Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образовательные функции этнографических экспозиций музеев Санкт-Петербурга

Работа №69462

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

этнография, этнология и антропология

Объем работы44
Год сдачи2017
Стоимость40 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
256
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Музеи Санкт-Петербурга этнографического профиля 6-10
1.1. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого
(Кунсткамера) РАН 6
1.2. Российский этнографический музей 7
1.3. Музей истории религии 9
Глава 2. Основные принципы этнографических экспозиций музеев
Санкт -Петербурга 11-14
Глава 3. Роль этнографических экспозиций в музейной педагогике 15
Заключение 36
Список литературы 37
Приложение

Актуальность темы. В последние десятилетия в условиях активного промышленного освоения территории нашей страны, развития естественных наук, приоритета технократического мировоззрения и глобализации общества, особую актуальность приобрели не только проблемы сохранения окружающей природной среды, социализации личности, национального самосознания, толерантности, культурной идентификации, но и проблемы сохранения культурного наследия и его многообразия. «Знание своих духовных корней, достоверной истории, национальных традиций, по мнению этнографа А.М. Кулемзина, закладывает в сознании людей уважительное отношение к своему прошлому, придает устойчивость обществу. Ведь достаточно дискредитировать прошлое, чтобы поставить под сомнение настоящее, выбрать ошибочный путь в будущее».
Важную роль в решении проблем современного социума могут сыграть учреждения культуры, в том числе и музеи. Музей-это учреждение, где хранятся, изучаются и выставляются для показа ценные произведения искусства, предметы и документы, имеющие культурное, научное, историческое значение, а также здание, в котором находится это учреждение.Музей - (от греч.Мшет - храм муз) - научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной 3 культуры.
Но, особое место при решении этих проблем отводится музеям этнографического профиля. В настоящее время в Санкт-Петербурге к таким музеям относятся: Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Российский этнографический музей и Государственный музей истории религии. Каждый из них, имеет свою специфику, отличается зданием, коллекционным собранием и способами коммуникации. Главной формой коммуникации является экспозиция, «которая создается на основании конкретной исторической информации в соответствии с общепринятыми принципами дизайна». Одной из важнейших функций музейной экспозиции является реализация культурно-образовательной деятельности.
Исследованием образовательной функции этнографических экспозиций в культурологическом плане на примере трёх крупнейших музеев Санкт- Петербурга занимались недостаточно. Этим и объясняется выбор темы данной выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - музеи Санкт-Петербурга этнографического профиля как объекты культурного наследия
Предмет исследования - этнографические экспозиции музеев Санкт- Петербурга этнографического профиля
Цель работы - исследование роли этнографических экспозиций в образовательном процессе и музейной педагогики.
Исходя из цели исследования, необходимо было решить следующие задачи:
-дать характеристику музеев Санкт-Петербурга этнографического профиля на примере Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Российского этнографического музея и Государственного музея истории религии.
-рассмотреть основные принципы создания этнографических экспозиций трёх музеев;
- рассмотреть основные методы и подходы музейной педагогики в музеях этнографического профиля;
-выявить сходство и различия в образовательном процессе музеев Санкт - Петербурга этнографического профиля;
Основными источниками при написании работы являлись опубликованная литература, информация, собранная в Якутии и интернет ресурсы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в результате исследования истории создания Российского Этнографического музея, Государственного Музея истории религии и Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры) РАН и конкретно этнографических экспозиций данных музеев, удалось выявить, что они обладают широкими возможностями использования этнографических памятников в образовательном процессе не только обычных посетителей, но также школьников, студентов вузов и колледжей. В условиях развития и расширения технического оснащения, как данных музеев, так и школ, экспозиции которые обучающиеся увидят в музее, они могут не только сделать по ним задания предложенные учителем , а также закрепить свои знания в ходе повторных трансляций увиденного с помощью слайдов или показа фотографий. Они также могут активно включиться в процесс, и дополнить материал своими мыслями и это касается многих школьных предметов. Музейная база активно используется при проведении уроков, лекции и практических занятий по МХК, русскому языку, труду, ОБЖ, истории, географии, этнологии и культурологи. Поданный преимущественно на экспозициях в визуальной форме материал, способствует более успешному усвоению изучаемых предметов и дисциплин. и делает процесс изучения более интересным.


