Совершенствование организационной структуры в образовательной организации(на примере Елабужского филиала частного образовательного учреждения высшего образования «Института социальных и гуманитарных знаний»)
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Понятие и роль организационной структуры управления в образовательной организации 6
1.2. Проектирование организационных структур управления образовательной
организации 9
1.3. Основные виды организационных структур управления и показатели их
эффективности 14
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧЕРЕЖДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЕЛАБУЖСКОГО ФИЛИАЛА «ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНТИАРНЫХ ЗНАНИЙ» 29
2.1. Общая характеристика Елабужского филиала «Института социальных и
гуманитарных знаний» 29
2.2. Оценка эффективности организационной структуры Елабужского филиала
«Института социальных и гуманитарных знаний» 34
2.3. Анализ организационной структуры Елабужского филиала «Института
социальных и гуманитарных знаний» 53
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ В
ЕЛАБУЖСКОМ ФИЛИАЛЕ «ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ» 59
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию организационной структуры Елабужского филиала «Института социальных и гуманитарных знаний» 59
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий в Елабужском филиале
«Института социальных и гуманитарных знаний» 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Понятие и роль организационной структуры управления в образовательной организации 6
1.2. Проектирование организационных структур управления образовательной
организации 9
1.3. Основные виды организационных структур управления и показатели их
эффективности 14
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧЕРЕЖДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЕЛАБУЖСКОГО ФИЛИАЛА «ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНТИАРНЫХ ЗНАНИЙ» 29
2.1. Общая характеристика Елабужского филиала «Института социальных и
гуманитарных знаний» 29
2.2. Оценка эффективности организационной структуры Елабужского филиала
«Института социальных и гуманитарных знаний» 34
2.3. Анализ организационной структуры Елабужского филиала «Института
социальных и гуманитарных знаний» 53
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ В
ЕЛАБУЖСКОМ ФИЛИАЛЕ «ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ» 59
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию организационной структуры Елабужского филиала «Института социальных и гуманитарных знаний» 59
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий в Елабужском филиале
«Института социальных и гуманитарных знаний» 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
Организационная структура образовательной организации тесно связана с ключевыми элементами взаимодействия - процессами, функциями, персоналом и их полномочиями, что подтверждает ее значительное влияние на все стороны работы организации.
В настоящее время обычные представления об образовательной организации как о монолитной, устойчивой и централизованно управляемой организации уступают место идеям о самореорганизации института как форме адаптации к быстро изменяющимся принципам, гибкости и адаптивности. Таким образом, любая образовательная организация с момента появления нуждается в непрерывном совершенствовании, причем непрерывные организационные изменения подчиняются определенным объективным законам: необходимость структурных изменений возникает при изменениях целей и стратегий института.
Характерными недостатками организационных структур образовательной организации в настоящее время являются: чрезмерная замкнутость
структурных подразделений на руководство высшего уровня с неизбежным снижением эффективности в связи с их перегруженностью; наличие множества заместителей руководителей высшего уровня с размытыми и пересекающимися диапазонами ответственности; недостаточная или структурно размытая работа с персоналом.
Необходимость изменений структуры образовательной организации возникает независимо от того, какой целью развития придерживается организация. Однако от того, как и когда будут осуществляться эти изменения, зависит длительности и эффективности его функционирования.
Все вышеизложенное обусловливает актуальность рассматриваемого вопроса, и подтверждает необходимость в системном рассмотрении проблемы совершенствования организационной структуры образовательной организации.
Цель выпускной квалификационной работы - анализ организационной структуры и определение основных направлений по ее совершенствованию в Елабужском филиале «Института социальных и гуманитарных знаний».
Для достижения цели необходимо поставить и решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические основы построения организационной структуры образовательной организации.
2. Провести анализ организационной структуры в Елабужском филиале «Института социальных и гуманитарных знаний».
