Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная среда и формирование личности преступника

Работа №61911

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

уголовное право

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
323
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА 6
1.1. Понятие личности преступника 6
1.2. Основные теории о личности преступника 11
1.3. Детерминанты развития личности преступника 24
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА 31
2.1. Общая характеристика социальной среды 31
2.2. Социальная макросреда 39
2.3. Социальная микросреда 44
Заключение 54
Список используемой литературы 56


В настоящее время во всех сферах жизни и деятельности людей все большее значение стали иметь психология, социология и плоды их изучения. Знания, полученные в результате подобных исследований, применяются практически везде: маркетологи используют их для поднятия продаж товаров, преподаватели в школах и иных учебных учреждениях - для более результативного обучения своих студентов, управляющие - для увеличения эффективности работы подчиненных.
Сотрудники правоохранительных органов также нисколько не уступают в этом. В их случае, необходимость изучения личности, ее внутренних характеристик, мотивов и целей, которые ею движут, диктуется, прежде всего, потребностью в совершенствовании борьбы с преступностью в целом и в каждом отдельном случае.
Криминология как наука о личности преступника, о преступности, о ее причинах и условиях, а так же о средствах её предупреждения, официально сложилась в 19 веке, хотя некоторые представления о вещах, составляющих ее предмет, появлялись и в более раннее время. Но как бы то ни было, в 1885 году вышла первая книга с названием «Криминология», автором которой был итальянский ученый Рафаэле Гарофало. И с тех пор беспрерывно идет глубокое изучение вопросов, ответ на которые мог бы если не положить конец преступности, то хотя бы значительно уменьшить количество преступлений в обществе - что толкает человека на преступление, как появляются преступники, рождаются ли они такими или становятся вследствие какого-либо влияния извне?
Преступность представляет из себя не только комплекс совершаемых преступных деяний, но и всю совокупность совершающих их лиц. При исследованиях преступности (ее структуры, динамики и т.д.) объектом изучения становятся не только сами преступления, но также субъекты,
совершившие их. Полученные в результате этого данные помогают точнее прогнозировать будущее состояние преступности и выстраивать тактику борьбы с ней.
Криминология исследует личность в конкретной криминогенной ситуации, определяет мотивы и цели определенного поведения, разрабатывает рекомендации в области индивидуальной профилактики преступности и т.д. Все это увеличивает шансы на поимку преступника, а в некоторых случаях и на его исправление.
В статье Г.В.Ф. Гегеля "Кто мыслит абстрактно?" есть такие слова:
"Знаток же человеческой души рассмотрит ход событий, сформировавших преступника, обнаружит в его жизни, в его воспитании влияние дурных отношений между его отцом и матерью, увидит, что некогда этот человек был наказан за какой-то незначительный проступок с чрезмерной суровостью, ожесточившей его против гражданского порядка, вынудившей к сопротивлению, которое и привело к тому, что преступление сделалось для него единственным способом самосохранения."
Смысл этих слов в том, что для того, чтобы узнать причины совершенного преступления, необходимо понять, что именно стало движущей силой формирования в человеке преступных побуждений, как именно он встал на этот путь и что послужило тому основанием.
Потому, на мой взгляд, самая главная задача, которая стоит перед специалистами-криминологами, это понять, как именно формируется личность преступника, что влияет на развитие в человеке преступных наклонностей.
Объектом исследования в данной работе является личность преступника и роль социальной среды в ее формировании. Анализ личности преступника и социальных факторов, оказывающих влияние на ее формировании в результате позволяет выявить общие закономерности появление преступных личностей, что поспособствует разработке наиболее действенных приемов и способов предупреждения преступности в целом.
Предметом работы являются социальные особенности формирования личности преступника.
Таким образом, в своей работе я рассмотрю один из факторов, влияющих на процесс развития личности преступника, а именно социальную среду, окружающую человека во время формирования в нем подобных отклонений. Это и будет главное целью моего исследования.
Для достижения этой цели необходимо выполнить ряд последовательных задач, а именно:
1) Раскрыть понятие личности преступника, без которого нельзя переходить к факторам, влияющим на формирование этой личности;
2) Для более полного понимания вопроса рассмотреть существующие в криминологии теории о личности преступника;
3) Выявить все факторы, имеющие значение для формирования преступной личности;
4) Более подробно рассмотреть такой фактор, как социальная среда в целом, ее уровни, особое внимание уделить двум ее проявлениям: социальной макросреде и социальной микросреде.
В процессе достижения этих задач будут использованы такие методы научного исследования, как метод анализа и структурно-функциональный метод.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, мною в данной работе был рассмотрен один из самых дискутируемых и неоднозначных по своему содержанию вопросов криминальной психологии - как влияет на формирование в личности преступных наклонностей социальная среда, ее окружающая, что и было целью исследования.
