Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЩЕНИЕ КАК ЯЗЫКОВОЙ КОМПОНЕНТ РУССКОЙ ПОЭЗИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭЗИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА)

Работа №63364

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы88
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
153
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел 1. Обращение как синтаксическая категория
(История вопроса) 6
Раздел 2. Обращение в поэзии Ф.И.Тютчева 43
Раздел 3. Лексико-семантические особенности обращений в поэзии
В.Г.Бенедиктова 66
Глава 3. Методические рекомендации к изучению обращения в школьном
курсе русского языка 70
Заключение 79
Использованная литература

Цель квалификационной работы состоит в том, чтобы углубить знания учителя русского языка по теме "Обращение", проанализировать с этой точки зрения программы и учебники русского языка по стабильным и параллельным учебным комплексам, рассмотреть категорию обращения с теоретической точки зрения: вскрыть синтаксическую природу обращения, проанализировать имеющиеся точки зрения в истории отечественного языкознания и в современной лингвистике на решение вопроса о том, какое место занимает обращение в структуре предложения и высказать свою точку зрения на то, как квалифицировать синтаксическую сущность обращения. Задача квалификационной работы состоит в том, чтобы проанализировать собранный методом сплошной выборки материал поэзии XIX века. Структур- но-семантическая характеристика обращений дается на языковом материале поэзии В.Г. Бенедиктова и Ф.И. Тютчева. Поэзия для обоих была прежде всего средством самовыражения.
Их поэзия олицетворяет собой движение, поиск истины в самых разных ее проявлениях. Философская мысль являлась главным содержанием их лирики, она определяла художественную структуру стиха. Оба поэта пытались постигнуть смысл бытия, понять его первооснову, т.е. жили большим разумом. Они умели передать тончайшие нюансы переживаний, уловить прелесть и новизну мгновения в человеческой жизни. Эти две темы - сущность бытия и чувства человека были основными в их творчестве.
Общая для обоих поэтов была музыкальность стиха, его изысканность.
При написании квалификационной работы были использованы такие методы лингвистического анализа, как: метод наблюдения и сопоставления, метод сплошной выборки, анализ и обобщение изученного материала.
Собранный материал имеет выход в практику.
По школьной программе "Русский язык" знакомство с обращением начинается в 5 классе в разделе "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи", где дается понятие об обращении и о знаках препинания при нем. Более подробно обращение изучается в 8 классе, где вводится понятие о распространенном обращении и вырабатываются навыки интонационно правильного произношения предложений с обращениями.
В курсе русского языка по параллельным учебным комплексам, в частности в учебном комплексе под ред. В.В. Бабайцевой, изучение обращения также начинается в 5 классе в разделе "Синтаксис и пунктуация", а завершается в 8 классе в разделе "Предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями". Здесь традиционно рассматриваются знаки препинания и интонация при обращении и вводится новая информация - роль обращения в речи, а также вырабатываются навыки использования в речи обращений с учетом содержания и стиля высказывания.
Ничего нового по сравнению со стабильными учебниками при изучении обращения не дает учебный комплекс под ред. М.М. Разумовской: 5 класс - "Обращения. Знаки препинания при обращении" , 8 класс - "Обращение нераспространенное и распространенное, знаки препинания при обращении". Учебник для общеобразовательных заведений дает следующее определение обращения: "это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Оно имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией". Указывается, что обращения могут быть распространенными и нераспространенными; называется сфера применения обращений (в устной речи и письмах), показывается морфологическое выражение обращений (существительные, субстантивированные прилагательные и причастия), определяется место обращения в предложении (начало, середина, конец).
В учебном комплексе "Русский язык. Теория" под ред. проф. В.В. Бабайцевой в разделе "Предложения с обращениями" усилен стилистический аспект: показывается, что строение и значение обращений различаются в зависимости от формы и стиля речи. В разговорной речи чаще встречаются нераспространенные обращения, называющие лицо по имени, по имени и отчеству, по фамилии. Даются рекомендации по использованию обращений в письменной речи, в языке художественных произведений.
В учебном пособии для общеобразовательных учебных заведений Д.Э. Розенталь ’’Русский язык. 10-11 кл.” тема ’’Обращение" рассматривается в разделе "Обращение. Вводные слова и предложения".
