Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Современные тенденции в дизайне экспозиций музеев и выставочных залов

Работа №132436

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы132
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Дизайн как средство проектирования современной музейной экспозиции 17
1.1. История становления экспозиционного дизайна музеев 17
1.2 Теоретические основы современной музейной экспозиции 37
Глава 2 . Современные приемы и тенденции в экспозиционном дизайне. 54
2.1 Основные свойства современного музейного дизайна 54
2.2. Современные подходы к дизайну экспозиции. 64
2.3. Технологические и социальные инновации в дизайне музейной экспозиции 76
2.4. Роль куратора в дизайне музейной экспозиции 90
Глава 3. Экспозиционно выставочная деятельность ЦВЗ «Манеж» г.Санкт-Петербург 101
3.1 Театрализация, интерактивность и коммуникативность как экспозиционные приемы на выставке Lexus Hybrid Art. «Предвосхищение. Конструктор будущего». ЦВЗ «Манеж» 2016 102
3.2. «Китайская армия. Свет китайской цивилизации.» Дизайнерское решение выставки работ современных военных художников Китая. 106
Заключение 110
Список литературы 114
Приложение 1. Интервью. 128
Приложение 2. Иллюстрации. 134


За последние десятилетия искусство экспозиции, как основная и зримая часть музейной работы, прочно утвердилось в качестве самостоятельного вида деятельности. Методика создания экспозиции – динамично развивающаяся область современной музеологии. Актуальные выставочные проекты отличает открытость к вариативности смыслов и интерпретаций, они предельно креативны и зачастую провоцируют зрителя на активную позицию по отношению к увиденному, включают его в творческий процесс, приглашают к сотрудничеству. И, тем не менее, новые открытия, опыты и эксперименты в создании современных экспозиций базируются на теоретических разработках и утвердившихся во времени принципах проектирования.
В настоящее время можно отметить активное развитие экспозиционно-выставочной деятельности музеев и выставочных залов. Экспозиция, как культурный феномен играет важную роль в жизни современного человека – она источник знаний, транслятор эстетических канонов, составляющая социальной коммуникации.
Подходы к изучению дизайна экспозиции как искусству организации музейного и выставочного пространства в современном музейном деле представляют особую значимость. Систематизация методов моделирования и теоретических основ дизайна экспозиции позволят сделать практические выводы относительно современных тенденций и перспективных направлений в развитии экспозиционного дизайна в России.
Актуальность выявление новейших тенденций в экспозиционном дизайне музеев и выставочных залов продиктовано стремлением музеев занимать позиции современных и передовых культурных центров, идущих в ногу со временем, институций, формирующих мировоззрение и ставящих острые, злободневные вопросы. Изучение и применение современных экспозиционных приемов дает, возможность проектировать выставочное пространство так, что оно будет длительное время сохранять свою актуальность.
Музейная экспозиция отражает социальные и идеологические изменения в обществе, художественные открытия и научно-технические достижения. Экспозиционный дизайн как направление деятельности музея, чутко откликается на изменения, происходящие не только в музейной отрасли, но и в обществе в целом. Каждому времени соответствуют свои стилистические инновации, продуктивные подходы, поэтому в силу постоянно происходящих усовершенствований - будь то новейшие технологические разработки или новые приемы визуализации, и возможность их включения в экспозиционное пространство, вопросы исследования и выявления наиболее интересных и современных тенденций в дизайне всегда будет актуальны.
Изучению истории возникновения дизайна и феноменов его функционирования посвящены труды западных теоретиков Шарлотты и Петера Филл, Клер Зиммерман, Петера Шмидта, Джеймса Куно. Среди российских исследователей можно отметить работы таких специалистов В.Л. Глазычева, А.Н. Лаврентьева, В.Ф. Рунге, М.М. Каган и других. Дизайн представляется важной и значимой областью исследования, поскольку художественная и экспозиционная практика постоянно расширяются, претерпевают множество изменений.
