Особенности обучения диалогической речи в старших классах средней школы
|
Введение 3
Глава I .Теоретические основы обучения диалогической речи английского языка в старших классах 6
1.1 Методики обучения диалогической речи учащихся на уроках
английского языка 6
1.2 Особенности обучения диалогической речи на уроках английского
языка в старших классах 13
1.3 Использование опорных диалогов при обучении диалогической
речи 21
Вывод по I главе 27
Глава II. Практическое исследование развития диалогической речи на
уроках английского языка 28
2.1 Подготовительный этап 28
2.2 Проведение и анализ предэкспериментального среза 35
2.3 Организация, проведение и результаты педагогического
эксперимента 39
Вывод по II главе 58
Заключение 60
Список использованной литературы
Глава I .Теоретические основы обучения диалогической речи английского языка в старших классах 6
1.1 Методики обучения диалогической речи учащихся на уроках
английского языка 6
1.2 Особенности обучения диалогической речи на уроках английского
языка в старших классах 13
1.3 Использование опорных диалогов при обучении диалогической
речи 21
Вывод по I главе 27
Глава II. Практическое исследование развития диалогической речи на
уроках английского языка 28
2.1 Подготовительный этап 28
2.2 Проведение и анализ предэкспериментального среза 35
2.3 Организация, проведение и результаты педагогического
эксперимента 39
Вывод по II главе 58
Заключение 60
Список использованной литературы
Английский язык - язык международного общения. В России в последние годы все большее внимание уделяется этой учебной дисциплине на разных ступенях образования. По новым федеральным образовательным стандартам английский язык формирует общие компетенции, среди которых есть и социокультурная компетенция. Обучающимся необходимы не только предметные знания языка, но следует иметь представления о традициях и обычаях страны изучаемого языка. Это поможет подросткам в будущем профессионально вести свои дела, общаться с иностранными партнерами, не испытывая дискомфорта и языкового комплекса. Основная практическая цель обучения иностранному языку - формирование способности к общению на иностранном языке. Это может быть достигнуто при развитии социокультурной компетенции обучающихся.
Проблема повышения эффективности обучения иностранному языку является одной из центральных в современной методике преподавания. Значение этой проблемы возрастает в связи с тем, что в настоящее время увеличивается потребность общества в специалистах, для которых знание иностранного языка является необходимым: успешность деловых контактов с зарубежными партнерами зависит от уровня владения иностранным языком в различных сферах деятельности.
Чтобы идти в ногу со временем, преподаватель иностранного языка просто обязан применять в своей работе новые методы преподавания. Прийти на урок просто с учебником - неприемлемо для преподавателя, современного преподавателя.
Задачей традиционного урока являлась прямая передача знаний обучающимся, в то время как задача современного - включение самих студентов в познавательный процесс. Новые стандарты четко диктуют необходимость поиска новых подходов к обучению, соответственно необходимо пересмотреть подход к каждому уроку.
Современную молодежь ничем не удивить, так как мы живем в век компьютерных технологий, постоянного технического прогресса. Преподаватель в любом случае остается лучшим источником знаний. Конечно, студенты могут найти практически любую информацию в интернете или могут перевести любой текст при помощи различных онлайн переводчиков. Тем самым они утверждают, что учить слова, диалоги - бессмысленно. Но преподаватель, пересмотрев подход к планированию каждого занятия, должен доказать, что он незаменим, он - наставник и помощник.
Цель исследования - анализ возможности развития диалогической речи английского языка в старших классах.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы обучения диалогической речи английского языка в старших классах;
2. рассмотреть использование опорных диалогов при обучении диалогической речи;
3. провести исследования развития диалогической речи на уроках английского языка.
Объектом исследования данной работы является функциональное применение диалогической речи в английском языке.
Предмет исследования - диалогическая речь в обучении иностранному языку.
Гипотеза - развитие диалогической речи более успешно при применении в обучении специализированных УМК.
В ходе исследования использовались следующие методы: теоретико-аналитический (анализ методической литературы), общедидактический (анализ учебной литературы), системный подход (педагогическое проектирование), статистический (обработка полученных данных), разработка упражнений, тестирование, эксперимент.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и анализе психолого-педагогических и методических подходов к решению проблемы обучения решению коммуникативных задач в процессе развития умений иноязычной диалогической речи на уроке английского языка для выявления наиболее эффективных.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы могут найти применение в курсе лингвострановедения и на занятиях обучающимися по английскому языку в старших классах.
Научная новизна исследования заключается в том, что, для решения проблемы обучения диалогической речи на иностранном языке впервые использован дополнительный материал - полилог на тему «Наказания в английских и русских школах».
