ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ 5
1.1 Ключевые понятия исследования 6
1.2 Характеристика транспортной системы Республики Татарстан 17
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 24
2.1 Мониторинг транспортной системы в Казани 24
2.2 Направления развития транспортной системы в Казани 32
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 46
Актуальность исследования. Проблема аварийности на автомобильном транспорте в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Определяющее воздействие на уровень аварийности в Российской Федерации оказывает состояние безопасности дорожного движения в Республике Татарстан. Республике Башкортостан. Краснодарском крае. Московской. Ростовской, Свердловской. Челябинской областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Удельный вес ДТП в каждом из перечисленных регионов составил 2.5-6,0% от всех по РФ. а всего в этих регионах регистрируется треть (33.4%) происшествий от общего количества по стране.
Созданию в городах транспортных систем, способствующих функционированию транспортных процессов и управлению транспортными потоками послужило развитие автомобилизации и увеличение транспортной подвижности населения.
Эффективное развитие транспортного комплекса Республики Татарстан непосредственно обуславливается общеэкономическими процессами в Российской Федерации в целом. Предприятия и организации Республики Татарстан осуществляют транспортные коммуникации практически со всеми без исключения регионами Российской Федерации: через Республику Татарстан проходят многочисленные транзитные железнодорожные, автомобильные и водные пути. В этой связи оценка степени и характера влияния транспортного комплекса Российской Федерации на транспортный комплекс Республики Татарстан имеет принципиальное значение. Проблема, которая решается в настоящей работе, заключается в выделении перспективных направлений развития безопасности транспортной системы Республики Татарстан.
Объект исследования: региональные транспортные системы.
Предмет исследования: развитие безопасности транспортной
системы Республики Татарстан.
Цель исследования - выделить на основе анализа текущего состояния безопасности дорожного движения в Республике Татарстан перспективные направления развития транспортной системы региона.
Задачи исследования:
1. Исследовать сущностные характеристики ключевых понятий работы.
2. Изучить мероприятия обеспечения безопасности транспортной системы, осуществляемые в Республике Татарстан.
3. Рассмотреть организацию мониторинга безопасности транспортной системы на примере г.Казани.
4. Описать направления развития безопасности транспортной системы в Казани.
Методы исследования: изучение нормативных, учебно-методических и научных источников, сравнительный анализ, наблюдение.
Практическая значимость работы заключается в том, что положения, выводы и предложения могут быть применены для формирования программы повышения безопасности дорожного движения в столице Республики на 2018 год, а также использованы в образовательных целях - на занятиях по подготовке, повышению квалификации или переподготовке работников, обеспечивающих эффективность и безопасность транспортной системы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.
Рассмотренные в работе вопросы развития региональных
транспортных систем сложные, комплексные. Они требуют глубокого анализа и прогнозирования результатов предлагаемых мероприятий, которые должны быть направлены на обеспечение качества транспортного обслуживания, эффективное использование всех видов городских ресурсов, повышение степени использования городских территорий, улучшение качества жизни населения в целом.
В рамках развития транспортной системы города Казани рекомендуется:
- создание системы мониторинга обстановки в городе Казани.
- продолжение начатой в период проведения Универсиады реорганизации существующей улично-дорожной сети Казани;
- вывод транзитного автотранспорта за пределы территории центральной зоны;
- а также реализация мероприятий, предусмотренных в проекте программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу.
Требуют своего разрешения также ряд вопросов, а именно: строительство второго этапа адаптивной системы управления дорожным движением в г. Казани; разработка комплексной схемы организации движения в г. Казани; строительство перехватывающих парковок на въездах в город.
Системное решение всех рассмотренных направлений улучшения проблем транспортных процессов в Республике позволит в будущем обеспечить высоких значений безопасности транспортной системы.
1. Агасьянц, А.А. О повышении обоснованности развития магистральной улично-дорожной сети в городах // Социальноэкономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния / Материалы VII международной (одиннадцатой екатеринбургской) науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во АМБ,
2002. - С. 74-76.
2. Афанасьев, В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление/ В.Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1986 - 334 с.
3. Ваксман, С.А. Аудит транспортных систем городов и стадийность планирования их развития // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния / Материалы XI международной (четырнадцатой екатеринбургской) науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2005. - С. 12-20.
4. Ваксман, С.А. Организация городского движения в условиях высокой автомобилизации как комплексная проблема / С.А. Ваксман, А.А. Цариков // Материалы XI международной науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2002. - С. 75-81.
5. Вучик, В.Р. Транспорт в городах, удобных для жизни / пер. с англ. А. Калинина под научн. ред. М. Блинкина. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2011. - 576 с.
6. Гатиятуллин, М.Х. Организация и безопасность движения в России: состояние, стратегия развития и управления, службы, кадровый потенциал: учебно-методическое пособие. - Казань: КГУ. 2006. - 102 с.
7. Гольц, Г.А. Проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния / Г.А. Гольц, Г.Г. Гольц. - М: Наука, 2001.
8. Горев, А.Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: учеб. пособие для студ. вузов / А.Э. Горев, Е.М. Олещенко. - М.: Академия, 2006. - 256 с.
