и довольно положительная тенденция взаимной толерантности. Э. Ф. Галимова так же пишет о том, что «что в Татарстане складывается благоприятная ситуация для роста позитивной этической идентичности и самосознания, что прямо связано с увеличением этнической толерантности» [Галимова Э. Ф. Этническое самосознание титульных народов Татарстана (на примере молодежи г. Альметьевска и альметьевского района) // Этническое самосознание и кросскультурное взаимодействие народов Поволжья. Казань, 2003. С.55-58; Городецкая И.М., Рогов М.Г., Блохин А.Б. Межэтническое отношение русского, татарского и башкирского народов // Проблемы психологии личности. Саратов, 2000].
Однако для более точного анализа и специфики взаимоотношений этих народов, необходимо провести более точное исследование и внимательнее рассмотреть национально-психологические особенности каждого из этих этносов.
Целью нашего исследования стало: проанализировать особенности проявления социальных установок в этнокультурных группах (татар и русских)
Объект исследования: люди в возрасте от 18 до 25 лет по половым и этническим признакам
Предметом исследования являются факторы влияющие на социальные установки между гендерными группами.
Гипотезы исследования:
задачи: 1. проанализировать проблематику социальных установок и выявить меру проявления между этническими группами (русские и татары). 2.выявить меру уровня субъективного контроля у этнических групп (русские и татары). 3. проанализировать и выделить связь между субъективным контролем и личностно-социальным характеристикам.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Из полученных нами данных на основании используемых трех методик
можно сделать вывод о том, что полученные результаты дали нам понять, что
вся групповая выборка интолерантны к неоределенности, а это говорит о том,
что нет различий между этническими группами по данной шкале. Так же мы
увидели, что и мужчины и женщины видят трудности в области достижений и
производственных отношений. Всем испытуемым тяжело со ориентироваться
среди незнакомых людей и на новом месте. И во многих своих неудач они
обвиняют других людей или же свои обязанности и свою ответственность
перекладывают на случай, судьбу. И в области производственных отношений
они не берут на себя ответственность за профессиональные достижения.


1.Актуальные аспекты проблемы толерантности в современном мире. / Под науч. ред. И.Л.Первовой. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2004. - 241 с.
2.. Андреенкова Е.В. Этнические установки русских в России к некоторым славянским, закавказским и среднеазиатским народам. Автореф. дисс. ... канд социол. наук. - М., 2000. - 28 с.
3.. Апшева М.И.. Демократизация общества и этничность (Национальное движение кабардинцев в постсоветский период) // Общественные науки и современность. - 2008. - № 1. - С.100-108.
4.. Арутюнян Ю.В. О национальных отношениях в постсоветском обществе: межличностный аспект // Социологические исследования. - 1999. - №4. -
С.58-62.
5.. Баширова Т.Н., Юсупов И.М. Этнопсихологическая дистанцированность народов Среднего Поволжья // Известия Самарского научного центра РАН. -
2004. - Спец. вып. "Актуальные проблемы психологии. Поволжье (Средняя Волга)". - С.64-73.
б.Белик А.А. Психологическое направление в этнологии США. От исследований "Культура-и-личность" к психологической антропологии // Этнология в США и Канаде. - М.: Наука, 1989. - С.190-241.
7.. Бондаренко Е.А. Республика Татарстан: национальные отношения // Социологические исследования. - 1999. - №11. - С.68-72.
8.. Винокуров М.А., Корнышев А.Д. Введение в экономическую этнопсихологию. Учебное пособие. - Иркутск: ИГЭА, 2000.
9.. Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2004. - 312с.
10.. Габдуллина Л.Б. Национальные культурные ценности как фактор формирования личности специалиста сервисной службы. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Казань, 2002. - 22с. (196с. - диссертация).
11.. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. - СПб.: Питер, 2007. - 335 с.
12.. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. - 2001. - № 4. - С.24-30.
13.. Гаюрова Ю.А. Социально-психологические особенности межэтнического взаимодействия русских и татар г. Самары. Дисс... канд. психол. наук. - М.,
2002.
14.. Гегель Л.А., Фролова Ю.С. Этноконфессиональные особенности южнороссийского региона // Социологические исследования. - 2007. - № 2. -
С.117-120.
15.Гриценко В.В. Этническая идентичность и предрасположенность к девиантному поведению // Современная психология: многообразие научного поиска / под ред. Р.Ахмерова, С.П.Дырина, А.Л.Журавлева. - М.: Изд-во "Институт психологии РАН"; Набережные Челны: Изд-во Института
управления, 2007 (Труды Института психологии РАН). - С.381-401.
16.. Гулиев, М. А. Политическая толерантность в урегулировании этнических конфликтов : Автореф. дис. ... канд. полит. наук [Рост. юрид. ун-т МВД России]. - Ростов н/Д, 2003. - 26 с.
