Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Работа №60083

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
439
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения грамматике английского языка учащихся среднего звена 7
1.1. Характеристика грамматики английского языка как предмета
обучения 7
1.2. Специфика обучения грамматике английского языка в пятом
классе средней школы 19
1.3. Дифференцированное обучение грамматике английского языка
в пятом классе средней школы 28
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. Методика дифференцированного обучения грамматике английского языка учащихся пятого класса средней школы 37
2.1. Дидактические условия процесса обучения грамматике
английского языка учащихся пятого класса средней школы 37
2.2. Комплекс дифференцированных упражнений для обучения
грамматике английского языка учащихся средней школы 44
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Проблема обучения грамматике учеников средней возрастной группы является одной из ключевых мест в современной методике преподавания английского языка. Школьная программа и динамично развивающаяся жизнь требует от учащихся высокого уровня владения иностранным языком в целом, а значит и грамматикой языка, в частности. Незнание иностранного языка становится барьером в жизни современного человека, делает невозможным чтение зарубежной литературы на языке оригинала, общение в различных социальных сетях, просмотр фильмов, деловые переговоры. В пятом классе школы закладывается фундамент грамматических знаний, на котором в дальнейшем строятся полученные знания, отрабатываются и усваиваются. Объем информации для пятиклассника довольно большой: много новых грамматических понятий и терминов. Ситуация усугубляется еще и потому, что у учеников переходный период: меняется состав класса, вводятся новые дисциплины, на смену одному учителю приходят учителя предметники, поэтому процесс преподавания грамматики усложняется. Если взять во внимание возрастные особенности учащихся пятого класса, их замотивированный интерес к изучению языка, активность, настроенность на результат, то введение большого объема грамматики английского языка в этом возрасте считаем обоснованным. Важно облегчить процесс обучения грамматике английского языка в пятом классе, используя различные методики, в том числе и технологию дифференцированного обучения.
Дифференцированное обучение одно из самых востребованных технологий для преподавания иностранных языков в школе, оно помогает в разностороннем развитии личности с учетом ее особенностей. Данная технология, сама по себе не новая, но всесторонне не раскрыта.
Исследованием данной проблемы ранее занимались: C.B. Алексеев, A.A. Бударный, Н.Ф. Белокур, M.JI. Вайсбурд и др. Большая часть авторов отметили, что дифференцированное обучение, а также теория уровневой дифференциации, должна быть неотъемлемой частью процесса обучения иностранным языкам, но до сих пор нет единогласного мнения на счет ее использования в обучении грамматике английского языка на среднем этапе обучения в школе.
В связи с выше сказанным представляется необходимым обозначить существующую проблему поиска эффективных путей дифференцированного обучения грамматике английского языка в пятом классе средней школы.
Объектом исследования является образовательный процесс, направленный на воплощение дифференцированного обучения грамматике английского языка в средней школе.
Предметом исследования являются пути и способы воплощения дифференцированного обучения грамматике английского языка
Мы обозначили для себя следующую цель исследования: обозначить и обосновать методические принципы и педагогические условия дифференцированного обучения грамматике, которые станут основой для систематичного комплекса упражнений на обучение грамматике английского языка в средней школе.
Задачи исследования:
1. Произвести психолого-педагогический анализ грамматики английского языка как предмета обучения у учащихся пятого класса средней школы.
2. На основе данного анализа определить сущность дифференцированного обучения грамматике английского языка в пятом классе средней школы.
3. Выявить и описать методические принципы и дидактические условия организации процесса обучения грамматике английского языка в пятом классе средней школы.
4. Создать комплекс дифференцированных упражнений, направленных на обучение грамматике английского языка учащихся пятого класса средней школы и экспериментально проверить его эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ теоретической литературы, опытно-поисковая работа, качественный и количественный анализ ее результатов.
Практическая значимость работы состоит в разработке дифференцированных упражнений по грамматике английского языка и рекомендаций по их использованию.