Квалификационная работа позволила намного расширить материал не только школьного, но и вузовских учебников; показала, насколько сложными являются, на первый взгляд, простые явления. Это позволит сделать более содержательными уроки по теме "Обращение" в школе. Собранный материал можно использовать при характеристике языка и стиля художественных произведений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Можно сделать вывод: целесообразно рассматривать обращение как особый член предложения, употребляемый в структуре предложения в форме именительного падежа существительного с целью выделить лицо, предмет или определенное представление, к кому непосредственно обращена или в чей адрес направлена речь говорящего. Можно согласиться с Г. А. Основиной, что обращение нужно рассматривать как явление текста.
К рассмотренным в первой главе концепциям хочется добавить еще одну. Речь пойдет о точке зрения профессора Г.П. Торсуева.
На основе анализа интонации профессор Г.П. Торсуев пришел к выводу, что обращение представляет собой коммуникативный член предложения. Проведенные экспериментально-фонетические исследования интонации обращения подтвердили эту точку зрения (В.К. Кузьмичева. "К вопросу об интонационной структуре обращения в современном русском языке"). Результаты проведенного экспериментального обследования нам кажутся интересными. Они сводятся к следующему.
1. Экспериментальным путем доказывается, что так называемая звательная интонация, то есть интонация, с которой произносится обращение, является разновидностью побудительной интонации. Этим подтверждается точка зрения Г.П. Торсуева, выделяющего обращения в качестве самостоятельного члена побудительных предложений.
2. Соотношение интонационных параметров (частота основного типа, интенсивность произнесения и время звучания) в обращении сохраняется независимо от его позиции и смыслового удельного веса в составе сложного высказывания. От позиции обращения зависит лишь яркость физических показаний интонации. Следовательно, позиция обращения существенно не влияет на качество интонации, а в зависимости от места обращения в составе сложной синтаксической конструкции изменяются лишь ее качественные показатели. Однако следует, по- видимому, говорить о слабой и сильной позиции интонационного члена, оформляющего обращение.
3. Экспериментально устанавливается, что между интонацией свободного обращения, оформленного в самостоятельное высказывание и относимого некоторыми исследователями вслед за А.А. Шахматовым к отдельному, отличному от обращений члену вокативных предложений, и интонацией несвободного обращения в сильной позиции, то есть обращения, стоящего в начале сложной синтаксической конструкции, нет никаких существенных различий. В обоих случаях имеет место звательная (побудительная) интонация. Этот факт полностью опровергает основанные на слуховом анализе доказательства лингвистов, высказывающихся за структурнограмматическое разделение вокативных предложений и "просто" обращений на основе "существенных различий в интонации". В действительности оказывается, что существенных различий между ними нет, что и то, и другое относится к одному интонационно-грамматическому типу предложении.
4. Очень важным экспериментальным наблюдением является также и то, что обращение в составе сложного синтаксического целого сохраняет свою побудительность, сочленяясь не только с побудительными высказываниями, но и с повествовательными и вопросительными. В последнее время появились совершенно новые точки зрения в понимании сущности и синтаксической природы обращения. Окончательное решение данного вопроса требует, конечно, новых исследований.
И, как нам кажется, конкретные исследования функционирования обращений в произведениях художественной литературы будут в какой-то мере способствовать решению этого важного вопроса русского синтаксиса.
Таким образом, в работе проанализированы различные точки зрения на понимание синтаксической сущности категории обращения. Сопоставление разных научных концепций, выделение аспектов, вызывающих дискуссии, анализ обращений в поэзии Ф.И. Тютчева и В.Г. Бенедиктова позволяют сделать следующий вывод: нельзя согласиться с традиционной точкой зрения, считающей, что обращение стоит вне предложения, так как в синтаксисе, как нам кажется, не может быть слов и словосочетаний вне категории предложения. Правда, определить тип связи обращения с предложением трудно. Это, видимо, потребует дополнительных исследований. Импонирует концепция исследователей Е.В. Кротевич, В.И. Чернышева, А.Т. Абрамовой, которые видят решение проблемы обращения в пересмотре установившейся теории членов предложения. Они считают, что можно говорить о сопутствующих членах, которые лежат в другой семантико-синтаксической плоскости по сравнению с главными и второстепенными членами.
Проведенный анализ обращений в поэзии Ф.И. Тютчева и В.Г. Бенедиктова показал, что обращения занимают в их творчестве важное место: они предполагают диалог: это способ общения автора с читателями, с окружающим миром, близкими и дорогими людьми.
