Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЧИСЛЕННЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО МОНАШЕСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX- НАЧАЛЕ XX ВВ

Работа №61978

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
252
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ И ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ ПРАВОСЛАВНЫХ МОНАСТЫРЕЙ В РОССИЙСКОЙ 10
ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ.
1.1. Значение монастырей в исторической судьбе России 10
1.2. Правовое положение и виды монастырей в Российской Империи во второй половине XIX - начале ХХ вв.
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ РОССИЙСКОГО МОНАШЕСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ. 32
2.1. Состояние православных монастырей в Российской Империи
во второй половине XIX века - начале ХХ вв. 32
2.2. Социальный состав монашества в Российской Империи во второй половине XIX - начале ХХ вв. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы исследования. В настоящее время история русской православной церкви и, в частности, история монастырей вызывает значительный интерес. Широкое обсуждение находят вопросы роли монастырей в современном обществе, их экономико-правового статуса, происходит восстановление старых и открытие новых обителей.
Русский православный монастырь как церковный и социальный институт, как феномен культуры обладает множеством функций и значений. Монастырь - активный субъект политической, социальной, хозяйственно-экономической, культурной и духовной жизни современного ему общества. И в то же время, в силу своего канонического предназначения он обладает известной автономией, отстраненностью от мира, стабильностью и устойчивостью уклада жизни. Таким образом, монастырь предстает как некая константа в динамичном социуме.
Православные монастыри и монашество - неотъемлемая часть религиозной традиции русских. С одной стороны, монастырь существенно влиял на жизнь и традиции этноса, поскольку транслировал православное мировоззрение, духовные, нравственные, этические ценности. С другой стороны, этническая культура влияла на организацию повседневной жизни монастыря, и он впитывал опыт материальной (хозяйственной, бытовой) и нравственно-этической культуры этноса.
Однако на сегодняшний день тема социальной стратификации российского монашества в XIX - начале ХХ вв., получила рассмотрение в классическом труде современного исследователя П.Н. Зырянова «Русские монастыри и монашество в XIX-начале XX века» и фактически большинство исследовательских работ по изучаемой проблеме ссылаются на данного исследователя.
Кроме того, в последнее десятилетие в открытом доступе стали появляться ранее неопубликованные источники по исследуемой проблематике, что сделало возможным по-новому рассмотреть тему социальной стратификации российского монашества в XIX - начале ХХ вв.
Таким образом, рассматриваемая тема является актуальной, так как, с одной стороны, имеются современные исследования по данной проблематике, а, с другой стороны, на сегодняшний день становится доступным целый ряд источников, ранее не анализируемый отечественными исследователями по изучаемому вопросу.
Степень разработанности темы исследования. Значение и роль русских монастырей в гражданской истории исследовались русскими историками, в том числе церковными. Среди наиболее значимых работ, посвященных истории Русской Церкви, и в которых нашла свое отражение монастырская история, - фундаментальная «История Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова), а также истории Русской Церкви П.В. Знаменского, А.В. Карташева и Е.Е. Голубинского. В 90-х гг. XX в. помимо репринтных справочных изданий и историко-статистических исследований, например, В.В. Зверинского, появляются переиздания фундаментальных исследований по истории русского монашества с научными комментариями и приложениями, например, И.К. Смолича, П.М. Строева и др. Различным аспектам истории русских монастырей и монашества посвящены работы современных исследователей П.Н. Зырянова, А.И. Комеча. Истории русских монастырей посвящены несколько статей в томе энциклопедии «Русская Православная Церковь».
Предпринимаются попытки систематизации сведений о русских монастырях по различным основаниям: принципу музейного использования, кодификации действующих монастырей Русской Православной Церкви и пр. Успешным опытом систематизации библиографических сведений о монастырях стал библиографический указатель «Православные монастыри и обители», подготовленный РГБ. К 2000-летию Рождества Христова появилась серия «Русские монастыри», излагающая (по епархиям РПЦ) краткую историю крупнейших региональных монастырей. Публикуются справочники и путеводители по монастырям, где помимо истории содержится информации о современном состоянии и деятельности монастырей.