3. Разработать мероприятия по совершенствованию организационной структуры в Елабужском филиале «Института социальных и гуманитарных знаний» с целью повышения ее эффективности.
Объектом исследования является Елабужский филиал «Института социальных и гуманитарных знаний».
Предметом исследования - организационная структура образовательной организации на примере Елабужкого филиала «Института социальных и гуманитарных знаний».
Методы исследования: сравнительный анализ, экономические,
статистические, графические методы обработки, обобщения и анализа информации.
При написании выпускной квалификационной работы был использован обширный материал учебной литературы. Наиболее подробно вопросы построения эффективных организационных структур предприятий затронуты в работах: С.Н. Андреева, Г.Я. Гольдштейна, С.Д. Ильенковой, Н.И. Кабушкина, Д.Г. Конокова, А.О. Кравцов, К.Л. Рожков, Г. Минцберг, Н.Н. Федоровой и многих других.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в углубленном исследовании и анализе организационной структуры образовательной организации на примере Елабужского филиала «ИСГЗ», что делает возможным использование изложенного материала, в процессе создания и совершенствования организационной структуры образовательного учреждения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе раскрыты теоретические основы построения организационной структуры образовательной организации, в том числе рассмотрены: понятие и роль организационной структуры; проектирование организационных структур управления в образовательно организации; основные виды организационных структур и показатели их эффективности.
Во второй главе проведен анализ эффективности организационной структуры в Елабужском филиале «ИСГЗ». В данной главе представлена общая характеристика деятельности Елабужского филиала «ИСГЗ», проведен анализ организационной структуры образовательной организации и дана оценка ее эффективности.
В третьей главе разработаны мероприятия по совершенствованию организационной структуры образовательной организации на примере Елабужского филиала «ИСГЗ». Здесь даны рекомендации по совершенствованию организационной структуры в Елабужском филиале «ИСГЗ», а также представлены мероприятия по повышению эффективности организационной структуры учебного заведения.
В настоящее время обычные представления об образовательной организации как о монолитной, устойчивой и централизованно управляемой организации уступают место идеям о самореорганизации института как форме адаптации к быстро изменяющимся принципам, гибкости и адаптивности. Таким образом, любая образовательная организация с момента появления нуждается в непрерывном совершенствовании, причем непрерывные организационные изменения подчиняются определенным объективным законам: необходимость структурных изменений возникает при изменениях целей и стратегий института.
Характерными недостатками организационных структур образовательной организации в настоящее время являются: чрезмерная замкнутость
структурных подразделений на руководство высшего уровня с неизбежным снижением эффективности в связи с их перегруженностью; наличие множества заместителей руководителей высшего уровня с размытыми и пересекающимися диапазонами ответственности; недостаточная или структурно размытая работа с персоналом.
Необходимость изменений структуры образовательной организации возникает независимо от того, какой целью развития придерживается организация. Однако от того, как и когда будут осуществляться эти изменения, зависит длительности и эффективности его функционирования.
Все вышеизложенное обусловливает актуальность рассматриваемого вопроса, и подтверждает необходимость в системном рассмотрении проблемы совершенствования организационной структуры образовательной организации.
Цель выпускной квалификационной работы - анализ организационной структуры и определение основных направлений по ее совершенствованию в Елабужском филиале «Института социальных и гуманитарных знаний».
Для достижения цели необходимо поставить и решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические основы построения организационной структуры образовательной организации.
2. Провести анализ организационной структуры в Елабужском филиале «Института социальных и гуманитарных знаний».
3. Разработать мероприятия по совершенствованию организационной структуры в Елабужском филиале «Института социальных и гуманитарных знаний» с целью повышения ее эффективности.
Объектом исследования является Елабужский филиал «Института социальных и гуманитарных знаний».
Предметом исследования - организационная структура образовательной организации на примере Елабужкого филиала «Института социальных и гуманитарных знаний».
Методы исследования: сравнительный анализ, экономические,
статистические, графические методы обработки, обобщения и анализа информации.
