Введение 3
1. Обзор литературы 6
1.1. Соматическое развитие и здоровье детей и подростков 6
1.2. Закономерности физического развития подростков 10
1.3. Особенности физического развития подростков от 12 до 16 лет 14
1.4. Антропометрические характеристики 20
2. Материалы и методы исследования 25
3. Результаты исследования 33
3.1. Оценка уровня и гармоничности физического развития с помощью центильных шкал 33
3.2. Средние значения индексов физического развития 35
3.3. Индивидуальные показатели индексов физического развития 36
3.4. Адаптивные возможности сердечно-сосудистой системы 39
Выводы 43
Список использованных источников 44
Физическое развитие является ведущим критерием состояния соматического здоровья растущего организма, так как оно непосредственно отражает интенсивность процессов роста, особенности телосложения, формирование статических и моторных функций организма, состояние его функциональных систем. Физическое развитие человека обусловлено генетически и в большой степени зависит от влияния внешних факторов (социально-бытовых условий, климата, количества и качества питания и др.). Оно рассматривается как комплекс морфофункциональных свойств организма, определяющих его жизнедеятельность, физические и психические возможности. Исследования физического развития растущего человека является необходимым не только для выявления индивидуальных особенностей роста и созревания, темпа и гармоничности развития, но и весьма универсальным «ключом» для определения риска развития заболеваний и своевременного решения вопроса о показаниях к углубленному обследованию.
Здоровье популяции школьников формируется под воздействием сложного комплекса социально-гигиенических, биологических и экологических факторов, поэтому проблема сохранения здоровья школьников неразрывно связана с учетом современных тенденцией в перестройке образовательного процесса - внедрение фронтальных инновационных форм воспитания и обучения. Однако одинаковые условия реализации образовательного процесса не гарантируют всем школьникам достаточно безопасного учебного труда и часто способствуют росту их заболеваемости. Так, по данным научных исследований, представленных в публикациях, показано, что изменение темпов физического развития подрастающего поколения во многом зависит от факторов внешней среды, прежде всего, экологических и социальных, которые способны вызвать сдвиг интенсивности физического развития. Учитывая, что физическое развитие включает в себя особенности морфофункциональной организации органов и систем организма, то любое значительное отклонение темпов роста и развития ведёт к ухудшению работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, потенциал умственной и физической работоспособности.
Это определяет проблему исследования и её актуальность: необходимость изучения морфофункциональных и возрастно-половых показателей физического развития школьников подросткового возраста, обучающихся в конкретном образовательном пространстве, для обеспечения им должного уровня образовательного процесса, сохранения соматического здоровья и адаптации. Поэтому наше исследование было направлено на определение ключевого показателя состояния здоровья и адаптации - уровня физического развития подростков, обучающихся в условиях МОУ «Разуменская СОШ №2» посёлка Разумное Белгородского района.
Объект исследования - подростки, девочки и мальчики 7 классов МОУ «Разуменская СОШ №2» п. Разумное Белгородского района, Белгородской области.
Предмет исследования - соматометрические показатели: рост, вес, объём грудной клетки; физиометрические показатели - артериальное давление (систолическое, диастолическое) и частота сердечных сокращений.
Цель исследования: определение антропометрических характеристик соматического развития и здоровья 14-летних подростков.
Исследование выполнено на базе научной лаборатории «Физиологии адаптационных процессов» кафедры биологии НИУ «БелГУ» и МОУ «Разуменская СОШ №2» п. Разумное Белгородского района.
Задачи исследования:
определить антропометрические показатели у 14-летних подростков, обучающихся в МОУ «Разуменская СОШ №2»;
оценить уровень физического развития и соматического здоровья у 14¬летних подростков по соматометрическим и физиометрическим показателям; оценить функциональное состояние вегетативной нервной системы подростков и их адаптивный потенциал;
выявить половые особенности соматического развития и здоровья у обследуемых подростков.
Научная новизна: Впервые на основе комплексного изучения особенностей физического развития, физиологического состояния системы кровообращения, состояния вегетативной нервной системы учеников 7 классов в МОУ «Разуменская СОШ №2» посёлка Разумное приведены сравнительные данные основных антропометрических характеристик. Выявлено, что в среднем 16,7% от числа исследованных мальчиков и 15,4% от числа исследованных девочек имеют очень высокие антропометрические показатели по центильному методу оценки, соответствующие показателям акселерации. Наблюдается большое количество подростков с высокими показателями массы тела и объёма грудной клетки, что также может указывать на акселерацию. Установлено, что более половины обследованных подростков имеют низкий уровень тренированности сердца. Полученные результаты антропометрических измерений позволяют сравнить половые особенности обследованных подростков. Оценка физического развития с помощью индексов выявила различную степень соответствия массы тела у подростков в зависимости от пола.
