Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования малого и среднего бизнеса в рыночной экономике 6
1.1. Понятие и сущность малого и среднего бизнеса в экономике 6
1.2. Преимущества и недостатки малого и среднего бизнеса в
современных условиях 13
1.3. Нормативно-правовой механизм регулирования и поддержки
малого и среднего предпринимательства 19
Глава 2. Малый и средний бизнес во внешнеэкономических связях России и Китая 27
2.1. Малый и средний бизнес России и Китая: основные положения и
сравнительная характеристика 27
2.2. Оценка показателей развития малого и среднего бизнеса России и Китая 37
2.3. Сравнительная характеристика государственной поддержки малого
и среднего бизнеса России и Китая 43
Глава 3. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса во внешнеэкономических связях России и Китая 51
3.1. Проблемы развития малого и среднего бизнеса во
внешнеэкономических связях России и Китая 51
3.2. Перспективы развития внешнеэкономических отношений России и
Китай посредством малого и среднего бизнеса 56
Заключение 64
Список использованных источников
Актуальность темы исследования. Россия и Китай - это две крупнейшие державы, стратегические партнеры, во многом решающие сходные задачи развития, ближайшие страны-соседи, оказывающиеся в условиях глобализации перед различными ограничителями экономического роста. Интенсивно развивается экономическое сотрудничество между странами по приоритетным направлениям: инвестиции, приграничные и торговые связи, технологическое и инновационное взаимодействие, научные контакты, межбанковские связи. Немало важную роль играют предприятия малого и среднего бизнеса.
Способность «мелких» фирм обеспечивать конкуренцию на рынках сбыта, а также их роль в развитии и эксплуатации радикально новых технологий на стадии их становления - важные составные части укрепления внешнеэкономических отношений России и Китая.
Малое и среднее предпринимательство - сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта любого государства. Во многих зарубежных странах малый и средний бизнес играет существенную роль в экономике, поскольку в этой сфере бизнеса занято, по различным оценкам, от 46 до 78% трудоспособного населения. При этом конкретные комбинации средних и малых предприятий в каждой стране и в каждой отрасли складываются в зависимости от национальных особенностей, от их функций в отраслевом производстве, специфики технологии и рыночного спроса.
В странах с развитой рыночной экономикой создание оптимальной структуры малого и среднего предпринимательства достигается не столько путем их увеличения или уменьшения, сколько поиском рационального сочетания предприятий различных размеров. Всем этим и объясняется актуальность темы исследования.
Степень разработанности темы. Исследованию внешнеэкономических отношений России и Китая посвящен ряд работ следующих авторов: Ю.М. Азмина, О.В. Корнейко, В.О. Мосейко, К.Г. Мурашкина, Д.М. Селехов и др.
Некоторые положения в области теории малого и среднего предпринимательства принадлежат: В.Г. Басарева, И.С. Глебова, Е.С. Жура, Д.А. Плетнев, О.В. Тахумова и др.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение состояния, направлений развития и экономических проблем сотрудничества предприятий малого и среднего бизнеса России и Китая.
Цель исследования обусловила постановку следующих конкретных задач:
- изучить теоретические основы функционирования малого и среднего бизнеса в рыночной экономике;
- проанализировать нормативно-правовой механизм регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства;
- изучить особенности возникновения и развития малого и среднего предпринимательства в России и Китая;
- оценить роль и место малых и средних предприятий во внешнеэкономических связях России и Китая;
-выявить проблемы и проанализировать приоритетные направления развития малого и среднего бизнеса во внешнеэкономических связях России и Китая.
Объектом выпускной квалификационной выступает внешнеэкономическое сотрудничество России и Китая. Предметом исследования являются экономические отношения предприятий малого и среднего бизнеса России и Китая.
Теоретическую и методологическую основой исследования послужит инструментарий экономической теории, экономики предприятия, теории статистики и статистики предприятий.
Информационную базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, публикации по проблеме исследования в средствах массовой информации, статистические базы Федеральной службы государственной статистики.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе «Теоретические основы функционирования малого и среднего бизнеса в рыночной экономике» рассмотрены понятие и сущность малого и среднего бизнеса; изучены преимущества и недостатки малого и среднего бизнеса; охарактеризован нормативно-правовой механизм регулирования внешней торговли малого и среднего бизнеса.
