Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Российская семья и Социальная Концепция Русской Православной Церкви: социологический анализ

Работа №61021

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы50
Год сдачи2016
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
269
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Российская семья и социальная концепция Русской Православной церкви в структуре отраслевого социологического знания 8
§ 1.1.Социальный конструктивизм 8
§1.2. Социология семьи 13
Глава 2. Современная российская семья: нормативные положения Российской Православной Церкви и социально-демографические показатели 19
§2.1. Анализ положений социальной концепции Российской Православной Церкви по вопросам «личной, семейной и общественной нравственности 19
§2.2. Российская семья в свете социально-демографических 37
показателей 37
Заключение
Литература и источники: 48

С начала нового тысячелетия наблюдается возрастающий интерес исследователей в области социальных и политических наук к Русской Православной Церкви как к актору российской и международной политики, которые не могут не отметить ее интенсифицирующегося влияния. Не в последнюю очередь это связано с увеличением активности РПЦ и разработкой ею концептуальных документов, как охватывающих богословские и внутрицерковные положения, так и регламентирующих взаимодействие Церкви и общества. В особенности это касается фундаментального программного документа, утвержденного Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г., «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Концепция претендует на универсальность и охватывает широкий ряд аспектов самого розного толка от терроризма до условий содержания заключенных. «Основы...» — первый в истории РПЦ документ, не только призванный регулировать церковные учреждения и их взаимодействие с государственной властью и различными светскими организациями, но и дающий руководство для индивидуальных членов Православной церкви. Настоящая концепция уникальна не только для православного, но и для всего христианского мира: как для католической, так и для протестантских церквей характерны выступления в форме отдельных пастырских посланий, но единого исчерпывающего документа нет. Исследователи отмечают, что Православная церковь, взаимодействуя с населением посредством церковных СМИ и речей представителей церковной
элиты (содержание которых необязательно ограничивается информацией богословского и внутрицерковного характера), формирует у своих прихожан идеалы, мировоззрение и многие социально-психологические и культурные установки, которые определяют отдельные стороны общественной деятельности.
Исторически Русская Православная Церковь оказывала большое влияние на многие процессы в России, в том числе политические. В наше время Церковь также оказывает заметное воздействие на общественное сознание и разные стороны общественной жизни. РПЦ активно взаимодействует с государственными органами, лоббируя свои интересы, равно как и политические акторы и светские организации используют поддержку священников, чтобы выглядеть более легитимно в общественном сознании, для которого авторитет РПЦ имеет большой вес. Исследователями отмечается, что несмотря на некоторый разброс взглядов различных представителей РПЦ, в России сегодня нет противоречия между государственной и церковной властями, скорее наоборот, Правительство и руководство Православной Церкви стремятся к взаимоподдержке и солидарны по принципиальным вопросам . В частности, в отношении семейной политики это особенно заметно. Так, в 2013 году был создан официальный портал Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства (http://pk-semya.ru/), который содержит телефоны доверия, базу данных вопросов по семейной тематике, на которые отвечают священнослужители, аудиотеку, видеотеку, библиотеку по семейной проблематике. Кроме того, представители комиссий по вопросам семьи, защиты материнства и детства принимают участие в программах, транслируемых федеральными и региональными телеканалами, где обсуждаются проблемы семьи, семейных отношений совместно с представителями Госдумы РФ, международного евразийского движения, деятелями науки и культуры.
Актуальность исследования обусловлена интенсификацией влияния Русской Православной Церкви, позиция которой наиболее полно изложена в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», на действующую социальную и семейную политику. Доказательством этого тезиса служит проникновение клерикальной риторики в государственные нормативные правовые акты, ярчайшим примером чего является Концепция государственной семейной политики РФ на период до 2025 под редакцией Е.Б. Мизулиной, депутата Государственной Думы РФ II, III, V и VI созывов, председателя Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей и члена Совета Федерации, составленная в 2013 г. и вызвавшая широкий общественный резонанс как по причине ее насыщенности Православием. О масштабах использования риторики Русской Православной Церкви в Концепции под редакцией Е.Б. Мизулиной говорит уже то, что семья в ней именуется «духовной ячейкой», «малой церковью» , а в качестве одной из задач семейной политики РФ — впервые в концепции государственного уровня — указывается расширение участия Русской Православной Церкви в принятии решений в сфере семейных отношений. Составители Концепции предлагают решить эту задачу введением правила, согласно которому не менее половины состава комиссий по делам несовершеннолетних и их прав должны формироваться из представителей Русской православной церкви и других религиозных организаций . Помимо этого, содержание Концепции государственной семейной политики РФ на период до 2025 г. активно перекликается с предписаниями РПЦ, что показано в настоящей работе в процессе сопоставления положений документа с положениями Социальной концепции Русской Православной Церкви.
