Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мультлекторий как средство формирования социальных установок старших дошкольников

Работа №26172

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
760
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретические основы изучения формирования социальных установок
у старших дошкольников 7
1.1 Социальные установки: понятие, формирование и изменение 7
1.2 Учет возрастных особенностей старших дошкольников при
формировании социальных установок 14
2. Педагогические условия формирования социальных установок у
старших дошкольников посредствам мультлектория 23
2.1 Анализ сформированное™ социальных установок у старших
дошкольников(на примере МБДОУ №53 «Радуга» г. Лесосибирска Красноярского края) 23
2.2 Влияние мультфильмов на формирование социальных установок
детей дошкольного возраста 31
2.3 Система занятий по формированию социальных установок с
использованием мультлектория 38
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение А Методики для диагностики социальных установок старших дошкольников 57
ПриложениеБКонспекты занятий, направленные на формирование социальных установок с помощью мультлектория 59


В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития» [35].
В связи с этим формирование социальных установок детей старшего дошкольного возраста становится одной из важных проблем воспитания. В формировании социальных установок растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации. Проблемой формирования социальных установок дошкольников занимались Г.Олпорт,А.В.Мудрик и др.
Мультфильмы сегодня являются одним из наиболее значимых механизмов социализации детей, влияющим на хорошие мироощущения, мировосприятия детей и системы ценностей. Они демонстрируют не только эмоциональное состояние, которое переживают его герои, но и формируют стереотипы поведения и разрешения ситуаций.Именно мультфильмы могут научить ребенка дружбе, взаимовыручке, взаимопониманию, отзывчивости. Поэтому выбор темы исследования «Формирование социальных установок старших дошкольников посредством мультлектория в условиях ДОУ» представляется нам актуальным.
Цель исследования: выявление особенностей формирования социальных установок старших дошкольников посредством мультлектория в условиях ДОУ.
Объект исследования: социальные установки детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности мультлектория как средства формирования социальных установок старших дошкольников в условиях ДОУ.
Цель, предмет и гипотеза исследования способствовали постановке следующих задач:
1. Выявить сущность социальных установок.
2. Охарактеризовать возрастные особенности старших дошкольников при формировании социальных установок.
3. Проанализировать сформированность социальных установок у старших
дошкольников (на примере МБДОУ №53 «Радуга» г. Лесосибирска Красноярского края).
4. Показать влияние мультфильмов на формирование социальных установок детей дошкольного возраста.
5. Разработать систему занятий по формированию социальных установок с использованием мультлектория.
Методы исследования: изучение и анализ теоретических методических источников по проблеме исследования, наблюдение, сбор эмпирического материала, количественный и качественный анализ результатов практического исследования, обопщения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование социальных установок у старших дошкольников в условиях ДОУ будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- уточнены содержание и структура социальных установок старших дошкольников с учётом их возрастных особенностей;
- разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена модель формирования социальных установок старших дошкольников в образовательной среде через мультлекторий.
База исследования: МБДОУ №53 г. Лесосибирска. В исследовании приняли участие дошкольники подготовительной к школе группе в количестве 17 человек
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме формирования социальных установок у старших дошкольников в МБДОУ №53 «Радуга» г. Лесосибирска Красноярского края. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям с целью модернизации представления развития детей дошкольного возраста, написания статей и методических разработок. Представленный материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Апробация результатов исследования: основные положения и выводы выпускной квалификационной работы отражены в материалах публикации на ведущем образовательном портале России «Инфоурок».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных 40 источников, приложения.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 56 страниц