1. Ботякова О. А. Музей этнографического профиля в контексте образования и культуры России : диссертация ... кандидата культурологии. Санкт-Петербург, 2006.- 240 с.
2. Ботякова О.А. Современная культурно-образовательная практика
3. Российского этнографического музея в начале XXI века// Музей. Традиции. Этничность. СПБ.,2014, № 2(6). С.60-73
4. Ботякова О.А. Формы культурно-образовательной деятельности музея (проблема классификации). Проблемы классификации, типологии, систематизации в этнографической науке. Материалы Пятых Санкт- Петербургских этнографических чтений. - СПб., 2006. - С. 221-228
5. Ботякова О.А., Голякова Л.Ф., Зязева Л.К. и др. Российский этнографический музей - детям. СПб., 2001
6. Волькович А.Ю. Модель музейной коммуникации в концепции зарубежных музееведов. //Музей в современной культуре. - Спб,1997
7. Галкина Е.Л.(ред.)Музей и этнология. М.: Российский институт культурологии, 1997. — 192 с.
8. Гнедовский М.Б., Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования // Музейное дело: Музей - культура - общество. - М.,1992. - С. 7.
9. Дашкова Е.В., Ивушкина Е.Б. Музееведение. Учебное пособие. — Шахты: ГОУ ВПО "ЮРГУЭС", 2009. — 197 с
10. Журнал Музей. Музейные термины: Новации и традиции
5/2009(май).Каченя Г.М. (сост.) Музейная педагогика. Челябинск: ЧГАКИ, 2015. — 131 с.
11. Косторакова Г.Е. Музееведение. Курс лекций. Ростов-на-Дону, РИС ЮРГУЭС, 2003, 66 .
12. Лушникова А.В. Музееведение/Музеология: курс лекций .ЧГАКИ, 2010. — 336 с.
13. Музееведение. Музеи исторического профиля. - М.,1988
14. Музейное дело: музей - культура - общество. М., 1992.
15. Музейное дело России. М., 2003.
16. Никишин Н.А. (сост.) Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века. М.: Прогресс-Традиция, 1999. - 216 с.
17. Никишин Н.А. Язык музея как универсальная моделирующая система музейной деятельности. - Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. - М., 1989. - С.7-15.
18. Рафиенко Е.Н. Музеи и историческое образование в системе учебных заведений, в кн.: Музей - культура - образование (Сб. науч. тр. ЦМР). М., 1992;
19. Российская музейная энциклопедия. М., 2001, т. 1-2; М., 2005.
20. Сафронова Е.В. Школьный музей в современном образовательном пространстве//зди.ш>зйез/йе1аи11/й1ез/1ех1йосзй1ез/
21. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2004. - 216 с
22. Столяров Б.А. Музейная педагогика - профессия. //Музей и образование: Сб. научн. тр. СПб, 1999
23. СундиеваА.А. Музей как культурная форма./ "Типология и типы культур: разнообразие подходов". М., 2000.
24. Терминологические проблемы музееведения. Сб. научных трудов Центрального музея революции СССР. М., 1986;
25. Томилов Н.А. Музееведение, его периодизация и основные понятия. //Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. №6. - Омск, 1998. - С.52-64.
26. Томилов Н.А. Музееведение (музеология): определение как научной дисциплины // Культурологические исследования в Сибири. - №2 (6). - Омск, 2001.
27. Томилов Н.А. Музеология как отрасль знаний. Избранные лекции для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В. Г. Рыженко. - Омск :Издат. дом «Наука», 2012. - 100 с.
28. Трошина Т.М. Современный интерактивный музей как пространство
толерантности. Екатеринбург: Уральский государственный
университет им. А.М. Горького, 2008. — 75 с.
29. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. Теория и практика. М.: Высшая школа, 2009. — 184 С.
30. Шмит Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. Ленинград, 1929. — 85 с.
31. Юренева Т.Ю. Музееведение. Учебник для высшей школы. — М.: Академический Проект, 2003. — 560 с. — («Gaudeamus»).
32. Юренева Т.Ю. Музееведение. М.: Академический Проект, 2004. - 560 с.
33.Чистов Ю.К., Богомазова Т.Г. От музейной экспозиции к информационно-экспозиционному комплексу:опыт и перспективы развития Кунсткамеры. Музей антропологии и этнографии им.Петра Великого(Кунсткамера)РАН.Санкт-Петербург. Журнал «Музей» №05/2013(май).
34. Феномен социализации в этнической культуре. Материалы Оддинадцатых Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб.:ИПЦ СПГУТД.2012.
35. https://dic.academic.ru
36. https: //ethnomuseum. ru
37. https: //kunstkamera.ru
38. https://gmir.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