Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие слухоречевой памяти и связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с помощью мнемотаблиц

Работа №93640

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы94
Год сдачи2021
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ДИЗАРТРИЕЙ 9
1.1 Закономерности развития слухоречевой памяти и связной речи в
онтогенезе 9
1.2 Психолого-педагогическая характеристика, особенности
слухоречевой памяти и связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией 18
1.3 Обзор психолого-педагогических технологий по развитию
слухоречевой памяти и связной речи в современной логопедической практике 26
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 36
2.1 Основные принципы, цели, задачи, алгоритм констатирующего
эксперимента 36
2.2 Содержание методик обследования в рамках организации
констатирующего эксперимента 41
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 42
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦ 56
3.1 Основные принципы, цели, задачи, этапы логопедической работы по развитию слухоречевой памяти и связной речи у детей старшей группы с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с применением мнемотаблиц 55
3.2 Содержание логопедической работы по развитию слухоречевой
памяти и связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с помощью мнемотаблиц 61
3.3 Контрольный эксперимент и анализ его результатов 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84


Связная речь - самая сложная форма речевой деятельности. Для развернутого связного высказывания необходимо обладать определенными умениями. Этот процесс требует от говорящего собранности, сосредоточенности, предварительной подготовки, волевых усилий, логических и речевых навыков [11, 12, 71].
По данным многочисленных исследований В. К. Воробьевой [11], В. П. Глухова [17], Р. Е. Левиной [43], Е. М. Мастюковой [53], Т. Б Филичевой [76], Т. Б. Чиркиной, А. В. Ястребовой число детей со сложными речевыми расстройствами с каждым годом увеличивается. Большая часть из них - это дети с общим недоразвитием речи и дизартрией. У детей при общем недоразвитии речи нарушены все компоненты речи - фонетический, лексический и грамматический, при этом сохранны слух и интеллект. У детей с дизартрией наблюдаются нарушения моторных функций, трудности переключения, своеобразие психики, у них сложнее протекает коррекция недостатков речи. Одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи. Поэтому большое значение в коррекционной работе отводится формированию и развитию связной речи как главному условию овладения школьными знаниями, развития мышления, памяти и других сторон психической деятельности. Этапность развития памяти и ее своеобразие проходят с учетом особенностей речевого развития. Слухоречевая память детей появляется совместно с речью и развивается, меняется с их взрослением - укрепляется по мере развития речи и приобретения жизненного опыта [28, 29]. Все это указывает на актуальность изучения проблемы слухоречевой памяти и связной речи у детей с общим недоразвитием речи и дизартрией старшего дошкольного возраста для построения наиболее эффективной коррекционной работы.
Рассматривая речевые нарушения у детей с общим недоразвитием речи 4
Т. И. Дубровина [20], С. О. Лебедева [42], И. Ю. Левченко [45], и другие, обращали внимание на сформированность других высших психических функций, включая память, отмечали их взаимосвязь с речью. Они установили, что уровень развития речи зависит от уровня развития памяти так же, как и уровень развития памяти зависит от уровня развития речи.
Изучением и развитием связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи занимались В. К. Воробьева [11], В. П. Глухов [16], Н. С. Жукова [25], О. Б. Иншакова [32], Е. М. Мастюкова [53], Т. А. Ткаченко [72], Т. Б. Филичева [76], Г. В. Чиркина и многие другие. В работах Е. Ф. Архиповой, Р. Е. Левиной [43], Л. В Лопатиной [48], Е. М. Мастюковой [53], О. В. Правдиной освещены вопросы симптоматики и механизмов дизартрии. Изучением процессов памяти занимались такие ученые как Л. С. Выготский [13], Т. П. Зинченко [29], А. Н. Леонтьев [46], А. Р. Лурия [50], А. Г. Маклаков, Р. С. Немов [57], М. М. Семаго, Н. Я. Семаго и многие другие. Над исследованиями памяти у детей с общим недоразвитием речи работали Л. И. Белякова [3], Ю. Ф. Гаркуша [14], Г. С. Гуменная, Л. В. Занков [27], О. Н. Усанова [3], Э. Л. Фигередо и другие.
Цель исследования: изучение эффективности использования мнемотаблиц в логопедической работе по развитию слухоречевой памяти и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией.
Объект исследования: уровень сформированности связной речи и особенности слухоречевой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по развитию слухоречевой памяти и связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с использованием мнемотаблиц.
