ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Административно-правовые основы статуса Уполномоченного по правам ребенка 7
1.1. Место и роль Уполномоченного по правам ребенка в системе
государственных органов Российской Федерации 15
1.2. Правовой статус Уполномоченного по правам ребенка
в Российской Федерации 20
1.3 Противодействие коррупции в советский и постсоветский периоды 26
Глава 2 Структура и организационные аспекты административно-правового статуса Уполномоченного по правам ребенка 36
2.1. Основные цели, задачи и направления деятельности Уполномоченного
по правам ребенка 36
2.2. Организация взаимодействия Уполномоченного по правам ребенка
с исполнительными и муниципальными органами власти 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена в настоящее время проблемами осуществления российским Уполномоченным по правам ребенка административных полномочий в процессе реализации его административно-правового статуса в сфере государственного управления защитой прав, свобод и законных интересов ребенка.
Сегодня более чем в 70 государствах функционируют независимые защитники прав, свобод и законных интересов детей, получившие свое развитие в ряде европейских стран с 1981 года, причем именуются они (независимые защитники) по-разному, например, омбудсменами (в Северной Европе) и комиссарами (в Великобритании). Глобальные изменения во всех сферах государственной и общественной жизни начала XXI века привели к обретению должности омбудсмена по правам ребенка в России - Уполномоченного по правам ребенка. Термин «омбудсмен», исторически известный с 1809 года, является общепринятым, поэтому будет правильным применять его к Российскому Уполномоченному по правам ребенка.
Следует отметить, что в российской правовой системе права ребенка как гражданина страны, определенные их гарантии содержатся, в первую очередь, в Декларации прав и свобод человека и гражданина России, Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе, в законодательстве об охране здоровья, об образовании, о труде, в ряде других законодательных актов, в том числе, и в тех, которые сейчас перерабатываются. Издан ряд Указов Президента России по вопросам охраны семьи, материнства и детства. Однако в Российской Федерации сегодня отсутствует единая система защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, сводное законодательство, своеобразный кодекс законов о правах и обязанностях детей, о механизме защиты этих прав.
Несмотря на то, что в настоящее время учреждены должности Федерального Уполномоченного по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в восьмидесяти четырех субъектах РФ, единый механизм их функционирования до сих пор не создан. Федеральный Уполномоченный по правам ребенка не может осуществлять иерархический контроль за реализацией административно-правового статуса уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ. В связи с этим положение ребенка в России продолжает оставаться тревожным. Таким образом, тема реализации административно-правового статуса Федерального Уполномоченного по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ в рамках единой системы приобретает особую актуальность.
Необходимо также признать, что и административное законодательство, и юридическая наука оказались не вполне готовы к решению этой проблемы. В связи с этим остро встали вопросы теоретического обоснования и правового регулирования административно-правового статуса Уполномоченного по правам ребенка как важного института защиты прав, свобод и законных интересов детей.
Степень научной разработанности темы исследования представлена широким спектром научных публикаций видных отечественных и зарубежных ученых и практиков.
Генезис взглядов на публичный характер административно-правовой защиты детства в России, ее становление и развитие на различных этапах истории государства находит отражение в трудах видных дореволюционных ученых XIX века, привнесших свои мысли в решения вопросов детства: П. Авраменко, А. Н. Афанасьева, В. М. Бензина, К.Н. Вентцеля, М.Ф. Владимирского-Буданова, Н. Воскобойникова, А.И. Загоровского, Е. Максимова, К.А. Неволина, И.Г. Оршанского, К.П. Победоносцева, А.Д. Стога, Я.В. Ханыкова.
В Советский период институту административно-правовой защиты детства посвящали свои научные исследования О.Л. Бем, П.П. Блонский, А.Б. Залкинд, А.Д. Калинина, С.Е. Копелянская, Н.К. Крупская, Е.С. Лившиц, А.В. Луначарский, П.И. Люблинский, СС. Моложавый, И.С. Розанов и др.