Практическая значимость: полученные данные могут быть использованы классными руководителями для организации учебного процесса с учётом групповых и индивидуальных особенностей физического развития подростков.
Структура: выпускная квалификационная работа изложена на 48 страницах. Она состоит из содержания, введения, трех основных разделов, заключения. При выполнении выпускной квалификационной работы было использовано 50 источников. В работе используются 8 таблиц и 4 рисунка.
1. Установлено, что по соматометрическим показателям средний уровень физического развития и соматического здоровья у 75% мальчиков и 61,4% девочек, повышенный и высокий - у 25% мальчиков и 19,3% девочек. Дисгармоничный уровень развития выявлен у 62% мальчиков и 64% девочек, что указывает на интенсивные процессы роста у данных подростков.
2. По средним значениям индекса Пинье у мальчиков хорошая степень развитости мышечного аппарата, а у девочек - средняя. По его индивидуальным значениям слабое и очень слабое телосложение у 45,8% мальчиков и 61,4% девочек, склонность к ожирению у 12,5% мальчиков и 15,4% девочек. По индексу Эрисмана у 29,2% мальчиков и 34,6% девочек выявлено узкогрудие, у остальных подростков - пропорциональное развитие грудной клетки.
3. Уравновешенность активности вегетативных отделов выявлена у 58,3% мальчиков и 69,1% девочек, повышенная активность симпатического отдела выявлена у 37,5% мальчиков и 27% девочек, у остальных подростков активна парасимпатическая регуляторная активность.
4. Комплексная оценка функционального состояния подростков по параметрам по соматометрическим параметрам и показателям систолической активности сердечно-сосудистой системы показала, что удовлетворительный уровень её функций и адаптации выявлен у 62,5% мальчиков и 61,5% девочек, у остальных подростков выявлено напряжение механизмов адаптации.
1. Ананьева Н. А. Состояние здоровья и адаптивные возможности школьников. Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста и факторы его определяющие. М.: Медицина, 1991. С. 52-58.
2. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 248 с.
3. Арутюнян К. А., Бабцева А. Ф., Романцова Е. Б. Физическое развитие ребенка: учеб. пособие. Благовещенск: Буквица, 2011. 35 с.
4. Бабенко Т. И., Каминская Т. И. Экспресс-оценка физического здоровья школьников, условий их обучения и воспитания. Ростов н/Д.: Обл ИУУ, 1995. 32 с.
5. Баевский Р. М. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения адаптации // Вестник АМН СССР. 1989. № 8. С. 73-78.
6. Барабаш Н. А., Шапошникова В. И. Оцените свой вес сами. Спб.: Изд-во «Питер», 2003. С. 196-198.
7. Башкиров П. Н. Учение о физическом развитии человека. М.: Изд-во МГУ, 1962. 339 с.
8. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология (физиология развития ребёнка): учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 416 с.
9. Беляев Н. Г. Возрастная физиология. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. 103 с.
10. Берсенева А. П. Принципы и методы массовых, донозологических обследований с использованием автоматизированных систем: Автореф. Дисс. ... докт. мед. наук. Киев, 1991. 46 с.
11. Бусел Л. А., Циркин В. И. Индексы физического развития детей как критерии оценки влияния факторов окружающей среды // Современные наукоемкие технологии. 2006. № 4. С. 39.
12. Вельтищев Ю. Е., Ветров В. П. Объективные показатели нормального развития и состояния здоровья ребёнка. М. : Просвещение, 2000. 165 с.
13. Возрастная физиология и психофизиология / С. Г. Махнева, Т. Ф. Турова, Е. Ю. Югова, Л. А. Лукинская. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2011. 112 с.
14. Воробьёва Е. А., Губарь А. В., Сафьянникова Е. Б. Анатомия и физиология. М.: Медицина, 1988. 432 с.
15. Громбах С. М. О критериях оценки состояния здоровья детей и подростков // Вестник. 1981. № 1. С. 29.
16. Губарева Л. И., Мизирева О. М., Чурилова Т. М. Экология человека. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 112 с.
17. Гуминский А. А. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене. М.: Просвещение, 1992. С. 3-83.