К вопросам изучения экспозиционного дизайна отечественные исследователи обращаются с 60-х годов прошлого века. В данной области стоит особо отметить работу Михайловской A.И., которая была одним из первых трудов, посвященных систематизации научных, содержательных и «технических» подходов к созданию экспозиции. Работы Т.П. Калугиной освещают эстетические аспекты экспозиционной деятельности, описывают экспозиционные приемы, применяемые в выставочном дизайне. Т.П. Поляков сформулировал авторский подход к проектированию экспозиции, разработал методико-методологическую базу создания экспозиции. В работах М.Т.Майстровской рассматриваются вопросы подходов к дизайну экспозиионного пространства.
Истории становления художественного проектирования и изучению экспозиционных практик, посвятили свои труды такие авторы, как Закс А.Б. Бхаскаран Д., Мелодинский Д.Л., Е.Н. Мастеница, Д.А. Равикович, А.М. Разгон, Клике Р.Р., Шляхтина Л.М. и др.
Экспозиционная деятельность как основной канал коммуникации между музеем и зрителем рассматривалась в работах, Е.А. Розенблюм, Е.О. Торопова, Желондиевская Л.В. Гнедовский М.Б., Генисарецкий О.И.,
Теоретические аспекты исследовали Ф.А. Костриц, В.В. Литвинов, А.В. Ляшко, М.Т. Майстровская, Н.В. Мазный, С.В. Пшеничная, Гусев Э.Б. и многие другие.
Изучением цифровых и мультимедийных технологий и обоснованием их применения занимались Галлеев Б. М., Кан Д., Рязанова A.A. Смирнова Т.А. и многие другие
Институту кураторства и его роли в экспозиционном дизайне посвятили свои работы Гройс Б. Мизиано В. Самарская А., Х. Зееман. Об особенностях в дизайна для людей с ограниченными возможностями писала Клюкина А. И.
Появляются сборники научных статей: «Музейная экспозиция. На пути к музею XXI века» (1997), «Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков» (2001), «Музей и современные технологии» (2005).
В зарубежной литературе к проблеме дизайна экспозиции обращаются Э.Богль, Х. Хааке, Н. Симон, Н. Хейних и М. Поллак.
Современные дизайнерские практики активно освещают электронные ресурсы: «Лаборатория музейного проектирования» и museum.ru , в которых представлены научные статьи, теоретические исследования и примеры практической реализации экспозиционных решений.
Представленное исследование является анализом теоретических основ изучения экспозиционного дизайна, а также выявляет наиболее значимые изменения в практических подходах к дизайну экспозиций музеев и выставочных залов.
Объектом исследования данной работы являются современные экспозиции музеев и выставочных залов.
Предметом исследования – научно-теоретические, практические и технологические изменения в дизайне экспозиций музеев и выставочных залов
Цель исследования диссертационной работы - выявить и проанализировать основные современные тенденции в дизайне экспозиций музеев и выставочных залов.
Для достижения данной цели в рамках диссертационной работы будут решены конкретные исследовательские задачи:
• Рассмотреть историю и периодизацию становления экспозиционного дизайна;
• Раскрыть особенности в подходах к дизайну выставок и экспозиций;
• Выявить и проанализировать основные свойства дизайна экспозиций;
• Проанализировать новые экспозиционные практики.
Хронологические рамки исследования охватывают период, начиная с 60-х годов ХХ века по настоящий момент - начало XXI века.
Методологическую основу исследования составили принципы и понятия, разработанные ведущими теоретиками и практиками отечественной музеологии Т.М. Майстровской, Т.П. Поляковым, Е.А. Розенблюмом и др
Пространственно-географические границы охватывают музеи и выставочные залы России, стран Европы и США.
В ходе исследования был применен комплексный подход к изучению темы, который включал сравнительно-исторический, аналитический, метод структурного анализа, типологический метод, а также экспериментальный метод, который позволил на практике проверить основные современные подходы к дизайну экспозиции.
В процессе исследовательской работы был проведен комплексный анализ дизайна музейных экспозиций и выставочных проектов российских и зарубежных музеев. Автор лично посетила экспозиции музеев Тель-Авива, Вашингтона, Нью-Йорка, Хельсинки, Токио, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, где была произведена фотофиксация экспозиционных решений, на основании которых был осуществлен комплексный анализ дизайна экспозиций. Были проведены личные встречи с кураторами и экспозиционерами, в ходе которых были обозначены основные, наиболее остро стоящие проблемы и подходы к экспозиционному дизайну.
