Регулирование деятельности медиатора в Германии
|
Введение 3
Глава 1. Особенности становления медиации в Германии 7
1.1. Исторический обзор развития медиации в Германии 7
1.2. Понятийный аппарат медиации, применяемый в Германии 11
1.3. Регулирование деятельности медиаторов с помощью
института медиации 14
1.4. Европейские и международные акты по медиации, касающиеся
Германии 19
Глава 2. Деятельность медиатора в Германии 24
2.1. Анализ закона о медиации в Германии 24
2.2. Регламентирование деятельности медиатора в Германии 38
Заключение 46
Список используемой литературы 5
Глава 1. Особенности становления медиации в Германии 7
1.1. Исторический обзор развития медиации в Германии 7
1.2. Понятийный аппарат медиации, применяемый в Германии 11
1.3. Регулирование деятельности медиаторов с помощью
института медиации 14
1.4. Европейские и международные акты по медиации, касающиеся
Германии 19
Глава 2. Деятельность медиатора в Германии 24
2.1. Анализ закона о медиации в Германии 24
2.2. Регламентирование деятельности медиатора в Германии 38
Заключение 46
Список используемой литературы 5
Конфликт является неотъемлемой частью жизни человека. Конфликты происходят во всех сферах человеческой деятельности. Шанс возникновения конфликта остается всегда, вне зависимости от национальной принадлежности человека, вероисповедания и исповедуемых им моральных норм и особенностей общественной жизни.
Идея бесконфликтного мира показала свою несостоятельность. История доказывает, что бесконфликтное общество обречено на деградацию. Именно в конкуренции, соперничестве и борьбе, что подразумевает возможное конфликтное взаимодействие, и заложено эволюционное движение.
Находясь в конфликте, стороны работают над путями выхода из сложившейся ситуации, как правило, в свою пользу. В этом взаимодействии зачастую принимаются решения, двигающие не только отношения, но и производство на совершенно новый уровень.
Постоянно возникающие конфликты побуждают людей на поиск наиболее оптимальных решений для работы с конфликтом.
Многочисленные кровопролитные конфликты показывают, что отстаивание своих интересов без диалога с противоположной стороной могут привести к трагическим последствиям, включая фактическое уничтожение наций и государств. Односторонняя агрессивная политика, подразумевающая битву за интересы может провести к значительным затратам, потерям человеческих и материальных ресурсов.
Активное развитие переговорного процесса началось после окончания Второй Мировой войны. Медиация, или технология работы с конфликтом с участием третьего независимого лица (медиатора), начала свое развитие около 70 лет назад в Соединенных Штатах Америки. Практика медиации демонстрировала положительные результаты внутри страны и впоследствии начала развиваться и за пределами США.
Германия стала одной из первых стран в Европе, начавшей внедрение медиации в систему конфликторазрешения. На сегодняшний день медиация уверенно практикуется во многих странах мира. Существуют центры медиации, образовательные центры и институты, специализирующиеся на отдельных видах конфликтов.
Продвижение медиации часто обуславливается и заинтересованностью судов в снижении уровня нагрузки на систему судопроизводства. Судебное производство поддерживает технологии медиации. Это выражается в стремлении все большего числа судей направить стороны на медиацию до рассмотрения иска в суде.
Получение квалификации медиатора разнится в зависимости от страны, где медиация применяется. Специалистов разных стран объединяет успешное прохождение обучение медиации.
На практике различные российские законы и регламенты делают работу медиатора отличной от зарубежных коллег.
Большой интерес представляет Германия, где активно поддерживается развитие медиации в разных сферах. В каждом субъекте Германии существуют центры медиации, занимающиеся разрешением конфликтов в семье. В школах практикуется школьная медиация, специалисты по которой занимаются обучением учеников навыкам грамотной коммуникации и технологией разрешения конфликтов с наибольшей выгодой. Север Германии славится центром коммерческой медиации, который занимается разрешением споров в бизнесе и предпринимательской сфере, а также обучением будущих специалистов.
В России институт медиации появился позднее, нежели в Германии. Становление медиации могло бы происходить более интенсивно, поэтому анализ практики из схожей романо-германской правовой семьи будет актуальным материалом для анализа потенциальных возможностей продвижения медиации в нашей стране.
Цель исследования:
Целью данного исследования является результат анализа нормативно-правового обеспечения профессиональной деятельности медиатора в Германии.