Во второй главе «Малый и средний бизнес во внешнеэкономических связях России и Китай» представлена сравнительная характеристика основных положений малого и среднего бизнеса России и Китая; дана оценка показателям развития малого и среднего бизнеса России и Китая; проведен сравнительный анализ государственной поддержки малого и среднего бизнеса России и Китая.
В третьей главе «Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса во внешнеэкономических связях России и Китай» выявлены проблемы развития малого и среднего бизнеса во внешнеэкономических связях России и Китая; определены перспективы развития внешнеэкономических отношений России и Китай посредством малого и среднего бизнеса.
В заключении представлены выводы и предложения.
Интенсивно развивается экономическое сотрудничество между странами по приоритетным направлениям: инвестиции, приграничные и торговые связи, технологическое и инновационное взаимодействие, научные контакты, межбанковские связи. Немало важную роль играют предприятия малого и среднего бизнеса.
В ходе проведенного исследования получены следующие результаты:
1. Развитие малого и среднего бизнеса выступает необходимым условием существования и функционирования современной модели рыночно-конкурентного хозяйства. Область деятельности малого и среднего бизнеса довольно обширна. Она включает торговлю и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако необходимо отметить, что самый широко распространенный вид - торговая и посредническая деятельность (больше чем 70 %).
Как показывает мировая практика, малый и средний бизнес играет весомую роль в экономике, вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, придает рыночной экономике необходимую гибкость, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, оказывает меньше воздействие на состояние экологии.
На сегодняшний момент времени универсальных критериев выделения малых и средних предприятий, позволяющих правильно осуществлять их отбор, не существует. На практике чаще всего в качестве основного критерия выделения малых предприятий используется численность работающих. Однако его несовершенство и несостоятельность по отношению к другим показателям очевидны.
2. Для обеспечения быстрого и стабильного развития МСБ в условиях глобализации и финансового кризиса правительства многих стран оказывают активную существенную поддержку субъектам МСБ, которые объективно не могут выдержать конкуренции с крупным бизнесом. При этом основная задача государства состоит в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка.
К характерным мероприятиям поддержки МСБ в мире можно отнести:
- Снижение налогового бремени у субъектов МСБ в настоящий момент является одним из важнейших косвенных методов поддержки и стимулирования МСБ в ряде стран.
- В настоящее время, в мире принята практика специализированных государственных кредитных организаций (называемых банками развития), главная цель которых финансовое содействие в реализации инвестиционных проектов МСБ.
- В русле тенденции развития малого и среднего бизнеса во всех странах все больше внимания стало уделяться стимулированию интернационализации его деятельности
3. Критериальными показателями МСП в Китае являются численность и оборот, а для промышленности и строительства еще и стоимость имущества, в то время как в России с вступлением в силу федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» используются критерии численности, выручки от реализации товаров (услуг) или балансовой стоимости активов и так называемый критерий «независимости происхождения» - в уставном капитале юридических лиц доля участия Российской Федерации, субъектов РФ не должна превышать 25.
Имеются особенности и в истории развития китайского малого предпринимательства. Оно возникло почти на 10 лет раньше, чем в России. В Китае официальной датой рождения малого предпринимательства считается 1978 г., когда вышел государственный указ «Определение крупного, среднего и малого предприятия в Китае» [Чжан Тюньси и др. (2005)]. В России такой датой можно считать 1986 г. (с учетом кооперативных структур, ставших прообразом российских малых фирм). Однако реально развитие российского малого бизнеса началось несколько позже - с 1991 г., когда вышло соответствующее постановление, регулирующее деятельность малых предприятий в России [Постановление СМ РСФСР (1991)].
4. В Китае зарегистрировано более 20 млн. малых и средних предприятий, включая индивидуальные промышленные и коммерческие хозяйства. Они составляют 99% от всего количества предприятий, 60% ВВП, 75% занятости трудоспособного населения. Доля малых и средних предприятий в экспорте трудоемких товаров таких, как одежда, текстильные изделия, игрушки, обувь, составляет более 90% общего экспорта.