Научная новизна исследования:
• В данной работе выявлены свойства дизайна современной экспозиции;
• Проанализированы экспозиционные приемы в дизайне не только экспозиций музеев, но и выставочных залов, на примере ЦВЗ «Манеж» г. Санкт-Петербург
• Разработаны подходы к дизайну экспозиционного пространства.
Научно-практическая значимость:
Результаты исследования могут быть использованы в разработке учебных программ по курсу «Визуальные технологии в музее», для студентов высших учебных заведений, проходящих обучение по программе изучения музееведения. Предложенные разработки могут служить практическими рекомендациями при создании дизайна экспозиций музеев и выставочных залов, а также разработке учебно-методических пособий.
Структура диссертации обусловлена логикой и последовательностью решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения, а также иллюстративного материала.
Апробация
Международная научно-практическая конференция «Музейная экспозиция во времени и пространстве культуры» (14-16 апреля 2016 г), доклад «Музейное пространство, подходы к определению».
Автор лично принимал участие в создании дизайна экспозиций ЦВЗ «Манеж» - «Мерцание гладкой яшмы», представляющей монументальные работы современного китайского художника Цуй Жучжо, выставки современного Греческого искусства «Гений места», выставки работ художников китайской народной освободительной армии «Свет нации», а так же в создании реконцепции Музея космонавтики и ракетной техники им. В.П. Глушко.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование современных тенденций в дизайне экспозиций музеев и выставочных залов позволило рассмотреть и проанализировать историю и периодизацию становления экспозиционного дизайна, его эволюцию от продукта промышленного производства до самостоятельного вида экспозиционной деятельности современного музея. Музейный дизайн представляет собой архитектурные и дизайнерские находки и решения, предназначенные для обустройства музейной среды, представления музея и его коллекции широкому зрителю и продвижения музейного продукта. Понятие «дизайн экспозиции» в современной музееведческой терминологии понимается как «искусство средового проектирования, использующего комплекс проектировочных, конструктивных, технологических и других средств для создания художественно образного строя выставок»
В ходе исследования нашла подтверждение гипотеза о том, что экспозиция создается с учетом грядущих изменений, она ориентирована на будущее, поэтому первостепенную важность для дизайнера и проектировщика экспозиций музеев и выставочных залов приобретают умение ориентироваться в современных дизайнерских приемах, знание новейших технологий, навыки грамотного синтеза традиционных классических подходов и новомодных течений. Умение предвосхитить время, создать экспозицию, которая в течение нескольких лет не потеряет своей актуальности отличает работу профессионального дизайнера.
Выявлено, что выставочные проекты, чей срок «экспозиционной жизни» относительно короткий – от нескольких недель до нескольких лет, отличает смелость в дизайнерских решениях, эксперименты с использованием оригинальных временных выставочных конструкций и возможность использовать ультрасовременные технологии. В то время как подходы к дизайну музейных экспозиций, создаваемых на длительный период времени, отличаются большей основательностью и консервативностью подходов. Они принимают во внимание целый комплекс факторов, оказывающих воздействие на процесс художественного и эстетического восприятия человека, его способность усваивать определенное количество информации.
Исследование показало открытость современных экспозиционных проектов к вариативности смыслов и интерпретаций, они предельно креативны и зачастую провоцируют зрителя на активную позицию по отношению к увиденному, включают его в творческий процесс, приглашают к сотрудничеству. Однако, следует иметь ввиду, что новые открытия, опыты и эксперименты в создании современных экспозиций базируются на теоретических разработках и утвердившихся во времени принципах проектирования.
Современная экспозиция обладает рядом свойств, наличие которых определяет ее актуальность. Это функциональность, информативность, коммуникативность, интерактивность, экспрессивность и универсальность.
Экспозиционеры стараются находить и вырабатывать собственные оригинальные приемы создания экспозиционных комплексов для того, чтобы привлечь в музей посетителя с новым, современным типом мышления, в котором «органично соединение логического и образного, интеграция понятийного и наглядного, формирование интеллектуальной образности и чувственного моделирования». Креативность современной экспозиционно-выставочной деятельности, внедрение новых форм и приемов при разработке дизайна экспозиции, нацелены на качественные улучшения восприятия экспозиционного материала и авторской задумки посетителем.
