Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние социальных установок российской молодежи на ее отношение к новым религиозным движениям

Работа №76145

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы104
Год сдачи2020
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК МОЛОДЕЖИ НА ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К НОВЫМ РЕЛИГИОЗНЫМ ДВИЖЕНИЯМ 9
1.1 Социальные установки молодежи: понятие и характеристика 9
1.2 Социальные установки и религиозность российской молодежи 16
1.3 Новые религиозные движения в России 20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ И ЕЕ ОТНОШЕНИЯ К НОВЫМ РЕЛИГИОЗНЫМ ДВИЖЕНИЯМ 31
2.1 Описание содержания и методик проведения комплексного исследования 31
2.2 Анализ результатов исследования 40
2.3 Интерпретация результатов исследования 52
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ

Как любая динамичная система, общество претерпевает некоторые изменения, а изменения в одной подсистеме непременно приводят к преобразованиям в другой. Как бы не настаивали сторонники теории секуляризации на угасании роли религии в обществе и ее возможном исчезновении, Г. Спенсер считал, что религия всегда будет существовать в той или иной форме [9, с. 7]. В последнее время наблюдается рост популярности так называемых новых религиозных движений, которые, как и другие религии, могут оказывать влияние на формирование мировоззренческой позиции людей, что, в свою очередь приводит к возникновению в обществе определенных моделей взаимодействия, так как религия заставляет людей стремиться к изменению окружающего мира [6, с. 123]. Это делает необходимым изучение новых форм религиозной жизни.
Актуальность. Отношение людей к религии, а следовательно - и жизнеспособность самой религии, можно выявить по превалирующим в обществе установкам и ценностям. Молодежь является наиболее уязвимой группой для насаждения различного рода взглядов. Находясь в поиске своего места в мире и стремясь к познанию как можно большего количества вариантов развития собственного жизненного сценария, именно молодые люди склонны при выборе традиционных или новых религий отдавать предпочтение вторым.
На это влияет не только факт еще не до конца сформировавшегося мировосприятия, но и факт наличия совершенно новых социальных установок у современной молодежи, отличных от предыдущих поколений. Эти установки могут влиять на приверженность человека к определенным религиям, так как социальные изменения влекут «изменения в религиозном сознании и поведении» [10, с. 6].
Созвучность установок индивида с установками, которые пропагандируют члены той или иной религиозной группы, является фактором привлечения молодежи в новые религиозные движения.
К новым религиозным движениям (НРД) ученые, как правило, относят те, что возникают со второй половины XX в. Развитие НРД в России очень сильно отличается от зарубежного сценария. Эта собственная специфика стала следствием и своеобразного пути развития страны вообще, и определенных исторических событий XX в. Даже движения, пришедшие сюда из других стран, претерпели некоторые изменения, пройдя сквозь призму их восприятия россиянами. Это создает необходимость уточнить причины их возникновения и распространения в России.
Для того, чтобы соотнести наличие у современных молодых людей определенных установок и их отношение к НРД, есть смысл для начала выявить установки, пропагандируемые самими НРД.
Степень научной разработки проблемы можно оценить по наличию социологических исследований в 2 областях: исследованиям молодежи и ее социальных установок и самих новых религиозных движений.
Если говорить о первой части, то информации о социальных установках достаточно. Здесь можно выделить работы таких ученых, как Г.М. Андреева, А.В. Андреенкова, М.В. Ионцева, Т.А. Гурко и др. Также сведения можно почерпнуть из исследований российских социологических центров: ВЦИОМ, ФОМ, Левада-центр, которые регулярно проводят мониторинг изменения в ценностных ориентациях молодежи, ее установках и приоритетах.
