Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИГР С ПРАВИЛАМИ

Работа №67064

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы70
Год сдачи2016
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
244
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИГР С ПРАВИЛАМИ 8
1.1. Формирование связной речи в онтогенезе 8
1.2. Особенности связного высказывания дошкольников с общим
недоразвитием речи
1.3. Характеристика игровой деятельности дошкольников 18
1.4. Потенциальные возможности использования игр с правилами в логопедической работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи
ГЛАВА II. ПРАКТИКА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСОЙ
РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИГР С ПРАВИЛАМИ 33
2.1. Изучение уровня сформированности связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
2.2 Организация коррекционно - педагогической работы по формированию связной речи старших дошкольников с
общим недоразвитием речи в процессе игр с правилами
2.3 Анализ эффективности работы по формированию связной
в процессе игр с правилами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66

Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют


К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему обучению в школе. Поэтому проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности.
Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина (3), Л.С. Выготский (7), Н.И. Жинкин (11), А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн (38), Ф.А. Сохин (44) и др.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.
Ряд исследователей Н.С. Жукова (12), Е.М. Мастюкова (31), Т.Б. Филичева (49) и др.) утверждают, что развитие связной речи - одна из важнейших задач коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, и необходимое условие для их успешного обучения в школе.
Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют серьезные нарушения связной речи, которые выражаются в неумении удерживать в памяти последовательность содержания, являющегося планом рассказа- описания; фрагментарном запечатлении словесного материала; трудностях выделения существенных признаков предмета и перечислении их в определенной последовательности; недостаточном использовании выразительных средств при составлении рассказа.
По мнению Л.С. Выготского (7), А.В. Запорожца (26), А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина (51) игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста и оказывает большое влияние на его психическое развитие.
Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность ребенка. В играх с правилами дети учатся принимать правила, действовать на их основе; взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками на основе правил; учитывать игровую позицию партнера, перестраивать свое поведение в соответствии с ней, удерживать условность своей позиции и позиции партнера. Общаясь и взаимодействуя со сверстниками, ребенок начинает ориентироваться не только на непосредственные отношения с ними, предметную ситуацию, но и на сознательно принятые задачи, нормы, правила. Общение приобретает определенный контекст, из него исчезают импульсивные реакции детей, уступая место осознанным действиям и высказываниям, соответствующим принятым задачам.
Несмотря на интерес к проблеме, на наличие многообразия научных исследований и методических разработок по теме исследования, до настоящего времени не сложилось целостного видения решения проблемы формирования связной речью у дошкольников с ОНР. В связи с этим возникает потребность в создании различных моделей дифференцированной коррекционно-развивающей работы по формированию связной речи дошкольников с ОНР, в том числе и с помощью игр с правилами, с учетом их возможностей и индивидуально-типологических особенностей детей.
Таким образом, значимость проблемы, отсутствие научно обоснованных методических рекомендаций по формированию связной речи старших дошкольников с ОНР в процессе игр с правилами позволяют считать тему исследования актуальной: «Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игр с правилами».
Проблема исследования: эффективные пути и приемы формирования связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игр с правилами.
Цель исследования: организовать и апробировать содержание коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игр с правилами.
Объект исследования: процесс формирования связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игр с правилами.
Предмет исследования: коррекционно-педагогическая работа по формированию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игр с правилами.
В качестве гипотезы исследования мы предположили, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи имеет место несформированность навыков связной речи, поэтому преодоление речевого недоразвития может быть более эффективным при условии использования специальных средств, в частности, игр с правилами, направленных на формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игр с правилами.
