Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектирование национально-региональных образовательных систем на основе принципа этонкультурной коннотации

Работа №8260

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы342стр.
Год сдачи2002
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
817
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Образование в системе культуры
1.1. Культура как социально-исторический феномен и её
этнические компоненты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
19
1.2. Функция образования в возрождении этнической культуры . 44
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Глава II. Этнокультурная коннотация образовательной системы: сущность и концептуальные основы развития
2.1. Национально-региональная образовательная система:
генезис, структура, культурообразующая функция . . . . . .
61
2.2. Этнокультурная коннотация образования . . . . . . . . . . . 90
2.3. Личностный подход как методологический принцип
проектирования этнокультурно коннотированной системы образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

106
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Глава III. Методологические основы исследования функций языка в системе образования
3.1. Интегрирующая функция языка в системе образования . . . 133
3.2. Этнолингвокультурологический компонент содержания
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
149
3.3. Проблема билингвизма в контексте возрождения родного языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
169
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Глава IV. Условия проектирования национально-региональной системы образования на основе концепции этнокультурной коннотации (на примере Республики Калмыкия)
4.1. Проектирование системы этнокультурно коннотированного образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
200
4.2. Формирование и развитие этнокультурно коннотированных учреждений образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
249
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329



Актуальность исследования обусловлена процессами, проходящими в мировом масштабе, характеризующимися стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры и психологического склада, всплеском осознания миллионами людей своей принадлежности к определённому этносу – национального самосознания, этнической идентичности. Самоутверждение этнокультур становится силой, дающей возможность выдержать кризис самобытности, порождённый глобализацией. Ключевыми становятся понятия «самобытность», «различие», «основополагающие ценности» и «многообразие». Всё больше людей, прежде всего молодых, стремятся сохранить свою самобытность, уникальную культуру. Этническое возрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества в XXI веке. В мире, где страны и народы становятся всё более зависимыми, более высокий уровень солидарности, уважение разнообразия культур являются наиболее верным путём к гармоничному и мирному развитию людей.
Опыт показывает, что каждый народ, ориентируясь на лучшие мировые образцы, пытается войти в мировое образовательно-культурное пространство, и при этом не просто сохранить исторически сложившиеся образовательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее. Исследования закономерностей развития межпоколенных стабильных общностей (этносов), возрождение их культуры посредством этнокультурно ориентированных образовательных систем становятся актуальной социально-исторической проблемой, приобретают важное значение в формировании личности современного человека. От ориентации системы образования на этнокультуру как интегративный феномен зависит расширение, углубление и личностное принятие объектом образовательного процесса общечеловеческих ценностей. Соединение универсальных идеалов с этнокультурными особенностями обеспечивает воспитание чувства принадлежности к своему народу, желание трудиться ради его процветания и счастья, педагогизацию образа мышления этноса, максимальное использование накопленного этнокультурного опыта, недопущение того, чтобы дети стали «чужими на своей Родине».
В Законе РФ «Об образовании» одним из важнейших принципов называется принцип защиты системой образования национальных культур, традиций в условиях многонационального государства. Отказ организаторов образования от унитарной в пользу этнически и личностно ориентированных моделей способствовал возникновению многоуровневости, многопрофильности различных видов образовательных учреждений, расширению спектра разноуровневых образовательных программ, учёту этнорегиональных особенностей культуры, формированию национально-региональных систем образования. Перед системой образования ставятся задачи возрождения культурного потенциала каждого этноса и сохранения его посредством системы образования, ориентации содержания образования на сохранение и развитие этнических традиций в процессе учебно-воспитательной деятельности учреждений образования.