В качестве задач необходимо:
1) Исследовать правовые источники;
2) Проанализировать определения, термины;
3) Изучить нормативно-правовые акты в системе Германии, касающиеся деятельности медиатора;
4) Выявить особенности в деятельности медиатора в Германии.
Объект и предмет исследования:
Объектом исследования является социальный институт медиации. Предметом исследования: регулирование деятельности медиатора в Германии.
Актуальность работы заключается в выявлении особенностей деятельности медиатора в Германии с целью анализа их преимуществ и недостатков для дальнейшей возможной работы с регламентом работы медиатора в России.
Работа имеет следующую структуру:
- Введение, где определяется актуальность работы, цели и задачи,
- Первой главы, где анализируется совместимость понятийного аппарата, применяющегося в Германии и РФ. Делается исторический обзор становления медиации в Германии. Правовое обеспечение медиации и ассимиляция института медиации, дается перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих медиацию на территории Германии и в Евросоюзе ,
- Второй главы, где исследуются особенности закона о медиации в Германии, анализируется регламентирование деятельности медиатора в Германии,
- Заключения, где анализируется проделанная работа с целями и задачами работы; обобщаются результаты, полученные в процессе работы.
- Список используемой литературы.
Автор использовал для работы первичные материалы о медиации, полученные от специалистов Института медиации Гайдельберга в период ее стажировки в Гайдельбергском Университете, Германия.
Идея бесконфликтного мира показала свою несостоятельность. История доказывает, что бесконфликтное общество обречено на деградацию. Именно в конкуренции, соперничестве и борьбе, что подразумевает возможное конфликтное взаимодействие, и заложено эволюционное движение.
Находясь в конфликте, стороны работают над путями выхода из сложившейся ситуации, как правило, в свою пользу. В этом взаимодействии зачастую принимаются решения, двигающие не только отношения, но и производство на совершенно новый уровень.
Постоянно возникающие конфликты побуждают людей на поиск наиболее оптимальных решений для работы с конфликтом.
Многочисленные кровопролитные конфликты показывают, что отстаивание своих интересов без диалога с противоположной стороной могут привести к трагическим последствиям, включая фактическое уничтожение наций и государств. Односторонняя агрессивная политика, подразумевающая битву за интересы может провести к значительным затратам, потерям человеческих и материальных ресурсов.
Активное развитие переговорного процесса началось после окончания Второй Мировой войны. Медиация, или технология работы с конфликтом с участием третьего независимого лица (медиатора), начала свое развитие около 70 лет назад в Соединенных Штатах Америки. Практика медиации демонстрировала положительные результаты внутри страны и впоследствии начала развиваться и за пределами США.
Германия стала одной из первых стран в Европе, начавшей внедрение медиации в систему конфликторазрешения. На сегодняшний день медиация уверенно практикуется во многих странах мира. Существуют центры медиации, образовательные центры и институты, специализирующиеся на отдельных видах конфликтов.
Продвижение медиации часто обуславливается и заинтересованностью судов в снижении уровня нагрузки на систему судопроизводства. Судебное производство поддерживает технологии медиации. Это выражается в стремлении все большего числа судей направить стороны на медиацию до рассмотрения иска в суде.
Получение квалификации медиатора разнится в зависимости от страны, где медиация применяется. Специалистов разных стран объединяет успешное прохождение обучение медиации.
На практике различные российские законы и регламенты делают работу медиатора отличной от зарубежных коллег.
Большой интерес представляет Германия, где активно поддерживается развитие медиации в разных сферах. В каждом субъекте Германии существуют центры медиации, занимающиеся разрешением конфликтов в семье. В школах практикуется школьная медиация, специалисты по которой занимаются обучением учеников навыкам грамотной коммуникации и технологией разрешения конфликтов с наибольшей выгодой. Север Германии славится центром коммерческой медиации, который занимается разрешением споров в бизнесе и предпринимательской сфере, а также обучением будущих специалистов.
В России институт медиации появился позднее, нежели в Германии. Становление медиации могло бы происходить более интенсивно, поэтому анализ практики из схожей романо-германской правовой семьи будет актуальным материалом для анализа потенциальных возможностей продвижения медиации в нашей стране.
Цель исследования:
Целью данного исследования является результат анализа нормативно-правового обеспечения профессиональной деятельности медиатора в Германии.
В качестве задач необходимо:
1) Исследовать правовые источники;
2) Проанализировать определения, термины;
3) Изучить нормативно-правовые акты в системе Германии, касающиеся деятельности медиатора;
4) Выявить особенности в деятельности медиатора в Германии.