В отечественной историографии и в дореволюционной (например, В.П. Милютин, Д. Ростиславов), и современной (например, А.И. Комиссаренко, Э.Л. Дубман) предпринимались попытки изучения хозяйственно-экономической роли русских монастырей на материалах монастырских владений; активно публикуются новые исследования, сборники документов, источники и справочники, в том числе в контексте региональной (местной) гражданской истории. Таковы исследования М.В. Шкаровского, М.Ю. Нечаевой, С.Б. Бахмусова, И.Н. Зайцевой и И.Н. Самарцевой, Г.Н. Айплатова, С.В. Турова, В.А. Овчинникова, С.А. Раздольского, Н.А. Макарова В.С. Блок и К.А. Катренко, М. Шиманской и С. Метелицы, В. Кученковой, О.Н. Яшиной и И.И. Доценко, Л.М. Сосниной, О.А. Федорущенко, С.И. Головиной и др.
Интерес ученых к монастырской истории выразился и в росте числа диссертационных работ, посвященных различным аспектам истории российских монастырей. Интерес представляет междисциплинарная диссертация И.В. Заикиной, посвященная государственно-правовому и каноническому аспектам положения монастырей в Российской империи XVIII - начала XX вв. Как в историографии и исторической науке советского периода, так и теперь приоритетными темами, привлекающими внимание исследователей, остаются экономическая (хозяйственная) деятельность и землевладения монастырей в различные исторические периоды (дисс. исследования Н.В. Соколовой, Т.Ю. Самсоновой, А.Н. Захарова, М.С. Черкасовой). Так, в диссертации О.Н. Яшиной разработаны проблемы земельной собственности РПЦ в XVIII - первой половине XIX вв., в т.ч. причины и последствия секуляризационной реформы 1761 г., особенности развития церковного землевладения до и после 1761 г.; Р.В. Капинос - современные и исторически сложившиеся экономические отношения в монастырских хозяйствах рассматриваются их вид «коллективно-ассоциированного хозяйства конфессионального типа», выделяются основные принципы монастырской экономики.
Объект исследования - выступают действовавшие на территории Российской Империи во второй половине XIX - начале XX вв., монастыри Русской Православной Церкви.
Предмет исследования - численный и социальный состав православных монашеских общин в России во второй половине XIX - начале XX вв.
Цель исследования - анализ социальной стратификации российского монашества во второй половине XIX - начале ХХ вв.
Для осуществления поставленной цели в выпускной квалификационной работе предполагается решение следующих задач:
-исследовать значение монастырей в исторической судьбе России;
- охарактеризовать правовое положение и виды монастырей в Российской Империи во второй половине XIX - начале ХХ вв.;
- рассмотреть состояние православных монастырей в Российской Империи во второй половине XIX века - начале ХХ вв.;
- проанализировать социальный состав монашества в Российской Империи во второй половине XIX - начале ХХ вв.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют метод научной объективности и достоверности, диалектическое понимание процесса исторического развития при опоре на всю совокупность исторических фактов, метод социальной обусловленности исторических явлений и процессов. Первоочередными принципами являются принципы историзма: события данного периода рассматриваются не как отдельно взятые, а в связи с другими явлениями; принципы объективности, толерантности и системности, предусматривающие непредвзятый в политическом и конфессиональном отношении анализ собранной информации, широкий охват доступных источников и литературы, системный метод в их группировке и обработке. В данной работе используются как общенаучные, так и специально-исторические методы исследования. К числу специально-исторических методов относятся сравнительно-исторический и хронологический. Так, например, сравнительно-исторический подход, применительно к нашему исследованию, заключается в том, что предмет нашего исследования рассматривается в сопоставлении с основными этапами развития советско-религиозных отношений в России.
