Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №98218

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические и методические основы обучения диалогической речи на уроках немецкого языка 6 Сравнительная характеристика диалогической и монологической 6
речи
1.1. Методические основы обучения диалогической речи 13
1.2. Формирование умений диалогической речи как одна из основных
целей обучения немецкому языку на старшей ступени 23
Глава 2. Совершенствование методики обучения диалогической речи на уроках немецкого языка в 10 классе средней общеобразовательной школы 28
2.1. Анализ УМК И.Л.Бим для 10 класса 28
2.2. Упражнения по обучению диалогической речи в 10 классе по УМК 33
И.Л. Бим и методические рекомендации по организации работы 40
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложение 53


Основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе является коммуникация, речевое общение, определяющее весь учебный процесс. Одна из основных форм речевого общения - это диалогическая речь. В связи с открытостью нашей страны в современном образовании иностранные языки играют значимую роль, и все важнее становится умение учащихся 10 классов вести диалоги на заданные темы. Это обусловило то, что Государственный стандарт по образованию с учетом современных методик обучения немецкому языку в 10 классе ориентирует на практическое владение таким видом речевой деятельности, как диалогическая речь (наряду с монологической речью, аудированием, чтением и письмом).
Несмотря на важность обучения диалогической речи в старших классах общеобразовательных школ, в решении этой проблемы существуют определенные трудности и пробелы. Так, в 10 классе учебники по немецкому языку содержат недостаточное количество заданий по развитию диалогической речи. К тому же работа над диалогом у учащихся происходит труднее, так как увеличивается объем изученного языкового материала, усложняются темы, по которым необходимо уметь составлять диалоги. Иногда учащиеся затрудняются вести диалоги на эти темы даже по-русски, не говоря уже о немецком языке. В этом случае учителю необходимо самому включать в урок упражнения, направленные на развитие этого вида речевой деятельности. Этим объясняется актуальность темы.
В исследовании содержатся элементы новизны - дана авторская интерпретация теоретических и методических основ обучения диалогической речи на уроках немецкого языка, а также предложены разработанные автором ВКР упражнения.
Объект исследования: процесс обучения иноязычному общению на уроках немецкого языка.
Предмет исследования: диалогическая речь на уроках немецкого языка на старшей ступени (в 10 классе).
Исходя из актуальности данного направления исследования, сформулирована цель выпускной квалификационной работы - выделить теоретические основы обучения диалогической речи и разработать упражнения для УМК И.Л.Бим для 10 класса и методические рекомендации по организации работы над диалогической речью на уроках немецкого языка в 10 классе.
Для достижения цели в работе поставлены следующие основные задачи:
1. Изучить теоретические основы обучения диалогической речи на уроках немецкого языка в старшей школе:
- рассмотреть отличия диалогической речи от монологической;
- выделить особенности обучения диалогической речи на старшей ступени;
2. Усовершенствовать методику обучения диалогической речи на уроках немецкого в 10 классе, в том числе:
- обобщить методический опыт обучения диалогической речи в старших классах;
- проанализировать УМК «Немецкий язык» И.Л. Бим для 10 класса;
- разработать упражнения в 10 классе по УМК «Немецкий язык» И.Л. Бим;
Эмпирическую базу исследования составляют тексты учебного стиля.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, анализ УМК И.Л. Бим, моделирование фрагментов учебного процесса. Из эмпирических методов использовано описание.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении отражена актуальность темы, показан объект и предмет исследования.
В первой главе проанализированы отличия диалогической речи от монологической, особенности формирования умений диалогической речи на старшей ступени как одной из основных целей изучения немецкого языка.
Во второй главе проанализировано место обучения диалогической речи в 10 классе по УМК «Немецкий язык» И.Л. Бим, а также предложены упражнения в качестве дополнение к материалам данного УМК и методические рекомендации по организации диалогической речи на уроках немецкого языка в 10 классе средней общеобразовательной школы.
Теоретическая значимость обусловлена собственной переработкой и изложением теоретического материала. Практическая значимость - возможность использовать разработанные упражнения на уроках немецкого языка в 10 классе.
Практическая часть содержит упражнения для развития умения диалогического общения.
Работа выполнена на 52 страницах. Список использованной литературы включает 37 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Диалогическая речь - это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, монологическая - речь, обращенная к слушателям или самому себе.
Монологическая речь характеризуется композиционной сложностью, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой последовательности изложения мысли. Для разговорной речи (диалога) характерны реплики, повторение фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий.
Основные трудности при обучении диалогической речи связаны с формированием установки на общение, т.е. проблема мотивации коммуникативной функции.
Выделяют несколько видов диалогов: диалог-односторонний расспрос (типа интервью); диалог-двусторонний расспрос; диалог-обмен мнениями.
В методике преподавания иностранного языка сложились два пути обучения диалогической речи. Дедуктивный - это путь «сверху», т. е. от общего к частному, от всего абзаца к выявлению реплик, характерен для обучения младших и средних школьников). Индуктивный (путь «снизу», т. е. от частного к общему, от разбора реплик к связанному диалогу, характерен для обучения старшеклассников.
Для формирования у учащихся навыков и умений диалогической речи, проводят урок-интервью, урок-диспут (овладение диалогом на высшем уровне), урок-дискуссия, урок-диалог.
Обучение диалогической речи на уроках немецкого языка должно опираться на психологические особенности старшеклассников. Возраст учащихся 10 класса относится к ранней юности и характеризуется целым рядом психологических особенностей. Учащиеся относятся к изучению иностранного языка с большой ответственностью, а некоторые из них - с увлечением.
Проведенное исследование позволило выявить основные теоретические вопросы обучения диалогической речи на уроках немецкого языка в 10 классе. Целями обучения диалогической речи являются формирование умений запрашивать информацию, адекватно реагировать на реплику собеседника, употреблять штампы диалога, комбинировать реплики. При этом она характеризуется ситуативностью, неподготовленностью, краткостью, непоследовательностью, обрывистостью, наличием штампов и т.д.
В работе обучение диалогической речи проанализировано по УМК «Немецкий язык» И.Л.Бим. Структура учебников открывает возможности для обучения разным видам диалога: диалогу-расспросу, диалогу-обмену сообщениями/мнениями, диалогу-побуждению, ритуализированным
диалогам (приветствие, знакомство, прощание и т.п.), диалогам смешанного типа на основе расширения ситуаций.
В 10 классе работе над диалогами максимальное внимание уделено в главах 1 (диалог-расспрос «Ориентировка в городе»), 3 (диалог-обсуждение молодежных проблем в Германии) и 4 (обсуждение музыкальных интересов школьников). Предлагается использовать диалог более широко: при изучении блока 2 предлагается организовать диалог-расспрос, когда ученики в роли жителей Берлина задают вопросы ученикам в роли туристов из Екатеринбурга. При этом первая пара учащихся ведет диалог о России, другая - о городе Екатеринбурге и т.д. Предварительно необходимо обсудить возможные ответы с классом, типичные слова или словосочетания записать на доске. Диалог-расспрос следует расширить за счет ритуализированного диалога.
При обучении учащихся 10 классов диалогической речи рекомендовано брать за основу индуктивный подход, но с элементами дедуктивного подхода (опора на диалог-образец), особенно в слабых классах.
Диалогическое обучение следует проводить последовательно, через несколько этапов: от чтения и перевода текстов по теме диалога, обобщения и пояснения ситуации учителем, повторения и заучивания слов, словосочетаний, фразеологизмов, наиболее часто используемых выражений по теме диалога до разбора ответов на разные вопросы по изучаемой теме; изучения диалогов, представленных в учебнике; подготовки шаблонов диалога, проработки диалога с учителем и, наконец, инсценировки диалога учащимися. Разработанная методика позволит повысить эффективность обучения диалогической речи в 10 классе на уроках немецкого языка.