Развивая идеи Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, со-временные исследователи исходят из того, что учёт этнорегиональной специ-фики является неотделимым компонентом современного образования (П.А. Апакаев, Г.Н. Волков, Е.П. Жирков, А.Э. Измайлов, Е.Г. Осовский, М.И. Стельмахович, Я.И. Ханбиков и др.). Многие исследования касались в основ-ном проблем частных методик и отдельных аспектов обучения и воспитания (М.Л. Палавандишвили, А.Г. Пашков, И.И. Казимирская и др.). Основные аспекты изучения и использования народного опыта в развитии детей отражены в работах Н.Ц. Биткеев, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, А.Э. Измайлова, О.Д. Мукаевой, А.П. Оконешниковой, Р.Д. Санжаевой, С.И. Фоминой и др. Особое место занимают исследования Е.П. Жиркова «Методология и технология обновления содержания образования в национальной школе» (1993 г.), В.К. Шаповалова «Этнокультурная направленность российского образования» (1997 г.), В.А. Николаева «Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя» (1998 г.), З.Б. Цаллаговой «Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Се-верного Кавказа» (1998 г.), М.Г. Харитонова «Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы» (1999 г.), Г.Ф. Хасановой «Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования» (1999 г.), Т.Н. Петровой «Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации» (1999 г.), Л.А. Хараевой «Этносоциолингвокультурная детерминация педагогического общения в условиях двуязычия» (2000 г.) и др., появившиеся в последние годы. Сущность этнокультурной системы образования трактуется ими как процесс и результат социально-исторического развития этноса.
Целенаправленные исследования, кардинально и целостно рассматри-вающие закономерности процессов возрождения и развития этнокультурных систем образования в структуре возрождающихся этнокультур, практически отсутствуют. Возникла объективная необходимость и реальные предпосылки для такого рода исследований, продиктованные потребностями современных образовательных реалий. К предпосылкам нами также отнесены идеи личностно ориентированного образования, представленные в трудах Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, В.В. Давыдова, В.И. Данильчука, В.С. Ильина, М.В. Кларина, В.В. Краевского, С.В. Кульневича, И.Я. Лернера, В.В. Серикова. Принципы культуросообразности и культуротворчества в образовании раскрываются Е.В. Бондаревской и А.Я. Данилюком и распространены ими на проблематику современного этнокультурного образования.
Методологическим ориентиром для нас выступали современные исследования о механизмах становления личности (Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин), о соотношении национального и общечеловеческого в социокультурной жизни общества; философские и этнографические исследования и этнологические теории; современные теории этноса и этнического развития (С.А. Арутюнов, Л.Н. Гумилёв, Э.С. Маркарян, Н.Н. Чебоксаров, М. Мид); исследования по личностно ориентированному образованию (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, В.И. Данильчук, В.В. Сериков, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская); системный подход к проектированию образовательных систем (В.В. Краевский, В.П. Беспалько, А.Н. Вырщиков, Г.Д. Кириллова, В.Н. Максимова, И.Я. Лернер); принцип сочетания этнокультурологического и общечеловеческого подходов в историческом аспекте (В.С. Библер, Г.П. Выжлецов, М.С. Каган, К. Клакхон, А. Кребер, С.В. Лурье, В.М. Межуев); лингвокультурологические исследования (О.И. Бурукина, В.В. Воробьёв, В.И. Карасик, Ю.Н. Караулов, А.С. Мамонтов, Э. Сепир, Б. Уорф); российский и международный опыт билингвизма (Е.М. Верещагин, Ю.Д. Дешериев, И.А. Зимняя, И.Ф. Протченко, Д. Фишмен, Л.В. Щерба); изучение личности и ориентация на её опыт, интересы, склонности, способности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.П. Беспалько, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.В. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, В.Я. Ляудис, А.М. Матюшкин, Л.И. Мнацакян, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская), принцип регионализации и разработки региональных образовательных программ (В.Н Аверкин, П.Р. Атутов, Ю.В. Васильев, А.М. Саранов, Н.К. Сергееев).
В работах Н.Г. Алексеева, М. Азимова, Н.В. Бордовской, В. Гаспарского, В.И. Гинецинского, Д. Дитриха, Дж. Джонса, Е.С. Заир-Бека, Б.Ф. Ломова, Н.Ф. Радионовой, В.Е. Радионова, Г. Саймон, А.П. Тряпицыной, Э.Г. Юдина, П. Хилла выделены основные элементы педагогического проектирования. Продукты педагогического проектирования имеют авторский характер, связаны с воображением, интуицией проектировщика и направлены на преобразование педагогической практики. Последнее относится и к использованию этнокуль-турного опыта в учебно-воспитательном процессе.
