Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ЯЗЫКОВОГО ЛАГЕРЯ

Работа №101423

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы120
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО
ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1 Состояние современного этнокультурного образования в России 8
1.2 Понятие и типология лагерей 15
1.3 Особенности этнокультурного языкового лагеря 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ
РЕЧИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 28
2.1 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста 28
2.2 Особенности диалогической речи как формы говорения 35
2.3 Классификация упражнений при обучении диалогической речи 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 54
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В
УСЛОВИЯХ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ЯЗЫКОВОГО ЛАГЕРЯ
«К1Н0ЕК8Т1ММЕН» 55
3.1 Констатирующий этап обучения диалогической речи в этнокультурном
языковом лагере 55
3.2 Организация обучения диалогу подростков в этнокультурном языковом
лагере 60
3.3 Критерии и показатели динамики обучения диалогической речи подростков
в этнокультурном лагере 89
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 103
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Пример программы в этнокультурном языковом лагере «КтйегзЕшшеп» 114 ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Протокол распределения участников этнокультурного лингвистического лагеря «Ктйегзйшшеп» по уровням владения немецким
языком (беседа) 115
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Einstufungstest A1 117
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Уровень сформированности навыков диалогической речи по темам смены в результате итогового занятия 120

Организация этнокультурного образования важна на территории многонациональной России. Реализация концепции этнокультурного образования на государственном уровне, создание института этнокультурного образования на федеральном, создание молодежных общественных организаций на региональном, а также национально-культурных автономий на местном уровне направлены на сохранение этнокультурной идентичности каждого народа. Этнокультурные языковые лагеря для детей и молодежи с немецкими корнями, проводимые на протяжении 20 лет при поддержке Международного союза немецкой культуры, выступают одной из эффективных форм организации обучения немецкому языку. Отсутствие определенных методических разработок обучения диалогической речи на немецком языке в этнокультурном языковом лагере определили актуальность исследования, а также определили тему магистерской работы: «Обучение диалогической речи подростков на занятиях по немецкому языку в условиях этнокультурного языкового лагеря».
Цель исследования: выявление особенностей диалогической речи подростков при обучении немецкому языку в этнокультурном языковом лагере.
Объектом исследования выступает процесс обучения диалогической речи подростков в этнокультурном языковом лагере.
Предмет исследования: методические особенности обучения
диалогической речи в условиях этнокультурного языкового лагеря.
Гипотеза исследования:
Если внедрить разработанный нами комплекс упражнений по темам «Kennenlernen» (Знакомство), «Berufe» (Профессии) и «Gesundheit» (Здоровье) на занятиях по немецкому языку в группе подростков уровня владения языком А1, то к концу двухнедельной лагерной смены их уровень владения навыком диалогической речи улучшится, и они смогут осуществлять коммуникацию в ситуацию реального общения после двухнедельной лагерной смены.
Для достижения данной цели необходимо будет выполнить ряд задач:
1) рассмотреть сущность современного этнокультурного образования как теоретической основы исследования и конкретизировать определение этнокультурного языкового лагеря;
2) выявить психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
3) рассмотреть понятия диалогической речи и раскрыть особенности обучения диалогической речи в подростковом возрасте;
4) разработать и апробировать упражнения для обучения диалогической речи подростков на начальном уровне по темам «Kennenlernen», «Gesundheit» и «Berufe»;
5) определить уровень сформированности навыка диалогической речи подростков в конце лагерной смены, выявить динамику обучения диалогической речи.
Выборка исследования: группа подростков от 10 до 12 лет, владеющих немецким языком на начальном уровне, в составе 10 человек.
Материалом исследования послужила Концепция этнокультурного образования Российской Федерации, справочное пособие «Настольная книга преподавателя иностранного языка», пособие для учителей иностранного языка «Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению», статьи в области этнокультурного образования, психологии и обучения говорению.
Научная новизна заключается в конкретизации определения этнокультурного языкового лагеря; создании сборника из 34 упражнений для обучения диалогической речи на немецком языке в этнокультурном языковом лагере.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации материалов по обучению диалогической речи подростков в условиях этнокультурного образовательного пространства в каникулярное время.
Практическая ценность исследования: теоретические положения и выводы исследования могут быть использованы преподавателями иностранного языка на занятиях в школе, вузе, этнокультурных языковых лагерях и организациях дополнительного языкового образования.
Источниковедческой базой исследования послужили работы российских авторов в области этнокультурного образования, таких как: А. Б. Афанасьева, А. А. Герман, И. Р. Плеве, Р. Лейнонен; в области методики преподавания иностранных языков: Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Е. И. Пассов, В. А. Верещагина и др.; а также зарубежных У. Найссер, Ф. Райс, К. Долджин и др.