Исследование административно-правового статуса Уполномоченного по правам ребенка, способов повышения эффективности его реализации в общетеоретическом, организационном аспекте проводилось на основе работ В.В. Бойцовой, Р.Н.Дусаева, А.П. Евдошенко, В.И. Засыпаловой, Л.И. Захаровой, А.Б. Зеленцова, Ю.Л. Корабельниковой, Н.В. Корнеевой, Л.К. Лазарь, Е.А. Лукашевой, Н.Ф. Лукашовой, В.П. Лукина, А.Г. Майорова, О.О Миронова, Г.Х. Попова, С.Г. Сергеева, Н.Н. Тарусиной, Д.Е. Феоктистова, Н.Ю. Хаманевой, А. Хиль-Роблеса, В.С. Широ, В.В. Эмих и др.
Работы авторов по административно-правовому статусу Уполномоченного по правам ребенка свидетельствуют о том, что наука активно включилась в исследование актуальной проблемы защиты детства и добилась в этом направлении значительных достижений. Вместе с тем, в данной сфере научных исследований отсутствует единое понимание по ряду теоретических и правовых вопросов.
Целью настоящего диссертационного исследования является анализ теоретических проблем административно-правового статуса Уполномоченного по правам ребенка, а также выработка научно-обоснованных и актуальных предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере. Для достижения поставленных целей предполагается решить следующие задачи:
- определить место и роль Уполномоченного по правам ребенка в системе государственного аппарата, обосновать его статусный характер и правовое положение;
- определить понятие административно-правового статуса Уполномоченного по правам ребенка, выделить основные элементы структуры административно-правового статуса Уполномоченного по правам ребенка;
- рассмотреть опыт административно-правового регулирования статуса омбудсменов по правам ребенка в зарубежных странах, выработать предложения по его применению с целью совершенствования отечественного законодательства о статусе Уполномоченного по правам ребенка;
- определить контрольные полномочия, используемые
Уполномоченным по правам ребенка при реализации своего административно-правового статуса;
- сформулировать предложения по совершенствованию контрольной деятельности Уполномоченного по правам ребенка;
- определить содержание взаимодействия Уполномоченного по правам ребенка с исполнительными и муниципальными органами власти, выработать рекомендации по его (взаимодействия) совершенствованию, которые, в свою очередь, будут способствовать повышению эффективности функционирования системы защиты прав, свобод и законных интересов ребенка.
Объектом исследования настоящей диссертации являются урегулированные административно-правовыми нормами общественные отношения в сфере защиты детства в России, связанные с реализацией административно-правового статуса Уполномоченного по правам ребенка.
Предметом исследования в настоящей диссертации стали элементы административно-правового статуса Уполномоченного по правам ребенка, нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус Уполномоченного по правам ребенка в России и зарубежных странах, практика их применения, а также процесс развития административно-правового статуса Уполномоченного по правам ребенка.
Методология и методика исследования основывается на аккумулировании общенаучных способов и приемов, используемых в целом юридической наукой.
В основу исследования положены методы, являющиеся универсальными, включая метод диалектического познания, что позволяет выявить природу и сущность административно-правового статуса Уполномоченного по правам ребенка.
В работе широко используется сравнительно-правовой метод, который основывается на сопоставлении сходных явлений, например, правового регулирования статуса омбудсменов в североевропейских государствах, соблюдения принципа независимости в их деятельности.
Важным при характеристике административно-правового статуса Уполномоченного по правам ребенка является акцентирование внимания на историческом методе познания. Такой подход дает возможность рассматривать существующие административно-правовые явления в сфере государственного управления защитой прав ребенка, осуществляемого Уполномоченным по правам ребенка не только с точки зрения настоящего, но и с позиции их прошлого.
Для проведения анализа законодательства, регулирующего правовой статус Уполномоченного по правам ребенка, и соотношения правовых норм с существующими в этой области отношениями используется формально-логический метод.