Было определено, что грамотное использование новейших цифровых и мультимедийных технологий в дизайне экспозиции существенно повышают ее информативность и коммуникативные функции. Позволяют более полно раскрыть потенциал подлинного музейного предмета. Социальные и технологические инновации в современном музее, интегрируясь в экспозиционно-выставочное пространство, создают новые огромные ресурсы для его жизнедеятельности, открывают новые возможности передачи информации посетителям. Однако не стоит забывать, что любая технология является лишь вспомогательным элементом в презентации музейного предмета и используется дизайнерами не вместо, а вместе и для привлечения внимания и повышения информативности музейной экспозиции.
В работе была проанализирована фигура куратора, как творца экспозиции и определена его главенствующая роль принятии экспозиционных решений. Он рассматривается как человек, который формирует художественный процесс, становится проводником между художником и зрителем. Его авторская позиция, творческие интерпретации, поиск новых смыслов и оригинальных способов их визуализировации привлекают музейного зрителя.
В последние несколько лет набирает популярность прием включения музейного посетителя в экспозиционное действие. Он становится соавтором, активным участников экспозиционных процессов. При использовании в дизайне экспозиций подобных подходов меняется в лучшую сторону усвоение информационного сообщения музея, эмоциональное вовлечение посетителя, повышается лояльность к конкретному музею или выставочному залу.
Сейчас к дизайнерам-проектировщикам приходит понимания необходимости создания комфорта для восприятия экспозиционного пространства музейным зрителем. Речь идет об изменении «масштабности» экспозиционного проекта. Выставки последних лет становятся меньше, с помощью экспозиционных приемов выставочное пространство «дробится» на небольшие, соразмерные человеку, и комфортные для усвоения материала зоны. Поэтому дизайнерами активно используются различного рада перегородки. Вслед за демократизацией самого музея, изменения его парадигмы от хранилища материальных ценностей к коммуникативной многофункциональной институции, изменился и подход к дизайну выставок – они становятся «проще», уходит пафос и неприступность. Сомасштабность, антропомерность являются значимыми критериями для создания экспозиционного дизайна.
Результаты данного исследования показывают, что современная экспозиционная практика стремится в своей деятельности к созданию целостного образа, будь то коллекция, интерьер или иллюстративный комплекс. Поэтому экспозиции, спроектированные в последние годы отвечают принципам внутреннего единства, информационной емкости, что создает в конечном итоге художественную образность, приближает саму музейную экспозицию к новому виду искусства. В последнее время в современной экспозиционной деятельности музеев особой популярностью пользуется музейно-образный метод создания экспозиции, поскольку именно он в наибольшей степени отвечает интересам современного общества, искушенного легкой доступностью информации, высоким включением технологий во все процессы жизни. Экспозиционные приемы, основанные на данном методе и описанные в представленном исследовании, способны вызывать духовные и душевные переживания, оказывать глубокое эмоциональное воздействие на музейного зрителя.



1. Азизян И.А., Добрицина И.А., Лебедева Г.С. Теория композиции как поэтика архитектуры. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 568 с.
2. Американский кабинет И. Бродского в музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. URL:http: // akhmatova. spb. ru (дата обращения: 10. 03. 2017).
3. Англо-руский словарь (онлайн) )http://wooordhunt.ru/dic/content/en_ru
4. Арзамасцев В.П. О семантической структуре музейной экспозиции // Музееведение. На пути к музею XI века. М.: НИИ культуры, 1989. 256 с.
5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392 с.
6. Балаш А. Н. Вещь в музейной инсталляции // Труды СПбГУКИ. 2015. №. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vesch-v-muzeynoy-installyatsii (дата обращения: 04.05.2017).
7. Богородский С. Художественная выставка в условиях современной культуры//Диссерт. – СПб, 2007
8. Большой проект 80-х: 17-я Молодежная выставка // Художественный журнал. 2003. №53. Электронный ресурс. URL: http://xz.gif.ru/numbers/53/dondurey/
9. Бонет Л. Дизайн выставок Рип-холдинг. М., 2006. 216 с.
10. Борев Ю.Б. Эстетика. – М., «Высшая школа», 2002.