9. Ермаков, Ф.Х. Технические особенности расследования и установления причин ДТП / Ф.Х. Ермаков. - Казань: Отечество. 2007. - 294 с.
10. Долгосрочная стратегия развития транспортного комплекса Республики Татарстан с позиций устойчивого развития (Белая книга Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан). - М.: Палитрапринт, 2005. - 174 с.
11. Капитанов, В.Т. Управление транспортными потоками в городах / В.Т. Капитанов, Е.Б. Хилажев. - М.: Транспорт, 1985. - 94 с.
12. Коноплянко, В.И. Организация и безопасность движения: учебник для вузов / В.И. Коноплянко. - М.: Высшая школа, - 2007. - 383 с.
13. Кременец, Ю.А. Технические средства организации дорожного движения / Ю.А. Кременец. - М.: Транспорт, 1990. - 255 с.
14. Михайлов, А.Ю. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей / А.Ю. Михайлов, И.М. Г оловных. - Новосибирск: Наука, 2004. - 266 с.
15. Программа «Безопасность дорожного движения в Республике Татарстан на 2008-2009 годы», принятая постановлением Кабинета Министров РТот 16.10.2007 № 569
16. Пугачев, И. Н. Методология развития эффективного и безопасного функционирования транспортных систем городов / И. Н. Пугачёв. - Владивосток : Дальнаука, 2009. - 260 с.
17. Романов, А. Л. Автотранспортная психология / А.Л. Романов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 224 с.
18. Рунэ Эльвик Справочник по безопасности дорожного движения / Пер. с норв. Рунэ Эльвик, Аню Боргер Мюсен, Трулс Ваа / Под редакцией проф. В.В. Сильянова. - М.: МАДИ (ГТУ). 2001. - 754 с.
19.О безопасности дорожного движения / Федеральный Закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (с изменениями на 28 июля 2012 года (редакция, действующая с 1 апреля 2013 года). - http://docs.cntd.ru/document/9014765 .
20.Официальный сайт, посвященный вопросам управления доступом. - Режим доступа: http://www.accessmanagement.info.
21.Официальный сайт департамента транспорта США (FHWA). - Режим доступа: http://www.fhwa.dot.gov.
22.Официальный сайт Министерства внутренних дел по Республике Татарстан. - Режим доступа: https://16.mvd.ru.
23. Официальный сайт управления ГИБДД по Республике Татарстан. - Режим доступа: http://gibdd.tatarstan.ru.
24. Официальный сайт компании «Автодория». - Режим доступа: http:// avtodoria.ru.
25. Официальный сайт транспортной лаборатории Иркутского государственного технического университета. - Режим доступа: http://transport.istu.edu/publications/articles.htm.
26. Словарь иностранных слов. - 14-е изд., испр. - Рус. яз., 1987. - 608 с.
27. Философские мысли натуралиста / В.В. Вернадский. - М.: Наука,
1988. - 520 с.
28. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев и др. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.
29. Шуть, В.Н. Робототехническая магистральная система «Пешеходный переход» / Шуть В.Н. // Штучный интеллект. - 2011. - №3. - С. 423427.
30.Эткинс, П. Порядок и беспорядок в природе / П. Эткинс: Пер. с англ. / Предисл. Ю.Г. Рудого. - М.: Мир, 1987. - 224 с.
31. Якупов, А.М. О транспортной культуре и безопасности жизнедеятельности в транспортной среде / А.М. Якупов // Образование, наука, транспорт в XXI веке: опыт, перспективы, инновации: Материалы III Всероссийской научно-практической конференция с международным участием. Оренбург, 6-7 декабря 2012 г. / Редкол.: Н.П. Фефелов и др. - Самара - Оренбург: СамГУПС, ОрИПС - филиал СамГУПС 2012. - 476 с. - С. 371-373.
32. Якупов, А.М. Понятия «опасность» и «безопасность» как философские категории / А.М. Якупов // Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения: Материалы XIII Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (14-15 мая 2008 г. Москва, Россия). - М.: ИПП «Куна», 2008. - 320 с. - С. 70-83.
33. Якупов, А.М. Природа опасности и наука «Безопасность систем и человека» / А.М. Якупов // Жизнь. Безопасность. Экология. - 2006. - № 1-2. - 386 с. - С. 324-381.
34. Якупов, А.М. Современная парадигма предотвращения дорожнотранспортных происшествий по вине или неосторожности детей и подростков / А. М. Якупов. - Магнитогорск: Магнитогорский Дом печати, 2008. - 42 с.
35. Якупов, А.М. Транспортная культура и безопасность жизнедеятельности в транспортной среде / А.М. Якупов / Современные проблемы транспортного комплекса России: Вып. 2: Межвуз. сб. науч. тр. / Под общей ред. А.Н. Рахмангулова. - Магнитогорск: Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2012. - 304 с. - С. 286-295.
Зб.Якупов, А.М. Транспортная культура: философское и
социокультурное обоснование природы / А.М. Якупов // Жизнь. Безопасность. Экология.- 2008.- № 1-2. - 290 с. - С. 140-154.