Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ

Работа №63367

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы59
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
219
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ 7
1.1 Общая характеристика понятия «школьная социальная среда» 7
1.2 Особенности конфликтов у подростков в школьной социальной
среде 14
Выводы по первой главе 28
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ 30
2.1 Выбор методик и организация исследования 30
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 33
Выводы по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. С началом подросткового возраста изменяется объективное положение ребенка, которое он занимает в жизни, перестраивается его собственная внутренняя позиция. В этой связи у подростков возникает противоречие между традиционными формами учебной деятельности и ростом новых потребностей и ценностей, между осознанием этих потребностей и ограниченностью средств их удовлетворения. В мотивационной основе межличностных отношений на первый план постепенно выдвигаются нравственные мотивы, принятие которых выступает в своеобразный форме кодекса партнерства и товарищества (бескорыстная помощь, общность, совместные переживания, внимание к другому и т.п.). Елавным критерием оценки себя и других у подростков становятся нравственно-психологические особенности личности, проявляющиеся во взаимоотношениях с окружающими. Содержание и характер представлений о себе у них зависят от меры включенности в разные виды деятельности и общение со взрослыми и сверстниками. Е(енностные ориентации начинают складываться в сложную систему, все более определяющую становление субъектной позиции подростка. Общение со значимыми для подростка людьми является источником возникновения у него различных переживаний.
Общаясь в школьной социальной среде, подросток изучает нормы и ценности общества, вырабатывает личные цели и модель поведения, а также определяет критерии оценки своих действий и действий окружающих людей.
Межличностное взаимодействие в школьной социальной среде предполагает взаимодействие учащегося с образовательной средой и с другими ее субъектами. Такое взаимодействие зачастую приводит к конфликтам.
Конфликты занимают существенное место в школьной социальной среде между субъектами образовательного процесса, а именно «ученик- ученик^).
В подростковом возрасте первостепенную значимость приобретает система взаимоотношений с окружающими и социальной средой, что в свою очередь определяет направленность психического развития подростка. Проявления подросткового возраста обуславливаются конкретными социальными обстоятельствами и изменением места подростка в социуме.
Психологи утверждают, что зависимость подростка от социальной среды носит максимально выраженный характер. Всеми своими поступками и действиями подросток ориентирован на социум.
Необходимо отметить, что конфликты в школьной социальной среде изучены педагогами, психологами, социологами и представителями других наук явно недостаточно, потому нет и целостного представления об их причинах и особенностях. Об этом говорит тот факт, что пока практически нет работ, предназначенных для учителей и директоров, в которых бы содержались понятные и проверенные рекомендации по предупреждению и конструктивному разрешению межличностных конфликтов в школе. А ведь для того чтобы управлять конфликтами, как и любым другим явлением, необходимо сначала основательно их изучить, дабы понять движущие силы их развития.
В связи с вышеизложенным, мы решили изучить проблему особенностей конфликтов подростков в школьной социальной среде.
Цель исследования - изучить особенности конфликтов подростков в школьной социальной среде.
Объект исследования - конфликты подростков в школьной социальной среде.
Предмет исследования - конфликты в школьной социальной среде.
Задачи исследования:
1. Выявить характеристики понятия «школьная социальная среда».
2. Определить особенности конфликтов подростков в школьной социальной среде на основе анализа литературных источников.
3. Выявить особенности конфликтов подростков в школьной социальной среде.
4. Провести статистический анализ результатов исследования и обобщить данные результатов исследования.
В качестве основных методов исследования использовались:
1. Анализ научной литературы по проблеме особенностей конфликтов подростков в школьной социальной среде.
2. Методы сбора эмпирических данных: «Субъективная оценка
межличностных отношений» С.В. Духновского, «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири, «Типы поведения в конфликте» К. Томаса.
3. Методы математической статистики: непараметрический t -
критерий Стьюдента. Обработка данных производилась с использованием программа Excel 2007.
