Введение 3
I глава. Педагогическое тестирование как один из методов диагностики
уровня достижений учащихся 7
§1.1 История развития педагогического тестирования 7
§1.2 Преимущества и недостатки тестового контроля учебных
достижений 17
Вывод по 1 главе 34
II глава. Экспериментальная работа по использованию тестового
контроля в формировании лексико-грамматических навыков 37
§2.1 Подготовка эксперимента по применению тестового контроля в формировании лексико-грамматических навыков
обучения английскому языку 37
§2.2 Формирующий этап эксперимента и контрольное
тестирование по его результатам 39
Вывод по 2 главе 45
Заключение 46
Список использованной литературы
Форма тестирования уже давно применяется в учебных заведениях. Она позволяет качественно и быстро оценить языковые навыки учащегося. А это очень важные критерии в обучении. С помощью тестирования преподаватель может четко диагностировать пробелы ученика в изученном материале, и в дальнейшем контролировать учебную деятельность учащихся, чтобы достичь максимальных результатов.
Развитие современных интеграционных процессов в европейском образовании введет за собой новые стандарты к системе обучения иностранному языку, к ее главным составляющим, к характеру отношения к этой системе в различных учреждение образования. Социальные требования системе языкового образования в данный момент предполагает развитие гибкого, высокоадаптивного профессионала, способного высокоэффективно принимать определенное участие в диалоге культур, мобилизуя свои языковые знания, навыки и умения в любой речевой ситуации. Иными словами, обществу необходимы высококвалифицированные профессионалы, владеющие иностранным языком и способные вступить в профессиональную интеркоммуникацию.
Как известно, в процессе обучения иностранного языка все элементы языка неделимо связаны между собой: лексика (соотнесенность с
внеязыковой действительностью), грамматика (организующая схема), фонетика (звуковое оформление), - они являются основой для формирования речевых навыков и умений во всех видах речевой деятельности. Сегодня лексика и грамматика чаще всего принимаются как главные аспекты языка. Не говоря категорично о преимуществах лексико-грамматических навыков над слухопроизносительными, мы предполагаем, что с психолингвистической точки зрения, овладение лексико-грамматической стороной языка является решающим для формирования языковой осведомленности.
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью общества и государства в качественном образовании. Возрастает необходимость использования эффективной системы контроля и оценивание результативности обучения. Заметно улучшить образовательный процесс помогают тесты, так как имеют несколько преимуществ перед другими методами контроля знаний.
Однако, важно не только планомерно и систематически осуществлять тестовый контроль, но и правильно его спланировать. Исходя из вышеизложенного, проблема организации и проведения тестирования школьников является актуальной, требующей своего разрешения в рамках специального педагогического исследования.
Таким образом, актуальность вопроса о тестовом контроле при формировании лексико-грамматических навыков обучения чтению и письму в английском языке и недостаточное количество теоретических разработок обусловили выбор темы исследования.
Таким образом, исследование тестирования как формы контроля навыков учащихся является актуальным и играет важную и незаменимую роль.
Цель исследования заключается, в изучении процесса тестового контроля при формировании лексико-грамматических навыков обучения чтению и письму в английском языке.
Для достижения поставленной выше цели исследования потребовалось решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты применения тестового метода контроля при обучении иностранным языкам;
- изучить особенности тестового метода контроля учебной деятельности при обучении иностранному языку;
- проанализировать зарубежный и отечественный опыт тестирования в образовании;
- провести анализ практики применения тестового контроля при формировании лексико-грамматических навыков обучения чтению и письму в английском языке.
Для решения поставленных задач применялись следующие способы исследования:
- изучение и анализ педагогической, методической, лингводидактической и лингвистической литературы по проблеме исследования;
- изучение государственных нормативных документов;
- анализ программ по английскому языку, используемых в обучении школьников;
- сделать тест для учащихся, чтоб получить результаты обученности по предлагаемому комплексу лексико-грамматических заданий;
- лексико-грамматических заданий;
- анализ результатов выполнения тестовых заданий на проверку развитости лексико-грамматического компонента языковой компетенции.