11. Боровский А.Д. Современное искусство в Русском музее: Интервью // Диалог искусств. 2009. No 5. C. 66
12. Брайан ОДогерти. Внутри белого куба .- Москва: АдМаргинем Пресс, 2015 С. 86
13. Бхаскаран Д. Дизайн и время. Арт-родник. 2007. 256 с.
14. Ваньшин С. Н., Ваньшина О. П. Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средства- ми: Методическое пособие. М.: ГДМ, 2009. С.5-6
15. Ваньшин, С.Н., Ваньшина, О.П. Тифлокомментирование, или словесное описание для слепых : инструкт.-метод. пособие / С.Н. Ваньшин, О.П. Ваньшина ; под общ. ред. В.С. Степанова, С.Н. Ваньшина. - М., 2011. - 62 с.
16. Веселицкий О. В. Понятие и сущность художественного проектирования музейных экспозиций // ВМ. 2010. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-hudozhestvennogo-proektirovaniya-muzeynyh-ekspozitsiy (дата обращения: 07.05.2017).
17. Водчиц С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Техносфера, 2005. 250 с.
18. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Под ред. В.А.Феоктистовой. М.: Логос, 1993. С. 8
19. Встреча двух миров. Из коллекции Renault art: каталог выставки // Новый Манеж, Renault в России. 2010. 58 е.: ил
20. Галлеев Б. М. Компьютер и искусство // Человек. 2001. No 4. С. 119.
21. Гельфонд A.JI. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: учебное пособие. М.: Архитектура-С, 2006. 345 с.
22. Генисаретский О.И. Начало знаний о культуре. М.: ВНИИТЭ, 1969. 340 с.
23. Генисаретский О.И., Черневич Е.В. Визуалистика: об исследовании и проектировании систем визуальной коммуникации. Ч. 2. М.: ВНИИТЭ, 1990. 345 с.
24. Глазычев B.JI. Архитектура: энциклопедия. М.: Астрель: ACT, 2002. 672 е.: ил.
25. Глазычев B.JI. Проектная картина дизайн. Ч. 1. М.: ВНИИТЭ, 1990. 255 с.
26. Глазычев В.Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. - М.: Искусство, 1970. - 191 с
27. Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. Сб. научн. тр. НИИК. М., 1989. С. 21.
28. Гольдштейн А.Ф. Франк Ллойд Райт. М.: Стройиздат, 1973. 107 с.
29. Гройс Б. Топология современного искусства // Художеств. журн. 2006. No 61 / 62. URL: http: // xz. gif. ru
30. Гройс Б. Художник как куратор плохого искусства // Гройс Б. Искусство утопии. – М.: Художественный журнал, 2003. – С. 232-239.
31. Гусев Э.Б., Прокудин В.А., Салащенко А.Г. Выставочная деятельность. Терминология и классификация выставочно-ярмарочной деятельности Электронный ресурс. URL: evartist.narod.ru/textll/02.htm
32. Гутнов А.Э. Мир архитектуры: язык архитектуры Электронный ресурс. URL: http://www.rusarch.ru/gutnovl .htm
33. Дёмкина Д.В. Кураторство и художественный проект в системе современного искусства: историко-теоретический анализ: дис. Барнаул, 2012. 156 с.
34. Дукельский В. Ю. Проектирование музейной экспозиции // Музейное проектирование… С. 63.
35. Дукельский В.Ю. Музеи. Маркетинг. Менеджмент: практическое пособие // Лаборатория музейного проектирования Электронный ресурс. URL: http://www.future.museum.ru/lmp/books/mmm.htm
36. Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация: модели, технологии, практики // Лаборатория музейного проектирования Электронный ресурс. URL: http://www.future.museum.ru/lmp/books/MusComm.htm
37. Дуцев М.В. Концепция архитектуры современного центра искусств: диссертация. Нижний Новгород, 2005. 249 с.
38. Евмененко Е. В., Трущелева А. В. Психология лиц с нарушениями зрения: Учебно-методическое пособие. Ставрополь: СГПИ, 2008. С.18
39. Ерешко Ю. В. Оружие как объект музейного экспонирования. Автореф. дисс. канд. культурологии. СПб., 2008.
40. Ермолаев А.П., Шулика Т.О., Соколова М.А. Основы пластической культуры архитектора-дизайнера: учеб. пособие. М.: Архитектура-С, 2005. 464 е.: ил.