Методы исследования: метод анализа методической и психолого-педагогической литературы, доказательство, обобщение, обоснование, наблюдение, сравнение, опытно-поисковая работа, описание, классификация.
Структура данной работы включает в себя введение, 3 главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников и литературы в количестве 100 штук, 20 рисунков и 1 таблицу. Общий объем диссертации составляет 113 страниц.
Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись на международных научно-практических конференциях, научных журналов, а также на базе этнокультурного языкового лагеря «Ктйегзйшшеп».
1. Грошева А. В. Организация процесса обучения немецкому языку в условиях этнокультурного лингвистического лагеря «Ктйегзйшшеп» / А. В. Грошева, З. И. Трубина // Материалы региональной научно-практической конференции (Нижний Тагил, 30 января 2020 г.) / отв. ред. Л. Ю. Дондик / Сборник трудов конференции. - М.: «Мир науки», 2020. - С. 21-25.
2. Грошева А. В. Развитие диалогической речи подростков в этнокультурном языковом лагере / А. В. Грошева // Ростовский научный вестник (Гуманитарные исследования). - №8. - 2021. - С. 29-30.
3. Грошева А. В. Использование онлайн-сервисов при обучении диалогической речи на немецком языке / А. В. Грошева // Студенческий вестник: электрон. научн. журн. - 2022. - №7(199). - С. 61-63.
4. Groschewa A. V. Enwicklung der Dioalogrede von Jugendlichen in ethnokulturellem Sprachlager / A. V. Groschewa S. A. Uchurova // Язык в сфере профессиональной коммуникации: сборник материалов международной научно¬практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов (Екатеринбург, 28 апреля 2022 г.). - Екатеринбург: ООО «Издательский Дом «Ажур», 2021. - С. 360-366.
Положения, выносимые на защиту:
1. Конкретизация понятия «этнокультурный языковой лагерь» и выявление его особенностей дает полное представление об организации и проведении данного типа лагеря на территории Российской Федерации.
2. В результате использования интернет-сервисов и программ при обучении диалогической речи повышается мотивация изучения немецкого языка в каникулярное время.
3. Разработанный сборник упражнений для обучения диалогической речи на немецком языке для начального уровня по темам «Kennenlernen», «Gesundheit» и «Berufe» способствует успешному овладению языком в условиях этнокультурного языкового лагеря.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наше диссертационное исследование было посвящено проблеме обучения диалогической речи подростков на занятиях по немецкому языку в условиях этнокультурного языкового лагеря. Мы можем представить следующие результаты:
В первой главе нами было рассмотрено современное состояние этнокультурного образования в Российской Федерации. За основу было взято определение этнокультурного образования, предложенное К. А. Строковым. Под «этнокультурным образованием» он понимает «систему обучения и воспитания, направленную на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку, культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры». Была представлена краткая история меньшинства российских немцев, а также определена роль общественных организаций. Языковое направление этнокультурного образования, дающее возможность изучать немецкий язык в любом возрасте и с любым уровнем в рамках основных и дополнительных программ, было определено как центральное.
Кроме того, мы конкретизировали определение этнокультурного языкового лагеря Д. В. Цыкалова и М. В. Санниковой. Под «этнокультурным языковым лагерем» мы понимаем «одну из форм организации дополнительного образования, способствующая не только
совершенствованию знаний, умений и навыков подрастающего поколения на иностранном языке в течение определенного времени, но и сохранению и развитию культурно-национальной идентичности». Была определена цель и особенности организации и проведения этнокультурных языковых лагерей. К особенностям были отнесены: наличие этнокультурного компонента на занятиях в клубах изучения немецкого языка разных уровней, проведение этно-пауз, изучение истории, культуры и традиций российских немцев, а также досуговая деятельность на немецком языке.
Вторая глава включает в себя информацию о психолого-педагогических особенностях подросткового возраста, которые выступают участниками нашего диссертационного исследования. В связи с тем, что ведущим видом деятельности подростков выступает общение со сверстниками, то было решено выбрать формирование именно диалогических навыков на занятиях в этнокультурном языковом лагере.
Диалогическая речь представляет собой «процесс и вид устной речи, который характеризуется поочередно сменяющимися репликами двух и более лиц». Был определен ряд психологических, лингвистических, экстралингвистических особенностей диалогической речи, среди которых: краткость, ситуативность, спонтанность, использование неполных и простых предложений и другие.