Теоретическую основу исследования составили научные труды в области общей теории права, административного, конституционного и других отраслей права известных ученых: А.Б. Агапова, С.С. Алексеева, Д.Н. Бахраха, Н.В. Витрука, А.Ф. Евтихиева, И.И. Евтихиева, О.С. Иоффе, В. Кобалевского, Н.М. Конина, А.Н. Костюкова, О.Е. Кутафина, А.В. Малько, В.М. Манохина, Ю.И. Мигачева, Л.А. Морозовой, Д.К. Нечевина, Д.М. Овсянко, И.Н. Пахомова, М.М. Полякова, Л.Л. Попова, Б.В. Россинского, Ю.Н. Старилова, С.С. Студеникина, С.В. Тихомирова, А.Т. Усольцева, В.И. Фадеева, Б.С. Эбзеева, Ц.А. Ямпольской и других.
Нормативная база исследования сформирована путем обобщения и анализа международных, европейских и российских документов в сфере осуществления государственного управления защитой детства, в частности, международных договоров, материалов Комитета ООН по правам ребенка, европейских законов об омбудсменах, Конституции РФ, Законодательства Российской Федерации, регулирующего процедуру реализации административно-правового статуса Уполномоченного по правам ребенка.
Эмпирическая база исследования основана на обобщении данных научных исследований административно-правового статуса Уполномоченного по правам ребенка, анализа функционирования Уполномоченного по правам ребенка в России и омбудсменов в Северной Европе (Швеции, Норвегии, Финляндии, Шотландии).
В результате проведенного исследования сформулированы положения, выносимые на защиту:
1. Вывод о том, что Уполномоченный по правам ребенка и его аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба РФ. Уполномоченный по правам ребенка, являясь субъектом государственного управления, обеспечивает координацию государственной управленческой деятельности в сфере защиты прав, свобод и законных интересов ребенка и представляет собой элемент механизма исполнения функций Президента РФ как гаранта Конституции Российской Федерации.
2. Сформулирован вывод о необходимости определения принципов, на основе которых осуществляется реализация административно-правового статуса Уполномоченного по правам ребенка. Необходимо выделить такие принципы, как законность, приоритет прав и свобод ребенка, профессионализм, компетентность, независимость, распределение помощи детям, ответственность, взаимодействие с международными организациями и государственными органами, организация труда, соблюдение в работе международных норм защиты детства, открытость, гласность, доступность, демократичность.
3. С учетом основных положений Указа Президента РФ об Уполномоченном по правам ребенка сформулированы контрольные полномочия Уполномоченного по правам ребенка.
4. Доказано, что Уполномоченный по правам ребенка не может в полной мере реализовать свой статус на основе действующего законодательства. Это связано с тем, что в нем не закреплены в полном объеме цели, задачи, функции и другие элементы статуса Уполномоченного по правам ребенка, кроме назначения на должность, освобождения от нее и общих прав.
5. На основе анализа действующего законодательства определено, что в субъектах РФ порядок назначения уполномоченных по правам ребенка на должность различен. Они не находятся в юрисдикции Федерального Уполномоченного по правам ребенка, отсутствует единая система функционирования уполномоченных, что оказывает негативное воздействие на реализацию уполномоченными по правам ребенка своего статуса.
6. С целью обеспечения организационных гарантий реализации Уполномоченным по правам ребенка своих полномочий предлагается включить его в перечень субъектов, обладающих правом обжаловать вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, что потребует внесения соответствующих изменений в главы 25 и 30 КоАП РФ.
Апробация результатов исследования была осуществлена через публикацию 2-х научных статей в сборниках всероссийских научно-практических конференций.
Структура и объем магистерской диссертации соответствуют целям и задачам, которыми определен круг исследуемых проблем. Содержание диссертации состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и источников.
Появление в системе государственных органов Уполномоченного по правам человека явилось позитивным фактом. Его деятельность должна способствовать наиболее эффективному государственному управлению защитой детства. Однако сегодня Уполномоченный не может в полной мере реализовать свой административно-правовой статус.
Проведённое исследование позволило прийти к следующим выводам.
