Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у школьников интереса к различным видам физкультурно-оздоровительных занятий 7
1.1. Понятие и характерные особенности интереса к занятиям физической
культурой 7
1.2. Особенности формирования у школьников интереса к различным видам
физкультурно-оздоовительных занятий во внеклассной деятельности 16
Выводы по главе 22
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей формирования у школьников интереса к различным видам физкультурно-оздоровительных занятий во внеурочной деятельности 24
2.1. Организация и планирование опытно-экспериментальной работы 24
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы 26
3.3. Краткая характеристика формирующего этапа исследования 31
3.4. Анализ контрольного этапа опытно-экспериментальной работы 41
Выводы по главе 52
Заключение 53
Список литературы 55
Одной из важнейших задач современной российской школы является решение проблемы укрепления и сохранения здоровья учащихся. Особенно это актуально в отношении детей старшего школьного возраста. Исследования (К.В.Бальсевич [3], И.С. Барчуков [6], Л.И.Лубышева [22] и др.) показывают, что традиционная система физического воспитания в общеобразовательной школе не гарантирует учащимся освоение жизненно важных ценностей физической культуры из-за недостаточного объема организованной двигательной активности занимающихся.
Проанализировав состояние физического воспитания
общеобразовательных школ РФ [4], К.В. Бальсевич приходят к выводу, что до 67% учащихся не заинтересованы в занятиях физической культурой. Основная причина данной проблемы кроется в отсутствии мотивации учащихся к занятиям, которая проявляется в пассивном отношении учащихся к занятиям физической культурой и низкой двигательной активности. В результате, у старшеклассников формируется отрицательное или индифферентное отношение к ценностям физической культуры, что приводит к снижению уровня физического здоровья и функциональных возможностей учащихся.
Перестройка нашего общества предъявила новые требования к всестороннему совершенствованию личности школьника, к путям и методам решения социально-педагогических задач. Появились новые взгляды и теоретико-практические рекомендации по проблемам физкультурного воспитания школьников, так как в этом возрасте закладываются основы личной физической культуры, фундамент здоровья и здорового образа жизни россиян.
Однако и теперь понятно, что школа, семья, общество не справляются с задачами подготовки молодёжи к жизни, производительному труду и к воинской службе. А недопустимо большое количество учащихся имеет не только слабую физическую подготовленность, но и отклонения в состоянии здоровья. И основная причина этого - отсутствие у школьников устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой.
Проблема формирования у школьников интереса к занятиям физической культурой стала очевидной давно. К сожалению, она не только не решается практически, но и недостаточно освещена в методической литературе. Самая большая опасность для успешного решения её кроется в том, что у многих специалистов (учёных, практических работников) бытует мнение, что формировать интерес к физической культуре можно только в каких-то особых условиях, резко отличающихся от тех, которыми располагает абсолютное большинство школ в настоящее время. Многие видят решение этой проблемы только в увеличении количества уроков физической культуры.
Данные обстоятельства обеспечивают актуальность обращения к проблеме формирования у школьников интереса к различным видам спортивно-оздоровительных занятий.
Цель - выявить эффективность применения уроков спортивно-оздоровительной направленности у детей среднего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по заданной теме;
2. Разработать и экспериментально обосновать эффективность применения уроков спортивно-оздоровительной направленности у детей среднего школьного возраста.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс у детей среднего школьного возраста.
Предмет исследования - эффективность применение уроков спортивнооздоровительной направленности у детей среднего школьного возраста.
При решении вышеперечисленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников,
педагогический эксперимент, тестирование, математическая обработка данных
Гипотеза исследования - предполагается, что применение и внедрение эффективность применения уроков спортивно-оздоровительной направленности у детей среднего школьного возраста повысят физическую подготовленность.
Практическая значимость - результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента могут быть использованы в работе в школах учителями и тренерами по физической культуре.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, отражающего актуальность исследования, литературного обзора по поставленной проблеме, цели, задач, методов, методики, организации исследования, результатов проведенного исследования и их обсуждения, выводов, списка литературы состоящих из 54 источников.
Интересы учащихся к уроку физической культуры бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, реже о развитии быстроты, выносливости, силы. Мальчики же хотят развить силу, выносливость, быстроту, ловкость.