18. Дормешкина С. Г. Практикум по комплексной оценке состояния здоровья. Нижневартовск: издательство Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа, 2011. 48 с.
19. Дубровский В. И. Спортивная медицина: учебник. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 512 с.
20. Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология. М: Высш. шк., 1985. 384 с.
21. Есаков С. А. Возрастная анатомия и физиология (курс лекций). Ижевск: УдГУ, 2010. 196 с.
22. Изаак С. И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика. М.: Советский спорт, 2005. 126 с.
23. Капилевич Л. В., Кабачкова А. В., Дьякова Е. Ю. Возрастная морфология. Томск: Томский государственный университет, 2009. 207 с.
24. Клименко Е. А. Методика оценки физического развития детей и подростков. Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. IV. Калуга: Изд-во КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2008. С. 208-228.
25. Косованова Л. В., Мельников М. М., Айзман Р. И. Скрининг- диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. 240 с.
26. Лекционный курс / М. А. Зайнетдинов, Д. З. Валеев, Т. Л. Панькина, Р. А. Хужин. Уфа: УГНТУ, 2011. 166 с.
27. Малявская С. И. Оценка физического развития и полового созревания девочек // Экология человека. 1997. № 2. С. 59-62.
28. Маркосян А. А. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. М.: Медицина, 1969. 576 с.
29. Мозжухина Л. И., Чёрная Н. Л., Шубина Е. В. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины // Педиатрия. 2003. №4. С. 3-7.
30. Нагаева Е. В. Физическое развитие детей и подростков // Педиатрия. 2009. № 3. С. 58-62.
31. Ноздрачев А. Д. Начала физиологии: учебник для вузов. СПб.: Лань, 2004. 1088 с.
32. Обреимова Н. И., Петрухин А. С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.
33. Олонцева Г. Н. Комплексная диагностика физического развития ребёнка. Иркутск: Изд-во Иркутс. Гос. Пед. Ун-та, 2007. 152 с.
34. Оценка состояния здоровья детей / В. А. Беляков, Т. С. Подлевских, И. В. Попова, А. В. Кашин. Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2006. 91 с.
35. Ошевенский Л. В., Крылова Е. В., Уланова Е. А. Изучение состояния здоровья человека по функциональным показателям организма. Н. Новгород: Нижегородский ГУ им. Лобачевского, 2007. 67 с.
36. Псеунок А. А. Адаптивные возможности сердечно-сосудистой системы детей, обучающихся по новым образовательным программам // Педиатрия. 2005. № 6. С. 77.
37. Псеунок А. А. Возрастная анатомия и физиология. Майкоп: Изд- во АГУ, 2008. 268 с.
38. Раппорт И. К. Состояние здоровья подростков и современные подходы к проведению врачебных и профессиональных консультаций // Вестник РАМН. 2003. № 8. С. 19-23.
39. Савченков Ю. И., Солдатова О. Г., Шилов С. Н. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. 143 с.
40. Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и под-ростков. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 432 с.
41. Сушко Е. П. Пропедевтика детских болезней: учеб. пособие. Мн.: Высш. шк., 1996. 448 с.
42. Тихвинский С. Б., Хрущев С. В. Детская спортивная медицина: руководство для врачей. М.: Медицина, 1991. 560 с.
43. Тихомирова И. А. Валеология: методические рекомендации. ГОУ ВПО "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского", 2007. 22 с.
44. Усов И. Н. Здоровый ребенок. Справочник педиатра. Мн.: Высш. шк., 1984. 207 с.
45. Федотова Т. К. О специфике формирования соматического статуса детей от 7 до 16 лет // Педиатрия. 2005. № 5. С. 92-94.
46. Физиология человека: медицинская книга / Н. А. Агаджанян, Л. З. Тель, В. И. Циркин, С. А. Чеснокова. Н. Новгород: Издательство НГМА,
2003. 528 с.
47. Физическая культура студента: учебник / В. И. Ильинич, М. Л. Виленский, А. И. Зайцев, Ю. Л. Кислицын. М.: Гардарики, 2000. 448 с.
48. Хрипкова А. Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. 319 с.
49. Хураськина Н. В. Физиологические аспекты контроля влияния процесса обучения на функциональное состояние организма детей школьного возраста : учебно-методическое пособие. Чебоксары: ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»,
2004. 52 с.
50. Ямпольская Ю. А. Физическое развитие школьников-жителей крупного мегаполиса в последние десятилетия: состояние, тенденции прогноз. Методика скрининг-оценки: Дисс. ... докт. биол. наук. М., 2000. 76 с.