Опыт Швеции в экспозиционно-выставочной деятельности
|
Введение 3
Глава 1. Музейная экспозиция: вопросы теории и практики 12
1.1. Базовые понятия экспозиционно - выставочной деятельности музея 12
1.2. Многообразие методов и приемов экспозиционно - выставочного проектирования 21
Глава 2. Особенности музейного мира Швеции 29
2.1. История складывания музейного мира Швеции 29
2.2. Артур Хазелиус, Скансен и появление нового типа музея - музей под открытым небом 36
2.3. Превращение коллекций шведской королевской семьи в музейные собрания 39
2.4. Современная ситуация в музейном мире Швеции и культурная политика страны по вопросу музейного строительства и развития 44
Глава 3. Выставочные проекты шведских музеев 50
3.1. Подготовка новой экспозиции в региональном музее Вестерботена 50
3.2. Создания проекта музея Васа 55
3.3. Выставки-блокбастеры - опыт «Китайская Армия» и «Золото Инков» 60
Заключение 69
Список использованной литературы и источников 70
Глава 1. Музейная экспозиция: вопросы теории и практики 12
1.1. Базовые понятия экспозиционно - выставочной деятельности музея 12
1.2. Многообразие методов и приемов экспозиционно - выставочного проектирования 21
Глава 2. Особенности музейного мира Швеции 29
2.1. История складывания музейного мира Швеции 29
2.2. Артур Хазелиус, Скансен и появление нового типа музея - музей под открытым небом 36
2.3. Превращение коллекций шведской королевской семьи в музейные собрания 39
2.4. Современная ситуация в музейном мире Швеции и культурная политика страны по вопросу музейного строительства и развития 44
Глава 3. Выставочные проекты шведских музеев 50
3.1. Подготовка новой экспозиции в региональном музее Вестерботена 50
3.2. Создания проекта музея Васа 55
3.3. Выставки-блокбастеры - опыт «Китайская Армия» и «Золото Инков» 60
Заключение 69
Список использованной литературы и источников 70
На протяжении веков музей представляет собой культурный, образовательный и духовный центр. Каждая эпоха привносила новые элементы в деятельность музея, будь то новые способы экспонирования, проведения экскурсий или организации музейного пространства. Для того чтобы быть востребованным и эффективным, музею необходимо было постоянно меняться и совершенствоваться, с оглядкой на политические, экономические и общественные сферы жизни человека. Обратившись к истории музеев, мы можем найти много примеров корреляции потребностей общества и последующей эволюции музея. Это повышение доступности и открытости музеев с ростом свободы и демократизации общества, появление профильных и учебных музеев с потребностью образования и интереса к науке, создание музеев под открытым небом и заповедников с возрождением культурно-исторических традиций и обращением внимания к природе и экологии.
В последнее десятилетия двадцатого века музеи эволюционировали в многофункциональные и многогранные учреждениями. Они уже перестали быть только своеобразным «банком» культурной памяти человечества, а стали одним из важнейших культурных институтов, хранящих бесценные коллекции и информацию обо всем мире. Другие культурные институты также имею дело с информацией, однако только в музеях выставочная деятельность является одной из неотъемлемых функций его существования.
Музеи стали значительно более профессиональными в вопросах экспозиционного дизайна и информационных технологий. Уровень технических знаний, касаемых музейной сферы, также многократно возрос. «Музей будущего» может значительно отличаться от музея, который существует сегодня. Однако одна сторона была, остается и будет неизменной - экспозиционно-выставочная деятельность музея.
Область экспозиционной и выставочной деятельности очень сложная, комплексная и требовательная часть музейной работы. Создателям экспозиции необходимо иметь знания об основах дизайна, компьютерных программах, образовательных целях, посетителях и их предпочтениях.
Экспозиция редко бывает результатом работ одного человека, как правило над ней трудится группа специалистов. Для создания качественной экспозиции необходима групповая работа, члены которой имеют знания по экспозиционной теории, методологии и практике. Конечно, на деле далеко не каждый музей способен обеспечить такую структуру работы, однако освоение основных теоретических знаний и умение использовать успешный опыт других музеев, вполне реально для каждого причастного сотрудника.