Структура и объем выпускной квалификационной работы определяется ее целью и поставленными задачами, она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе «Теоретические основы обучения грамматике английского языка учащихся пятого класса средней школы» рассматривается грамматика английского языка как предмет обучения, обучение грамматике исследуется как процесс и как деятельность; анализируются возрастные особенности учеников и особенности обучения грамматике в пятом классе; обосновывается важность и доказывается эффективность использования дифференцированного обучения грамматике английского языка учащихся средней школы.
Во второй главе «Методика дифференцированного обучения грамматике английского языка в пятом классе средней школы» определяются методические принципы дифференцированного обучения грамматике иностранного языка; приводится совокупность дифференцированных грамматических упражнений, направленных на обучение учащихся среднего звена; раскрывается суть данного комплекса, его дидактические возможности.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы, подтверждающие аспекты, определенные на защиту, выявляются проблемы, нуждающиеся в дальнейшей разработке.
Список использованной литературы содержит проанализированные методические пособия и учебники для обучения грамматике английского языка учащихся среднего этапа обучения, статьи и монографии ученых, использованные в данной работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В последние годы проблема формирования грамматических навыков занимает одну из ведущих позиций в методике преподавания английского языка. В первую очередь, это связано с подготовкой учеников к экзамену по иностранному языку в форме ЕГЭ, а также с быстро меняющимися возможностями коммуникации при помощи социальных сетей, программ по обмену и быстро развивающегося туристического бизнеса.
Проделанное исследование позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Ученики средней школы были изучены нами в качестве определенной возрастной группы — младший подростковый период, со своими возрастными и психологическими особенностями. Психолого-педагогический анализ грамматики английского языка как предмета обучения раскрывает сущность процесса обучения грамматике английского языка. Его следует рассматривать как деятельность (на мотивационном, операционном и оценочном уровнях) и как процесс формирования грамматических умений от узнавания грамматической структуры в тексте до стойкого навыка употребления в речи и на письме;
2. Выявлено, что данный процесс основан на трех уровнях - мотивационном, операционном и оценочном, и приводит к увеличению его эффективности.
3. Дифференцированное обучение грамматике английского языка рассмотрено как часть общей дидактической системы обучения иностранному языку, при которой учебная деятельность по овладению иноязычной грамматикой сочетается с индивидуальными особенностями учащихся, а именно, доминирующего у них типа мышления и познавательного стиля, их принадлежности к определённому психотипу.
4. Выделены и обоснованы методические принципы и дидактические условия организации процесса обучения грамматике английского языка в пятом классе средней школы, положенные в основу комплекса дифференцированных грамматических упражнений.
5. Дифференцированные упражнения представляют собой структуру, сочетающую разные пути обучения английской грамматике «от частного к целому», «от целого к частному», с переходом от «жёсткого управления» процессом обучения к «свободному выбору» методов и средств обучения, учитываются разные психотипы учащихся.
6. Приведены критерии, показывающие эффективность данного метода: 1) удовлетворенность основных субъектов обучения качеством учебного процесса; 2) психологический комфорт на уроке; 3) осознанное стремление учащихся к изучению грамматики; 4) сформированность грамматических умений; 5) изменение самостоятельности и адекватности самоконтроля.
По нашему мнению, дифференцированное обучение грамматике английского языка возможно при соблюдении дидактических условий с учетом специфики обучения грамматике и особенностей различных групп младших подростков. Мы сформулировали в своей работе методические принципы и дидактические условия процесса обучения грамматике английского языка в пятом классе средней школы.
Методические принципы:
1) комплексность и дифференцированность;
2) грамматическая активность;
3) опора на грамматику родного языка;
4) доступность;
5) минимизация сложности заданий;
6) системность - изучение грамматики в органической связи с лексикой;
7) дифференцированная организация учебного материала;
8) осуществление внешнего руководства и контроля;
9) предоставление учащимся самостоятельности.
Дидактические условия:
1. Сочетание принципов «от простого к сложному» и развития самостоятельной творческой деятельности.