Опытно-экспериментальная база: 10 классы МОУ «Средняя
общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №62» Авиастроительного района города Казани
Проблема повышения эффективности обучения иностранному языку является одной из центральных в современной методике преподавания. Значение этой проблемы возрастает в связи с тем, что в настоящее время увеличивается потребность общества в специалистах, для которых знание иностранного языка является необходимым: успешность деловых контактов с зарубежными партнерами зависит от уровня владения иностранным языком в различных сферах деятельности.
Чтобы идти в ногу со временем, преподаватель иностранного языка просто обязан применять в своей работе новые методы преподавания. Прийти на урок просто с учебником - неприемлемо для преподавателя, современного преподавателя.
Задачей традиционного урока являлась прямая передача знаний обучающимся, в то время как задача современного - включение самих студентов в познавательный процесс. Новые стандарты четко диктуют необходимость поиска новых подходов к обучению, соответственно необходимо пересмотреть подход к каждому уроку.
Современную молодежь ничем не удивить, так как мы живем в век компьютерных технологий, постоянного технического прогресса. Преподаватель в любом случае остается лучшим источником знаний. Конечно, студенты могут найти практически любую информацию в интернете или могут перевести любой текст при помощи различных онлайн переводчиков. Тем самым они утверждают, что учить слова, диалоги - бессмысленно. Но преподаватель, пересмотрев подход к планированию каждого занятия, должен доказать, что он незаменим, он - наставник и помощник.
Цель исследования - анализ возможности развития диалогической речи английского языка в старших классах.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы обучения диалогической речи английского языка в старших классах;
2. рассмотреть использование опорных диалогов при обучении диалогической речи;
3. провести исследования развития диалогической речи на уроках английского языка.
Объектом исследования данной работы является функциональное применение диалогической речи в английском языке.
Предмет исследования - диалогическая речь в обучении иностранному языку.
Гипотеза - развитие диалогической речи более успешно при применении в обучении специализированных УМК.
В ходе исследования использовались следующие методы: теоретико-аналитический (анализ методической литературы), общедидактический (анализ учебной литературы), системный подход (педагогическое проектирование), статистический (обработка полученных данных), разработка упражнений, тестирование, эксперимент.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и анализе психолого-педагогических и методических подходов к решению проблемы обучения решению коммуникативных задач в процессе развития умений иноязычной диалогической речи на уроке английского языка для выявления наиболее эффективных.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы могут найти применение в курсе лингвострановедения и на занятиях обучающимися по английскому языку в старших классах.
Научная новизна исследования заключается в том, что, для решения проблемы обучения диалогической речи на иностранном языке впервые использован дополнительный материал - полилог на тему «Наказания в английских и русских школах».
Опытно-экспериментальная база: 10 классы МОУ «Средняя
общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №62» Авиастроительного района города Казани
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В настоящем исследовании рассмотрены теоретические основы обучения диалогической речи английского языка в старших классах;
Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных на протяжении многих десятилетий. Речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения, то организация обучения должна предусматривать и развитие навыков общения на иностранном языке, таким образом, овладение связной диалогической речью - это одна из главных задач речевого развития школьников.
Рассматривая особенности диалогической речи, стоит упомянуть то, что нельзя спланировать диалог заранее, так как оба собеседника принимают участие в создании диалогического текста. Степень их активности может быть разной, но проявление инициативы, по крайней мере одним из них является обязательным условием развития беседы.
Говоря о контроле навыков диалогической речи, в первую очередь следует сказать, что основным объектом контроля является сложное умение вести диалог в связи с различными ситуациями. Но это не исключает необходимости контролировать и отдельные умения — задавать вопросы и отвечать на них, делать коммуникативно направленные высказывания, обосновывать свое мнение, реагировать на реплику собеседника так, чтобы он продолжил разговор и т. п. При этом необходимо добиваться, чтобы даже слабо успевающие ученики достигали определенного уровня сформированности тех или иных умений.
Также изучена возможность использования опорных диалогов при обучении диалогической речи.
Развитие коммуникативной компетенции - сложный, трудоемкий и интересный процесс. Чтобы ученик заговорил, прежде всего, необходимо вызвать интерес, создать мотивацию к этому виду деятельности. Научить умению слушать, воспринимать иноязычную речь, понимать собеседника, расширять словарный запас, увеличивать и углублять общие знания по обсуждаемым темам, изучать, познавать грамматический строй изучаемого языка, овладевать им и использовать, формировать, развивать и совершенствовать фонетические, лексические и грамматические навыки - это задачи, которые стоят перед учителем иностранного языка. Достижению цели овладения коммуникативной компетентности учащимися служит система методов и приемов.