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы показал, что под «социальной установкой (аттитюд) понимают устойчивые системы позитивных и негативных оценок, эмоциональных переживаний, определяющих поведение личности по отношению к социальным объектам».
При формировании социальных установок старших дошкольников необходимо учитывать следующие возрастные особенности: становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Старшие дошкольники воспринимают и оценивают социальные объекты, такие как: дружба, семья, Родина и др., исходя из своей системы ценностей, на формирование которой оказывает влияние референтная группа лиц и развитие рефлексии. Педагогическое воздействие на социальную установку ребенка включает четыре стадии: привлечение внимания ребенка к тому или иному вопросу, возбуждение его интереса, предъявление новой информации и убеждение (указание на желательные практические действия в отношении объекта установки).
Мультфильмы являются одним из наиболее значимых механизмов социализации детей, влияющих на формирование мироощущения, мировосприятия и системы ценностей. Они демонстрируют не только эмоциональное состояние, которое переживают его герои, но и формируют стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Поэтому в свое работе мы использовали мультекторий как средство формирования социальных установок детей старшего дошкольного возраста.
Исследовательская работа, целью которой было выявление особенностей социальных установок старших дошкольников, проводилась в МБДОУ №53 «Радуга» г. Лесосибирска Красноярского края. В исследовании приняли участие дошкольники подготовительной к школе группы в количестве 17 человек. Контрольный этап экспериментальной работыпоказал необходимость проведения целенаправленной работы, направленной на формирование социальных установок старших дошкольников с использованием мультлектория.
Мультлекторий - это интегрированная форма проведения занятий, наиболее близкая детям, поскольку включает просмотр мультфильмов, теоретическую (информационную) и практическую (исполнительскую) части, обязательны и игровые моменты, но самое главное заключается в том, что устанавливается диалог между ребенком и педагогом.
Просмотр определенных мультфильмов содействует расширению кругозора в той или иной области знаний, формированию представлений об объекте изучения, помогает создать условия для мотивации познавательной деятельности и обобщения учебного материала. На основе просмотра мультфильмов будет прослеживаться их влияние на изменение социальных установок
На констатирующем этапе мы увидели, что очень низкий и низкий уровни в обследованной нами группе выявлен не был, т.к. все дети группы правильно понимают такие социальные установки, как «хорошо» и «плохо». Средний уровень понимания детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм с 94,2% случаев (на констатирующем этапе) снизился до 82,3% случаев, т.е. дети поняли, что «делиться - это хорошо», «надо всегда делиться с друзьями». При этом высокий уровень понимания детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм поднялся с 5,8% случаев до 17,6% случаев, дети стали называть те нравственные качества, которые проявляли герои, и их эмоциональные реакции были яркими и адекватными, проявлялись в мимике и активной жестикуляции. У данных детей сформировались представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.
Это доказывает, что мультлекторий эффективное средство воздействия на социальные установки старших дошкольников, если в основу формирования тематического круга будет положена социальная проблематика; мультипликационные фильмы будут транслировать социально значимые для старших дошкольников знания, умения, ощущения и навыки; ключевыми приемами работы с детьми станут: постановка проблемного вопроса, анализ главной темы мультфильма, рефлексия.