Музеи всегда преследуют цель «обогатить» знаниями посетителя, возможно, побудить его посмотреть на некоторые вещи другими глазами, расширить кругозор и понятия о мире и культуре. Отсюда и исходит главная миссия музея - предоставлять место и условия для обучения и размышления. таким образом, экспозиция берет на себя исполнение музейной миссии, посредством подготовления коллекций к показу зрителям. Помимо этого, музейная экспозиция имеет несколько других целей:
• стимулирование общественного интереса к посещению музея как к альтернативному досугу и отдыху;
• финансовое содействие: спонсорская и иная материальная помощь
намного чаще направляется в музеи с активной выставочной
деятельностью;
• подтверждение профессионального, ответственного и бережного
хранения коллекций. Качественные экспозиции доказывают публике, что музей действительно является достойным местом хранилища, консервации и реставрации ценных и раритетных предметов .
В целом, профессионально составленная и презентованная экспозиция обеспечивает музею доверие и авторитет общества и музейного сообщества. Экспозиции стремятся расширить миссию музея посредством просвещения публики, обеспечивая образовательный и практический опыт. Более того, музейная экспозиция старается изменить отношение, поведение, мироощущение людей в лучшую сторону и повысить общедоступность знаний для них.
Швеция является одной из самых развитых стран в области новейших музейных идей и решений. Шведская культура формировалась на протяжении столетий под влиянием многих культурных традиций: скандинавской, немецкой, русской, кельтской. К настоящему времени Швеция продолжает оставаться королевством, сохраняющим и территориальное, и политическое, и лингвистическое, и культурное исторически сложившееся деление. Результаты уникальной историко-культурной ситуации отражаются в ряде феноменов культуры страны, в складывании историко-культурных центров, в признании их уникальности, самобытности и включения в Список объектов Всемирного культурного наследия.
Актуальность работы. Вопросы экспозиционно-выставочной деятельности музеев занимают сегодня одно из важных мест в мире культуры и искусства. К данной проблеме все чаще обращаются музеологи всех стран, что связано с изменением социально-культурного заказа, стремительным развитием технологий, избытком информации и способов ее получения. Актуализируются следующие проблемы в данной области: осуществление музейной коммуникации посредством новых методов проектирования, использование современных технологий для повышения качества и эффективности музейной экспозиции.
Для Швеции вопросы образования и культуры являются одними из приоритетных, так как связаны с духовным, интеллектуальным потенциалом и человеческим капиталом ее граждан. Кроме того, культурные учреждения и музеи являются частью туристической деятельности, и, соответственно, связаны с экономическим благополучием страны.
В российской музеологической практике исследования по шведской музейной практике почти отсутствуют. А тема экспозиционно-выставочной деятельности страны никогда не была затронута ни в работах комплексного характера, ни в специализированных публикациях. Это создает определенные трудности. Но с другой стороны дает возможность для простора исследования.
Целью исследования выступает рассмотрение и обобщение развития экспозиционно-выставочной работы музеев Швеции.
Исходя из поставленной цели, можно выявить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы экспозиционно-выставочной работы.
2. Проследить формирование основных методов проектирования музейной экспозиции.
3. Рассмотреть историю формирования музеев Швеции.
4. Раскрыть особенности культурной политики Швеции в отношении музейных учреждений.
5. Показать наиболее интересные современные примеры экспозиционно-выставочной работы шведских музеев.
Объект исследования - экспозиционно-выставочная деятельность.
Предмет исследования - опыт шведских музеев в эскпозиционно- выставочной работе.
Хронологические рамки исследования. Нижняя граница
исследования берет сове начало с XVI в., когда в источниках впервые упоминается о попытках сохранения предметов художественной ценности в Швеции. Верхняя граница исследования - настоящее время, когда музейный мир Швеции предлагает нестандартные, инновационные методы построения музейных экспозиций.
Территориальные рамки исследования: территория Швеции в современных границах.
Анализ источниковой и историографической базы позволяет говорить о недостаточной изученности и/или недоступности информации по широкому спектру вопросов, касающихся данной проблемы, в частности вопросы, связанные с изучением истории развития шведских музеев, культурной политики и истории музейного дела. Также необходимо отметить ограниченность русскоязычной источниковой базы. Многие статьи, журналы, книги, музейные сайты относящиеся к деятельности Швеции вопросам культуры, материалы по музейной мысли в Швеции, а также выставочные проекты в шведских музеях, используемые в данной дипломной работе, были впервые введены в научный оборот, переведены с английского языка.
