Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКЕ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №62310

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лексикология

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
280
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Социально-профессиональная дифференциация лексики
немецкого языка 6
1.1. Социолекты в современном немецком языке 6
1.2. Группы профессиональной лексики 10
1.3. Функционирование профессиональной лексики в художественном
тексте (на примере романа Мики Франкенберг «Die Kaferfrau») 13
Выводы по I главе 18
Глава II. Теоретические основы преподавания иностранных языков в профильных классах средней общеобразовательной школы 19
2.1. Иностранные языки в современной школе согласно требованиям ФГОС
СОО 19
2.2. Виды профильных классов, их особенности. Преподавание немецкого
языка в профильных классах на ступени СОО 22
2.3. Возрастные психологические особенности старших школьников 27
Выводы по II главе 30
Глава III. Методические аспекты работы над немецкой профессиональной
лексикой в профильных классах на ступени СОО 32
3.1. Возможности использования аутентичных текстов при формировании
иноязычных лексических речевых навыков обучающихся 32
3.2. Профессиональная лексика на уроке немецкого языка в профильных
классах 36
Выводы по III главе 40
Заключение 41
Список литературы 44
Приложение 49


Актуальность исследования связана со спецификой работы учителя иностранного языка в профильных классах и с необходимостью учета методических особенностей преподавания иноязычной лексики в таких классах.
Изучение иностранных языков, в частности немецкого и английского, стало необходимостью для учащихся школ, так как на сегодняшний день иностранный язык является не только базовым элементом современной образовательной системы, но и основой развития учащихся, а также средством достижения профессиональной реализации личности. Известно, что Россия сотрудничает с Германией в областях техники, науки, медицины и инноваций. Таким образом, наша страна нуждается в специалистах, знающих не только английский, но также немецкий язык. Обучение специалистов медицине, фармацевтике и другим специальностям начинается в профильных классах средней общеобразовательной школы. Иностранные языки в таких классах имеют свою специфику преподавания - обучение профессиональной лексике. Профессиональная лексика в настоящее время имеет широкий спектр использования в самых разных областях науки, техники и промышленности. На сегодняшний день существует тенденция к постоянным обновлениям в науке и технике, вследствие этого происходит расширение терминологического состава языка, что обуславливает необходимость изучения и обобщения лексических единиц языка.
Тема нашего исследования - обучение иноязычной профессиональной лексике в профильных классах на ступени среднего общего образования.
Объектом исследования является процесс преподавания иностранных языков в профильных классах средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования: методические аспекты работы над немецкой профессиональной лексикой в профильных классах на ступени СОО.
Цель исследования: изучение специфических возможностей и особенностей работы над профессиональной лексикой при обучении немецкому языку в профильных классах средней общеобразовательной школы на ступени СОО.
Задачи:
1) изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2) рассмотреть следующие понятия: лексика; немецкая лексикология; социолект; социальный диалект; термин; профессиональная лексика; профессионализмы; универсальные учебные действия; профильные классы; Федеральный Государственный Образовательный Стандарт; коммуникативная, языковая, речевая и социокультурная компетенция; специальная лексика; социальная адаптация; аутентичность;
3) ознакомиться с требованиями ФГОС СОО к результатам преподавания иностранных языков;
4) изучить возрастные психологические особенности старших школьников;
5) сформулировать специфические особенности обучения иноязычной профессиональной лексике в профильных классах на ступени СОО и на их основе разработать план урока немецкого языка в профильном классе средней общеобразовательной школы.
Теоретическую базу исследования составили труды Л.И. Антроповой, Е.В. Медведевой, И.И. Колесниченко, А.А. Григорян, М.Г. Лукашиной, И.Г. Ольшанского, А.С. Айткалиевой, Д.В. Кобба, Е.Н. Шинкаренко, Н.Н. Вальд, А.М. Искоз, А.Ф. Ленковой и Ф.Б. Березина.
В ходе исследования были использованы следующие взаимодополняющие методы научного исследования: сравнительно¬
сопоставительный анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, анализ законодательных и нормативных документов, сравнение, синтез, конкретизация и обобщение, изучение педагогического опыта, беседа . Нормативную базу составили ФГОС СОО и примерные программы по иностранному языку для среднего (полного) общего образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть применены в работе учителей иностранного языка при преподавании немецкого языка в профильных классах средней общеобразовательной школы, а также в курсе методики обучения немецкому языку.
Исследование проводилось в три этапа:
На I этапе (сентябрь 2016 - январь 2017) (поисково-теоретический) была изучена методическая литература по теме дипломной работы, определен теоретический замысел исследования и его эмпирическая база.
II этап (февраль-март 2017) (практический) включал в себя работу, направленную на проработку 3 глав выпускной квалификационной работы, а также подготовку публикации по теме исследования.
На III этапе (апрель 2017) (обобщающий) были обобщены и проанализированы все полученные данные и оформлены результаты исследования.