Проблема самих новых религиозных движений пока недостаточно разработана в отечественной социологической литературе. Как правило, данный вопрос рассматривается в трудах религиоведов, но не социологов. Кроме этого, здесь ярко выражена проблема присутствия личного отношения к представленному феномену, что даже позволяет выделить две группы ученых [31, с. 25]. Первая - это противники НРД, которые сравнивают их с сектами и обвиняют в неправомерных действиях и экстремизме (например, Кузьмин А.В.). К этой группе авторов также относят А.Л. Дворкина и В.А. Мартиновича [31, с. 26], хотя ради справедливости стоит отметить, что работы последнего не выражают резкого неодобрения НРД, а скорее представляют глубокий анализ явления с разных сторон. Часто это последователи традиционных религий. Вторая - защитники, которые, как правило, принадлежат к этим движениям и используют свои труды в качестве пропаганды. Есть также третья группа, которая представлена учеными, которые оценивают феномен на основе фактов и стремятся к беспристрастному изучению, а также подчеркивают неоднозначность рассматриваемого явления: И.Я. Кантеров, Ю.Н. Горошко и др.
Изучение темы затрудняет отсутствие статистики с динамикой числа организаций и их последователей. Правильно было бы сказать, что некоторые данные есть и благодаря Федеральной службе государственной статистики есть возможность оценить динамику некоторых религиозных организаций. Однако этого недостаточно. Эта проблема вызвана тем, что не все организации официально регистрируются. Возможно, это связано с необходимостью религиозных организаций платить налоги [2]. А возможно, с тем, что не все организации признают себя религиозными (например, Радастея) и не все люди склонны открывать свою принадлежность к некоторым движениям.
Очевидно, что в силу недостаточной освещенности проблемы самих новых религиозных движений не разработан и вопрос взаимовлияния социальных установок россиян, в частности - молодежи, и отношения и приверженности к НРД, не говоря уже о проблеме влияния самих НРД на своих последователей.
Объектом исследования в данном случае выступают социальные установки современной российской молодежи.
Предметом исследования представляется влияние социальных установок молодежи на ее отношение к новым религиозным движениям.
Цель исследования - проверить наличие влияния социальных установок молодежи на ее восприятие новых религиозных движений для оценки перспектив распространения новых религиозных движений в молодежной среде.
В связи с этим можно сформулировать следующие задачи:
Теоретические:
1. Определить понятие социальной установки и рассмотреть социальные установки современной российской молодежи:
2. Обозначить связь социальных установок и особенностей религиозности современной российской молодежи;
3. Определить понятие и отличительные черты новых религиозных движений, изучить причины их возникновения и распространения в России, рассмотреть их классификации;
Практические:
1. Выяснить социальные установки, пропагандируемые новыми религиозными движениями, с помощью контент-анализа статей на их официальных сайтах;
2. Проверить взаимосвязь между наличием у молодых людей определенных установок и их отношением к новым религиозным движениям с помощью опроса;
3. Оценить перспективы распространения новых религиозных движений в молодежной среде.
В данном исследовании можно сформулировать следующую гипотезы:
1. социальные установки, пропагандируемые НРД, созвучны установкам молодежи;
2. социальные установки молодежи оказывают влияние на оценку НРД;
3. оценка НРД различна в зависимости от пола.
В качестве источниковой базы были использованы документы различного уровня. Во-первых, это главный закон страны - Конституция Российской Федерации, а также Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Во-вторых, труды отечественных ученых в области социологии молодежи, а также о новых религиозных движениях, учебники по методологии социологического исследования, социологические словари. В-третьих, результаты исследований социологических центров: ВЦИОМ, ФОМ, Левада-центр, а также данные Федеральной службы государственной статистики.
Теоретико-методологическую базу составили общенаучные и частно-научные социологические методы; концептуальные положения социологии молодежи и социологии религии; результаты исследований отечественных социологов в областях социальных установок молодежи; теоретические наработки отечественных ученых в области изучения новых религиозных движений.
Эмпирическую базу исследования представляют:
1. Для контент-анализа: статьи, выпускаемые представителями новых религиозных движений на их представительских сайтах, перечень которых представлен в приложении 2.