2. Параллельное использование общих и дифференцированных путей и методов обучения грамматике разных групп учащихся.
3. Согласованное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
С учетом этих условий и задач, были подобраны упражнения. Нами сделан акцент на развитии младшего подростка, его мышления, восприятия, памяти, речемыслительных механизмов, самостоятельности, положительных черт характера. Учащиеся могут менять очередность выполнения упражнений в зависимости от своих способностей. Самоконтроль возможен при выполнении всех трех типов упражнений и дает возможность улучшить свой результат.
Составленный нами комплекс упражнений повышает качество обучения грамматике разных групп младших подростков на мотивационном, операционном и оценочном уровнях.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. — М.: Академический проект, 2005. - 672 с.
2. Алмазова Л.А. Как научиться говорить по-английски [Текст] /Л.А. Алмазова. - М.: Высшая школа, 1989. - 223 с.
3. Аракин В.Д. Методика преподавания английского языка в старших классах [Текст] / В.Д. Аракин. — М.: Просвещение, 1958. — 372 с.
4. Арбекова Т.И. Английский без ошибок [Текст] / Т.И. Арбекова. — М.: Высшая школа, 1990. - 222 с.
5. Архипов В. Усвоение грамматических понятий (на примере глагольного времени Present Perfect tense) [Текст] / В. Архипов // Магариф - 2007. -№11.- С.44 - 45
6. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам [Текст] /И.Л. Бим // Иностранные языки в школе - 2001.-№ 4. - С. 5-7.
7. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы [Текст] / И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 1988.-225 с.
8. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы психологов периода 1946-1980 г.г. [Текст] / под ред. И.И.Ильясова, В.Л. Ляудис.-М.: МГУ, 1981. - 304 с.
9. Бузаров В.В. Практическая грамматика разговорного английского языка [Текст] / В.В. Бузаров. - М.: Академия, 2003. — 416 с.
10. Витлин Ж.Л. Общие проблемы установления уровней подготовки и способов итогового контроля при аттестации обучающихся [Текст] / Ж.Л. Витлин // Иностранные языки в школе. - 1997. — № 2. — С. 18 - 21.
11. Гальскова Н.Д. Повышение эффективности контроля при дифференцированном обучении [Текст]/ Н.Д. Гальскова, В.М. Шаповалова // Иностранные языки в школе. - 1987. - № 4. — С.57
12. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам.
Лингводидактика и методика [Текст]/ Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.:
Академия, 2008. - 336 с.
13. Галицынский Ю. Б. Грамматика: сборник упражнений [Текст]. - Спб.: КАРО, 2006. - 544 с.
14. Гурвич П.Б. Грамматические умения, обусловливающие говорение на иностранном языке и основные линии их развития [Текст] / П.Б. Гурвич, Ю.А. Кудряшов // Хрестоматия по общей методике обучения иностранным языкам / сост. A.A. Леонтьев. М.: Русский язык. - 360с.
15. Драгункин А.Н. Золотые таблицы и формулы английского языка. Активизатор английского языка [Текст] / А.Н. Драгункин. — М.: Юниарт, 2006.- 192с.
16. Дубровин М.И. Иллюстрированный путеводитель по английской грамматике: экспресс - курс [Текст] — М.: Начала — Пресс, -208с.
17. Зимняя И. А.. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2003. - 384 с.
18. Ивицкая Н.Д. О наиболее типичных ошибках при изучении английского языка и некоторых путях их преодоления [Текст] /Н.Д. Ивицкая // Иностранные языки в школе. - 1995. - № 3. - с.46 - 50.
19. Казнина Т.В. Дифференцированное обучение грамматике английского языка учащихся пятого класса средней школы. - Режим доступа: http: //dlib .rsl .ru/01004658194
20. Комков И.Ф. Задачи, упражнения по методике преподавания иностранных языков [Текст] / И.Ф. Комков. - Минск: Высшая школа, 1986.