41. Ермолаева-Тотмина Л.Б. Психология художественного творчества: учебное пособие. М.: Академический Проект, 2003. 304 с.
42. Ефимов А., Шулика Т. Открытое проектирование // Музейная экспозиция. Теория и практика музейной экспозиции. Новые сценарии и концепции: сборник научных статей. М.: Российский институт культурологии, 1997. 178 с.
43. Желондиевская Л.В., «Новое понимание коммуникативно-логических связей в проектировании системы коммуникаций в экспозиции». No5 (166)/май`2014 23
44. Закс А. Б. // Традиция и поиск. Проблемы новой экспозиции ГИМ по истории капитализма. — М., 1991. — С. 16—17. — (Труды ГИМ. Вып. 77).
45. Закс А.Б. Российская музейная энциклопедия. Т.2. -М.: «Прогресс» «Рипол классик», 2001. –С.355
46. Закс, А. Б. Эпоха капитализма в экспозициях Государственного Исторического музея (1931—1957)
47. Зельдмайр Г. Искусство и истина. Теория и метод истории искусства. СПб.: AxioMa, 2000. 272с.
48. Иванова Л. «Кто разрабатывает концепции выставок современного искусства: кураторы или сами художники?» Интернет журнал «TheQuestion», 13 мая 2016 года
49. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2014. – № 166. – С. 133-143.
50. Интерактивные экспозиции: реакция посетителей // Международный журнал Museum (ЮНЕСКО), No 208, 2001 (с.53-59)
51. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 416 с.
52. Каган М.С. Художественное освоение мира как синкретическое единство четырех основных видов деятельности: человеческая деятельность. М.: Издательство политической литературы, 1974. 250 с.
53. Калиничева М.М., Жердев Е, Новиков А. и др. Научная школа эргодизайна ВНИИТЭ: предпосылки, истоки, тенденции становления. Оренбург, 2009. 250 с.
54. Калугина Т. П. Место и роль музея в современной культуре //Художественный музей в образовательном процессе. Научно-практическая конференция: тезисы выступлений.–СПб.: СпецЛит. – 1998. – С. 42-44.
55. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры: монография. СПб.: Петрополис, 2008. 244 с.
56. Кан Д. Современная западная музейная теория: что она может сказать о русских музеях эпохи революции и о современном музееведении? // Русский авангард: проблемы репрезентации и интерпретации. 2001. Вып. 5. С. 47-51.
57. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. 109 с.
58. Кириллова Н. Б. Глобальная медиасреда и парадоксы экранной культуры // Экранная культура в современном медиапространстве. Екатеринбург: Урал. рабочий, 2006. С. 30
59. Клике P.P. Художественное проектирование экспозиций. М.: Высшая школа, 1978. 368с.
60. Клюкина А. И. Музей и социализация инвалидов // Музей. 2012. No 2. С. 8
61. Коник М.А. Архив одной мастерской. М., 2005. С. 80
62. Котович, Т.В. Энциклопедия русского авангарда / Т.В.Котович. – Мн.: Экономпресс, 2003. – 416с
63. Красилина Г. Музей и его посетитель / Г. Красилина // Искусство. 1985. -№11.-С. 41-43.
64. Крейн А. Записки музейного работника / А. Крейн // Советский музей. -1989.-№6 (110).-С. 39-42.
65. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. 640 с.
66. Культурология. Музыка, подвластная математике. Светомузыкальное пространство от Редзи Икеды // Проект Kulturologia.ru Электронный ресурс. URL: http://www.kulturologia.ru/blogs/210611/14736/
67. Кушнер Б.А. Организаторы производства: Доклад в Институте Художественной культуры 30 марта 1922 г.). [Статья] // Леф. 1923. N 3. С.97-103.
68. Кульбачевская О. В.; Худож. А. Ю. Никулин, А. Е. Смирнов. — М.: Прогресс; Рипол Классик, 2001. http://www.museum.ru/RME/dictionary.asp?38
69. Лаврентьев Α. Η. История дизайна. М., ГАРДАРИКИ, 2007
70. Лаврентьев А. Эксперимент в дизайне. М.: Университетская книга, 2010. 340 с.
71. Лаврентьев А.Н. Лаборатория конструктивизма. Опыты графического моделирования. - М.: Грантъ, 2000.
