Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовые основы нотариата в Российской Федерации

Работа №12880

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

нотариат

Объем работы99 стр.
Год сдачи2005
Стоимость6400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
969
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретические и правовые основы нотариата в Российской Федерации
1.1 Ретроспективный анализ развития законодательства о нотариате в России
1.2 Понятие и место нотариата в системе органов гражданской юрисдикции
1.3 Нормативно-правовое регулирование нотариальной деятельности
2. Организация нотариального дела
2.1 Организация нотариата и нотариального самоуправления
2.2 Контроль за деятельностью нотариата
2.3 Актуальные проблемы нотариального дела в современной России
Заключение
Список использованных источников


Актуальность темы исследования. Российскому внебюджетному нотариату уже более десяти лет. На сегодняшний день 6532 нотариуса в стране занимаются частной практикой. В 2004 году переход на внебюджетную систему нотариата был осуществлен в 16 субъектах Российской Федерации. Однако происходящие в настоящее время в судебно-правовой системе страны реформы, безусловно, потребуют адекватных изменений в функционировании российского нотариата. Главное, чтобы эти изменения дали положительный эффект для государства и общества./39/
Каждый российский гражданин хотя бы один раз в жизни обращался к нотариусу, например, за доверенностью на автомобиль, за оформлением наследства или за согласием на вывоз ребенка на отдых за границу РФ. Российский нотариат в современном обществе стал одним из важнейших институтов государственного устройства.
Система нотариата независимо от способа своей организации (государственный или небюджетный нотариат) является публично-правовой по организации и содержанию своей деятельности и является частью, пусть и особым образом действующей, государственной системы. Вместе с тем, нельзя отвергать и частноправовую природу нотариальной деятельности, прочно закрепленную в ряде нормативно-правовых актов. Такая двойственность нотариальной деятельности, к сожалению, оказывает противоречивое воздействие на развитие института нотариата в нашей стране, и особенно это стало заметно в последнее время. Примеров тому много: ст. 11 НК РФ приравняла нотариуса к предпринимателям, отождествление нотариальной деятельности с коммерческой породило на законодательном уровне тезис о "дороговизне нотариальных услуг" и т.д. С одной стороны, российское государство, видимо еще не осознав в полной мере важность нотариальной деятельности для дальнейшего поступательного развития экономики страны, рассматривает нотариуса как некий бюрократический механизм со всеми присущими ему недостатками.
Вопрос о правовой природе нотариальной деятельности является сейчас особенно актуальным, так как, относя нотариат в публично-правовым институтам, государство обязано регулировать численность нотариусов в нотариальных округах, устанавливать обязательные размеры нотариальных тарифов и жестко контролировать их уплату, возложить на нотариат необходимость предоставления льготного обслуживания малообеспеченных граждан, определив при этом критерии малообеспеченности и т.д. С другой стороны, отнесение нотариата к частноправовым институтам должно сопровождаться прежде всего отменой обязательных нотариальных тарифов (предоставив рынку возможность регулировать их размер самостоятельно), отказом от оказания бесплатной нотариальной помощи льготной категории граждан и организаций (равно как и юридическое консультирование в процессе осуществления нотариального удостоверения должно быть платным), отменить законодательное регулирование численности нотариусов в каждом нотариальном округе, простимулировав таким образом развитие коммерческой конкуренции среди нотариусов и т.д.
Публично-правовая природа нотариальной деятельности во многом определяет ее восприятие со стороны общества как исключительно технической, формально-бюрократической профессии. Нотариус в России воспринимается как чиновник с печатью, который от имени государства беспристрастно регистрирует волеизъявление участников (сторон), при этом взимая обязательную плату за свои действия, установленную законом. Этот эффект усугубляется достаточно низкой правовой культуры населения и в среднем низкими по стране доходами граждан.
Из такой, казалось бы, тупиковой ситуации, безусловно, существует выход. Российскому нотариату на нынешнем этапе своего развития необходимо совместно с ведущими правовыми центрами и академическими институтами начать разрабатывать, если уж не полноценную доктрину нотариального права, то хотя бы концепцию его развития.
