Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности обучения диалогической речи в старших классах средней школы

Работа №63162
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметанглийский язык
Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 59
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение 3
Глава I .Теоретические основы обучения диалогической речи английского языка в старших классах 6
1.1 Методики обучения диалогической речи учащихся на уроках
английского языка 6
1.2 Особенности обучения диалогической речи на уроках английского
языка в старших классах 13
1.3 Использование опорных диалогов при обучении диалогической
речи 21
Вывод по I главе 27
Глава II. Практическое исследование развития диалогической речи на
уроках английского языка 28
2.1 Подготовительный этап 28
2.2 Проведение и анализ предэкспериментального среза 35
2.3 Организация, проведение и результаты педагогического
эксперимента 39
Вывод по II главе 58
Заключение 60
Список использованной литературы

Английский язык - язык международного общения. В России в последние годы все большее внимание уделяется этой учебной дисциплине на разных ступенях образования. По новым федеральным образовательным стандартам английский язык формирует общие компетенции, среди которых есть и социокультурная компетенция. Обучающимся необходимы не только предметные знания языка, но следует иметь представления о традициях и обычаях страны изучаемого языка. Это поможет подросткам в будущем профессионально вести свои дела, общаться с иностранными партнерами, не испытывая дискомфорта и языкового комплекса. Основная практическая цель обучения иностранному языку - формирование способности к общению на иностранном языке. Это может быть достигнуто при развитии социокультурной компетенции обучающихся.
Проблема повышения эффективности обучения иностранному языку является одной из центральных в современной методике преподавания. Значение этой проблемы возрастает в связи с тем, что в настоящее время увеличивается потребность общества в специалистах, для которых знание иностранного языка является необходимым: успешность деловых контактов с зарубежными партнерами зависит от уровня владения иностранным языком в различных сферах деятельности.
Чтобы идти в ногу со временем, преподаватель иностранного языка просто обязан применять в своей работе новые методы преподавания. Прийти на урок просто с учебником - неприемлемо для преподавателя, современного преподавателя.
Задачей традиционного урока являлась прямая передача знаний обучающимся, в то время как задача современного - включение самих студентов в познавательный процесс. Новые стандарты четко диктуют необходимость поиска новых подходов к обучению, соответственно необходимо пересмотреть подход к каждому уроку.
Современную молодежь ничем не удивить, так как мы живем в век компьютерных технологий, постоянного технического прогресса. Преподаватель в любом случае остается лучшим источником знаний. Конечно, студенты могут найти практически любую информацию в интернете или могут перевести любой текст при помощи различных онлайн переводчиков. Тем самым они утверждают, что учить слова, диалоги - бессмысленно. Но преподаватель, пересмотрев подход к планированию каждого занятия, должен доказать, что он незаменим, он - наставник и помощник.
Цель исследования - анализ возможности развития диалогической речи английского языка в старших классах.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы обучения диалогической речи английского языка в старших классах;
2. рассмотреть использование опорных диалогов при обучении диалогической речи;
3. провести исследования развития диалогической речи на уроках английского языка.
Объектом исследования данной работы является функциональное применение диалогической речи в английском языке.
Предмет исследования - диалогическая речь в обучении иностранному языку.
Гипотеза - развитие диалогической речи более успешно при применении в обучении специализированных УМК.
В ходе исследования использовались следующие методы: теоретико-аналитический (анализ методической литературы), общедидактический (анализ учебной литературы), системный подход (педагогическое проектирование), статистический (обработка полученных данных), разработка упражнений, тестирование, эксперимент.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и анализе психолого-педагогических и методических подходов к решению проблемы обучения решению коммуникативных задач в процессе развития умений иноязычной диалогической речи на уроке английского языка для выявления наиболее эффективных.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы могут найти применение в курсе лингвострановедения и на занятиях обучающимися по английскому языку в старших классах.
Научная новизна исследования заключается в том, что, для решения проблемы обучения диалогической речи на иностранном языке впервые использован дополнительный материал - полилог на тему «Наказания в английских и русских школах».