При написании выпускной квалификационной работы был использован обширный материал учебной литературы. Наиболее подробно вопросы построения эффективных организационных структур предприятий затронуты в работах: С.Н. Андреева, Г.Я. Гольдштейна, С.Д. Ильенковой, Н.И. Кабушкина, Д.Г. Конокова, А.О. Кравцов, К.Л. Рожков, Г. Минцберг, Н.Н. Федоровой и многих других.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в углубленном исследовании и анализе организационной структуры образовательной организации на примере Елабужского филиала «ИСГЗ», что делает возможным использование изложенного материала, в процессе создания и совершенствования организационной структуры образовательного учреждения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе раскрыты теоретические основы построения организационной структуры образовательной организации, в том числе рассмотрены: понятие и роль организационной структуры; проектирование организационных структур управления в образовательно организации; основные виды организационных структур и показатели их эффективности.
Во второй главе проведен анализ эффективности организационной структуры в Елабужском филиале «ИСГЗ». В данной главе представлена общая характеристика деятельности Елабужского филиала «ИСГЗ», проведен анализ организационной структуры образовательной организации и дана оценка ее эффективности.
В третьей главе разработаны мероприятия по совершенствованию организационной структуры образовательной организации на примере Елабужского филиала «ИСГЗ». Здесь даны рекомендации по совершенствованию организационной структуры в Елабужском филиале «ИСГЗ», а также представлены мероприятия по повышению эффективности организационной структуры учебного заведения.
В данной дипломной работе были проведены исследования основных направлений по совершенствованию организационной структуры Елабужского филиала «ИСГЗ».
Теоретические основы построения эффективной организационной структуры образовательной организации позволили сделать следующие выводы.
Под структурой понимается совокупность связей и отношений, сложившихся в системе между ее элементами.
Структура образовательной организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое, в связи с чем, важным моментом в построении эффективной организационной структуры является проектирование.
Процесс проектирования организационной структуры системы управления состоит из тех стадий:
- аналитическая (изучение существующей практики и требований к построению оргструктур);
- проектная (проектирование (моделирование) структуры управления);
- организационная (организация внедрения спроектированной
оргструктуры).
Вся работа по проектированию организационной структуры образовательной организации сводится к разработке направлений по ее совершенствованию, что относится к числу важнейших средств повышения эффективности деятельности организации.
Организационные структуры образовательной организации отличаются большим разнообразием, в зависимости от характера и объемов выполняемых работ.
Традиционно выделяются следующие типы организационных структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная (штабная), дивизиональная и матричная структуры.
Линейную структуру управления характеризует формирование функционально однородных подразделений, не обладающих специализацией в той или иной сфере деятельности. В основе линейной структуры заложены однородные связи общего линейного руководства.
В функциональной структуре управления осуществляется формирование подразделений, каждое из которых специализируется на выполнении определенной функции.
В линейно-функциональной структуре управления имеются линейные звенья и функциональные звенья, а между звеньями имеются горизонтальные и вертикальные связи, где всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий функциональными подразделениями.
При продуктовой структуре управления полномочия по руководству производством и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются одному руководителю, который (или которая) являются ответственными за данный тип работы.
Дивизиональная структура управления, является многоуровневой, где резко расширены функциональные службы по вертикали и по горизонтали (у разных блоков свои службы).
Сочетание функциональной структуры и структуры, ориентированной на вид работ характеризуется как матричная структура управления.
При матричной структуре управления происходит формирование специальных проектных групп, ориентированных на реализацию соответствующих целевых проектов и программ.
Организационные структуры, построенные по дивизионному и матричному типам, являются наиболее эффективными и перспективными, так как они способны адекватно и оперативно реагировать на изменения, происходящие не только внутри образовательной организации, но и во внешней среде.
Эффективность организационной структуры управления характеризуется эффективностью всех основных направлений деятельности образовательной организации. Эффективно построенная организационная структура управления должна, прежде всего, обеспечивать реализацию ее стратегии.