Объект и предмет исследования:
Объектом исследования является социальный институт медиации. Предметом исследования: регулирование деятельности медиатора в Германии.
Актуальность работы заключается в выявлении особенностей деятельности медиатора в Германии с целью анализа их преимуществ и недостатков для дальнейшей возможной работы с регламентом работы медиатора в России.
Работа имеет следующую структуру:
- Введение, где определяется актуальность работы, цели и задачи,
- Первой главы, где анализируется совместимость понятийного аппарата, применяющегося в Германии и РФ. Делается исторический обзор становления медиации в Германии. Правовое обеспечение медиации и ассимиляция института медиации, дается перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих медиацию на территории Германии и в Евросоюзе ,
- Второй главы, где исследуются особенности закона о медиации в Германии, анализируется регламентирование деятельности медиатора в Германии,
- Заключения, где анализируется проделанная работа с целями и задачами работы; обобщаются результаты, полученные в процессе работы.
- Список используемой литературы.
Автор использовал для работы первичные материалы о медиации, полученные от специалистов Института медиации Гайдельберга в период ее стажировки в Гайдельбергском Университете, Германия.
Медиация является важным элементом в системе альтернативного разрешения споров. И Германия, и Россия принимают шаги по созданию данного социального института и последующему эффективному его функционированию, но у каждой из этих стран существует свой путь развития данной процедуры, хотя они близки по своему движению и направлению.
Проведение анализа нормативной правовой базы, служащей основой для осуществления профессиональной деятельности медиатора в Германии, которое являлось целью данного исследования, позволило прийти к следующим выводам: деятельность медиатора в Германии зависит от большого числа факторов. Она многоступенчата, поскольку регулируется посредством местного законодательства, кодекса организации, в которой медиатор состоит, Европейского Кодекса Поведения для Медиаторов, если им было принято решение соблюдать данные положения, федеральным законом и документами, регламентирующими медиативную деятельность на всей территории Европейского Союза.
Малоизвестная во второй половине двадцатого века процедура медиации была применена на территории Германии, в последствии она получила государственную поддержку в виде принятие соответствующего закона. Усилия Европейского Парламента и Совета Европы оказали большой вклад по утверждению и внедрению в странах, входящих в содружество, данной процедуры, поскольку немецкий закон стал воплощением положений Директивы о медиации от 21 мая 2008 г., которая отражает европейские правовые тенденции, на территории отдельной страны.
Германское законодательство о медиации предоставляет соответствующие определения основных терминов, такие как «медиация» и «медиатор»; четко прописывает, что является базовыми принципами медиации, какими правами и обязанностями обладают стороны и медиатор; определяет уровень распространения конфиденциальности; декларирует вопросы финансирования; большое внимание уделяется вопросам образования и повышения квалификации медиатора; законодатель заранее прописывает положения, по которым могут быть внесены изменения в закон и что может видоизменяться в дальнейшем. Закон охватывает множество положений, но при этом сохраняются пробелы, примером которых может послужить отсутствие стандартизированной модели обучения медиаторов.
В Германии становление медиации начиналось с практики, экспериментальных площадок, и после анализа накопленного материала происходило правовое регулирование со стороны государства. В Российской Федерации медиация долго не получала развития без правовой поддержки, и только после принятии закона в 2010 г., на данную практику стало обращаться внимание не только со стороны государства, но и общества.
Для развития медиации очень важен ресурс наличия организаций и их подразделений, в рамках которых медиаторы могут состоять в профессиональных сообществах и осуществлять свою деятельность. К сожалению, данный этап находится в стадии становления, хотя существуют ассоциации специалистов медиативной отрасли, но их не так много.
Эффективной точкой развития медиации можно выделить наличие в РФ государственной Программы подготовки профессиональных медиаторов, утвержденной Приказом Министерства науки и образования Российской Федерации (Минобрнауки) от 14 февраля 2011г. № 187, которая говорит о программах подготовки медиаторов и обязательным к ним требованиям, и о наличии центров по обучению.
В качестве замечаний относительно сравнения немецкого и российского законодательств в отношении медиации, можно выделить следующее: и в Германии, и в России не закреплено право на обращение к медиатору в виде обязательной медиации. В Арбитражном процессуальном кодексе РФ(АПК)от 24.07.2002 № 95-ФЗ, в ст. 138 говорится о разъяснении судьей сторонам право обращения к посреднику в целях урегулирования спора: "1. Арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора". «В связи с принятием Закона о медиации в Гражданском процессуальном кодексе (ГПК) РФ включено лишь уточнение, касающееся того, что в ходе подготовки суд принимает меры по заключению сторонами мирового соглашения, в том числе по результатам проведения процедуры медиации». Важно отметить, что для продвижения медиации и возможности её развития право на обращение к медиатору должно быть закреплено в других законах, например: таких как Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ (индивидуальные трудовые споры), а в Европе можно сослаться на рекомендации, описанные нами в первой главе.
