Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №66697

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
355
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса развития познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности средствами информационно-компьютерных технологий 7
1.1. Сущность и содержание понятия «познавательная
активность» в младшем школьном возрасте 7
1.2. Виды внеурочной деятельности, направленной на развитие
познавательной активности младших школьников 14
1.3. Информационно-компьютерные технологии во внеурочной деятельности как средство развития познавательной активности младших школьников 21
Глава 2. Методологические основы развития познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности средствами информационно-компьютерных технологий 28
2.1. Диагностика уровня развития познавательной активности
младших школьников 28
2.2. Содержание работы по развитию познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности средствами информационно-компьютерных технологий 39
Заключение 47
Библиографический список 50
Приложение 56


В условиях динамичной жизни в эпоху информатизации общество нуждается в людях, имеющих не только общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, но и способных решать сложные вопросы в социальных, экономических, политических и культурных сферах. Современной школе отводят особую роль - выпускать поколения с высоким нравственно-интеллектуальным потенциалом, которые будут компетентны во всех сферах жизнедеятельности.
Поскольку 21 век положил начало информационной эры, ФГОС НОО второго поколения акцентирует внимание на создании продуктивной информационно-образовательной среды, способствующей успешной социализации нового поколения. Это означает смену приоритетов в расстановке целей образования. Теперь перед педагогами ставятся главные задачи - обучать и воспитывать детей, раскрывая их познавательные способности, при этом используя информационно-компьютерные технологии (далее ИКТ). Поэтому учителям необходимо формировать у младших школьников желание и умение учиться, самостоятельно искать новую информацию и актуализировать её для дальнейшего самообразования.
Процесс освоения знаний у младших школьников непостоянен и переменчив. Именно для этого необходимо развивать познавательный интерес младшего школьника через различные виды деятельности. Педагогические реалии ежедневно доказывают, что процесс обучения проходит результативнее, если учитель применяет информационно-компьютерные технологии. Тогда дети проявляют больше познавательной активности не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
Проблема развития познавательной активности во внеурочной деятельности средствами ИКТ актуальна для современных педагогов.
Знаменитые педагоги прошлого И. Гербарт, Я.А. Коменский, Д. Локк, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и другие занимались проблемой развития познавательной активности.
Современные ученые педагоги Л.И. Божович, В.Г. Бондаревский, М.К. Енисеев, В.И. Ильин, А.Г. Ковалев, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина в своих трудах так же рассматривали данную проблему, утверждая, что интерес детей к учению является главным фактором в процессе овладения знаниями.
Педагоги прошлого А. Дистервег и И.Г. Песталоцци, учили так, чтобы ребёнок не только получал, но и искал знания самостоятельно где бы он ни находился.
Проблемой развития познавательной активности в разнообразных видах деятельности занимались такие ученые как Д.Н. Богоявленский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.К. Маркова, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и многие другие.
Вопросами применения ИКТ в учебном процессе занимались различные педагоги: А.В. Молокова, Б.С. Гершунский, В.П. Беспалько,
В.И. Загвязинский, Г.К. Селевко, Е.С. Полат, И.В. Гребенев, И.Г. Захарова, Н.В. Борисова, О.И. Бахтина, Ю.Г. Молоков и другие.
Однако проблема развития познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности средствами информационно-компьютерных технологий недостаточно изучена, поэтому выбранная нами тема выпускной квалификационной работы является актуальной.
Проблема исследования: как изменится уровень развития
познавательной активности младших школьников, если во внеурочной деятельности в качестве эффективного средства использовать информационно-компьютерные технологии.
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности младших школьников.
Предмет исследования: развитие познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности средствами информационно¬компьютерных технологий.
Гипотеза исследования: процесс развития познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективнее если:
1) в процессе организации и проведения внеурочных мероприятий в качестве вспомогательного средства использовать информационно-компьютерные технологии, дающие возможность получить доступ к неограниченной базе разнообразной информации;
2) научить младших школьников правильно использовать полученную помощью ИКТ информацию.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2. Раскрыть возможности использования информационно-компьютерных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе.
3. Организовать и провести экспериментальную работу по развитию познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности средствами информационно-компьютерных технологий.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация; эмпирические: включенное наблюдение, методы опроса; статистическая и математическая обработка результатов.