Структурно работа состоит из введения, трёх глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день изучение иностранных языков является неотъемлемой частью и базовым элементом современной системы образования. Новая социально-экономическая и политическая ситуация требует реализации в обществе языковой политики в области иноязычного образования, нацеленной на удовлетворение как общественных так и личных потребностей по отношению к иностранным языкам. Сотрудничество России с разными странами в областях науки, техники и инноваций предполагает наличие специалистов, знающих не только английский язык, но также немецкий или китайский. Таким образом, обучение таких специалистов начинается в профильных классах средней общеобразовательной школы. Помимо профильных предметов, таких как: биология, химия или математика, учащиеся изучают иностранные языки, где знакомятся в том числе и с профессиональной лексикой.
В процессе исследования мы изучили и проанализировали научную литературу по проблеме исследования, рассмотрели следующие понятия: лексика; немецкая лексикология; социолект; социальный диалект; термин; профессиональная лексика; профессионализмы; универсальные учебные действия; профильные классы; Федеральный Государственный Образовательный Стандарт; коммуникативная, языковая, речевая и социокультурная компетенция; специальная лексика; социальная адаптация; аутентичность. Кроме того, мы рассмотрели какие существуют требования ФГОС СОО к результатам преподавания иностранных языков на сегодняшний день. Для того, чтобы разобраться как нужно работать со старшими школьниками, нами были изучены их возрастные психологические особенности, ну и наконец, нами были сформулированы специфические особенности обучения иноязычной профессиональной лексике в профильных классах на ступени СОО: 1) аутентичный материал, используемый в
зависимости от профиля класса; 2) выявление интернационализмов в тексте; 3) наглядные упражнения для учащихся в форме игры; 4) совпадение этапа презентации и семантизации при работе с интернационализмами или словами, известными из английского языка; 5) введение новой лексики через общение с представителями предприятий по профилю обучения учащихся; 6) вступление учащихся в переписку с иностранными школьниками, обучающихся в таких же профильных классах.
Таким образом, на основе проделанной работы, нами был составлен план урока немецкого языка в профильном медицинском классе.



1. Антропова Л.И. Современная разговорная речь в Германии [Электронный ресурс] // URL.: http://dic.academic.ru/dic.nsf7ruwiki/1819326 (дата обращения: 14.02.16)
2. Березин Ф.Б. Адаптация учащихся профильных классов [Электронный ресурс] // URL.: http://azps.ru/articles/adapt.html (дата обращения: 26.10.16)
3. Бикчантаева А.Р. Применение аутентичного материала на уроках английского языка [Доклад] - 2009.
4. Болотов К.А. Люди, идеи, технологии [Электронный ресурс] // URL.: http://www.membrana.ru/particle/408 (дата обращения: 25.03.16)
5. Бронштейн И.В. Использование дефиниций один из способов работы
над лексикой [Электронный ресурс] // URL.:
https://infourok.ru/osnovnye_priemy_prezentacii_leksiki_na_urokah_angliyskogo_ yazyka.-290000.htm (дата обращения: 10.05.17)
6. Вальд Н.Н. Особенности общения детей разного возраста [Электронный ресурс] // URL.: http://festival.1september.ru/articles/600146/ (дата обращения: 25.10.16)
7. Википедия. Свободная энциклопедия. Социолект [Электронный ресурс] // URL.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Социолект (дата обращения: 20.02.16)
8. Википедия. Свободная энциклопедия. Сленг [Электронный ресурс] // URL.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сленг (дата обращения: 4.03.16)
9. Википедия. Свободная энциклопедия. Феминизм [Электронный ресурс] // URL.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Феминизм (дата обращения: 1.03.16)
10. Википедия. Lungenentzundung [Электронный ресурс] // URL.: https://de.wikipedia.org/wiki/Lungenentz%C3%BCndung (дата обращения: 8.05.17)
11. Григорян А.А. Дискурс и гендер [Электронный ресурс] // URL.: http://chaiklib.permculture.ru/SharedFiles/Download.aspx?fileid=4942&mid=1120 8&pageid=1709 (дата обращения: 29.02.16)
12. Егорова А.М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012.
13. Егорчикова К.М. Современный урок иностранного языка в условиях
реализации ФГОС ОО [Электронный ресурс] // URL.: http ://soc.edurm .ru/ stati/metodicheskie-rekomendacii/sovremennyi-urok- inostrannogo-jazyka-v-uslovijah-realizacii-fgos-oo.html (дата обращения:
15.04.17)
14. Искоз AM, Ленкова A.T). Deutsche Lexikologie. — Ленинград: Издательство «Просвещение». — 1970. — 296 с.