В начале XXI века образование России вышло на уровень становления этнокультурно коннотированных личностно ориентированных систем образования. Вводимое понятие «этнокультурная коннотация» (англ. connotation – добавочное значение, окраска, окрашенность, дополнительное содержание слова (14,203) раскрывает этнокультурную особенность современной образовательной системы как социальный феномен. Развитие образования предполагает развитие этнокультурно коннотированных учреждений образования, несущих обозначение отличительных этнокультурных свойств, включаемых в содержание и процесс обучения, различные аспекты этнической культуры. Образование рассматривается как важнейший структурный элемент процесса возрождения, сохранения и развития культуры этноса. Актуализация традиционных педагогических взглядов, достижений культуры этносов становится главным фактором формирования нравственно-этической и социальной базы личности.
Специальные исследования, кардинально и целостно рассматривающие закономерности процессов педагогического проектирования национально-региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации, отсутствуют. Необходимость такого рода исследований диктуется потребностями современных образовательных реалий. Развитие национально-региональных систем образования России, процессы становления этнически ориентированных образовательных учреждений требуют своевременного теоретического осмысления их методологических основ, разработки целостного подхода к ним, вскрывают новые противоречия, которые не являлись предметом анализа в предыдущих работах. К таковым можно отнести противоречия между:
* потребностью общества в создании образовательных систем, ориентированных на развитие этнокультуры, и сохраняющейся унификацией, утратой этнического своеобразия в проектировании институтов образования;
* ценностной ориентацией социума на образование как на центральную культурную тему этноса и попытками редуцировать всё богатство культуры к однозначно трактуемым общесоциальным ценностям;
* потребностью в системном характере решения проблем этнокультурной ориентации образования и фрагментарным рассмотрением результатов только отдельных сторон этого процесса;
* социальной востребованностью развития этнокультурно коннотированных систем образования и неразработанностью данной проблемы в современных исследованиях;
* развитием полного двуязычия и отсутствием научно-педагогических условий его реализации;
* необходимостью развития этнических языков как средств образования и формированием функциональной грамотности лишь на общегосударственном языке.
Это требует существенного переосмысления концептуальных основ развития современных педагогических систем. Особую значимость и ценность приобретает проективный метод, который предполагает возможность и необходимость моделирования и построения объектов.
Проблема исследования связана, таким образом, с определением специфики проектирования систем этнокультурно ориентированного образования и управления их развитием, с разработкой принципа этнокультурной коннотации содержания и форм образования и определением адекватных этому контексту особенностей деятельности учащихся и психолого-педагогических условий усвоения этнокультурного опыта, выявлением способов отражения в образовании национально-региональных особенностей.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработан-ность обусловили выбор темы нашего исследования: «Проектирование на-ционально-региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе исследования системы образования Республики Калмыкия нами выделены условия проектирования, формирования и развития национально-региональной системы образования на основе концепции этнокультурной коннотации. Это, прежде всего, определение структурных элементов центральной темы культуры этноса, нормативно-правовое обеспечение стабилизации и развития структурных элементов центральной культурой темы этноса. Принятие и выполнение государственной программы развития сферы функционирования этнокультуры и языка в общественной, производственно-бытовой сферах жизни, управляемой межведомственным координационным советом при Правительстве региона. Разработка концепции развития этнокультурно коннотированной системы образования. Формирование национально-регионального базисного учебного плана. Активизация научно-педагогических исследований и научно-методических разработок, обеспечивающих создание системы учебно-методических комплексов для учреждений двуязычного этнокультурно коннотированного непрерывного образования – от дошкольных образовательных учреждений до ВУЗа в соответствии с базисным национально-региональным учебным планом, основанных на достижениях этнопсихологии и этнопедагогики. Создание двуязычных учебников по всем предметам, обозначенным в национально-региональном учебном плане. Подготовка педагогических кадров, способных к использованию родного языка как средства обучения на всех ступенях системы преемственного непрерывного