Введение 3
ГЛАВА I. Концептуальный подход в организации изучения лексических тем на уроках английского языка 7
1.1 Концепт в лингвистике и способы его репрезентации 7
1.2 Концепт семьи на основе романа С. Моэма «Театр» 13
1.3 Методика обучения лексическим темам в УМК 22
ГЛАВА II Анализ организации лексического материала по теме «Семья» в УМК «Spotlight» на основе принципа «расширяющихся концентрических кругов» 28
2.1 Анализ УМК «Spotlight» и базовые методики 28
2.2 Лексические темы в УМК «Spotlight» 34
2.3 Концептуальный подход к лексической теме «Семья», как основа
организации УМК «Spotlight» 38
Выводы 52
Заключение 54
Список использованной литературы
Сегодня обладание знаниями по иностранному языку считается не просто элитным, а, можно сказать, относится к требованиям, которые современное общество предъявляет к каждому. Владение лексическими основами одного или нескольких иностранных языков даёт возможность применять его/их на практике. Благодаря этим знаниям мы можем назвать находящиеся вокруг объекты, донести свои мысли, детализировать определения и отобразить настоящее и вымышленное. Главным образом лексические навыки, становление, расширение и модернизация которых осуществляется в процессе обучения иностранному языку, формируют крепкую базу для дальнейшего совершенствования речевых навыков.
Темой работы является принцип «расширяющихся концентрических кругов» в изучении лексической темы «Семья» на основе концептуального подхода.
Актуальность данного исследования неоспорима, так как овладение лексикой, репрезентирующей один из базовых концептов - «Семья», в который вовлекаются практически все аспекты жизнедеятельности человека, содействует, во-первых, усвоению учащимися английским языком как способом взаимодействия, и, во-вторых, даёт возможность понимать и воспринимать тексты в процессе аудирования и/или чтения. В совокупности всё это позволяет поднять образовательный уровень человека на несколько ступеней выше. А принцип «расширяющихся концентрических кругов» в изучении лексической темы «Семья» на основе концептуального подхода позволяет наиболее эффективно усвоить лексический материал, и с изучением нового «концентрического круга» по теме происходит «нарастание» лексики на уже освоенную, что облегчает процесс обучения и освоения темы.
Объект исследования - лексическая репрезентация концепта «Семья» на материале аутентичного английского произведения и в процессе изучения лексики на уроках английского языка.
Предмет исследования - способы организации лексических тем в УМК «Spotlight».
Цель исследования - проанализировать эффективность способа организации лексического материала в УМК «Spotlight» по принципу построения модели лингвистического концепта - «расширяющихся концентрических кругов».
В соответствии с целью определяется ряд задач:
- рассмотреть и проанализировать научную литературу согласно вопросу исследования;
- рассмотреть концепт «Family»;
- определить значимые признаки английского лингвокультурного концепта «family» на материале романа С. Моэма «Theatre»;
- проанализировать и описать способы организации изучения лексической темы «Семья» в действующем УМК;
- раскрыть концепцию заданий с целью дальнейшего успешного обучения лексическим темам в учебном процессе.
Материалом исследования послужил УМК по английскому языку «Английский в фокусе» («Spotlight») Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.
Новизна работы заключается в попытке применения концептуального подхода к изучению лексических тем на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе и рассмотрения возможностей и перспектив расширения словарного запаса учащихся по принципу расширяющихся концентрических кругов, т.е. рассмотрение перспективы применения лингвистической теории концепта в методической практике.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования материалов исследования на практических занятиях по обучению лексическому материалу английского языка в вузе и школе.
Теоретико-методологическую основу работы составили труды таких ученых как А.И. Стернин, З.Д. Попова, Г.В. Токарев, Ю.С. Степанов, Д.С. Лихачев и др., а также методистов Н.Д. Гальсковой, В.И. Кувшинова, И.В. Рахманова и др.
Основными методами исследования, которые использованы в работе, являются:
1) анализ и синтез теоретических и методических работ по теме исследования;
2) анализ примеров языковой репрезентации концепта «Семья» в романе У.С. Моэма «Театр», отобранных методом сплошной выборки;
3) изучение, описание и анализ применения принципа «расширяющихся концентрических кругов» на основе концептуального подхода в действующем УМК по английскому языку.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 33 наименований.