2. Для опроса: выборочную совокупность составили молодые люди от 20 до 30 лет, проживающие в различных федеральных округах Российской Федерации, в том числе - в Центральном, Сибирском, Южном, Северо-Западном, Приволжском и др. Численность выборки - 400 человек.
Основные методы исследования, использованные в работе, - это частотный контент-анализ смысловых единиц текста, а также анкетный опрос. Кроме этого, были задействованы такие методы, как анализ документов, вторичный анализ исследований отечественных ученых, методы математической обработки данных с применением компьютерных программ MAXQDA 2020 и SPSS Statistics 26.
Обеспеченность достоверности представленных научных результатов основывается на использовании научных работ отечественных ученых, репрезентативности документальной выборки для контент-анализа, репрезентативности выборки для опроса, наличии комплекса исследовательских методов, применении научных методов сбора информации, применении компьютерных программ для подсчета результатов и анализа данных.
О научной новизне полученных результатов говорят: уточнение понятия «новые религиозные движения», обобщение информации о признаках новых религиозных движений, а также причинах их возникновения и распространения в России, обобщение информации о социальных установках российской молодежи, определение основных проблем в исследовании темы, разработка методики исследования влияния аттитюдов на оценку религии, выявление проблем в области контроля деятельности религиозных организаций в России, определение установок, наличие которых коррелирует с отношением к НРД и изучению которых следует уделить внимание в контексте исследования НРД.
Теоретическая значимость работы определяется несколькими моментами. Во-первых, упорядочивание информации по проблематике новых религиозных движений упрощает исследование темы. Во-вторых, уточнение понятий способствует проведению дальнейших исследований в данной области.
Практическую значимость работы можно определить использованием представленной методики для изучения взаимосвязи социальных установок и отношения к религии. Кроме этого, выводы, полученные в ходе исследования, можно использовать при совершенствовании правовой системы контроля деятельности религиозных организаций.
Апробация результатов исследования: результаты исследований по теме были представлены на II Международной студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы личности, образования и общества в контексте социально-гуманитарных наук» 20.02.2020 г. в статье «Условия формирования новых религиозных движений в России», а также «Методологические аспекты исследования неоязычества как современного религиозного течения» (IV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теории и практики социологии и психологии» 6.12.2018 г.), «Жизненный мир российских студентов: ценности и целевые установки» (Научно-практическая конференция «Университет в глобальном мире»20.03.2018 г.), «Особенности неоязычества как современного религиозного течения» (III Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теории и практики социологии и психологии» 06.12.2017 г.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основываясь на проведенном исследовании, можно отметить, что изучение новых религиозных движений затруднено различными факторами, наиболее важными из которых можно назвать неоднозначность и расплывчатость самого термина НРД. Однако это не умаляет важности изучения этой темы, а, наоборот, должно стать поводом к более глубокому ее рассмотрению.
Новые религиозные движения в России продолжают распространяться, а их идеи оказывают влияние на взгляды граждан, особенно - молодежи, наиболее склонной к экспериментам, в том числе при поиске своей мировоззренческой позиции. Так как молодежь определяет направление развития страны и общества не только российского, но и глобального, необходимо отслеживать процесс изменения ее социальных установок.
Были сделаны выводы о наличии проблем в изучении темы, решению которых может поспособствовать не только более глубокое их рассмотрение, но и некоторые преобразования в государственном регулировании деятельности религиозных организаций.
Гипотезы, выдвинутые в исследовании, частично подтвердились: а) в оценке новых религиозных движений российской молодежью существуют различия в зависимости от пола; б) социальные установки современной российской молодежи частично совпадают с установками, которые выражают представители новых религиозных движений в статьях на своих сайтах; в) влияние социальных установок молодежи на ее отношение к новым религиозным движениям не было статистически подтверждено, однако обнаружена взаимосвязь (прямая корреляция) в оценке новых религиозных движений и оценке категорий «свобода», «индивидуальность», «самореализация», «природа» и «технологии».