В процессе исследования был проведен анализ эффективности организационной структуры Елабужского филиала «ИСГЗ» основным предметом деятельности которого является образовательные услуги.
Проведенный анализ организационной структуры филиала позволил сделать следующие выводы.
Институт имеет функциональную организационную структуру, в которой функциональное управление осуществляется подразделениями,
специализированными на выполнении конкретных видов работ, необходимых для решений в системе линейного управления.
Руководство деятельностью осуществляет директор, в подчинении которого работают заместитель директора по общим вопросам, заместитель директора по учебной и научной работе, бухгалтер, начальник учебной части, инспектор отдела кадров, заведующий библиотекой.
Оценка эффективности системы управления показала, что к концу 2016 г. в Елабужском филиале «ИСГЗ» достигнута стабильность движения кадрового состава.
Оценка эффективности системы управления позволила придти к выводу, что совершенствование труда, вызванное, внедрением новых технологий позволило к 2015 г. повысить производительность труда, что говорит о высокой эффективности организационной структуры образовательной организации.
По результатам проведенного анализа, автором данной дипломной работы были разработаны следующие мероприятия, направленные на совершенствования организационной структуры Елабужского филиала «ИСГЗ»:
- разработана новая структура отдела кадров филиала.
- разработана программа обучения внутри образовательного учреждения.
Предлагаемая структура отдела кадров включает в себя бюро по работе с кадрами и бюро по развитию кадров.
Бюро по работе с кадрами будет вести работу непосредственно по формированию кадрового состава и его учету.
Основой организации работы по управлению развитием кадров будет являться бюро развития кадров.
Предлагаемая структура отдела кадров позволит устранить загруженность работников кадровой службы, и позволит вести непрерывный процесс развития внутри филиала.
Обучение внутри образовательной организации позволит значительно снизить расходы на обучение персонала на целевых курсах и будет способствовать непрерывному развитию кадрового потенциала, что в свою очередь будет способствовать повышению эффективности в целом.
Анализ эффективности предложенных мероприятий показал, что общие планируемые затраты от предложенных мероприятий значительно меньше затрат на обучение на целевых курсах, что позволило охарактеризовать их как достаточно эффективными.
Реализация предложенных мероприятий будет способствовать совершенствованию системы управления и развития кадров, росту профессиональных навыков, сокращению времени отрыва от основного вида деятельности, что в свою очередь повлечет рост производительности труда, а также позволит сэкономить затраты на обучение кадров.
Теоретические основы построения эффективной организационной структуры образовательной организации позволили сделать следующие выводы.
Под структурой понимается совокупность связей и отношений, сложившихся в системе между ее элементами.
Структура образовательной организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое, в связи с чем, важным моментом в построении эффективной организационной структуры является проектирование.
Процесс проектирования организационной структуры системы управления состоит из тех стадий:
- аналитическая (изучение существующей практики и требований к построению оргструктур);
- проектная (проектирование (моделирование) структуры управления);
- организационная (организация внедрения спроектированной
оргструктуры).
Вся работа по проектированию организационной структуры образовательной организации сводится к разработке направлений по ее совершенствованию, что относится к числу важнейших средств повышения эффективности деятельности организации.
Организационные структуры образовательной организации отличаются большим разнообразием, в зависимости от характера и объемов выполняемых работ.
Традиционно выделяются следующие типы организационных структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная (штабная), дивизиональная и матричная структуры.
Линейную структуру управления характеризует формирование функционально однородных подразделений, не обладающих специализацией в той или иной сфере деятельности. В основе линейной структуры заложены однородные связи общего линейного руководства.
В функциональной структуре управления осуществляется формирование подразделений, каждое из которых специализируется на выполнении определенной функции.
В линейно-функциональной структуре управления имеются линейные звенья и функциональные звенья, а между звеньями имеются горизонтальные и вертикальные связи, где всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий функциональными подразделениями.