Объект исследования - система контроля сформированности лексикограмматических навыков.
Предмет исследования - процесс применения тестового контроля в обучении на уроках иностранного языка.
Научная новизна данного исследования состоит в том, что впервые изучена взаимосвязь тестового контроля при формировании лексикограмматических навыков обучения чтению и письму в английском языке, и активизация усвоения системы знаний, направленная на формирование интеллектуальных умений и навыков, а также учебно-познавательного интереса.
Теоретической и методологической базой исследования являются труды в области педагогики и психологии (Немов Р. С., Столяренко Л. Д., А. Гезел и др.); теории и методики обучения иностранным языкам (Гальскова Н. Д., Гез Н. И., Соловова Е. Н., Бухбиндер В. А., Пассов Е. И и др.); по основам лингводидактических тестов (Рапопорт И. А., Долгина Е. Н., Беликова Л. Г., Колесникова А. В. и др.).
Теоретическая значимость данной работы состоит в том что, в системе исследования были обобщены и проанализированы особенности понятий обучения лексике и грамматике и ступени формирования лексико-грамматических навыков. Материалы анализа данного исследования могут быть использованы при изучении теоретических вопросов организации тестового контроля при формировании лексико-грамматических навыков обучения чтению и письму в английском языке.
Практической значимостью исследования можно обозначить то, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть полезными и необходимыми для методистам и учителей английского языка общеобразовательных учебных заведениях РТ.
Опытно - экспериментальная база: эксперимент проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Рыбно-Слободская гимназия №1» Рыбно-Слободского муниципального района.
Структура исследования - работа состоит из введения, основной части из 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Контроль знаний учащихся является одним из самых главных элементов оценки качества образования. Учителя каждый день контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и оценки письменных работ.
Тестирование является значительным шагом на пути развития методики контроля за усвоением учащимися учебного материал а английского языка. Введение тестирования позволяет осуществить плавный переход от субъективных и во многом интуитивных оценок к объективным. Однако, как и любое другое педагогическое нововведение, этот шаг должен осуществляться на строго научной базе, опираясь на результаты педагогических экспериментов и научных исследований.
Тестовый контроль имеет неотъемлемое образовательное и развивающее значение, способствуя всестороннему изучению программы, расширению, углублению и совершенствованию знаний, развитию познавательных интересов учащихся.
Роль тестирования как одного из универсальных инструментов педагогического контроля знаний заметно возрастает, что создаёт предпосылки для создания конструктивной и эффективной системы управления качеством образования. Развитие технологической базы обучения позволяет тестированию становится не только средством обучения, но и самообучения. Качественно приготовленные тесты по разным областям знания становятся неотъемлемой частью любого учебного процесса.
Планируемые результаты обучения учащихся, которые заданы в программе в виде конкретных требований к знаниям, умениям и навыкам, позволяют использовать тесты в качестве формы контроля и с их помощью получать информацию об уровне усвоения знаний, о сформированности умений и навыков учеников по применению этих знаний на практике.
Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым критериям, что поможет учителю определить уровень владения учебным материалом в соответствии с программными требованиями. Ценность тестовых заданий в том, что каждому ученику дается возможность четко представить объем обязательных требований к овладению знаниями по каждой теме, объективно оценить свои успехи, получить указания для дополнительной работы над учебным материалом.
Качественно составленный тест является более глубоким и тонким средством информации и контроля. Обучающий характер тестов заложен в принципе их составления, отработке приемов применения соответствующего правила, развитии мышления и внимания.
Анализ психолого-педагогической литературы и результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать следующие выводы.
Использование тестовой формы контроля обеспечивает:
□ - высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования;
□ - воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности;
□ - развивает память, логическое мышление;
□ - умение делать правильный выбор;
□ - снижает уровень тревожности;
□ - помогает учителю осуществлять своевременно коррекцию знаний.
Однако, наряду с преимуществами перед традиционными способами
проверки знаний, умений и навыков, тестирование сопровождается определёнными недостатками:
□ - в тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе;
□ - большая вероятность выбора ответов наугад;
□ - невозможно проследить логику ученика.