15. Кобба Д.В. Особенности профильного обучения [Электронный ресурс] // URL.: http://bio.1september.ru/article.php?ID=200501308 (дата обращения:
26.10.16)
16. Колесниченко И.И. Особенности функционирования арготизмов в
немецком языке [Электронный ресурс] // URL.:
http://www.dslib.net/germanskie-jazyki/osobennosti-funkcionirovanija- argotizmov-v-nemeckom-jazyke.html (дата обращения: 24.02.16)
17. Кузьмина И.И. Методика преподавания немецкого языка второго
после английского [Электронный ресурс] // URL.:
http://festival.1september.ru/articles/585307/ (дата обращения: 24.04.17)
18. Лукашина М.Г. Сниженная лексика в современном немецком языке.Молодёжный сленг Германии [Электронный ресурс] // URL.: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/nemetskiy- yazyk/library/2014/01/21/snizhennaya-leksika-v-sovremennom (дата обращения: 8.03.16)
19. Медведева Е.В. Лексикология немецкого языка: Лекции, семинары, практические занятия. Учебное пособие. Изд. 2 - е. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ». — 2013. — 448 с.
20. Меньшикова М.В., Ширикова Т.С. Инновационные методы и технологии обучения в системе довузовского образования [Статья] // XIV межрегиональная межвузовская учебно-методическая конференция «Инновационные методы и технологии обучения и воспитания в медицинском вузе» - Архангельск, 2009. — С. 10-15.
21. Носович Е.В. Мильруд Р.П. Параметры аутентичного учебного текста
[Электронный ресурс] // URL.:
http://www.flsmozaika.ru/document/nosonovich.pdf (дата обращения: 17.04.17)
22. Ольшанский И.Г., Гусева А.Е. Лексикология: Современный немецкий
язык. Учебник для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений. — М.:
Издательский центр «Академия», 2005. — 416 с.
23. Петрова Е.П. Чтение аутентичных текстов на уроках немецкого языка [Электронный ресурс] // URL.: https://festival.1september.ru/articles/508669/ (дата обращения: 29.11.16)
24. Посохова Т. В. Пути семантизации лексики на старшем этапе обучения [Электронный ресурс] // URL.: http://festival.1september.ru/articles/567365/ (дата обращения: 17.04.17)
25. Рамонова Е.Н. Особенности преподавания биологии в профильных классах. [Электронный ресурс] // URL.: https://infourok.ru/statya-osobennosti- prepodavaniya-biologii-v-profilnih-klassah-700265.html (дата обращения:
21.10.16)
26. Редькина Л.А. Профессиональная лексика: образование и
употребление [Электронный ресурс] // URL.:
http://fb.ru/article/179453/professionalnaya-leksika-obrazovanie-i-upotreblenie (дата обращения: 20.03.16)
27. Резник Т.И. Особенности преподавания иностранного языка в
профильных классах [Электронный ресурс] // URL.:
48
https://pedsovet.org/publikatsii/nemetskiy-yazyk/osobennosti-prepodavaniya- inostrannogo-yazyka-v-profilnyh-klassah (дата обращения: 16.04.17)
28. Рыков В.В. Исследование и лечение фобий [Электронный ресурс] //
URL.: http://strah-trevozhnost-fobiya.rU/0/podavitsya-fagofobiya.php (дата
обращения: 22.02.16)
29. Сиваков Н.Ю. Обучение техническим терминам немецкого языка в профильных классах общеобразовательной школы [Электронный ресурс] // URL.: https://old.mgpu.ru/materials/degree_works/768/degree_work_file.pdf (дата обращения: 13.05.17)
30. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования [Электронный ресурс] // URL.:
http://минобрнауки.рф/documents/2365 (дата обращения: 4.09.16)
31. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 309- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» [Электронный ресурс] // URL.: http://www.rg.ru/2007/12/05/obrazovanie-stansart-dok.html (дата обращения 01.02.2013)
32. Шинкаренко Е.Н. Возрастные и индивидуальные особенности
развития личности [Электронный ресурс] // URL.:
http ://shkola_shirokoe.a2b2 .ru/ section/4862/item/19081 (дата обращения:
25.10.16)
33. Щукин А.Н. Формирование лексических навыков на младшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе на основе игр [Электронный ресурс] // URL.: http://www.ug.ru/method_article/557 (дата обращения: 17.04.17)
34. Фельхдюс Анна Немецкий плюс английский для российских
учащихся - М., 2010. - 46 с.
35. Mika Frankenberg «Die Kaferfrau». — der Roman. Originalausgabe, deutscher Taschenbuch Verlag GmbH & Co. KG. Munchen. — 2009. — 334 c.
36. RawPedagogy Развитие современного образования. Этапы формирования лексических навыков [Электронный ресурс] // URL.: http://www.rawpedagogy.ru/edevs-335-3.html (дата обращения: 16.04.17)
37. Studfiles. Профильное обучение в старших классах [Электронный ресурс] // URL.: http://www.studfiles.ru/preview/4586865/ (дата обращения:
16.10.16)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