Источниковая база исследования, посвященная данной проблеме, представлена сравнительно небольшим количеством научных трудов, которое можно объединить в группы.
Первую группу представляет исследования по теории и методологии экспозиционно-выставочной работы в музеях. Среди них следует выделить труды М.Т. Майстровской , Т.Ю. Юреневой , Т.П. Полякова , Л.М. Шляхтиной4 . В учебном пособии Юреневой Т.Ю. «Музееведение» даются фундаментальные теоретические основы, методы музейного дела, и также фактические данные возникновения музеев, причины и обстоятельства их появления в различных регионах мира, в том числе и Швеции. Из зарубежных авторов нужно отметить Барри Лорда и Марию Пиасенте, написавшие основополагающий труд по экспозиции в музее «Manual of museum exhibition» ; Лессли Бедфорд: «The Art of Museum Exhibitions: How Story and Imagination Create Aesthetic Experiences» , Дэвида Дэна: «Museum Exhibition: Theory and Practice» , представляющие несколько иной взгляд на музейную экспозицию.
Вторая группа включает в себя материалы по истории шведских коллекций, музеев, выставочных проектов. Здесь нужно отметить журнал «Museum», опубликовавший работы: Nordemon E. «In the beginning Skansen», Thordeman B. «Swedish museums», Vahlquist G. «Developing museums part of Sweden’s cultural policy», Kvarning L. «The Wasa: museum and museum exhibit», Johansson H., Nilsson B. «Museum information and communication technologies: the Swedish approach», Biornstad M. «Swedish museums: a brief history». В них, помимо общих исторических сведений и личных впечатлений авторов, выделяется подробное повествование о музеях, исторические сведения об основных работах, хранящихся в музеях. Кроме того, стоит отметить диссертацию Эмилии Лиу о недавних выставочных проектах, в том числе выставках-блокбастерах. Она позволяют проследить общую панораму шведских и международных выставочных проектов, познакомиться с деятельностью, реализуемой и функционируемой для разработки планов проектирования экспозиции. Также информативно коллективное исследование «Maritime Museums in Sweden: Museum Ships in Sweden, Hms Solve, Vasa Museum, Viking, Lightship Finngrundet, the Maritime Museum, Af Chapman» , повествующее о масштабном музейном проекте Васа, которое позволяет проследить общую панораму международных выставок, проводимых музейных исследовательских проектов Швеции, знакомящее с деятельностью по консервации и реставрации культурного наследия. Значительная информация о культурной политике Швеции содержится в публикации О.И. Лазоркиной: «Опыт Швеции в области культурной политики» .
В особую группу необходимо выделить сайты шведских музеев , которые на данном этапе являются самой оперативной информационной базой об истории музейных собраний Швеции и событиях, которые сего происходят в музейном мире Швеции. Самая полная информация содержится на следующих сайтах:
1. Музей Васа. [Офиц. сайт] // Режим доступа http://www.vasamuseet.se/ru - свободный. Дата обращения 10.05.2016
2. Музей Вестерботен [Офиц. сайт] // Режим доступа http://www.vbm. se/en/om-museet.html - свободный. Дата обращения 12.05.2016
3. Национальный музей мировой культуры [Офиц. сайт] // Режим доступа http: //www.varldskulturmuseerna. se/ - свободный. Дата обращения
12.05.2016
Серьезный аналитический материал, относящий к проблематике исследования, содержится в литературе справочного и энциклопедического характера. В данной дипломной работе были использованы следующие издания: Ключевые понятия музеологии. // ICOM.brochure. - 2012, C. 89., Российская музейная энциклопедия [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.museum.ru/rme/ - свободный. Дата обращения 11.05.2015; Словарь актуальных музейных терминов // Музей. 2009. - № 5. - с. 47-69.
Особое место занимает видео-интервью, Арне, данное в преддверие открытия Петербургской биеннале музейного дизайна «ФОРМА». В нем он рассказывает об особенностях Скандинавских музеев их проводимыми ими выставками .