Практическая значимость определяется тем, что задания и учебный материал, которые приведены в исследовательской работе, могут быть использованы учителями начальных классов для развития познавательной активности младших школьников.
Экспериментальная база исследования - учащиеся 4 «В» класса МБОУ «СОШ № 27 г.Белгорода» (учитель - Тертичная Наталья Евгеньевна).
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во Введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой части «Теоретические аспекты процесса развития познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности средствами информационно-компьютерных технологий» изучается психолого-педагогическая литература по данной проблеме; раскрывается сущность и содержание понятия «познавательная активность», рассматриваются уровни, критерии и показатели познавательной активности; рассказывается о видах внеурочной деятельности; даётся определение понятия «информационно-компьютерных технологии» и обосновывается
необходимость их использования во внеурочной деятельности для развития познавательной активности младших школьников.
Во второй части «Методические основы развития познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности средствами информационно-компьютерных технологий» проводится диагностика по выявлению уровня познавательной активности, а также трактуется о содержании проведенной работы по развитию познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности средствами информационно-компьютерных технологий.
В Заключении формулируются выводы исследования.
Библиографический список содержит 60 наименований источников. Содержание работы изложено на 58 страницах.
В Приложении представлены анкетирование А.А. Горчинской «Познавательная активность младшего школьника», методика Г.И. Щукиной «Методика с конвертами».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При изучении психолого-педагогической литературы мы выяснили, что развитие познавательной активности младших школьников является одним из главных условий эффективного обучения. Развивать познавательную активность у ребёнка значит: поддерживать его готовность и стремление к усвоению новых знаний, приобретению опыта и различных умений; стимулировать проявление личной инициативы, познавательного интереса, волевых усилий, самостоятельности и готовности к чему-либо новому.
При решении задачи «раскрыть возможности использования информационно-компьютерных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе» показано, что развитие познавательной активности должно происходить не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, поскольку внеурочная деятельность охватывает широкий спектр занятий для развития ребёнка. Внеурочная деятельность многогранна и имеет множество видов деятельности, таких как:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально преобразующая
добровольческая деятельность);
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
Наличие такого объема видов деятельности позволяет в большей мере использовать различные методы и средства обучения и воспитания.
Одним из таких современных эффективных средств являются информационно-компьютерные технологии, которые позволяют улучшить внеурочную деятельность и расширить её возможности.
Информационно-компьютерные технологии обучения - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией. Применение ИКТ делает любую информацию более интересной за счет привлечения зрительных образов, развивает познавательный интерес, побуждает желание учиться новому и применять самостоятельно полученные знания в жизни.
Для выявления уровня познавательной активности младших школьников 4 «В» класса МБОУ «СОШ № 27 г.Белгород», мы проводили диагностику и выяснили, что 60% обучающихся в классе имеют средний уровень развития познавательной активности, 25% обучающихся к сожалению, имеют недостаточный - низкий уровень развития познавательной активности и лишь у 15% обучающихся присутствует высокий уровень познавательной активности.
Учитывая эти показатели, были составлены и проведены работы по развитию познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности средствами ИКТ.
Проведенные работы, с использованием ИКТ во внеурочной
деятельности дали следующие результаты:
1. Происходит дальнейшее формирование УУД и информационной культуры младших школьников
2. Происходит формирование всех познавательных процессов у младших школьников
3. Развивается творческий потенциал каждого ученика
4. Создаётся возможности для осуществления деятельностного подхода в обучении и воспитании
5. Расширяются возможности для индивидуализации процесса обучения
Так же, использование ИКТ во внеурочной деятельности в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Данные работы по развитию познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности средствами информационно-компьютерных технологий можно применять на практике.
Таким образом, данная тема выпускной квалификационной работы актуальна, задачи решены в полном объеме, цель достигнута. Также можно предположить, что уровень развития познавательной активности младших школьников повысится, если во внеурочной деятельности в качестве современного эффективного средства использовать информационно - компьютерные технологии.
В ходе проведения исследования практическим путем была доказана гипотеза о том, что если в процессе организации и проведения внеурочных мероприятий в качестве вспомогательного средства использовать информационно-компьютерные технологии, дающие возможность получить доступ к неограниченной базе разнообразной информации и научить младших школьников правильно использовать полученную с помощью ИКТ информацию, то процесс развития познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективнее.