Переходя к медиации в судах как в России, так и в Германии можно прийти к следующим заключениям: несмотря на то, что медиация является процедурой, основанной на добровольности, явка к медиатору может носить обязательный характер.
Важно отметить следующее: обсуждения о медиации идут на самом высоком уровне, и парламентарии обеих стран осознают важность примирительных процедур.
В Германии это было сделано Президентом Конституционного суда ФРГ еще в 1979, в России в 2011 г. с посланием о внедрении примирительных процедур выступил Президент Дмитрий Анатольевич Медведев .
Таким образом, в результате анализа развития медиации в Германии и России можно прийти к следующим выводам:
- технология медиации в Германии и элементы построения социального института медиации были заимствованы из Соединённых Штатов Америки
- в России, также как и во многих странах мира, в основе технологии взята модель классической медиации из США.
- перечень терминов медиации и их содержание, используемых в Германии является международным и, в основном, схож с Российским. Из-за политических и культурных различий между Россией и Германией разнообразие применяемых видов медиации (технологий) в Германии, превосходит российское. Примером "отсутствующих" видов медиации в России, является "общественная медиация" и "онлайн медиация".
- институт медиации, также как и в России, находится в стадии становления. В России он сформирован и функционирует как правовой институт.
- Германия, как страна -участница европейского содружества, применяет на своей территории не только собственное законодательство, но и европейское. Это привносит свои положительные результаты в виде базисных документов, которые немецкому законодателю остаётся лишь «воплотить в жизнь» в стране. Положительной стороной для практикующих медиаторов является Европейский Кодекс Поведения для Медиаторов. При желании они могут его использовать в своей профессиональной деятельности. Применяемые в Германии Рекомендации Комитета Министров Совета Европы подчёркивают такие нюансы, как этническая, культурная и религиозная принадлежность медиатора. Уточнение таких особенностей может способствовать более качественному проведению медиации и будет способствовать массовому развитию медиации. При этом сохраняются недостатки, такие как, незакреплённость основных требований к знаниям и навыкам профессионального медиатора.
При всех вышеперечисленных особенностях, достоинствах и недостатках развития медиации в каждой из рассматриваемых стран, в России и в Германии, сохраняется главная проблема медиации: слабая информированность населения о данной процедуре.
Проведение анализа нормативной правовой базы, служащей основой для осуществления профессиональной деятельности медиатора в Германии, которое являлось целью данного исследования, позволило прийти к следующим выводам: деятельность медиатора в Германии зависит от большого числа факторов. Она многоступенчата, поскольку регулируется посредством местного законодательства, кодекса организации, в которой медиатор состоит, Европейского Кодекса Поведения для Медиаторов, если им было принято решение соблюдать данные положения, федеральным законом и документами, регламентирующими медиативную деятельность на всей территории Европейского Союза.
Малоизвестная во второй половине двадцатого века процедура медиации была применена на территории Германии, в последствии она получила государственную поддержку в виде принятие соответствующего закона. Усилия Европейского Парламента и Совета Европы оказали большой вклад по утверждению и внедрению в странах, входящих в содружество, данной процедуры, поскольку немецкий закон стал воплощением положений Директивы о медиации от 21 мая 2008 г., которая отражает европейские правовые тенденции, на территории отдельной страны.
Германское законодательство о медиации предоставляет соответствующие определения основных терминов, такие как «медиация» и «медиатор»; четко прописывает, что является базовыми принципами медиации, какими правами и обязанностями обладают стороны и медиатор; определяет уровень распространения конфиденциальности; декларирует вопросы финансирования; большое внимание уделяется вопросам образования и повышения квалификации медиатора; законодатель заранее прописывает положения, по которым могут быть внесены изменения в закон и что может видоизменяться в дальнейшем. Закон охватывает множество положений, но при этом сохраняются пробелы, примером которых может послужить отсутствие стандартизированной модели обучения медиаторов.