По состоянию на 10.04.2017 года на территории Российской Федерации насчитывается всего 6 019 798 субъектов МСП с общей численностью работников 15 774 446 человек, что составляет около 21% от общего числа экономически активного населения. Также стоит отметить, что подавляющее большинство из всех предприятий малого и среднего бизнеса составляют микропредприятия. Общее количество микропредприятий на 10.04.2017 года составляет 5 761 052 единицы (из них юридические лица - 2 646 952 предприятия, ИП - 3 085 474 предприятия), что в долевом отношении - 95,7% от всех субъектов МСП.
Можно сделать вывод о том, что уровень развития бизнеса в Китае относительно выше, чем в РФ. Кроме своих количественных характеристик, китайский малый и средний бизнес обладает отличительными качественными и структурными особенностями по сравнению с МСП РФ. Кроме этого Китайский малый и средний бизнес обеспечивается поддержкой государства гораздо эффективнее, чем в России (где были образованы фонды финансовой поддержки малого бизнеса, средства которых, как показал опыт, расходовались по большей части нецелевым образом). Кроме того, значительная часть бюджетных средств тратилась и продолжает тратиться на создание и работу специализированных институтов по поддержке малых предприятий, организованных при региональных структурах власти.
5. Доля малого предпринимательства в России не превышает 22%, в то время как в Китае - 60%. В Китае развитие и поддержка бизнеса - приоритетные направления. Пока Россия стремится разнообразить свою экономику и найти способы увеличить долю участия в ней малого бизнеса, в Китае этот процесс уже осуществляется.
В определении перспектив развития внешнеэкономических отношений России и Китай посредством малого и среднего бизнеса немало важную роль играет российско-китайский деловой форум малого и среднего бизнеса, представляющей собой ежегодное мероприятие, которое проходит уже в четвертый раз (май 2018 г.).
В рамках форуме неоднократно подчеркивалось важность направления сотрудничества по линии малого и среднего предпринимательства. Именно малый и средний бизнес в современных условиях имеет стратегическое значение в социально-экономическом развитии государства, являясь источником долгосрочного экономического роста, повышения благосостояния, качества жизни и обеспечения национальной безопасности.
Неоднократно в рамках форума говорилось о создании экономических зон в России, эти зоны будут играть важную роль в улучшении инвестиционного климата в стране и в привлечении зарубежного капитала, одновременно рождая новые возможности для сотрудничества в двусторонней торговле.
Наиболее перспективные для российских регионов сферы экономического развития для малого и среднего бизнеса с Китаем, провинцией Гуандун: электроника; деревообрабатывающая промышленность; сельское хозяйство; торговля; авиастроение и автомобилестроение; производство стройматериалов; приборостроение; мобильная связь и телекоммуникационное оборудование.
1. Абалакина, Т.В. Источники финансирования бизнеса в России и Китае: сравнительный аспект [Электронный ресурс] / Т.В. Абалакина, К.Д. Гвасалия, До Хыонг Куен // НАУКОВЕДЕНИЕ. - 2017. - Том 9. - №2. - Режим доступа: http: //naukovedenie.ru/PDF/109EVN217.pdf
2. Александрова, А.А. Модель «открытых инноваций» как инструмент интеграции малого и крупного бизнеса [Текст] / А.А. Александрова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - №7-1. - С.135-138.
3. Ахтулов, А.Л. Создание новых инновационных структур развития малого и среднего наукоемкого бизнеса в Омской области на примере технопарка [Текст] / А.Л. Ахтулов, С.В. Андрич, Л.Н. Ахтулова // ОНВ. - 2013. - №4(121). - С.49-51.
4. Балашова, E.A. Основные черты, преимущества и недостатки деятельности субъектов малого бизнеса [Текст] / Е.А. Балашова // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2010. - № 2. - С. 90-93.
5. Басарева, В.Г. Малый бизнес России: теоретические основы исследования, моделирование, концепция государственного регулирования [Текст] / под ред. А.С. Новоселова. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2013. - 296 с.
6. Валдайцев, С.В. Малое инновационное предпринимательство [Текст]: учеб. пособие / С.В. Валдайцев, Н.Н.Молчанов, К.Пецольдт. - М.: Проспект, 2015. - 536 с.
7. Глебова, И.С., Садыртдинов Р.Р. Государственное регулирование
малого и среднего предпринимательства[Текст]: учебное пособие / И.С. Глебова, Р.Р .Садыртдинов. - Казань: Казанский государственный
университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008. - 326с.