2. Изучить уровень сформированности связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Организовать систему коррекционно-педагогической работы по
формированию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игр с правилами.
4. Определить эффективность коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игр с правилами.
Теоретико-методологическая основа исследования. Вопросы формирования связной речи изучались А.М. Бородич, Л.С. Выготским, A. А. Леонтьевым, Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохиным и др.
Проблему изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали многие авторы такие, как В.К. Воробьева, B. П. Глухов, Н.С. Жукова, Р.Е Левина, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и многие другие.
Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие исследования. К таким исследованиям относятся исследования, направленные, на изучение теории ролевой творческой игры Л.С. Выготского, С.А. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Ф.И. Фрадкиной, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина, Т.Е. Конниковой, Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, А.В. Черкова, Т.А. Марковой, Н.Я. Михайленко, Р.А. Ивановой и др.
Научно-методические аспекты применения игры как средства формирования и совершенствования компонентов речевой деятельности, познавательных процессов освещены в работах следующих ученых: Т.В. Волосовец, Г.Г. Голубева, С.Ю. Кондратьева, И.Н. Лебедева, Л.В. Лопатина, А. И. Максаков, Г.А. Тумакова, Л.А. Позднякова, Н.В. Нищева, В.И. Селиверстов, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Г.С. Швайко, Deborah M. Plummer и др.).
В работе используются следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической, психолингвистической отечественной и зарубежной литературы;
- разработка и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, направленных на формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игр с правилами;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 «Золотой ключик» г. Белгорода.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Формирование связной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе.
Поскольку значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы, игра является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе.
Использование игр с правилами при обучении связной речи в дошкольном возрасте является актуальным в связи с тем, что игра, являясь простым и близким ребенку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.
В игре у дошкольников возникает мотивация вступить в речевой контакт и вести разговор с другими участниками, внимательно слушать, использовать выразительную мимику, необходимые естественные жесты для более живого общения. Дети в общении начинают осознавать особенности своей речи, свои речевые трудности и ошибки, появляется желание говорить более четко и внятно.
В теоретической части нашей работы мы рассмотрели следующие вопросы: формирование связной речи в онтогенезе, особенности связного высказывания дошкольников с общим недоразвитием речи, характеристика игровой деятельности дошкольников, потенциальные возможности использования игр с правилами в логопедической работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Далее нами было проведено исследование на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 14 «Золотой ключик» г. Белгорода. Опытно-экспериментальная часть состояла из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
Для изучения уровня сформированности связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи мы использовали методику В.П. Глухова. Для комплексного исследования состояния связной речи мы использовали следующую серию заданий: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным по смыслу; пересказ текста; составление рассказа по сюжетной картинке; сочинение рассказа из личного опыта; составление рассказа- описания.
На констатирующем этапе выяснили, что для дошкольников с ОНР характерен низкий уровень сформированности связной речи: низкий уровень составил 70%, недостаточный - 30%. Для связной речи дошкольников с ОНР характерными являются трудности в составлении рассказа по сюжетной картинке, при пересказе нарушается логичность высказываний, наблюдаются грамматические ошибки, рассказ описание сводился к перечислению признаков предмета, дети самостоятельно не могли составить рассказ на основе личного опыта. Наиболее легкими заданиями, с которыми дети могли справиться были задания на составление предложений по отдельным ситуационным картинкам и по трем картинкам, связанным по смыслу.
На формирующем этапе были продолжены игры с правила, способствующие формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР. Для выявления эффективности проведенной работы был организован контрольный этап. На контрольном этапе 50% старших дошкольников с ОНР имели низкий уровень, недостаточный уровень составил 50%.Сравнительный анализ результатов показал, что низкий уровень уменьшился на 20% (2 человека), недостаточный уровень увеличился на 20% (2 человека). Так полученные результаты говорят об эффективности коррекционно-педагогической работы.



