ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности как средство развития математических способностей младших школьников 6
1.1. Понятие внеурочной работы и ее организация 6
1.2. Понятие математических способностей детей младшего школьного
возраста 12
1.3. Значение внеурочной деятельности в развитии математических
способностей младших школьников 20
Выводы по 1 главе: 32
Глава 2. Содержание различных форм внеклассной работы по математике в начальной школе 34
2.1 Значение внеклассной работы 34
2.2 Особенности внеклассной работы в 1-4 классах 36
2.3 Основные организационные формы 38
2.4.1 Групповые занятия после уроков 39
2.4.2 Кружковые занятия 43
2.4.3 Математические вечера 46
2.4.4 Математические олимпиады 50
Выводы по 2 главе 52
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложения 62
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности как средство развития математических способностей младших школьников 6
1.1. Понятие внеурочной работы и ее организация 6
1.2. Понятие математических способностей детей младшего школьного
возраста 12
1.3. Значение внеурочной деятельности в развитии математических
способностей младших школьников 20
Выводы по 1 главе: 32
Глава 2. Содержание различных форм внеклассной работы по математике в начальной школе 34
2.1 Значение внеклассной работы 34
2.2 Особенности внеклассной работы в 1-4 классах 36
2.3 Основные организационные формы 38
2.4.1 Групповые занятия после уроков 39
2.4.2 Кружковые занятия 43
2.4.3 Математические вечера 46
2.4.4 Математические олимпиады 50
Выводы по 2 главе 52
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложения 62
Одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.
Изучение математических способностей школьников и условий их формирования и развития весьма важно для практики школьного обучения, так как математика один из наиболее важных предметов школьного курса. Математические способности наиболее детально были изучены В. А. Крутецким еще в середине прошлого века. В своих исследованиях он указал, что компоненты математических способностей в младшем школьном возрасте представлены лишь в своем зачаточном состоянии. Поэтому вопрос их развития наиболее остро встает именно в этот период.
В настоящее время, время повсеместного внедрения различных систем развивающего обучения, развитие математических способностей обеспечивается самим процессом школьного курса математики. Но не следует пренебрегать и внеучебными средствами, содействующими укреплению и расширению математической активности. Одним из них является проведение внеурочной работы по математике.
Внеурочная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение школьников, углубление и расширение их знаний и навыков, таких факторов, как содержание самого учебного предмета математики, всей деятельности учителя в сочетании с разносторонней деятельностью учащихся.
Учебные занятия, развивая у учащихся интерес к знаниям, содействуют развертыванию внеурочной работы, и, наоборот, внеурочные занятия, позволяющие учащимся применить знания на практике, расширяющие и обобщающие эти знания, повышают успеваемость учащихся и их интерес к учению. Если внеурочная работа ориентирована на поддержку
Внеурочные занятия позволяют развивать познавательные процессы ученика, способствуют повышению интереса к учебе, позитивно сказываются на развитии познавательных процессов. Желательно начать проводить такую работу как можно раньше, поэтому особое внимание необходимо уделять внеурочной работе в младших классах.
Учащиеся начальных классов наиболее нуждаются в том, чтобы их первоначальное и последующее знакомство с математическими истинами носило не сухой характер, а порождало бы интерес и любовь к предмету, развивало бы в учащихся способность к правильному мышлению, острый ум и смекалку и тем самым вносило бы оживление в преподавание предмета.
Однако, на сегодняшний день проблема развития математических способностей младших школьников в процессе внеурочной работы одна из наименее разработанных методических проблем. Этим, в первую очередь, и определилась актуальность нашей работы.
Цель исследования: определение содержания форм и методов
внеурочной деятельности как средство развития математических способностей детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития математических способностей младших школьников.
Предмет исследования: влияние внеурочной деятельности на развитие математических способностей детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие математических
способностей младших школьников будет эффективно, если:
- разработана система внеурочных занятий, способствующая развитию математических способностей детей младшего школьного возраста;
- при составлении внеурочных занятий будут учтены возрастные особенности младших школьников;
- данная система будет реализовываться поэтапно.
Цель нашей работы предопределила задачи исследования, которые заключаются в следующем:
- раскрыть понятие внеурочной деятельности и ее организации;
- изучить понятие математических способностей детей младшего школьного возраста;
- выявить значение внеурочной деятельности в развитии математических способностей младших школьников;
- исследовать влияние системы внеурочных занятий на развитие математических способностей детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных выше задач потребовалось применение различных методов исследования:
Методы исследования:
ведущие - метод теоретического анализа, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа, метод теоретического обобщения данных экспериментальной работы, метод статистической обработки данных эксперимента;
частные — наблюдение, беседа, анкетирование, опрос.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, 2-х глав, включающих в себя 3 параграфа, заключения и библиографического списка, состоящего из 50 источников.