Источниковая база исследования. Источники по теме социальной стратификации российского монашества в XIX - начале ХХ вв., можно разделить на несколько групп. К первой из них необходимо отнести статистические исследования, в которых затронута исследуемая тема - «Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы» . Во вторую группу следует выделить непосредственно опубликованные документы православной конфессии - «Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1898», «Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи», «Обзор учреждения в России православных монастырей со времени введения штатов по духовному ведомству» и «Список настоятельниц женских монастырей и общин». И в третью группу можно отнести непосредственно иностранные исследования XIX века по рассматриваемой тематике - «О православном белом и черном духовенстве в России» .
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что в работе осуществлено комплексное исследование проблемы численного и социального состава отечественного православного монашества во второй половине XIX - начале ХХ вв. В научный оборот вводятся новые источники, что позволяет существенно расширить имеющиеся представления об истории и внутренней жизни русских православных монастырей в XIX веке. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего исследования русского православного монашества, а также в научно-исследовательской и преподавательской деятельности при разработке общих и специальных курсов и лекций в рамках истории России, истории русской православной церкви, истории культуры XIX века, при написании научных работ, учебных пособий и работ краеведческого характера.
Апробация выпускной квалификационной работы: ключевые идеи работы представлены автором в докладе на студенческой научно-практической конференции IX Кирилло-Мефодиевские Чтения (Белгород, НИУ «БелГУ» 18 апреля 2018).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог, можно говорить о том, что, возникнув в первые века христианства на Руси, русские монастыри и монашество в течение всего средневековья сочетали «отвержение мира» и служение миру. Г лавным было духовное служение, то «наполнение Вышнего мира» молитвами святых и праведников, о котором ок.1540 г. писал новгородский священник Св. Софии Агафон в предисловии к составленной им пасхалии на восьмую тысячу лет от сотворения мира. Монашеские идеалы оказывали влияние на формирование нравственного облика христианского общества. Социальное служение монастырей заключалось в благотворительности, странноприимстве, устройстве больниц, богаделен, помощи во время голода, кредитовании крестьян, т.е. в организации производственного процесса. В суровые военные годы крупные монастыри брали на себя функцию защиты от внешних врагов (Иосифо-Волоколамский, Троице-Сергиев, Соловецкий и др.). Монастыри в XI - XVII вв. были крупнейшими центрами культуры и духовного просвещения. Монашество в России не только было тесно связано с разными сторонами жизни: оно было нормальным идеалом жизни, всеми принятым; оно было общим идеалом.
Непосредственно на территории Российской Империи с ХУШ в. монастыри подразделялись на штатные и заштатные. В свою очередь штатные монастыри имели деление на классы. К первоклассным монастырям относились знаменитые на всю Россию лавры. Кроме этого, существовали ещё и ставропигиальные монастыри, состоявшие в непосредственном ведении Синода. Правовое положение российских православных монастырей отражалось в основных законах Российской Империи. Монастыри имели довольно широкие права, среди которых можно выделить такие, как право на земельную собственность и право на оплачиваемую прислугу. Однако монастырям запрещалось владеть населёнными пунктами, а монахам - недвижимым имуществом.
В свою очередь, численность православных монастырей и монахов в России особенно возросла во второй половине XIX в. В 1900 г. было уже 828 монастырей (503 мужских и 325 женских) с 18,7 тыс. монахами и 39,6 тыс. послушниками, а к 1917 г. число монастырей достигло 1257 с 33,8 тыс. монахами и 73,5 тыс. послушниками.
Кроме того, необходимо отметить, что наибольшее число монастырей возникло в Центрально-Промышленном и Центрально-Черноземном районах, а также в Среднем Поволжье, но много было основано также на Украине, в Южном Приуралье и на Северном Кавказе. Характерной особенностью этого рассматриваемого периода было появление многочисленных женских общин, главным образом в центральных районах и в Среднем Поволжье. В целом, за 1850 - 1917 гг. Русская Православная Церковь сумела - при поддержке царской власти - вернуть себе почти то же количество земли, которое было до секуляризации. Как и раньше, у отдельных монастырей земельные владения достигали огромных размеров.