Базовым понятием, используемым в дипломной работе, является категория «экспозиция» и «выставка».
Методы исследования:
Метод компаративного анализа применялся при сравнении теоретических работ по музейной экспозиции и проектированию.
При обобщении деятельности различных королевских правителей и культурных деятелей в отношении музеев и экспозиционно-выставочной деятельности; прослеживании складывания специфики шведской культуры и музейной сети и принципах комплектования коллекций применялся историко-системный метод.
Дескриптивный метод использовался в результате анализа музейных сайтов и выставочных проектов шведских музеев, при описании экспозиционных объектов и материалов.
Дипломная работа состоит из введения, трех, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
В последнее десятилетия двадцатого века музеи эволюционировали в многофункциональные и многогранные учреждениями. Они уже перестали быть только своеобразным «банком» культурной памяти человечества, а стали одним из важнейших культурных институтов, хранящих бесценные коллекции и информацию обо всем мире. Другие культурные институты также имею дело с информацией, однако только в музеях выставочная деятельность является одной из неотъемлемых функций его существования.
Музеи стали значительно более профессиональными в вопросах экспозиционного дизайна и информационных технологий. Уровень технических знаний, касаемых музейной сферы, также многократно возрос. «Музей будущего» может значительно отличаться от музея, который существует сегодня. Однако одна сторона была, остается и будет неизменной - экспозиционно-выставочная деятельность музея.
Область экспозиционной и выставочной деятельности очень сложная, комплексная и требовательная часть музейной работы. Создателям экспозиции необходимо иметь знания об основах дизайна, компьютерных программах, образовательных целях, посетителях и их предпочтениях.
Экспозиция редко бывает результатом работ одного человека, как правило над ней трудится группа специалистов. Для создания качественной экспозиции необходима групповая работа, члены которой имеют знания по экспозиционной теории, методологии и практике. Конечно, на деле далеко не каждый музей способен обеспечить такую структуру работы, однако освоение основных теоретических знаний и умение использовать успешный опыт других музеев, вполне реально для каждого причастного сотрудника.
Музеи всегда преследуют цель «обогатить» знаниями посетителя, возможно, побудить его посмотреть на некоторые вещи другими глазами, расширить кругозор и понятия о мире и культуре. Отсюда и исходит главная миссия музея - предоставлять место и условия для обучения и размышления. таким образом, экспозиция берет на себя исполнение музейной миссии, посредством подготовления коллекций к показу зрителям. Помимо этого, музейная экспозиция имеет несколько других целей:
• стимулирование общественного интереса к посещению музея как к альтернативному досугу и отдыху;
• финансовое содействие: спонсорская и иная материальная помощь
намного чаще направляется в музеи с активной выставочной
деятельностью;
• подтверждение профессионального, ответственного и бережного
хранения коллекций. Качественные экспозиции доказывают публике, что музей действительно является достойным местом хранилища, консервации и реставрации ценных и раритетных предметов .
В целом, профессионально составленная и презентованная экспозиция обеспечивает музею доверие и авторитет общества и музейного сообщества. Экспозиции стремятся расширить миссию музея посредством просвещения публики, обеспечивая образовательный и практический опыт. Более того, музейная экспозиция старается изменить отношение, поведение, мироощущение людей в лучшую сторону и повысить общедоступность знаний для них.
Швеция является одной из самых развитых стран в области новейших музейных идей и решений. Шведская культура формировалась на протяжении столетий под влиянием многих культурных традиций: скандинавской, немецкой, русской, кельтской. К настоящему времени Швеция продолжает оставаться королевством, сохраняющим и территориальное, и политическое, и лингвистическое, и культурное исторически сложившееся деление. Результаты уникальной историко-культурной ситуации отражаются в ряде феноменов культуры страны, в складывании историко-культурных центров, в признании их уникальности, самобытности и включения в Список объектов Всемирного культурного наследия.
Актуальность работы. Вопросы экспозиционно-выставочной деятельности музеев занимают сегодня одно из важных мест в мире культуры и искусства. К данной проблеме все чаще обращаются музеологи всех стран, что связано с изменением социально-культурного заказа, стремительным развитием технологий, избытком информации и способов ее получения. Актуализируются следующие проблемы в данной области: осуществление музейной коммуникации посредством новых методов проектирования, использование современных технологий для повышения качества и эффективности музейной экспозиции.