1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Электронный ресурс]. http://www.twirpx.com/file/249345/
2. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] / Т. В. Ахутина. - М.: Просвещение, 1999. - 248 с.
3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 2004. - 160 с.
4. Волкова, Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия [Текст]. - М.: Владос, 2003. 678 с.
5. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим
недоразвитием речи [Текст]/Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. - М.:
Книголюб, 2008. - 95 с.
6. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]/ В. К. Воробьева. - М.: Владос, 2006. - 184 с.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб.: Питер, 2009. - 458 с.
9. Глухов, В.С. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст]/ В.С. Глухов. - М.: Просвещение, 2004. - 384 с.
10. Головань, Н.А. Особенности монологической речи учащихся 1-3 классов: Автореф. дис. ... канд.психол.наук. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://ogorod.net/referats/27/42027/?page=9
11. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/239411/
12. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи [Текст]. - Екатеринбург, 2006. - 316 с.
13.Зимняя, Н.А. Речевой механизм в схеме порождения речи //
Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=654616
14. Ивич, И. Международный проект по традиционным детским играм //Перспективы: вопросы образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://5ballov.qip.ru/referats/preview/33910/59/
15. Игнатьева, С.А. Подвижные игры с правилами в системе коррекционно-
воспитательной работы с заикающимися дошкольниками // Дефектология (1986) [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.shishkova.ru/library/journals/items/d8603.htm
16. Ковшиков, В.А., Элькин, Ю.А. К вопросу о мышлении у детей с экспрессивной «моторной» алалией [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rulibs.Com/ru_zar/science/shahovskaya/0/j189.html
17. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь [Текст]. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
18. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить [Текст]. - Екатеринбург: У- Фактория, 2004. - 224 с.
19. Корицкая, Е.Г., Шимкович, Т.А. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с III уровнем общего речевого развития. [Текст]. - М., 2012. - 125 с.
20. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст]. - М.: Гномид, 2001. - 120 с.
21. Краевская, Н.А. Семантический компонент внутренней программы
речевого высказывания: дис. ... канд. филол. наук. [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=663629
22. Ладыженская, Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в
школу // Характеристика связной речи детей 6-7 лет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/obuchenie-
russkoi-svyaznoi-rechi-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v- polietnicheskikh-gru
23. Лаврик, М.С. Формирование сложных синтаксических конструкций в речи старших дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.bestreferat.ru/referat-239919.html
24. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие [Текст]/ ред. Р. Е. Левина. - М.: АльянС, 2013. - 367 с.
25. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст]. - М.: Смысл, 2003. - 287 с.
26. Леонтьев, А.Н., Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст]/Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж,
1995. - 144с.
27. Леушина, А.М. Развитие связной речи дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-138036.html
28. Лисина, М.И. Развитие познавательной деятельности детей первого
полугодия жизни // Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.telenir.net/
psihologij a/formirovanie_lichnosti_rebenka_v_obshenii/p3 .php
29. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 211 с.
30. Люблинская, А.А. Детская психология [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1833164/
31. Мастюкова, Е.М. Логопедия [Текст]. - М.: Просвещение, 2000. - 342 с.
32. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecat.lib.mpgu.edu/opac /index.php?url=/notices/index/IdNotice:79598/Source:default
33. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст]. - М. Академический Проект, 2002. - 154 с.
34.Орфинская, В.К. Принципы построения дифференциальной методики обучения алаликов на основании лингвистической классификации форм алалии // Развитие речи и мышления аномальных детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://logopedia.by/?p=1124
35. Пеньевская, Л.А. Обучение родному языку // Вопросы обучения в
детском саду [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //pandia.ru/text/77/451/9136-9. php
36. Радина, Е.И. Развитие связной речи младших школьников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.refsru.com/referat-12179-5.html
37. Рейнстейн, А.Э. Особенности влияния взрослого и сверстника на развитие речи дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studfiles.rU/preview/1721653/page:4/
38. Рубинштейн, С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей [Текст]. - СПб.: Питер, 2002. -720 с.
39. Рузская, А.Г. Развитие общения ребенка с взрослыми и сверстниками // Хрестоматия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.mgppu.ru/ opacunicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice: 10276/Source: default
40. Смирнова, Е.О. Детская психологи. - М.: Владос, 2003. - 368 с.
41. Соловьева, Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни: Дис. ... канд. пед. наук [Текст]. - М., 1998. - 199 c
42. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в
детском саду [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://ecat.lib.mpgu.edu/Opac/index.php?url=/notices/index/IdNotice: 111165/S ource:default
43. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду. - М., 2001. - 95 с.
44. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]. - М.: Просвещение, 2009. - 223 с.
45. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: Гном и Д, 2001. - 40 с.
46. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста с нарушениями речи [Текст]/ О.С. Ушакова. - М.: Владос, 2004. - 189 с.
47. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст]/ О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 240 с.
48. Федоренко, Л.П., Фомичева, Г.А., Лотарев, В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраст [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.detskiysad.ru/rech/395 .html
49. Филичева, Т.Б., Соболева, А.Р. Развитие речи дошкольника:
Методическое пособие с иллюстрациями [Текст].. - Екатеринбург: АРГО,
1996. - 80 с.
50. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи [Текст]. - М.: Владос, 1991. - 268 с.
51.Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах [Текст]. - Воронеж. 2005. - 198 с.
52. Ядэшко, В.И. Развитие речи детей от трех до пяти лет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecat.lib.mpgu.edu/opac/index.php?url=
/notices/index/IdNotice:86836/Source:default


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