1. В России статус детского омбудсмена регулируется лишь Указом Президента РФ, который, в полной мере не отвечает стандартам Комитета ООН по правам ребёнка, ЮНИСЕФ, а также требованиям Европейской сети уполномоченных по правам ребёнка (ENOC).
2. В Указе Президента РФ об Уполномоченном по правам ребёнка не закреплены в полном объёме цели, задачи, функции и другие элементы статуса Уполномоченного по правам ребёнка, кроме назначения на должность, освобождения от неё и общих прав. Отсутствие Федерального закона «Об Уполномоченном по правам ребёнка в Российской Федерации» не позволяет повысить эффективность осуществления государственного управления сферой защиты детства. В результате Уполномоченный не может до конца гарантировать реализацию и соблюдение прав и законных интересов детей, проживающих на территории Российской Федерации. С целью полноценной реализации статуса российского Уполномоченного по правам ребёнка автор разработал проект Федерального закона «Об Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации».
3. В Североевропейских государствах (Швеция, Финляндия, Норвегия), а также в Шотландии и в Уэльсе защитники прав ребёнка уже давно успешно реализуют свой административно-правовой статус на основе специальных нормативных правовых актов - Законов об Омбудсменах (Комиссарах) по правам ребёнка.
. Независимость - главнейший принцип функционирования омбудсменов (комиссаров) из объединяющих их Европейской и Британско- ирландской сетей. Комитет ООН по правам ребёнка считает, что наличие именно независимого правозащитника будет способствовать полноценной реализации на территории государства требований Конвенции ООН о правах ребёнка. Независимость гарантируется омбудсменам Парижскими принципами.
Федеральный Российский Уполномоченный, во-первых, входит в состав Европейской сети омбудсменов по правам ребёнка, во-вторых, - независим. Однако во многих субъектах Российской Федерации принцип независимости уполномоченных от региональных государственных органов пока не реализован, что препятствует функционированию омбудсменов в рамках единой системы, создание которой способствовало бы повышению эффективности государственного управления защитой детства.
Это связано с тем, что Уполномоченный по правам ребёнка во многих субъектах встроен в структуру Исполнительной власти (например, в Ставропольском, Алтайском, Приморском краях, в Воронежской, Архангельской, Тюменской и Белгородской областях) или Аппарата Уполномоченного по правам человека (например, в Чеченской республике, Смоленской и Ростовской областях).
Можно утверждать, что назначение Уполномоченного по правам ребёнка именно представительным органом государственной власти субъекта РФ является главнейшей гарантией независимости его деятельности. Поэтому в целях обеспечения независимости уполномоченных законодательство субъектов РФ следует скорректировать.
4. Функционирование Российского Федерального Уполномоченного на основе авторского проекта Федерального закона «Об Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации» способствовало бы, во-первых, совершенствованию организационного механизма его административно-правового статуса, во-вторых, повышению доверия населения к его деятельности, в-третьих, гармонизации европейского законодательства, регулирующего статус омбудсменов. Поэтому необходимо скорейшее придание авторскому законопроекту («Об Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации») силы закона.
5. Российский Уполномоченный не обладает правом проведения расследований. Проведение Уполномоченным расследований - это деятельность, в соответствии с которой права и свободы ребёнка являются высшей ценностью, а их защита - первейшая обязанность государства. Необходимо наделить омбудсмена полномочием на проведение расследований в связи с тем, что функция проведения расследований является государственной гарантией защиты предусмотренных законодательством прав, свобод и законных интересов ребёнка. При реализации Российским омбудсменом функции проведения расследований его деятельность будет более демократичной, а главное - одобренной обществом.
6. В целях повышения эффективности правозащитной политики обязанностями Федерального Омбудсмена должны стать: выстраивание новой этики взаимоотношений мира взрослых с миром детства; отслеживание выполнения Конвенции о правах ребёнка (1989), Женевской Декларации прав ребёнка (1924), Декларации прав ребенка (1959); овладение зарубежным опытом защиты прав ребёнка.