1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - М.: Изд-во «Университет», 1990. - 451 с.
2. Андреев А.А. Введение в Интернет-образование / А.А. Андреев. - М.: Изд- во «Логос», 2013. - 77 с.
3. Андресен Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен. - М.: Изд-во «Дрофа», 2014. - 221 с.
4. Артемьева В.В. Использование компьютерных технологий в формировании естественнонаучных знаний у младших школьников / В.В. Артемьева. - М.: Изд-во «Известие», 2007. -9 с.
5. Балабаева Н.В. Понятие и сущность познавательной активности младших школьников / Н.В. Балабаева // «Вестник ШГПИ». -2015. -№2(26). - С. 2.
6. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. - СПб.: Изд-во «Речь», 2005.
- 13 с.
7. Белова Н.В. Краткий словарь IT-терминов для специалистов по языковому образованию / Н.В. Белова, Е.В. Рублёва. -СПб.: Изд-во «Златоуст», 2017.
- 68 с.
8. Берил С.И. Использования возможностей ИКТ в индивидуализации обучения / С.И. Берил, Г.Х. Гайдаржи // Педагогическая информатика.
- 2012. - № 4. - С. 87-90.
9. Бешенков С.А. Гуманитарная информатика: от технологий и моделей к информационным принципам / С. А. Бешенков, Е.А. Ракитина,
М.И. Шутикова // Информатика и образование. -2008, -№ 2. - С. 3-7.
10. Биркле Н.В. Особенности организации внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС НОО / Н.В. Биркле // Школа управления образовательным учреждением. -2013. - №10. - С.15-23
11. Боброва И.А. Развитие познавательной активности студентов в образовательном процессе педагогического вуза / И.А. Боброва. - СПб., 2008, - 142 с.
12. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. - М., Изд-во «Просвещение», 1985. -37с.
13. Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К. Буряк // Педагогика. - 2007. - № 8. - С. 71-78.
14. Волосова А.В. Интегрирование ИКТ в учебный процесс в
общеобразовательном учреждении / А.В. Волосова // Педагогические науки. -2015. - № 70. - С. 25-29.
15. Гаврилычева Г.Ф. Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе / Г.Ф. Гаврилычева. - М., Изд-во «Просвещение», -1986. -№12. - С. 5
16. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. 4-е изд / П.Я. Гальперин. - М.: Книжный дом «Университет», 2002. - 336 с.
17. Гладко М.П. Сюжетно-ролевые и деловые игры в начальной школе / М.П. Гладко. - М., 2016. -3 с.
18. Глушков В.М. Кибернетика и умственный труд / В.М. Глушков. - М.: Изд- во «Знание», 1965. - 290 с.
19. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста / О.О. Гонина. - М.: Изд-во «ФЛИНТА», 2015 - 300 с.
20. Горбунова Л.И., Использование информационных технологий в процессе обучения /Л.И. Г орбунова, Е.А. Субботина // Молодой ученый. — М.: Изд- во «Молодой учёный», 2013. -№4. - С. 547.
21. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Изд-во «Просвещение», 2010. — 223 с.
22. Грязнов Ю.П. Развитие познавательной активности учащихся /
Ю.П. Грязнов, Л.А. Лисина, П.И. Самойленко // Специалист. - 1998.
- № 2. - С. 30-33.
23. Гурьев С.В. Информационные компьютерные технологии как эффективное средство в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста / С.В. Гурьев. -Екатеринбург: Изд-во «ГОУВПО», 2008. - 44 с.
24. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / В.В. Давыдов. -М.,1993. - 608 с.
25. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения / М.А. Данилов // Советская педагогика.
-1961. - № 8. - С. 32-42.
26. Дьяченко Е.Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий как средство развития познавательной активности учащихся / Е.Ю. Дьяченко. 2013, -9 с.
27. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация / В.И. Загвязинский. - М.: Изд-во «Просвещение», 1999. - 303 с.
28. Ильичёв Л.Ф. Философский энциклопедический словарь /
Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.Н. Ковалёв, В.Г. Панов. -М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1983. - 840 с.
29. Кайнова А.Л. Особенности использования игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся / А.Л. Кайнова.
- Гродно: ГрГУ. -2008. - №80 - С. 84.