17.. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы - М.: Экопрос, 1993. - 543с.
18.. Дробижева Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. - М., 2003. - 376с.
19.. Ешич М.Б. Этничность в аспекте ее исторического развития // Мир психологии. - 2004. - №3(39). - С.24-37.
20.. Иванова Т.В. Особенности русской ментальности // Вестник СФ МГУП. Серия "Гуманитарные науки" / Под ред. Т.Н.Сосниной. - М., 2003. - Вып. 3. - С.96-103.
21.. Идентичность и толерантность / Под ред. Н. М. Лебедевой. - М.: ИЭА, 2002. - 414 с.
22.. Ильин И.А. О русском национализме. Что сулит миру расчленение
России. - Новосибирск, 1991.
23.. Карлов В.В. Евразийская идея и русский национализм // Этнографическое обозрение. - 1997. - №1.
24.. Карнышев А.Д., Трофимова Е.Л. От экономической антропологии к экономической этнопсихологии // Проблемы экономической психологии. - М.: Изд-во ИП РАН, 2004. - С.545-566.
25.. Козинг А. Нация в истории и современности. - М.: Прогресс, 1978. - 291с.
26.. Кокберн С.. Пространство между нами. Обсуждение гендерных и национальных идентичностей в конфликтах. Пер. с англ. - М.: "Идея-Пресс", 2002. - 256с.
27. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. - М., 1979.
28.. Крупник Е.П., Сизова Т.Б. Теоретические аспекты психологической культуры межличностных взаимодействий // Мир психологии. - №3. - 2001. - С. 40-50.
29. Крысько В.Г. Этническая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд. центр "Академия", 2002. - 320с.
30. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. - М., 2002 - 448с.
31. Лабунская В.А. Социально-психологические причины интолерантного поведения / Межкультурный диалог: исследования и практика. Под ред. Г.УСолдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т.А.Лютой. - М.: Центр СМИ МГУ, 2004. - С.156-166.
32. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. - 2000. - №3. - С.73-87.
33. Лурье С.В. Историческая этнология: Учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 445с.
34. Львина Е.Д. Общее и особенное в этническом самосознании жителей Самары и Самарской области (на материале исследований русских, мордвы, татар и чувашей). Дисс. ... канд. психол. наук. - Самара, 2000. - 171с. (Автореф. - Самара: СамГПУ, 2000. - 23с.).
35. Маркосян А.С. Язык в этнической самоидентификации и культурной интеграции // Мир психологии. - 2004. - №3.. - С.43-53.
36. Мельникова А.А.Язык и национальный характер. Взаимосвязь структуры языка и ментальности. - СПб.: Речь, 2003. - 320с.
37. Моисеева Н.А., Сороковикова В.И. Менталитет и национальный характер // Социс. - №2. - 2003. - С. 45-55.
38. Мухина В.С. Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций: XXI век. // Развитие личности. - 2002. - №1. - С.16-39.
39. Национализм, ксенофобия и нетерпимость в современной России. - М.: Моск. Хельсинкская группа, 2002. - 423 с.
40. Павленко В.Н., Таглин С.А. Общая и прикладная этнопсихология. - М.,
2005.
41. Платонов Ю.П. Этническая психология. - СПб., 2001. -319с.
42. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости / В.Ф. Петренко, О.В. Митина, К.В. Бердников и др.; [Отв. ред. А.Г Асмолов]. - М. : Смысл, 2000. - 72 с.
43. Резников Е.Н. Методические проблемы этнической психологии. - М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2005. - 240 с.
44. Сергеева А.В. Русские: Стереотипы поведения, традиции, ментальность. - М.: Флинта, Наука, 2004. - 328 с.
45. Стефаненко Т.Г. Компоненты этнической идентичности: когнитивный,
аффективный, поведенческий // Мир психологии. - 2004. - №3(39). - С.38-52. 46Тишков В.А. Реквием по этносу: исследование по политической
антропологии. - М., 2003.
47. Тхагапсоев Х.Г. Двуязычие в условиях этнорегиона. Этнокультурная идентификация и расширение социализации (Методологические аспекты) // Мир психологии. - 2004. - №3. - С.52-61.
48. Шарапов В.В. Межэтнические противоречия и проблема толерантности в межнациональных отношения. - Самара: Изд-во "Научно-технический центр", 2005 - 435с.
49.Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. Сборник статей / Под ред. Ф.Барта. - М.: Новое издательство, 2006. - 200с. - (Новые границы).
50. Юсупов И.М. Народы Татарстана в кросскультурном взаимодействии // Реалии и перспективы психологической науки и практики в российском обществе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Р.А.Ахмерова, Г.С.Прыгина. - Н.Челны: Изд-во Института управления, 2005. - С.222-232.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