Изучение математических способностей школьников и условий их формирования и развития весьма важно для практики школьного обучения, так как математика один из наиболее важных предметов школьного курса. Математические способности наиболее детально были изучены В. А. Крутецким еще в середине прошлого века. В своих исследованиях он указал, что компоненты математических способностей в младшем школьном возрасте представлены лишь в своем зачаточном состоянии. Поэтому вопрос их развития наиболее остро встает именно в этот период.
В настоящее время, время повсеместного внедрения различных систем развивающего обучения, развитие математических способностей обеспечивается самим процессом школьного курса математики. Но не следует пренебрегать и внеучебными средствами, содействующими укреплению и расширению математической активности. Одним из них является проведение внеурочной работы по математике.
Внеурочная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение школьников, углубление и расширение их знаний и навыков, таких факторов, как содержание самого учебного предмета математики, всей деятельности учителя в сочетании с разносторонней деятельностью учащихся.
Учебные занятия, развивая у учащихся интерес к знаниям, содействуют развертыванию внеурочной работы, и, наоборот, внеурочные занятия, позволяющие учащимся применить знания на практике, расширяющие и обобщающие эти знания, повышают успеваемость учащихся и их интерес к учению. Если внеурочная работа ориентирована на поддержку
Внеурочные занятия позволяют развивать познавательные процессы ученика, способствуют повышению интереса к учебе, позитивно сказываются на развитии познавательных процессов. Желательно начать проводить такую работу как можно раньше, поэтому особое внимание необходимо уделять внеурочной работе в младших классах.
Учащиеся начальных классов наиболее нуждаются в том, чтобы их первоначальное и последующее знакомство с математическими истинами носило не сухой характер, а порождало бы интерес и любовь к предмету, развивало бы в учащихся способность к правильному мышлению, острый ум и смекалку и тем самым вносило бы оживление в преподавание предмета.
Однако, на сегодняшний день проблема развития математических способностей младших школьников в процессе внеурочной работы одна из наименее разработанных методических проблем. Этим, в первую очередь, и определилась актуальность нашей работы.
Цель исследования: определение содержания форм и методов
внеурочной деятельности как средство развития математических способностей детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития математических способностей младших школьников.
Предмет исследования: влияние внеурочной деятельности на развитие математических способностей детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитие математических
способностей младших школьников будет эффективно, если:
- разработана система внеурочных занятий, способствующая развитию математических способностей детей младшего школьного возраста;
- при составлении внеурочных занятий будут учтены возрастные особенности младших школьников;
- данная система будет реализовываться поэтапно.
Цель нашей работы предопределила задачи исследования, которые заключаются в следующем:
- раскрыть понятие внеурочной деятельности и ее организации;
- изучить понятие математических способностей детей младшего школьного возраста;
- выявить значение внеурочной деятельности в развитии математических способностей младших школьников;
- исследовать влияние системы внеурочных занятий на развитие математических способностей детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных выше задач потребовалось применение различных методов исследования:
Методы исследования:
ведущие - метод теоретического анализа, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа, метод теоретического обобщения данных экспериментальной работы, метод статистической обработки данных эксперимента;
частные — наблюдение, беседа, анкетирование, опрос.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, 2-х глав, включающих в себя 3 параграфа, заключения и библиографического списка, состоящего из 50 источников.
Проблема развития математических способностей школьников наиболее остро встает именно в период начального обучения. Поэтому развитие математических способностей учащихся должно осуществляться не только в процессе школьного обучения, но и во внеурочное время.
Мы осуществили теоретический анализ исследования, охарактеризовали основные формы внеурочной работы, компоненты математических способностей, рассмотрели некоторые педагогические особенности проведения внеурочных занятий, также предоставили структуру плана внеурочных занятий и, на основе теоретической части исследования, разработали систему внеурочных занятий, предполагающих кружковую работу, в которой мы попытались соблюсти все необходимые условия для развития математических способностей детей младшего школьного возраста.
Таким образом, проведенный нами эксперимент позволил сделать следующие выводы:
- внеурочные занятия по математике с учащимися младших классов повышают уровень математического развития детей и расширяют их кругозор;
- некоторые виды внеурочной работы позволяют детям глубже понять роль математики в жизни;
- данный вид работы создает эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на уровне знаний учащихся. Изучая новые понятия, связанные с историей развития математики, и знакомя, детей с новыми терминами, вызывающими большой интерес у детей к изучению математики, в то же время помогают повторить ранее изученные термины, понятия и правила;
- внеурочная работа содействует воспитанию товарищества и взаимопомощи;
- в результате такой работы происходит воспитание культуры чувств, а так же развитие и таких интеллектуальных чувств, как справедливости, чести, долга, ответственности.