Основная цель работы - проверить наличие влияния социальных установок российской молодежи на ее отношение к новым религиозным движениям - достигнута. Результаты проведенной работы помогли сделать следующие теоретические выводы:
Восприятие религии и религиозность российской молодежи имеет различия в зависимости от пола, в том числе и в отношении к новым религиозным движениям. Парни склонны давать НРД более положительную оценку, чем девушки. В целом отношении молодежи к НРД среднее с незначительным сдвигом в сторону положительного.
Новые религиозные движения пока не сильно распространены в среде российской молодежи. Только половина что-либо слышала о них вообще, невероятно низкий процент тех, кто сам состоял или состоит в НРД.
Социальные установки, которые выражаются в текстах новых религиозных движений, в некоторой степени соответствуют установкам российской молодежи. Резкое несовпадение проявляется только в отношении подчинения, которого требуют НРД от своих последователей, но стремление к которому не проявляется у молодежи. Положительные установки в текстах НРД выражены касательно категорий, значимых для молодежи: свобода, самореализация, семья, индивидуальность и др. Это повышает вероятность распространения новых религиозных движений среди российской молодежи в будущем.
Основная проблема исследования новых религиозных движений - их разнообразие. Выделение каких-либо общих для всех НРД характеристик представляется сложным. К тому же, разные НРД выражают разные установки.
Существует некоторая зависимость между тем, как молодежь оценивает новые религиозные движения и категории «свобода», «индивидуальность», «самореализация», «природа» и «технологии». Связь между ними прямая, то есть, чем выше человек оценивает какую-либо из категорий, тем выше он оценивает НРД. Несмотря на то, что средняя оценка новых религиозных движений молодежью нейтральная, молодежь склонна ниже оценивать идеи НРД, чем такие параметры, как последователи, деятельность и идея (возможность) вступления.
Отсюда вытекают следующие проблемы, требующие практического решения:
Социальным ученым следует обратить внимание на развитие новых религиозных движений, изучение их распространения и влияния, оценку деструктивности или конструктивности их воздействия на общество. Для этого, возможно, имеют смысл: а) организация социологических исследований феномена новых религиозных движений, других новых форм религиозности, трансформации религиозности молодежи, трансформации социальных установок молодежи; б) анализ зарубежного опыта в области изучения новых религиозных движений и их влияния на общество; в) организация сравнительных исследований новых религиозных движений в разных странах и в разных регионах Российской Федерации.
Существует необходимость более ответственного регулирования деятельности религиозных организаций в России: усилить контроль за регистрацией новых объединений, вести статистику, следить за законностью действий организаций. В связи с этим возможно проведение таких процедур: а) анализ зарубежного опыта в области регулирования деятельности новых религиозных движений; б) создание структур или центров (или улучшение работы имеющихся), контролирующих регистрацию образовавшихся религиозных организаций и совершенствование правового регулирования в данной области; в) начало регулярного (!) сбора статистических данных о принадлежности россиян к определенным религиозным группам; г) организация взаимодействия с лидерами организаций, относящихся к новым религиозным движениям, для сбора статистических данных о числе последователей (где это возможно). Важно понимать, что эти меры необходимы не для ограничения деятельности НРД (если она, конечно, не противоречит закону), а для создания возможностей их изучения.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс.
- 1999-2020. - Электрон. Дан. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/(дата обращения 29.01.2020)
2. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс. - 1999-2020. - Электрон. Дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/(дата обращения 29.03.2020)
Научная литература:
3. Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - Москва: Аспект Пресс, 2001. - 384 с.
4. Андреенкова, А. В. Стабильность и изменения социальных установок россиян и европейцев в 2002-2016 гг. // Социологические исследования. - 2018. - №10.