Без создания полноценной, теоретически обоснованной концепции развития нотариата в России, в полной мере сочетающей в себе одновременно и публичный, и частный интересы, не удастся усовершенствовать модель формирования и построения российского нотариата, не получится сделать его приспособленным к нуждам государства и общества. По нашему мнению, самым главным итогом организационной, правовой и финансовой реформы системы нотариата в России должен стать порядок, при котором нотариус превратился бы в беспристрастного советника сторон нотариального акта, стал доверенным лицом по правовым вопросам. О правильности такого подхода говорит опыт развития стран, традиционно входящих в систему Латинского нотариата, т.е. Франции, Германии, Швейцарии, Италии и т.д.
Вопросам административно-правового регулирования нотариата в российской не всегда уделялось большое внимание. Учитывая бесспорную ценность работ Е.Н. Клячина, И.В. Решетникова, В.В. Яркова, В.В. Баранковой, В.М. Жуйкова, И.Г. Черемных, В.С. репина и других ученых, приходится констатировать, что результаты изучения административно-правовой организации управления нотариальным делом изучены недостаточно. Вышеуказанные ученые исследовали статуса нотариата с позиций гражданско-правовой науки, предлагали различные пути совершенствования статуса нотариата как органа гражданской юрисдикции.
В связи с изменениями, происходящими в экономике, системе управления, статус нотариата следует рассмотреть с позиций науки административного права.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что тема дипломного исследования достаточно актуальна в научном плане и содержит высокий потенциал последующего практического применения.
Цель и задачи исследования. Целью является разработка теоретических и практических проблем правового статуса нотариата, подходов к решению спорных вопросов относительно правовой регламентации нотариальной деятельности, а также уяснения вопросов об административно-правовой организации управления нотариатом в России.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- проследить историю развития законодательства о нотариате;
- определить понятие и место нотариата в системе органов гражданской юрисдикции;
- охарактеризовать нормативно-правовую базу нотариата;
- проанализировать административно-правовую организацию управления нотариатом, формы контроля за нотариальной деятельностью, а также проблемы законодательства о нотариате.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации законодательства о нотариате.
В качестве предмета исследования выступили спорные вопросы о статусе нотариата, соответствующие нормы конституционного, административного, гражданского законодательства и практика их применения.
Методологической основой исследования служит диалектический метод познания и анализа рассматриваемых явлений.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, подводя итог настоящему исследованию, сделаем следующие выводы.
1. К сожалению, в плане разгрузки судов и снижения спорности гражданского оборота нотариат используется недостаточно, что не соответствует традициям романо-германской правовой системы. Между тем нотариат, основной задачей которого является создание квалифицированных письменных доказательств с особой доказательственной и исполнительной силой, в странах системы Латинского нотариата (включающей 73 государства) способствует судебной деятельности и выполняет функции "предупредительного правосудия".
В решениях XXIII Конгресса Международного союза Латинского нотариата (Афины, 2001 г.) справедливо отмечалось, что нотариус, который в силу своих профессиональных обязанностей должен приводить зачастую различные интересы сторон к одному знаменателю, более представителей других юридических профессий предназначен быть медиатором.
В самом деле, если мы проанализируем основы нотариальной деятельности, то увидим все присущие медиации черты в работе нотариуса латинского типа, в том числе российского. Прежде всего, беспристрастность нотариуса, который в силу закона обязан учитывать интересы всех сторон сделки. В отличие от представителей других юридических профессий нотариус не может в силу самого существа своей профессии работать только на одну сторону, он обязан учесть интересы всех лиц, вовлеченных в совершение конкретного нотариального действия. Кроме того, нотариус обязан предупреждать о последствиях совершаемых юридических действий, что позволяет сторонам, в том числе процесса медиации, принять правильное решение. Следует учитывать и присущую нотариальной профессии обязанность соблюдать нотариальную тайну, т.е. конфиденциальность медиации заложена в самой сути профессии нотариуса, для которого сохранение тайны является юридической обязанностью. Во многих странах Европы у соглашения, достигнутого с помощью нотариуса-медиатора, имеется и другое очень ценное качество - оно в силу нотариального удостоверения приобретает исполнительную силу и позволяет без судебной процедуры обеспечить принудительность исполнения результатов медиации. В России такая принудительная сила присуща пока только одному виду достигнутого с помощью нотариуса соглашения - об уплате алиментов.
