Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Работа №62366

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
329
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности как средство развития математических способностей младших школьников 6
1.1. Понятие внеурочной работы и ее организация 6
1.2. Понятие математических способностей детей младшего школьного
возраста 12
1.3. Значение внеурочной деятельности в развитии математических
способностей младших школьников 20
Выводы по 1 главе: 32
Глава 2. Содержание различных форм внеклассной работы по математике в начальной школе 34
2.1 Значение внеклассной работы 34
2.2 Особенности внеклассной работы в 1-4 классах 36
2.3 Основные организационные формы 38
2.4.1 Групповые занятия после уроков 39
2.4.2 Кружковые занятия 43
2.4.3 Математические вечера 46
2.4.4 Математические олимпиады 50
Выводы по 2 главе 52
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложения 62


Одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.
Изучение математических способностей школьников и условий их формирования и развития весьма важно для практики школьного обучения, так как математика один из наиболее важных предметов школьного курса. Математические способности наиболее детально были изучены В. А. Крутецким еще в середине прошлого века. В своих исследованиях он указал, что компоненты математических способностей в младшем школьном возрасте представлены лишь в своем зачаточном состоянии. Поэтому вопрос их развития наиболее остро встает именно в этот период.
В настоящее время, время повсеместного внедрения различных систем развивающего обучения, развитие математических способностей обеспечивается самим процессом школьного курса математики. Но не следует пренебрегать и внеучебными средствами, содействующими укреплению и расширению математической активности. Одним из них является проведение внеурочной работы по математике.
Внеурочная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение школьников, углубление и расширение их знаний и навыков, таких факторов, как содержание самого учебного предмета математики, всей деятельности учителя в сочетании с разносторонней деятельностью учащихся.
Учебные занятия, развивая у учащихся интерес к знаниям, содействуют развертыванию внеурочной работы, и, наоборот, внеурочные занятия, позволяющие учащимся применить знания на практике, расширяющие и обобщающие эти знания, повышают успеваемость учащихся и их интерес к учению. Если внеурочная работа ориентирована на поддержку
Внеурочные занятия позволяют развивать познавательные процессы ученика, способствуют повышению интереса к учебе, позитивно сказываются на развитии познавательных процессов. Желательно начать проводить такую работу как можно раньше, поэтому особое внимание необходимо уделять внеурочной работе в младших классах.
Учащиеся начальных классов наиболее нуждаются в том, чтобы их первоначальное и последующее знакомство с математическими истинами носило не сухой характер, а порождало бы интерес и любовь к предмету, развивало бы в учащихся способность к правильному мышлению, острый ум и смекалку и тем самым вносило бы оживление в преподавание предмета.
Однако, на сегодняшний день проблема развития математических способностей младших школьников в процессе внеурочной работы одна из наименее разработанных методических проблем. Этим, в первую очередь, и определилась актуальность нашей работы.
Цель исследования: определение содержания форм и методов
внеурочной деятельности как средство развития математических способностей детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития математических способностей младших школьников.
Предмет исследования: влияние внеурочной деятельности на развитие математических способностей детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие математических
способностей младших школьников будет эффективно, если:
- разработана система внеурочных занятий, способствующая развитию математических способностей детей младшего школьного возраста;
- при составлении внеурочных занятий будут учтены возрастные особенности младших школьников;
- данная система будет реализовываться поэтапно.
Цель нашей работы предопределила задачи исследования, которые заключаются в следующем:
- раскрыть понятие внеурочной деятельности и ее организации;
- изучить понятие математических способностей детей младшего школьного возраста;
- выявить значение внеурочной деятельности в развитии математических способностей младших школьников;
- исследовать влияние системы внеурочных занятий на развитие математических способностей детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных выше задач потребовалось применение различных методов исследования:
Методы исследования:
ведущие - метод теоретического анализа, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа, метод теоретического обобщения данных экспериментальной работы, метод статистической обработки данных эксперимента;
частные — наблюдение, беседа, анкетирование, опрос.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, 2-х глав, включающих в себя 3 параграфа, заключения и библиографического списка, состоящего из 50 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема развития математических способностей школьников наиболее остро встает именно в период начального обучения. Поэтому развитие математических способностей учащихся должно осуществляться не только в процессе школьного обучения, но и во внеурочное время.
Мы осуществили теоретический анализ исследования, охарактеризовали основные формы внеурочной работы, компоненты математических способностей, рассмотрели некоторые педагогические особенности проведения внеурочных занятий, также предоставили структуру плана внеурочных занятий и, на основе теоретической части исследования, разработали систему внеурочных занятий, предполагающих кружковую работу, в которой мы попытались соблюсти все необходимые условия для развития математических способностей детей младшего школьного возраста.
Таким образом, проведенный нами эксперимент позволил сделать следующие выводы:
- внеурочные занятия по математике с учащимися младших классов повышают уровень математического развития детей и расширяют их кругозор;
- некоторые виды внеурочной работы позволяют детям глубже понять роль математики в жизни;
- данный вид работы создает эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на уровне знаний учащихся. Изучая новые понятия, связанные с историей развития математики, и знакомя, детей с новыми терминами, вызывающими большой интерес у детей к изучению математики, в то же время помогают повторить ранее изученные термины, понятия и правила;
- внеурочная работа содействует воспитанию товарищества и взаимопомощи;
- в результате такой работы происходит воспитание культуры чувств, а так же развитие и таких интеллектуальных чувств, как справедливости, чести, долга, ответственности.
- внеурочная деятельность помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке, при проведении на внеурочных занятиях групповых игр;
- различные формы внеурочной деятельности в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;
- использование внеурочной работы позволяет еще более разнообразить процесс обучения, сделать его интересным и увлекательным, при этом значительно повышается мотивация к изучению математики;
- внеурочные занятия помогают ребенку мобилизовать собственные умения и навыки, развивают инициативу и творческие способности, учебную деятельность;
- внеурочные занятия развивают у школьников интерес к занятиям математикой, воспитывают у детей настойчивость, волю и упорство в достижении цели;
- проводимая нами в течение года работа по развитию математических способностей посредством проведения различных форм внеурочной работы по математике в начальной школе оказала положительное влияние на развитие математических способностей школьников.
Таким образом, основным средством развития математических способностей школьников должна стать внеурочная работа по математике.
Как показал проводимый нами эксперимент, ученики начальных классов любят математику, большинству она дается без особых затруднений, и они готовы посещать внеурочные математические занятия.
Внеурочная работа по математике, как и по другим предметам, определяется как составная часть учебно-воспитательной работы, сложного процесса воздействия на сознание и поведение младших школьников, углубления и расширения их знаний и навыков, как одна из форм организации досуга учащихся, а также является естественным продолжением работы на уроке, из многообразия форм которой каждый учитель сможет выбрать то, что наиболее подходит для его класса.
В заключение хочется отметить, что внеурочная работа по математике является сильнодействующим педагогическим средством, позволяющим значительно улучшить уровень математического мышления учащихся и развивающим их математические способности. Поэтому учителям необходимо целенаправленно и систематически проводить работу подобного рода, для чего можно использовать и наши разработки.



1. Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки - Ярославль «Академия развития», 2011.
2. «Занимательная математика» Кочуровой Е.Э.(Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).
3. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. — М.: Наука, 1977.
4. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах/ Под ред.М.И. Моро, А.М. Пышкало.- М.,1987.
5. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие для учащихся школ.отд-ний пед училищ по спец. №2001/Под ред. М.А. Бантовой, М.А. Бельтюкова - 3-е изд., испр.- М.:Просвещение, 1984.
6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2000.
7. Берлянд И.Е. Загадки и числа: воображаемые уроки в 1-м классе: пособие для учителя. - М.: Академия, 1996.
8. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М.: Изд-во Ин-та профобразования Минобразования России, 1995.
9. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000.
10. Василевский А.Б. Задания для внеклассной работы по математике. - Минск, 1988.
11. Вернье Ж. Ребенок, математика и реальность: проблемы
преподавания математики в начальной школе. - М.: Ин-т психологии РАН, 1998.
12. Волкова С.И. Математика и конструирование в 1 классе: кн.для учителя. - М.: Просвещение, 1993.
13. Волкова С.И. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики в 1 классе: пособие для учителя четырехлетн.нач.шк. - М.: Просвещение, 1994.
14. Волкова С.И. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики во 2 классе: пособие для учителя четырехлетн.нач.шк. - М.: Просвещение, 1995.
15. Вульфов Б.З., Поташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. - М., Просвещение, 1983.
16. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997.
17. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта
работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по
использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. - Фрунзе, 1990.
18. Гин С.И. О проведении анкетирования в экспериментальном классе // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. III регион. науч.-практ. конф. - Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ-инфо», 2000.
19. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». - Самара, 2003.
20. Груденов Я.И. Психолого - дидактические основы методики обучения математики. - М.: Педагогика, 1987.
21. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1972.
22. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. - М.: Педагогика, 1985
23. Епишева О.Б. Учить школьников учиться математике: формирование приемов учебной деятельности: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990.
24. Зеньковский В.В., проф. прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.
25. Зильберг Н.И. Урок математики в 1-м классе./Осин.пед.училище. - Оса: Россиани, 1993.
26. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985.
27. Истомина Н.Б. и др. Методика преподавания математики в начальных классах.- М.: МГЗПИ, 1996.
28. Истомина Н.Б. Методика преподавания математики в начальной школе. Вопросы частной методики. - М.: Просвещение, 1986.
29. Карп А.П. Даю уроки математики...: кн.для учителя: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1992.
30. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2000.
31. Костицын В.Н. Моделирование на уроках геометрии: теория и методические рекомендации. - М.: Владос, 2000.
32. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. — М.: Просвещение, 1968.
33. Кузмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1985.
34. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988.
35. Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. - М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. С. 120.
36. Лейкина Т.Н. Научиться продумывать!: метод.приемы,
материалы для уроч. и внеуроч.работы, содействующие развитию творческих
способностей школьников в процессе обучения математике. - Санкт- Петербург.гос.ун-т пед.мастерства, 1994
37. Аргинская И.И. и др. Математика: Учебники для 1—4 классов. - М.: ВЛАДОС, 2005 - 425 с.
38. Богомолова Г.Г. Не забывать о способных.— Начальная школа. - 1991. - №5.- С.26-28.
39. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.:
Просвещение, 1991- 450 с.
40. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. — М.: Эксмо, 1998- 320 с.
41. Глушков И.К. Изучение нового материала с использованием дифференцированных заданий // Начальная школа. - 1992. - № 7 .- С. 16-20.
42. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения
математике. -М.: Вербум-М, 2003, 432 с.
43. Зенкевич И.Г. Эстетика урока математики: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1981— 115 с.
44. Иванов М.Г. Дифференцированное обучение младших
школьников // Начальная школа. — 1994. — № 11. - С. 23-26 с.
45. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. — М.: ВЛАДОС, 1997— 235 с.
46. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (начальные классы). — М.: Просвещение, 1978 — 134 с.
47. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. — М.: Просвещение, 1979— 236 с.
48. Тестов ВА., Уханова Л.Д. Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации. М.: Просвещение, 1999. - 361 с.
49. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.
50. Белошистая А.В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема //Начальная школа. - 2003. - № 1 - с. 44 - 53..


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