8. Глобальный мониторинг предпринимательства (GEM). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sme.gov.cn/index.htm.
9. Григорьева, О.В. Методологические и методические подходы к управлению конкурентоспособностью малого предпринимательства [Текст] / О.В. Григорьева // Новый университет. Серия «Экономика и право». - 2013. - №2 (24). - С. 3-9.
10. Гусева, Т.А. Государственная поддержка: реальность и перспективы развития малого и среднего предпринимательства [Текст] / Т.А. Гусева, Н.Л. Клеванова // Право и экономика. - 2010. -№ 1. - С. 4-9.
11. Жабин, А.П. Развитие малого и среднего предпринимательства как фактор ускорения экономического роста [Электронный ресурс] / А.П. Жабин, Е.В. Волкодавова, Г.И. Яковлев, Ю.О. Машина // Науковедение. - 2017. - Том 9. - №4. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/40EVN417.pdf
12. Жура, С.Е. Малый бизнес в инновационной деятельности Российской Федерации: проблемы и пути их решения [Текст] / С.Е. Жура // Вестник ПАГС. - 2014. - №2. - С.90-98.
13. Исследование форм поддержки малого и среднего предпринимательства РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mb.tomsk.ru/ static/files/2014/podderzhki-sektora-msp.pdf.
14. Кожан, В.И. Организация инфраструктуры предпринимательства в рамках Евразийского экономического союза между Россией и Белоруссией [Текст] / В.И. Кожан // Российское предпринимательство. - 2016. - Том 17. - № 1. - с. 81-88.
15. Корнейко, О.В., Ма, Б. Теория предпринимательства в контексте современного развития российской экономики [Текст] / О.В. Корнейко, Б. Ма // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2016. - №2 (25). - С. 35-42.
16. Критерии определения МСП в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://34.rkn.gov.ru/p1305/p3098
17. Кулик, И. В., Чжан, Хунцзян. Политика развития малого и среднего предпринимательства в Китае [Электронный ресурс] / И. В. Кулик, Чжан Хунцзян // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». - 2014. -
Том 5. - № 4. - С. 199-203. - Режим доступа:
http: //pnu.edu.ru/media/ej ournal/articles/2014/T GU_5_17 9. pdf
18. Кунин, В.А. Анализ зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства [Текст] / В.А. Кунин, Е.А. Александрова // Российское предпринимательство. - 2011. - С. 36-43.
19. Курганов, С.Д. Развитие малых и средних предприятий в России и Китае [Текст] / С.Д. Курганов // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2016. - №7. - С.68-73.
20. Ларичева, Е.А., Скляр, Е.Н. Сравнительный анализ развития малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом [Текст] / Е.А. Ларичева, Е.Н. Скляр // Сборник научных трудов. Выпуск 22. - Брянск: БГИТА, 2013. - 75 с.
21. Малое и среднее предпринимательство в России. 2017 [Текст]: Стат.сб. - М.: Росстат, 2017. - 78 с.
22. Малое предпринимательство России в наши дни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rcsme.ru>news
23. Малый бизнес: зарубежный опыт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://msb.khabkrai.ru/malyi-biznes-zarubezhnyi-opyt.
24. Мингалева, Ж.А., Логинова, Т.Е. Опыт правового регулирования объектов интеллектуальной собственности и инновационной деятельности (на примере Германии) [Текст] / Ж.А. Мингалева, Т.Е. Логинова // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2012. - №1. - С.139-148.
25. Минэкономразвития России. Развитие малого и среднего предпринимательства: задачи на 2017-2018 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.rU/wps/wcm/connect/312a2a4b-7dac-4a6a- b633- 3abc4a32ac1a/2.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=312a2a4b-7dac-4a6a- b633-3abc4a32ac1a
26. Мосейко, В.О., Азмина, Ю.М. Многофакторная оценка экспортного потенциала малых и средних предприятий региона [Текст] / В.О. Мосейко, Ю.М. Азмина // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экон. Экол. - 2012. - № 2 (21) - С. 63-71.
27. Муратшина, К.Г. Российско-китайские отношения в конце XX — начале XXI в. [Текст]: учеб. пособие / К.Г. Муратшина ; [науч. ред. в. И. Михайленко] ; М-во образования и науки рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 126 с.