1. Агаева О.В. Обучение диалогической речи на уроках английского языка // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 92 - 94.
2. Азимов А.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
3. Бим И.Л., Садомова Л.В., Каплина О.В.. Немецкий язык. 10 класс. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2015. - 78 с.
4. Бим И.Л., Садомова Л.В., Лытаева М.А. Немецкий язык. 10 класс (базовый уровень). - М.: Просвещение, 2013. - 270 с.
5. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы. - М.: Просвещение, 1988. - 255 с.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2004. - 220 с.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2007. - 352 с.
8. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактика и методика). - М.: Академия, 2008. - 336 с.
9. Гильмутдинова Н.А. Логика и теория аргументации. - Ульяновск: УлГТУ, 2006. - 111 с.
10. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.
11. Златина А.В. Обучение диалогической речи в процессе преподавания иностранного языка в школе // Английский язык. Все для учителя. № 12. 2015. - С. 5 - 8.
12. Истомин А.А. Аспекты диалогического взаимодействия на уроке английского языка // Вестник Тамбовского гос. ун-та. Серия гуманитарные науки. 2013. № 8. - С.133 - 136.
13. Ковшиков В.А., В.П. Глухов. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. - М.: Астрель, 2007. - 320 с.
14. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, СПб.: Лань, 2003. - 288 с.
15. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и
педагогической психологии: Избранные психологические труды. - М.:
МПСИ, 2003. - 536 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