В целом, необходимо также отметить, что постороннему человеку в исследуемый период времени монашество нередко представлялось однородной массой людей, одетых в черное. Однако социальные различия, принесенные из внешнего мира, не вполне стирались за монастырскими стенами, а кроме того, существовали внутренние градации и в самом монашестве. Оно подразделялось на несколько формальных и неформальных групп. Низшее положение в монастыре занимали послушники. Они выполняли самую тяжелую работу. Срок «искуса» устанавливался в три года, но мог продлеваться. Но даже после пострижения часто мало что менялось в положении бывшего послушника. В качестве монашеского «послушания» ему нередко поручалась та же самая черная работа, которую он выполнял и прежде. Крестьяне, мещане, бывшие солдаты составляли костяк рядового, «работного» монашества. Выход из его массы начинался с возведения в сан иеромонаха.
Непосредственно по социальному признаку в исследуемый период российское монашество было достаточно пёстрым. В число монахов входили представители духовенства, дворянства, купечества, разночинцы, мещане, вольноотпущенные и крестьяне. Однако, основным сословием, формирующим монашескую братию в Российской Империи, было духовное сословие. В XIX в. очень заметную роль в монашестве играла небольшая прослойка выходцев из высших сословий. В документах того времени даже появился специальный термин для обозначения данной категории монахов - термин «монахи-аристократы».



1. Ведомость о мужских и женских монастырях и общинах за 1901
г. СПб.: Синодальная тип., 1902. 129 с.
2. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1898. СПб.: Синодальная типография, 1901. 314 с.
3. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания / Сост. Т. Барсов. Т. I. СПб.: Синоидальная типография, 1885. 860 с.
4. Сборник законов о монашествующем духовенстве / Сост. А.И. Проволович. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергеева лавра, 1902. 104 с.
5. Свод законов Российской империи. Т. IX. СПб.: Типография Второго отделения Собственно Его Императорского Величества Канцелярии 1876. 876 с.
6. Собрание церковно-гражданских постановлений о монашествующих и монастырях. / Сост. И.Л. Чижевский. Харьков: Тип. «Печатное дело», 1898. 192 с.
7. Список настоятельниц женских монастырей и общин. М.: Синодальная типография, 1889. 56 с.
Научные публикации
8. Абрамович Д. Киевопечерский патерик. К, 1931. 582 с.
9. Афанасий О пользе монастырей вообще и в частности о епархиально-филантропических учреждениях при монастырях Харьковской епархии. Харьков: Епарх. тип., 1913. 33 с.
10. Афонская гора и Соловецкий монастырь. СПб.: Типография В.С. Балашева, 1883. 110 с.
11. Билинец С. Тьма и ее слуги (о православных монастырях и монашестве). К: Госполитиздат УССР, 1960. 88 с.
12. Будовниц И.У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV - XVI в.в. М.: Наука, 1966. 326 с.
13. Валаамский монастырь и его подвижники. СПб.: Типо
литография И. Генералова, 1903. 453 с.
14. Волховской М.Г. Святые места на Руси. Описание главнейших монастырей, их история и святыни. СПб.: Т.Ф. Кузин, 1894. 215 с.
15. Глинская пустынь: Очерк современного состояния обители (С видом монастыря и портретами замечательных подвижников). Курск, 1912. 69 с.
16. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1, Ч. 2. М.: Университетская Типография, 1904. 926 с.
17. Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и основанная им Троицкая лавра [электронный ресурс] URL: http://rusarch.ru/golubinsky1.htm (дата обращения: 03.03.2018).
18. Горский С. Монастырские нравы. М.: Дело, 1913. 95 с.
19. Григорович И. Обзор учреждения в России православных монастырей со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1869). СПб., 1869. 272 с.
20. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи. М.: Издание А.Д. Ступина, 1908. 996 с.
21. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 2001. 935 с.
22. Дубман Э.Л. Хозяйственное освоение Среднего Поволжья в XVII
в.: По материалам церковно-монастырских владений. Куйбышев, 1991. 99 с.