Надежность, обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались: ориентацией на принципы научного
исследования, исходными теоретическими и методологическими положениями и концепциями, общепризнанными в психологической науке; репрезентативностью и адекватностью обследованной выборки целям и задачам исследования; использованием валидных и надежных психодиагностических методик и методов статистической обработки данных, соответствующих поставленным задачам исследования.
Методологической основой исследования являются исследования по проблеме особенностей конфликтов подростков в школьной
социальной среде (А.В. Дмитриев, В.Н. Куницына, В.А. Левин, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Ю.М. Антонян, В.Г. Бочарова, Л.Л. Коломинский, Н.В. Крогиус, Н.В. Гришина, А.П. Шумилин, Т.В. Драгунова, Б.С. Волков и др.).
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ №2
г.Елабуга Республики Татарстан.
Теоретическая значимость исследования:
- расширены теоретические представления о причинах возникновения конфликтов в школьной социальной среде;
- определены психолого-педагогические особенности конфликтов подростков в школьной социальной среде;
- изучены особенности конфликтов подростков в школьной социальной среде.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут использоваться при подготовке психологов, педагогов-психологов разного профиля, а также на курсах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Среди множества социально-психологических проблем, связанных с совершенствованием деятельности подростковых коллективов, особое место занимает проблема конфликтов в школьной социальной среде.
Психологи утверждают, что зависимость подростка от социальной среды носит максимально выраженный характер. Всеми своими поступками и действиями подросток ориентирован на социум.
В подростковом возрасте первостепенную значимость приобретает система взаимоотношений с окружающими и социальной средой, что в свою очередь определяет направленность психического развития подростка. Проявления подросткового возраста обуславливаются конкретными социальными обстоятельствами и изменением места подростка в социуме.
Опыт работы в школах показывает, что наиболее частыми являются конфликты среди подростков. Понятие «конфликт» представляет собой, прежде всего, такую форму выражения ситуационной несовместимости, которая носит характер межличностного столкновения, возникающим в результате совершения одним из субъектов неприемлемых для другой личности действий, вызывающих с ее стороны обиду, неприязнь, протест, нежелание общаться с данным субъектом.
Межличностный конфликт в школьной социальной среде наиболее ярко проявляется в нарушении нормального общения или в полном его прекращении. Если же при этом общение имеет место, то оно носит часто деструктивный характер, способствует дальнейшему разобщению и учителей, и учеников, усилению их несовместимости. Но единичный, не повторяющийся конфликт свидетельствует лишь о ситуативной несовместимости детей. Такого рода конфликты, получающие позитивное разрешение, могут привести к повышению совместимости в школьной социальной среде.
Так, имеются различия в особенностях конфликтов у подростков в школьной социальной среде, а именно мальчики в конфликтных ситуациях соперничают, проявляют агрессивность, стремятся к лидерству, ориентируются на свои интересы, а девочки подчиняемы, ищут компромисса, стараются избегать конфликтов, что мы и выявили в ходе проведения нашего исследования.



1. Айхорн А. Трудный подросток. - Москва: ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2011.
- 304 с.
2. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника. - М.: Знание, 2011. - 158 с.
3. Анцупов А.Я., Малышев А.А. Введение в конфликтологию. - М.: МАУИ, 2011.-551 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2012.
- 376 с.
5. Бодалев А.А. В мире подростка. - М.: Педагогика, 2010. - 328 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2009. - 464 с.
7. Березкина Н.П. Педагогика общественно-политической деятельности. -М.: Педагогика, 2012. -291 с.
8. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: Баласс, 2014. - 174 с.
9. Будякина М.П. Социальная психология. - СПб.: Альфарет, 2013. - 362 с.
10. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социальнопсихологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 2013.
- 207 с.
П.Бабосов Е.М. Конфликтология. - Минск: ТетраСистемс, 2010. - 127.
12. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 2011.-268 с.