Во введении обозначена актуальность исследования, данные анализа научно-теоретических предпосылок по теме дипломной работы, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи и методы исследования.
В первой главе «Концептуальный подход в организации изучения лексических тем на уроках английского языка» подробно раскрыто понятие концепта, рассмотрены способы репрезентации концепта, определены значимые признаки английского лингвокультурного концепта «family» по материалам романа С. Моэма «Theatre», обозначены способы организации изучения лексических тем в УМК средних общеобразовательных форм, а также сделаны выводы.
Во второй главе «Анализ организации лексического материала по теме «Семья» в УМК «Spotlight» на основе принципа «расширяющихся концентрических кругов» производится краткий анализ УМК «Spotlight» , обозначены лексические темы данного УМК, и, кроме того, рассматривается концептуальный подход к организации изучения лексической темы «Семья». В конце главы также представлены выводы.
Выводы после каждой главы содержат итоги исследования, в Заключении подводятся итоги всей работы.
По теме дипломной работы опубликованы 2 статьи в IX Международной научно-практической конференции «EurasiaScience» и в Итоговой научно¬образовательной конференции студентов КФУ 2017, в которых нашли отражение теоретические принципы и результаты работы.
Обучение лексике английского языка в современной школе - процесс очень сложный и требующий от учителя организации своей обучающей деятельности таким образом, чтобы осуществлялась обратная связь, между учителем, дающим знания и формирующим умения использовать эти знания на практике и учащимися, показывающими в учебной деятельности, насколько правильно был организован этот процесс. Следовательно, становится очевидным тот факт, что только творчески работающий учитель, владеющий конструктивно - планирующими умениями, использующий в своей работе инновационные приемы и формы работы, учитывающий возрастные особенности и интересы учащихся способен добиться формирования устойчивых и гибких лексических навыков до необходимого уровня. Организуя поэтапную работу над лексикой - от ориентированно - подготовительного, при котором идет семантизация слов и их первичное употребление до речевой тренировки в устно - речевых лексически направленных упражнениях - учитель иностранного языка способен дать учащемся не только знания о слове, словообразовании, но и помочь им использовать словарный запас в различных видах речевой деятельности (устной речи, письме и чтении). Правильно построенная система упражнений при обучении лексической стороне иноязычной речи поможет учащимся не только преодолеть трудности и ошибки, возникающие при лексическом оформлении иноязычных высказываний, но и дает им необходимую основу для дальнейшего изучения иностранного языка.
Теоретический и практический материал I главы, посвящённый изучению лингвистического концепта «Семья» и способов его репрезентации в аутентичном художественном произведении позволил выделить ядерные и периферийные компоненты структуры данного концепта. Их вербализация в романе позволила проследить их взаимосвязи и взаимовлияния и на этой основе представить концепт «Семья» в виде концентрических кругов, где внутренний круг - это ядро концепта, реализующийся лексемами: мать, отец, сын, дочь и т.д., последующие наслаивающиеся друг на друга концентрические круги - это те лексические поля, которые входят в состав концепта.
Во 2 главе работы принцип расширяющихся концентрических кругов был «приложен» к организации лексических тем в УМК «Spotlight», что выявило следующее:
- лексемы, репрезентирующие ядро концепта вводятся в активные словарный запас уже на начальном этапе обучения языку;
- с каждым последующим этапом работы над лексикой ядро концепта как бы «вступает в связь» с другими концептами, пересекает т перекрывает их, «вовлекая» в свою периферию лексику из таких лексико-семантических полей, как «друзья», «профессия», «еда/приём пищи» и т.д., таким образом создавая вокруг ядерного компонента концепта «Семья» концентрические круги, составляющие его периферию и, в то же время, нераздельно связанные с ядром.
Использование этого принципа при организации лексического материала кажется нам оправданным, так как он позволяет представить лексический материал для эффективного усвоения.
1. Архангельский В.Л. Устойчивые фразы в современном русском языке. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1964. - 105 с.
2. Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В. и др. Английский язык. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - 5-е изд. - М.:Ехргезз Publishing: Просвещение, 2012. - 248 с.
3. Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В. и др. Английский язык. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - 2-е изд, доп. и перераб. - М/Express Publishing: Просвещение, 2009. - 244 с.