Важным с точки зрения участников процесса медиации является и то обстоятельство, что проведение медиации по общему правилу означает для нотариуса одновременно оказание участникам конфликта квалифицированной юридической помощи. Поэтому если для многих категорий юристов и других лиц занятие медиацией может стать дополнительной работой, то для нотариуса медиация - служебная деятельность, возложенная на него законом. Поэтому будет важным в русле развития традиций романо-германского права и оказания содействия осуществлению правосудия развитие Латинского нотариата в нашей стране с целью наделения нотариуса полномочиями медиатора с приданием нотариальным актам исполнительной силы.
2. Именно в силу публичного предназначения нотариальных палат для их организации неприемлем принцип добровольности, характерный для членства в других объединениях, которые создаются исключительно на основе общности интересов граждан (статья 30 Конституции Российской Федерации, статья 117 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 3 Федерального закона "Об общественных объединениях").
Обязательность членства занимающихся частной практикой нотариусов в нотариальной палате как условие занятия этой профессией не затрагивает ни конституционный принцип равенства, ни конституционные права на свободу объединения и свободный выбор рода деятельности и профессии (статьи 19, 30 и 37 Конституции Российской Федерации), поскольку государство вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публичную (в данном случае - нотариальную) деятельность, обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности.
Членство в нотариальной палате не препятствует нотариусам, занимающимся частной практикой, участвовать в создании других объединений (общественных, профессиональных союзов и т.п.), основанных на принципе добровольного членства, однако такие объединения не вправе осуществлять установленные Основами для нотариальных палат властные организационно - контрольные полномочия.
3. Публично-правовые задачи обязывают занимающихся частной практикой нотариусов в установленных законом случаях обеспечивать льготное или бесплатное юридическое обслуживание социально незащищенных граждан. Выполнение этих публично значимых для общества и государства задач обусловливает необходимость предоставления соответствующих гарантий со стороны государства. Кроме того, деятельность занимающихся частной практикой нотариусов не является предпринимательством или какой-либо иной не запрещенной законом экономической деятельностью и не преследует цели извлечения прибыли. Исходя из этого, недопустимо избранное законодателем регулирование, уравнивающее их с другими категориями плательщиков страховых взносов, деятельность которых не носит особого публично-правового характера и направлена на извлечение прибыли, а также не дифференцирующее тарифы страховых взносов в зависимости от получаемого заработка (дохода).
4. Действующие Основы законодательства РФ о нотариате принимались в 1993 году. Уже прошло 12 лет с момента их принятия. Большие изменения произошли в государстве, отношения изменились, развивается частная собственность. Закон, который тогда принимался, внес очень серьезный вклад в реформирование нотариата, и, действительно, нотариат изменился. Сегодня в России нотариальная помощь не является проблемой. Но Закон принимался на основе реалий того времени. И сейчас он должен соответствовать уровню развития общества. Если определенные нормы опережают или тормозят развитие современного общества, то они не решают поставленных задач. Прежде всего, необходимо усилить контроль государства за нотариальной деятельностью, потому что нотариус действует от имени государства. Государство должно иметь возможность активнее влиять на кадровую политику нотариата - назначение, освобождение от должности. Это будет способствовать более дисциплинированному развитию нотариата. Контроль за действиями нотариусов практически отсутствовал, что привело к тому, что нотариусы почувствовали себя свободными от чиновников, от Закона, что принесло определенный вред. В действующем законе не очень четко прописано, что такое нотариальная деятельность, кто такой нотариус, и от того, что эти статусы не возведены на должный уровень, нотариальная деятельность воспринимается в упрощенном варианте, не очень значимо. Всем необходимо знать, что стоит за печатью нотариуса. Это должно быть прописано в законе - чтобы человек, получивший нотариальную помощь, имел на руках документ, воспринимаемый как исполнительный, чтобы человеку не приходилось обращаться в суд.
5. Перспективы российского нотариата видятся в следующем.
- в повышении статуса нотариальной деятельности, но это должно быть закреплено законом;
- развитие нотариальных действий, которые помогут разгрузить судебную систему и существенно помочь бизнесу и предпринимателям, ведь нотариат существует для того, чтобы обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
- перспектива в том, чтобы активнее использовался нотариальный потенциал, чтобы нотариус совершал не только обязательные, но и необязательные нотариальные действия, способствовал всяческому развитию и совершенствованию нашего государства.