72. Ле Корбюзье Архитектура XX века. М.: Прогресс, 1977. 345 с.
73. Ле Корбюзье. Модулор: опыт соразмерной масштабу человека гармоничной системы мер, применимой как в архитектуре, так и в механике. М.: Стройиздат, 1976. 340 с.
74. Лебедев A.B. Музей и личность // Лаборатория музейного проектирования Электронный ресурс. URL: http://www.future.museum.ru/lmp/books/MusLich.htm
75. Лебедев A.B. Музейное проектирование // Лаборатория музейного проектирования. Российский институт культурологи Электронный ресурс. URL: http://www.future.museum.ru/lmp/books/Mus Proj.htm
76. Литвинов В.В. Практика современной экспозиции. Рудизайн, 2005. 540 с.
77. Лобанова В. Музей как фактор развития территории // Музей и регион. М., 2011., с 151
78. Лобанова, В. С. О роли архитектурно-художественного решения в повышении выставочной экспозиции / В. С. Лобанова // Музейное дело в СССР. Вып. 20. — М., 1990. С. 97
79. Лорд Б., Лорд Г.- Д. Менеджмент в музейном деле. М., 2002 С. 134
80. Лоренс Я., Сколник Л. Дизайн выставок: практическое руководство. М.: ACT, 2008. 345 с.
81. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб: Искусство-СПб., 2005. 704с.: ил.
82. Мазный, Н.В. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы / Н. В. Мазный, Т. П. Поляков, Э. А. Шулепова. - М. : Б. и., 1997. - 211 с.
83. Марьо Мяэнпяа: «Лучший способ изменить мир – это образование» интернет Газета Фонтанка, 08.06.2012
84. Майстровская М.Т. Экспозиционный дизайн музея: основные понятия. Журнал Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА Издательство: Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова (Москва), 2012 , - №4, - с 4-12
85. Майстровская М.Т. Композиционно-художественные тенденции формообразования музейной экспозиции: в контексте искусства, архитектуры, дизайна: дис. М., 2002. 340 с.
86. Майстровская М.Т. Музейная экспозиция. Искусство. Архитектура. Дизайн. Тенденции формирования. Ч. 1. М.: Рос. ин-т культурологии: Моск. гос. худ.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова, 2002. 275 е.: ил.
87. Майстровская М.Т. Музейная экспозиция. Тенденции развития // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции: сборник научных трудов. М.: Российский институт культурологии, 1997. 216 с.
88. Майстровская М.Т. Образ и пространство в экспозициях искусств // материалы V Боголюбовских чтений Электронный ресурс. URL: http://ogis.sgu.ru/ogis/bogo/mat5/mat5-l.html
89. Майстровская, М.Т. Очерк развития современного экспозиционного дизайна (музеи искусств) / М.Т.Майстровская // Музейная экспозиция. На пути к музею XXI века: сб.науч. ст. / отв. ред. М.Т.Майстровская. – М.: РИК, 1997.
90. Майстровская, М.Т. Художественно-композиционные основы и тенденции формирования оборудования экспозиций музеев изобразительных и прикладных искусств : Опыт обоснования концепции : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.05 М., 1987
91. Манхейм К. Социологическая теория культуры в ее познаваемости. СПб.: Университетская книга, 2000. 501 с.
92. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма: монография. СПб.: Алетейя, 2000. 347 с.
93. Марц JI.B. О воспитании визуального мышления. Вып. 4. М.: ВНИИТЭ, 1973. 245 с.
94. Мастеница Е.Н. Актуализация культурного наследия в музеях- заповедниках России. Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. Вестник ОГУ 2014. №1 (13) с.90
95. Мастеница Е.Н. Культурологические основания музееведческих исследований // Науки о культуре – шаг в ХХI век: сб. материалов ежегодн. конф. молодых ученых. Москва, декабрь, 2002 г. / сост. и ред. И.М. Быховская, Е. Шенкарева. – М., 2003. – С. 424–432.
96. Мастеница Е.Н. Многомерный феномен музея // Наследие в эпоху социокультурных трансформаций: Материалы международной конференции. М., 2010. С 377
97. Махлина С.Т. Семиотический аспект музейной экспозиции // Музей в современной культуре. СПб., 1997. С. 109-119.