Опытно-экспериментальная база: 10 классы МОУ «Средняя
общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №62» Авиастроительного района города Казани


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В настоящем исследовании рассмотрены теоретические основы обучения диалогической речи английского языка в старших классах;
Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных на протяжении многих десятилетий. Речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения, то организация обучения должна предусматривать и развитие навыков общения на иностранном языке, таким образом, овладение связной диалогической речью - это одна из главных задач речевого развития школьников.
Рассматривая особенности диалогической речи, стоит упомянуть то, что нельзя спланировать диалог заранее, так как оба собеседника принимают участие в создании диалогического текста. Степень их активности может быть разной, но проявление инициативы, по крайней мере одним из них является обязательным условием развития беседы.
Говоря о контроле навыков диалогической речи, в первую очередь следует сказать, что основным объектом контроля является сложное умение вести диалог в связи с различными ситуациями. Но это не исключает необходимости контролировать и отдельные умения — задавать вопросы и отвечать на них, делать коммуникативно направленные высказывания, обосновывать свое мнение, реагировать на реплику собеседника так, чтобы он продолжил разговор и т. п. При этом необходимо добиваться, чтобы даже слабо успевающие ученики достигали определенного уровня сформированности тех или иных умений.
Также изучена возможность использования опорных диалогов при обучении диалогической речи.
Развитие коммуникативной компетенции - сложный, трудоемкий и интересный процесс. Чтобы ученик заговорил, прежде всего, необходимо вызвать интерес, создать мотивацию к этому виду деятельности. Научить умению слушать, воспринимать иноязычную речь, понимать собеседника, расширять словарный запас, увеличивать и углублять общие знания по обсуждаемым темам, изучать, познавать грамматический строй изучаемого языка, овладевать им и использовать, формировать, развивать и совершенствовать фонетические, лексические и грамматические навыки - это задачи, которые стоят перед учителем иностранного языка. Достижению цели овладения коммуникативной компетентности учащимися служит система методов и приемов.
Любая форма экспрессивной речи (монологическая или диалогическая) включает в себя как заучивание каких-либо образцов, так и умение употребить это заученное в иной ситуации. Поэтому, хотя и говорится о том, что целью обучения устной речи является научить школьников вести спонтанную, неподготовленную беседу, эта неподготовленность будет относиться лишь к содержанию, к данной конкретной ситуации. В остальном же обучение школьников диалогической речи требует больших усилий и кропотливой работы.[39;119]
Подводя итог вышесказанному, отметим, что на старшем этапе обучения англйскому языку продолжается развитие коммуникативной компетенции учащихся. Кроме того, данный этап обучения характеризуется совершенствованием уже полученных продуктивных лексических и грамматических навыков и развитием рецептивных.
Во второй главе проведено исследование развития диалогической речи на уроках английского языка.
Педагогический традиционный эксперимент проводился в 10А, Б классах МОУ «Средняя общеобразовательная школа с
углубленным изучением отдельных предметов №62» Авиастроительного района города Казани.
В эксперименте приняли участие 22 человека: 11 человек из 10А класса - экспериментальная группа, 11 человек из 10Б - контрольная группа. Учебная нагрузка составляла три урока в неделю. Педагогический эксперимент проводился в феврале-марте 2017 года, всего было проведено 10 занятий.
Педагогический эксперимент проводился в три этапа: констатирующий/подготовительный, формирующий/эксперимент и
контрольный/постэкспериментальный.
В результате проведенного педагогического эксперимента было установлено, что работа с диалогами в экспериментальной группе привела к более высокому уровню развития социокультурной компетенции. В результате проведенного среза мы доказали, что уровень развития речевого этикета и степень информированности о странах изучаемого языка выше, чем в контрольной группе. Обучающиеся подавляющую часть урок говорят, что повышает мотивацию к изучению иностранных языков и повышает самооценку.