На данный момент, есть все основания предполагать, что Концепция государственной семейной политики имеет не только декларативное значение, о чем свидетельствуют многочисленные законодательные инициативы (главным образом, пронаталисткие ), а также мероприятия по реализации пропагандистских задач проекта. Так, в феврале 2016 г. в московском метро появился плакат , с рекламой сайта «Твоя консультация» и слоганом «Забеременев — рожай». Постер сообщает, что его поддерживает правительство Москвы, а на сайте «Твоя Консультация» говорится, что при его создании использовались средства государственной поддержки социально ориентированных Некоммерческих Организаций, а именно НКО «Сохраним жизнь вместе», созданной совместно с уже упомянутой Патриаршей Комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства при финансовой поддержке Православного благотворительного фонда святителя Григория Богослова (подробнее в §2.1).
С другой стороны, социологи отмечают, что на современную семью (в России и в мире) оказывают масштабное влияние такие явления, как новые репродуктивные технологии, рост числа внебрачных сожительств и неполных семей, рост популярности представлений о браке как эгалитарном, симметричном союзе, трудовая и экономическая миграция в международном масштабе, которая часто приводит к многолетнему проживанию мужей и жен в разных городах и странах и т.д. Все это не учитывается и вступает в противоречие с консервативной пронаталистской семейной политикой, которую реализует Правительство и поддерживает Русская Православная Церковь.
Объектом данного исследования выступает документ «Основы социальной концепции РПЦ», который отражает официальную позицию Московского Патриархата по вопросам взаимоотношений Русской Православной Церкви с государством и светским обществом и содержит положения по спектру общественно значимых опросов. Предмет исследования — модель семьи, которую Русская Православная Церковь обозначает в качестве нормативной.
Целью исследования заключается в анализе противоречий между современными процессами, происходящими в российских семьях и моделью семьи, которая закреплена в православной традиционалистской риторике и находит свое выражение в нормативных положениях «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви».
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть Социальную концепцию РПЦ на предмет содержащихся в
ней установок, касающихся семейной проблематики.
2. Произвести сравнительный анализ «Основ социальной концепции
РПЦ» и Концепции государственной семейной политики РФ на период
до 2025 г., выявить сходства, различия и общие основания.
3. Проанализировать теоретические и аналитические источники,
касающиеся социологии семьи, гендерной социологии, социальной
политики в России, демографической ситуации в РФ.
4. Проанализировать базы статистических данных на предмет
демографических показателей в РФ.
В качестве метода исследования используется дискурс-анализ документов «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и «Концепция государственной семейной политики РФ на период до 2025», а также вторичный анализ официальных данных Росстата и данных социально-демографических обследований, проведенных ВЦИОМ, и аналитических материалов социологических исследований.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При анализе документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» на предмет содержащихся в ней нормативных положений об институте семьи, неизбежным оказалось рассмотрение более широкого контекста: в первую очередь, обращают на себя внимание параллели между данным документом и государственной семейной политикой. При сопоставлении Социальной Концепции РПЦ с Концепцией государственной семейной политики на период до 2025 г. было выявлено множество сходств, как на уровне секвенций, так и отдельных формулировок. Социальная Концепция РПЦ, таким образом, предстает не столько как руководство для добродетельной христианской жизни, сколько как часть современного российского политического дискурса неотрадиционализма, если не сказать его ядро, и не может рассматриваться в отрыве от него.
Основные идеи Концепции — единобрачие и пожизненная верность, патриархальный уклад семьи, многодетная семья, негативное отношение к абортам и нетрадиционным сексуальным практикам — отлично вписываются в правительственный курс на традиционные ценности, вероятно, легитимируя его в глаза православной общественности.
При сопоставлении положений Доктрины с современной социально-демографической ситуацией в России были выявлены как противоречия с объективной демографической тенденцией (высокая разводимость, распространенность искусственного прерывания беременности и вспомогательных репродуктивных технологий, отложенное родительство и добровольная бездетность, рост одиночных домохозяйств и т.д.), так и положительный резонанс с мнением российского общества, для которого очень важны традиционные семейные ценности.
В целом, этими двумя, казалось бы, взаимоисключающими явлениями — одновременно высоким престижем традиционной семьи и кризисом семьи как института в привычном виде — характеризуются главные социально-демографические тенденции в России на сегодняшний день.