Любая форма экспрессивной речи (монологическая или диалогическая) включает в себя как заучивание каких-либо образцов, так и умение употребить это заученное в иной ситуации. Поэтому, хотя и говорится о том, что целью обучения устной речи является научить школьников вести спонтанную, неподготовленную беседу, эта неподготовленность будет относиться лишь к содержанию, к данной конкретной ситуации. В остальном же обучение школьников диалогической речи требует больших усилий и кропотливой работы.[39;119]
Подводя итог вышесказанному, отметим, что на старшем этапе обучения англйскому языку продолжается развитие коммуникативной компетенции учащихся. Кроме того, данный этап обучения характеризуется совершенствованием уже полученных продуктивных лексических и грамматических навыков и развитием рецептивных.
Во второй главе проведено исследование развития диалогической речи на уроках английского языка.
Педагогический традиционный эксперимент проводился в 10А, Б классах МОУ «Средняя общеобразовательная школа с
углубленным изучением отдельных предметов №62» Авиастроительного района города Казани.
В эксперименте приняли участие 22 человека: 11 человек из 10А класса - экспериментальная группа, 11 человек из 10Б - контрольная группа. Учебная нагрузка составляла три урока в неделю. Педагогический эксперимент проводился в феврале-марте 2017 года, всего было проведено 10 занятий.
Педагогический эксперимент проводился в три этапа: констатирующий/подготовительный, формирующий/эксперимент и
контрольный/постэкспериментальный.
В результате проведенного педагогического эксперимента было установлено, что работа с диалогами в экспериментальной группе привела к более высокому уровню развития социокультурной компетенции. В результате проведенного среза мы доказали, что уровень развития речевого этикета и степень информированности о странах изучаемого языка выше, чем в контрольной группе. Обучающиеся подавляющую часть урок говорят, что повышает мотивацию к изучению иностранных языков и повышает самооценку.
Итоги апробации использования диалогов для развития социокультурной компетенции в средней общеобразовательной школе на средней ступени подтвердило теорию о том, что обучение общению при данном подходе развивает у обучающих более высокий уровень развития социокультурной компетенции. Наш опыт показал, что обучающиеся в результате эксперимента развили диалогическую речь и расширили знания культуроведческого характера.
Диалогическая речь является неотъемлемым компонентом развития социокультурной компетенции. При проводимом традиционном педагогическом эксперименте были выявлены уровни развития диалогической речи в экспериментальной и контрольных группах. Количество ошибок в диалогической речи, и, соответственно, качество обучения и коэффициент усвоения материала, со временем изменяется в лучшую сторону между итоговыми и отсроченными срезами, это связано с развитием заинтересованности обучающихся в совершенствовании диалогической речи. Можно сказать, что развитие социокультурной компетенции через диалогическую речь прошло успешно. Обучающиеся в течение проводимых уроков были заинтересованы и в увеличении объема знаний о стране изучаемого языка, развивали свои диалогические навыки.
Наиболее важная цель обучения иностранному языку - формирование способности к коммуникации на иностранном языке. Это может быть достигнуто при развитии социокультурной компетенции обучающихся. Социокультурная компетенция - это комплекс знаний о ценностях, верованиях, поведенческих образцах, обычаях, традициях, языке, достижениях культуры, свойственных определенному обществу и характеризующих его, происходит в одновременном процессе обучения иностранному языку и приобщения личности к культуре и народным традициям страны изучаемого языка. В данной курсовой работе были проанализированы возможности развития социокультурной компетенции на средней ступени в средней общеобразовательной школе через диалогическую речь. Экспериментально было подтверждено, что диалогическая форма речи способствует развитию социокультурной компетенции у обучающихся седьмых классов общеобразовательных школ.
В настоящем исследовании рассмотрены теоретические основы обучения диалогической речи английского языка в старших классах;
Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных на протяжении многих десятилетий. Речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения, то организация обучения должна предусматривать и развитие навыков общения на иностранном языке, таким образом, овладение связной диалогической речью - это одна из главных задач речевого развития школьников.
Рассматривая особенности диалогической речи, стоит упомянуть то, что нельзя спланировать диалог заранее, так как оба собеседника принимают участие в создании диалогического текста. Степень их активности может быть разной, но проявление инициативы, по крайней мере одним из них является обязательным условием развития беседы.
Говоря о контроле навыков диалогической речи, в первую очередь следует сказать, что основным объектом контроля является сложное умение вести диалог в связи с различными ситуациями. Но это не исключает необходимости контролировать и отдельные умения — задавать вопросы и отвечать на них, делать коммуникативно направленные высказывания, обосновывать свое мнение, реагировать на реплику собеседника так, чтобы он продолжил разговор и т. п. При этом необходимо добиваться, чтобы даже слабо успевающие ученики достигали определенного уровня сформированности тех или иных умений.
Также изучена возможность использования опорных диалогов при обучении диалогической речи.