Следовательно, тесты - это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков, которая может и должна использоваться в сочетании с другими формами и методами контроля и оценки.
Результаты экспериментального исследования позволяют сформулировать следующие рекомендации для учителей начальных классов по применению тестирования как средства контроля за качеством учебных достижений младших школьников:
1. Большинство из опубликованных книг для начальной школы не являются сборниками тестовых заданий, но они могут использоваться в качестве тестового инструмента при соответствующих доработках и исправлениях.
2. Содержание теста должно сохраняться и передаваться в любом из типов тестовых задач: закрытых (с выбором одного правильного варианта ответа, с выбором нескольких правильных ответов, на установление соответствие, на установление правильной последовательности) или открытых (дополнения, свободные развернутые ответы).
3. Разработка тестов должна проходить несколько этапов: планирование, на котором решается вопрос, какие результаты учеников оцениваются с помощью тестов; составление тестовых заданий и их анализ.
4. Процесс тестирования должен включать непосредственное тестирование и интерпретацию результатов.
5. При составлении тестов необходимо соблюдать ряд правил, которые помогут создать надежный инструмент оценки: тщательный анализ учебных программ, соблюдение тематической сбалансированности, учет уровня сложности тестов, используемых на уроке.
6. Тестирование должно проводится в соответствии с определенными правилами: всесторонний анализ отобранных для работы тестов; тщательный инструктаж учащихся, включающий в себя разъяснение целей и задач тестирования, порядок и правила выполнения тестовых заданий, основные положения инструкции; наличие инструкции для учителя, проводящего тестирование.
7. Тесты в качестве контроля по разным разделам и темам учебных предметов должны способствовать формированию у учащихся осознанного выполнения учебных заданий на всех этапах усвоения материала и навыков самоконтроля.
Применение тестирования на уроках английского языка в школе позволяет осуществлять оперативную диагностику уровня овладения учебным материалом по определенным темам каждым учеником, экономить учебное время при проверке знаний и оценке результатов обучения.
Использование тестирования на уроках помогает выявить проблемы в знаниях школьников, следовательно, понять происхождение ошибок, допускаемых ими в практической работе. Это позволяет преподавателю иметь сведения о знаниях и умениях каждого учащегося класса, позволяет управлять учебным процессом, совершенствуя формы и методы, строить и варьировать с учетом этого процесс обучения.
1. Аванесов, В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе [Текст] / В.С. Аванесов. - М., 1989. - 167 с.
2. Аванесов, В.С. Методологические и теоретические основы педагогического контроля [Текст]: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01 / В.С. Аванесов. - М., 1994. - 339 с.
3. Аванесов, В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний [Текст] / В.С. Аванесов. - М.: Исслед. центр, 1994. - 135 с.
4. Аванесов, В.С. Форма тестовых заданий [Текст] / В.С. Аванесов. -М: Центр тестирования, 2005. - 155 с.
5. Аванесов, В.С. Композиция тестовых заданий [Текст]: учеб. книга / В.С. Аванесов. - М.: Центр тестирования, 2002. - 240 с.
6. Аванесов, В.С. Тесты в социологическом исследовании [Текст] / В.С. Аванесов. - М.: Наука, 1982. - 199 с.
7. Аванесов, В.С. Проблема психологических тестов [Текст] / В.С. Аванесов // Вопросы психологии, 1978. - № 5. - С. 97-107.
8. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - М.: Педагогика, 1984. - 296 с.
9. Архангельский, С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе [Текст] / С.И. Архангельский. - М.: Высшая школа, 1974. - 384 с.
10. Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст]: кн. 1 / пер. с анг. М.К. Акимова, Е.М. Борисова, под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. - М.: Педагогика, 1982. - 320 с.
11. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Ин-т мозга, 1935. - С. 47.
12. Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази, С. Урбина. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 688 с.
13. Андреева, И.Н. Интернет-тестирование как средство развития культуры речи будущих учителей [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / И.Н. Андреева. - Йошкар-Ола, 2007. - 247 с.