Были рассмотрены и определены традиционные способы обучения диалогу, среди которых обучение с помощью диалога-образца, пошагового составления диалога и с помощью создания ситуаций общения. В связи с внедрением цифровых технологий в образовательный процесс, было решено предложить еще один актуальный способ обучения диалогу - с использованием онлайн-сервисов, среди которых LearningApps, Wordwall, OnlineTestPad, Make beliefs Comix, iPhoneFakeText и Canva, способствующих повышению мотивации обучающихся, развитию творческих способностей и более простому усвоению содержания обучения.
В третьей главе был описан процесс распределения участников этнокультурного языкового лагеря «Kinderstimmen» по языковым группам, выявлен ряд проблем, присущих начинающим изучать немецкий. С целью решения лексико-грамматических, психологических проблем, а также проблем творческого характера нами было разработано 34 упражнения по трем из тем программы лагерной смены, а именно «Kennenlernen» (Знакомство), «Gesundheit» (Здоровье) и «Berufe» (Профессии). Выбор тем обусловлен их важностью и актуальностью использования в повседневной жизни.
Представленные нами упражнения были апробированы в течение двухнедельной лагерной смены в группе начального уровня, состоящей из 10 человек. На последнем занятии с подростками был проведен диалог-расспрос, а также даны задания на составление диалога в определенной ситуации. Для определения уровня сформированности навыка диалогической речи подростков после выполнения упражнений, мы разработали критерии, среди которых: владение речевым этикетом, запрос информации, реплицирование и, собственно, составление диалога.
Благодаря использованию онлайн-сервисов во время занятий, упражнениям, направленных на межличностное взаимодействие подростков в неформальной обстановке, была выявлена положительная тенденция к формированию и развитию коммуникативных навыков подростков на иностранном языке, разрушению психологического барьера, а также к развитию воображения и фантазии участников лагерной смены. Однако в связи со сжатыми сроками на освоение материала, у подростков остались проблемы с запоминанием лексических единиц (30 %), составлением вопросительных предложений (40 %) и интонационным оформлением
предложений (30 %). Важно также отметить, что проведение этно-пауз между занятиями, а также вечерние тематические мероприятия по теме двух дней повысили мотивацию подростков к изучению немецкого языка.
К перспективам исследования мы относим апробацию упражнений для обучения диалогической речи взрослых с начальным уровнем владения немецким языком на базе Культурно-делового центра российских немцев г. Екатеринбурга. Кроме того, мы намереваемся разработать комплекс упражнений по остальным темам лагерной смены из приложения А, которые также можно использовать на занятиях по немецкому языку как в общеобразовательных учреждениях, так и в условиях дополнительного языкового образования.



Законодательные материалы
1. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 30.04.2021).
2. Постановление Правительства РФ № 751 «О национальной
доктрине образования в Российской Федерации (от 04.10.2000).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (принят ГД СФ РФ 21.12.2012, действующая редакция).
Научная литература
4. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению с специальности "Психология" / Г. М. Андреева. - Изд. 5-е, испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 362 с. - 18ВИ 978-5-7567-0274-3
5. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / Б. В. Беляев. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1965. - 229 с.
6. Бородулина М. К. Основы преподавания иностранных языков в языковом вузе / М. К. Бородулина, Н. М. Минина. - М.: Высшая школа, 1968. - 118 с.
7. Верещагина В. А. Обучение диалогической речи учащихся
восьмилетней школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.731 /
В. А. Верещагина; Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - М.: [б. и.], 1969. - 16 с.
8. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. - М.: Академия, 1999. - 168 с.
9. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
10. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. - М.: МПСИ, Воронеж: НПО "МОДЭК", 2001. - 432 с. - ISBN 5-89395-330-4.
11. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: книга для учителя / И. А. Зимняя. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.
12. История немцев России = Geschichte der Deutschen in Russland: учеб. пособие / А. А. Герман, Т. С. Иларионова, И. Р. Плеве. - М.: МСНК- пресс: BIZ, 2007. - 542 с.
13. Кругликов В. Н. Активное обучение в техническом вузе: Теоретико-методологический аспект: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / В. Н. Кругликов; СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2000. - 47 с.
14. Лейнонен Р. И снова о немцах России / Р. Лейнонен // Путь в ничто по шпалам Отечества. Публицистика. - Лауша, 1999. - 169 с.
15. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т. I. / А. Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 392 с.
16. Лисина М. И. Потребности и мотивы общения между школьниками / М. И. Лисина, А. В. Запорожец. - Минск: Тетра Системс, 1995. - 115 с.
17. Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2016. - 583 с.
18. Маслыко Е. А. Учебное общение на уроке английского языка / Е. А. Маслыко. - Минск: Вышэйшая школа, 1990. - 317 с. - ISBN 5-339-00429¬
5.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