Для Швеции вопросы образования и культуры являются одними из приоритетных, так как связаны с духовным, интеллектуальным потенциалом и человеческим капиталом ее граждан. Кроме того, культурные учреждения и музеи являются частью туристической деятельности, и, соответственно, связаны с экономическим благополучием страны.
В российской музеологической практике исследования по шведской музейной практике почти отсутствуют. А тема экспозиционно-выставочной деятельности страны никогда не была затронута ни в работах комплексного характера, ни в специализированных публикациях. Это создает определенные трудности. Но с другой стороны дает возможность для простора исследования.
Целью исследования выступает рассмотрение и обобщение развития экспозиционно-выставочной работы музеев Швеции.
Исходя из поставленной цели, можно выявить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы экспозиционно-выставочной работы.
2. Проследить формирование основных методов проектирования музейной экспозиции.
3. Рассмотреть историю формирования музеев Швеции.
4. Раскрыть особенности культурной политики Швеции в отношении музейных учреждений.
5. Показать наиболее интересные современные примеры экспозиционно-выставочной работы шведских музеев.
Объект исследования - экспозиционно-выставочная деятельность.
Предмет исследования - опыт шведских музеев в эскпозиционно- выставочной работе.
Хронологические рамки исследования. Нижняя граница
исследования берет сове начало с XVI в., когда в источниках впервые упоминается о попытках сохранения предметов художественной ценности в Швеции. Верхняя граница исследования - настоящее время, когда музейный мир Швеции предлагает нестандартные, инновационные методы построения музейных экспозиций.
Территориальные рамки исследования: территория Швеции в современных границах.
Анализ источниковой и историографической базы позволяет говорить о недостаточной изученности и/или недоступности информации по широкому спектру вопросов, касающихся данной проблемы, в частности вопросы, связанные с изучением истории развития шведских музеев, культурной политики и истории музейного дела. Также необходимо отметить ограниченность русскоязычной источниковой базы. Многие статьи, журналы, книги, музейные сайты относящиеся к деятельности Швеции вопросам культуры, материалы по музейной мысли в Швеции, а также выставочные проекты в шведских музеях, используемые в данной дипломной работе, были впервые введены в научный оборот, переведены с английского языка.
Источниковая база исследования, посвященная данной проблеме, представлена сравнительно небольшим количеством научных трудов, которое можно объединить в группы.
Первую группу представляет исследования по теории и методологии экспозиционно-выставочной работы в музеях. Среди них следует выделить труды М.Т. Майстровской , Т.Ю. Юреневой , Т.П. Полякова , Л.М. Шляхтиной4 . В учебном пособии Юреневой Т.Ю. «Музееведение» даются фундаментальные теоретические основы, методы музейного дела, и также фактические данные возникновения музеев, причины и обстоятельства их появления в различных регионах мира, в том числе и Швеции. Из зарубежных авторов нужно отметить Барри Лорда и Марию Пиасенте, написавшие основополагающий труд по экспозиции в музее «Manual of museum exhibition» ; Лессли Бедфорд: «The Art of Museum Exhibitions: How Story and Imagination Create Aesthetic Experiences» , Дэвида Дэна: «Museum Exhibition: Theory and Practice» , представляющие несколько иной взгляд на музейную экспозицию.
Вторая группа включает в себя материалы по истории шведских коллекций, музеев, выставочных проектов. Здесь нужно отметить журнал «Museum», опубликовавший работы: Nordemon E. «In the beginning Skansen», Thordeman B. «Swedish museums», Vahlquist G. «Developing museums part of Sweden’s cultural policy», Kvarning L. «The Wasa: museum and museum exhibit», Johansson H., Nilsson B. «Museum information and communication technologies: the Swedish approach», Biornstad M. «Swedish museums: a brief history». В них, помимо общих исторических сведений и личных впечатлений авторов, выделяется подробное повествование о музеях, исторические сведения об основных работах, хранящихся в музеях. Кроме того, стоит отметить диссертацию Эмилии Лиу о недавних выставочных проектах, в том числе выставках-блокбастерах. Она позволяют проследить общую панораму шведских и международных выставочных проектов, познакомиться с деятельностью, реализуемой и функционируемой для разработки планов проектирования экспозиции. Также информативно коллективное исследование «Maritime Museums in Sweden: Museum Ships in Sweden, Hms Solve, Vasa Museum, Viking, Lightship Finngrundet, the Maritime Museum, Af Chapman» , повествующее о масштабном музейном проекте Васа, которое позволяет проследить общую панораму международных выставок, проводимых музейных исследовательских проектов Швеции, знакомящее с деятельностью по консервации и реставрации культурного наследия. Значительная информация о культурной политике Швеции содержится в публикации О.И. Лазоркиной: «Опыт Швеции в области культурной политики» .