Удивительным образом классификации обращений совпали у обоих поэтов. Их объединяют обращения прежде всего к людям по разным признакам: социальному положению, призванию, предназначению, возрасту; это обращения к известным людям, общепринятые формы обращений. У поэтов одинаковые обращения к женщине (дева, мой друг, мой ангел, собственные имена); обращения к России. Сходными являются и обращения к природным явлениям, стихиям: воздуху, воде, земле, огню. Правда, водная стихия у Тютчева занимает более значительное место (пышноструйная и своенравная волна, водомет неистощимый, Неман величавый, Дунай, зыбь морская, море ночное, чистый ключ, фонтан и др.).
У обоих поэтов отмечены обращения, не имеющие денотата - в основном это обращения к Богу. Но у Тютчева это обращения к православным святыням (Г осподу, Христу), а у Бенедиктова больше обращений к языческим богам (Юпитеру, Венере и др.), хотя есть и форма обращения Боже. В целом обращения - это один из основных компонентов ЯЗЫКОВЫХ средств поэзии Ф.И. Тютчева и В.Г. Бенедиктова. В заключение можно привести очень верные, на наш взгляд, слова Николая Гумилева, который писал: "В поэтических текстах обращение часто становится эстетическим и риторическим центром, вбирает в себя максимум мысли и чувства автора".



1. Бенедиктов, В.Г. Стихотворения. - Д.: Сов. писатель, 1993. - 258 с.
2. Бенедиктов, В.Г. Стихотворения. - М.: Сов. Россия, 1991. - 272 с.
3. Тютчев, Ф.И. Стихотворения. - М.: Советская Россия, 1986. - 284 с. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бабайцева, В.В., Максимов, Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис. -М.: Просвещение, 1987.
2. Балалыкина, Э.А. Современный русский язык. Ч. I. Морфология. Ч. II. Синтаксис. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2003.
3. Бейлина, Е.П. Синтаксические конструкции и семантикограмматические свойства обращений / Автореф. дис. канд. филол. наук. - Алма-Ата, 1975.
4. Белошапкова, В.А. Современный русский язык. - М.: Высшая школа, 1981.
5. Буслаев, Ф.И. Историческая грамматика русского языка. - М.: Учпедгиз, 1959.
6. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И., Цанулевич, В.В. Современный русский язык. -М. : Высшая школа, 1978.
7. Валгина, Н.С. Синтаксис современного русского языка. - М.: Высшая школа, 1991.
8. Валимова, Г.В. Функциональные типы предложений в современном русском языке. - Ростов, 1967.
9. Грамматика русского языка. Синтаксис. - М.: АН СССР, 1954.
10. Грамматика современного русского литературного языка. - М.: Наука, 1970.
11. Кручинина, И.Н. Обращение. // Русский язык. Энциклопедия. - М.,
1979.
12. Кузьмичева, В.К. К вопросу об интонационной структуре обращения в современном русском языке. - М.: Высшая школа, 1969.
13. Ломоносов, М.В. Труды по филологии. // Поли. собр. соч. - М., 1952. - Т.
14. Лекант, П.А. Современный русский язык. - М.: Высшая школа, 1988.
15. Мизин, А.А. Современный русский язык. - М.: Высшая школа, 1988.
16. Основина, Г.А. Обращение и омонимичные ему конструкции // Русский язык в школе. 1988. - № 2. - С. 74-79.
17. Пешковский, А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М.: Учпедгиз, 1938.
18. Прияткина, А.Ф. Синтаксис осложненного предложения. - М., 1990.
19. Проничев, В.П. Синтаксис обращения. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1971.
20. Романова, Н. Идеальная грамотность. - СПб.: Питер, 2011.
21. Руднев, А.Г. Синтаксис современного русского языка. - М.: Высшая школа, 1968.
22. Русская грамматика: В 2-х т. - М.: Наука, 1980.
23. Скобликова, Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. - М., 1979.
24. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц:, в двух частях. / под ред. Е.И. Дибровой. - М.: ACADEMIA, 2001. - 4.1. 4.2.
25. Стилистика и поэтика. // Вопросы языкознания. 1991. - № 1. - С. 159162.
26. Хлебинская, Г.Ф. Русский язык. 5-11 классы. - М.: Оникс, 2011.
27. Шаталова, А.М. Изучение предложений с обращениями. // Русский язык в школе. 1981. - № 6.
28. Шахматов, А.А. Синтаксис русского языка. - М.: Учпедгиз, 1941.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