- С. 66-76
5. Аринин Е. И. Особенности религиозности студентов / Аринин Е. И., Петросян, Д. И. // Социологические исследования. - 2016. - №6. - С. 71-77.
6. Артюхов М. Н. Секта: научная терминология или компрометация новых религиозных движений // Историческая и социально-образовательная мысль.
- 2015. - №2(5). - С. 123-126.
7. Безбогова М. С. Социально-психологический портрет современной молодежи / Безбогова, М. С., Ионцева, М. В. // Мир науки. Педагогика и психология. -
2016. - №6. - С. 35-40
8. Васильева Е. Н. Новые религиозные движения: понятие и специфика // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2016. - №1.- С.153-163.
9. Веремчук, В. И. Социология религии: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 020300 «Социология», 350100 «Социальная антропология».- Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 254 с.
10. Гараджа, В. И. Социология религии: учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей (изд. 4-е изд., перераб. и доп.). Москва: ИНФРА-М, 2020. - 304 с.
11. Гордеева С. С. Сущность и структура социальной установки в социологии и социальной психологии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2016. - №3.- С. 135-140.
12. Горошко Ю. Н. Новые религиозные движения в контексте феномена религиозного возрождения // Культура народов Причерноморья с древнейших времён до наших дней. - 2018. - С.41-43.
13. Гурко Т. А. Динамика брачных установок и планов студентов/ Гурко Т. А., Тарченко В. С. // Социологические исследования.- 2019. - №7. - С.102-113.
14. Дудина, В. И. Методология и методы социологического исследования: учебник / Дудина, В. И., Смирнова, Е. Э. - С.-Пб: Изд-во СПбГУ, 2014. - 388 с.
15. Ивлева В. И. Причины возникновения новой религиозности и деструктивное влияние новых религиозных движений на современное российское общество // Манускрипт.- 2016.- №.1(7).- С. 41-44.
16. Ивлева М. Л. Религиозные ценности глазами молодежи: опыт
социологического исследования / Ивлева М. Л., Курилов С. Н., Россман В. И // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология.- 2018.- №3.- С.481-493.
17. Калимуллин Р. К. Новые религиозные движения в молодежной среде //
Молодежный экстремизм: современное состояние и методы противодействия. Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- 2018.- С. 135-140
18. Кантеров И. Я. Новые религиозные движения (введение в основные концепции и термины): учеб. пособие в 2 ч. Ч. 1. .- Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та.- 2006. - 140 с.
19. Кафтанова Л. К. Специфика новых религиозных движений, догматики и культувой деятельности // Студенческий: научный журнал.- 2017. -№7.- С.18-21
20. Ключко О. И. Гендерные трансформации в социализации и ментальности российской молодежи // Вестник МГПУ. Журнал Московского городского педагогического университета. Серия «Философия».- 2018. -№1.- С.29-35
21. Макинтайр А. Ошибка каузальности в социальной науке / А. Макинтайр, А.
Корбут // Социологическое обозрение.- 2013.- 12(1).- С. 139-157.-
[Электронный ресурс].- Режим доступа:
https://ojs.hse.ru/index.php/sociologica/article/view/205
22. Мартинович В.А. Методологические проблемы в идентификации документов новых религиозных движений // Научный результат. Социология и управление. - 2016. - №4 (10). - С. 52-61
23. Мартинович В. А. Социальные изменения и кризисы общества как причина возникновения новых религиозных движений // Христианское чтение.- 2015.- №1. С.123-147
24. Мартинович В. А. Стигматизация новых религиозных движений // Журнал Белорусского государственного университета. Социология.- 2019.- №1. С.73-81
25. Назарова И. Б. Брак, семья, обучение: установки и представления студентов / Назарова И. Б., Зеленская М. П. // Социологические исследования.- 2019.- №7.- С.78-89
26.Осипов, Г. В. Рабочая книга социолога / Под общ. ред. и с предисл. Г. В. Осипова. Изд. 5-е.- Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ».- 2009.- 480 с.