1. Hall S. The West and the rest: Discourse and power // Hall S., Greben B. (eds.) Formations of modernity. Cambridge, 1992. P. 258.
2. Pickering M. Stereotyping: the politics of representation. N.Y., 2001.
3. Аймалетдинов Т.А., Игушкина О.Н. Рождаемость в контексте изменения установок гендерного равенства и общественного мнения о системе здравоохранения в стране. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 1 (125). С. 40-50.
4. Бабель А. Женщина и социализм. Госполитиздат, Москва, 1959. С. 98-99.
5. Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2: М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997.
6. Бурдье П. Мужское господство, интернет-источник. URL: http://gtmar- ket.ru/laboratory/expertize/3055 Дата обращения: 21.04.2015
7. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. — СПб.: Питер, 2007.
8. Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни — М.: Канон-пресс-Ц, 2000.
9. Здравомыслова Е, Темкина А (1999). Социальное конструирование гендера как феминистская теория //Женщина. Гендер. Культура. Москва. Ред. Хоткина 3, Пушкарева Н,Трофимова Е. СС. 46-65
10. Здравомыслова Е, Темкина А. Российский гендерный порядок: социологический подход: Коллективная монография — СПб.: И ад-во Европейского университета в Санкт-Петербурге. — 306 с. — (Труды факультета полит, наук и социологии; Вып. 12)., 2007.
11. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект): в 2-х частях//Составитель Мизулина Е.Б. и др. М. 2013. С. 11
12. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2000. 460 с.
13. Носкова А. В. Новые методологические подходы, исследовательские фокусы, дискуссионные проблемы социологии семьи // Социологические исследования. 2015. № 10. С. 177-185
14. Носкова А.В. Семейная тематика в европейской социологии // Социологические исследования. 2012. № 1.
15.Основы социальной концепции Русской православной церкви:
определение Юбилейного архиерейского собора РПЦ 13- 16.08.2000 — М., 2008.
16.Русанова Н. Репродуктивные возможности демографического развития. М. Изд-во «Спутник+». 2008.
17. Симонова М.А. Деятельность Русской Православной Церкви в сфере воспитания молодежи и семейной политики в 2000- х Г. Г. : тенденции и противоречия // Среднерусский вестник общественных наук. 2015.
18. См. Козырева Л.Д. Семья в парадигме социологического модернизма и постмодернизма. Социосфера. 2013. № 3
19. См. Кучинов А. М. Влияние Русской Православной Церкви на политический процесс в России. 2011. № 7. С. 145-15
20. См. Савинкова Т. В. Институт семьи в эпоху постмодерна // Настоящее и будущее социальных технологий. Социальные технологии XXI века: инновации и реальность : мат-лы IX междунар. науч.-практ. конф. СПб. : Изд-во СЗИ РАНХиГС, 2012. С. 66-74.
21. Тартаковская И.Н. Гендерная социология. М. Центр социологического образования Института социологии РАН. ООО «Вариант» при участии ООО «Невский Простор», 2005. С. 190.
22. Щербакова Е.М. Россия: предварительные демографические итоги 2014 года (часть I) /Демоскоп Weekly. 2015. № 631-632. URL: http://demoscope.ru/weekly/2015/0631/barometer631.pdf Дата обращения:
18.05.2016


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