Развитие коммуникативной компетенции - сложный, трудоемкий и интересный процесс. Чтобы ученик заговорил, прежде всего, необходимо вызвать интерес, создать мотивацию к этому виду деятельности. Научить умению слушать, воспринимать иноязычную речь, понимать собеседника, расширять словарный запас, увеличивать и углублять общие знания по обсуждаемым темам, изучать, познавать грамматический строй изучаемого языка, овладевать им и использовать, формировать, развивать и совершенствовать фонетические, лексические и грамматические навыки - это задачи, которые стоят перед учителем иностранного языка. Достижению цели овладения коммуникативной компетентности учащимися служит система методов и приемов.
Любая форма экспрессивной речи (монологическая или диалогическая) включает в себя как заучивание каких-либо образцов, так и умение употребить это заученное в иной ситуации. Поэтому, хотя и говорится о том, что целью обучения устной речи является научить школьников вести спонтанную, неподготовленную беседу, эта неподготовленность будет относиться лишь к содержанию, к данной конкретной ситуации. В остальном же обучение школьников диалогической речи требует больших усилий и кропотливой работы.[39;119]
Подводя итог вышесказанному, отметим, что на старшем этапе обучения англйскому языку продолжается развитие коммуникативной компетенции учащихся. Кроме того, данный этап обучения характеризуется совершенствованием уже полученных продуктивных лексических и грамматических навыков и развитием рецептивных.
Во второй главе проведено исследование развития диалогической речи на уроках английского языка.
Педагогический традиционный эксперимент проводился в 10А, Б классах МОУ «Средняя общеобразовательная школа с
углубленным изучением отдельных предметов №62» Авиастроительного района города Казани.
В эксперименте приняли участие 22 человека: 11 человек из 10А класса - экспериментальная группа, 11 человек из 10Б - контрольная группа. Учебная нагрузка составляла три урока в неделю. Педагогический эксперимент проводился в феврале-марте 2017 года, всего было проведено 10 занятий.
Педагогический эксперимент проводился в три этапа: констатирующий/подготовительный, формирующий/эксперимент и
контрольный/постэкспериментальный.
В результате проведенного педагогического эксперимента было установлено, что работа с диалогами в экспериментальной группе привела к более высокому уровню развития социокультурной компетенции. В результате проведенного среза мы доказали, что уровень развития речевого этикета и степень информированности о странах изучаемого языка выше, чем в контрольной группе. Обучающиеся подавляющую часть урок говорят, что повышает мотивацию к изучению иностранных языков и повышает самооценку.
Итоги апробации использования диалогов для развития социокультурной компетенции в средней общеобразовательной школе на средней ступени подтвердило теорию о том, что обучение общению при данном подходе развивает у обучающих более высокий уровень развития социокультурной компетенции. Наш опыт показал, что обучающиеся в результате эксперимента развили диалогическую речь и расширили знания культуроведческого характера.
Диалогическая речь является неотъемлемым компонентом развития социокультурной компетенции. При проводимом традиционном педагогическом эксперименте были выявлены уровни развития диалогической речи в экспериментальной и контрольных группах. Количество ошибок в диалогической речи, и, соответственно, качество обучения и коэффициент усвоения материала, со временем изменяется в лучшую сторону между итоговыми и отсроченными срезами, это связано с развитием заинтересованности обучающихся в совершенствовании диалогической речи. Можно сказать, что развитие социокультурной компетенции через диалогическую речь прошло успешно. Обучающиеся в течение проводимых уроков были заинтересованы и в увеличении объема знаний о стране изучаемого языка, развивали свои диалогические навыки.
Наиболее важная цель обучения иностранному языку - формирование способности к коммуникации на иностранном языке. Это может быть достигнуто при развитии социокультурной компетенции обучающихся. Социокультурная компетенция - это комплекс знаний о ценностях, верованиях, поведенческих образцах, обычаях, традициях, языке, достижениях культуры, свойственных определенному обществу и характеризующих его, происходит в одновременном процессе обучения иностранному языку и приобщения личности к культуре и народным традициям страны изучаемого языка. В данной курсовой работе были проанализированы возможности развития социокультурной компетенции на средней ступени в средней общеобразовательной школе через диалогическую речь. Экспериментально было подтверждено, что диалогическая форма речи способствует развитию социокультурной компетенции у обучающихся седьмых классов общеобразовательных школ.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ
РЕЧИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В 10
КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В СТАРШИХ
КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Главы к дипломным работам, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2019 - Обучение англоязычной диалогической речи студентов гуманитарных специальностей на основе аутентичных интервью
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2023 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2017 - Обучение диалогической речи на уроках немецкого языка в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2024 - Обучение диалогической речи на иностранном языке в средней общеобразовательной школе на основе системно-деятельностного подхода
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2023 - Диалогическая речь как условие формирования иноязычной коммуникативной компетенции
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У
УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Формирование компенсаторной компетенции как средства развития умений диалогической речи на иностранном языке
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018