В особую группу необходимо выделить сайты шведских музеев , которые на данном этапе являются самой оперативной информационной базой об истории музейных собраний Швеции и событиях, которые сего происходят в музейном мире Швеции. Самая полная информация содержится на следующих сайтах:
1. Музей Васа. [Офиц. сайт] // Режим доступа http://www.vasamuseet.se/ru - свободный. Дата обращения 10.05.2016
2. Музей Вестерботен [Офиц. сайт] // Режим доступа http://www.vbm. se/en/om-museet.html - свободный. Дата обращения 12.05.2016
3. Национальный музей мировой культуры [Офиц. сайт] // Режим доступа http: //www.varldskulturmuseerna. se/ - свободный. Дата обращения
12.05.2016
Серьезный аналитический материал, относящий к проблематике исследования, содержится в литературе справочного и энциклопедического характера. В данной дипломной работе были использованы следующие издания: Ключевые понятия музеологии. // ICOM.brochure. - 2012, C. 89., Российская музейная энциклопедия [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.museum.ru/rme/ - свободный. Дата обращения 11.05.2015; Словарь актуальных музейных терминов // Музей. 2009. - № 5. - с. 47-69.
Особое место занимает видео-интервью, Арне, данное в преддверие открытия Петербургской биеннале музейного дизайна «ФОРМА». В нем он рассказывает об особенностях Скандинавских музеев их проводимыми ими выставками .
Базовым понятием, используемым в дипломной работе, является категория «экспозиция» и «выставка».
Методы исследования:
Метод компаративного анализа применялся при сравнении теоретических работ по музейной экспозиции и проектированию.
При обобщении деятельности различных королевских правителей и культурных деятелей в отношении музеев и экспозиционно-выставочной деятельности; прослеживании складывания специфики шведской культуры и музейной сети и принципах комплектования коллекций применялся историко-системный метод.
Дескриптивный метод использовался в результате анализа музейных сайтов и выставочных проектов шведских музеев, при описании экспозиционных объектов и материалов.
Дипломная работа состоит из введения, трех, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Во-первых, были рассмотрены теоретические основы музейного экспонирования и проектирования. Подводя итоги о базовых понятиях, методиках и подходах к построению экспозиции в музее, можно сделать следующие выводы:
1. Музейная экспозиция - одно из ключевых, базовых функций музея, которая наиболее полно отражает концепцию, миссию и социально- культурный контекст музея.
2. Экспозиция непосредственно осуществляет музейную коммуникацию между зрителем и научной, художественной концепцией музея.
3. Различные методы проектирования развивались параллельно с музееведческой мыслью; каждый метод соответствуют различным профилям музеев, наиболее полно раскрывающие его содержание.
4. Изменение социально-культурной обстановки, развитие технологий
в XX в. способствовали созданию принципиально новых методов экспонирования: образно-сюжетного, «экспонат в фокусе», метода
погружения.
Таким образом, несмотря на небольшой объем информации, имеющийся относительно развития шведских музеев, как в историческом аспекте, так и на современном этапе, все же имеется возможность для реконструкции истории формирования музейного мира Швеции. Особую роль в складывании музейной сети Швеции сыграли представители шведской королевской семьи (королева Христина Шведская, король Густав Васа, король Густав II Адольф и король Густав III) и шведские коллекционеры (Джонан Гадорф, Зигурд Курман, Артур Хазелиус). На современном этапе музейная сеть Швеции продолжает расширяться. Музеи Швеции в своей деятельности поддерживаются правительством страны, которое реализует ряд программ, направленных на развитие музейного дела, создает всевозможные условия для улучшения коммуникации между музеями и обществом.
