ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА ПО
СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Понятие и особенности развития связной речи в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи 16
1.3. Анализ современных методов и средств обучения рассказыванию по
сюжетным картинкам старших дошкольников с общим недоразвитием речи 24
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО СЮЖЕТНЫМ
КАРТИНКАМ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Исследование уровня навыка рассказывания у старших дошкольников
с общим недоразвитием речи 33
2.2. Система коррекционно-педагогической работы по формированию
навыка составления рассказа по сюжетным картинкам у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 45
2.3. Анализ эффективности коррекционно-педагогической работы по формированию навыка составления рассказа по сюжетным картинкам у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Одной из важнейших задач коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, является формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
От уровня овладения детьми связной речью зависит их дальнейшее успешное обучение в школе. Связная речь - высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин,А.А.Леонтьев,и др.).
Правильное восприятие и воспроизведение учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои мысли и суждения - все это и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи (В.П.Глухов, М.Е.Хватцев, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, С.А.Миронова и др.).
Большинство авторов отмечают (Л.В.Ворошнина, Г.Я.Кудрина, О.С.Ушакова), что дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в овладении связной речью, что обусловлено особенностями их как речевого, так и когнитивного развития. В последнее время в методике развития речи дошкольников активно изучаются вопросы обучения описанию - важному виду связной речи (В.П.Глухов, А.М.Боряева, Ф.А.Сохин,О.С.Ушакова). В связи с этим активно рассматриваются вопросы формирования связной речи (Т.Б.Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В.Чиркина, С.А.Миронова и др.).
Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. С человеком, владеющим навыками красивой, правильной речи, всегда интересно и приятно общаться. Стать интересным человеком трудно. Для этого необходима большая работы и много времени, именно поэтому связную речь стоит развивать с детства.
При использовании специально разработанных средств и методов обучения связной речи старших дошкольников, высокого уровня достигают не все дети, т.е. проблема поиска эффективных приемов обучения сохраняется. Обучение рассказыванию по сюжетным картинкам является одним из эффективных средств для развития связной речи.
Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с общим недоразвитие речи. Методика обучения строится с учетом отмечаемых у детей этой группы речевых нарушений, а также особенностей психического и познавательного развития. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора и последовательности использования иллюстративного материала, структуры занятий и приемов коррекционной работы. Особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления и др.
Обучение рассказыванию по сюжетным картинкам, как метод формирования связанной речи у детей с ОНР, относится к числу актуальных, но все ещё не до конца исследованных проблем.
Таким образом, все вышесказанное определяет актуальность выбранной нами темы.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию навыка составления рассказа по сюжетным картинкам детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить особенности сюжетного рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: методические условия формирования
сюжетного рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: формирование навыка составления рассказа по сюжетным картинкам у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективным при соблюдении следующих условий:
1. Проведение подготовительной работы по обогащению словаря ребенка выразительными средствами.
2. Подготовительная работа по ознакомлению с выразительными изобразительными средствами (анализ сюжетных картин).
3. Обучение навыкам рассказывания с опорой на серию сюжетных картин.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический материал по данной проблеме.
2. Изучить методические условия формирования навыка сюжетного рассказывания.
3. Определить уровень развития связанной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и определить направления работы.
4. Разработать и апробировать систему коррекционно-педагогической работы по формированию навыка составления рассказа по сюжетным картинка.
Теоретико-методологической основой исследования стали исследования в области связной речи детей дошкольного возраста (Е.А.Баринова, Т.Б.Филичева, А. В. Текучев, М.Е.Хватцев, Ф.А.Сохин), исследования в области связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (В.П.Глухов, М.М.Алексеева, В.К.Воробьева, Г.В.Чиркина) и исследования в области выразительных средств (Б.И.Яшина, Н.М.Зубарева, Е.И.Тихеева).
Методы: теоретический: изучение и анализ литературы по данной проблеме; организационный: сравнительный; эмпирический: педагогический эксперимент; метод количественного и качественного анализа полученных данных.
Экспериментальная база: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 46 "Колокольчик" г. Белгорода.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В работе было рассмотрены теоретические основы проблемы обучения старших дошкольников с общим недоразвитием речи составлению рассказа по сюжетным картинкам.
В процессе работы мы проанализировали психологическую и методическую литературу по данной теме, охарактеризовали связную речь.
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Изучили особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Такие дети значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность. Низкий уровень употребляемой фразовой речи.