Задачи:
1. Изучить специальную научную теоретическую и практическую литературу по проблеме исследования. 
констатирующего эксперимента для оценки исходного уровня сформированности связной речи у исследуемой категории детей.
3. Выявить уровень развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией.
4. Разработать и апробировать содержание логопедической работы по развитию слухоречевой памяти и связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с помощью мнемотаблиц.
5. Провести контрольный эксперимент и проанализировать результаты эффективности применения мнемотаблиц по развитию слухоречевой памяти и связной речи у детей экспериментальной группы.
Теоретико-методологической базой исследования является:
1. Концепция о динамическом единстве речевого и психического развития, и подход с учетом возрастной психологии - П. П. Блонский [4], Л. С. Выготский [12], А. Р. Лурия [50] и др.
2. Концепции о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе и его значении для развития связной монологической речи - А. Н. Гвоздев [15], Н. И. Жинкин [24], А. А. Леонтьев [46].
3. Современные научные подходы в развитии нормального и аномального ребенка - Л. С. Выготский [12], Р. Е. Левина [43].
4. Принципы анализа речевых патологий Р. Е. Левиной [43].
5. Исследования в области слухоречевой памяти у детей с нарушениями речи - Т. И. Дубровина [20], А. С. Иванова [30], Ю. В. Коваленко, И. Ю. Левченко [45], А. В. Москалец, Н. П. Чурсина, Е. А. Шитова [79] и др.
6. Методика обследования связной речи у детей с общим недоразвитием речи В. П. Глухова [16].
7. Методики обследования слухоречевой памяти - А. А. Леонтьев [46], А. Р. Лурия [50].
В данной работе были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические (анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, изучение логопедической документации).
2. Эмпирические (организация и проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов).
3. Метод количественного и качественного анализа полученных данных.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ детский сад № 392 г. Екатеринбурга, ул. Победы 5-А.
Теоретической значимостью исследования является подбор наиболее оптимальных методик по развитию слухоречевой памяти и связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией, на основе полученных данных об уровне сформированности слухоречевой памяти и связной речи у данной категории детей.
Практическая значимость исследования предполагает, что данный материал может использоваться в коррекционной работе логопедами, воспитателями речевых групп, родителями.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Во введении раскрывается актуальность темы исследования, его целевые установки, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе отражены современные подходы к развитию слухоречевой памяти и связной речи в психологии, нейропсихологии, психолингвистике и логопедии, а также особенности развития памяти и связной речи у старших дошкольников в норме и с общим недоразвитием речи.
Во второй главе описан ход констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности слухоречевой памяти и связной речи у детей старшей группы с общим недоразвитием речи III уровня, обусловленным дизартрией и приведен анализ результатов этого эксперимента.
В третьей главе предложена система логопедической работы по развитию слухоречевой памяти и связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с дизартрией с помощью мнемотаблиц.
В заключении даются выводы о том, что рассматриваемая методика по развитию слухоречевой памяти и связной речи у данной категории детей, хоть и является очень эффективной, но не должна быть единственной в работе над речью дошкольников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению теоретических и практических аспектов изучения слухоречевой памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией, а также разработке коррекционно-логопедической работы по формированию и развитию обследуемых функций у рассматриваемой категории детей.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что речевая деятельность тесно связана со всей психикой ребенка, ее сенсорными, интеллектуальными и аффективно-волевыми процессами. Эта связь сохраняется как при нормальном, так и при нарушенном развитии. Формирование и развитие слухоречевой памяти и связной речи происходит постепенно и в определенные периоды. Эти процессы взаимосвязаны, и зависят от развития нервной системы. В норме слухоречевая память развивается своевременно и стимулирует развитие речи. Существует прямая закономерность между уровнем развития слухоречевой памяти и уровнем речевого недоразвития: чем ниже уровень речевого развития, тем ниже уровень сформированности слухоречевой памяти. Слухоречевая память в современной литературе представлена как одна из наиболее важных психических функций, которые формируются прижизненно, социально обусловлена и как опосредованный речью процесс. Связная монологическая речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. В старшем дошкольном возрасте происходит бурное развитие всех психических процессов, включая и память, и речь, именно благодаря им ребенок имеет возможность полноценного познания окружающей действительности. Без развитых памяти и речи, ребенок не в состоянии усвоить общественный опыт, овладеть правилами поведения, становится невозможной и его деятельность. У детей с речевыми проблемами возникают сложности с формированием всех психических процессов, в том числе, памяти.