При продуктовой структуре управления полномочия по руководству производством и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются одному руководителю, который (или которая) являются ответственными за данный тип работы.
Дивизиональная структура управления, является многоуровневой, где резко расширены функциональные службы по вертикали и по горизонтали (у разных блоков свои службы).
Сочетание функциональной структуры и структуры, ориентированной на вид работ характеризуется как матричная структура управления.
При матричной структуре управления происходит формирование специальных проектных групп, ориентированных на реализацию соответствующих целевых проектов и программ.
Организационные структуры, построенные по дивизионному и матричному типам, являются наиболее эффективными и перспективными, так как они способны адекватно и оперативно реагировать на изменения, происходящие не только внутри образовательной организации, но и во внешней среде.
Эффективность организационной структуры управления характеризуется эффективностью всех основных направлений деятельности образовательной организации. Эффективно построенная организационная структура управления должна, прежде всего, обеспечивать реализацию ее стратегии.
В процессе исследования был проведен анализ эффективности организационной структуры Елабужского филиала «ИСГЗ» основным предметом деятельности которого является образовательные услуги.
Проведенный анализ организационной структуры филиала позволил сделать следующие выводы.
Институт имеет функциональную организационную структуру, в которой функциональное управление осуществляется подразделениями,
специализированными на выполнении конкретных видов работ, необходимых для решений в системе линейного управления.
Руководство деятельностью осуществляет директор, в подчинении которого работают заместитель директора по общим вопросам, заместитель директора по учебной и научной работе, бухгалтер, начальник учебной части, инспектор отдела кадров, заведующий библиотекой.
Оценка эффективности системы управления показала, что к концу 2016 г. в Елабужском филиале «ИСГЗ» достигнута стабильность движения кадрового состава.
Оценка эффективности системы управления позволила придти к выводу, что совершенствование труда, вызванное, внедрением новых технологий позволило к 2015 г. повысить производительность труда, что говорит о высокой эффективности организационной структуры образовательной организации.
По результатам проведенного анализа, автором данной дипломной работы были разработаны следующие мероприятия, направленные на совершенствования организационной структуры Елабужского филиала «ИСГЗ»:
- разработана новая структура отдела кадров филиала.
- разработана программа обучения внутри образовательного учреждения.
Предлагаемая структура отдела кадров включает в себя бюро по работе с кадрами и бюро по развитию кадров.
Бюро по работе с кадрами будет вести работу непосредственно по формированию кадрового состава и его учету.
Основой организации работы по управлению развитием кадров будет являться бюро развития кадров.
Предлагаемая структура отдела кадров позволит устранить загруженность работников кадровой службы, и позволит вести непрерывный процесс развития внутри филиала.
Обучение внутри образовательной организации позволит значительно снизить расходы на обучение персонала на целевых курсах и будет способствовать непрерывному развитию кадрового потенциала, что в свою очередь будет способствовать повышению эффективности в целом.
Анализ эффективности предложенных мероприятий показал, что общие планируемые затраты от предложенных мероприятий значительно меньше затрат на обучение на целевых курсах, что позволило охарактеризовать их как достаточно эффективными.
Реализация предложенных мероприятий будет способствовать совершенствованию системы управления и развития кадров, росту профессиональных навыков, сокращению времени отрыва от основного вида деятельности, что в свою очередь повлечет рост производительности труда, а также позволит сэкономить затраты на обучение кадров.
Подобные работы
- РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОГРАММНОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН» (НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЕЛАБУЖСКОГО ФИЛИАЛА ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Формирование имиджа образовательной организации (на примере Факультета среднего профессионального образования Елабужского филиала частного образовательного учреждения высшего образования «Институт социальных и гуманитарных знаний»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - СОЗДАНИЕ АДАПТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПЕРЕХОДА РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МОДЕЛЬ 3.0 (НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018