В соответствии с намеченными задачами, в самом начале я постаралась раскрыть само понятие личности преступника, без которого было бы не возможно перейти к причинам ее формирования. Для более полного понимания этого вопроса я рассмотрела существовавшие ранее и актуальные и по сей день теории о личности преступника.
Были выявлены факторы, имеющие значение для формирования преступной личности. Я определила, что влияют на становление преступной личности не какие-то отдельные предпосылки, а совокупность факторов: к ним относятся биологические (врожденные) причины, психологические установки человека (его темперамент, его тип мышления и др.) и, конечно же, социальные условия.
Наконец, наиболее подробно был рассмотрен такой фактор формирования личности преступника, как социальная среда. Она была изучена как в целом, так и отдельно на каждом ее уровне. Особое внимание было уделено двум ее проявлениям: социальной макросреде и социальной микросреде.
Социальная среда оказывает значительное, можно сказать,
основополагающее влияние на личность.
Социальная среда бывает нескольких уровней: метасреда, макросреда, среда среднего уровня и микросреда. На каждом из этих уровней существуют определенные факторы, влияние которых на личность формирует в ней определенные черты и характеристики. К таким факторам, начиная с самого высшего уровня, можно назвать: положение общества, которое составляет все 54 население планеты, на конкретном этапе человеческого развития; экономическое, политическое, социальное состояние государства, в котором проживает личность; уровень развития этнической, региональной общности людей, к которой принадлежит личность, а также отношения внутри малых социальных групп: между личностью и его семьей, личностью и ее кругом друзей, личностью и трудовым коллективом.
На уровне макросреды особенное влияние на личность оказывают такие факторы, как разного рода социальные, политические и экономические кризисы, значительное расслоение общества в связи с разным уровнем материальной обеспеченности, социальная напряженность между людьми, утеря людьми привычных жизненных ориентиров и идеологических ценностей. Негативное влияние данных факторов ограничить весьма затруднительно, исходя из их специфично-широкого масштаба действия. Для этого необходимы огромные материальные затраты и разработки новых методов устройства общества, то есть макросреда в своих изменениях сравнительно мало зависит от возможностей и желаний субъекта Потому рациональнее и практичнее влиять на внутренние установки личности через ее микросреду.
Особенно важную роль в формировании личности на уровне микросреды играет первичная социализация, именно в результате данного процесса и формируется личность, На данном этапе начинает складываться ее неповторимый индивидуальный облик, ее ориентации и предпочтения, ведущие мотивы поведения, которые в последствии будут сопровождать человека всю его жизнь. Первичная социализация протекает главным образом в семье. Именно в семье, как виде социальной микросреды, человек получает первоначальные знания об окружающем мире, представления о нормах поведения, подвергается первым воспитательным влияниям и делает первые шаги как личность. Существует множество обстоятельств, способствующие неблагоприятному нравственному формированию личности в семье: антиобщественные взгляды и привычки членов семьи, ненормальные отношения между ними, постоянные конфликты, нездоровая морально- 55
психологическая атмосфера, совершение членами семьи преступлений и иных противоправных действий, их аморальное поведение и многое другое.
Одновременно с тем очень велико влияние и неформального окружения, т.е. вне семьи, особенно если у ребенка или подроста с родителями складываются неблагополучные отношения. Ближайшее бытовое окружение, а также сфера досуга могут быть источниками многочисленных и серьезных влияний на личность.
Также важно значение образовательных учреждений, школ, колледжей, техникумов, в более старшем возрасте - университетов, а также различных кружков и других внеучебных объединений. Кроме учебы, влияние на личность оказывает и ее производственно-трудовая сфера деятельности. Она выступает в качестве основного варианта приложения своих способностей, реализации потребностей и интересов, и таким образом оказывает определяющее воздействие на поведение индивида.
Эта и иная информация о личности преступника, а также о ее формировании является своеобразной базой предупреждения преступности. Объективные, реальные данные, полученные из достоверных источников о конкретной личности преступника и особенно о ее социальном окружении, имеют особое значение для проведения индивидуальной профилактической работы с ей.
Любое профилактическое и воспитательное воздействие на правонарушителя осуществляется в зависимости от особенностей его личности, характера и направленности совершенных им в прошлом преступлений, его семейного положения, связей, особенностей его работы и других социально обусловленных обстоятельств.
Характеристики личности, совокупность знаний о ее поведении и социальном положении, помогают избрать нужные в определенной ситуации методы и средства профилактики и пресечения противоправного акта, которые наиболее точно подходят именно этому типу личности.
Знание личности преступника, а также причин и факторов, оказывающих влияние на ее формирование - важная и необходимая предпосылка, во-первых, научно обоснованной, а во-вторых, успешной профилактики, прежде всего, индивидуального преступного поведения. А при его уменьшении закономерно снизится уровень и общего состояния преступности в обществе.



1. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика / Аванесов Г.А. - М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1980. - С. 526
2. Алауханов Е. О. Криминология. Учебник. / Алауханов Е. О. - Алматы, 2008. - С. 429
3. Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. / Алексеев А.И. - М.: Щит-М, 1999. - С. 340
4. Аллахвердов В. М. Психология: учеб. / Аллахвердов В. М., Богданова С. И. и др.; отв. ред. А. А. Крылов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005. - С. 752
5. Варчук, Т.В. Криминология : учебное пособие / Варчук Т.В. - М.: ИНФРА-М, 2002. - С. 298
6. Иншаков С.М. Зарубежная криминология / Иншаков С.М. - М: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1997. - С. 374
7. Иншаков С.М. Криминология. / Иншаков С.М. - М.: Юриспруденция, 2000. - С. 432
8. Косолапова Н. В. Юридическая психология: конспект лекций / Косолапова Н. В., Иванова А. И. - учеб. изд. - М.: Юрайт, 2009. - С. 144
9. Криминология / Под ред. Звирбуль В.К., Кузнецовой Н.Ф.,
Миньковского Г.М. - М.: Юридическая литература, 1979. - С. 304
10. Криминология: Учебник / Под ред. Г. А. Аванесова. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2005. - С. 572.
11. Криминология: Учебник / Под ред. Кудрявцева В. Н. и Эминова В. Э. - М.: Норма, 2009. - С. 800
12. Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2004. - С. 640
13. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. Долговой А. И. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, 2005. - С. 912
14. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. Долговой А. И. - М.: НОРМА, 2001. - С. 335.
15. Криминология: Учебник / Под ред. Кузнецовой Н. Ф., Миньковского Г. М. , Коробейникова Б. В. - М.: Юридическая литература, 1988. - С. 384
16. Криминология: Учебное пособие / Под ред. Бурлакова В.Н. - Спб.: Питер, 2016. - С.304
17. Криминология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Кузнецовой
H. Ф. и Аргуновой Ю. Н. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2001. - С. 202
18. Криминология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Д. Малкова - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006. - С. 528
19. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Кн.
I. / Немов Р.С. - М.: ВЛАДОС, 2003. - С.688
20. Романов В. В. Юридическая психология: краткий курс лекций / Романов В. В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - С. 165
21. Тард. Г. Учебное пособие: Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы / Тард. Г. - М.: Инфра-М, 2010. - С. 391
22. Шоткинов С.А. Криминология / Шоткинов С.А. - Иркутск, 2003. - С. 288
Специальная литература:
1. Антонян Ю.М. Преступность и психические аномалии / Антонян Ю.М., Бородин С.В. - М.: Наука, 1987. - С. 115
2. Большой психологический словарь / Сост.: Мещеряков Б., Зинченко В. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - С. 630
3. Добрынина Е. Рюмка за папу, рюмка за маму... // Добрынина Е. Российская Газета, 2011. - №5592(216) - С.3
4. Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями / Емельянов В.П. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 1980. - С. 110
5. Кобец П.Н. О комплексном изучении личности преступника в отечественной криминологии // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2013. - № 53 - С. 2
6. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Ломов Б. Ф. - М.: Наука, 1984. - С. 444
7. Мельничук Т. Некоторые проблемы криминологического изучения беловоротничковой преступности в период постмодерна / Т. Мельничук // Юридичний вхсник, 2014. - № 4 - 5
8. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. - 1200 с.
9. Попов С. И. Сознание и социальная среда / Попов С. И. - М.: Наука, 1979. - С. 300
10. Селезнев Ф. Н. Теологический подход к пониманию преступности / Селезнев Ф.Н. // Криминология: вчера, сегодня, завтра, 2011. - №20 - С. 13
11. Ситковская О.Д. Психология жестокости и вандализма / Ситковская О.Д. // Проблемы обеспечения личной безопасности граждан. Труды Академии. - М.: Изд-во Акад. МВД России, 1995. - С. 5
12. Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз / Под ред. Г. В. Осипова. - М.: Academia, 1995. - С. 350
13. Углов Ф.Г. В плену иллюзий / Углов Ф.Г. - М.: Молодая гвардия, 1985. - С. 264
14. Устинов В.С. Некоторые итоги развития отечественной криминологии в ХХ веке / Устинов В.С. // Уголовное право- 2001.- № 1.- С.3
15. Шубкин В.Н. Страхи в России / Шубкин В.Н. // Социологический журнал, 1997. - №3. - С. 222
16. Шур Э.М. Наше преступное общество. Социальные и правовые источники преступности в Америке: Перевод с английского / Шур Э.М.; Под ред.: Кудрявцев В.Н. (Предисл.); Пер.: Неподаев Ю.А. - М.: Прогресс, 1977. -
С. 326
17. Эминов В.Е. Личность преступника и ее формирование / Эминов
B. Е., Антонян Ю.М. // Актуальные проблемы российского права, 2015. - № 1 -
C. 6
Источники на иностранном языке:
1. Gail S. Anderson Biological Influences on Criminal Behavior / Gail S. Anderson - CRC Press, 2006. - С. 336
Электронные ресурсы:
1. Портал правовой статистики [Электронный ресурс] - http://crimestat.ru - Дата обращения: 02.04.2017


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