30. Кинелёв В.Г. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации: Проблемы информатизации высшей школы / В.Г. Кинелёв. - М., 1998. -322 с.
31. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю., Коджаспирова. - М.: Изд-во «Академия», 2001. - 176 с.
32. Константинов Н.А. История педагогики / Н.А. Константинов,
Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. -М.: Изд-во «Просвещение»,
1982. -233с.
33. Красновский Э.А. Показатели в образовании / Э.А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 5. - С. 53-57.
34. Кузьмина Н.Д. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся начальной и основной школы / Н.Д. Кузьмина. 2012. -4 с.
35. Кульбякина Л.Я. Вопросы в методике преподавания математике / Л.Я. Кульбякина, Т.Н. Зотова // Начальная школа. -2004. -№84. -С.422
36. Ламберг Р.Г. О самостоятельной работе учащихся / Р.Г. Ламберг // Советская педагогика. - 1962 -№2. -С. 6-27.
37. Либерман А.А. Гимназия имени В.В. Давыдова как инновационное образовательное учреждение развивающего обучения / А.А. Либерман, С.Ю. Вишневская, В.А. Патракеева, О.К. Репина, Е.В. Сибгатуллина, Т.А. Сунгатуллина. - М.: Изд-во «Авторский клуб», 2015. -64 с.
38. Любин А.В. Туристско-краеведческая деятельность: анализ
компонентного состава / А.В. Сунгатуллина. - СПб., 2011. -4с.
39. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.Д. Матис, А.Б. Орлов. - М., 1990. -75с.
40. Нужина Е. В. Применение ИКТ на уроках истории и природоведения как средство формирования ключевых компетентностей младшего школьника [Офиц. сайт]. URL: http://www.openclass.ru (дата обращения 20.03.2018).
41. Пастушкова М.А. Формирование познавательных интересов при организации учебной деятельности младших школьников / М.А. Пастушкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Научный журнал. - 2011. - № 18(44). - С. 75-96.
42. Петерсон Л.Г. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии / Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. -М.: Изд-во «Проспект», 2010. -460с.
43. Пискунов А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. /А.И. Пискунов, Р.Б. Вендровская, В.М. Кларин. - М., 2001. -53с.
44. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М., 2000. -324 с.
45. Примерные программы начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Изд-во «Просвещение», 2018.
- 338с.
46. Сафина Л.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии с помощью игровых технологий / Л.Г. Сафина. - СПб., 2014.
- 4с.
47. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно- коммуникационных средств / Г.К. Селевко. -М., 2004. - 224с.
48. Семенов А.Л. Концепция информатики в общем образовании [Офиц. сайт]. URL: http://textbook.keldysh.ru/informat/ (дата обращения: 17.02.2018).
49. Сомова О.В. Использование ИКТ на уроках в начальной школе / О.В. Сомова. 2010 -3 с.
50. Султангазинова С.В. Классификация средств ИКТ /
С.В. Султангазинова. 2015. -12 с.
51. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности уч-ся / Н.Ф. Талызина. - М.: Изд-во «Инфра-М», 2011. - 360 с.
52. Тишук Я.В. Особенности использования современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности учащихся / Я.В. Тишук // Конструирование оптимального образовательного пространства «учащийся - преподаватель».- Гродно: ГрГУ, 2008. - №18.
- С. 190 .
53. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб. - М.: Изд-во «Просвещение», 2018. - 134с.
54. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова // Педагогика. - М., 2011. - 315 с.
55. Шмелёв А.Н. Использование современных информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе / А.Н. Шмелёв. -Тула. 2010. - 69 с.
56. Щукина Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике /
Г.И. Щукина // Педагогика. - М., 2001. - 351 с.
57.Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Изд-во «Педагогика», 1989. -231 с.
58. Энциклопедический словарь // Понятие слова Интернет [Офиц. сайт]. URL:
https: //dic.academic.ru/dic. nsf/es/23309/Интернет (дата обращения:
17.02.2018).
59. Явтушенко Т.В. Игра, как средство обучения, воспитания и развития школьников / Т.В. Явтушенко. -СПб., 2014. -4 с.
60. Ядогальвис О.В. Программа внеурочной деятельности /
О.В. Ядогальвис. -Ярославль. 2015. - 2 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