1. Алиева, Ш.Г. Социальное развитие дошкольников / Ш.Г. Алиева // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 711-715 // URL:
https://moluch.ru/archive/61/9058/(дата обращения: 01.05.2018).
2. Алишев, Б.С. Фундаментальные социальные установки и их соотношение / Б.С. Алишев // Ученые записки Казанского Государственного университета. - 2007 - Т. 149. - Кн. 1. - С. 28-30
3. Антонова, Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: умения и методы / Т. Антонова // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 5. - С. 54¬69.
4. Бабаева, Т.П. Социально-эмоциональное развитие дошкольников в детском саду / Т.П. Бабаева // Методические рекомендации к программе «Детство». - Санкт-Петербург, 2013. - С. 47-63.
5. Богомолов, Н.Н. Социальные технологии как необходимый фактор
формирования ценностных установок индивида в современном мире / Н.Н. Богомолов // Вестник чувашского университета. - 2007. - № 1. - С. 53-57 //
URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_11734331_75332620.pdf (дата обращения: 03.05.2018).
6. Борисова, О.Ф. Формирование социальной компетентности детей
дошкольного возраста. - Челябинск, 2009. - 201 с. // URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=19217650(Дата обращения: 04.05 2018)
7. Бразговка, Л.П. Формирование нравственной установки у младших подростков в социальном воспитании / Л.П. Бразговка. - Москва, 2009. - 176 с. // URL: https://dlib.rsl.ru/01004372361(дата обращения: 04.05.2018).
8. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева. - Москва: МГУ, 2003. - 217 с.
9. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская // Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 1. - С. 6-11.
10. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф.
Голованова. - Санкт-Петербург: Речь, 2004. - 272 с. // URL:
http://pedlib.ru/Books/3/0481/3-0481-1.shtml(Дата обращения: 10.05.2018)
11. Дьяченко, О.М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста педагогами ДОУ / О.М. Дьяченко // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 2. - С. 18-24.
12. Ермизина, Е.В. Мультфильмы-дети: от контента к пониманию / Е.В. Ермизина // Мир родителями психологии. - 2010. - № 1. - С. 51-58.
13. Иваненко, М.А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства / М.А. Иваненко. - Екатеринбург, 2005. - 105 с.
14. Заянкаускас, О.И. Психологическое влияние мультфильмов на развитие личности ребёнка / О.И. Заянкаускас, Е.В. Таточенко // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 4. - С. 71-72 // URL:https://elibrary.ru/download/elibrarv_26396755_72348458.pdf(Дата обращения: 11.05.2018)
15. Карповская, Е.Е. Влияние зарубежных мультфильмов на психику детей: традиции и инновации / Е.Е. Карповская // Мир психологии. - 2011. - № 6. - С. 98-99.
16. Козачек, О.В. Современные мультфильмы и дети: концепция воспитания или технология манипулирования? / О.В. Козачек // Здоровье и экология. - 2012. - № 3. - С. 24-25.
17. Козлова, С.А. Формирование общественной направленности дошкольников в процессе познания социальной действительности / С.А. Козлова. - Москва, 2013. - 136 с.
18. Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. - 2014. - № 5. - С. 28-35.
19. Коростелева, Н.А. Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста / Н.А. Коростелева, В.В.
Постнова, В.В. Бондаренко // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - № 3. - С. 36-38.
20. Куниченко, О.В. О критериях отбора мультфильма для нравственного дошкольников воспитания детей 5-7 лет / О.В. Куниченко // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2014. - Т. 3. - № 5. - С. 133-137.
21. Лунгу, Н.Е. Оценивание социализованности детей в дошкольной образовательной организации / Н.Е. Лунгу // Детский сад от А до Я. - 2016. - № 3. - С. 46-54 // URL:https://elibrarv.ru/item.asp?id=26104883(Дата обращения: 22.05.2018).
22. Матвеева, И.И. Агенты влияния на социализации дошкольника //
Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования. - 2017. - С. 31-32 // URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=30533830(Дата обращения: 23.05.2018)
23. Михайлова, О.А. Социальная компетентность детей дошкольного возраста / О.А. Михайлова, Н.Н. Калацкая // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5. - С. 422-423
24. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина.- Москва: Академия, 2013. - 314 с.
25. Мурашова, В.С. Социализация дошкольников через мультфильмы / В.С. Мурашова, И.И. Лосева // Киноискусство и ребенок. - 2016. - С. 89-93 // URL:https://elibrarv.ru/item.asp?id=28309203(Дата обращения: 24.05.2018)
26. Олпорт, Г. Становление личности. Избранные труды. / Г. Олпорт.- Москва: Смысл, 2002. - 480 с.
27. Прима, Е.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников / Е.В. Прима, Л.В. Филиппова. - Москва: ВЛАДОС, 2002. - 217 с.
28. Раваева, Т.В. Социализация личности ребенка-дошкольника в процессе взаимодействий семьи и дошкольного образовательного учреждения // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - № 5. - С. 305-307 // URL:https://elibrarv.ru/item.asp?id=29444604(Дата обращения: 12.05.2018)
29. Реан, А.А. Семья, социальные установки и асоциальное поведение
детей и подростков / А.А. Реан// Российский психологический журнал. - 2015. - № 1. - С. 29-40 // URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_23332129_67403237.pdf(Дата обращения: 13.05.2018)
30. Симановский, А.Э. Диагностика уровня развития социально- нравственных и гендерных установок дошкольников с нарушением интеллекта средствами мультипликационного кино / А.Э. Симановский, С.Н. Воронина // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 1. - С.25-29
31. Синяпкина, Е.И. Социализация и социальная адаптация детей
раннего возраста в контексте ФГОС ДО / Е.И. Синяпкина, О.Н. Звягина // Образование и воспитание. - 2016. - №5. - С. 63-65 // URL:
https://moluch.ru/th/4/archive/48/1672/(Дата обращения: 24.05.2018).
32. Смолина, Т.Л. Социальная установка. Предрассудок как вид
социальной установки / Т.Л. Смолина, И.С. Клецина. / Практикум по социальной психологии. - Санкт-Петербург, 2008. - С. 59-72 // URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=24575247(Дата обращения: 14.05.2018)
33. Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Т.М. Бабуновой. - Магнитогорск: МаГУ, 2015. - 137 с.
34. Степанова, Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада / Г. Степанова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 10. - С. 32-39.
35. Ткач, В.П. Влияние мультфильмов на социализацию детей / В.П. Ткач // Социология. - 2015. - №2. - С. 199-206.
36. Узнадзе, Д.Н. Теория установки / Д.Н. Узнадзе. - Москва- Воронеж, 1997. - 125 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Основные понятия // URL:
https://dmdou65.edumsko.ru/activity/fgos/post/70423(Дата обращения 15.05.2018)
38. Шихирев, П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования / П.Н. Шихирев / Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - Москва, 1976. - С. 278-295 // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23934790(Дата обращения: 17.05.2018)
39. Щеглова, С. Социализация и дошкольники / С. Щеглова, Н. Витяева // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 10. - С. 12-19.
40. Ядов, В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В.А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. - Москва: Наука, 1975. - 126 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