Таким образом, приведенные примеры современного подхода при создании музейных экспозиций в Швеции чаще всего используют современные экспозиционные методы и приемы. Для сохранения научного принципа построения музейной экспозиции современные экспозиционные методы и приемы дополняются исторически сложившимися экспозиционными решениями. Современный подход к музейной экспозиции демонстрирует успешные результаты взаимодействия самых различных областей знания: истории, искусствоведения, реставрационной деятельности, химии, программирования... Использование нестандартных экспозиционно - выставочных решений делает очевидным, что музеи становятся намного более посещаемыми и популярными отнюдь не беспричинно. Этому предшествует последовательная и тщательная работа - продуманное место проведения выставки, маркетинговая стратегия, избирательность тематики и ее хотя бы поверхностное знакомство с потенциальными посетителями, интересные и яркие экспонаты, длительный и заблаговременный подготовительный период. Все эти слагаемые обусловили большой успех этих выставок, и музейным работникам следует переработать этот опыт и взять на вооружение его компоненты.
Во-первых, были рассмотрены теоретические основы музейного экспонирования и проектирования. Подводя итоги о базовых понятиях, методиках и подходах к построению экспозиции в музее, можно сделать следующие выводы:
1. Музейная экспозиция - одно из ключевых, базовых функций музея, которая наиболее полно отражает концепцию, миссию и социально- культурный контекст музея.
2. Экспозиция непосредственно осуществляет музейную коммуникацию между зрителем и научной, художественной концепцией музея.
3. Различные методы проектирования развивались параллельно с музееведческой мыслью; каждый метод соответствуют различным профилям музеев, наиболее полно раскрывающие его содержание.
4. Изменение социально-культурной обстановки, развитие технологий
в XX в. способствовали созданию принципиально новых методов экспонирования: образно-сюжетного, «экспонат в фокусе», метода
погружения.
Таким образом, несмотря на небольшой объем информации, имеющийся относительно развития шведских музеев, как в историческом аспекте, так и на современном этапе, все же имеется возможность для реконструкции истории формирования музейного мира Швеции. Особую роль в складывании музейной сети Швеции сыграли представители шведской королевской семьи (королева Христина Шведская, король Густав Васа, король Густав II Адольф и король Густав III) и шведские коллекционеры (Джонан Гадорф, Зигурд Курман, Артур Хазелиус). На современном этапе музейная сеть Швеции продолжает расширяться. Музеи Швеции в своей деятельности поддерживаются правительством страны, которое реализует ряд программ, направленных на развитие музейного дела, создает всевозможные условия для улучшения коммуникации между музеями и обществом.
Таким образом, приведенные примеры современного подхода при создании музейных экспозиций в Швеции чаще всего используют современные экспозиционные методы и приемы. Для сохранения научного принципа построения музейной экспозиции современные экспозиционные методы и приемы дополняются исторически сложившимися экспозиционными решениями. Современный подход к музейной экспозиции демонстрирует успешные результаты взаимодействия самых различных областей знания: истории, искусствоведения, реставрационной деятельности, химии, программирования... Использование нестандартных экспозиционно - выставочных решений делает очевидным, что музеи становятся намного более посещаемыми и популярными отнюдь не беспричинно. Этому предшествует последовательная и тщательная работа - продуманное место проведения выставки, маркетинговая стратегия, избирательность тематики и ее хотя бы поверхностное знакомство с потенциальными посетителями, интересные и яркие экспонаты, длительный и заблаговременный подготовительный период. Все эти слагаемые обусловили большой успех этих выставок, и музейным работникам следует переработать этот опыт и взять на вооружение его компоненты.
Подобные работы
- Значение художественных промыслов России для развития регионального туризма
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ЖУРНАЛ «MUSEUM INTERNATIONAL» КАК ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЕЕ
Бакалаврская работа, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4690 р. Год сдачи: 2017 - НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ В МУЗЕЯХ
Г. БАРНАУЛА
Дипломные работы, ВКР, археология. Язык работы: Русский. Цена: 1550 р. Год сдачи: 2019