Результаты нашего исследования показали, что дети с ОНР(Ш уровень речевого развития) способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинкам, к рассказыванию из личного опыта, к рассказыванию по данному началу, но все-таки это еще значительно отличается от связной речи с нормальным развитием. Никто из детей, участвующих в эксперименте, не показ высокого уровня развития связной речи (6 детей - средний уровень развития, 4 ребенка - уровень ниже среднего). Дети с ОНР (III уровень речевого развития) недостаточно отражают в связной речи причинно-следственные отношения между событиями, у них узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств.
Нами была разработана методика обучения рассказыванию по сюжетным картинкам старших дошкольников с ОНР и основывается она на составление рассказа по юмористическим картинкам.
На наш взгляд именно она является одним из продуктивных методов обучения рассказыванию по сюжетным картинкам старших дошкольников с общим недоразвитием речи, так как такие занятия развивают у детей чувство юмора, удовлетворяет потребность в веселье и шутке, заметно обогащают содержание и формы речевой деятельности дошкольника. На занятиях такого типа логопед углубляет интерес детей с ОНР к рассказыванию.
Результаты контрольного эксперимента показали наличие положительной динамки по итогам проведенного формирующего эксперимента по исследуемым параметрам. Цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
Следовательно, можно утверждать, что полученные в ходе нашего исследования данные подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что в работе по обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи составлению рассказов по сюжетным картинкам будет эффективным, если педагог создаст методические условия по обогащению словаря ребенка выразительными средствами, формированию эмоциональной оценки через юмор и юмористические картинки, подтвердилась.
Формирование у дошкольников чувство юмора является действительно важной задачей дошкольного воспитания. Мы солидарны с К. Чуковским, который писал: «...воспитать в ребёнке юмор - драгоценное качество, которое, когда ребёнок подрастёт, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами. У ребёнка вообще есть великая потребность смеяться. Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности - одна из последних задач воспитания».
1. Бородич А. М. Методика развития речи детей / - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.
2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи - М.: ACT: Астрель, 2006.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь, - М.: Изд-воАСТ, 2011. - 352с.
4. Выготский Л.С. Основы дефектологии - СПб.: Лань., 2003. - 656с.
5. Глухов В.П. Основы психолингвистики - М.: ACT: Астрель, 2005. - 351с.
6. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций. - СПб.: Детство-пресс, 2001.
8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е. Логопедия. Основы теории и практики - М. Эксмо, 2011 - 50с.
9. Зубарева Н.М. Особенности эстетического восприятия натюрморта детьми старшего дошкольного возраста - Вопросы психологии №5, 1965.
10. Капышева Н.Н. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плана. Логопедия. - 2004.
11. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. М., 1958. - 414с.
12. Леонтьев А.А. Исследования детской речи II Основы теории речевой деятельности. М. Наука, 1974.
13. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1985. - 214 с.
14. Лурия А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка. - М.: Изд- во Акад. пед-х наук РСФСР, 1956. - 96с.
15. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1979. - 319с.
16. Медведева Т.В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с III уровнем речевого развития. Дефектология. - 2002. - № 3. - С.84-92.
17. Радлов Н.Э. Рассказы в картинках. - М., «Мелик-Пашаев», 2013
18. Рубинштейн, С. Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
19. Семенович А.В. Закономерности становления сенсомоторного уровня реализации связного высказывания у дошкольников с недоразвитием речи. Дефектология. - 2004. - № 5. - С.55-60.
20. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - 3-е изд. - М.,
1980.
21. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. ред.Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
22. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи., М.: Эксмо, 2005 - 134с.
23. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. ГНОМ и Д, 2003 - 49с.
24. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. М.: Литера, 2007 - 34с.
25. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. М.: Литера, 2009 - 324с.
26. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. - М: Гном и Д.: 2001 - 21с.
27. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста -М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2004.-288 с.
28. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы). Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с.8-12.
29. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: "Гном-Пресс", 1999. - 80с.
30. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993.
31. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни.
32. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста Дефектология. 1985. №4.
33. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 1999.
34. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР. I, II периоды. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., М., 2000.
35. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР. III период. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., М., 2000.
36. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - 416с
37. Якубинский, Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование М.:Наука, 1986. - 208 с.
38. Яшина Б.И., Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников - М.: Издательский центр «Академия», 2000.