1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря
1. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1- 997. -N 1. - Ст. 1
2. "О государственной гражданской службе Российской Федерации": Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. - №N 31. - ст. 3215
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ // Российская газета. – 2003. - N 202
4. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Известия. Приложение Закон. – 2002. - №8. – с. 20-43
5. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 // Российская газета.-2002, №125
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 2, 21, 22 июля 2005 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - N 1. - ст. 1; N 18. - ст. 1721. - N 30. - ст. 3029; N 44. - ст. 4295, 4298; 2003. - N 27. - ст. 2700, 2708, 2717; Парламентская газета. – 2003. - 15 ноября
7. "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях": Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ // "Российская газета". – 31 декабря 2001., СЗ РФ.- 2002 г. - N 1 (Часть I) . -ст. 2
8. О лицензировании отдельных видов деятельности":Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ // СЗ РФ. - 2001. - N 93.
9. О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ // "Российская газета. – 2000. - 10 августа. - N 153-154
10. О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст.3176.
11. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. // Собрание законодательства РФ. – 1998. - N 31. - ст. 3824
12. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) (с изм. и доп. от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января 2006 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. - № 2. - ст. 176
13. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним": Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - N 30. - ст. 3594
14. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-фз// Российская газета. – 1994. - 15 июня.
15. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1// Российская газета. – 1993. - 13 марта
16. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945; N 21. Ст. 2023; N 31. Ст. 3234.
17. Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 // СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023; N 31. Ст. 3234; N 38. Ст. 3775; N 42. Ст. 4107.
18. Об утверждении Положения о Федеральной регистрационной службе: Указ Президента РФ от 13.10.2004. N 1315 // СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4110
19. Об утверждении положения О Министерстве юстиции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 13.10.2004. N 1313 // СЗ РФ. - 2004. - N 42. - Ст. 4108
20. "Об определении границ нотариальных округов в пределах территории Хабаровского края и численности нотариусов": Закон Хабаровского края от 25 мая 2005 г. N 275 // Приамурские ведомости. – 2005. - 8 июня. - N 102(3477)
21. Андреечев И.С. Полномочия должностных лиц органов местного самоуправления по совершению отдельных нотариальных действий// "Гражданин и право". – 2003. - № 6
22. Административное право. Академический курс: Учебник под ред. Старилова Ю.Н. – М.: Юрайт, 2004. – 1563 с.
23. Административное право: Учебник под ред. Попова Л.Л. – М.: Юристъ, 2002. – 697 с.
24. Аргунов В.Н. Нотариальное удостоверение фактов (историко-правовой очерк) // Законодательство. – 2000. - № 5
25. Алехин АП.. Кармолицкий А.А.. Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М.: 1997. – 603 с.
26. Богданов А.В., Богородицкий И.Б., Россинский Б.В. Административное право: Учебник. – М.: НОРМА, 2003. – 338 с.
27. Богомолова Е. "Борьба с коррупцией или...? // эж-ЮРИСТ". – 2004. - № 38
28. Баренбойм П.Б., Резник Г.М. Адвокатура как защитник гражданского общества / "Законодательство и экономика". – 2004. - № 9
29. Власть и бизнес: взаимная ответственность. Комментарий к законодательству / Под ред. В.М. Жуйкова и Э.Н. Ренова. – М.: "Контракт", 2004 – 316 с..
30. Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. – М.: Юристъ, 2001. – 407 с.
31. Госрегистрация + нотариат: законности много не бывает // "эж-ЮРИСТ". – 2004. - № 43


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