Для выявления имеющихся у детей нарушений были выбраны методики логопедического и нейропсихологического обследования для изучения слухоречевой памяти и связной речи, проведены констатирующий и контрольный эксперименты с их применением. Полученные данные анализировались и сравнивались.
По данным констатирующего эксперимента делаем вывод о недостаточном уровне сформированности слухоречевой памяти и связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией. Результаты проведенного экспериментального обследования подтверждают научные данные о том, что уровень сформированности слухоречевой памяти прямо пропорционален речевому недоразвитию. Это подтвердило необходимость систематической и целенаправленной коррекции слухоречевой памяти и связной речи у данной категории детей. Было разработано содержание логопедической работы по развитию слухоречевой памяти и связной речи детей исследуемой группы.
Логопедическая работа во время формирующего эксперимента проводилась с использованием мнемотаблиц. Она состояла из нескольких направлений и нескольких этапов, соблюдался комплексный подход. В свою работу мы включали различные методы, игры и упражнения, помогающие преодолению дизартрии, развитию слухоречевой памяти и связной речи у рассматриваемой группы детей. Обучающая работа над нарушенными категориями с применением мнемотаблиц способствовала повышению мотивации детей к запоминанию и рассказу, придавала им уверенности, позволяла усваивать структуру рассказа, помогала сохранять и припоминать информацию.
Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов позволило увидеть положительную динамику в развитии слухоречевой памяти и связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией, что показывает эффективность выбранной методики для коррекционно-развивающей работы по данным направлениям. У детей повысилась мотивация к обучению, интерес к выполнению заданий, они стали лучше понимать задания, запоминать их, у них возникает меньше трудностей в общении, связанных с запоминанием. Дети заметно реже искажают слова как по звуковому сходству, так и по семантическому, они меньше повторяют уже названные, и совсем редко привносят в задание новые слова. У детей начали формироваться новые языковые навыки, их речевая активность повысилась. Они способны выполнять творческие задания по пересказу небольших текстов, могут передать содержание сюжетных картинок и самостоятельно составить рассказ из личного опыта.
В настоящее время наглядное моделирование является немаловажным средством в коррекционно-образовательном процессе, влияющем не только на речевую деятельность, но и на познавательную активность и личность ребенка в целом. Коррекционная работа по развитию слухоречевой памяти и связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией не должна ограничиваться мнемотаблицами, одновременно необходимо проводить речевые и дидактические игры, помогающие дошкольникам развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, наблюдательность, мышление, учиться классифицировать предметы, прививать интерес к окружающему и овладевать навыками самоконтроля.
Предложенная в выпускной квалификационной работе методика по развитию слухоречевой памяти и связной речи с применением мнемотаблиц, показала свою эффективность и способствует не только коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией, но и создает благоприятные условия для развития важнейшей психической функции в дошкольном детстве - слухоречевой памяти.



1. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения : пер. с англ. / Р. Аткинсон; Общ. редакция Ю. М. Забродина, Б. Ф. Ломова. - Москва : Прогресс, 1980. - 528 с.
2. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей обучения: нейропсихологический подход / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. - Санкт- Петербург : Питер, 2008. - 320 с.
3. Белякова, Л. И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями / Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова, Э. Л. Фигередо - Москва : Прометей, 1991. - 178 с.
4. Блонский, П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. - Санкт- Петербург : Питер, 2001. - 288 с.
5. Большева, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т. В. Большева. - Санкт- Петербург : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. - 145 с.
6. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии : учебное пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцева. - Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2014. - 256 с.
7. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика // Педагогика. 2014. URL: https://studme.org/61071/pedagogika/pedagogika(дата обращения: 11.03.2020).
8. Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л. М. Веккер. - Москва : Смысл, 1998. - 685 с.
9. Веракса, А. Н. Развитие памяти дошкольников / А. Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2008. - №3 - С. 46-54.
10. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики : учебн. - метод. пособие / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2003. - 144 с.
11. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В. К. Воробьева. - Москва : ACT : Астрель : Транзиткнига, 2006. - 158 с.
12. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - 5-е изд. - Москва : Изд-во "Лабиринт", 1999. - 352 с.
13. Выготский, Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / сост. Ю. Б. Гиппенрейтер - Москва : АСТ, 2008. - 646 с.
14. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю. Ф. Гаркуша. - Москва : ВЛАДОС, 2000. - 317 с.
15. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Изд-во МГУ, 1968. - 176 с.
16. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В. П. Глухов // Дефектология. - 1994. - № 2. - С. 56-73.
17. Глухов, В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР / В. П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : АРКТИ, 2004. - 168 с.
18. Гуревич, К. М. Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. - Москва : Изд-во УРАО, 2007. - 286 с.
19. Дубровина, Т. И. Особенности слухоречевой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. И. Дубровина // Специальная психология. - 2010. - №3/4. - С. 5-15.
20. Дубровина, Т. И. Формирование слухоречевой памяти в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников : автореф. дис. ... канд. пед. Наук : 13.00.03 / Т. И. Дубровина; Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М. А. Шолохова. - Москва : [б. и.], 2010. - 68 с.
21. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Изд-во Просвещение, 1985. - 235 с.
22. Ефименкова, Л. Н. Формирование связной речи у детей- олигофренов / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. - Москва : Просвещение, 1970. - 160 с.
23. Жане, П. Эволюция памяти и понятие времени / Ю. Б. Гиппенрейтер // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - Москва : АСТ, 2008. - 646 с.
24. Жинкин, Н. И. К вопросу о развитии речи у детей / Н. И. Жинкин // Советская педагогика. - 1954 - № 6. - С. 79-94.
25. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург : Литур, 2006. - 320 с.
26. Журавлева, Ю. Б. Особенности развития слухоречевой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / Ю Б. Журавлева // Педагогические науки. - 2017. - № 67 - С. 1-4.
27. Занков, А. В. Память. / А. В. Занков. - Москва : Просвещение, 2008. - 196 с.
28. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А. И. Захаров. - 3-е изд., испр. - Санкт-Петербург : Союз, 1997. - 222 с.
29. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность / Ю. Б. Гиппенрейтер // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - Москва : АСТ, 2008. - 646 с.
30. Иванова, А. С. Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня / А. С. Иванова, Е. П. Андреева // Молодой ученый. - 2016. - № 21. - С. 819-822.
31. Инфоурок [сайт] : ведущий образовательный портал России - URL : https://infourok.ru/biblioteka/doshkolnoe-obrazovanie/klass--1/type-57(дата обращения: 21.03.2020).
32. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : Издательство ВЛАДОС, 2018. - 279 с.
33. Истомина, З. М. Развитие памяти / З. М. Истомина. Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 346с.
34. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 482 с.
35. Конина, М. М. Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста: словар. работа / М. М. Конина // Обучение в детском саду (старшая группа) : тр. Ин-та теории и истории педагогики / отв. ред. А. П. Усова. - Москва - Ленинград, 1948. - № 6. - С. 145-176.
36. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А. Н. Корнев. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 380 с.
37. Косинова, Е. М. Грамматическая тетрадь № 1 для занятий с дошкольниками в 4 ал. / Е. М. Косинова - Москва : ТЦ Сфера, 2018. - 32 с.
38. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. - Москва : Педагогика, 1975. - 140 с.
39. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : Союз, 1999. - 160 с.
40. Лауткина, С. В. Логопсихология / Авт.-сост. С. В. Лауткина. - Витебск : Изд-во УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. - 150 с.
41. Лебедева, И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине : учебно-методическое пособие / И. Н. Лебедева ; под ред. проф. Л. Б. Баряевой. - Санкт-Петербург : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. - 175 с.
42. Лебедева, С. О. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / С. О. Лебедева - Москва : Издательство «Книголюб», 2007. - 152 с.
43. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей / Р. Е. Левина
- Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 31 с.
44. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. - Москва : Просвещение, 1967 - 367 с.
45. Левченко, И. Ю. Вариативные особенности памяти у детей с общим недоразвитием речи / И. Ю. Левченко, Т. И. Дубровина // Дефектология. - 2014. - № 5. - С. 46-50.
46. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. - 3-е изд. - Москва : Смысл ; Санкт-Петербург : Лань, 2003. - 287 с.
47. Леонтьев, А. Н. Развитие высших форм запоминания / Ю. Б. Гиппенрейтер // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - Москва : АСТ, 2008. - 646 с.
48. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) : учебное пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : Изд-во «Союз», 2000.
- 192 с.
49. Лурия, А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / Ю. Б. Гиппенрейтер // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - Москва : АСТ, 2008. - 646 с.
50. Лурия, А. Р. Нарушение высших корковых функций : и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. - Москва : Книга по Требованию, 2012. - 432 с.
51. Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики / А. Р. Лурия. - Москва : МГУ, 1975. - 65 с.
52. Малетина, Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Н. Малетина, Л. Пономарева // Дошкольное воспитание. - 2004. - №6. - С. 64-68.
53. Мастюкова, Е. М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова // Дефектология. - Москва. - 1996. - № 5. - С. 3¬9.
54. Мастюкова, Е. М. О расстройствах памяти у детей с общим недоразвитием речи / Е. М. Мастюкова // Дефектология. - 1972. - № 5. - С. 12-17.
55. Машаров, В. И. Детская психология / под ред. В. С. Мухина - Москва : Площадь, 2013. - 389 с.
56. Мельникова, О. А. Особенности опосредованной памяти детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией / О. А. Мельникова // Вестник ЮУрГУ - 2012. - № 6. - С. 132-137. - URL : https :// dspace.susu.ru/xmlui/bitstream/handle/0001.74/2602/23.pdf?sequence=1 (дата обращения: 20.08.2020).
57. Немов, Р. С. Общие основы психологии / Р. С. Немов. - Москва : Прогресс, 1984. - 688 с.
58. Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) / Н. В. Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 352 с.
59. Ньокикьен, Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах / Чарльз Ньокикьен; пер. с англ. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, М. А. Островская; под ред. Н. Н. Заваденко. - Москва: Теревинф, 2012. - Т.1, 2. - 336 с.
60. Омельченко, Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Л. В. Омельченко // Логопед. - 2008. - №4. - С. 102-115.
61. Павлова, Е. А. Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Павлова, Л. В. Попова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 6. - С.
284-286. - URL : http://e-koncept.ru/2017/770087.htm(дата обращения: 20.08.2020).
62. Панфиленко, Г. И. Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей / Г. И. Панфиленко, Л. В. Кудрина, Н. П. Кислинская, Г. Е. Лагоша // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). - Уфа : Лето, 2015. - С. 74-77. - URL : https ://moluch.ru/ conf/ped/archive/148/ 7514/(дата обращения: 23.08.2020).
63. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Т. Б. Полянская. - Санкт-Петербург : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 64 с.
64. Радугин, А. А. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / Составитель и ответственный редактор А. А. Радугин; Научный редактор Е. А. Коротков. - Москва : Центр, 2002. - 256 с.
65. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи : учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / З. А. Репина. - Екатеринбург : Издатель Калинина Г. П., 2008. - 140 с.
66. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / Ю. Б. Гиппенрейтер //Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - Москва : АСТ, 2008. - 646 с.
67. Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии / С. Я. Рубинштейн. - Москва : ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 448 с.
68. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович. - Москва : Академия, 2002. - 232 с.
69. Сеченов, И. М. Психология поведения. Избранные труды / И. М. Сеченов - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 223 с.
70. Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе [сайт] : электронный журнал «Экстернат.рф» - URL : http://ext.spb.ru/2011- 03- 29- 09- 03-14 /79-genera-didactic%20techniques/4899 (дата обращения: 11.03.2020).
71. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателя детского сада / Ф. А. Сохин. - Москва : «Просвещение», 1976. - 224 с.
72. Ткаченко, Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. - С. 16 - 21.
73. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет / Т. А. Ткаченко. - Москва : Издательство «Ювента», 2007. - 24 с.
74. Трубникова, Н. М. Логопедическая технология обследования речи: учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т., 2005. - 96 с.
75. Урунтаева, Г. А. Детская психология : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. - Москва : Издательский центр «Академия», 2013. - 336 с.
76. Филичева, Т. Б. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, педагогов и родителей / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, А. В. Соболева. - Москва : В. Секачев, 2016. - 196 с.
77. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва : Просвещение, 1989. - 223 с.
78. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.03 / Т. Б. Филичева ; Моск. гос. откр. пед. ун-т. - Москва : [б. и.], 2000. - 148 с.
79. Шитова, Е. А. Исследование слухоречевой памяти дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. А. Шитова, Г. О. Галич, Е. А. Карпушкина // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. - Москва : «МЦНО». - 2014. - № 2(9). URL : https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(9).pdf(дата обращения: 16.12.2019).
80. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб. пособие для студентов высш. учебных заведений / под ред. Б. Д . Эльконина ; 4-е изд. - Москва : Издательский центр <<Академия>>, 2007. - 194 с.
81. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - Москва : АНО «Пэб», 2008. - 718 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