28. Национальное бюро статистики Китая [Электронный ресурс]: офиц.
сайт. - Режим доступа: http://
www.stats.gov.cn/english/IntemationalCooperation/201311/t20131112_459590.ht ml
29. Овчинникова, А.В. Количественные и качественные критерии малых предприятий в Российской Федерации [Текст] / А.В. Овчинникова // Вестник Удмуртского университета. - 2015. - № 4. - С. 204-208.
30. Официальный сайт ООН [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа: http://www.un.org/
31. Охотский, Е.В. Государственное управление: на пути к современной модели государственного менеджмента [Текст] / Е.В. Охотский // Вестник МГИМО. - 2014. - №3. - С. 115-127.
32. Плетнев, Д.А. Сравнительный анализ критериев отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу в разных странах [Текст] / Д.А. Плетнев, Е.В. Николаева // Стратегии бизнеса. - 2015. - № 9. - С. 190-198.
33. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://tpprf.ru/ru/business/gp.
34. Политика в области развития малого и среднего предпринимательства в КНР. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chinaim.com/doc/70270/252682.html
35. Пономарева, Н.В. Особенности бухгалтерского учета малых сельскохозяйственных организаций [Текст] / Н.В. Пономарева // Международные научные исследования. - 2016. - № 2 (27). - С. 76-79.
36. Портал госпрограмм РФ [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа: http: //programs .gov.ru/Portal/site/index
37. Портяков, В.Я. Становление Китая как ответственной глобальной державы [Текст]: монография / В.Я. Портяков. - М.: ИДВ РАН, 2013. - 240 с.
38. Проблемы и перспективы экономики и управления [Текст]: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - Спб.: Сатис, 2014. - 344с.
39. Развитие малого предпринимательства в современных условиях на
пространстве ЕАЭС [Текст]: итоговый документ / Кочубей С.В.; Матченко Е.А., к.э.н.; Побываев С.А., к.э.н.; Смирнова В.А.; Ткачук С.П. - М.:
Институт экономических стратегий РАН, 2016. - 121 с.
40. Россия и Китай: вектор развития: материалы Международной научно-практической конференции (5 декабря 2016 г.) [Текст] / под общей ред. О.А. Цепелева. - Благовещенск, Изд-во Амурского гос. ун-та, 2017. - 300 с.
41. Селехов, Д.М. КНР в мировом инновационном развитии [Текст] / Д.М. Селехов // Мировая экономика и международные отношения. - 2013. - № 11. - C. 21-28.
42. Совместное заявление Российской Федерации и китайской народной
республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия 2014 г. [Электронный ресурс]: офиц. сайт президента РФ. - Режим доступа: http://
события.президент.рф/%Э 1 %81 %D0%BF%D 1 %80%D0%B0%D0%B2%D0%B A%D0%B8/1642
43. Тахумова, О.В., Хамукова, М.У. Малый и средний бизнес в условиях глобализации мировой экономики [Электронный ресурс] / О.В. Тахумова, М.У. Хамукова // Экономика и социум. 2017. - №1(32). - Режим доступа: www.iupr.ru
44. Тезисы выступления директора департамента развития малого и среднего предпринимательства А.В. Шарова на II ежегодном деловом
форуме «Развитие малого и среднего бизнеса» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.
gov.ru/minec/about/structure/depmb/doc20100518_07.
45. Федеральная налоговая служба. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/
46. Федеральная служба государственной статистики (Росстат)
[Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/
47. Шмелева, Д.В. Правовые основы инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства / Д.В. Шмелева [Текст] // Вестник ВолГУ. Серия 5: Юриспруденция. - 2014. - №2. - С.110-113.
48. Liu X. SME Development in China: A Policy Perspective on SME Industrial Clustering [Electronic resource] / X. Liu. - Mode of access: http: //www.eria.org/ SMEDevelopment%China_PolicPerspectiveonSMEIndustria/Clustering.pdf.
49. MSME Country Indicators [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.smefinanceforum.org/New_SME_ Definition.pdf.
50. United States International Trade Commission Investigation. Small and Medium Sized Enterprises: U.S. [Electronic resource]. - Mode of access: http s: //www. usitc. gov/publications/332/pub4169.pdf.