В Германии становление медиации начиналось с практики, экспериментальных площадок, и после анализа накопленного материала происходило правовое регулирование со стороны государства. В Российской Федерации медиация долго не получала развития без правовой поддержки, и только после принятии закона в 2010 г., на данную практику стало обращаться внимание не только со стороны государства, но и общества.
Для развития медиации очень важен ресурс наличия организаций и их подразделений, в рамках которых медиаторы могут состоять в профессиональных сообществах и осуществлять свою деятельность. К сожалению, данный этап находится в стадии становления, хотя существуют ассоциации специалистов медиативной отрасли, но их не так много.
Эффективной точкой развития медиации можно выделить наличие в РФ государственной Программы подготовки профессиональных медиаторов, утвержденной Приказом Министерства науки и образования Российской Федерации (Минобрнауки) от 14 февраля 2011г. № 187, которая говорит о программах подготовки медиаторов и обязательным к ним требованиям, и о наличии центров по обучению.
В качестве замечаний относительно сравнения немецкого и российского законодательств в отношении медиации, можно выделить следующее: и в Германии, и в России не закреплено право на обращение к медиатору в виде обязательной медиации. В Арбитражном процессуальном кодексе РФ(АПК)от 24.07.2002 № 95-ФЗ, в ст. 138 говорится о разъяснении судьей сторонам право обращения к посреднику в целях урегулирования спора: "1. Арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора". «В связи с принятием Закона о медиации в Гражданском процессуальном кодексе (ГПК) РФ включено лишь уточнение, касающееся того, что в ходе подготовки суд принимает меры по заключению сторонами мирового соглашения, в том числе по результатам проведения процедуры медиации». Важно отметить, что для продвижения медиации и возможности её развития право на обращение к медиатору должно быть закреплено в других законах, например: таких как Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ (индивидуальные трудовые споры), а в Европе можно сослаться на рекомендации, описанные нами в первой главе.
Переходя к медиации в судах как в России, так и в Германии можно прийти к следующим заключениям: несмотря на то, что медиация является процедурой, основанной на добровольности, явка к медиатору может носить обязательный характер.
Важно отметить следующее: обсуждения о медиации идут на самом высоком уровне, и парламентарии обеих стран осознают важность примирительных процедур.
В Германии это было сделано Президентом Конституционного суда ФРГ еще в 1979, в России в 2011 г. с посланием о внедрении примирительных процедур выступил Президент Дмитрий Анатольевич Медведев .
Таким образом, в результате анализа развития медиации в Германии и России можно прийти к следующим выводам:
- технология медиации в Германии и элементы построения социального института медиации были заимствованы из Соединённых Штатов Америки
- в России, также как и во многих странах мира, в основе технологии взята модель классической медиации из США.
- перечень терминов медиации и их содержание, используемых в Германии является международным и, в основном, схож с Российским. Из-за политических и культурных различий между Россией и Германией разнообразие применяемых видов медиации (технологий) в Германии, превосходит российское. Примером "отсутствующих" видов медиации в России, является "общественная медиация" и "онлайн медиация".
- институт медиации, также как и в России, находится в стадии становления. В России он сформирован и функционирует как правовой институт.
- Германия, как страна -участница европейского содружества, применяет на своей территории не только собственное законодательство, но и европейское. Это привносит свои положительные результаты в виде базисных документов, которые немецкому законодателю остаётся лишь «воплотить в жизнь» в стране. Положительной стороной для практикующих медиаторов является Европейский Кодекс Поведения для Медиаторов. При желании они могут его использовать в своей профессиональной деятельности. Применяемые в Германии Рекомендации Комитета Министров Совета Европы подчёркивают такие нюансы, как этническая, культурная и религиозная принадлежность медиатора. Уточнение таких особенностей может способствовать более качественному проведению медиации и будет способствовать массовому развитию медиации. При этом сохраняются недостатки, такие как, незакреплённость основных требований к знаниям и навыкам профессионального медиатора.
При всех вышеперечисленных особенностях, достоинствах и недостатках развития медиации в каждой из рассматриваемых стран, в России и в Германии, сохраняется главная проблема медиации: слабая информированность населения о данной процедуре.
Подобные работы
- Регулирование деятельности медиатора в Германии
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2025 - Правовые основы нотариата в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, нотариат. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2005 - РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПОРТА: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕДИАЦИИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕДИАЦИИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - НОРМАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА В УРЕГУЛИРОВАНИИ ВООРУЖЁННОГО КОНФЛИКТА НА ВОСТОКЕ УКРАИНЫ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Корпоративные конфликты: причины возникновения и способы разрешения
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016