27.Осипов, Г. В. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Редактор- координатор — академик РАН Г, В. Осипов. — М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 1998. — 488 с.
28. Палкина А. В. Особенности неоязычества как современного религиозного течения // Актуальные проблемы теории и практики психологии и социологии. Тезисы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции.- 2017.- С. 164-167.
29. Пронина Т. С. Типологизация новых религиозных движений на основе ценностей и потребностей/ Пронина Т. С., Федотов Ю. С., Федотова, Е. Ю. // Социологические исследования.- 2018.- №1.- С.73-82.
30. Сидоренко Н. С. Новые религиозные движения: проблемы и перспективы изучения/ Сидоренко Н. С., Овдиенко В. И // Инновационная наука.- 2016.- №5(2).- С.161-163
31. Сиряк С. И. Новые религиозные движения: концептуальный анализ // Гуманитарные и социальные науки.- 2016.- №(4).- С.23-35
32. Стегний В. Н. Социологический подход к определению категорий
«Социальные установки» и «Ценностные ориентации личности» // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки.- 2017.- №2.- С.8-17
33. Стегний В. Н. Политические ориентации студенческой молодежи: типы, факторы, особенности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки.- 2016.- №2. С.8-17
34. Тихомиров Д. А. Особенности религиозности московских студентов //
Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные
перемены.- 2017.- №3.- С.177-191.
35. Ткаченко А. В. Отношение московской молодежи к религии и нравственности // Системная психология и социология: Всероссийское периодическое издание научно-практический журнал. - М.: МГПУ, 2012. - № 5 (I). - С. 97¬107
36. Шалак, В. И. Современный контент-анализ. Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы.- Москва: Омега-Л, 2004.- 272 с.
37. Широкалова Г. С. Существуют ли гендерные особенности религиозности студенческой молодежи? / Широкалова Г. С., Шиманская О. К., Аникина А. В // Социологические исследования.- 201б. - №6.- С. 77-83
38. Щемелева И. И. Социальная активность студенческой молодежи: факторный и кластерный анализ // Социологические исследования.- 2019.- №4.- С.133¬141
Электронные ресурсы:
39. Официальный сайт ВЦИОМ. Доверие политикам. Режим доступа: https://wciom.ru/news/ratings/doverie_politikam/(дата обращения: 01.04.2020)
40. Официальный сайт ВЦИОМ. Индексы социальных оценок. Режим доступа: https://wciom.ru/news/ratings/indeksy_soc_nastroenij/(дата обращения: 0б.04.2020)
41.Официальный сайт Левада-центр. Социальная дистанция. Москва. Режим доступа: https://www.levada.ru/2020/04/20/sotsialnaya-distantsiya-2/(дата
обращения: 20.04.2020)
42. Официальный сайт РИА новости. "Индекс веры": сколько на самом деле в России православных. Режим доступа: https://ria.ru/20170823/1500891796.html(дата обращения: 15.01.2020)
43. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
Россия в цифрах - 2019 г. Москва. Режим доступа:
https://gks.ru/folder/210/document/12993(дата обращения: 15.03.2020)
44.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Россия в цифрах - 2013 г. Режим доступа:
https://gks.ru/bgd/regl/b13_11/Main.htm(дата обращения: 10.04.2020)
45. Официальный сайт ФОМ. Сколько в стране патриотов? Должен ли каждый быть патриотом? И каковы критерии патриотизма? Режим доступа: https://fom.ru/TSennosti/14222(дата обращения: 15.02.2020)
46. Официальный сайт ФОМ. Сколько россиян считают себя успешными? По каким критериям определяют успешных людей? Режим доступа: https://fom.ru/TSennosti/14160(дата обращения: 15.02.2020)
47. Официальный сайт ФОМ. Россияне оценивают влияние РПЦ на политику и общественную жизнь. Режим доступа: https://fom.ru/TSennosti/14371(дата обращения: 05.04.2020)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