13. Волков Б.С. Психология юности и молодости. - М.: Трикста: Академический проект, 2016. - 284 с.
14. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Л. Конфликтология. - М.: Инфра-М, 2014.-261 с.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2011.
- 480 с.
16. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 431 с.
17. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 2014. - 164 с.
18. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. - М.: ЭКСМОС, 2011.
- 320 с.
19. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2010. - 456 с.
20. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. - М.: Владос, 2013. - 396 с.
21. Дмитриев А.В. Конфликтология. -М.: Гардарики, 2013. -286 с.
22. Драгунова Т.В. Подросток. - М.: Знание, 2012. - 196 с.
23. Еникеев М.И. Социальная психология. - М.: ПРИОР, 2010. - 160 с.
24. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2010.
- 360 с.
25. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы в школе. - М.: Проспект-М, 2013. -205 с. с.
26. Илешева Р.Е. Нарушения поведения у детей и подростков. - Алма- Ата: Просвет, 2010.-311 с.
27.Зайцев А.К. Социальный конфликт. -М.: Академия, 2011. - 153 с.
28.Знаков, В.В. Понимание в познании и общении [Текст] / В.В. Знаков.
- М.: ИП РАН, 2004. - 178 с.
29. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск: БЕУ, 2012. - 284 с.
30. Крайг Е. Психология развития. - СПб.: Питер, 2010. - 691 с.
31. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 2012. - 475 с.
32. Крайг Е. Психология развития. - СПб.: Питер, 2010. - 992 с.
33. Конфликты в школьном возрасте / Под ред. А.П. Шумилин. - М.: МГУ, 2012. - 121 с.
34. Крогиус Н.В. Личность в конфликте. - Саратов: ИСУ, 2014. - 235 с.
35. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 2012. - 319с.
36. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. - М.: Аспект-Пресс, 2011. - 318 с.
37. Куницына В.Н. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2011. - 544 с.
38. Линчевский Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликтах. - СПб: Военмеха, 2014. - 72 с.
39. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 2013.
- 144 с.
40. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2010. - 410 с.
41. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков.
- М.: Эксмо-пресс, 2010. - 416 с.
42. Леонова О.И. Психологические риски образовательной среды в эмоционально-личностном состоянии учащихся // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 5. - С. 20-25.
43. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: Белые Альвы, 2014. - 284 с.
44. Мариновская И.Д., Цдетков В.Л. Конфликтология. - М.: Еелеос,
2012. -374 с.
45.Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - Киев: Наука думка, 2012. - 191 с.
46.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 442 с.
47. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. - М.: Педагогика, 2012. - 273 с.
48. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2010. - 342 с.
49. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Мир, 2014. - 273 с.
50. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. - М.: Просвещение, 2011. - 128 с.
51. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика,
коррекция, психопрофилактика: Учебно-практическое пособие. - М.: Гном и Д, 2010. - 294 с.
52. Реан А.А. Психология подростка. - СПб. Прайм - ЕВРОЗНАК, 2014.
- 480 с.
53. Рубцов В.В., Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Образовательная среда школы и интеллектуальное развитие детей // Экспериментальные площадки в московском образовании. - Вып. 2. - М.: МИПКРО, 2012. -С.72-84.
54. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 244 с.
55. Скотт Д.г. Способы разрешения конфликтов./ пер. с англ. - Киев: Верзилин и К ЛТД, 2011. - 242 с.
56. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего обучения. - М.: Педагогика, 2014. - 264 с.
57. Тихонов А.Н., Абрамешин А.Е., Воронина Т.П. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты .
- М.: Бита-Пресс, 2011. — 256 с.
58. Улановская И.М., Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психологии. - 2013. - № 9. - С.99-112.
59. Хухлаева О.В. Психология подростка. - М.: Педагогика, 2014. - 260 с.
бО.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. -416 с.
61. Левин В. А. Образовательная среда: от моделирования к
проектированию. - М.: ЦФКЛ РАО, 2016. - 244 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