23. Еремина Т.С. Мир русских икон и монастырей: история, предания. М.: МАИК «Наука», 1997. 602 с.
24. Заикина И.В. Правовое положение монастырей в Российской империи XVIII - начала XX вв.: Г осударственно-правовой и канонический аспект: Автореф. дис. ... к.юр.наук. Ростов-на-Дону, 2004.
25. Записки баронессы Прасковьи Григорьевны Розен, в монашестве Митрофании / Сост. А.М. Васнева. М.: Никея, 2010. 254 с.
26. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи. Т. II. СПб.: Типография В. Безобразова, 1892. 462 с.
27. Зверинский В.В. Монастыри в Российской империи. Статистический очерк и перечень существующих монастырей. СПб.: Тип. Эттингера, 1887. 106 с.
28. Зверинский В.В. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. СПб.: Типография В. Безобразова и К., 1892. 466 с.
29. Зверинский В.В. Преобразование старых и учреждение новых монастырей с 1764-95 по 1 июля 1890 года. СПб.: Типография Безобразова и К., 1890. 314 с.
30. Землевладение церквей и монастырей Российской империи / Сост. Н.А. Любинецкий. Ч. 1. СПб.: Синод, тип., 1900. 36 с.
31. Землевладение церквей и монастырей Российской империи / Сост. Н.А. Любинецкий. Ч. 2. СПб.: Синод, тип., 1900. 26 с.
32. Землевладение церквей и монастырей Российской империи /Сост. Н.А. Любинецкий. Ч. 4. СПб.: Синод, тип., 1900. 38 с.
33. Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 1999. 312 с.
34. Иеромонах Геронтий Историко-статистическое описание первоклассного Задонского Богородицкого монастыря. М.: Типография Грачева и К., 1871. 165 с.
35. Историческое известие о всех соборных, монастырских, ружных, приходских и домовых церквах, находящихся в столичных городах Москве и Санкт-Петербурге. М.: Университетская типография, 1848. 274 с.
36. К съезду монашествующего духовенства (О преобразовании монастырской жизни). М.: Тип. Русская печатня, 1909. 16 с.
37. Казанский П.С. История православного русского монашества от основания Печерской обители прп. Антонием до основания лавры Св. Троицы прп. Сергием. М.: Типография Александра Семена, 1855. 205 с.
38. Кавелин Л.А.Историческое описание Козельской Введенской оп- тиной пустыни и состоящего при ней скита Св. Иоанна Предтечи. СПб.: Типография Э. Веймора, 1872. 382 с.
39. Капинос Р.В. Экономические отношения в монастырских хозяйствах: Автореф. дисс. ... к.экон.н. М., 2005.
40. Каулен М.Е. Музеи-храмы и музеи-монастыри России: Каталог- справочник. М.: Рипол Классик, 2005. 768 с.
41. Ключарев В. Юрьев Новгородский первоклассный монастырь. История его и описание. Новгород: Типография Юрьевского монастыря, 1893. 236 с.
42. Комеч А.И. Русские монастыри: История и культура Х-XVII столетия. М.: АРТ-БМБ, 2001. 239 с.
43. Комиссаренко А.И. Русский абсолютизм и духовенство в XVIII в.: (Очерки истории секуляризационной реформы 1764 г.). М.: Изд-во ВЗПИ, 1990. 203 с.
44. Кривенко С.Н. На распутье (культурные скиты и культурные одиночки). М.: Изд-во С. Дороватовского и А. Чарушникова, 1901. 339 с.
45. Крыжановский Г. Историческое и общественное значение Поча- евской лавры. Почаев: Типография Почаево-Успенской лавры, 1899. 118 с.
46. Марков И. Исторические сведения о всех находящихся в России монастырях. М.: Тип. С. Орлова, 1872. 130 с.
47. Матвеев В. Описание тверских древностей с очерком города Твери и Оршина монастыря. М.: Типография В.М. Фриш, 1878. 46 с.
48. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи / Сост. В.В. Зверинский. СПб.: Альфарет, 2005. 1068 с.
49. Мень А. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. М.: Космополис, 1994. 223 с.
50. Милютин В.П. О недвижимых имуществах духовенства в России. - М.: Унив. тип., 1862. 581 с.
51. Молдован А.М. Слово о законе и благодати митрополита Илари- она. К., 1984. 239 с.
52. Монастыри Русской Православной Церкви: Справочник-
путеводитель / Сост. Л.Г. Рудин, П.В. Кузнецов. М.: Изд-во Моск. Патриархии, 2001. 464 с.
53. Монастыри: Энциклопедический справочник (Русская православная церковь) / Сост. А.В. Никольский. М.: Изд-во Моск. Патриархии: Республика, 2000. 460 с.
54. Монастыри в Российской империи. Статистический временник Российской империи. СПб.: Центр, стат. ком. М-ва вн. дел, 1887. 106 с.
55. Монашество и современные о нем толки. М.: Общество истории и древностей российских при Московском университете, 1874. 39 с.
56. Монашество и монастыри в России / Под ред. Н.В. Синицыной. М.: Наука, 2002. 346 с.
57. Несколько слов о монашестве прежнем и нынешнем / Сост. под ред. Н.В. Елагина. СПб.: Тип. П.И. Шмидта, 1891. 36 с.
58. Низовский А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. М.: Вече, 2000. 463 с.
59. Никодим Описание Московского Богоявленского монастыря. М.: Типография М. Каткова, 1877. 101 с.
60. О православном белом и черном духовенстве в России. Т. 1. Лейпциг: Типография Ф. Вагнера, 1866. 590 с.
61. О православном белом и черном духовенстве в России. Т. 2. Лейпциг: Типография Ф. Вагнера, 1866. - 693 с.
62. Обзор учреждения в России православных монастырей со времени введения штатов по духовному ведомству. СПб., 1869. 234 с.
63. Общежительная Саровская пустынь. М.: Типография Л.Ф. Снегирева, 1904. 331 с.
64. Православная энциклопедия. Том «Русская Православная Церковь». М.: Православная энциклопедия, 2000. 655 с.
65. Православные монастыри и архиерейские дома в России, ныне существующие. М.: Тип. Э. Лисснера и Ю. Рожана, 1889. 82 с.
66. Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. СПб.: Воскресение, 1994. 732 с.
67. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М.: Типография А.И. Снегиревой, 1892. 397 с.
68. Ростиславов Д. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей. М.: Александрия, 2010. 496 с.
69. Рубакин Н.А. Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы. СПб.: Изд-во «Вестник знания», 1912. 218 с.
70. Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра 1713-1913. СПб.: Синодальная типография, 1913. 1124 с.
71. Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А. И. Клибанов. М.: Политиздат, 1989. 719 с.
72. Смолич И.К. История Русской Церкви 1700 - 1917. Т. 1. М.: Изд- во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. 799 с.
73. Смолич И.К. Русское Монашество: Возникновение: Развитие: Сущность: (988-1917). М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 1997. 606 с.
74. Сокращенные правила монашеского жития. Смоленск: Губернская тип., 1851. 10 с.
75. Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2007. 584 с.
76. Танков А.А. Историческая летопись Курского дворянства. Т.1. М.: Издание Курского дворянства, 1913. 649 с.
77. Танков А.А. Курский Знаменский собор // Епархиальные ведомости. Курск, 1894. С. 142-148.
78. Тренев Д.К. Серпуховской Высоцкий монастырь. Его иконы и достопамятности. М.: Церковно-Археолог. Отдел Общ. Любит. Духовн. Просвещения, 1902. 175 с.
79. Христианство: Энцикл. словарь / Под ред. С.С. Аверинцева. Т. 2. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. 1175 с.
80. Яшина О.Н. Земельная собственность Русской Православной Церкви в России в XVIII - первой половине XIX в.: Историческое исследование: Автореф. дисс. ... к.ист.н.. М., 2003.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