- внеурочная деятельность помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке, при проведении на внеурочных занятиях групповых игр;
- различные формы внеурочной деятельности в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;
- использование внеурочной работы позволяет еще более разнообразить процесс обучения, сделать его интересным и увлекательным, при этом значительно повышается мотивация к изучению математики;
- внеурочные занятия помогают ребенку мобилизовать собственные умения и навыки, развивают инициативу и творческие способности, учебную деятельность;
- внеурочные занятия развивают у школьников интерес к занятиям математикой, воспитывают у детей настойчивость, волю и упорство в достижении цели;
- проводимая нами в течение года работа по развитию математических способностей посредством проведения различных форм внеурочной работы по математике в начальной школе оказала положительное влияние на развитие математических способностей школьников.
Таким образом, основным средством развития математических способностей школьников должна стать внеурочная работа по математике.
Как показал проводимый нами эксперимент, ученики начальных классов любят математику, большинству она дается без особых затруднений, и они готовы посещать внеурочные математические занятия.
Внеурочная работа по математике, как и по другим предметам, определяется как составная часть учебно-воспитательной работы, сложного процесса воздействия на сознание и поведение младших школьников, углубления и расширения их знаний и навыков, как одна из форм организации досуга учащихся, а также является естественным продолжением работы на уроке, из многообразия форм которой каждый учитель сможет выбрать то, что наиболее подходит для его класса.
В заключение хочется отметить, что внеурочная работа по математике является сильнодействующим педагогическим средством, позволяющим значительно улучшить уровень математического мышления учащихся и развивающим их математические способности. Поэтому учителям необходимо целенаправленно и систематически проводить работу подобного рода, для чего можно использовать и наши разработки.
Мы осуществили теоретический анализ исследования, охарактеризовали основные формы внеурочной работы, компоненты математических способностей, рассмотрели некоторые педагогические особенности проведения внеурочных занятий, также предоставили структуру плана внеурочных занятий и, на основе теоретической части исследования, разработали систему внеурочных занятий, предполагающих кружковую работу, в которой мы попытались соблюсти все необходимые условия для развития математических способностей детей младшего школьного возраста.
Таким образом, проведенный нами эксперимент позволил сделать следующие выводы:
- внеурочные занятия по математике с учащимися младших классов повышают уровень математического развития детей и расширяют их кругозор;
- некоторые виды внеурочной работы позволяют детям глубже понять роль математики в жизни;
- данный вид работы создает эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на уровне знаний учащихся. Изучая новые понятия, связанные с историей развития математики, и знакомя, детей с новыми терминами, вызывающими большой интерес у детей к изучению математики, в то же время помогают повторить ранее изученные термины, понятия и правила;
- внеурочная работа содействует воспитанию товарищества и взаимопомощи;
- в результате такой работы происходит воспитание культуры чувств, а так же развитие и таких интеллектуальных чувств, как справедливости, чести, долга, ответственности.
- внеурочная деятельность помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке, при проведении на внеурочных занятиях групповых игр;
- различные формы внеурочной деятельности в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;
- использование внеурочной работы позволяет еще более разнообразить процесс обучения, сделать его интересным и увлекательным, при этом значительно повышается мотивация к изучению математики;
- внеурочные занятия помогают ребенку мобилизовать собственные умения и навыки, развивают инициативу и творческие способности, учебную деятельность;
- внеурочные занятия развивают у школьников интерес к занятиям математикой, воспитывают у детей настойчивость, волю и упорство в достижении цели;
- проводимая нами в течение года работа по развитию математических способностей посредством проведения различных форм внеурочной работы по математике в начальной школе оказала положительное влияние на развитие математических способностей школьников.
Таким образом, основным средством развития математических способностей школьников должна стать внеурочная работа по математике.
Как показал проводимый нами эксперимент, ученики начальных классов любят математику, большинству она дается без особых затруднений, и они готовы посещать внеурочные математические занятия.
Внеурочная работа по математике, как и по другим предметам, определяется как составная часть учебно-воспитательной работы, сложного процесса воздействия на сознание и поведение младших школьников, углубления и расширения их знаний и навыков, как одна из форм организации досуга учащихся, а также является естественным продолжением работы на уроке, из многообразия форм которой каждый учитель сможет выбрать то, что наиболее подходит для его класса.
В заключение хочется отметить, что внеурочная работа по математике является сильнодействующим педагогическим средством, позволяющим значительно улучшить уровень математического мышления учащихся и развивающим их математические способности. Поэтому учителям необходимо целенаправленно и систематически проводить работу подобного рода, для чего можно использовать и наши разработки.
Подобные работы
- Нестандартные задачи как средство развития математических способностей младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК
СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2016 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Игровая деятельность как средство развития коммуникативных
способностей у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Текстовая задача как средство развития логического мышления младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ
ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ
НЕСТАНДАРТНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016