21. Красильникова B.C. Учебные задания по английскому языку с ориентацией на самостоятельную работу учащихся [Текст] / B.C. Красильникова // Иностранные языки в школе. - 1990. - № 6. — С.31-34
22. Ларина Э. Тестовый контроль владения грамматическим аспектом английского языка [Текст] /Э. Ларина // Учитель. — 2001. - №6. - С. 65 — 68
23. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. Психология памяти [Текст] / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. — М: ЧеРо,
1998. -816 с.
24. Менчинская H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника [Текст] /H.A. Менчинская. - М.: Педагогика, 1989. - 119 с.
25. Мизинина И.Н. Англо-русский и русско-английский словарь с грамматическими правилами [Текст] / И.Н. Мизинина. - М.: Олма - Пресс Образование, 2006. - 512 с.
26. Миньяр-Белоручев Р.К. Примитивная грамматика для изучающих иностранный язык [Текст]/ Р.К. Миньяр-Белоручев // Иностранные языки в школе. - 2000. - №4. - С. 27 - 28
27. Миролюбов A.A. Грамматико-переводной метод [Текст] A.A. Миролюбов // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 4. - С.26 - 31.
28. Немов P.C. Психология: учебник для студентов учебных заведений в Зх книгах. Книга вторая. Психология образования [Текст] /P.C. Немов. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 608 с.
29. Обухова Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. М.: Педагогическое общество России, 2004. - 442 с.
30. Общая методика обучения иностранным языкам [Текст] / под ред. A.A. Миролюбова, И.В. Рахманова, B.C. Цетлин. - М.: Просвещение, 1988.-385 с.
31. Осмоловская И.М. Дифференциация обучения: за и против [Текст] /И.М. Осмоловская // Школьные технологии. - 2001. - №6. - С. 16 — 17
32. Пассов Е. И. Программа - концепция коммуникативного иноязычного образования: 5-11 классы [Текст] /Е.И. Пассов. — М.: Просвещение, 2000. - 172 с.
33. Поляков О.Г. Самоконтроль в обучении английскому языку [Текст] / О.Г. Поляков // Иностранные языки в школе. - 2006. - № 7. - С. 48 - 52.
34. Рахманов И.В. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в 19 - 20 вв. [Текст] / И.В. Рахманов. — М.: Педагогика, 1972. - 318 с.
35. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном
этапе в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. - М.:
Просвещение, 1988. - 224 с.
36. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах [Текст] / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
37. Селевко Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.¬144 с.
38. Смирнов A.A. Избранные психологические труды в двух томах [Текст] / под ред. Б.Ф. Ломова, Том 2, М.: Педагогика, 1987. — 334 с.
39. Старков А.П. Английский язык: учебник для 5 класса
общеобразовательных учреждений [Текст] / А.П. Старков и др. — М.: ACT,
1999. -240 с.
40. Унт И.Э.Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И.Э. Унт - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.
41. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование [Текст] /Министерство образования Российской Федерации.-М.: Министерство образования и науки РФ, 2004. - 266 с.
42. Худяков A.A. Теоретическая грамматика английского языка [Текст] /A.A. Худяков. - М.:Академия, 2005. - 255 с.
43. Цетлин B.C. Как обучать грамматически правильной речи [Текст] / B.C. Цетлин. // Иностранные языки в школе. - 1998. - № 1. - С. 18-21.
44. Черноголовая H.H. Дидактическая игра как средство развития у учащихся 5 — 6 класса интереса к изучению английского языка [Текст] /Н.Н. Черноголовая // Иностранные языки в школе - 2006. - № 6. - С. 28 - 34
45. Шубин Э.П. Грамматика английского языка [Текст] /Э.П. Шубин, В.В. Сытель. - М.: Просвещение, 1975. - 320 с.
46. Щерба JI.B. Преподавание языков в школе. Общие вопросы методики [Текст] /JI.B. Щерба. - М.: Академия, 2002. - 148 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