98. Мачульский Г.К. Мис ван дер Роэ. Серия: Мастера архитектуры. М. Стройиздат. 1969г. 256 с.
99. Международная художественная ярмарка: экспо-парк выставочные проекты Электронный ресурс. URL: http://www.art-moscow.ru/1905.html
100. Мелодинский Д.Л. Школа архитектурного дизайнерского формообразования. М., 2001. 310 с.
101. Мизиано В. Пять лекций о кураторстве. М.: Ad Marginem Press, 2014
102. Миневрин Г.Б., Шимко В.Т. Дизайн архитектурной среды. М.: Архитектура-С, 2004. 315 с.
103. Миневрин Г.Б., Шимко В.Т. Дизайн: иллюстрированный словарь-справочник. М.: Архитектура-С, 2004. 288 е.: ил.
104. Минервин Г.Б. Красота и художественная образность в дизайне. Вып. 4. М.: ВНИИТЭ, 1973.
105. Минина С. Почувствуйте разницу // Итоги Электронный ресурс. URL: http://www.itogi.rU/archive/2001/3/119670.html
106. Михайловская А. И. Музейная экспозиция (организация и техника). М., 1964.
107. Моравский С. Об экспонировании и выставках // Terra incognita Электронный ресурс. URL: http://www.terraincognita.in.ua/ti3/0303ru.html
108. Музейная экспозиция. Архитектурно-художественное решение. Самарский областной историко-краеведческий музей им. П. В. Алабина Электронный ресурс. URL: http://www.alabin.ru/alabina/profi/courses2009/exposition/glaval/
109. Музейная экспозиция. Теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции / Рос. ин-т культурологии ; отв. ред. М.Т.
110. Никишин Н.А. Язык музея как универсальная моделирующая система музейной деятельности // Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. тр. [Редкол.: В Ю. Дукельский (отв. ред.) и др.]. – М. : НИИК, 1989 С. 63
111. Никишин H.A. Музей и новые технологии Электронный ресурс. URL: http^/www.future.museum.ru/lmp/books/m andnt.htm
112. Никишин H.A. Музейные средства: знаки и символы // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции (На пути к музею XXI века): сб. науч. трудов. М., 1997. 26 с.
113. Обухова С. О выставке // Перформанс в России: 1910−1920. Картография истории. Каталог. М., 2014. С. 026. (Sasha Obukhova. O vystavke // Performans v Rossii: 1910−1920. Kartografiya istorii. Katalog. Moskva, 2014. S. 026.)

114. Павлова В. А. Пространственные иллюзии. Методы визуальной коррекции среды: архитектура и современные информационные технологии МАРХИ Электронный ресурс. URL: http://www.marhi.ru/AMIT/2009/2kvart09/Pavlova/Article.php
115. Панченко А.С. Основные тенденции современной выставочной деятельности художественного музея (на материале музеев Санкт-Петербурга рубежа ХХ-ХХ1 вв.) Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. С-Пб 2012 С.36
116. Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования, или «Как делать музей?» М.: ПИК ВИНИТИ, 2003. 454 с.
117. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2003. 656 с.
118. Пригов Д. А. Инсталляция (Азбука). URL: http: // litmir. net / br / ?b=61298
119. Пригов Д. Из жизни инсталляций // GiF. Ru: Информагентство Культура: сайт. 2004. URL: http: // gif. ru
120. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 763 г. Москва "Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности"
121. Пространство Вхутемас: Наследие. Традиции. Новации: материалы Всероссийской научной конференции, 17-19 ноября, 2010 г. М.: МАРХИ, МГХПА им. С.Г. Строганова, 2010. 240 с.
122. Пфайффер Б. Райт. Арт-родник. 2006. 96 е.: ил.
123. Пшеничная C.B. Музей как информационно-коммуникативная система. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. СПб, 2000, С. 15.
124. Пшеничная С.В. «Музейный язык» и феномен музея. Серия «Мыслители», выпуск 4. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
125. Равикович Д.А. Социальные функции и типология музеев // Музееведение. Вопросы теории и методики. М., 1987.
126. Разгон A.M. К вопросу об изучении истории музейного дела // Очерки истории музейного дела в СССР. Вып.7. М., 1971.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