образования. Формирование ма-териально-технических условий, прежде всего гуманитарного развития непрерывного образования обеспеченного системой мониторинга. Развитие и функционирование образовательных систем и учреждений на основе программно-целевого подхода. В дошкольных группах создаётся языковая среда и обеспечивается постоянное обращение детей к этнокультурным традициям. Большое внимание уделятся ознакомлению народным традициям, обычаям и ритуалам. Изучение традиционной письменности и её использование параллельно с кириллицей, развитие двух направлений письменности: традиционной и современной одновременно, родной язык должен развиваться как двухписьменный, с параллельным обучением и использованием кириллицы и традиционной письменности. Специализация классов этнокультурно коннотированных учреждений образования: I-V классы – этнокультурные, V-VII классы общегуманитарной подготовки, VIII-XI классы – двуязычные гуманитарного профиля. Введение по предмету родной язык переводных и выпускных экзаменов, обязательных для всех. Формируется этнокультурная среда, вырабатывающая у будущих носителей личностного сознания единую этническую картину мира, через освоение достижений этнической культуры и приобщение к мировой культуре. Содержание образования основано на государственных стандартах, направлено на общее, интеллектуальное и личностное развитие, рост этнического самосознания, овладение материнским языком, этнокультурой и определяет конкретные задачи по всем предметам, решаемые учителями на различных этапах обучения. Этнолингвокультурологическое содержание образования упорядочивается на основе сочетания понятий «концентризм», «сквозная этнокультурологическая тема» и «учебный концентр». Тематический, межпредметный параллелизм позволяет ученику на определённый промежуток времени, «погружаться» в определённый этнолингвокультурный учебный концентр. Учебный процесс представляет собой движение от концентра к концентру, в пределах сквозного этно-лингвокультурологического поля. Каждый учитель, учитель-исследователь, носитель своей системы взглядов, на каждом уроке он реализует свою авторскую, педагогическую концепцию, владеет технологией УДЕ, ау-диовизуальной методикой и методикой интенсивного обучения языкам. Обучение по курсам, построенным на коммуникативно-деятельностной основе. Рационально планируется учебный материал, основанный на принципе параллелизма - параллельном изучении языков. Интеллектуальное развитие учащихся основывается на родном языке, посредством освоения этнокультуры, как важнейшего генетически обусловленного в реализации природных возможностей личности, осуществляется через участие в народных играх, формирующих этнопсихологические элементы личности, на основе сенсорного восприятия родной природы и окружающей действительности. Личностное развитие учащихся осуществляется на уроках, а также в процессе нравственного, эстетического и физического воспитания, основывается на глубинных взаимосвязях между представителями старшего поколения и детьми в условиях «трехпоколенной семьи» - дети, учителя, бабушки. Всю учебно-воспитательную работу с классом организует учитель, ему помогает ээджами («бабушка»), создающая и развивающая языковую среду, которые помогают детям осваивать этнокультурное богатство своего народа, обучают народным играм, традициям этики и этикета, воспроизводят педагогически полноценную «трехпоколенную семью» (дети, педагоги, ээджи), гарантирующую гармоничное сочетание государственных и семейных форм и методов воспитания, устраняя основной недостаток системы образования – изолированность детей от старшего поколения. Усвоение этнокультурных традиций в процессе организации и проведения традиционных для этноса праздников. Необходимым условием развития учащихся во внеучебное время выступает добровольная, самодеятельная организация детей, подростков и взрослых - разновозрастной многопрофильный, воспитательный коллектив, имеющий свою организационную структуру. Ежегодная подготов¬ка и проведение этнокультурного праздника ДЕТСТВА, 1 сентября как праздника тради-ционной этнической письменности. Изучение истории родов, проживающих в мик¬рорайоне школы. Развитие образовательных учреждений в режиме постоянного педагогического поиска, на уровне элитарных учебных заведений. Поддерживается язык традиционной профессиональной деятельности этноса
Этнокультурно коннотированные учреждения образования развиваются как двуязычные этнокультурологические. В основе функционирования этнокультурной двуязычной школы лежит принцип взаимодействия двух культур и двух языков, что способствует осознанию единства и полифоничности картины мира. Билингвизация осуществляемая в этнокультурно коннотированной школе, ограничивает свободу речевого поведения учащихся, действует как тормоз и имеет такие отличительные свойства, как целенаправленность, организованность, сознательность, управляемость, которые и создают преимущества учебной ситуации формирования двуязычия.