Итоги апробации использования диалогов для развития социокультурной компетенции в средней общеобразовательной школе на средней ступени подтвердило теорию о том, что обучение общению при данном подходе развивает у обучающих более высокий уровень развития социокультурной компетенции. Наш опыт показал, что обучающиеся в результате эксперимента развили диалогическую речь и расширили знания культуроведческого характера.
Диалогическая речь является неотъемлемым компонентом развития социокультурной компетенции. При проводимом традиционном педагогическом эксперименте были выявлены уровни развития диалогической речи в экспериментальной и контрольных группах. Количество ошибок в диалогической речи, и, соответственно, качество обучения и коэффициент усвоения материала, со временем изменяется в лучшую сторону между итоговыми и отсроченными срезами, это связано с развитием заинтересованности обучающихся в совершенствовании диалогической речи. Можно сказать, что развитие социокультурной компетенции через диалогическую речь прошло успешно. Обучающиеся в течение проводимых уроков были заинтересованы и в увеличении объема знаний о стране изучаемого языка, развивали свои диалогические навыки.
Наиболее важная цель обучения иностранному языку - формирование способности к коммуникации на иностранном языке. Это может быть достигнуто при развитии социокультурной компетенции обучающихся. Социокультурная компетенция - это комплекс знаний о ценностях, верованиях, поведенческих образцах, обычаях, традициях, языке, достижениях культуры, свойственных определенному обществу и характеризующих его, происходит в одновременном процессе обучения иностранному языку и приобщения личности к культуре и народным традициям страны изучаемого языка. В данной курсовой работе были проанализированы возможности развития социокультурной компетенции на средней ступени в средней общеобразовательной школе через диалогическую речь. Экспериментально было подтверждено, что диалогическая форма речи способствует развитию социокультурной компетенции у обучающихся седьмых классов общеобразовательных школ.



1. Биболетова, М. З., Трубанева, Н. Н., и Денисенко, О. А. Английский с удовольствием. Enjoy English: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Обнинск: «Титул», 2010.
2. Баранова, Н.В., Гусева, С.Б. Социокультурный компонент в содержании обучения немецкому языку. Иностранные языки в школе.2001, №4.
3. Бим, И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы. Иностранные языки в школе. 2002. №2. С.46-52.
4. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1988. 255 с.
5. Вайсбург М. Л. Обучения диалогической речи // Иностранные языки в школе. - 1965. - № 4. С. 12.
6. Верещагина И. Н. Обучение диалогической речи учащихся восьмилетней школы.: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1969. 147 с.
7. Воробьёв, Г.А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка (поиск эффективных путей). Иностранные языки в школе.2003, № 3. С.51-56.
8. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
9. Гез, Н.И., Ляховицкий, М.В., Миролюбов, А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Высшая школа, 1982.-373с.
10. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам : Лингво-дидактика и методика : учеб. пособие / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М. : Academia, 2004. - 336 c.
11. Гузеев, В. В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе / В. В. Гузеев // Народное образование. - 2002. - № 9. - С. 22¬
23.
12. Гридасова, О. И. Развитие проектной деятельности студентов (на материале изучения немецкого языка): автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. И. Гридасова. - Курск, 2015.
13. Голикова, Л. В. Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности студентов неязыкового вуза на основе проектной технологии обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. В. Голикова. - СПб., 2015.
14. Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - № 2. - С. 42-47.
15. Демидова М.Ю., Иванов С. В., Карабанова О. А. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе / В 2 ч.- М. Просвещение, 2009.
16.Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе - М.: Просвещение, 1991. - 369 с.
17. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1985. 160 с.
18. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. Пособие для учителя - 2-е издание.- М.: Просвещение, 1993.
19. Копылова, В. В. Методика проектной работы на уроках английского языка: методическое пособие / В. В. Копылова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. - 93 с.
20. Коряковцева, Н. Ф. Продуктивное языковое образование и новая роль учителя иностранного языка /Н. Ф. Коряковцева // Многоязычие и поликультурность в современном мире и школе: материалы научно-практической конференции. - М., 2016.
21. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Под редакцией Роговой Г.В., Рабинович Ф.М., Сахаровой Т.Е. - М.: Просвещение, 1991 - 362 с.
22. Миролюбов А. А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. - Обнинск: Титул, 2010. 464 с.
23. Муравьева, Н.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике. //Вестник Тюменского государственного университета-2011 - № 9. С. 138-140.
24. Немов, Р. С. Психология: учебник для бакалавров / Р. С. Немов - М. : Издательство Юрайт, ИД Юрайт, 2013. - 639 с.
25. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под. ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2015.
26.Обучение устной речи и чтению на иностранных языках/ Под ред. Л. С. Желяниной, М. Л. Вайсбурд, С. В. Калининой. - М.: Изд. Академии Пед. Наук РСФСР.С. 245-246.
27. Примерные программы по иностранным языкам. Английский Язык. Базовый уровень. - [Электрон. ресурс]. - Режим доступа : http: // window.edu.ru - 15.11.2015.
28. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 144 с. - (Стандарты второго поколения).
29. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М.: Просвещение, 1991. - 315 с.
30. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике, М.,Высшая школа, 2004.
31. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. - М.: Русский язык, 1977. 276 с.
32. Пименов А. В. Управление собственным речевым действием в диалоге: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1971. 139 с.
33. Пагис Н.А. Работа с художественным текстом на уроках английской литературы / «ИЯШ» - №6 - 2004 г.
34. Рогова Г.В. «Методика преподавания иностранному языку в
средней школе».-М., 1993
35. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. 224 с.
36. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова . - М. : Просвещение, 1991. - 287 с.
37. Соловова, Е. Н. Новые тенденции в развитии глобальных реформ и подготовка учителя иностранного языка / Е. Н. Соловова // Сборник статей МПГУ, МДО. - М., 2015.
38. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: Пособие для студентов педагогических вузов и учителей. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2006. - 239 с.
39. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
40. Смирнов, И.Б. Формирование основ культурно-страноведческой компетенции учащихся старших классов средней школы на уроке немецкого языка. Санкт-Петербург. 2002.
41. Сысоев, П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка. Иностранные языки в школе. 2001, № 4.
42. Сахарова Т. Е. Ситуативные упражнения для обучения немецкой диалогической речи студентов первых курсов языкового вуза.: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1966. 145 с.
43. Скалкин В. Л. Обучение диалогической речи (на материале английского языка). - К.: Рад. шк, 1989. 158 с.
44. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2006. 272 с.
45. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2008. - 576 с.
46. Саланович Н.А. Роль и место чтения художественных текстов на старшем этапе обучения / «ИЯШ» - №3 - 2001.
47. Татарницева, С.Н. Методическая компетенция учителя и ее формирование в процессе самостоятельной работы студентов: Автореф. дис. канд.пед.наук. - Тольятти, 2003. - 22 с.
48. Тараскина, Я. В. Проектная методика как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов языкового вуза (немецкий язык, II курс): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Я. В. Тараскина. - Улан-Удэ, 2016.
49. Уайзер Г. М. Развитие устной речи на английском языке. - 2-е изд. - М.: 1972. 176 с.
50. Филатов, В.М. (ред.). Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 416 с.
51. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1986. 223 с.
52. Щукин, А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. Учебное по-собие для преподавателей и студентов языковых вузов. / А.Н. Щукин. - М. : Издательство Икар, 2011. - 454с.
53. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам : Теория и практика : учеб. пособие для преподавателей и студентов / А. Н. Щукин. - М. : Филоматис : Омега-Л, 2010. - 480 с.
54.Читао И. А. К вопросу о приемах обучения диалогу в старших классах. [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека
«Киберленинка». URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/k-voprosu-o-priemah-
obucheniya-dialogu-v-starshih-klassah (дата обращения: 17.03.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2021 Cервис помощи студентам в выполнении работ
.