Меняется значимость привлекательных сторон физической Культуры и с возрастом. Если младшие школьники проявляют интерес к двигательной активности вообще (дети любят побегать, попрыгать, поиграть, не очень задумываясь над тем, что это является средством их физического и психического развития), то подростки занимаются физическими упражнениями уже с какой-то конкретной целью. У старшеклассников на первом месте стоят мотивы, связанные с их жизненными планами, то есть с подготовкой себя для определенной профессиональной деятельности.
В практической части работы было выполнено исследование возможностей формирования у школьников интереса к различным видам физкультурно-спортивных занятий. Исследование включало в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. По результатам констатирующей диагностики было определено, что у большинства участников исследования средний и средне-низкий уровень сформированности интереса к различным видам физкультурно-спортивных занятий.
Для стимулирования процесса формирования у школьников интереса к занятиям физической культурой было организовано занятие «Богатырские игры».
По результатам контрольной диагностики было определено, что уровень сформированности интереса к различным видам физкультурно- спортивных занятий в экспериментальной группе существенным образом вырос, что подтверждает эффективность формирующей деятельности.
В заключение данной работы можно сделать следующие выводы:
1. С учетом конкретных причин проявления школьниками интереса к физической культуре учитель физкультуры и должен строить свою работу по агитации и пропаганде физической культуры, по формированию интереса к своему предмету в целом, независимо от проходимого материала.
2. Задачей учителя физической культуры является формирование у школьников целеустремленности, то есть стремления достичь отдаленную по времени цель. Целеустремленность возникает только в том случае, если цель значима для школьника, отвечает его побуждениям и интересам и считается им достижимой.
3. Поддержание интереса и целеустремленности у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры, и формируется ли у них удовлетворенность занятиями физической культурой.
4. Постоянной заботой учителя физической культуры является создание и поддержание радостного настроения школьников на уроке. Наполняя их жизнь радостными переживаниями, учитель расширяет возможность управлять педагогическим процессом.
5. Оптимальная загруженность учащихся на уроке обеспечивается рядом организационно-педагогических мер: устранением ненужных пауз, осуществлением постоянного контроля за учащимися, максимальным включением в учебную деятельность всех без исключения учащихся
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. М.:Просвещение, 1990-5с.
2. Бальсевич, В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи/ В. К. Бальсевич// Физическая культура, образование, тренировка. - 1996. - №1. - С. 23 - 26.
3. Бальсевич, В. К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспект/ В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева// Теория и методика физической культуры. - 2003. - №5. - С. 23-26.
4. Бальсевич, В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе/ В. К. Бальсевич. М.: НИЦ Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. - 112 с.
5. Бариляк, И.Я. Особенности мотивации учебной деятельности детей школьного возраста, обучающих в новых социально-экономических условиях: дис. ... канд. пед. наук: / И.А. Бариляк. - Л., 2002. - 192 с.
6. Барчуков И.С.: Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: КноРус, 2011 -322 с.
7. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ.высш. учеб.заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. -528 с.
8. Безруких, М. М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. Д. Сонькин, Д. А. Фербер. - Москва: Академии, 2012. - 416 с.
9. Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиология движений: избранные психологические труды / Н.А. Бернштейн ; под ред. В.П.
Зинченко. - 2-е изд. - М. : Издательство Московского психолого-социального института ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014. - 688 с.
10. Вещиков, Ф. А. Воспитание физической культуре личности у старших школьников на занятиях каратэ во внеурочное время: дис. ... канд. пед. наук: / Ф. A. Вещиков. - М., 2007. - 152 с.
11. Волков, Б. С. Возрастная психология. Ч. 2 / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М.: Владос, 2008. - С. 267 - 271.
12. Головихин, Е.В. Учебно-образовательная программа по кёкусин кан каратэ: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.В. Головиин, С.В. Степанов. - Екатеринбург.: СДЮСШОР, 2007. - 210 с.
13. Гордин, Л. Ю. Системообразующие методы воспитания / Л. Ю. Гордин // Советская педагогика. - 1986. - № 11. - С. 38 - 43.
14. Гузаев, И. В. Реализация вариантного компонента школьной физической культуры на основе дзюдо: сборник научных статей / И. В. Гузаев, Л. И. Костюнина. - Ульяновск: УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2011. - С. 3 - 33.
15. Дубенюк, О.А. Модифицированная программа для учащихся ДЮСШ «Стилевое каратэ» / О.А. Дубенюк. - Ульяновск, 2012. - 70с.
16. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология : учеб. пособие для студентов. - Москва: СпортАкадемПресс, 2011. - 444 с.
17. Занковский, А.Н. Организационная психология: учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» /А.Н. Занковский. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2002. - 648 с.
18. Кардялис, К. К. Влияние знаний о физической культуре и здорового образа жизни на отношения школьников к физической активности / К.К. Кардялис, И.Ю. Зуозиене // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1999. - № 3 - 4. - С. 11 - 15.
19. Контрольные упражнения для оценки координационных возможностей юных спортсменов: Метод. рекомендации. - Минск, 2011. - 42 с.
20. Кустов, О. В. Обоснование инновационной технологии обучения традиционному ушу детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания: дис. ... канд. пед. наук: / О. В. Кустов. - Малаховка,
2009. - 189 с.
21. Лёвушкин, С. П. Стандарты морфофункционального развития школьников г. Ульяновска разных типов телосложения: учебное пособие / С. П. Лёвушкин. - Ульяновск: УлГУ, 2004. - 60 с.
22. Лубышева, Л. И. Концепция спортивного образования в старшей школе / Л. И. Лубышева, В. К. Бальсевич //Теория и практика физической культуры. -2005. - №2. - 65 с.
23. Лубышева, Л. И. Спортивное образование школьников: новые векторы и перспективы развития / Л. И. Лубышева // Инновационные педагогические технологии в системе физкультурного образования и оздоровления населения. -СПб.: НИИФК, 2006. - С. 139 - 143.
24. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В.И. Лях. - М.: Астрель, 1998. - 272 с.
25. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 - 11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010. - 127 с.
26. Лях В.И.: Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2012 -356 с.
27. Маркова, А.К. Проблема формирования мотивации учебной
деятельности / А.К. Маркова [Электронный
ресурс]//http://psymama.mfo/razme/307.php (Дата доступа: 01.03.2017)
28. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения /А.К.Маркова. - М.: Просвещение, 2010. - 186 с.
29. Масалова, О. Ю. Технологическое обеспечение формирования мотивационно-ценностного компонента физической культуры у студента в высшей школе / О. Ю. Масалова, М. Я. Виленский.// Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 5. - С. 7 - 13.
30. Матвеев, А. П. Физическая культура. Рабочие программы 1-4 классы: предметная линия учебников А. П. Матвеева: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Матвеев А. П. - 2.е. изд.- Москва: Просвещение, 2013. - 63 с.ас
31. Мильштейн, О. А. Социальные проблемы формирования личности в спорте: лекция для студентов институтов физической культуры /О.А. Мильштейн. -М.: ГЦОЛИФК, 1980. - 46 с.
32. Минаева Н.А. Педагогическая характеристика проявления координационных способностей гимнастов // Ежегодник: Гимнастика. - М.: Физическая культура и спорт, 2004. - Вып.1. - 136 с.
33. Михайлова, Е. Л. Технология формирования физической культуры личности старшеклассников средствами интегрированных форм обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: / Е.Л. Михайлова. - Улан-Удэ, 2007. - 220с.
34. Педагогика физической культуры и спорта: учебник для студ. высш. учеб. заведений /[С.Д. Неверкович, Т.В.Аронова, А.Р. Баймурзин и др.]; под ред. С.Д. Неверковича. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 336с.
35. Погодаев, Г.И. Настольная книга учителя физической культуры / Г.И. Погадаев. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 496 с.
36. Рубинштейн, М. М. Проблема учителя: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ М.М. Рубинштейн; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 176 с.
37. Сулейманов И.И. Основы воспитания координационных способностей: Лекция. - Омск: ОГИФК, 2011. - 46 с.
38. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учеб. пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина и В.И. Попова: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1999.-324 с.
39. Тимушкин А.В. Физическая культура и здоровье: учеб.пособие / А.В. Тимушкин, Н.Н. Чесноков, С.С. Чернов - М.: СпортАкадемПресс, 2003. - 139с.
40. Холодов Ж.К.: Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2012 -211 с.
41. Фарбер, Д. А. Физиология школьника / Д. А. Фарбер, И. А. Корниенко, В. Д. Сонькин. - Москва: Педагогика, 1990. - 64 с.
42. Уэйберг, Р. С. Основы психологии спорта и физической культуры / Р. С. Уэйберг, Д. Гоулд; пер. с англ. Г. Гончаренко. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - С. 44 - 201.