4. Балли Ш. Стилистика: Пер. с франц. - М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1961. - 110 с.
5. Боголюбова Н., Николаева Ю. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен: учебное пособие. - Ульяновск, 2001. - 164с.
6. Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. Английский язык. 2 класс:
учеб. для общеобразоват. организаций. - 3-е изд. - М/Express Publishing:
Просвещение, 2013. - 144 с.
7. Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. Английский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М/Express Publishing: Просвещение, 2012. - 178 с.
8. Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. Английский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. - 9-е изд. - М/Express Publishing: Просвещение, 2015. - 184 с.
9. Валиулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. Английский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М/Express Publishing: Просвещение, 2010. - 143 с.
10. Валиулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. Английский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М/Express Publishing: Просвещение, 2012. - 216 с.
11. Валиулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. Английский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - 2-е изд., доп. и перераб. - М/Express Publishing: Просвещение, 2010. - 216 с.
12. Валиулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. Английский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М/Express Publishing: Просвещение, 2012. - 164 с.
13. Валиулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. Английский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - 2-е изд. - М/Express Publishing: Просвещение, 2008. - 136 с.
14. Ватютнев М.Н. Новое в лингвистике и методика преподавания иностранных языков // Некоторые вопросы методики преподавания иностранных языков. Уч. записки МГПИ им. В.И. Ленина. М., 1963.- 427 c.
15. Витлин Ж.А. Навыки и умения в психологии и методике обучения языкам // ИЯШ. 1999. - № 1. - 42 c.
16. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам.
Лингводидактика и методика. - М.: Академия, 2007.- 336 c.
17. Красавский Н.А. Лингвистические методы исследования эмоциональной
концептосферы//Лингвистические парадигмы: традиции и новации. -
Материалы международного симпозиума молодых учёных «Лингвистическая панорама рубежа веков» - Волгоград, «Перемена», 2000. - С. 18-28.
18. Кувшинов В.И. О работе с лексикой на уроках английского языка // ИЯШ. 1995, №5. - 38 c.
19. Кунин А.В. Курс фразеологии современного английского языка. - М.: Высшая школа, 1996. - 376 c.
20. Лукашкова, О.Ю Концепт «дружба» в русском языке / О.Ю. Лукашкова // Культура общения и се формирование: Сб. науч. тр. — Вып. 8. — Воронеж: ВГУ, 2001. — 294 c.
21. Максименко В. Идеологема civil society и гражданская культура // Рго et Contra. 2004. -Т. 4. - №1. - 149 c.
22. Моэм У. С. Театр / пер. Г. Островской, 1982. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lib.ru/INPROZ/MOEM/theatre.txt (Дата обращения 10.02.2017).
23. Погосян Р.Г. Проблема концепта как лингвистического понятия в поэтическом
тексте Ф.К. Сологуба. [Электронный ресурс]. URL:
https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=4866 (Дата обращения - 27.03.2017).
24. Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальная картина мира. - Изд. 3-е., перераб. и доп. - Воронеж: Истоки, 2002. - 61 с.
25. Рахманов И.В. Некоторые теоретические вопросы методики обучения иностранным языкам в средней школе // Общая методика обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1991. - 213 c.
26. Современный толковый словарь. М.: Большая Советская Энциклопедия, 1997. - 620 с.
27. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю.С.Степанов. - М., 1997. - 824 с.
28. Телия, В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и
лингвокультурологический аспекты / В. Н. Телия. - М. : Языки славянской культуры, 1996 . - 215 с.
29. Токарев Г. В. Проблемы лингвокультурологического описания концепта (на примере концепта «Трудовая деятельность»: учебное пособие. - Тула: Из-во ТГПУ, 2000. - 98 c.
30. Филоненко Т.М. Фразеологический образ в языковых моделях пространства, времени и количества // Проблемы истории, филологии, культуры. Выпуск XI11. - Москва - Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2003. - 87 с.
31. Чернейко Л.О. Термин как инструмент ratio и его внерациональные корреляты // Терминоведение. - 1995. - № 2-3. - 140 с.
32. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. - М.: УРСС, 1997. - 444 с.
33. W. Somerset Maugham Theatre. [Электронный ресурс]. URL: http://www.e- reading.club/book.php?book=127593 (Дата обращения 16.11.2017).