Формирование этнокультурно коннотированной системы образования в интересах развития творческой, толерантной личности. Совершенствование этнокультурных компонентов преемственных образовательных стандартов, этнокультурно коннотированных программ различных уровней. Освоение технологии личностно ориентированного образования. Личностно ориентированный подход, обеспечивающий ребенку становление этнокультурной идентификации, социализации, жизненного самоопределения. Системы образования национальных регионов России, вырабатывая сначала национально-региональный компонент, затем национально-региональную систему образования, в начале XXI века вышли на уровень формирования этнокультурно коннотированных личностно ориентированных систем образования. Становление системы этнокультурно коннотированного образования - это радикальное решение сложной и важной проблемы контакта и мирного сосуществования различных народов, оно обеспечивает уважение ценностей собственной культуры, встречи с отличными от нее культурами. Особенностью этнокультурно коннотированного образовательного учреждения является то, что оно является открытой системой, активно использующей в учебно-воспитательном процессе родной язык как средство обучения и воспитания и этнокультурную традицию, органически интегрированную в мировую культуру. Возрождение, сохранение и развитие центральной темы культуры этноса - это триеди¬ная взаимосвязанная задача, решаемая в систе¬ме целостного, вертикального, непрерывного образования от ДОУ до ВУЗа на основе этнолингвокультурологического подхода, обуславливающего каналы взаи¬модействия элементов системы в целях его целостности.
Общие выводы, полученные анализом, безусловно, допускают экстраполяцию на всю проблему, обозначенную в работе, - то есть на формирование национально-региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации, поскольку исследование этнокультуры приобретает всё большую значимость в качестве руководящего начала в научном описании мировой культуры и, следовательно, может быть показательным при определении условий проектирования национально-региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации.




1. Аверкиева. Франц Боас //Институт этнографии: Краткие сообщения. М., 1946. Вып. 1.
2. Аверьянов Ю.И. Политология. Энциклопедический словарь. М.,1993. С. 212.
3. Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. Л. 1975. 275 с.
4. Адама Уане. Национальный и родной язык // Курьер ЮНЕСКО. 1990. Сент. С. 29.
5. Алиева С. Так это было // Сов. Калмыкия. 1994. 11 янв.
6. Амадио М. Два десятилетия двуязычного образования в Латинской Америке // Перспективы. 1991. № 3.
7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 380 с.
8. Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изуче-нию личности // Психол. журн. 1991. Т.2. № 2. С.8.
9. Артановский С.Н. Об абсолютной ценности личности // Вестник ЛГУ. Се-р. 6. Вып.3. № 20. 1988. С. 23-31.
10. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989. 243 с.
11. Асмолов А. Стратегия развития вариативного образования в России // Учит. газ. 1994. № 25-26, 7 июня.
12. Атутов П.Р., Будаева М.М. Методологические проблемы национально-регионального образования // Этнопедагогика – педагогика жизни. Элиста, 2001. С. 13-24.
13. Ахаян Т.К., Кирьякова А.В. Ориентация и деятельность школьников. М., 1991. 160 с.
14. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969.
15. Бабаков В.Г., Семёнов В.М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы). М., 1996. 70 с.
16. Бадмаев А.В. Роль Зая - Пандита в истории духовной культуры калмыцкого народа. Элиста, 1968. 26 с.
17. Бадмахалгаева Н.М., Панькин А.Б. Формирование этногуманитарной учебно-воспитательной системы в условиях городской средней школы // Личностно ориентированная парадигма развития системы образования Республики Калмыкия. Элиста, 1999. С. 49-61.
18. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969. 292 с.
19. Басаева Н.Э, Панькин А.Б. Особенности становления национальной про-гимназии как модели этнокультурологической школы развития личности // Личностно ориентированная парадигма развития системы образования Республики Калмыкия. Элиста,1999. С. 39-58.
20. Басангов Б. Русско-калмыцкий словарь. М., 1949. 328 с.
21. Батчаева И.И. Идея поликультурного образования в трудах педагогов-реформаторов Германии // Этнопедагогика и сравнительная педагогика. Поликультурное образование: Тез. II Междунар. конгресса по программе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». Пятигорск, 1998. 194 с.
22. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. 1998. № 3. С.30-35.
23. Белый А. На перевале. Кризис культуры. 1910.
24. Беляев В.И. Современные подходы в историко-педагогических исследова-ниях // Педагогика. 1999. № 6.
25. Бентковский И.В. Взгляд на кочевую культуру калмыков и причины её живучести // Ставроп. Губерн. ведомости. 1877. № 5,6.
26. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С. 62-63.
27. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. С. 14-85.
28. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М., 1990. С.85.
29. Бертагаев Т.А. Билингвизм и его разновидности в системе употребления // Проблемы двуязычия и многоязычия. М., 1972. С. 83-89.
30. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. М., 1991. С. 289.
31. Бира Ш. Из истории монгольской культуры // Книга Монголии. М., 1988. С. 11-13.