14. Антропова, М.В. Дифференцированное обучение: педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка [Текст] / М.В. Антропова, ГГ. Манке, Л.М. Кузнецова и др. // Педагогика, 1992. - № 9-10. - С. 23-28
15. Аванесов, В.С. Современные методы обучения и контроля знаний [Текст] / В.С. Аванесов. - М.: ИЦПКПС, 1998. - 99 с.
16. Блонский, П.П. Педология [Текст] / П.П. Блонский. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 288 с.
17. Быстрова, Л.Н. Тестирование в системе оценки результатов обуче-ния физике [Текст] / Л.Н. Быстрова // Наука и школа. - 2005. - № 2, 2005. -
С. 11-12.
18. Выготский, Л.С. Педология и психотехника [Текст] / Л.С. Выготский // Психотехника и психофизиология труда. - №2-3. - 1931.
19. Василейский, С.М. Комментарий и инструкции к постановке испытаний по «Основному комплексу тестов» [Текст] / С.М. Василейский. - Нижний Новгород, 1929. - 59 с.
20. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] // Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 118 с.
21. Вилфорд, Д. Современная типология педагогических тестов [Текст] / Д. Вилфорд // Информационный бюллетень «Тесты в образовании», 1999, вып. 1
22. Волкова С.С. Адаптивный тестовый контроль как средство повышения результативности обучения [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01 /
С.С. Волкова. - М., 2005. - 151 с.
23. Глас, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии [Текст] / Дж. Глас, Дж. Стенли; под общ. ред. Ю.П. Адлера. - Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1976. - 494 с.
24. Деликатный, К.Г. Методические рекомендации для преподавателей, проводящих вступительные экзамены в университет [Текст] / К.Г. Деликатный. - Киев: Изд-во КГУ, 1983. - 38 с.
25. Ефремова, Н.Ф. Тестовый контроль качества учебных достижений в образовании [Текст]: дис. ... докт. пед. наук : 13.00.01 / Н.Ф. Ефремова.-Ростов н/Д, 2003. - 458 с.
26. Ефремова, Н.Ф. Тестовый контроль в образовании [Текст] / Н.Ф. Ефремова. - М.: Логос, 2007. - 386 с.
27.Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогическо-го исследования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4-е изд. - М.: Академия, 2007. - 208 с.
28. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика [Текст] / К. Ингенкамп. - М.: Педагогика, 1991. - 240 с.
29. Кашуба, И.В. Рейтинговая система оценки знаний студентов как
средство повышения качества образования в вузе [Электронный ресурс] / И.В. Кашуба. - Электронная библиотека образовательных ресурсов Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова (http: //elib. altstu.ru/elib/main. htm) : [web-сайт].
06.10.2011. Режим доступа: http://elib.altstu.ru/elib/disser/
conferenc/2010/01/pdf/ 120kashuba.pdf (06.10.2011).
30. Ким, В.С. Тестирование учебных достижений [Текст]: монография / В.С. Ким. - Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2007. - 214 с.
31. Кузнецов, В.Г. Концепция развития тестовой технологии контроля уровни обученности студентов в системе профессионального образования России [Текст] / В.Г. Кузнецов // Тесты в образовании: Информационный научно-методический бюллетень с электронным приложением. - 1999. -Вып. 1. - С. 30-45.
32. Люсин, Д.В. Основы разработки и применения критериальноориентированных педагогических тестов [Текст] / Д.В. Люсин. М.:
Издательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.
- 81 с.
33. Лернер, И.Я. Качество знаний и их источники [Текст] / И.Я. Лернер // Новые исследования в педагогических науках. 1977. - № 2. - С. 16-21.
34. Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике [Текст] / В.И. Михеев. - М.: Высшая школа, 1987. - 200 с.
35. Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования [Текст] / А.Н. Майоров. - М.: Народное образование, 2000.
- 351 с.
36. Малая советская энциклопедия [Текст] / под ред. Б.А. Введенского. - Т.9. - 1960. - 1213 с.
37. Матушанский, Г.У Педагогическое тестирование в России [Текст] / Г.У Матушанский // Педагогика. - 2002. - №2. - С. 15-21.