32. Бичурин Н.Я. (Иакинф) Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. Элиста, 1991. 128 с.
33. Богачихин М.М. Уроки китайской гимнастики. Вып. 1. М., 1990. С. 5.
34. Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988. С. 188.
35. Бодиева Н. Через этническое к общечеловеческому // Директор школы. 1996. № 1. С. 55-59.
36. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 13.
37. Бондаревская Е.В. Культурологическая концепция личностно ориентиро-ванного образования // Педагогика. М.; Ростов н/Д., 1999. С. 250-251.
38. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика, № 3, 1999.
39. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29-36.
40. Борликов Г.М. Университет в современном образовательном пространстве: ориентация на личность специалиста. Волгоград, 2001. 346 с.
41. Брок К. Образование в малых государствах // Перспективы. № 3. 1989. С.9-17.
42. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. 411 с.
43. Бромлей Ю.В., Подольский Р.Г. Создано человечеством. М., 1984. 272 с.
44. Брутян Г.А. Гипотеза Сепира–Уорфа. Ереван, 1968.
45. Букчин М. Современный кризис: Реферат. М., 1988. С. 8-10.
46. Бэк Л. Текст и контекст в тематической разработке вопросов развития // Перспективы: сравнительные исследования в области образования. 2000. № 4. С. 5-24.
47. Варесе С. Образование индейцев в Мексике: проблемы и перспективы // Перспективы: вопросы образования. 1991. № 3. С. 105.
48. Вайнрайх У. Одноязычие и многоязычие // Новое в лингвистике. М., 1972. – С.25-60.
49. Вайнрайх У. Языковые контакты. Киев, 1979. 260 с.
50. Величук А.П., Сукунов Х.Х., Хасанов Н.М. Двуязычие и национальная школа на современном этапе развития общества // Тр. Ин-та нац. проблем образ. Вып. 1. М.,1993. С. 104-110.
51. Венкер Л.М. Психологические процессы и личность // Личность и деятельность. Л., 1982. С. 20-26.
52. Вербицкий А.А. Некоторые теоретико-методологические основания необ-ходимости разработки психологии образования как ветви психо-логической науки // Проблемы психологии образования. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М., 1992. С. 5-17.
53. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова. М., 1980. 320 с.
54. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд., перераб. и доп. М., 1990. 269 с.
55. Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М., 1969. 160 с.
56. Вико Дж. Основание новой науки об общей природе наций. М., 1940.
57. Викторова Л.Л. Монголы: Происхождение народа и истоки культуры. М., 1980. 224 с.
58. Викторова Л.Л. Основные этапы формирования монгольских этнических общностей // Проблемы алтаистики и монголоведения. Вып. 1. Элиста,1974, С. 129-206.
59. Владимирцов Б.Я. Монгольская литература // Литература Востока: Сб. ст. Пг., 1920, Вып. 2.
60. Владимирцов Б.Я. Сравнительная грамматика монгольского письменного языка и халх. наречия. Л., 1929, С. 25-26.
61. Водзинский Д.И., Кочетов А.И., Кулинкович К.А. Семейно – бытовая культура. Минск, 1987. С.225 – 238.
62. Волков Г.Н. Мы обозначены единым словом «человек»...// Нар. Образование. 1997. №5. С.82.
63. Волков Г.Н. Школьная политика государства и воспитание подрас-тающего поколения // Педагогика, № 3, 1999.
64. Волков Г.Н. Этнопедагогика – педагогика национального спасения // Этнопедагогика – педагогика жизни. Элиста, 2001. С. 3-6.
65. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. 358 с.
66. Волков Г.Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы // Нац. школа: Концепция и технология развития. М., 1993. С.45-51.
67. Воробьёв В.В. Лингвокультурология (теория и методы). М., 1997. 334 с.
68. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982 – 1984, Т. III.
69. Выготский Л.С. Т. VI. С. 5-56.
70. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1935.
71. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996. 148 с.
72. Гайфуллин В.Г. Школа и национальное согласие: состояние, проблемы, перспективы // Педагогические традиции народов и современная школа. Казань, 1996. С. 5-7.
73. Гак В.Г. Межъязыковые сопоставления в преподавании иностранного языка // ИНШ. 1979. № 3. С. 10.
74. Гансберг Ф. Педагогика. Призыв к самостоятельности в преподавании. М., 1921, С. 63-71.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