38. Матушанский, Г.У Тестовый контроль знаний в вузе [Текст]: курс лекций / Г.У Матушанский. - Казань: КГТУ, 1993. - 36 с.
39. Морев, И.А. Образовательные информационные технологии
[Текст]: учеб. пособие / И.А. Морев. - Ч. 2. (Педагогические измерения). -
Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. - 174 с.
40. Оноприенко, О.В. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике в средней школе [Текст] / О.В. Оноприенко. - М.: Просвещение, 1988. - 128 с.
41.Основы педагогики и психологии [Текст] / под ред. А.В. Петровского.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1986. - 303 с.
42. Педагогические тесты, термины и определения. Отраслевой стандарт. Первая редакция [Электронный ресурс]. - Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (http://bank.orenipk.ru/): [web-сайт]. 23.01.2010. - Режим доступа: bank.orenipk.ru/Text/t19 135.htm (23.01.2010).
43. Педагогическое тестирование в высшей школе: проблемы и решения [Текст]: учеб.-метод. пособие / кол. авт.; науч. ред. Е.И. Сахарчук. - Волгоград: Перемена, 2005. - 183 с.
44. Почекутов, СИ. Методические основы педагогического тестирования [Текст]: Учеб. Пособие / СИ. Почекутов, Е.Е. Савченко. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004. - 60 с.
45. Психологический словарь [Текст] / под ред. В.В. Давыдова и др. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.
46. Педагогика: пособие для сдачи экзамена [Текст] / М.Е. Вайндорф- Сысоева, Л.П. Крившенко. - М.: Юрайт-Издат, 2005. — 239 с.
47. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В.С. Кукушина. - 4-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : МарТ, 2010. - 333 с.
48. Розенберг, Н.М. Проблемы измерений в дидактике [Текст]. - Киев: Наукова думка, 1979. - 176 с.
49. Сосновский, В.И. Вопросы управления в обучении [Текст] / В.И. Сосновский, В.И.Тесленко. - Ч. 1. (Педагогическое тестирование). - Красноярск, 1995. - 90 с.
50. Тесты успешности [Текст]: методич. разработка / сост. М.В. Муравьев. - М.: Центр. институт усоверш. врачей, 1979. - 36 с.
51. Тесты, тесты, тесты... [Текст] / сост. О.Кулакова; предисл. М. Мацковского. - М.: Мол. гвардия, 1990. - 190 с.
52. Тесленко, В.И. Теоретико-методические основы диагностики и прогнозирования процесса обучения будущего учителя физики в педвузе [Текст] / В.И. Тесленко: дис. ... докт. пед. наук : 13.00.02. - Красноярск, 1996. - 354 с.
53. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: психологические основы [Текст]. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 345
с.
54. Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образовании: компетентностный и традиционный подходы [web-сайт]. 12.09.2011. - Режим доступа: httpV/фэпо.рф/ (12.09.2011).
55. Хлебников, В.А. Отраслевой стандарт, педагогические тесты, термины и определения [Текст] / В.А. Хлебников, Т.Г. Михалева // Центр тестирования. - М., 2001. - 23 с.
56. Цатурова, И.А. Из истории развития тестов в СССР и за рубежом [Текст] / И.А. Цатурова. - Таганрог: Изд-во пед. института, 1969. - 50 с.
57. Щевелева, Г.М. Диагностическое тестирование предметных знаний первокурсников [Текст] / Г.М. Щевелева // Педагогика. - 2001. - №7. -С. 53-58.
58.Челышкова, М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов [Текст] / М.Б. Челышкова. - М: Логос, 2002. - 432 с.
59.Ebel, R.T Essentials of Educational Measurement. 3-ed. Englewood Cliffs, N J., Prentice-Hall, 1979. - 388 p.
60.Stroud, J.B. Psychology in Education. N.-Y., Longman, Green & Co., 1981. - 664 p.
61.Berk R.A. Criterion-referenced Measurement. The State of Art. Baltimore, MD Johns Hopkins University Press, 1980. - 410 р.